Альтернативное топливо: есть из чего выбрать
Множество ученых и специалистов говорят сегодня о 21 веке как веке заката нефтяной эры. Объемы ее использования велики – только автомобильный парк всего мира потребляет за год около 2 млрд. тонн топлива, на производство которого уходит от 6 до 8 млрд. тонн нефти. Так что, по подсчетам ученых, мировых запасов нефти хватит еще на 40-50 лет. Что будет потом? Над этим закономерным вопросом ученые бьются уже несколько десятков лет и успели предложить миру довольно большое число альтернативных видов топлива. Которые иногда в несколько раз экологичнее и выгоднее основного энергетического источника планеты – нефти.
Классификация всех существующих на сегодня видов топлива выглядит следующим образом:
- по составу: углеводородно-кислотные (спирты), эфиры, эстеры, водородные топлива с добавками;
- по агрегатному состоянию: жидкие, газообразные, твердые;
- по объемам использования: целиком, в качестве добавок;
- по источникам сырья: из угля, торфа, сланцев, биомассы, горючего газа, электроэнергии и др.
Это общепринятые, уже используемые и запатентованные виды. Кроме них в разработке находится еще сотни видов, среди которых топливо из банановых деревьев или отходов из коровника.
Расскажем подробнее о самых популярных.
Природный газ
Он является наиболее распространенным видом моторного топлива в большинстве стран. Наиболее перспективно использование сжиженного газа, пропан-бутана, в Европе на нем работает около 2,8 млн. машин.
Природный газ в качестве моторного топлива может применяться как в виде компримированного, сжатого до давления 200 атмосфер, газа, так и в виде сжиженного, охлажденного до -160°С газа.
Безопасность этого вида топлива высока, а нанесение вреда окружающей среде в несколько раз меньше.
Диметилэфир
Это вещество, производное метанола, получается в процессе синтетического преобразования газа в жидкое состояние. При переоборудовании дизельных двигателей под диметилэфир (технологии уже созданы) этом существенно улучшаются экологические характеристики двигателя. На сегодняшний день в мире потребление диметилэфира составляет около 150 тыс. т в год.
Конкурентноспособность диметилэфира ниже, чем у природного газа. Дело в том, что теплотворная способность на тонну диметилэфира на 45% ниже теплотворности на тонну сжиженного природного газа. Так что шансов стать основным топливом будущего у него не слишком много.
Этанол и метанол
Питьевой спирт, этанол, обладает высоким октановым числом и энергетической ценностью, добывается из отходов древесины и сахарного тростника, обеспечивает двигателю высокий КПД и низкий уровень выбросов. Он особенно популярен в теплых странах. Например, Бразилия после нефтяного кризиса 1973 г. активно использует этанол – в стране более 7 млн. автомобилей заправляются этанолом и еще 9 млн. – его смесью с бензином (газохолом).
Второй мировой лидер по использованию этанола в качестве альтернативного топлива США. . Этанол используется как “чистое” топливо в 21 штате, а этанол-бензиновая смесь составляет 10% топливного рынка США и применяется более чем в 100 млн двигателей.
Этанол отнюдь не дешевое топливо, но при его использовании предусмотрены налоговые льготы. Отсюда и всплеск интереса.
Метанол же как моторное топливо характеризуется прежде всего высоким октановым числом и низкой пожароопасностью. Поэтому он особенно активно применяется в гоночных автомобилях. Метанол может смешиваться с бензином и служить основой для эфирной добавки – метилтретбутилового эфира, который в настоящее время замещает в США большее количество бензина и сырой нефти, чем все другие альтернативные топлива вместе взятые.
Электрическая энергия
Электромобили, возможно, имеют большие шансы на успех в будущем. Ведь при использовании электрической энергии как вида топлива кардинально решается вопрос, связанный с токсичностью отработанных газов, появляется возможность использования нефти для получения химических веществ и соединений. Однако существенным минусом является ограниченный запас хода электромобиля, увеличенные эксплуатационные расходы, высокая первичная стоимость, высокая стоимость энергоемких аккумуляторных батарей. Так что за кем победа экологичными технологиями или экономией средств, покажет время.
Топливные элементы
Топливные элементы – это устройства, генерирующие электроэнергию непосредственно на борту транспортного средства, – в процессе реакции водорода и кислорода образуются вода и электрический ток. Для выделения водорода, как правило, используют сжатый водород или метанол. В разработке этого вида топлива за рубежом задействовано довольно большое количество фирм. Главная их задача приблизить стоимость автомобилей на топливных элементах к бензиновым. Тогда этот вид топлива будет иметь реальные шансы на успех уже в ближайшем будущем.
Биодизельное топливо
Интерес к нему возрос в послдение годы в США, Канаде и странах Евросоюза. Особый интерес к технологии его производства из рапса (возможно также производство из отработанного растительного масла). В Австрии такое топливо уже сейчас составляет 3% общего рынка дизельного топлива при наличии производственных мощностей до 30 тыс. т/год; во Франции эти мощности составляют 20 тыс. т/год; в Италии – 60 тыс. т/год. В США планируется на 20% заменить обычное дизельное топливо биодизельным и использовать его на морских судах, городских автобусах и грузовых автомобилях.
Применение этого вида топлива обещает существенное улучшение экологической обстановки в регионах интенсивного использования дизелей, содержание серы в биодизельном топливе составляет всего 0,02%.
Воздух
Да даже это вещество, окружающее нас повсюду, ученые предложили использовать в качестве топлива. Принцип работы такого мотора похож на принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Только «сталкиваются» не бензин с искрой, а холодный и теплый воздух. Первый автомобиль, так называемый «воздухкар», уже разрабатывается во Франции. По предварительным данным, автомобиль будет стоить порядка 13 тыс. евро. Запас хода – 200 км.
Александра Клименко
Материалы по теме
Метки: Охрана природы
Комментариев нет »
Еще нет комментариев.
RSS лента комментариев к этой записи.
Оставить комментарий
You must be logged in to post a comment.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Дек | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- В Австралии пользуются популярностью авоськи
- В Донецкой области создадут новый природный парк
- Ульяновская область: лесопользоваватели стали более законопослушными
- Экологические проблемы Севастополя
- Экологи требуют запретить строительство Эвенкийской ГЭС
- Москва не согласна с претензиями Минприроды РФ к качеству противогололедных реагентов
- Минприроды РФ налаживает сотрудничество с Норвегией
- Более 30% сточных вод России отнесены к категории загрязненных
- Владивосток: экологию улучшит озеленение
- В Кавказском заповеднике увеличилось количество природоохранных мероприятий