Эйлин Грей: женщина-дизайнер, опередившая Ле Корбюзье
T
КУЛЬТУРА•ЛИЧНОСТЬ
50
оттенков
Грей
ТЕКСТ:
ОЛЬГА МАМАЕВА
9 августа — день рождения великой Эйлин Грей, одной из немногих женщин в истории мирового дизайна, которая изменила его навсегда. The Blueprint признается в любви аристократке, бунтарке и моднице.
Жизнь Эйлин Грей — пожалуй, самый наглядный и увлекательный учебник по женской истории ХХ века. Во всяком случае, весь ее драматизм и парадоксальность она передает как нельзя лучше. Будущая икона мирового дизайна родилась в 1878 году в Ирландии в богатой аристократической семье. С самого детства Эйлин тяготела к традиционно «мужским» увлечениям — рисованию, архитектуре, черчению. Впрочем, быть художником она не собиралась, ее интересовал земной, вещественный мир, но архитектурное образование женщинам тогда еще было недоступно. Выбор оказался невелик, но Грей и здесь проявила неординарность, поступив в лондонскую художественную школу Slade, славившуюся не столько знаменитыми выпускниками, сколько царившими там свободолюбивыми нравами.
Уже во время учебы девушка увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки мебели, которую прекрасно освоила и в дальнейшем многократно использовала в работе над своими знаменитыми стульями. В 24 года Грей перебралась в Париж, чтобы продолжить художественное образование, и осталась здесь навсегда. Наследница огромного состояния, она не нуждалась в деньгах и постоянной работе, поэтому могла полностью посвятить себя светской жизни и творческим поискам. А они оказались нетривиальными: Грей увлеклась производством мебели на пару со своим новым знакомым, японским мастером-лаковщиком Сейзо Сугаварой. В 1922 году она открыла собственную галерею под мужским именем Jean Désert, где выставила все, что успела создать к этому времени. Предметы, которые она придумывала, были чрезвычайно радикальными и неожиданными для утонченной английской аристократки: подчеркнуто утилитарные, простые, будто сделанные для бедняков, местами даже грубые. Чего только стоят столики из стекла и хромированных трубок (Е.
1027), которые напоминали то ли убранство больничного кабинета, то ли фрагмент заводского интерьера.галерея Jean Désert
Среди других знаковых изобретений Грей, например, черное кожаное кресло Bibendum — один из главных объектов мебельного дизайна ХХ века. Оно, наряду с другими предметами, было сделано в 1926 году для парижского бутика шляпок Матье Леви (первый крупный заказ дизайнера). Его полукруглая форма напоминает автомобильные шины Michelin — именно они вдохновили дизайнера, а необычное название кресло получило в честь надувного человечка Бибендума — символа компании. Стать обладателем Bibendum можно и сегодня — лицензированные копии легендарной модели производит компания ClassiCon, они украшают лучшие отели мира и частные дома. А на их цену с уважением посмотрела бы даже никогда не нуждавшаяся в деньгах Эйлин Грей. Не менее авангардной выглядит ширма Brick Screen, спроектированная дизайнером в 1922–1925 годах. Источником вдохновения вновь послужила промышленность, на этот раз не автомобильная, а строительная — ширма повторяет рисунок кирпичной кладки.
Кресло Bibendum
ширма brick screen
Однако главное творение Эйлин Грей не связано с дизайном. Не имея архитектурного образования, она самостоятельно спроектировала дом — знаменитый Е.1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен на Французской Ривьере, который называют иконой модернистской архитектуры. Грей построила его в 1926–1929 годах для своего молодого возлюбленного, румынского архитектора и критика Жана Бадовичи. Пятнадцатилетняя разница в возрасте не помешала их бурному роману, хотя в глазах светского Парижа союз выглядел откровенным мезальянсом: богатая и знаменитая Грей, всегда безупречно одетая, слишком уж оттеняла своего скромного спутника. Но саму Эйлин это нисколько не смущало, напротив, она воздвигла над Средиземным морем гигантский памятник своей любви. В названии дома Е.1027 зашифрованы их имена: Е — Эйлин (Eileen), 10 — номер буквы J (Jean) в английском алфавите, 2 — номер буквы B (Badovici), 7 — номер буквы G (Gray).
жан бадовичи
вилла е-1027
Белоснежная вилла с идеальной геометрией, продуманной планировкой и эргономикой во многом предвосхитила новаторскую архитектуру Ле Корбюзье, которого сама Грей откровенно недолюбливала. И было за что! Вскоре после завершения строительства Е.1027 пара рассталась, и дом оказался в собственности Жана Бадовичи (для себя Грей построила виллу Tempe à Pailla в Ментоне). В 1930-м здесь гостил его друг и коллега Ле Корбюзье — и, не спрося разрешения у бывшей хозяйки, расписал в доме семь стен (как внутри, так и снаружи). Эйлин Грей сочла это личным оскорблением и до конца жизни называла своенравного швейцарца вандалом. В 2015 году историю любви Грей и Бадовичи и их удивительного дома экранизировала ирландская режиссер и сценарист Мэри Макгакиан. Свой фильм «Цена желания» она снимала в подлинных интерьерах Е.1027, чем отчасти помогла его многолетней реставрации — работы велись в том числе на добровольные пожертвования. Она завершилась только в прошлом году усилиями фонда Cap Moderne Association и ассоциации Conservatoire du Littoral.
Вилла Tempe à Pailla
фильм «цена желания»
Вилла Tempe à Pailla
Еще один фильм — документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение» — рассказывает о творчестве Эйлин Грей и ее влиянии на мировой дизайн ХХ века. Несмотря на то что оно было огромным, и сегодня едва ли кому-то придет в голову с этим спорить, имя великой ирландки по-прежнему мало известно. Авторство Е.1027 нередко приписывают Ле Корбюзье, как и само звание первопроходца модернизма; копии знаменитых кресел и столов бесконечно тиражируют, забывая оригиналы. Отчасти это связано с общей проблемой вымывания женских имен из истории мирового искусства — этому посвящено знаменитое эссе Линды Нохлин 1971 года. Отчасти — с личностью самой Эйлин Грей, которая вызывала полярные оценки у современников. Она не боялась шокировать публику ни радикальным дизайном, ни вызывающим поведением. Например, разъезжала по Парижу на кабриолете вместе со своей любовницей певицей Дамиа и их домашней пантерой.
ПЕВИЦА ДАМИА И ПАНТЕРА
документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение»
ЭССЕ ЛИНДЫ НЮХЛИН
Несмотря на европейскую славу, после войны она мало работала, полностью уйдя в частную жизнь. Уже в 1950-е казалось, что звезда Эйлин Грей окончательно зашла. Лишь в 1972 году в авторитетном журнале Architectural Review вышла большая статья историка архитектуры Джозефа Рикверта, посвященная наследию дизайнера. Тогда на нее вновь обратили внимание, а предметы интерьера, созданные Грей почти полвека назад, вновь стали модными во всем мире. В 1973 году в Лондоне и Дублине прошли ее первые персональные выставки, а через три года Эйлин Грей умерла, не дожив до ста всего двух лет.
Сегодня мебель Эйлин Грей можно найти не только в музеях и частных коллекциях. Лицензированные копии ее столов, стульев и кресел выпускает компания ClassiCon. Приобрести оригинал тоже можно: так, в 2009 году на торгах Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). В числе самых дорогих лотов было кожаное кресло с деревянными подлокотниками Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло с молотка за рекордные 28 млн долларов — так высоко дизайнерскую мебель еще никогда не оценивали. Однако едва ли это последний рекорд, связанный с наследием Эйлин Грей: в частных коллекциях по всему миру хранится множество оригинальных образцов, к которым она приложила руку. Можно не сомневаться, что когда-нибудь и они возьмут свои многомиллионные высоты. Стоит только подождать — дочь баронессы не привыкла спешить.
КРЕСЛО GRAGONS
{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:». editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
//= $articleUrl; ?>теги: ЛИЧНОСТЬ
читайте также
|
|
Эйлин Грей | Дезин
Результаты поиска:
Уточните параметры поиска:
Вилла E-1027 Эйлин Грей вновь открывается на Лазурном берегу после масштабной реставрации
Модернистский дом E-1027 Эйлин Грей на юге Франции и дом отдыха Ле Корбюзье Cabanon рядом с ним вновь открылись после пятилетней реконструкции. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийНа ретроспективе Эйлин Грей в Нью-Йорке представлены работы, «никогда не показанные ранее»
Ретроспектива ирландского модерниста Эйлин Грей в Нью-Йорке включает в себя мебель, которая никогда не была представлена ранее. Подробнее
Бриджит Когли | | Оставить комментарийМодернистская вилла E-1027 Эйлин Грей на фотографиях Мануэля Буго
На этих фотографиях Мануэля Буго запечатлена вилла в стиле модерн на южном побережье Франции, спроектированная Эйлин Грей и в которой жил Ле Корбюзье. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийДизайн современных женщин 1890–1990 в MoMA
Выставка о том, как женщины формировали дизайн двадцатого века, представлена в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Подробнее
Роуз Этерингтон | | 1 КомментарийФильм Эйлин Грей, посвященный спору о фресках Ле Корбюзье
News: История о том, как архитектор Ле Корбюзье испортил интерьер E.1027, оригинального дома, спроектированного коллегой-модернистом Эйлин Грей, нарисовав на его стенах фрески с сексуальной графикой, должна стать сюжетом фильма. Еще
Маркус Фэйрс | | 2 комментарияЭйлин Грей была «разочарована тем, что о ней забыли» — Зеев Арам
Интервью: Спустя сорок лет после первой встречи с ней лондонский дизайнер Зеев Арам запустил веб-сайт, посвященный творчеству его покойного друга, дизайнера-модерниста Эйлин Грей. В этом интервью Арам описывает свои рабочие отношения с пожилым дизайнером, который, несмотря на то, что был хилым и почти забытым, мог «видеть одним глазом то, что многие архитекторы не могли видеть двумя глазами» (+ слайд-шоу). Еще
Элин Гриффитс | | 1 Комментарий
Foster + Partners воплощает «творческий дух Мумбаи» с первым Apple Store в Индии
Уоррелл Йенг обновляет нью-йоркскую ферму с коллекцией деревянных домов-двоюродных братьев
Арон Химмельфарб расширяет пивоварню Hudson Valley дегустационным залом из кортеновской стали
Компания Foster + Partners проектирует терминал для «службы воздушного такси» в Дубае
Консоли Espacio 18 Arquitectura, скульптурный бетонный дом в Оахаке
Десять зданий, втянутых в судебные баталии
Десять различных и повседневных применений биопластика
Блок 722 прижимает дом O Lofos к горному склону Крита
Руководство по мероприятиям Dezeen
Дезин Джобс
{{категория}}
{{carousel_title}}
Эйлин Грей, архитектор, опередивший свое время, снова в центре внимания
Опубликовано вИскусствоПо всем меркам Эйлин Грей должна быть так же известна, как и ее современники-модернисты-мужчины. Выставка в Bard’s Graduate Center предлагает умную поправку к историческим записям.
к Лидия Пайн Беренис Эбботт, «Портрет Эйлин Грей» (1926), серебряно-желатиновая печать (любезно предоставлено Национальным музеемИрландия)
Между 1926-1929 годами ирландский архитектор и модернист Эйлин Грей спроектировала и построила E 1027 — белую угловатую виллу во французском Рокбрюн-Кап-Мартен на Лазурном берегу. Вилла была первой крупной архитектурной работой Грей, и она спроектировала ее как жилое пространство, которое объединило ее художественное видение как внутри, так и снаружи — от ее характерного дизайна мебели до окон от пола до потолка и утопленного солярия. Дизайн E 1027 ценится за движение, легкость и эффективность; каждая часть каждой комнаты служила Грею определенной цели. Не было «пустого» места. Уже будучи известным дизайнером мебели, Грей был одним из первых архитекторов-дизайнеров того, что впоследствии стало известно как интернациональный стиль.
Фотография Е 1027 на берегу моря (любезно предоставлено Центром Помпиду, Библиотекой Кандинского, Фондом Эйлин Грей) первое здание в стиле модерн, построенное женщиной-архитектором. Однако история E 1027 — и того, что с ним случилось в течение двадцатого века — бросила огромную тень на более широкую биографию Грея. Нынешняя выставка Эйлин Грей в галерее Bard Graduate Center Gallery предлагает продуманный, тонкий противовес классической истории, ориентированной на E 1027, которая в значительной степени затмила ее обширное и сложное творчество.Грей учился в Школе изящных искусств Слэйда в Лондоне с 1900 по 1902 год. Очарованная L’Exposition Universelle 1900 года, она переехала в Париж в 1903 году, чтобы посещать курсы в Académie Julian и Académie Colarossi, где лакирование стало ее любимым ремеслом как в профессиональном, так и в личном плане. (По сообщениям, Грей, которая была бисексуалкой, ездила по Парижу в кабриолете с одним из своих любовников, певицей из ночного клуба Дамией, с домашней пантерой Дамии на заднем сиденье. Богатство семьи Грея также обеспечило ей образование и независимость.) Она и художник Сейзо Сугавара открыл лаковую мастерскую в 1910, в дополнение к ткацкой мастерской, которую она открыла вместе с другой художницей, Эвелин Уайлд. В 1914 году Грей даже стала одной из первых женщин в Париже, получивших водительские права, и водила машину скорой помощи во время Первой мировой войны. любезно предоставлено Galerie Vallois, Париж; фото Арно Капентье) Эйлин Грей, «Будуар Монте-Карло, представленный на 14-м Салоне художников-декораторов», из Intérieurs Français , 1923 (изображение любезно предоставлено архивом Galerie Gilles Peyroulet, Париж)
Грей предприняла свой первый проект интерьера в 1919 году — квартира для знатока общества Жюльетт Леви — полная лакированных ширм, экзотических светильников и знаменитого (хотя и немного фетишизирующего) кресла «Драконы». Фотографии, схемы и зарисовки из журналов, представленные в Эйлин Грей , многие из которых никогда ранее не выставлялись публично, демонстрируют, как ее стиль и опыт формировались на протяжении десятилетий начала двадцатого века. Под мужским псевдонимом Жан Дезер Грей открыла собственную галерею в 1922, клиентура которого быстро включала Эзру Паунда, Джеймса Джойса и Ротшильдов. Ее работа с E 1027 ознаменовала ее первый набег на архитектуру (завершенный, когда ей был 51 год) при поддержке ее тогдашнего любовника, архитектора румынского происхождения и редактора L’Architecture Vivante Жана Бадовичи.
Эйлин Грей. Table pour petit déjeuner (Стол для завтрака), 1927 год. Трубчатая лакированная сталь, ацетат целлюлозы. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж. Покупка, 1992, AM 1992-1-3. © Центр Помпиду, Мнам-ТПП, р-н. RMN-GP: Жан-Клод Планше.Загадочное название виллы является нумерологической ссылкой на Грея и Бадовича, а его символика стала важной частью современных мифов о вилле. (E означает Эйлин; 10, 2 и 7 соответствуют инициалам Бадовичи и Грея, переплетающимся друг с другом.) Два особенно знаковых предмета мебели Грея из дома включают легкий трубчатый столик (сконструированный так, чтобы ее сестра могла завтракать в кровать) и шезлонги Transat. Когда вилла была завершена, L’Architecture Vivante посвятил ей целый выпуск. «Даже мебель должна потерять свою индивидуальность, сливаясь с архитектурным ансамблем», — писал Грей в номере 1929 года, и по изображениям становится ясно, что E 1027 воплощает этот дух.
Когда Бадовичи и Грей расстались в 1932 году, она оставила ему E 1027 и начала строительство новой виллы («Tempe à Pailla») в соседнем французском городе Ментон. В начале 1930-х годов Е 1027 привлек внимание известного швейцарско-французского архитектора и художника Ле Корбюзье, друга и частого гостя Бадовича, и в последующие десятилетия стало невозможно разобраться в заслугах Е 1027 как мужчины начали неявно и явно выписывать Грея из истории E 1027.
Кэролайн Убершер, Стивен Белфлауэр, Тодд Макдауэлл (UF), «Модель Tempe a Pailla, разработанная Эйлин Грей» (модель ок. 1993–1994 гг.), дерево и бумага (изображение предоставлено Ирландским архитектурным архивом)Часто описывается как завидующая Благодаря таланту Грея и нежеланию признать, что женщина может создать что-то столь же блестящее и заставляющее задуматься, как E 1027, Ле Корбюзье нарисовал восемь кубистских фресок на стенах виллы в конце 1930-х годов, гарантируя, что его имя неизменно связано с историей виллы. . Кроме того, он нарисовал их обнаженными, что Грей и многие более поздние историки восприняли как нападение на виллу. Как описывает Майкл Уоттс в The Economist , «Дом сыграл большую роль в истории Грея благодаря эпизоду, который стал предметом книг, эссе, документальных фильмов, романа и даже курса по сексуальной политике архитектуры». E 1027 — блестящий пример новаторской архитектуры, и очень жаль, что биография Грея неизбежно определяется Ле Корбюзье. Удачно, Бард Эйлин Грей отодвигает Ле Корбюзье на историческую сноску.
Хотя галерея Барда в настоящее время закрыта из-за COVID-19пандемии, он предлагает фантастическую онлайн-подборку тем выставки и, следовательно, карьеры Грея. Онлайн-версия, включающая более 200 работ, в том числе мебель, лак, архитектурные чертежи, фотографии, заметки, портфолио и архивные материалы, также содержит подробные обсуждения подмножества этих предметов, помещая их в контекст творчества Грея. Кресло Transat, лампа-ракета, лакированные экраны и вешалка для полотенец на ступеньках (и это лишь некоторые из них) — все это становится предметом обсуждения кураторов, преподавателей галерей и ученых-подростков.
Эйлин Грей, «Fauteuil transat (Кресло Transat)» (1926-29), лакированный платан, трубчатая сталь, синтетическая кожа (изображение предоставлено Центром Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж; © Центр Помпиду, Mnam-CCI, Dist RMN-GP: Jean-Claude Planchet)От ее раннего текстиля и лаков до ее кресел и архитектуры, общая эстетика дизайна Грей подчеркивает геометрию и непрерывность формы и материалов. Объектно-ориентированные истории — и подход Барда в целом — подчеркивают более целостный подход Грея к дизайну. Спустя почти столетие после их первоначального дизайна ее акцент на содействии гармонии между людьми и объектами остается вне времени.
Эйлин Грей остается онлайн на неопределенный срок через галерею Bard Graduate Center. Физическую выставку (18 West 86th Street, Upper East Side, Manhattan) курировала Cloé Pitiot и она временно закрыта из-за продолжающейся пандемии COVID-19. После открытия выставка будет открыта до 28 октября, хотя посетители должны следить за обновлениями на веб-сайте галереи.