Мария Пономарёва — о дизайне и жизни в Нью-Йорке
Между Алтаем и Нью-Йорком разница полярная во времени. Но это не помешало состыковаться с дизайнером и независимым арт-директором Марией Пономарёвой.
Так получилось долгожданное интервью о бренде Нижнего Новгорода, дизайне упаковки, русском визуальном коде и жизни в городе больших возможностей.
Проект словил хайп
Когда-то Мария Пономарёва уехала из Нижнего Новгорода в Москву, имея образование учителя рисования и понимание, что этого не хватает для профессии дизайнера. Поступила в Британскую высшую школу дизайна, на курс по подготовке арт-директоров «Визуальные коммуникации». Для дипломного проекта выбрала тему «Визуальная идентификация Нижнего Новгорода».
— Эта работа стала точкой отсчёта?
— Скорее — важным этапом. Мне хотелось сделать приятно родному городу, которым я горжусь. И хотелось немного просветить людей, чтобы они не путали Великий Новгород и Нижний Новгород. В одном живут новгородцы, в другом — нижегородцы. Еще хотелось сказать, что хохлома, которую все знают в мире — она из Нижнего Новгорода. Наш город — родина художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. И в логотипе я соединила три смысла: хохлому, излучину реки, очертания башни. В визуальную систему включила иллюстрации и декоративные элементы: олень добавлен из герба города, «Русская Венера» появилась из художественного музея, шрифт разработан под влиянием работ нижегородской художницы. Получился конструктор, который можно по-разному собирать и использовать.
В 2010 я защитила свой диплом и припрятала его. У меня была надежда, продвинуть визуальный стиль самостоятельно. Я писала письма, звонила, пыталась связаться с правительством Нижегородской области. Но тогда не было департамента, который бы занимался дизайном. Это было восемь лет назад, в России в то время мало кто делал айдентику для городов. Это позже случился бум и стало модно. Люди поняли, что можно словить хайп на таких проектах. Тогда ещё и слова «хайп» в обиходе российских обывателей не было. Хайп был, а слова не было.
Получилось так, что год прошел и — ничего. Думаю: «Эх, была не была. Поставлю работу в портфолио». Дальше проект разлетелся по СМИ, поднял большой шум на нижегородских форумах и собрал награды нескольких профессиональных фестивалей. Кому-то дико нравилось, кому-то дико не нравилось, но я поняла, что большинству он пришелся по душе.
И каким-то волшебным образом это дошло до городской администрации, айдентику в 2013 году приобрел департамент туризма и сейчас применяет в сувенирах и городской среде. Недавно мне прислали фотографии, где логотип нанесен на канализационные люки, — хорошо получилось. К сожалению, администрация использует только логотип и не всегда на основе гайдлайна — это меня расстраивает. Может еще через несколько лет увидят, что есть целая визуальная система со своей стилистикой иллюстраций и декоративными элементами.
Стартап — счастливое совпадение
Пока бушевали страсти из-за туристического бренда Нижнего Новгорода, Мария работала в небольшом бутиковом агентстве. Одной из ярких работ того периода стала этикетка подарочного вина с заячьими ушками к году Кролика. Этикетка «выстрелила» и получила награду влиятельного конкурса дизайна упаковки Pentawards. На церемонию награждения пришлось отправиться в командировку в Нью-Йорк.
— Тогда и случилась любовь к Нью-Йорку?
— Я даже не думала, что мне понравится этот город. Но он меня очаровал, я влюбилась в него с первых шагов. Город разрушил все стереотипы, которые были в голове до встречи с ним. Что это большой муравейник, что небоскребы на тебя давят, что невозможно находиться, где все бегут куда-то. Отчасти это так, это происходит в двух небольших по площади участках Манхэттена. Остальной Нью-Йорк прекрасен. Позже, когда я уже работала в брендинговом агентстве Depot WPF, приезжала в Нью-Йорк еще несколько раз. Город стал моей мечтой. И как только появилась возможность, я воспользовалась шансом перебраться сюда.
Произошло всё абсолютно случайно, что называется, подфартило: меня пригласили в акселератор компании Samsung, сейчас он называется Samsung NEXT. Здесь спонсируются молодые стартапы, дают офис, платят зарплату, развивают. К сожалению, стартап, в котором я участвовала, через год закрыли. Но, я получила прекрасный опыт работы в международной команде, и шанс пожить в любимом городе.
Сейчас идет второй год с тех пор, как мы сюда перебрались. Если характеризовать Нью-Йорк одним словом — это будет слово выбор. Огромный выбор всего: будь то работа в лучших дизайнерских агентствах мира или профессиональные события и конференции, будь то выбор лучших музеев, театров или любой кухни мира.
Нью-Йорк, Нью-Йорк…
Для жизни удалось найти оптимальный вариант в получасе езды от Манхэттена — в Джерси сити. Отсюда довольно близко добираться до гущи событий, а цены на проживание ниже, чем в Бруклине. Жильё находится в интересном здании — это исторический комплекс в стиле ар-деко, объект культурного наследия. Раньше здесь был госпиталь, где лечили президентов и селебрити. Он какое-то время пустовал, потом его купила компания, сделала реконструкцию и начала сдавать квартиры.
— Что видно из окна дома в стиле ар-деко?
— Здесь шикарные виды, что для меня важно — я же визуальный человек. У нас виден Гудзонский залив и немножко видно статую Свободы. Нью-Йорк считается энциклопедией архитектуры XX века и мы стараемся делать вылазки в город в выходные и не перестаем удивляться, столько тут культурных пластов. И люди доброжелательные, готовы прийти на помощь, даже когда ты об этом не просишь. У меня много было таких эпизодов, когда я останавливалась, чтобы найти на карте здание, ко мне подходили помочь. Могут просто так сказать: «Какие классные у тебя кроссовки или как ты классно выглядишь». И пойти дальше. Это дико поднимает настроение. Языкового барьера нет, потому что большинство людей говорят с акцентом, в какое-то время они сами перебрались сюда и тебя принимают таким, какой ты есть.
Что ещё здесь удивляет. Как такой мегаполис гармонично вписывается в природную среду? Часто встречаю диких животных: на набережной разгуливают жирные гусиные стаи, много белочек, енотов, оленей. Недавно были в Вашингтоне и видели оленей прямо в городе. Такое в России трудно себе представить и мне кажется, что это зависит от отношения людей.
Визуальный русский код
Сейчас Мария Пономарёва планирует активнее работать с клиентами из США. Заказчики продолжают находить её по профилю на Бехансе, либо сарафанное радио работает. Обращается много нью-йоркских хедхантеров, было одно предложение, которое очень понравилось, но это случилось накануне декретного отпуска.
— Какое впечатление с берегов Гудзона от российского дизайна?
— Вижу, что он развивается, по сравнению с тем, когда я только начинала работать. Кроме Британки появился сильный факультет в Высшей школе экономики, конкуренция на рынке дизайна растёт — это мотивирует. Заказчики становятся более образованные, не могу сказать, что все. Больше клиентов приходит за смелыми идеями в упаковке. Единственно, сейчас кризисная история, я чувствую это на себе. Клиент готов всё меньше тратить денег в упаковке. Например, у меня перестали заказывать структурный дизайн, приходят с готовыми развёртками, просят сделать только графику. Экономят на эффектах печати и бумаге. Я стараюсь за счет дизайна это компенсировать. В частности, когда рисовала упаковку с чайником на колёсиках для компании «Медовый дом», я знала, что будет простой картон. И неслучайно сделала имитацию фактуры бумаги, если бы была чистая плашка, стало видно, что это дешево. А так — иллюзия французской классной бумаги.
— В ваших работах заметны традиции книжной иллюстрации. Это и есть русский визуальный код?
— Мне хотелось каким-то образом в свои проекты внедрять русскую культуру. В упаковке «Травы и пчёлы» у меня была идея сказки. Чем дальше, тем больше идея русскости стала получаться. В последней работе для «Медового дома» у меня был референс — жостовские подносы, черные, расписанные цветами. Не знаю, насколько это считывают покупатели? Но для меня это часть русского визуального кода: декоративность, отсылка к художественным промыслам, сказочные мотивы. Мне кажется, что это про Россию.
Блиц-опрос
— Особенность работы арт-директора?
— Арт-директор — это дирижёр. В моем случае дирижёр, который умудряется на скрипочке сыграть, на барабанах постучать. Иногда я под проект собираю команду. Но мне хочется принимать участие не только в качестве руководителя, но и исполнителя. Люблю поковыряться в иллюстрациях, сделать фотосъёмку. Я понимаю, что это мешает мне вырасти в агентство. Но ничего не могу с собой поделать, считаю, что работа должна приносить удовольствие.
— Можно воспитать визуальный вкус?
— Родители и среда формируют визуальный вкус, если с этим не повезло, нужно самостоятельно прикладывать усилия. Я бы советовала больше смотреть проверенных источников, популярных сайтов, смотреть каждый день. Читать про интересные кейсы, где рассказывается, почему дизайнеры пришли к такому решению. Заниматься самообразованием и ходить на выставки.
— Как рождаются идеи?
— Это как фитнес, приходишь в спортзал и ежедневно тренируешь мышцы. Это навык. Научили ему в Британке. Для генерирования идей ставлю себе таймер: 15 минут, чтобы придумать минимум 10 идей. Записываю всё, что приходит на ум в ограниченное время. Потом отсеиваю неудачные идеи. Меня приучила Британка не ждать, когда приходит вдохновение. На первом занятии нужно было нарисовать портрет твоего соседа за 15 минут, потом за 5 минут, потом за минуту. Это был стресс поначалу. Позже привыкаешь и понимаешь, что самые клеевые идеи рождаются быстро. По крайней мере, у меня так.
— Как понимаете, что это не ваш клиент?
— Обращаю внимание на первое письмо — это как первое свидание. По письму можно многое понять о собеседнике. Раньше отвечала всем, сейчас просто физически времени не хватает на все запросы реагировать. Откровенный булшит фильтруется мгновенно. Не отвечаю на письмо совсем, если ко мне обращаются не по имени, или делают в нём ошибку. Дальше знакомлюсь с брифом, задаю вопросы и смотрю уровень ответов. Если он меня не устраивает, то работать не буду. Кто проходит этот естественный отбор, тот и на следующих этапах обычно не разочаровывается.
Справка: опыт работы в графическом и коммуникационном дизайне — больше 10 лет. Основная специализация — дизайн упаковки. Обладатель многих профессиональных наград и фестивалей: две премии Red Dot 2016-2017, Cannes Lions 2014, Pentawards 2014 и другие.
Источник — rekportal.ru
=2577 =153
Как дизайнера Марию Пономарёву хохлома до Нью-Йорка довела
Независимый арт-директор и дизайнер Мария Пономарёва принадлежит к «новой волне» российского графического дизайна, к тем, кто появился в профессии лет восемь назад. Первым её громким проектом стал туристический логотип Нижнего Новгорода, позже — упаковка, поразившая жюри мировых фестивалей. Редактор «Рекпортала» Лада Шевкунова взяла интервью у Марии Пономаревой прямо из самого креативного города мира — Нью-Йорка.
Проснулась знаменитой
Если вспомнить, как в нашей стране развивалась тема продвижения территорий, приходит на память 2009 год. Тогда запустился процесс создания фирменных стилей российских городов, которые задумались о своей идентичности и привлекательности.
Одним из первых появился логотип Перми от Студии Артемия Лебедева. Через год разразилась шумная история с фирменным стилем Нижнего Новгорода, разработанным Марией Пономарёвой для своего дипломного проекта на курсе «Визуальные коммуникации» в Британской высшей школе дизайна.
— Это можно назвать везением для города, что его уроженка выбрала такую тему диплома и могла создать актуальный графический стиль на основе истории и геральдики.
— Нижний Новгород — мой родной город. После окончания вуза у меня было два пути: пойти учителем рисования в школу или стать дизайнером. Я выбрала второй, но критически оценивала свой уровень и понимала, что нужно учиться ещё.
Уехала в Москву, поступила в Британку. Тему визуальной идентичности взяла на диплом, потому что хотела сделать приятное городу. Я горжусь своей родиной и хочу, чтобы о Нижнем Новгороде люди знали больше. Меня до сих пор задевает, что путают Нижний Новгород с Великим Новгородом. Ещё хотелось сказать, что хохлома, которая известна по миру, она из Нижнего.
Мой город — родина художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Избегать этого было бы странно, поэтому логотип соединил в себе три смысла: хохлому, излучину реки и очертания самой известной башни нижегородского кремля.
В визуальную систему я ввела иллюстрации и декоративные элементы: олень прискакал из герба города, «Русская Венера» появилась из художественного музея, шрифт разработан под влиянием работ нижегородской художницы.
Почему с главного проспекта Барнаула уходят дорогие магазины и рестораны
Недвижимость
Первое время у меня была надежда продвинуть проект в администрацию самостоятельно. Я писала письма и звонила, но это было восемь лет назад, в правительстве области тогда никто не занимался фирменным стилем. Уже потом случился бум, люди поняли, что на этом можно «словить» хайп. Тогда еще и слова «хайп» не было в обиходе российских обывателей.
Прошел год и — ничего. Думаю: «Была не была, поставлю работу в портфолио. И будь, что будет». Тут же проект разлетелся по СМИ. На нижегородских форумах бушевали дикие страсти и обсуждения: кому-то он дико нравился, кому-то дико не нравился.
Как я поняла, большинству он пришелся по душе. Проект получил награды нескольких профессиональных фестивалей, в том числе завоевал и первое место на Фейкстивале, который проводился на Алтае. Вся эта шумиха каким-то волшебным образом дошла до администрации города, работу в 2013 году приобрел департамент туризма.
— Сейчас она используется для туристического продвижения?
— Сувениры со стилем появились сразу. Недавно мне прислали фотографии c логотипом на канализационных люках — хорошо получилось. Видела логотип в городской среде. Честно скажу, не всегда устраивает, как это выглядит, но понимаю, что люди, которые работают со стилем города — первопроходцы.
Ещё обидно, что используют только логотип. Возможно, еще через несколько лет увидят, что есть стилистика иллюстраций и декоративные элементы. К сожалению, пока в нашей стране отношение к дизайнерам и их мнению не слишком серьезное. К нам относятся как к инфантильным умникам с карандашиком за ушком.
Город больших возможностей
Мария Пономарева.
из личного архива дизайнера
Мария Пономарёва уверена, обучение визуальным коммуникациям круто изменило её жизнь и стало квантовым скачком в развитии. Основным направлением работы она выбрала упаковочный дизайн, на тот момент это было не сильно популярная специализация среди российских дизайнеров.
Одна из первых работ — этикетка подарочного вина с заячьими ушками к году Кролика — вновь «выстрелила» и получила награду влиятельного конкурса Pentawards — это такие «Каннские львы» среди упаковки.
— Меня пригласили на церемонию награждения Pentawards и я отправилась в командировку в Нью-Йорк. Не думала, что мне понравится город, но он меня сразу очаровал. Я влюбилась в него с первых шагов.
Позже, работая в крупном российском агентстве Depot WPF, приезжала в Нью-Йорк еще несколько раз. Потом мне абсолютно случайно подфартило: пригласили в акселератор компании Samsung в Нью-Йорке, где спонсируют молодые стартапы.
К сожалению, стартап, в котором я участвовала, через год закрыли. Но, я получила прекрасный опыт работы в международной команде, и шанс пожить в любимом городе.
Евгений Кураков: «Надеюсь, здравый смысл победит»
Жизнь
— Чем же так очаровал город?
— Он разрушил все стереотипы, которые были у меня в голове до встречи с ним. Что это большой муравейник, что небоскребы на тебя давят, что невозможно находиться, где все бегут куда-то. Отчасти это так, это происходит в двух небольших по площади участках Манхэттена.
Остальной Нью-Йорк прекрасен, главное избегать туристических мест. Таймс-сквер терпеть не могу, стараюсь вообще там не появляться, если только не просят друзья, которые приезжают в гости.
Ещё бытует мнение, что Манхэттен весь в небоскребах — это не так, он довольно плоский, а серединка лысая. Там есть район Вест-Виллидж с низкой застройкой, не случайно его называют деревней — это одно из моих любимых мест. Люблю бывать на набережных, где всё сделано для людей: велосипедные дорожки, лавочки, фонтанчики, площадки для детей и домашних животных.
Что ещё здесь удивляет. Как такой мегаполис гармонично вписывается в природную среду? Часто встречаю диких животных: на набережной разгуливают жирные гусиные стаи, много белочек и енотов. Недавно были в Вашингтоне и видели оленей прямо в городе. Такое в России трудно себе представить и мне кажется, что это зависит от отношения людей.
— Есть ли языковой барьер? И какие люди?
— Это такой город, что можно приехать, практически не зная английский язык, и к тебе будут лояльно относиться. Потому что большинство в какое-то время сами сюда перебрались и тебя принимают таким, какой ты есть.
Люди здесь готовы прийти на помощь, даже, когда ты её не просишь. У меня много было таких эпизодов, когда я останавливалась, найти что-то найти на карте и ко мне подходили помочь. Заметила, что могут легко делать комплименты, могут просто так подойти и сказать: «Какие классные у тебя кроссовки или как ты классно выглядишь».
И пойти дальше. Это дико поднимает настроение. Еще есть стереотип, что американцы толстые. Может быть они и толстые, но не в Нью-Йорке. Здесь индустрия красоты, спорта, здорового питания.
В магазинах это тоже заметно: упаковка пестрит надписями органик, глютен фри, разными диетами. Популярны фермерские маркеты — всё, что выращено на наших грядках и в нашем штате.
Смелые идеи упаковки
Ключевое слово, которое Мария Пономарёва подобрала для Нью-Йорка, — это выбор. Будь то работа в одном из лучших агентств мира веб-дизайнерских или выбор еды.
Будь то лучшие музеи, театры или архитектура, где намешана масса культурных пластов. Очевидно, мир стал глобален, каждый пытается найти в нем что-то свое и сложно усидеть на одном месте. Тем более что работать с заказчиками можно и удалённо.
— Интересный парадокс, как только уехали из России, ваш стиль дизайна стал особенно русским.
Это заметно по упаковке мёда и травяных чаёв.Какой мед и за сколько продают на медовой ярмарке 2018 в Барнауле
Жизнь
— С упаковкой для российской компании «Медовый дом» чем дальше, тем больше идея «русскости» получается. Всё больше хочется внедрять визуальные коды российские. В коллекции «Травы и пчелы» я предложила идею сказок, с персонажами из детских книжек и ручную типографику.
Для последней упаковки травяных чаёв у меня был референс — жостовские подносы, поэтому иллюстрации получились в виде чайников на колёсиках, с цветами и животными.
Не знаю, насколько покупатели считывают эти акценты, но для меня это часть русского визуального кода: декоративность, отсылка к художественным промыслам, сказочные персонажи. Мне кажется, что это про Россию.
— К сожалению, алтайская упаковка мёда и трав пока ещё оперирует ассоциациями первого порядка — пчелы, соты, старина. Коммуникации с эмоциями у наших заказчиков не востребованы.
— Мне повезло, что клиент выбирал самые смелые решения. И теперь ни за один проект — не стыдно. Кроме иллюстраций, я впервые предложила сделать черные крышки на банки. До этого в медовой продукции в России их никто не использовал. Самое смешное, что спустя год в черные крышки «переобулось» большинство конкурентов.
— Как на расстоянии видится российский дизайн упаковки?
— Вижу, что он развивается: появились новые учебные заведения, ежегодно на рынок выходит на порядок больше дизайнеров, чем 10 лет назад, конкуренция растёт.
Заказчики становятся более образованными, не могу сказать что все. Больше клиентов, которые приходят за чем-то необычным. Приходят, посмотрев на фестивальные проекты, хотят также «порвать рынок».
Единственно, сейчас кризисная история, я чувствую это на себе. Клиент готов всё меньше тратить денег в упаковке. Но считаю, что хорошая упаковка влияет не только на продажи, но и на визуальную среду и развитие общественного сознания. Возможно, это звучит пафосно. Но это так.
Факты
В 2011 — 2012 годах проект визуального стиля Нижнего Новгорода получил награды на четырех профессиональных фестивалях.
Впервые престижнейшая премия Red Dot Award досталась в 2014 году за дизайн упаковки Myllyn Paras финского производителя муки, хлопьев для каш, макарон, полуфабрикатов.
Две награды Red Dot Award в 2016—2017 годах получил дизайн упаковки линейки крем-мёда Honey + Berries и травяных чаёв «Травы и пчелы» для российского производителя фасованного мёда «Медовый дом».
Зеленый by Maria Ponomareva | Дрибббл
Посмотреть страницу входа в Lime crm
Lime crm вход на страницу
Посмотреть дизайн страницы входа Recruit CRM
Просмотр сообщений Healthcare CRM
Сообщения Healthcare CRM
Просмотр CRM Dashboard_Campaign Details
CRM Dashboard_Campaign Details
-
View Dashboard для мониторинга веб-приложения с диаграммами
Панель мониторинга веб-приложения с диаграммами
Посмотреть аналитику Cirrus 2
Cirrus 2 Analytics
Посмотреть вход в CRM
Вход в CRM
Посмотреть FLYMINGO — минималистичный дизайн приложения для путешествий
FLYMINGO — минималистичный дизайн приложения для путешествий
Посмотреть Отслеживание вашего здоровья — Концепция приложения
Отслеживание вашего здоровья — концепция приложения
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить или войдите
Идет загрузка…Премия Red Dot Design Award: Herbs and Bees
Упаковка
Назад Скачать
Этот дизайн упаковки для шести травяных чаев в двух видах упаковки, коробках и тубах, отражает регионы России, из которых поступают ингредиенты. Сложная, но легко узнаваемая визуальная система, сочетающая сказочные иллюстрации, рисованную типографику и полосы, дает убедительное решение. Волшебные животные-персонажи приглашают потребителя попробовать чаи, собранные в разных регионах России. Цветные полосы и элементы различают вкусы, а цветочные оттенки намекают на мед, который одновременно является ингредиентом чая и основным продуктом производителя.
SCENT — Путешествие по Тайваню по запаху
Университет: Университет Дунхай, Тайчжун, Тайвань
Выберите Fun AI Pet Video MachineКлиент: Чэнду HUAANSHIXUN Technology Co.