Уильям моррис дизайнер: William Morris (Artist): Facts, Artworks, Biography, Gallery, Abstract Art | Arthive.com

Первый дизайнер в истории — Уильям Моррис

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предметы были не только функциональны, но и эстетически приятны. Все потому, что человеку свойственна тяга к прекрасному, нехватка которого в быту особенно ощущается с начала «эпохи конвейера». Наполнить повседневность красотой и вернуть ощущение гармонии с природой, от которой люди так отдалились, стремился английский художник-прерафаэлит XIX века Уильям Моррис – первый дизайнер в истории.

Читайте также:

  • Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
  • Петроградская Мадонна

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.


Картина У. Морриса «Королева Гвиневра» («Прекрасная Изольда»), 1858 г. Моделью для создания образа «прекрасной дамы» из средневековой куртуазной литературы стала супруга художника и муза прерафаэлитов Джейн Бёрден. 

 

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» — особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса. 

 
«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.),  архитектор Филипп Уэбб. Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. На фото – двор с колодцем. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

 

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.


Гостиная «Красного дома». В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

 

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.


«Решётки» — первые обои, созданные в 1862 г. по рисунку У. Морриса. По признанию автора, эскизы были срисованы с розового куста его собственного сада.

 


Фрагмент гобелена «Дятел» по дизайну Уильяма Морриса, 1885 г.

 


«Келмскоттский Чосер» (1896 г.). Задачей издательства У. Морриса «Келмскотт-пресс» стало возрождение традиций средневекового книгопечатания и оформления фолиантов. Для издания «Сочинений» Джеффри Чосера Моррис разработал уникальный шрифт и орнаменты, а иллюстрации создал Бёрн-Джонс.

 

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.


У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

 

Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» так никогда и не вошли в дома массовых потребителей.


«Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.

 

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля — стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.


Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на официальном сайте. Творчество У. Морриса живо до сих пор, в отличие от его принципов.

 

Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде! А разработка идей «Движения искусств и ремёсел» в XX веке привела к появлению нового направления по эстетизации массовых товаров фабричного производства, которое получило название “промышленный дизайн”.

 

Оригинальные эскизы У. Морриса были предоставлены компанией «The Morris & Co» для создания принтов осенней коллекции H&M 2018 года. 

Автор: Анастасия Воскресенская

художники шедевры живописи

ремесленник, сказочник и первый в мире дизайнер

Про Уильяма Морриса было принято говорить, что он «работает за десятерых». И это едва ли преувеличение. Будучи профессиональным искусствоведом, он также пробовал себя в качестве художника, проявил как активный общественный деятель, занимался переводами и издательством книг, практиковался в поэзии, впоследствии став идейным вдохновителем Толкина, и одним из первых протаптывал тропы для интерьерного дизайна. Даже удивительно, что этого разностороннего человека мир прежде всего запомнил благодаря его орнаментам на обоях и текстиле.

Средневековье и социализм

Уильям Моррис родился в 1834 году в пригороде Лондона. Первый в мире дизайнер вырос среди живописных пейзажей и викторианского общества. Выходец из обеспеченной семьи не был ограничен в выборе сферы деятельности. С ранних лет Уильям практиковался в живописи, изучал природу, архитектуру и увлекался рыцарскими романами. Всё это стало почвой, в которой проросли корни его самобытной эстетики.

Минимализм в интерьере: реальность или утопия

Возможно ли удержать интерьер в рамках минимализма в реальной жизни? И так ли минимализм прост, как кажется?

Молодой Моррис ожидаемо поступил в Оксфорд, где посвятил себя изучению культуры Средневековья. А закончив учебу, попал в общество художников-прерафаэлитов. Несмотря на то, что сфера его интересов была весьма оторвана от реальности, Моррис не был эскапистом, и неожиданно для всех оказался приверженцем социалистических идей. 

Уильям Моррис не раз сетовал, что родился не в то время. Он не мог стать благородным средневековым рыцарем, но мог удовлетворить свою тягу к рыцарству другим путём. Его миссией стало доступное искусство.

Социалистически настроенный Моррис желал освободить искусство из клетки элитарного аристократического общества, выпустить в мир и открыть для него двери всех британских домов, независимо от социального статуса их хозяев. Так Уильям Моррис изобрел дизайн.

Профессия «дизайнер»

Сначала он честно пробовал себя в качестве художника-прерафаэлита, одного их тех, кто выступал против академизма в искусстве викторианской эпохи. В этой сфере Моррис не слишком преуспел. Его единственной известной картиной маслом стала «Прекрасная Изольда», которая была жестко раскритикована основателем прерафаэлитского братства — Д.

Г. Россетти. 

Примечательна картина прежде всего тем, что для неё позировала Джейн Бёрден — дочь прачки и конюха, которой посчастливилось стать музой прерафаэлитов благодаря своей нетипичной по викторианским меркам красоте. Через год после «Прекрасной Изольды» Джейн Бёрден стала Джейн Моррис и обзавелась высоким положением в обществе. Ей также приписывают любовную связь с тем самым Россетти, но это уже совсем другая история.

Со своей женой страстный поклонник Средневековья поселился в «Красном Доме» — неоготическом здании в графстве Кент со стенами из красного кирпича, которое спроектировал друг супругов — архитектор Филипп Уэбб. Интерьером Моррис занимался лично, заручившись помощью художников-единомышленников. Именно в интерьере «Красного Дома» на гобеленах и обивке кресел «прорастали» первые узнаваемые орнаменты Морриса.

Вдохновленные успехом и объединенные любовью к славным рыцарским временам, Моррис с друзьями открыли собственную компанию по производству текстиля, обоев, мебели, керамики и витражного стекла, полное название которой звучит как «Моррис, Маршалл, Фолкнер & co». Главной особенностью этого дружеского предприятия стало ручное производство.

Викторианская Англия не сразу полюбила обои и ткани от Морриса и компании, но постепенно хобби превратилось в бизнес. А аристократия стала приглашать Морриса к себе в дома, чтобы он бы помог подобрать мебель, оформить стены и выложить плиткой камин. Таким образом Моррис стал не только дизайнером орнаментов, но и дизайнером интерьеров.

Слово «дизайнер» он впервые использовал в отношении себя самолично, указав его в графе «работа», когда заполнял анкету для вступления в социал-демократическую партию.  

Ремесленничество против фабричности

Моррис любил красивые вещи и ненавидел современную ему цивилизацию, прежде всего из-за индустриальной революции, которую он называл не иначе как «уродством». Её прекрасной противоположностью первому дизайнеру виделось ремесленничество.

Пытаясь возродить к жизни ремесленные традиции прошлого, Моррис, однако, не занимался бездумным копированием: сказочные сюжеты средневековых гобеленов и витражей он переплетал с натурализмом. Ещё одним неиссякаемым источником вдохновения для Морриса была природа. Позднее его эстетика «прорастёт» в стиле ар-нуво, который тоже любит эльфов, прекрасных дев и переплетения растений.

Была у дизайна Морриса и философская почва, щедро сдобренная идеями искусствоведа Джона Рёскина, который был убеждён, что предметный мир свидетельствует о моральном состоянии общества.

Моррис и единомышленники решили, что эстетическая среда обитания будет способствовать совершенствованию человека как личности. Эстетическая среда в представлении Морриса должна была состоять исключительно из вещей ручной работы, которые не похожи на штампованные изделия бездушного фабричного века.

Здесь и крылась проблема из-за которой социалистическим мечтам Морриса было не суждено исполниться. Из-за отказа от машинного производства искусство, которое он хотел сделать доступным для каждого, оказалось весьма дорогим удовольствием.

Каждая вещь от Морриса и компании требовала индивидуального проекта, качественных природных материалов и ручного труда. Ковры ткались на традиционных станках, рисунки на обои, подушки и скатерти наносились вручную, а красители использовались только натуральные. Всё это делало цены на изделия от Морриса заоблачными. Исключением стали только относительно недорогие в производстве «сассекские» стулья, у которых был очень приемлемый ценник, и они действительно «ушли» в народ, в отличие от большинства изделий «Моррис& co». 

Можно увидеть иронию и в том, что сегодня, орнаменты, созданные человеком так ненавидящим фабричное производство, активно печатают на кружках, блокнотах и постерах.

Звериный тренд: хищники и травоядные в ТК «Ланской»

Хищники и травоядные из джунглей, райские птицы, обитатели морских глубин и горной местности — всех их можно повстречать на обоях и текстиле. Какие звери водятся в салонах ТК «Ланской». Рассказываем и показываем.

Официальный бренд «The Morris & Co» существует и по сей день, выпуская текстиль и обои, и больше не пренебрегая современными технологиями производства. И хоть такой фабричный подход противоречил утопическим взглядам Морриса на дизайн, именно он наконец сделал его искусство доступным. Орнаменты Уильяма Морриса до сих пор узнаваемы, любимы и актуальны.

В статье использованы изображения обоев и тканей бренда «Morris» из ассортимента салона «Manders» (секция А4, А3).

#Дизайнер

Уильям Моррис | Биография, чертежи и факты

Год рождения:
24 марта 1834 г. Англия
Умер:
3 октября 1896 г. (62 года) Хаммерсмит и Фулхэм Англия
Известные работы:
«Сон Джона Болла» «Новости из ниоткуда» «История Сигурда Вёльсунга и падения Ниблунгов» «Защита Гвиневры» «Земной рай» «Жизнь и смерть Джейсона»
Механизм/стиль:
Движение искусств и ремесел
Предметы изучения:
декоративно-прикладное искусство

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Уильям Моррис (родился 24 марта 1834 года, Уолтемстоу, недалеко от Лондона, Англия — умер 3 октября 1896 года, Хаммерсмит, недалеко от Лондона), английский дизайнер, ремесленник, поэт и ранний социалист, чьи проекты мебели, тканей , витражи, обои и другие предметы декоративно-прикладного искусства породили движение искусств и ремесел в Англии и произвели революцию в викторианском вкусе.

Моррис родился в деревне Эссекс на южной окраине леса Эппинг в большой и зажиточной семье. Из подготовительной школы в 13 лет он поступил в колледж Мальборо. Одноклассник описал его в это время как «коренастого, крепкого вида мальчика, с высоким румянцем и черными курчавыми волосами, добродушного и доброго, но с пугливым характером». Позже Моррис сказал, что в Мальборо он научился «почти ничему… потому что действительно почти ничему не учили». Как и в дальнейшей жизни, он узнал только то, что хотел узнать.

В 1853 году Моррис поступил в Эксетер-колледж Оксфордского университета, где познакомился с Эдвардом Джонсом (впоследствии художником и дизайнером Бёрн-Джонсом), который стал его другом на всю жизнь. И Моррис, и Джонс были глубоко затронуты оксфордским движением в англиканской церкви, и предполагалось, что они станут священнослужителями. Тем не менее именно работы искусствоведа Джона Рёскина о социальной и моральной основе архитектуры (в частности, глава «О природе готики» в IX в. 0045 Камни Венеции ), которые явились Моррису «с силой откровения». Получив степень в 1856 году, он поступил в Оксфордский офис архитектора готического возрождения Г.Е. Улица. В том же году он профинансировал первые 12 ежемесячных выпусков The Oxford and Cambridge Magazine , где появилось много стихов, которые два года спустя были перепечатаны в его замечательной первой опубликованной работе The Defense of Guenevere and Other Poems . .

Визиты со Стритом и Бёрн-Джонсом в Бельгию и северную Францию, где он впервые увидел картины XV века Ганса Мемлинга, Яна и Хьюберта Ван Эйков, а также соборы Амьена, Шартра и Руана, подтвердили Морриса в его любви к средневековое искусство. Именно в это время он попал под сильное влияние художника-прерафаэлита и поэта Данте Габриэля Россетти, который убедил его отказаться от архитектуры ради живописи и включил его в группу друзей, украшавших стены Оксфордского союза. со сценами из легенды о короле Артуре по мотивам Le Morte Darthur английского писателя XV века сэра Томаса Мэлори. Сохранилась только одна станковая картина Морриса: La Belle Iseult или Queen Guenevere (1858 г.). Его моделью была Джейн Бёрден, красивая загадочная дочь оксфордского конюха. Он женился на ней в 1859 году, но этот брак стал источником несчастья для обоих. Моррис появляется в это время в мемуарах художника Вэла Принсепа как «невысокий квадратный мужчина в очках и с огромной копной темных волос». Было замечено, «какой он был решительный, какой точный, без всяких усилий и формальностей, какая необыкновенная наблюдательность лежала в основе многих его случайных или случайных замечаний». С 1856 по 1859 годМоррис делил с Бёрн-Джонсом студию на лондонской площади Red Lion Square, для которой он спроектировал, по словам Россетти, «некоторую очень средневековую мебель».

Викторина «Британника»

Викторина: Викторина: искусство, литература и жизнь

Какой детский писатель и математик написал «Приключения Алисы в стране чудес»? Какой иск о клевете привел к одному из самых громких судебных процессов в истории искусства? Проверьте свои знания. Пройди тест.

После женитьбы Моррис поручил своему другу архитектору Филипу Уэббу, с которым он впервые познакомился в офисе Стрита, построить Красный дом в Бекслихите (названный так потому, что он был построен из красного кирпича, когда в моде были лепные виллы). Именно во время обустройства и украшения этого дома Моррисом и его друзьями им пришла в голову идея основать ассоциацию «художников», которая в апреле 1861 г. стала фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°» с на площади Красного Льва. Другими членами фирмы были Форд Мэдокс Браун, Россетти, Уэбб и Бёрн-Джонс. На Международной выставке 1862 года в Южном Кенсингтоне были представлены витражи, мебель, вышивки. Это привело к заказам на украшение новых церквей, которые тогда строил Г.Ф. Бодли, особенно Сент-Мартин-он-те-Хилл в Скарборо. Апогеем декоративной работы фирмы является великолепная серия витражей, разработанных в течение следующего десятилетия Бёрн-Джонсом для часовни колледжа Иисуса в Кембридже, потолок расписан Моррисом и Уэббом. Дизайн этих окон пришел к Моррису неокрашенным, и именно он выбрал цвета и проложил направляющие линии. Он также сам спроектировал многие другие окна как для домашнего, так и для церковного использования.

Две дочери, Дженни и Мэй, родились в 1861 и 1862 годах, и в целом пять лет, проведенных в Красном доме, были самыми счастливыми в жизни Морриса. После серьезного приступа ревматизма, вызванного переутомлением, в 1865 году он переехал в Блумсбери в Лондоне. Большая часть его нового дома была отдана под мастерские фирмы — расположение, которое в сочетании с шумными манерами ее мужа и увлечением ею Россетти довело Джейн до состояния невротического инвалидности. Первые рисунки обоев Морриса «Шпалера», «Маргаритка» и «Фрукты» или «Гранат» относятся к 1862–64; он пришел к своему зрелому стилю только 10 лет спустя, с бумагами «Жасмин» и «Мариголд».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Движение искусств и ремесел | Определение, характеристики, примеры, художники, мебель и факты

комната, оформленная в стиле «Искусство и ремесла»

Смотреть все медиа

Дата:
с. 1860 — г.р. 1900
Похожие исполнители:
Уильям Моррис Артур Уэсли Доу Уолтер Крейн Эдвард Бёрн-Джонс Форд Мэдокс Браун

Просмотреть весь связанный контент →

Движение искусств и ремесел , английское эстетическое движение второй половины 19 века, положившее начало новому признанию декоративно-прикладного искусства в Европе.

К 1860 году красноречивое меньшинство было глубоко обеспокоено тем уровнем, до которого стиль, мастерство и общественный вкус опустились в результате промышленной революции и ее массового производства и банального декоративно-прикладного искусства. Среди них был английский реформатор, поэт и дизайнер Уильям Моррис, который в 1861 году основал фирму декораторов и производителей интерьеров — «Моррис, Маршалл, Фолкнер и компания» (после 1875 года — «Моррис и компания»), посвятившую себя возрождению духа и качество средневекового мастерства. Моррис и его соратники (среди них архитектор Филип Уэбб и художники Форд Мэдокс Браун и Эдвард Бёрн-Джонс) производили изделия из металла, ювелирные изделия, обои, текстиль, мебель и книги ручной работы. «Фирма» управлялась как совместная работа художников, а художники предоставляли эскизы для производства квалифицированным мастерам. На сегодняшний день многие из их проектов копируются дизайнерами и производителями мебели.

Викторина «Британника»

Викторина: Викторина: искусство, литература и жизнь

Какой детский писатель и математик написал «Приключения Алисы в стране чудес»? Какой иск о клевете привел к одному из самых громких судебных процессов в истории искусства? Проверьте свои знания. Пройди тест.

К 1880-м годам усилия Морриса расширили привлекательность движения «Искусства и ремесла» для нового поколения. В 1882 году английский архитектор и дизайнер Артур Х. Макмердо помог организовать Гильдию ремесленников века, одну из нескольких таких групп, созданных примерно в это время. Эти люди возродили искусство ручной печати и отстаивали идею о том, что между изобразительным и декоративным искусством нет существенной разницы. Многие новообращенные, как из рядов профессиональных художников, так и из интеллигенции в целом, способствовали распространению идей движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *