Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма
Фрэнк Гери — автор всего самого смелого в современной архитектуре, лауреат Притцеровской премии. Он строит здания, к которым водят экскурсии, проектирует картонную мебель, не пользуется компьютерными программами, считает рыбу образом совершенства, а критикам показывает средний палец.
В статье вы прочитаете биографию Фрэнка Гери и интересные факты о нём. Познакомитесь с его работами и узнаете, почему клиенты архитектора подавали на него в суд.
Портрет Фрэнка ГериСтановление архитектора
Фрэнк Гери родился в канадской столице Торонто 28 февраля 1929 года. Его настоящее имя — Эфраим Оуэн Гольдберг. Позднее, первая жена архитектора настояла на смене имени из-за нападок антисемитов.
В детстве Гери проводит много времени в хозяйственном магазине отца. В подсобках магазинчика вырастают целые города и здания из всего, что попадается под руку будущему архитектору. Главными элементами построек, как сейчас, так и тогда, становятся металлические детали.
В 17 лет Фрэнк переезжает в Лос-Анджелес и задумывается о профессии. После окончания колледжа он поступает в Школу архитектуры и начинает работать в компании Виктора Груэна (
К 30 годам Гери поступает в Гарвардский университет, который заканчивает со второго раза. После нескольких лет работы на разные фирмы Фрэнк едет в Париж. Он реставрирует французские церкви, а в свободное время изучает работы Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Бальтазара Неймана (Balthasar Neumann).
Через 3 года напитанный знаниями и энтузиазмом Гери возвращается в Лос-Анджелес и открывает студию Frank O. Gehry and Associates. Он проектирует магазины и торговые центры в стиле Груэна. Через несколько лет архитектор берёт передышку и неожиданно для всех начинает заниматься дизайном мебели.
В течение 4 лет Фрэнк проектирует мебель из гофрокартона. Необычный материал и дизайн производят фурор. Мебель продаётся за 730 долларов при себестоимости 7 долларов. Такой успех воодушевляет архитектора, и он возвращается к архитектуре в поисках своего стиля.
Все деньги, заработанные на мебели, Гери тратит на реконструкцию своего дома. Архитектор превращает его в «авангардное безумие». Стандартный дом обрастает пристройками неправильной формы из металлических сеток, волнистого стеклопластика и множества реек, а крышу дополняет стеклянный купол. Соседи архитектора пугаются понижения цен на свою недвижимость из-за соседства с таким строением. После долгих споров большинство соседей продают свои дома и переезжают. Такой исход Фрэнк прокомментировал как удачное завершение конфликта.
В это же время Гери знакомится с поп-арт художниками Робертом Раушенбергом (
В 49 лет Фрэнк заявляет о себе: «Я — архитектор!», выигрывает конкурс на строительство юридической школы в Лос-Анджелесе, начинает преподавать в Йельском и Гарвардском университетах и, наконец, привлекает к себе международный интерес.
Архитектор начинает строить по всему миру, менять одним зданием атмосферу целого города. При этом его творческий путь лёгким не назовёшь: несмотря на множество наград, его проекты не перестают критиковать и по сей день.
Лучшие проекты Фрэнка Гери
Постройки Гери наиболее узнаваемы среди всех архитекторов современности: изогнутые здания с искажёнными металлическими поверхностями и ломаными линиями. Не пытайтесь найти соотношение между видом здания и тем, что находится внутри. Генри нарочно рвёт связи между объектом и его смыслом, считая, что архитектура — это прежде всего искусство и самовыражение.
Музей дизайна в Вайль-на-Рейне, Германия
Первый архитектурный проект за пределами США. Здание сразу обращает на себя внимание: кажется, что какой-то гигант выронил оригами посреди поля. Взгляд приковывают ломаные поверхности стен и крыши, спираль лестницы и белоснежная отделка. За способность Гери так играть с плоскостями и формами его прозвали «королём контрапункта».
Скульптура над Олимпийским павильоном в Барселоне, Испания
Архитектор спроектировал скульптуру специально для Олимпийских игр в Барселоне, которая была установлена сверху Олимпийского павильона. Для того чтобы монумент блестел и переливался, в роли главного материала Гери использовал позолоченную сталь.
Многие думают, что архитектор изобразил либо птицу, либо футуристический космический корабль. На самом деле, Гери спроектировал свою любимую рыбу — карпа.
Художественный музей в Миннеаполисе, США
Архитектор, проектируя музей, впервые активно использовал металл. Вся облицовка здания выполнена из стальной плитки.
Через 18 лет после окончания строительства Гери разработал проект по расширению музея. Архитектура новых корпусов будет олицетворять путь развития Гери. Их формы станут спокойнее, а стиль близок к органической архитектуре.
«Танцующий дом» в Праге, Чехия
Гери и чешский архитектор Владо Милунич спроектировали здание, которое символизирует известную танцевальную пару того времени — Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Два деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлических сеток, стекла и бетона.
Проект вызвал споры среди дизайнеров и критиков. Жители Праги требовали запретить строительство из-за сильного контраста с соседствующими домами 19 века. Несмотря на недовольство общественности, президент Чехии Вацлав Гавел лично одобрил проект.
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Музей признан самым зрелищным строением, а архитектор Филип Джонсон (Philip Johnson) назвал его величайшим зданием нашего времени. Не только громкие похвалы, но и длительные строительные эпопеи в жизни Гери начались именно с этого музея.
Компьютером архитектор не пользовался принципиально. При оцифровке картонной модели оказалось, что программа несовместима с принципами, заложенными Гери. Обычные компьютерные программы для архитекторов построены на прямоугольной сетке. Для того, чтобы нарушать «моральные принципы» архитектуры, Гери нуждался в софте нового уровня. Архитектор, поборов неприязнь к компьютерам, вместе со своей командой переписал программу, предназначенную для проектирования реактивных самолетов, которая не привязана к прямоугольной сетке. Это был важный шаг вперёд не только для Гери, но и для всего мира архитектуры.
После такой сложной и долгой «войны» с софтом, начались проблемы с материалами и их, неожиданно для Фрэнка, высокой стоимостью. В итоге изначальный бюджет превысился в несколько раз.
Многофункциональный комплекс в Дюссельдорфе, Германия
Изначально здание предлагали построить Захе Хадид, но вскоре её проект был отклонён по неизвестным причинам. Вместо Захи пригласили Фрэнка Гери.
Для отделки архитектор использовал нержавеющую сталь с зеркальным покрытием. Чтобы здание выглядело еще более эффектным, Гери перекрасил два соседствующих строения. Цвет дома слева он поменял на белый, а справа — на красный. После окончания строительства зданию присвоили статус символа города.
Музей музыки в Сиэтле, США
Проектируя музей, Гери вдохновлялся гитарами Джими Хендрикса, которые музыкант разбивал после каждого концерта. Поэтому облик здания так похож на нечто «разваливающееся».
Внутри помещения Гери воплотил мечту Хендрикса — музыкальную площадку 30 метров высотой с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Помещение получило название «Небесная церковь».
Центр облицован нержавеющей сталью и алюминием фиолетового, серебряного и золотого цветов.
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США
Вдова Диснея Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов на строительства зала. Был организован международный конкурс на лучший проект, в котором победил Гери.
Из-за нелюбви архитектора к компьютерным программам и проблемам с материалами строительство здания длилось 15 лет. Бюджет с запланированных 50 миллионов возрос до 170.
Сегодня критики согласны, что результат стоил стольких лет ожидания. Зал получился эффектным и отличается великолепной акустикой. Это довольно важная деталь, учитывая, что многие архитекторы считают проекты Фрэнка не функциональными.
Административный корпус завода «Новартис» в Базеле, Швейцария
Самый «стеклянный» проект архитектора. Здание состоит из 4-х полностью застеклённых фигур. Внутри пространства плавно переходят друг в друга. Единственные границы, которые отделяют офисные блоки, — стеклянные перегородки.
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США
Основатель центра Лу Руво захотел построить максимально необычное здание, чтобы привлечь внимание к проблемам медицины и получить достаточное финансирование. Для реализации идеи идеально подходил Фрэнк Гери.
Здание состоит из 2 корпусов. Первый похож на стопку книг и состоит из правильных форм и прямых линий. Второй создаёт впечатление неустойчивости и хрупкости.
Биологический музей в Панаме, Республика панама
Самый яркий проект архитектора. Разноцветная крыша символизирует разнообразие биологических видов. Фрэнк отметил, что это очень личный для него проект. Во-первых, его жена уроженка Панамы, и он чувствует тесную связь с этой страной. А во-вторых, Гери считает чрезвычайно важным пытаться сохранить биологическое разнообразие, которое скудеет с каждым годом.
Создавать концепцию музея архитектор начал еще в 1999 году, но из-за бюрократических и других проблем здание открылось только в 2014 году.
Башня Бикмена в Нью-Йорке, США
На волнообразный дизайн здания архитектора вдохновила драпировка мраморной скульптуры итальянца Джавонни Бернини. «Этот парень умел так красиво нагрузить форму складками ткани… Именно он вдохновил меня, когда я делал кожу здания».
Башня находится на 12 месте среди высочайших жилых строений мира. В 2011 году проект получил премию «Emporis Skyscraper Award» и был признан самым необычным зданием в Нью-Йорке.
Это не был бы проект Гери, если бы всё получилось так легко. Жители соседних домов жаловались: солнечные лучи отражаются от стальных панелей так, что в квартирах стоит невыносимая жара, а температура тротуара достигает 60 °C. В итоге строителям пришлось обработать наиболее отражающие стальные листы пескоструйным методом.
Музей Louis Vuitton в Париже, Франция
Здание украшают 12 стеклянных парусов общей площадью 13500 кв.м. Чтобы стеклянные поверхности соответствовали параметрам гибкости и кривизны, пришлось изготовить специальную печь.
Как и большинство зданий архитектора, музей строился долго и не без приключений. Гери каждый день вносил правки в проект до того момента, пока глава Louis Vuitton Бернар Арно не выдержал и заорал: «Стоп! Хватит!». Позже, экологи добивались запрета на строительство музея на территории старинного заповедника. На защиту Гери встала мэрия и конфликт с экологами утих.
Критика
Первые проекты архитектора не отличались практичностью. Владельцы зданий подавали в суд на Гери из-за появившихся плесени и трещин. С необычной формы крыш часто падали застывшие глыбы льда.
Критики корят архитектора за пристрастие к внешним эффектам и внутреннюю нефункциональность зданий. Его проекты часто выходят за установленный бюджет из-за использования сложных материалов и частого изменения уже принятого проекта.
Несмотря на негатив 88-летний архитектор продолжает получать почётные премии, преподавать в лучших университетах США и проектировать здания невероятных «рушащихся» форм.
Фрэнк Гери: интересные факты
- Однажды Гери задали вопрос: «Что бы он ответил критикам, которые считают его здания вычурными?» Архитектор улыбнулся и поднял средний палец, пояснив: «Позвольте объяснить вам, ребята. В нашем мире 98% от всего, что строится и проектируется, является чистым дер**ом. Там нет никакого дизайнерского смысла и уважения к человечеству. Это жуткие здания, и всё тут».
- Фрэнк мечтал построить музей современного искусства в Лос-Анджелесе, но его отдали другому архитектору. В роли утешения Гери выделили старый ангар для автобусов. Фрэнк должен был превратить его во временный выставочный зал, пока строится музей. Архитектор осмотрел ангар и сказал: «Гениально, оставьте как есть». Впоследствии именно временный зал сделали постоянным, а в архитектурных справочниках про него пишут «Архитектор Фрэнк Гери».
- Помимо мебели и зданий архитектор создал коллекцию ювелирных украшений для Tiffany, шляпу для Леди Гаги и дизайн бутылки для водки Wyborowa Exquisite.
- Генри — первый архитектор, который озвучил себя в The Simpsons. В серии «Тюремная крыса» он создал модель концертного зала для Спрингфилда, скомкав лист бумаги.
- Фрэнк обожает хоккей. Он даже пытался создать команду из своих же работников. В 2004 году архитектор спроектировал кубок для чемпионата мира по хоккею. Дизайн трофея был раскритикован общественностью.
Читайте больше биографий:
- Заха Хадид — первая женщина, получившая Притцкеровскую премию. Так же, как и проекты Фрэнка Гери, её работы вызывали и восторги и протесты.
- Ле Корбюзье — архитектор, на чьих работах учился юный Гери.
Использованные фотографии: John Reksten, Scott Gualco, Dan Levine, ArchDaily.
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.
losko.ru
Что нужно знать об архитекторе Фрэнке Гери
«Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить». Важные высказывания и знаковые постройки одного из самых смелых архитекторов современности.
Настоящее имя Эфраим Голдберг. Родился 28 февраля 1929 года в Торонто, в 17 лет переехал в Лос-Анджелес, изучал архитектуру в университете штата Южная Каролина, затем — городское планирование в Гарвардском университете. Работал в архитектурно-проектных бюро США, затем во Франции в мастерской Андрэ Ремондэ. В 1962 вернулся в США и основал собственную мастерскую Frank O. Gehry and Associates, которая в 1971 была преобразована в Gehry & Krueger Inc. Сейчас компания носит название Gehry Partners.
10 фактов о Фрэнке Гери
Настоящее имя Гери — Эфраим Голдберг (Ephraim Owen Goldberg). Он родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. В молодом возрасте столкнулся с проявлениями антисемитизма, что впоследствии привело его к решению сменить фамилию.
В 1972 году швейцарский производитель дизайнерской мебели Vitra выпустил линию стульев Easy Edges авторства Френка Гери, созданную из гофрированного картона. Производство предметов обходилось в 7 долларов, продавались же они по 730. Стул и табурет Wiggle из этой серии можно приобрести у производителя и сегодня.
В 1989 году Фрэнк стал лауреатом самой престижной награды в области архитектуры — Притцкеровской премии.
В 1992 году Гери построил в порту Барселоны скульптуру в форме золотой рыбы. Конструкция длиной 56 и высотой 35 метров, выполненная из нержавеющей стали, тотчас стала символом города. А очертания рыбы с тех пор часто возникают в других проектах Гери.
В 1996 году в Праге по проекту Гери было построено здание филиала голландского банка ING, со временем ставшим символом города. Иногда его называют «Танцующий дом», «стакан» или «Джинджер и Фред» (параллель с известнейшей танцевальной парой того времени Фредом Астером и Джинджер Роджерс). Изначально заказчик приглашал француза Жана Нувеля, однако тот отказался от проекта, сочтя участок в 491 кв. метр слишком маленьким.
Фрэнк Гэри является поклонником хоккея. В 2004 году по его эскизам изготовили кубок, который вручается победителю чемпионата мира по этому виду спорта.
В 2007 году на Гери подали в суд. Заказчики построенного им в 2004 году здания Научного центра Рея и Марии Стайто в Массачусетском технологическом институте (Бостон) заявили, что сложность архитектуры и низкое качество строительства привели к протечкам и другим проблемам с эксплуатацией объекта. Спор утрясли в 2010 году. По мнению Гери, проблема была в том, что заказчики сэкономили на реализации некоторых его идей.
В 2005 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Фрэнка Гери — Sketches of Frank Gehry. Снял кинокартину его друг, известный режиссер Сидни Поллак.
В 2005 году в эфир вышла серия известного мультфильма Simpsons, в которой Фрэнк Гери озвучил самого себя. В эпизоде под названием «Тюремная крыса» архитектор строит новое здание — точную копию скомканной бумажки, поднятой с тротуара.
Проект, принесший Фрэнку Гери мировую славу, — музей Гуггенхайма в Бильбао. Покрытое титановым листом, волнообразное здание было построено в 1997 году.
Фрэнк Гери: «Едва началось строительство здания музея, на улицу вышли демонстранты с плакатами. Люди был категорически против такого нетрадиционного сооружения в их городе. Они просто не понимали этой архитектуры, не умели по достоинству оценить её. Теперь же, когда музей построен, народ умоляет меня сфотографироваться вместе. «Сеньор Генри, сеньор Генри!» Если бы я с каждым из желающих фотографировался, я должен был бы жить в Бильбао. Тем не менее, в самом начале они вели себя так, словно я отнимал у них их город».
10 высказываний Фрэнка Гери
О состоянии современной архитектуре
В мире, где мы живем, 98% всего, что спроектировано и построено, — абсолютное дерьмо. В зданиях нет ни чувства дизайна, ни уважения к человеку — вообще ничего. Это плохие здания. Время от времени, однако, возникает небольшая группа людей, которые делают что-то особенное. Совсем крохотная! Ну, с Богом! Оставьте нас в покое! Мы посвящаем себя работе. Я не прошу ни у кого работы и ничего не публикую, не жду, пока кто-нибудь позвонит мне. Я работаю с клиентами, которые уважают искусство архитектуры.
90% зданий — обыкновенные бетонные коробки, в которых мы живем и работаем. Люди не замечают всей банальности окружающей нас архитектуры. Они как будто говорят: «Мир вокруг нас такой, какой есть, и не пытайтесь что-то изменить». Однако же, когда кто-нибудь отваживается создать что-нибудь иное, что и является по сути настоящей архитектурой, общественность переживает целый ряд противоречивых эмоций — но вначале она полностью отрицают всё новое и неизведанное.
О вкусах публики и заказчиках
Я считаю, что большинство людей всё-таки склонны к поиску чего-то необычного. Иначе зачем они тратят деньги, путешествуя к местам интересных архитектурных сооружений? Едут в Парфенон, Шартр, Сиднейский оперный театр, в Бильбао. Они хотят хоть на несколько мгновений окунуться в мир настоящей архитеткры. Так почему мы терпим такое положение вещей? Люди ищут то, чего нет в их жизни, это их нереализованная потребность. Я всегда задаю себе вопрос: «Почему, вместо того чтобы искать архитектуру в других местах, не внести большего архитектурного и дизайнерского разнообразия в нашу повседневную жизнь?»
Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а затем указывают ему, что делать.
О своём творчестве
Когда постмодернисты заговорили о том, что здание должно выражать историю места, я сказал: давайте и правда уйдем в прошлое, к рыбам — они существовали за триста тысяч лет до человека. Я начал рисовать рыб, чтобы дать выход моему раздражению от постмодернизма. А потом рыбы зажили своей собственной жизнью. Они стали для меня способом выражения движения в архитектуре.
Ненавижу архитектуру, которая создается ради имени. Я просто делаю свою работу. Пресса вечно придумывает всякую ерунду и развешивает ярлыки. Я не выношу слова «starchitect» (производное от star и architect — так называют знаменитых архитекторов). И если однажды это слово прилипло к вам, вы не избавитесь от него никогда. Стоит мне появиться на людях, как меня тут же представляют: «Перед вами starchitect Френк Генри». Я отвечаю не иначе как «Что за чушь вы несете?!»
Хочу спрятаться под одеялом, когда мои здания открываются для публики. Я в ужасе от того, что могут подумать люди. Я называю это чувством «здоровой неуверенности в себе», то есть я не до конца уверен в том, что делаю, что получится что-то хорошее.
Я думаю о пенсии, об отдыхе, хочу пойти полежать, но не знаю, как остановиться. Мне нравится работать и знакомиться с новыми людьми. Моя задача — вдохнуть новую силу в искусство архитектуры. Сегодня архитектор уже не так важен, как заказчик. И я хочу изменить эту ситуацию, хочу, чтобы архитекторы вновь возглавляли проекты. Я разработал специальные компьютерные программы с Dassault и Trimble. Когда мы создавали музей в Бильбао, то впервые использовали в процессе компьютерную программу, это позволило нам сэкономить много денег. Обычно итоговая стоимость строительства такого здания гораздо выше запланированной. А нам удалось сократить сумму. Это дает архитектору больше власти, позволяет воплощать идеи, создавать более выразительные конструкции.
Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить.
Когда дом находится в стадии строительства, он нравится мне больше, чем потом, когда он уже построен. В недостроенном доме есть некая открытость, в нём ощущается развитие, и у тебя есть к нему доступ. Быть может, это оттого, что я вырос в канадском шахтерском городке, в котором не было ни одного примечательного здания, зато во всей наглядности было представлено промышленное производство, где процесс всегда интереснее результата.
10 знаковых проектов Фрэнка Гери
Бизнес-школа Сиднейского технологического университета (UTS), Австралия, 2015
Музей Fondation Louis Vuitton в Париже, Франция, 2015
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания, 1997
Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике, США, 1978
Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, Германия, 1989
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США, 2003
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США, 2010
Музей биоразнообразия Biomuseo в Панаме, 2014
Жилой комплекс Opus в Гонконге, Китай, 2012
Башня New York by Gehry, 2011
exteriorcenter.ru
Архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry). Часть 2: vakin — LiveJournal
Архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry). Часть 1Ну, не может выглядеть музей научной фантастики, как обычное здание – с дверью, окнами, крышей и четырьмя стенами! Научно-фантастический музей и должен выглядеть, как творение фантастическое. Видимо, такого принципа придерживался знаменитый архитектор Фрэнк Гери, поэтому здание Музея музыки и научной фантастики в Сиэтле выглядит столь экстравагантно.
Experience Music Project («Опытный музыкальный проект»), Seattle, Washington, USA, 2000
Инициатором постройки музея американской поп и рок-музыки был Пол Аллен — сооснователь Microsoft Corporation и большой поклонник творчества Джимми Хендрикса. Он уже много лет вынашивал подобный проект.
Первоначально проект задумывался как обычный мемориальный музей на родине рок-звезды в Сиэттле, но почти сразу же трансформировался в нечто большее: интерактивный музейно-выставочный центр, где люди учились бы любить, понимать и чувствовать музыку.
EMP сравнивали с автокатастрофой, извержением вулкана, медузой и даже половым актом. Здание облицовано листами нержавеющей стали и крашеного алюминия. Предусмотрено, что красная алюминиевая облицовка со временем выцветет и изменит облик музея, как бы показывая бесконечную изменчивость музыки.
По замыслу автора, сооружение без точных форм и правильного расположения стен, окон и потолка символизирует пластичность и энергию музыки – первоначально здание разрабатывалось как экспериментальный Музей музыки.
В центре здания находится так называемая «Небесная церковь» — почти буквальное воплощение фантазий Хэндрикса о концертной площадке. Это пространство 30-метровой высоты, с превосходными освещением и акустикой, украшено фризом из видеопроекций.
Пожалуй, самой любопытной частью интерактивного музея стала звуковая лаборатория, где посетители имеют возможность делать собственную музыку. Любопытные могут научиться играть на музыкальных инструментах, а также почувствовать себя на сцене — в свете юпитера и перед виртуальной толпой фанатов.
«Небесная церковь», идеальная музыкальная площадка, воплощённая мечта Хендрикса – пространство 30-метровой высоты с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Гери предусмотрел также звуковую лабораторию – здесь любой посетитель может создать свою музыку, как он её понимает и чувствует.
Музей музыки – это интерактивный центр, где можно увидеть легендарных музыкантов, вроде Эрика Клэптона или Боба Дилана, с больших экранов рассказывающих о своем творчестве, записать музыку в одной из 12 студий, поучиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, следуя инструкциям на экране или же выступить на арене перед виртуальной аудиторией.
После того, как здание распахнуло свои двери в 2000 году, в 2004 к нему добавился Музей научной фантастики и зал славы, и теперь весь комплекс носит единое название – Experience Music Project and Science Fiction Museum and Hall of Fame.
Не менее захватывающую коллекцию представляет и Музей научной фантастики. Создатели постарались максимально наполнить его самыми интересными экспонатами, имеющими отношение к фантастическому миру литературы, кино или комиксам. Посетители здесь могут увидеть не только редкие или раритетные издания научно-фантастических книг, плакатов или журналов. В коллекции музея – части настоящих декораций из фильмов, различный, часто уникальный реквизит со съемок самых легендарных фантастических картин. Здесь можно увидеть шлем Дарта Вейдера и кресло капитана Кирка, чучело матки пришельца в полный рост – 5м 80 см – из боевика «Чужие» Джеймса Кэмерона и летающий автомобиль из «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта.
Работы Френка Гери характеризуются изогнутыми, искажёнными поверхностями, наложением простых геометрических форм, обилием металлов (анодированный цинк, гофрированный алюминий и титановая кладка), новаторством и… непрактичностью. Себя Гери называет пост-постмодернистом, а одним из тех, кто оказал на него самое сильное влияние, указывает выдающегося финского архитектора и дизайнера Альвара Аальто (Alvar Aalto).
Дружба с художниками, создающими поп-арт, — Бобом Раушенбергом, Класом Ольденбургом, Джаспером Джонсом, — дала Френку Гери новую эстетическую палитру, свободную от штампов классицизма и рационализма.
Гери создает коллажи из ненужных строительных материалов и архитектуру, стилистически близкую к ним, в частности, собственный дом в Санта-Монике в стиле «антиархитектуры» (1978), за возведение которого с ним хотели судиться соседи — владельцы респектабельных вилл.
Из интервью с Фрэнком Гери:
– Вы говорили, что “рядом с капеллой Роншан все мы пигмеи”. Чего удалось Ле Корбюзье достичь такого, что не удалось вам?
– Корб работал над капеллой семь лет. Сделал сотни макетов. Довел ее до неслыханной степени совершенства, но сохранил дыхание непосредственности. В обычной коммерческой практике такое невозможно. Ему выпал счастливый жребий, и он извлек из этой возможности всё. И поднял планку для всех нас.
– В каком из ваших сооружений вы ближе всего подошли к этому идеалу?
– Может быть, только в самой первой реконструкции моего дома в Санта-Монике. Я понял это лишь недавно. Все, что я добавлял потом, разрушало первоначальную гармонию. Но эта гармония не была результатом труда, как у Корба, скорее это был удачный набросок.
Резиденция Гери (Санта-Моника, Калифорния, США, 1987 г.)
;»>
Дом Гери в Санта-Монике. House Santa Monica
– Я часто вожу знакомых смотреть на ваш дом. Он каждый раз другой
– Ничего удивительного. Я там живу. Потребности семьи меняются. А вас очень прошу: перестаньте возить туда своих знакомых. Представьте себе, семья садится обедать, а в окнах вспышки фотоаппаратов.
Дом Гери в Санта-Монике. House Santa Monica
История дома Гери в Санта-Монике драматична, что, впрочем, характерно для многих его построек.
Стандартный калифорнийский дом, построенный из деревянных брусков 5 х 10 см и обшитый сухой штукатуркой, по мере роста семьи (уже второй) стал обрастать объемами неправильной формы из реек, стекла, волнистого стеклопластика и металлических сеток, за что был прозван курятником. Соседи испугались, что необычность дома понизит цены на недвижимость в квартале, и стали роптать.
Дом Гери в Санта-Монике. House Santa Monica
– Эстетика их не волновала, – поясняет Гери, – только деньги. А что я мог сделать? Сломать свой дом? Мы вели переговоры. В конце концов они продали свои дома и уехали. Конфликт исчерпан.
Дом Гери в Санта-Монике. House Santa Monica
«Пещера» из розовых пластин асбеста, шифера и проволочной сетки производит впечатление нестабильности и самодельности, можно сказать, непрофессионализма, нарушая все возможные законы, от тяготения до гармонии. Вместе с тем она вполне созвучна фрагментированному пространству современного города и ей не откажешь в живописности.
Frank Gehry House Santa Monica
Frank Gehry House Santa Monica
Фрэнк Гери — архитектор-суперзвезда; наверное, единственный представитель этой профессии, появившийся в «Симпсонах» и в рекламе Apple.
«Симпсоны»: Гери строит новое здание как точную копию скомканной бумажки, поднятой с тротуара.
Frank Gehry as featured in The Simpsons (в оригинале на англ. языке).
Фрэнка Гери озвучивает сам Фрэнк Гери 🙂
Архитектура для Гери — это искусство и процесс, стоящие за пределами идеологии или социальных программ. Отсюда решительное неприятие «стеклянных коробочек» предшествующих десятилетий, равно как и устойчивая неприязнь к постмодернизму.
«ТАНЦУЮЩИЙ ДОМ»
«Танцующий дом» в Праге.
«Танцующий дом» в Праге.
Танцующий Дом находится в историческом центре Праги неподалеку от отеля Интерконтиненталь, и нарушает гармонию окружающего его городского пейзажа, выбиваясь из общих стилей неоготика, необарокко и арт нуво. Сначала здание вызывало возмущение у консервативно настроенных жителей, но со временем Танцующий Дом признали одним из выдающихся архитектурных проектов XX века.
Эта удивительная постройка выполнена в стиле деконструктивизма, благодаря чему контрастно выделяется на фоне окружающих построек. Танцующий дом стал одним из обязательных пунктов большинства туристических экскурсий и считается одной из главных достопримечательностей города.
Оригинальная архитектура танцующего дома, по мнению многих, не вписывается в облик чешской столицы, однако желающих его увидеть и сфотографироваться на его фоне – всегда немало. Для европейских туристов привезти сувениры из Праги в виде танцующего дома и фотографии причудливого здания – является неотъемлемой частью путешествия в Чехию.
У многих туристов, знакомящихся с пражскими достопримечательностями, при виде этого здания начинает кружиться голова. И это неудивительно: асимметрия и резкий контраст, создающие впечатление оптического искажения на углу набережной и Рессловой улицы, оказывают на путешественников, видящих танцующий дом впервые, неизгладимое впечатление, которое, видимо, шокируют вестибулярный аппарат.
Танцующий дом — нестандартное здание, расположенное в центральной части Праги вблизи Ресловой улицы. Здание, спроектированное архитекторами Фрэнком Гери и Владо Милуничем, издалека напоминает двух танцующих балерин. И неспроста — ведь основной архитектурной идеей была параллель с известнейшей танцевальной парой того времени Фредом Астером и Джинджер Роджерс. «Танцующий дом» вызывал споры среди дизайнеров и критиков, но последнее слово было за президентом Вацлавом Гавелом, который одобрил интересный проект. В 1996 году здание было готово.
Это строение называют еще пьяным, местные жители называют его стакан, гиды зовут его еще “Джинджер и Фред”.
Когда смотришь на это здание впервые, особенно на фотографии, возникают абсолютное ощущение непрочности конструкции. . Несмотря на то, что здание стоит уже много лет, при взгляде на него возникает впечатление хрупкости и стремительности.
Стеклянный шлейф платья Джинджер отражает лучи солнца и смотрится очень нарядно. В этом уникальном доме шесть этажей, сейчас его используют, в основном, как офисный центр.
http://thomasmayerarchive.de/
http://www.gehrytechnologies.com/
Источники:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Источник
Via about_artart
vakin.livejournal.com
Фрэнк Гери и 20 его самых невероятных здания
В мире существует не слишком много архитекторов, которые сумели подняться в своих работах над обыденностью, создавая настоящие ни на что не похожие шедевры зодчества. Однако их творения вызывают неподдельный интерес как у собратьев по профессии, так и у обыкновенных граждан, пораженных неудержимой фантазией творцов и необыкновенностью форм их сооружений. Одним из таких уникальных мастеров является Фрэнк Оуэн Гери. Он входит в число наиболее ярких представителей данного направления и считается родоначальником архитектурного деконструктивизма.Настоящее имя архитектора – Эфраим Оуэн Гольдберг. Его родители – иммигранты из Польши, уехавшие в Новый Свет в целях спасения от антисемитских проявлений на родине. Гери получил высшее университетское образование, отучившись сначала в двух вузах США, а потом продолжив получение знаний во Франции. Вернувшись в 1962 году в Соединенные Штаты из Франции, он осел в родном Лос-Анжелесе и открыл там собственное архитектурное бюро. Со временем скромная контора разрослась до солидной фирмы с двумястами сотрудниками-архитекторами. Сам же Гери в 1989 году стал лауреатом весьма престижной Притцкеровской премии.
Среди построенных Фрэнком Гери зданий есть настоящие шедевры зодчества.
Лос-анджелесская юридическая школа Лойолы
Эти здания – результат победы Гери в конкурсе на расширение юридической школы в Лос-Анджелесе. Благодаря большой длительности программы благоустройства центра мегаполиса архитектор сумел создать несколько сверхсовременных кампусов, внеся в городской колорит стилистическое разнообразие.
Барселонский олимпийский павильон «Рыба»
Используя суперсовременную для своего времени программу трехмерного аэронавигационного проектирования, Гери специально для Олимпийских игр создал в 1992 году в Барселоне павильон в виде огромной, покрытой стальной сеткой золотой рыбы. Это стало технологическим прорывом в мире архитектуры.
«Дом-бинокль» для рекламного агентства
В калифорнийском городе Венеция в 1991 году возведен комплекс строений для рекламного агентства Chiat/Day. Свое название здание, спроектированное Гери, получило за своеобразный внешний вид, напоминающий известный оптический прибор. Офисные помещения вмещают примерно 500 сотрудников.
«Танцующий дом» для страховой компании
В 1996 по заказу голландской страховой компании Nationale-Nederlanden для ее пражского филиала Гери сконструировал офис оригинальной формы в виде двух сильно деформированных и вытянутых цилиндров, отдаленно напоминающих пару танцоров. Для строительства использовался бетон, стекло и стальная сетка.
Здание музея музыки
В 2000 году в Сиэтле для местного Музея музыки было возведено оригинальное строение, напоминающее сломанную гитару Джимми Хендрикса. Для его сооружения использовались нержавеющая сталь и алюминий. Здание имеет необычную раскраску, включающую в себя оттенки золота, серебра и фиолетового цвета.
Музей дизайна для компании Vitra
В 1980-х годах германская мебельная компания Vitra решила построить для себя современный музейный комплекс. Гери создал для нее несколько зданий, имеющих простые геометрические формы, однако объединил их между собой металлической кровлей и белыми гипсовыми поверхностями.
Художественный музей Вайсмана
В 1993 в Миннеаполисе для Университета Миннесоты архитектор спроектировал здание Художественного музея, состоящее из замысловатых элементов, облицованных стальной плиткой. Само строение возвышается на утесе близ реки Миссисипи.
Центр Ричарда Фишера
В 2003 году в американском городе Аннандэйле-на-Гудзоне возведено здание Центра исполнительских искусств. Архитектор покрыл его фасад нержавеющей сталью и сравнил его с театральной маской. К зданию подведены геотермальные водные источники, что делает Центр в определенной степени независимым от других видов топлива.
Кембриджский центр информационных технологий
В 2004 году данный центр был возведен в Кембридже. В нем архитектор постарался сделать максимально упрощенным процесс общения и взаимодействия между учеными и студентами.
Neuer Zollhof в Дюссельдорфе
Данный многофункциональный комплекс построен в 1999 году. Появившись благодаря сотрудничеству Гери с двумя другими группами архитекторов, эти сооружения полностью преобразовали набережную периферийного города, сделав его современным экономическим кластером. Сейчас эта группа, состоящая из трех офисных зданий, считается символом Дюссельдорфа.
Концертный зал Уолта Диснея
К проектированию этого сооружения в Лос-Анджелесе Гери приступил еще у 1988 году. Правда, строительство его тянулось целых 15 лет, завершившись лишь в 2003. Сейчас над Гранд Авеню сейчас возвышается необыкновенный комплекс, фасад которого покрыт нержавеющей сталью, а сам концертный зал стал одним из знаковых мест города.
Банк в Берлине
Руководство DZ Bank поручило Гери крайне трудную задачу – создать новое здание для банка в самом центре Берлина. Задача осложнялась очень жесткими условиями городских властей относительно строительства в исторической части Берлина. Архитектор блестяще справился с задачей, создав удивительное здание напротив Триумфальной арки.
Чикагский павильон Джея Притцкера
Это строение в городе Чикаго стало классическим примером преобразования старого и неиспользуемого здания в парковую зону. Гери применил здесь любимую им нержавеющую сталь. Лентами из нержавеющей стали, плавно переходящими в стальные трубы, играющими роль уникальной аудиосистемы, он сформировал место для проведения мероприятий.
Музей Соломона Гугенхайма
Когда Гери приступил к проектированию и строительству музейного комплекса в испанском Бильбао, это практически не освещалось в СМИ. Однако после его открытия для посетителей, у всех ценителей архитектуры оно вызвало взрыв восторга. Музейный комплекс представляет собой собрание каменных, титановых и стеклянных сооружений вдоль реки Нервион.
Дом Питера Льюиса
Это кирпичное здание построено в 2002 году в Кливленде. Его фасад облицован нержавеющими стальными лентами. Сейчас сооружение арендует школа менеджмента университета Case Western Reserve.
Художественная галерея Онтарио
Это единственный проект Гери в его родном городе Торонто. В 2009 архитектор совершил перепланировку помещений здания 1918 года постройки с целью расширения в нем выставочных пространств.
Штаб-квартира InterActive
Это сооружение построено для корпорации InterActive в 2007 в Нью-Йорке на Манхэттене. Для 9-этажного здания штаб-квартиры Гери использовал значительное количество стекла, что дает эффект изогнутости комплекса, немного напоминающего формой корабль.
Здание Биологического музея
В 2013 году архитектор сконструировал здание Биологического музея в Панаме, общая площадь выставочных и торговых пространств которого занимает 4000 кв. метров. Под его разноцветной крышей размещено 8 галерей, 2 аквариума, ботанический сад, зал для временных выставок, публичный атриум, а также кафе и магазины.
Медицинский центр Лу Руво
Это медицинское учреждение, занимающееся лечением заболеваний головного мозга, созхдано архитектором по заказу Ларри Руво – бизнесмена из Лас-Вегаса. В нем действует не только многопрофильный медицинский центр, но и научно-исследовательский институт.
Башня Бикмэна
Здание возведено в Нью-Йорке в 2011 году по проекту Гери. Оно представляет собой 76-этажную волнообразную башню, что создает иллюзию движения. В Башне Бикмена предполагалось расположить школу, городскую больницу и шикарные апартаменты.
isralove.org
Фрэнк Гери: ТОП 10 проектов архитектора, обзор и фото
Фрэнк Оуэн Гери (настоящее имя Ephraim Owen Goldberg) появился на свет 28 февраля 1929 г. в еврейской семье иммигрантов из Польши. В подростковом возрасте Гери неоднократно подвергался нападкам со стороны ровесников на почве антисемитизма и, когда ему едва исполнилось 17, семья перебралась в Америку. Там Фрэнк Гери смог выучиться в архитектурной школе, пройти службу в армии и продолжить образование в Гарварде, где изучал градостроение и планирование среды. Будущий законодатель деконструктивизма питал особенную страсть к точным наукам.
В 1962 году появляется студия Frank O. Gehry & Associates – архитектор довольно рано получает возможность трудиться в самостоятельно собранном авторском коллективе. Принципиально внимательное отношение к специалистам – отличительная черта кадровой политики Фрэнка Гери.
В 1972 году Гери заявит о себе: «Я – Архитектор». До этого момента деятельность его была больше связана с дизайном мебели – Гери занимался изготовлением картонных стульев.
1. Музей дизайна Vitra (Вайль-на-Рейне, Германия, 1989 г.)
Первый архитектурный проект за пределами США был выполнен для компании Vitra. Уникальность проекта состоит в том, что в пределах одного сооружения Гери удалось создать пространство связей для самых различных сфер дизайна. Кроме экспозиционных залов здесь предусмотрены помещения для деловых встреч, имеется также пожарная станция, спроектированная малоизвестной тогда ещё Захой Хадид.
2. Публичная библиотека им. Питера Льюиса (Кливленд, США, 2002 г.)
Внутреннее пространство библиотеки спроектировано таким образом, чтобы посетители могли легко общаться и взаимодействовать. Кроме книгохранилища, атриумов, здесь есть также учебные аудитории, в которых проводятся мастер-классы и лекции. Аудитории имеют сложную форму, не повторяют друг друга – это делает работу в группах интереснее и легче, человек словно освобождается от некоторых социальных оков, попадая в такое необычное пространство.
3. Музейно-выставочный комплекс EXMP (Сиэттл, США, 2000 г.)
Инициатором проекта Музея американской поп и рок-музыки был Пол Аллен – основатель Microsoft Corporation и поклонник творчества Дж. Хендрикса. Интерактивный музейно-выставочный центр облицован нержавеющей сталью и крашеным алюминием. В составе помещений – «Небесная церковь», идеальная музыкальная площадка, воплощённая мечта Хендрикса – пространство 30-метровой высоты с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Фрэнк Гери предусмотрел также звуковую лабораторию – здесь любой посетитель может создать свою музыку, как он её понимает и чувствует.
Подробнее об этом проекте здесь.
4. Зал Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США, 2003 г.)
Фрэнк Гери — один из основателей BIM (метод создания Информационной Модели Здания), никогда не работает с компьютерными средствами и проектирует только вручную. Он собирает вокруг себя профессионалов, чтобы воплотить свои невероятные замыслы. Концертный зал Уолта Диснея – результат труда 60 графиков, инженеров, моделлеров. Сложные, текучие формы, излюбленная нержавеющая сталь в качестве отделки фасадов.
5. Центр Мэгги (Шотландия, 2003г.)
Реабилитационный центр информирования и помощи людям в борьбе с онкологическими заболеваниями Фрэнк Гери проектировал в содружестве с Ч. Дженксом. Из-за строгих геометрических форм сооружение кажется более спокойным, нежели другие проекты Фрэнка Гери – архитектор обладает не только чувством формы, но и такта.
6. Музей MARTa (Херфорд, Германия, 2005 г.)
Общественный центр возник по инициативе властей – в Херфорде надеялись на повторение «Эффекта Бильбао». Проект органично вписан в среду, благодаря выбранному в качестве отделочного материала традиционному красному кирпичу.
7. Бикман Тауэр (Нью-Йорк, США, 2008 г.)
Жилая башня в 76 этажей достигает высоты более 265 м. Несущий каркас – железобетонный, фасады – традиционная для Фрэнка Гери нержавеющая сталь. Здесь запроектированы: школа, открытый бассейн, художественные студии, библиотека. Создаётся ощущение, что на верхних этажах Бикмана могли бы поселиться все голливудские злодеи.
Подробнее об этом проекте здесь.
8. Жилой дом Opus (Китай, 2012 г.)
Многочастная структура, сдвиги и изломы находятся в сильном контрасте с природным окружением. Дом построен на идиллическом зелёном холме, облицован янтарным испанским камнем и заявляет о победе деконструктивизма, урбанизма над ограниченностью форм.
На нижних этажах – двухуровневые квартиры с садом и бассейном, а каждый из следующих 10-ти отведён под одну квартиру площадью 560-640 м².
9. Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания, 1997 г.)
Всем известный музей современного искусства на берегу реки Нервьон. Сам Гери однажды сказал следующее: «В этом «Эффекте Бильбао» нет ничего нового. Это то же самое, что сказать Эффект Парфенона или Эффект Нотр-Дама. Это журналисты его так окрестили, а не я. Ни для кого не новость, что архитектура имеет своё отражение во всём: она может изменить судьбу города, страны, человека и целого народа. И даже спасти кого-то».
10. Резиденция Гери (Санта-Моника, Калифорния, США, 1987 г.)
С этого проекта начинался Фрэнк Оуэн Гери, каким мы знаем его. «Мне нравится идея оставить дом нетронутым и возвести новый вокруг него». Ключевые постулаты конструктивизма отражены в этом смелом проекте. Купив этот домик и поселившись в нём вместе с супругой, будущий Лауреат премии Притцкера сильно испортил отношения с соседями, сделав из своего жилища произведение архитектурного искусства.
Текст: Нина Белая
thearchitect.pro
Архитектор Фрэнк Гэри. Деконструктивизм, вдохновение и фантастическая интуиция: vladimirkrym — LiveJournal
Здания, спроектированные легендарным архитектором Фрэнком Гери, являются настоящими шедеврами деконструктивизма. В своих проектах он раскрывает собственный, недосягаемый для большинства людей мир, в основе которого лежит философия разрушения и деформации. Мы расскажем о 24 наиболее значимых и удивительных проектах выдающегося архитектора современности.
1. Дом-студия художника Рона Дэвиса в Малибу, США
Интерьер помещения
Строительство дома, спроектированного специально для американского художника Рона Дэвиса, завершилось в 1968 году, спустя шесть лет после того как Гери начал карьеру архитектора в Лос-Анджелесе. Этот особняк, расположенный в небольшом калифорнийском городе Малибу, является первой признанной работой архитектора.
2. Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике, США
Интерьер помещения
Принято считать, что особняк, который Гери спроектировал для своей семьи в 1978 году, стал действительно значимым проектом. Именно после его строительства к архитектору пришла профессиональная известность. Собственный дом Фрэнка Гери представляет собой классическое бунгало, состоящее из деревянных конструкций, фанеры, кирпичной кладки и стекла. Хотя после постройки этого дома, в адрес архитектора звучало немало критики, в 2012 году, по прошествии 25 лет, Гери был удостоен престижной премии Американского института архитекторов за строительство именно этого дома.
3. Юридическая школа Лойолы в Лос-Анджелесе, США
В 1978 году власти штата Калифорнии приняли решение расширить юридическую школу в центре Лос-Анджелеса. За право внести свою лепту в этот проект архитекторы боролись на конкурсной основе. Победителем стал Гери. Он изменил образ центра города за счет сверхсовременных кампусов, которые внесли в местный колорит стилистическое разнообразие. Программа благоустройства центра города была рассчитана на долгосрочное и поэтапное расширение студенческого городка. Последняя постройка была возведена в 2003 году.
4. Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, Германия
Интерьер помещения
В начале 1980-х годов компания Vitra, производящая мебель, привлекла самых перспективных архитекторов для создания в немецком городе Вайле-на-Рейне современного комплекса, включающего в себя множество зданий. Музей состоит из простых геометрических форм, объединенных белыми гипсовыми поверхностями и металлической кровлей.
5. Здание рекламного агентства Chiat/Day в Венеции, США
Комплекс рекламного агентства был построен в 1991 году в калифорнийской Венеции. У него есть неофициальное название «Дом-бинокль», полученное благодаря оригинальному въезду на служебную парковку, выполненному в форме огромного оптического прибора. Это здание стало результатом сотрудничества Фрэнка Гери с художниками Класом Ольденбургом и Коосье ван Брюггеном. Офисные помещения, напоминающие одновременно нос корабля и стволы деревьев, окружают скульптурную группу. В них ежедневно работают примерно 500 сотрудников Google.
6. Олимпийский павильон «Рыба» в Барселоне, Испания
Огромная скульптура золотой рыбы, покрытой стальной сеткой, была создана Фрэнком Гери в 1992 году специально для Олимпийских Игр в Барселоне. Этот монумент в свое время стал настоящим технологическим прорывом в мире архитектуры. При создании модели будущего павильона архитектор впервые использовал программу трехмерного аэронавигационного проектирования.
7. Художественный музей Вайсмана в Миннеаполисе, США
Художественный музей Вайсмана, построенный в 1993 году, находится в кампусе Университета Миннесоты. Замысловатые элементы, образующие силуэт музея, облицованы стальной плиткой. Здание музея возвышается над утесом реки Миссисипи. Проект расширения этого здания был разработан в 2011 году.
8. «Танцующий дом» в Праге, Чехия
Офис голландской страховой компании Nationale-Nederlanden, построенный в 1996 году, расположен в столице Чехии. Благодаря двум башням, напоминающим пару танцоров, он также стал известен как «Танцующий дом». Два сильно деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлической сетки, стекла и бетона. Стоит отметить, что идея проекта принадлежит Фрэнку Гери и местному архитектору Владо Милуничу.
9. Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Интерьер музея
Музей Гугенхайма в Бильбао — представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора в ранг великих архитекторов современности.
10. Многофункциональный комплекс Neuer Zollhof в Дюссельдорфе, Германия
Многофункциональный комплекс Гери, введенный в эксплуатацию в 1999 году, стимулировал значительное преобразование небольшого города на набережной в современный экономический кластер Германии, именуемый Медиа-Портом. Три соседних офисных здания в центре города, спроектированные Гери и другими известными архитекторами — Фумихико Маки и студией Murphy/Jahn, являют собой символ нового Дюссельдорфа.
11. Комплекс DZ Bank в Берлине, Германия
Комплекс ночью
Градостроительный кодекс Берлина запрещает вести строительство здания, которое будет затенять Бранденбургские ворота. Выполнив это требование, Фрэнк Гери спроектировал филиал франкфуртского банка DZ Bank и расположил его напротив Триумфальной арки. Здание банка имеет сдержанный фасад из известняка. Облицованный плитами из нержавеющей стали конференц-зал, по мнению самого автора напоминающего голову лошади, находится в атриуме и также являет собой невероятное зрелище.
12. Музей музыки в Сиэтле, США
Музей музыки в Сиэтле. Вид сверху.
Интерьер холла
Невероятный музей музыки в Сиэтле был открыт в 2000 году. При проектировании музея Фрэнк Гери вдохновлялся гитарой Джими Хендрикса, которую тот постоянно разбивал после своих концертов. Именно сломанный музыкальный инструмент и лежит в основе облика этого удивительного комплекса из нержавеющей стали и алюминия с оттенками фиолетового цвета, серебра и золота.
13. Дом Питера Льюиса в Кливленде, США
Интерьер помещения
С момента своего строительства в 2002 году, дом Питера Льюиса сдается в аренду местной школе менеджмента кливлендского университета Case Western Reserve. Фасад здания с лентами из нержавеющей стали, вырастающими из кирпичного основания, является классическим произведением Гери. Открытый интерьер предназначен для стимулирования междисциплинарного общения.
14. Центр Ричарда Фишера в Аннандэйле-на-Гудзоне, США
Центр исполнительских искусств Ричарда Фишера был построен в 2003 году. Гери сравнил его фасад из нержавеющей стали с театральной маской. Архитектор был ни раз подвергнут несправедливой критике за недостаточное обеспечение здания экологической устойчивостью, несмотря на то, что он включил в свой проект геотермальные энергетические системы, позволяющие центру иметь определенную степень независимости от ископаемого топлива.
15. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США
Концертный зал. Вид сверху
Интерьер зала
Фрэнку Гери была предоставлена возможность спроектировать новый концертный зал еще 1988 году, однако он был открыт лишь в 2003. Сегодня критики и далекие от мира музыки люди согласны с тем, что результат стоил всех этих лет ожидания. Этот необыкновенный комплекс с фасадом, покрытым излюбленным материалом архитектора — нержавеющей сталью, отражает страсть архитектора к плаванию. Концертный зал возвышается над Гранд Авеню и является одним из символов Лос-Анджелеса.
16. Центр Мэгги в Данди, Шотландия
Центры поддержки раковых больных Мэгги расположены на территории больниц Национальной службы здравоохранения по всей Великобритании. Центры Мэгги эксплуатируются в соответствии с принципами, разработанными их основателем и соучредителем, ландшафтным дизайнером Мэгги Кесвик Дженкс. Именно Фрэнку Гери удалось спроектировать первый из подобных центров, расположенный в шотландском городе Данди.
17. Павильон Джея Притцкера в Чикаго, США
Павильон Притцкера является важнейшим элементом в преобразовании железнодорожных станций в центральной части Чикаго в единую структуру Парка Миллениум. Место проведения мероприятий формируется с помощью лент из нержавеющей стали, плавно переходящих в туннель из стальных труб, который также регулирует распределение звука с помощью уникальной аудиосистемы. Комплекс чикагского павильона стал знаковым достижением архитектора Фрэнка Гери.
18. Центр Рэя и Марии Стата в Кембридже, США
Здание центра ночью
В 2004 году центр компьютерных и информационных технологий пришел на смену массачусетскому строительному институту, который имел богатую историю сотрудничества ученых в самых неожиданных и успешных проектах. Гери разработал здание центра с учетом максимально возможного взаимодействия ученых и студентов друг с другом.
19. Штаб-квартира корпорации InterActive в Нью-Йорке, США
Интерьер помещения
Головной офис штаб-квартиры InterActive, открывшийся в 2007 году в районе Челси, стал для Гери первым зданием, построенным на Манхэттене. В этом девятиэтажном здании архитектор впервые использовал столь крупные объемы стекла. Этот материал был выбран автором неслучайно — он подчеркивает эффект изогнутости и выпуклости похожего на корабль комплекса.
20. Реконструкция художественной галереи Онтарио в Торонто, Канада
Художественная галерея ночью
Не смотря на то, что Фрэнк Гери родился в Торонто в 1929 году, свой первый проект на родине он реализовал лишь спустя 80 лет. Здание художественной галереи, построенное в 1918 году, уже проходило через три этапа расширения. Главными задачами проводимой под руководством Гери реконструкции 2009 года стали перепланировка помещений и дополнительных выставочных пространств.
21. Центр лечения заболеваний головного мозга Лу Руво в Лас Вегасе, США
Интерьер помещения
Идея создания центра лечения головного мозга принадлежит предпринимателю из Лас-Вегаса Ларри Руво, чей отец умер от осложнений, связанных с болезнью Альцгеймера. В 2009 клиника Кливленда согласилась обслуживать многопрофильный медицинский центр и научно-исследовательский институт, который также включает в себя зал для проведения массовых мероприятий.
22. Башня Бикмэна в Нью-Йорке, США\
Башня Бикмэна. Крупный фрагмент.
Главной особенностью построенной в 2011 году 76-этажной башни является ее волнообразный дизайн, создающий иллюзию движения. На создание столь необычной структуры Гери вдохновила драпировка мраморной скульптуры 17-го века в стиле барокко, выполненной знаменитым итальянским скульптором Лоренцо Бернини. В здании, воплощенном в жизнь компанией Forest City Ratner, будет находиться школа, шикарные апартаменты и городская больница.
23. Новый международный центр в Майами, США
Интерьер зала
Новый международный центр в Майами-Бич на сегодняшний день является одним из последних проектов Фрэнка Гери. В основу проекта суперсовременного комплекса положен принцип открытости. Этот шестиэтажный занавес из стекла и стен позволяет прохожим увидеть, что происходит в атриуме, состоящем из нескольких репетиционных залов. Эти пространства имеют театральное освещение, поэтому люди могут следить за концертами, встречами и конференциями прямо из соседнего парка. Дополнительную возможность наблюдения предоставляет находящийся снаружи гигантский экран площадью 650 кв. метров.
24. Биологический музей в Панаме
Биологический музей. Вид сверху
Еще в 90-е годы 20 века панамские лидеры мечтали о создании музея биологии, однако дождались его открытия лишь в 2013 году. Уникальный музей стал пожалуй самым ярким проектом Фрэнка Гери. Разноцветная крыша музея символизирует великое разнообразие биологических видов. На площади в 4 тыс. кв. м Гери удалось расположить 8 галерей, публичный атриум, зал для временных выставок, кафе, магазины, ботанический сад и 2 огромных аквариума.
Френк Гери — великий зодчий современности и легендарный архитектор в свои 85 лет продолжает усердно работать.
Оригинал взят у vakin в Архитектор Фрэнк Гэри. Деконструктивизм, вдохновение и фантастическая интуиция
vladimirkrym.livejournal.com
«Танцующие дома» Фрэнка Гери — Валерий — LiveJournal
Френк Гери (настоящее имя – Эфраим Голдберг) родился в 1929-м в городе Торонто. Он происходит из еврейской семьи крупных торговцев, а имя и фамилию сменил после того, как в юности его избили за национальность. Кто знает, возможно эта психологическая травма тоже повлияла на его творческое направление, в основе которого, как он сам не раз говорил, внутренняя свобода и человечность.– Мои проекты так экспрессивны, потому я хочу придать им человеческий характер. Кому интересны стеклянные коробки? Они могут навевать лишь холод и они совсем недружелюбны к нам, людям, – считает лауреат Притцкеровской премии Фрэнк Гери.
С 17 лет он вел самостоятельную жизнь: сначала учился в Калифорнии, затем в Гарварде, работал в чужих архитектурных конторах, а затем основал собственную. Она несколько раз меняла название и сейчас называется Gehry Partners.
Лауреат Притцкеровской премии Фрэнк Гери. /Фото:sporcle.com
В творческой копилке Гери много известнейших работ, причем не только зданий. У него есть, например, авторская коллекция стульев, выпущенная известной швейцарской мебельной фирмой. Сделана она из гофрированного картона. Причем стоит каждый стул в сто раз дороже, чем обошлось производителям изготовление. Гери является и автором знаменитой скульптуры золотой рыбки, установленной в барселонском порту и ставшей впоследствии символом города.
А еще Фрэнк Гэри, будучи заядлым хоккейным болельщиком, в 2004 году придумал эскиз для кубка, который вручают команде-чемпиону мира по хоккею.
Фрэнк Гери настолько популярен и в то же время одиозен, что в 2005 году поклонники сериала Simpsons даже увидели его в качестве персонажа одной из серий. Причем озвучивал его сам Гери, что лишь подчеркивает ироничность его натуры. В мультике архитектор выстроил эпатажное здание в виде смятой бумажки — точной копии той, что валялась на тротуаре.
Он стал прототипом героя сериала про Симпсонов. Кадры из мультфильма.
Высказывания Гери всегда были громкими и вызывающими. Он, например, заявляет: «98% всего, что спроектировано и построено в мире — абсолютное дерьмо. Это здания, в которых нет ни чувства дизайна, ни уважения к человеку. Это обыкновенные банальные бетонные коробки».
И в то же время признает, что до сих пор не уверен в себе и очень переживает при открытии каждого нового здания. «Всякий раз я хочу спрятаться под одеялом и пребываю в ужасе от того, что могут подумать люди. То есть я каждый раз не до конца уверен в том, что сделал что-то стоящее. Это чувство здоровой неуверенности в себе», – говорит великий архитектор.
Ну а здания архитектора Гери не могут оставить равнодушными никого, как и его высказывания.
Свои здания он считает более человечными, чем скучные бетонные коробки.
Концертный зал Уолта Диснея, Америка
Эта оригинальная концертная площадка в Лос-Анджелесе, которая также является домашней сценой Лос-Анджелесского филармонического оркестра, спроектирована и построена на деньги вдовы Уолта Диснея. На реализацию проекта госпожа Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов.Концертный зал Диснея./Фото:yandex.ru
У зала великолепная акустика, а вот по поводу самой постройки до сих пор не умолкают споры: это гениальный проект или безвкусный эпатаж?
Университетская школа бизнеса в Сиднее, Австралия
Работая на обновлением кампуса бизнес-школы Сиднейского технологического университета, Гери уже имел солидный опыт проектирования университетских зданий. Идея сделать «мятые» фасады связана с необычной внутренней планировкой. Сам Гери объяснил, что здание спроектировал по принципу дерева. Внутри – аудитории-«ветви», которые соединяют общественные пространства – «ствол». Ветки дерева он сравнивает с мыслями, произрастающими в голове человека.Школа бизнеса. /Фото:redd.it
Сложную форму здания подчеркивает меняющееся в течение дня освещение. А в стеклянных окнах фасада отражается не менее сложный и многообразный австралийский город.
Фрагмент здания. /Фото:adcitymag.livejournal.com
Центр здоровья мозга в Лас-Вегасе, Америка
Центр здоровья мозга Лу Руво открыли в 2009 году. Его сотрудники занимаются исследованиями в области лечения болезней Паркинсона, Альцгеймера, Хантингтона, а также выявлением их на ранних стадиях.Здание возведено на средства благотворительного общества, которое основал Ларри Руво в честь своего отца, скончавшегося от болезни Альцгеймера.
Здания института мозга. /Фото:exteriorcenter.ru
Заказчики специально попросили Фрэнка Гери спроектировать такое здание, которое вызвало бы огромный резонанс в обществе и привлекло внимание окружающих к проблеме пациентов с этими почти не поддающимися лечению заболеваниями, а вместе тем – привлекло бы и инвесторов.
Здание намеренно сделали эпатажным. /Фото:ArchAndArch.ru
Кстати, архитектор согласился участвовать в проекте после того, как ознакомился с трагедией семьи Ларри Руво. Эта тема близка и ему самому – от болезни Хантингтона скончались жена и три свояченицы его друга.
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Странное, облицованное титаном здание, возведенное в конце 1990-х в Бильбао и впоследствии получившее мировую известность, поначалу вызвало протест жителей. Как вспоминал зодчий, во время строительства горожане выходили на улицы с плакатами. Архитектор считает, что это произошло от того, что привыкшие к однообразию люди просто не понимали его прогрессивную архитектуру. Однако впоследствии они оценили ее по достоинству.Музей в испании поначалу вызвал протест жителей. /Фото: blogspot.com
– Теперь же, когда музей построен, все просто умоляют меня сфотографироваться с ними на фоне здания. И чтобы удовлетворить просьбу каждого, мне, пожалуй, стоило бы остаться жить в этом гороле, – с гордостью замечает архитектор.
Еще один шедевр Гери — Танцующий дом в Праге.
Текст: Анна Белова
simfosj1.livejournal.com