Как это работает. Что такое интерьер в литературе
Текст: Ольга Лапенкова
Интерьер в литературном произведении — это описание какого-либо пространства, расположенного внутри здания: квартиры или комнаты, бального зала, ресторана, магазина… В общем, любых декораций, где оказываются герои. Описание интерьера нужно не только для того, чтобы мы представили помещение во всех цветах и красках, хотя и это важно: чем больше подробностей мы знаем об интерьере, тем более реальным нам кажется герой, который по нему разгуливает, и тем больше степень нашей эмоциональной вовлечённости. Однако в первую очередь цель интерьера как литературного приёма — помочь нам понять психологию персонажа. Ведь ничто в жизни не случайно, и уж тем более — пространство, где мы проводим значительную часть времени (будь то роскошный особняк, как у семьи Ростовых в романе «Война и мир», либо крошечная петербургская комната Родиона Раскольникова, напоминающая гроб). Но насколько тесна взаимосвязь между обстановкой жилища и характером его хозяина?
Значимые подробности
С одной стороны, немногим выпало простое человеческое счастье — выбирать, в какой стране, в каком городе или даже в какой комнате жить-поживать. Страшно признаться, но в большинстве своём мы, современные люди, недовольны жилищными условиями. Подростки, живущие с братьями или сёстрами, мечтают об отдельных комнатах; ребята, которым досталась такая роскошь, тоже недовольны — особенно когда родители запрещают развешивать по стенам постеры или призывают навести порядок. А что до взрослых, мало кто отказался бы переехать поближе к морскому берегу, природному заповеднику… или хотя бы к центру города, чтобы быстрее добираться до работы. Однако что может быть страшнее, чем цены на недвижимость?
Зловещий Воланд из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был прав, говоря, что нынешних людей «испортил квартирный вопрос». Но и финансы — не единственная проблема. Даже если у человека всё в порядке с деньгами, разве легко покинуть насиженное гнёздышко? Так что порой место жительства ничего не говорит о человеке, ведь ему пришлось соглашаться на то, что «подвернулось» под руку.
С другой стороны, каждый привносит в жилище — каким бы оно ни было — что-то своё, почти неуловимое. Кладёт на прикроватную тумбочку недочитанную книгу, ставит на комод семейное фото в рамке… Мы окружаем себя не столько предметами, сколько воспоминаниями или мечтами, с которыми эти предметы связаны. А если, перебравшись на новое место, мы этого не делаем, это тоже многое о нас говорит. Возможно, мы просто боимся привязываться?
Наконец, не стоит недооценивать влияние интерьера на психику. Мы можем из кожи вон вылезти, чтобы превратить чердак с протекающей крышей в филиал рая на земле. Но мы бессильны «переключить» вид из окна — или, например, вразумить вечно орущих соседей… Человек, который видит вокруг разруху, скорее совершит дурной поступок или даже преступление, чем тот, который каждый день любуется вишнёвым садом или заливным лугом. Отечественные классики немало об этом говорили — а в 1980-х гг. их предположения подтвердили американские социологи.
Теория разбитых окон
В 1982 году Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг опубликовали статью, в которой высказали следующую гипотезу: даже малейшее нарушение порядка, выставленное на всеобщее обозрение, влечёт за собой следующее. Например, если в заброшенном здании видно хоть одно разбитое окно, хулиганы не смогут просто так пройти мимо — и в конце концов переколотят все стёкла. Но если бы власти города вовремя вмешались и застеклили пустующую раму, вероятность того, что кто-нибудь решит швырнуть туда камень, значительно уменьшится.
С целью доказать эту теорию был проведён ряд экспериментов. В одном из них исследователи заходили в подъезд жилого дома — и подкладывали в один из почтовых ящиков купюру, так чтобы она была видна издалека и её можно было легко достать (то есть своровать). Вот только в одном подъезде почтовый ящик был новенький и чистенький, а во втором — изрисован граффити. Оказалось, что из первого ящика купюру воровали намного реже, чем из второго.
Теория разбитых окон нередко подвергалась критике. Скептически настроенные исследователи считали: хотя гипотеза и «сработала» в Нью-Йорке, не стоит утверждать, что она справедлива для всего мира. Однако произведения отечественных классиков, написанные задолго до труда Уилсона и Келлинга, эту теорию только подтверждают. Посмотрим, как это работает?
В поэме Николая Васильевича Гоголя о находчивом аферисте Чичикове огромное внимание уделяется обстановке, в которой живёт каждый встреченный главным героем помещик. Вот, например, интерьер дома Собакевича — в высшей степени неприятного типа, который всем грубит и всех унижает:
…всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья — всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!
Интересно, что было раньше: курица или яйцо? Собакевич стал невежей, потому что вырос в подобной обстановке, — или он окружил себя вещами «самого тяжёлого и беспокойного свойства» уже в осознанном возрасте, потому что рядом с ними он ощущал что-то… напоминающее уют?
Так или иначе, вырваться из порочного круга и стать лучшей версией себя он не может. Или, скорее, не хочет. То же самое происходит с Коробочкой, хотя главная страсть у неё другая. Единственный смысл жизни для неё — накопление вещей и денег, а самый большой страх — потерять хоть копеечку. Только полюбуйтесь на её спальню для гостей!
Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев, и за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… <…>
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, <…> одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, <…> а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…
Таким же накопительством будет страдать другая вредная бабуля из русской классики — Алёна Ивановна, старуха-процентщица, которой не повезло встретиться с нищим студентом Раскольниковым. Но о Родионе Романовиче мы поговорим позже. А пока вспомним ещё одного «собирателя» из «Мёртвых душ» — знаменитого Плюшкина. Вот как выглядит комната, в которой он встречается с Чичиковым:
С середины потолка висела люстра в холстяном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
Впервые увидев жилище Плюшкина, читатель наверняка подумает, что его хозяин повредился рассудком. Однако этот помещик вовсе не сумасшедший. Всё дело в том, что он не смог пережить личную драму — или, точнее, череду драм. Самое горькое, что причиной большинства из них стало его, Плюшкина, чересчур категоричное поведение.
Мы не знаем, что произошло в жизни Собакевича и Коробочки, какие, говоря современным языком, психологические травмы они пережили. Однако историю Плюшкина автор рассказывает очень подробно — и, проливая слёзы над его судьбой, не забывает напомнить, что этот человек вредит не одному себе. Из-за попустительства Плюшкина его крестьяне в буквальном смысле умирают от голода и холода. Каким бы ужасным ни было крепостное право, у крестьян имелись не только бесконечные обязанности, но и кое-какие права: например, если наставал голод, помещик должен был кормить крепостных из собственных запасов. Однако Плюшкин, как нетрудно догадаться, и слышать об этом не хотел. «Похоронив» самого себя в склепе, он обрёк на смерть десятки ни в чём не повинных людей.
Если в «Мёртвых душах» интерьер — скорее следствие, нежели причина дурного характера того или иного героя, то в романе «Преступление и наказание» всё наоборот. Если бы не ужасная съёмная комната, и не расплавляющая мозги жара, и не пьяные вопли под окнами — центральный персонаж, может быть, и не решил проверить на практике свою ужасную теорию.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке <…>. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. <…>
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, <…> довершили отвратительный и грустный колорит картины.
Причинно-следственные связи между жилищем Раскольникова и его подавленным состоянием проводит и мама главного героя:
— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна <. ..>, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.
— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…
К сожалению, она оказывается в Петербурге слишком поздно: в этой сцене Раскольников — уже не тот человек, которым был всего несколько дней назад.
Чтобы закончить статью на оптимистичной ноте, вспомним вовсе не мрачное место — квартиру, где обитало дружное семейство Турбиных в революционные годы. В ситуации, когда жизнь родных и близких может оборваться в любой момент, именно тепло отчего дома помогло главным героям не «сломаться». Не в последнюю очередь потому, что это гнёздышко было заботливо обустроено покойными родителями Турбиных, а с отцом и матерью у всех троих — Алексея, Елены и Николая — сложились самые нежные отношения:
Много лет до смерти [матери главных героев. — Прим. О. Л.], в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот <…>. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем. <…> К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнёшь. <…>
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, <…> лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золочёные чашки, серебро, портреты, портьеры, — <…> всё это мать <…> оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
— Дружно… живите.
Итак, интерьер — зеркало души, и это касается вымышленных персонажей не в меньшей степени, чем нас, читателей.
Интерьер
- деревянная мебель
Правильный ответ на этот вопрос зависит от того, какую поверхность красим, какими красками красим, используем ли какую-то особую технику окрашивания и что в итоге хотим получить.
- деревянная мебель
- мебель
- дизайн интерьера
Saint Laurent Rive Droite и HERVET-MANUFACTURIER в 2022 году представляют журнальные столики в стиле лонгбордов. А также коллекция лонгбордов из экзотического дерева.
- мебель
- интерьер
- дизайн интерьера
Игровой шезлонг Hendrick’s Gin представляет собой роскошный вариант классического шезлонга, который предоставит взыскательным игрокам возможность обновить свой интерьер с большой пользой для себя и своих увлечений играми.
- мебель
Работа из домашней изоляции 2020 года во время коронавируса оказалась испытанием для многих. Многие профессионалы преобразовали свою жилую площадь, чтобы сделать ее более дружелюбный для выполнения рабочих задач. Это повысило спрос на более универсальные решения для мебели, как ‘Кирпичный’ диван.
- мебель
Это творение от Sayl — складное игровое кресло, оно было разработано Чарли Биркумшоу как концептуальная итерация кресла Herman Mill. Этот предмет мебели обеспечит профессионалов (и геймеров) прекрасным удобным местом для сидения, которое не занимает много места.
- мебель
Corks (Пробка) — это название первой в истории персональной выставки изделий из пробки в Северной Америке от Джаспера Моррисона (Jasper Morrison).
Коллекция демонстрирует полностью пробковую мебель в Нью-Йоркской галерее Kasmin Gallery.
- мебель
- дизайн интерьера
Ма Янсонг (Ma Yansong), дизайнер и основатель MAD Architects, еще в 2017 году запустил новую коллекцию уникальной мебели. Она представляет такую мебель, которую марсиане вполне могут интегрировать в свои дома.
- мебель
- дизайн интерьера
Кресло Flair — это искусно продуманная, очень необычная мебель Томаса Госснера, которая преобразует наши представления о том, как могут выглядеть и функционировать решения для сидения.
- интерьер
- дизайн интерьера
Neu Concept предложила решение, чтобы сотрудники безопасно взаимодействовали и работали друг с другом в одном помещении.
Частное предприятие по проектированию и производству в Дареме выступило с заказным «набором презентаций» для создания безопасной рабочей среды для офисных помещений. Это включает более высокие барьеры между столами и залами заседаний.
- мебель
- интерьер
Коллекция мебели, спроектированная дизайнером и архитектором Рамоном Эстеве, включает в себя диван, кресло и кофейный столик. Каждый из этих трех предметов, кроме столика, отделан шнурами из полиэстера.
- мебель
- интерьер
Запасной стол? Легко! Теперь все стены в доме могут стать хранилищами для запасных столов.
Концепция настенного стола Incanti разработана Уиллом Дэвисом как продукт для Herman Miller, который учитывает универсальность и эстетику, обеспечивая исключительную функциональность.
- мебель
- эко-строительство
- экология
- интерьер
Эта устойчивая картонная мебель является дизайнерской работой Вадима Кибардина. Для ее создания используется простой материал; с помощью такой мебели вы легко оформите ультрасовременный домашний декор. Стильно, ярко, современно. И очень необычно!
- мебель
- эко-строительство
- экология
- интерьер
Эта устойчивая картонная мебель является дизайнерской работой Вадима Кибардина. Он использует простой материал — обычный картон — для создания ультрасовременного домашнего декора, который не чужд стилю и оригинальности.
- ремонт
- интерьер
Натуральный камень очень податлив обработке, из него можно изготовить массу вещей: столешницы, подоконники, фонтаны, декоративные панно, полы, перечислять можно до бесконечности. В процессе работы с камнем для придания ему завершённого вида, необходимо произвести шлифовку, а затем и полировку мрамора.
- выставка
- Москва
«Мой маленький домик» – так Павел Воинович Нащокин называл миниатюрную копию своего московского дома. Его друзья, бывавшие за границей, с восхищением рассказывали о давней европейской традиции создания кукольных домиков. Быть может, и произведения немецкого романтика Э.Т.А. Гофмана побудили Нащокина заказать известным мастерам копии всех предметов его окружавших. Мебель для домика была изготовлена в известной мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз – на заводе А. Попова. Особая ценность этих предметов в том, что они являются действующими моделями реальных вещей: можно вскипятить воду в самоваре, на рояле фирмы «Fisher» сыграть с помощью вязальных спиц, на бильярде сыграть партию в «пирамиду».
- интерьер
- антиквариат
- деревянная мебель
- история
Государственный исторический музей в рамках выставки «Интерьер в русской графике XIX – начала XX века» впервые представляет графическую коллекцию интерьерных видов, являющуюся одной из крупнейших в России.
Около 60 работ – интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, санкт-петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля, Исаакиевского собора и церкви Святой Великомученицы Екатерины при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге – выполнены признанными мастерами интерьерного жанра и менее известными художниками XIX – начала XX века.
- интерьер
Стиль бидермейер ярче всего проявлялся в быту: удобная мебель, обилие мелочей, которые потом назовут «мещанскими», картины, где преобладают жанровые сценки… Немецкие и австрийские поэты, художники и писатели идеализировали «маленькие радости» домашнего уюта, любовно выписывая каждую мелочь, проповедуя полное погружение в природу и семейный круг.
- выставка
- мебель
- деревянная мебель
- интерьер
- антиквариат
Более 50 произведений декоративно-прикладного искусства — предметы мебели из дворцов и усадеб Юсуповых, Шереметевых, Апраксиных и др. дворянских фамилий — представляют выставке «золотой век» русской наборной мебели. Секретеры, бюро, «столики-бобики», комоды, столики для рукоделия, ломберные столы екатерининской и павловской эпох… В таком представительном составе шедевры российских крепостных мастеров столярного дела представляется в Москве впервые. Среди авторов произведений мебельного искусства — известные специалистам и ценителям мастера: Никифор Васильев, Матвей Веретенников, Христиан Майер, охтинские мастера.
- ванная комната
- ремонт
- интерьер
Если вы давно живёте в своей квартире и постоянно убираетесь, такая шашка вам, может, и не нужна (хотя для профилактики раз в год — не лишне будет).
А вот если вы снимаете квартиру и периодически приходится переезжать с места на место (а в съёмных квартирах, как известно, не всегда чисто, особенно в ванной), или только что купили квартиру, но ремонт делать не собираетесь, ванную нужно зачистить. Чтобы не заболеть чем-то таким, чем болеть не хочется. А особенно — если в семье дети.
- строительство
- деревянное строительство
- интерьер
- дизайн интерьера
- эко-строительство
- экология
- руссий стиль
Представьте. Красивый пейзаж. Поселение. К слову, имея альтернативные источники энергии, нет необходимости привязываться к коммуникациям.
И вот — это поселение, дома, больницы, детские сады, магазины, всё, включая крыши, заборы, собачьи будки и скворечники — из дерева, тонированного в яркие, сочные цвета с хорошей ультрафиолетовой и атмосферостойкой защитой.
Интерьер Определение и значение | YourDictionary
ĭn-tîrē-ər
интерьеры
прилагательное
Расположен внутри; изнутри; внутренний.
Webster’s New World
Имеющие отношение к чьему-либо ментальному или духовному существу.
Американское наследие
Вдали от побережья, границы или границы; внутренний.
Новый мир Вебстера
О внутренних делах страны.
Новый мир Вебстера
О внутренней природе человека или вещи; private, secret, etc.
Webster’s New World
Synonyms:
- Synonyms:
- internal
- inner
- home
- upcountry
- midland
- domestic
- inside
- inland
- центральная
- кишка
- висцеральная
- внутрь
- интимная
- Inlying
Антонимы:
- Антонимы:
- Экстерьер
- Вне
- Внешний
- Внешний
Рекламный.
Американское наследие
Внутренняя часть чего угодно.
Новый мир ВебстераУмственная или духовная жизнь человека.
Американское наследие
Внутренняя часть политической или географической единицы.
Американское наследие
Внутренние дела страны.
Министерство внутренних дел США .
Webster’s New World
Synonyms:
- Synonyms:
- inside
- Interior Department
- doi
- Department of the Interior
- within
- midst
- internality
- interiority
- inner
- inland
- heartland
- center
- domestic
- internalization
Antonyms:
- Antonyms:
- outside
- exterior
- exteriority
Advertisement
Другие словоформы интерьера
Существительное
Единственное число:
интерьер
Множественное число:
интерьер
Происхождение интерьера
Ultimate Латинский сравнительный прил. of inter между en в индоевропейских корнях
От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание
От латинского interior («внутренний, внутренний»).
От Викисловарь
Статьи по теме
Реклама
Найдите похожие слова
Найдите похожие слова на интерьер с помощью кнопок ниже.
Слова рядом с интерьером в словаре
- interim relief
- interim-order
- interindividual
- intering
- interinstitutional
- interionic
- interior
- interior crest
- interior-angle
- interior-decoration
- interior-design
- дизайнер интерьеров
Что такое внутренняя отделка?
К
Coral Nafie
Coral Nafie
Coral Nafie — эксперт по дизайну интерьеров с более чем 25-летним опытом работы в сфере домашнего декора.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Обновлено 16.12.20
Caiaimage / Тревор Аделина / Getty Images
Хотя внешний вид здания иногда также может быть включен во внутреннюю отделку, этот термин обычно относится исключительно к внутреннему дизайну. Каждый, кто когда-либо украшал дом или офис, принимал участие в дизайне интерьера. Это популярная тема для многих домашних и садовых развлекательных телевизионных шоу. Это популярное хобби для многих людей, потому что вам не нужна степень, чтобы гордиться украшением своего дома.
Что такое внутренняя отделка?
Украшение интерьера — это просто оснащение помещения предметами, которые вам нравятся. Для некоторых эстетика их дома настолько важна, что они привлекают профессионального дизайнера интерьера для выбора мебели, обоев, аксессуаров, ковров и многого другого.
Дизайнер интерьера — это человек, которого нанимают для оформления пространства. Хотя эта работа может показаться простым выбором краски и расстановкой мебели, на самом деле это гораздо больше. Дизайнеры интерьеров принимают участие в концептуальной разработке и воплощении своего дизайна. Они часто посещают объекты и работают с руководством строительства, особенно когда речь идет о крупных коммерческих зданиях.
Вы можете нанять дизайнера интерьеров, чтобы он отремонтировал комнату в вашем доме или помог полностью переделать ее. Когда дело доходит до больших работ по реконструкции, найм дизайнера интерьера поможет вам максимально эффективно использовать имеющееся у вас пространство. Они также помогут убедиться, что конструкция не создает угрозы безопасности.
Искусство композиции
Дизайн интерьера рассматривается как искусство композиции, потому что он требует от дизайнеров объединения различных элементов, чтобы сформировать один стильный образ. Они обрабатывают каждую часть внешнего вида комнаты, от материала пола в некоторых случаях до безделушек на книжных шкафах. Дизайнеру интерьеров часто требуются месяцы, чтобы завершить свою работу, потому что на это уходит очень много времени.
Стать дизайнером интерьера
Если вы любите дизайн интерьера, то превращение его в карьеру может быть именно тем, что вы ищете. Хотя в некоторых местах дизайнеры интерьеров должны иметь лицензии, эти законы различаются в зависимости от местоположения. Если вы хотите сменить профессию, не влезая в долги по студенческому кредиту, дизайн интерьера — неплохой выбор. Большинство дизайнеров интерьера начинают свой бизнес, работая помощником в существующей фирме или дизайнером.
Как и в случае с большинством профессий, люди все чаще получают высшее образование в области дизайна интерьера. Это популярная специальность во многих китайских университетах. Школы в Соединенных Штатах и Великобритании также предлагают такие курсы, как «Архитектура интерьера». Почти четверть всех дизайнеров интерьеров владеют собственными фирмами, поэтому, если вы всегда мечтали о ведении бизнеса, вы не одиноки.