Готический стиль в интерьере средневековья: готика в интерьере и архитектуре

Содержание

готика в интерьере и архитектуре

Молнии пронзают небо над шпилями замка, каменные гаргульи мрачно взирают на заплутавших путников, под сумрачными сводами среди красного бархата и пламени свечей обитают древние вампиры. Этот ассоциативный ряд навязан готическому стилю массовой культурой. На самом деле посыл готической архитектуры полностью противоположен её интерпретации в фильмах и романах ужасов. Что символизировала готика во времена Средневековья и есть ли ей место в современных интерьерах? Рассказываем.

Стиль с варварским названием

Готическая архитектура пришла на смену романской в конце 12 века. Её географической родиной стал парижский пригород Сен-Дени, где настоятель местного монастыря взялся за перестройку церкви. Отступив от канонов романской архитектуры, новатор возвёл два пролёта главного церковного нефа. Сооружение не подразумевалось гнетущим и устрашающим, напротив: аббат хотел наполнить церковь солнечным светом и символизмом.

С чем сочетать зелёный цвет в интерьере

В 2022 году зелёные оттенки включили в модные палитры все ведущие лакокрасочные бренды, транслируя стремление современного человека наладить ускользающую связь с природой. Рассказываем, с какими цветами их сочетать.

По задумке Сугерия первый в мире готический храм должен был напоминать корабль: мраморные колонны походили на мачты, своды — на раздуваемые ветром паруса. «Корабль»‎ был призван уносить мысли каждого, кто поднимался на его «борт», к высоким материям.

Впечатляющая идея быстро получила широкое распространение в Западной Европе. Новый грандиозный стиль стал идеальным инструментарием для возведения кафедральных соборов, но постепенно перекинулся и на светские постройки Средневековья. 

Собор Рождества Девы Марии в Милане

Название стиля появилось позднее, чем он сам. В эпоху Возрождения постройки с башнями, шпилями и стрельчатыми арками были названы «готическими» в честь варварских северных племен, которых древние римляне именовали готами.

Архитекторы и живописцы Возрождения яро осуждали готику за её нерациональность, «испорченность», непохожесть на античную архитектуру, к которой стремился вернуться Ренессанс.  

Но уже на закате эпохи Возрождения готика вновь стала вызывать восторги общественности. Теперь её ставили в один ряд с античной архитектурой, называя национальным достоянием, а вместе эпитета «варварская» присвоили титул «благородная и устремлённая ввысь».

Собор Святого Вита в Праге

В 18 веке архитектурные традиции готики вернулись в западноевропейскую культуру. Популярность вспыхнула среди британских аристократов, которые в то время были склонны романтизировать Средние века с их рыцарством и кафедральными соборами. Начались реконструкции полуразрушенных средневековых зданий, достраивались когда-то заброшенные соборы, возводились новые гибридные постройки, в которых готика, смешиваясь с национальной архитектурой, превратилась в неоготику. 

Стрельчатые арки и мистические витражи

Готику легко узнать по стрельчатым сводам и арками, эти элементы в первую очередь отличают её от романской архитектуры. Заострённые готические арки европейских соборов внезапно напоминают о восточной архитектуре. Внезапно, но не случайно: этот архитектурный элемент европейцы увидели во время крестовых походов и взяли на вооружение.

Стрельчатая арка открыла перед архитекторами новые возможности, позволяя распределять массу каменной кладки не по всему периметру, как это делалось раньше, а на отдельные опоры. Благодаря этому стали использовать особый тип перекрытий, который принято называть крестовым стрельчатым сводом или нервюрным сводом из-за характерных выступающих рёбер (фр. nervure — ребро). Нервюры также были позаимствованы Европой у арабской архитектуры и стали настоящей революцией в строительстве, позволяя возводить высокие, светлые и воздушные храмы.

В отличие от приземистых горизонтальных романских храмов, готика тянулась к небу. Арки. башни, шпили, колонны — всё в готическом здании стремилось ввысь, провозглашая слияние земного и небесного.

Нидаросский собор в Норвегии

Новый подход также дал возможность заменить часть стен гигантскими окнами с витражами, превратив их в сияющие красочные картины на религиозные темы. Свет, проникающий сквозь такие окна, действует завораживающее даже на современного зрителя, а во времена средневековья был настоящим мистическим откровением.

Даже у гаргулий, которым готика во многом обязана своей мрачной славой, была задача отгонять злые силы или, по другой версии, символизировать победу добра над злом: покорённые чудища защищают церковь. Была у каменных монстров и практическая функция: гаргульи на крышах соборов —  это водостоки, отводящие воду от каменных стен, чтобы она не разъела раствор. 

Такой символичной готика была в основном в русле церковной архитектуры, тогда как светская просто повторяла декоративные приёмы.

А была ли готика?

В интерьере готики как таковой не существовало, с 12 по 15 века этот стиль  действовал только в русле архитектуры и внутреннего убранства соборов. Светские средневековые интерьеры не стремились к готической возвышенности. В жилые пространства стиль проник по большому счёту только во времена неоготики в усадьбах европейской знати.

В это время неоготика даже стала официальным стилем Великобритании. 

Интерьеры того времени стремились походить на рыцарские замки и кафедральные соборы одновременно. Неоготика дожила до наших дней как самостоятельный интерьерный стиль, но увидеть её можно в основном в стилизованных отелях и ресторанах, иногда в интерьерах загородных коттеджей истинных фанатов жанра. В городской квартире неоготике тесно, однако отдельные элементы стиля могут прижиться даже на небольшом метраже.

Говоря о неоготике сегодня, обычно ведут речь о стилизации и атмосфере, причём об атмосфере скорее драматично-кинематографичной, нежели реальной средневековой.

Резные мебельные элементы могут принимать узнаваемые формы готической архитектуры. Готическое настроение пространству сообщают витражи, бронзовые подсвечники, искусственно состаренный металл и кованые люстры. Если хочется больше стилизации, понадобится сундук, камин и гобелен.

Хорошо сидим: 7 летних трендов для балкона и лоджии

Балконы и лоджии в современных квартирах всё чаще приобретают статус зоны отдыха. Рассказываем о трендах этого лета, которые позволят создать на балконе и лоджии расслабляющую атмосферу отпуска.

А вот тёмные стены — совершенно необязательное условие для неоготического интерьера, они для тех, кому по душе больше не сам исторический стиль, а его мрачная художественная интерпретация.

#Стиль

Готический стиль в интерьере – домашнее средневековье

1 ноября 2012

Идеи и советы по дизайну интерьеров

Высокие стрельчатые окна, цветные витражи, причудливые переплетения островерхих орнаментов и арок, винтовые лесенки и ощущение мистики и тайны – вот так можно кратко охарактеризовать готический стиль в архитектуре.

Готика поражает воображение современного человека неповторимой красотой форм, заставляя перенестись его в мир фантазий и средневековья. Высокие стрельчатые окна, цветные витражи, причудливые переплетения островерхих орнаментов и арок, винтовые лесенки и ощущение мистики и тайны – вот так можно кратко охарактеризовать готический стиль в архитектуре. Готика поражает воображение современного человека неповторимой красотой форм, заставляя перенестись его в мир фантазий и средневековья. 

Данный стиль архитектуры возник в период зрелого и позднего средневековья, придя на смену романской эпохе. Довольно интересным фактом является то, что сам термин «готика» обозначал варварское искусство, принесенное племенами готов. Более того, сторонники архитектуры Древнего Рима относились к нему с презрением. Однако как бы сильно ценители романского стиля ни противились появлению готики, вскоре данный стиль захватил всю Европу. И по сей день шедеврами готической архитектуры восхищаются по всему миру. 

Наиболее яркими образцами готики в архитектуре являются соборы и замки. Они изобилуют статуями, витражами, анфиладами и мозаиками. Ощущение невесомой хрупкости и сурового величия сочетаются в готике удивительным образом, и волей-неволей созерцающий эту красоту человек начинает ощущать себя в таинственной легенде, немного пугающей, но прекрасной сказке. Одним из самых восхитительных образцов готической архитектуры является Реймский собор во Франции: увидев один раз, его невозможно забыть. Величие, прошедшее сквозь время, таится под сводами узорных арок… 

Для готики характерны вытянутые, изящные формы, словно стремящиеся вверх, а также неведомая до тех пор каркасная сложная система, позволяющая сделать свод больше. Популярен в готике и лиственный орнамент, украшающий колонны, ребра арок и потолков. Окна в готической архитектуре тоже стремятся вверх, они узкие, пестрят витражами удивительной сложности и красоты; иногда в соборах и замках можно увидеть также круглые окошки. Двери, как и окна, имеют стрельчатую, вытянутую форму. Само здание – прямоугольное, с множеством конусообразных деталей, башенок и причудливых статуй, украшающих фасад. Готическая архитектура, несмотря на всю свою ажурность, считается строгой и тяжелой – не каждый человек смог бы долгое время находиться среди такого великолепия. Однако если вам близка атмосфера средневековья и мистики, атмосфера замков и темных анфилад, то данный стиль – для вас.

 

Многие люди, решившие оформить интерьер помещения в готическом стиле, задаются вопросом: как уместить всю мощь и величие готики на сравнительно небольшой площади? Не будет ли такой стиль казаться несуразным и неуместным? Прежде всего важно, чтобы хозяину дома или квартиры было комфортно. Недаром говорят ведь: «Мой дом – моя крепость». И если готический стиль в дизайне интерьера близок человеку, то абсолютно неважно, впишется ли такая «средневековая» обстановка в современную городскую обыденность. Личный комфорт – превыше всего! 

Теперь – о более земном. Можно ли оформить квартиру в готическом стиле так, чтобы были соблюдены основные черты и признаки данного направления, однако в более сжатых масштабах? Ответ – можно! Лучше всего для готического интерьера подходят помещения с высокими потолками, поскольку их можно сделать сводчатыми, а ребра каркасных арок – украсить резными элементами. Конечно, не обязательно изощряться со сводами и арками. Вполне достаточно будет сделать акцент на орнамент, пущенный по потолку, или же на обыкновенные деревянные балки с незамысловатой резьбой – просто и со вкусом. Изменять форму окон тоже не обязательно. Если вам хочется, чтобы даже эта деталь соответствовала выбранному стилю, но не хочется возиться, разбирая окна, то можно расписать стекло витражными красками, придав им вид настоящих витражей. Однако следует помнить, что в таком случае необходимо позаботиться о достаточном количестве светильников, подходящих по стилистике квартиры, ведь из-за красок на стекле света будет гораздо меньше.

В помещении лучше всего использовать отделку из дерева: кружевные орнаменты и узоры могут украшать как стены, так и элементы мебели. Иногда в интерьере используются кованые детали: заграждения для каминов, ножки столов и стульев, перила лестниц. Они отличаются все той же вытянутостью, стрельчатостью и изяществом. Важно помнить и то, что в готическом стиле не приветствуются слишком яркие и кричащие цвета. Однако это абсолютно не означает, что помещение будет мрачным: напротив, умело подобранное сочетание теплых и строгих тонов подчеркнет красоту стиля и будет говорить о чувстве вкуса хозяев дома.  

Диваны, кресла, мягкие стулья и кровати должны быть оформлены соответственно: обивку необходимо выбрать красивую, но не вызывающую. Для «яркой» готики подходят алые, синие либо фиолетовые тона с серебряными вставками, для более «мягкой» – бежевые, кремовые, пепельные. Шторы также должны соответствовать всему интерьеру: ткань для них лучше подобрать тяжелую, бархатную. И конечно, нельзя забывать про декор: гобелены, статуэтки, подсвечники, подушки на диванах… Уместно будет и холодное оружие на стенах! Ведь интерьер в готическом стиле переносит присутствующих в средневековье: в высокие замки, в величественные соборы, в легенды и красивые истории…

Средневековая архитектура и дизайн интерьера

Архитектура

Дизайн интерьера

Дикран Сеферян 30 июля 2022 г.

Одной из исторических форм дизайна, покорившей многих, является средневековый стиль — например, Тюдоры или Игра престолов . Средневековье длилось почти тысячелетие. Но можно легко распознать его конструктивные особенности и отличить от тех, что были после и до него. Не будем забывать, что это был период, который подарил нам каменные замки, витражи и даже каменные камины.

Стоит отметить, что средневековая архитектура и дизайн интерьеров сами по себе не являются стилем. Этот термин на самом деле относится к архитектурным и дизайнерским стилям, преобладавшим в средневековую эпоху. И хотя с тех пор прошло много столетий, многие средневековые черты все еще применимы в современных домах.

Истоки и стили средневековой архитектуры и дизайна

Средневековье, также известное как Средневековье, длилось примерно с 500 по 1400 год нашей эры. Архитектурные стили этой эпохи во многом опирались на религиозные темы и соборы. Готическая архитектура и дизайн интерьера являются яркими примерами средневекового декора. Также примером царственного влияния средневекового стиля являются королевские замки и особняки того периода. В то время как элементы тюдоровских построек появились к концу средневековья, основными архитектурными стилями, возникшими из средневековой эпохи, являются романский и готический.

Романская архитектура

Романская архитектура преобладала в средневековой Европе примерно с 1070 по 1200 год нашей эры. Этот стиль, также называемый англо-нормандским, характеризуется цилиндрическими сводами, крестообразными опорами и полукруглыми арками. Иногда романские архитекторы использовали остроконечные арки вместо более распространенных полукруглых.

Главный образец романской архитектуры, Даремский собор в Англии, где находится усыпальница святого Катберта.

Романская эпоха состояла из разных этапов. На первом этапе, длившемся с 1070 по 1100 год нашей эры, стиль зародился во время реконструкции многочисленных церквей, соборов и монастырей. Нориджский собор и Даремский собор — некоторые оставшиеся образцы ранней романской архитектуры.

Второй этап длился с 1100 по 1200 год нашей эры и сопровождался строительством и ремонтом множества небольших церквей. Именно тогда в интерьерах и архитектуре средневековых домов больше внимания уделялось деталям и орнаменту. Однако наличие англосаксонских черт привело к совпадению стилей. Это несколько затрудняло идентификацию последних структур.

Готическая архитектура

Считается, что с начала 1200-х до 16-го века готическая архитектура возникла в Сен-Дени, Франция. Стиль в основном сосредоточен на вертикальности, с каменными конструкциями, которые кажутся скелетообразными по форме, в дополнение к урезанным стенам и стеклянным пространствам. Известные характеристики, которые определяют готический стиль, включают ребристые своды, контрфорсы, остроконечные арки, вершины, группы колонн и острые шпили. Витражи изображали святых и библейских персонажей.

Собор Нотр-Дам, построенный в эпоху средневековья, представляет собой образец готической архитектуры в ее лучшем проявлении.

Подобные архитектурные инновации позволили строить еще более высокие соборы. Крыша с молотковыми балками — одна из характерных черт этого средневекового стиля дизайна. Хотя готическая архитектура зародилась во Франции, называть ее французской было бы неверным. Стоит отметить, что этот стиль иногда называли «французской работой». Однако в конечном итоге он распространился по всей Европе и развивался по пути. Когда средневековая эпоха начала исчезать примерно в 1500-х годах, стиль Возрождения занял центральное место.

Забавный факт: собор Нотр-Дам-де-Пари, одно из самых известных готических сооружений, изначально не имел аркбутанов, которые есть сегодня. Имейте в виду, что в них не было необходимости, и их роль в архитектуре была скорее эстетической, чем технической.

Элементы средневекового дизайна и способы их применения

Хотя средневековый стиль является общим термином, относящимся к типам дизайна той эпохи, ряд повторяющихся элементов, как правило, выделяется. Что лучше всего в этих функциях, так это то, что вы можете легко применить их к современным настройкам.

Прочная мебель 

Используйте большую деревянную мебель, чтобы воссоздать средневековую эстетику в своем доме.

Поскольку предметы мебели в средневековые времена изготавливались исключительно вручную, их замена требовала огромных инвестиций. Таким образом, с финансовой точки зрения было выгоднее покупать мебель, которая прослужит десятилетия и даже поколения. Если вы проектируете дом в средневековом стиле, подумайте о больших, прочных единицах — бонусные баллы, если вы найдете что-то винтажное. Мы говорим об огромных обеденных столах, резных стульях и громоздких скамейках. Вы также можете держаться подальше от всего, что выглядит и кажется изысканным. Темный дуб — отличный вариант, хотя и другие виды могут подойти.

Убедитесь, однако, что пол достаточно прочен, чтобы выдержать вес массивной мебели. Это необходимо для предотвращения царапин и следов заноса на дороге.

Твердые полы

Твердые полы играют ключевую роль в средневековых интерьерах, будь то камень, дерево или керамическая плитка.

В то время как низший класс Средневековья должен был довольствоваться утрамбованными земляными полами, элита могла наслаждаться комфортом под ногами благодаря булыжному камню и паркету. Те, кто был еще богаче, предпочли керамическую плитку. Мозаичные полы были особенно популярны среди этого класса, поскольку они отражали индивидуальную индивидуальность через узоры.

Для создания аутентичного средневекового вида идеально подойдет твердый пол. Он не только связывает все пространство воедино, но и выдерживает тяжелые предметы средневекового домашнего декора. Бетон, паркет, камень и керамическая плитка — все это отличные варианты. Вы также можете украсить пол огромными мягкими коврами средневековых цветов и узоров.

Королевские узоры и текстуры

Узоры и текстуры, напоминающие о королевской власти, идеально подходят для жилых помещений в средневековом стиле.

В то время как камень и дерево составляли большую часть средневековой архитектуры и дизайна интерьеров, люди той эпохи не отставали от комфорта и элегантности. Они смогли сформировать эстетически и текстурно роскошные жилые помещения благодаря творчеству и инновациям — и все это без современных достижений.

Сочетание различных тканей, таких как шелк, лен и шерсть, позволило создать пышный интерьер с яркими узорами, переплетенными с переплетениями. Это привело к тому, что каждое домашнее хозяйство имело свою собственную уникальную идентичность. Чтобы достичь эстетики дома в средневековом стиле, выбирайте узоры, которые напоминают о королевской власти и знатности. Готические интерьеры, например, обычно имеют жаккардовые переплетения.

Освещение и тень

Драматический контраст между светом и тенью придает характер средневековым помещениям.

Естественный свет, льющийся из окна в темное помещение, может добавить глубины и драматизма. Соедините его с большими предметами мебели, а также элементами из дерева и камня, и средневековая атмосфера обретет форму. Имейте в виду, что в Средние века электричества не существовало. Таким образом, люди в то время в основном полагались на естественный свет днем ​​и свет огня ночью. Попробуйте воссоздать эту эстетику с большими окнами и теплым или непрямым освещением, таким как настенные бра из кованого железа или большие канделябры на колоннах.

Стена и цвет

Тона золота, зеленого и красного цвета обычно используются для средневековых стен, помимо стеновых панелей и камня.

Еще один элемент средневекового дизайна дома – деревянные панели на стенах. Альтернативный вариант предполагает использование вертикальных реек. Подумайте о том, чтобы выбрать дуб, поскольку он придает подлинную средневековую эстетику.

Каменные стены также были обычным явлением в Средние века. Чтобы имитировать средневековые каменные стены, вы можете использовать технику искусственной росписи или даже обои с эффектом камня, если это не выглядит безвкусно. Каменный шпон — еще один вариант, о котором следует подумать.

С другой стороны, средневековые цветовые палитры, как правило, богаты. Например, если вы придерживаетесь обычных стен, стремитесь к темно-красному, золотому и зеленому цветам. Другие варианты включают темно-розовые, ржавые и синие цвета. Также можно применить обои с цветочным орнаментом или геральдическим рисунком.

Фокусы и исторические элементы

Щиты и мечи могут стать прекрасным украшением стен.

В интерьере средневекового дома лучшим выбором для фокуса является камин. В средние века камины часто простирались от пола до потолка. Они были сделаны из камня, кирпича или толстых кусков дерева. При проектировании своего дома в средневековом стиле убедитесь, что планировка комнаты такова, что камин является фокусом. Затем вы можете усилить стиль, используя средневековые украшения, такие как геральдические знамена и щиты, в качестве настенного декора в дополнение к скульптурам и, если вы можете найти их по выгодной цене, доспехи.

Автор:

Дикран Сеферян
Автор Дикран Сеферян

вам также может понравиться

Архитектура

Необходимые материалы для домовладельцев при найме архитектора

Архитектура

Преимущества найма архитектора для проектирования вашего дома

Архитектура

Неожиданные сюрпризы от найма архитектора для вашего дома

Архитектура

Строительство новой кирпичной или каменной стены? Вот 3 вещи, которые вы должны учитывать

Fiorito Дизайн интерьера: история мебели: готика

В период позднего Средневековья или Средневековья, которое технически длилось с 5 по 15 века, в искусстве и архитектуре существовало движение, которое отличалось богатой чувственностью, в отличие от грубой архитектуры, существовавшей до него. В то время у этого стиля не было идентифицирующего названия, но сто лет спустя, в эпоху Возрождения, его окрестили «готикой», что было оскорблением. «Готический» стиль воспринимался как восходящий к устаревшему периоду, когда мир находился под тиранией церкви. Ренессанс, конечно, был возрождением и периодом светского прогресса теперь, когда суеверная мертвая хватка церкви была сломлена. Эпоха Возрождения оглянулась назад и увидела «варварский» и «грубый» стиль, который, по их мнению, восходит к вестготам, разграбившим Рим в 410 г. н.э.

Но в позднем Средневековье этот стиль зародился во Франции, где в архитектуре делались успехи. Вместо типичных романских особенностей сводчатых потолков и закругленных арок мы можем оглянуться назад и увидеть развитие контрфорсов и стрельчатых арок для дверей и оконных проемов. Этот технологический прогресс позволил окнам стать больше, выше и более открытыми, в отличие от меньших отверстий, которые были необходимы в более ранних тяжелых каменных стенах. Окна были украшены ажурными узорами, в том числе трилистником (что означает трехлистный ), фигура с тремя перекрывающимися кольцами. Хотя существовала и лапчатка (дизайн с пятью кольцами), наиболее популярным оказался четырехлистник с четырьмя симметрично и, следовательно, удобно расположенными кругами. Этот узор является одной из отличительных черт того, что мы теперь знаем как готическую архитектуру, мебель и искусство. Ниже мы видим tre-, quatre- и лапчатки (по-французски: trois = три, quatre = четыре, cinq = пять)

С точки зрения архитектуры, одними из самых известных готических зданий являются Собор Парижской Богоматери, расположенный на острове Сите в Париже…

… и Сент-Шапель также на Иль-де-ла-Сите (на противоположном конце острова), как видно ниже (обратите внимание, как чрезвычайно высокие стрельчатые окна создают почти всю стену из витражей).

Но что это значит с точки зрения интерьеров и мебели? Ну, как обычно, архитектура, общественные нравы и политические убеждения определяли образ жизни людей, как это происходит и сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *