Архитектурное наследие Гауди: воплощение духа великого гения — Знаменитые каталонцы
Большинство архитектурных творений современной Каталонии и её столицы Барселоны являются частью обширного наследия всего одного поистине гениального человека – Антонио Гауди. Этот незаурядный по своей натуре зодчий, выходец из сельской глубинки в действительности не только посвятил искусству свою жизнь, но и полностью отдал себя творчеству.
В Гауди сочетались набожность и честолюбие, скромность и напускная важность, титаническая сила воли и природная мягкость характера. Не имея собственного дома, он с энтузиазмом и самозабвенно строил дворцы для других. Будучи известным архитектором Испании, он в тоже время ютился в маленькой коморке в ходе строительства Саграда Фамилия. Являясь представителем высших кругов Барселоны, он скончался в больнице для неимущих граждан. Все эти факты являются дополнительным подтверждением экстраординарной натуры Антонио Гауди. При всем этом, оценивая масштабы его наследия и созерцая причудливые образы, линии и элементы его творений можно осознать, что в каждом шедевре автор оставил частичку своей поистине великой души.
Антонио Гауди родился в бедной семье простого сельского кузнеца Реуса. Детство будущего гения прошло в провинции, где сохранились архитектурные творения различных эпох – постройки римского типа, готические замки, древние руины, загородные особняки и простые сельские домики. Такое разнообразие стилей и техник зодчества, безусловно, запечатлелось в памяти юного Гауди и нашло отражение в его творчестве много лет спустя.
Юный Антонио любил наблюдать за животными, птицами, растениями, природными явлениями, а также рассматривать камни и строения. Во многом подобные занятия определило то, что с малых лет ребенок страдал тяжелой формой ревматизма и не мог принимать участие в веселых и подвижных играх сверстников. Болезнь зачастую препятствовала и посещению школы, поэтому учился Гауди удовлетворительно. Тем не менее, по рисованию и геометрии у мальчика были отличные оценки.
Первые шаги юного Гауди
Устроить сына в университет бедный сельский кузнец не мог в силу отсутствия средств, да и школьная успеваемость Антонио оставляла желать лучшего. Тем не менее, Гауди все же поступил в Провинциальную школу архитектуры, где, как оказалось, он нашел себя. Именно в течение этих лет в нем закладывается и развивается незаурядный талант архитектора. Здесь ему нравится все – интересные занятия у известных художников и скульпторов, создание чертежей на заказ, реализация себя в ремеслах, сопряженных с делом зодчего.
В ходе учебы Антонио Гауди участвует в нескольких проектах. В частности им был разработан гениальный план подачи воды фонтаны парка Барселоны. Идея была настолько блестящей и новой, что преподаватель по изучению сопротивления материалов поставил ему отличную оценку по предмету без сдачи экзамена. К окончанию школы Гауди подготовил подробный
Гений и безумец Гауди и встреча с Э.Гюэлем
Последующие годы жизни и деятельности Гауди можно назвать тропой проб и ошибок. По-видимому, талант великого создателя прекраснейших архитектурных шедевров был настолько велик, что постичь его умом простого обывателя оказалось нереальной задачей. Так, проект освещения старой части Барселоны, который Гауди выполнил по желанию муниципальных властей, оказался непонятым его заказчиками и недоделанным. А созданная им модель машинного зала в фабричном здании кооператива Обрера Матаронесе показалась руководству предприятия слишком вычурной.
Неудачи не расстроили Антонио Гауди, а напротив закалили его. Кроме того, архитектор начал осознавать силу своего таланта и то, что воплотить его в пространстве ограниченном строгими правилами и регламентами ему не удастся. В этом ключе, он решает распространить свою деятельность на частных заказчиков.
Знаковым событием в судьбе Гауди стало знакомство с каталонским промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем, которое переросло в крепкую дружбу двух единомышленников. Ведь и Гуэль, и молодой Антонио, которого он взял на свое попечение, были глубоко верующими, ценящими искусство, стремящимися к новому людьми. Во многом именно поддержка этого влиятельного человека помогла Гауди стать известным, получить всеобщее признание, возглавить крупные проекты строительства в Каталонии.
Дом Висенс
Первой серьезной работой Гауди стало здание летней резиденции владельца крупного завода по производству керамической плитки Мануэля Висенса. Последний обратился именно к молодому архитектору, поскольку считал, что только он сможет воплотить в жизнь его замысел: строительство яркого, выделяющегося из окружающей обстановки здания. Это было весьма характерным отражением натуры буржуа – бахвальство собственным богатством.
Когда Антонио пришел на участок, выделенный под строительство дома, его взгляд упал на растущую неподалеку пальму, окруженную насаждением из бархатцев. Несколько минут пристального созерцания этого обыденного для Барселоны сюжета породили идею дома Висенса. Да, он должен выглядеть именно так! Забытый испано-арабский стиль – все гениальное просто. Проект был начерчен архитектором в считанные дни. Заказчик, ознакомившись с ним, остался очень доволен. Здание планировалось построить из красного необработанного камня, отделать яркой керамической плиткой и литой металлической решеткой, напоминающей ветви той самой вдохновляющей пальмы. Особняк был возведен под чутким руководством Гауди. Ныне это здание является одним из достойнейших украшений каталонской столицы.
Дворец Гюэля
Немного позднее Антонио Гауди с особым рвением взялся за обустройство загородной усадьбы своего друга Гуэля, который приобрел ветхое поместье в местечке Лес Кортс де Сарриа. Запущенная растительность и разрушающиеся строения – эта удручающая обстановка несказанно обрадовала архитектора. Вот оно – широкое поле для полномасштабного приложения его таланта. Примечательно, что Гауди начал перестраивать усадьбу Гуэля не с центрального здания, а с мелких внешних деталей.
После завершения грандиозного строительства, на которое Гуэль не жалел средств, меценат приобрел в Барселоне небольшой участок земли, где он поручил своему другу построить небольшой городской дом. Однако то, что архитектор умудрился уместить на куске земли в 300 квадратных, метров поразило не только заказчика, но и всех, кто видел это строение.
Великий Гауди, не имея возможности расширять здание, максимально удлинил его ввысь. Несколько лет зарисовок, исправлений, смены проектов строительства имели своим результатом мини-дворец в городской черте. Прекрасный особняк вместил в себя удобный зал для экипажей, величественный холл, высотой в 17 с половиной метров и 127 изящных тонких колонн из белого камня. Купол здания был создан по примеру храмовых сооружений эпохи ренессанса – с прорезями и отражающей поверхностью, что позволило обеспечить во вместительном холле приятное освещение. Ныне дворец Гуэля выкуплен муниципалитетом Барселоны. В нем располагается Музей сценического искусства. В холле установлены бюсты Гуэля и Гауди, а также экземпляры экстравагантной мебели, созданной великим мастером.Гауди: дом Кальвета
Дворец Гуэля обеспечил Гауди своего рода рекламу, вследствие чего в 1899 году ему было поручено возведение доходного дома Кальвета, который должен был стать одним из общественных зданий каталонской столицы. Безусловно, здесь полет фантазии автора был ограничен рамками требований к строениям подобного типа. Тем не менее, за несколько лет Гауди удалось создать дом, своей структурой напоминающий современные торгово-офисные здания. Так, верхние этажи строения должны были занять торговые залы и конторы, средние – предполагалось сдать в аренду состоятельным горожанам, а нижние – занял склад заказчика строительства Кальвета, который на тот момент был владельцем крупной суконной фабрики.
Строение сразу понравилось горожанам, а муниципалитет удостоил создателя премии. Тем не менее, сам Гауди эту свою работу не любил, ведь в ней ему пришлось свести на нет свой вычурный и яркий стиль.
Усадьба Бельесгуард
В 1900 году к уже известному на тот момент архитектору поступил заказ владелицы усадьбы в Бельесгуард. Богатая вдова попросила Гауди построить для нее дом, дав ему при этом полную свободу действий. В частности, он сам выбирал стиль и технику постройки здания, рисовал его эскиз, набирал рабочих, руководил строительством и даже подписывал сметы расходов.
В итоге в живописной провинциальной местности вырос особняк, весьма четко напоминающий мистический средневековый замок с характерными для него крестами, вытянутыми стрельчатыми окнами, острыми шпилями, смотровой площадкой и красивым каменным виадуком. Следует отметить, что идею постройки архитектору навеяло название местности. Ведь в переводе с испанского «Бельесгуард» означает «прекрасный вид». В этом свете Гауди даже дорогу, ведущую к особняку, устроил так, чтобы уже издали с неё был виден великолепный замок.
Парк Гюэль
По возвращении в Барселону Гауди взялся с особым энтузиазмом за реализацию своего давнего замысла – создание парка в центре мегаполиса. Впоследствии парк был назван именем человека, финансировавшего его строительство – Эусебио Гуэля. Этот оазис среди многочисленных многоэтажных серых зданий стал новым способом выражения таланта Гауди. На входе в парк, по своему обыкновению архитектор установил домик привратника, а рядом с ним – общественное здание, по своему оформлению напоминающее сказочный замок. Решетки ворот и ограды похожи на те, которыми мастер некогда обстраивал резиденцию Висенса.
Однако главной достопримечательностью парка, без сомнений, является дорический храм. Это прекрасное сооружение, выполненное в духе античного зодчества, планировалось использовать в качестве небольшого рынка. Тем не менее, оно по большей части так и осталось всего лишь красивой достопримечательностью. Дорический храм включает каменную лестницу, разделенную четырьмя площадками с уникальными архитектурными шедеврами на каждой из них. Так на первой – чаша с гигантскими сталактитами, на второй – герб Каталонии с украшением в виде змеиной головы, на третьей – сказочный змей, а на четвертой – литая скамья в гроте.
Любой путешественник, попадающий в парк Гуэля, теряет ощущение времени и пространства – тенистые деревья и множество узких, выложенных камнем дорожек, разбегающихся в самые укромные уголки этого таинственного и сказочного места.
Дом Батльо и Дом Мила
После завершения работы над парковым комплексом под руководством Гауди в Барселоне было возведено ещё два здания – дом Батльо и дом Мила. Оба строения сохранили на себе печать сказочного мира, ярких фантазий, абстрактных образов.
Так, дом Батло сочетает в себе черты средневекового храма и современного здания в стиле модерн. В то же время, есть в нем что-то не совсем реальное – быть может, изогнутая черепичная крыша, а может и использованный автором прием чешуйчатой облицовки битой керамической плиткой.
В свою очередь, дом Мила больше напоминает постройки времен ренессанса – светлое, с большими окнами и резными округлыми узорами, оно поражает мягким изгибом линий и обилием растительности. Некоторые приемы, использованные автором – решетки под окнами, линия кровли носят некий абстрактный характер. В целом здание ярко выделяется на фоне других домов и создает атмосферу света и праздника.
Искупительный храм Саграда Фамилия
Несмотря на такое обилие уникальных архитектурных шедевров, главным творением великого Гауди был и остается Собор Саграда Фамилия, строительство которого началось в 1883 году по инициативе книготорговца Хосе Мария Бокабелья, ранее совершившего паломничество в Ватикан.
Первоначально руководителем строительства был назначен Франциско Вильяр – преподаватель Провинциальной школы архитектуры. Однако позднее его заменили Антонио Гауди. Для последнего возведение Саграда Фамилия стало делом всей жизни и самым масштабным заказом. Можно с уверенностью утверждать, что великий архитектор жил им.
Переделав до неузнаваемости эскиз Вильяра, Гауди задумал постройку поистине грандиозного собора. «Вместилище христианской веры», как называл его сам мастер, должно было включать 18 башен, из которых 12 посвящались апостолам, а центральная – Христу. Современники отмечают, что во время строительства Гауди буквально жил на стройке, мало спал, ел и постоянно работал. Он самостоятельно вычерчивал каждую деталь интерьера и экстерьера, лично руководил созданием скульптур для библейских стен, делал разметку для арочных сводов и колонн.
Архитектор плохо видел, но не зрение, а какое-то природное чутье подсказывало ему витиеватую цепь деталей громадного собора.
Антонио Гауди был постоянно погружен в мысли о своем главном детище – Саграда Фамилия. Кроме него он никого и ничего не замечал вокруг, что в конечном итоге стало причиной его гибели. Летним вечером в 1926 году престарелый мастер направился на ежедневную исповедь. Будучи совершенно погруженным в свои мысли, он брел отрешенно, совершенно не глядя по сторонам, и не заметил, как из-за угла вывернул трамвай. Водитель не успел затормозить и сбил несчастного. Поскольку опознать в оборванном старике архитектора никто не смог, его отправили в больницу для неимущих граждан, где он в скором времени скончался.
Великого зодчего похоронили в подземной часовне храма. Но не скромная могильная плита напоминает каталонцам об их светлом гении, а многочисленные шедевры и главная достопримечательность Барселоны – Саграда Фамилия. Грандиозное творение планируется завершить к 2026 году, так как строится он по завещанию Гауди исключительно на пожертвования граждан.
В этом же году Ватикан собирается причислить Гауди к лику святых за преданность христианской вере, которую архитектор хранил на протяжении всей жизни и за вклад в её развитие, воплощенный в центральном поистине грандиозном искупительном храме Барселоны.
Материалы по теме:
- Жоан Миро: творец ярких сюрреалистических образов
- Пабло Пикассо: реформатор искусства XX века
- Сальвадор Дали: гений с характером бунтаря
Подвесная цепная модель Антонио Гауди
Использование катенарных (их еще называют цепными или ломаными) арок – еще одна характерная черта архитектуры Гауди. Ломаная арка тоже заимствована архитектором в природе. Если взять, например, веточку и начать ее сгибать, превращая в параболическую арку, то она рано или поздно сломается. Причем сломается именно в тех местах, которые будут нагружены максимально. А сила действия равна противодействию. Вот и получается, что гладкую арку, которую построить сложнее, можно заменить ломаной, собранной из прямых балок. Надо только, чтобы они сходились в тех местах, где концентрируются напряжения. Гауди так и делал, хотя рассчитать математически он эти арки не мог. Но зато использовал свою знаменитую подвесную цепную модель, которую на самом деле придумал не Гауди, а немецкий архитектор Вильгельм Таппе еще в конце XVIII в.
Подвесная цепная модель позволила Гауди спроектировать и построить и крипту в колонии Гуэль, и Саграда Фамилия – неоготический храм без подпорок и контрфорсов, в котором нагрузки воспринимают наклонные и вертикальные столбы, вытянутые точно вдоль силовых линий. И тут интересно, что расчет нагрузок с помощью подвесной модели вообще не требует математических расчетов.
Работает подвесная цепная модель так: сначала на потолок мастерской наносится план постройки, потом к тем местам, где на землю должна опираться арка, крепится цепь. Цепь под собственным весом провисает и образует параболическую арку. Теперь цепь можно нагрузить, подвесив к ней мешочки с песком. Под нагрузкой арка станет ломаной. Так, шаг за шагом можно в цепях смоделировать весь силовой каркас будущего здания. Потом останется его сфотографировать, замерить образовавшиеся углы и перенести на бумагу. Никакой математики и никаких дополнительных подпорок-контрфорсов. Вся силовая структура одновременно внутри и снаружи. То есть, по сути дела, церковь Саграда Фамилия – это не обычной здание, а единая оболочка.
Саграда Фамилия по своим геометрическим параметрам (длина нефа вместе с апсидой – 95 м, протяженность трансепта – 60 м) очень похожа на Кёльнский собор, который Гауди очень ценил, хотя и называл его контрфорсы – «костылями». И одной из задач, которую архитектор поставил сам перед собой, – создать грандиозный неоготический храм, но без «костылей».
Как руководитель строительных работ, Гауди тоже был скорее человеком прошлого. Вел себя с рабочими как патрон или глава строительной артели. И буквально жил на стройплощадке. Когда другие архитекторы проводили большую часть времени за подготовкой проекта, Гауди предпочитал доводить все до ума на месте. При этом он был упорным, настойчивым и очень требовательным. Поэтому и стройки его длились обычно долго. Слишком уж часто Гауди заставлял переделывать уже готовую работу, добиваясь заметного только одному ему результата. Часто он был резок, но до самой своей гибели чувствовал вину за то, что, как сам говорил: «Так и не смог преодолеть свой дурной нрав».
File:SagradaFamiliaStatikmodell commons.wikimedia.org
Автор: Rüdiger Marmulla commons.wikimedia.org
Лицензия:creativecommons.org
Ле Корбюзье и Гауди – Фонд Антонио Гауди
Ле Корбюзье и Гауди
«Дом должен быть делом жизни, машиной счастья»Архитектор, градостроитель, живописец и скульптор Ле Корбюзье, одна из ведущих фигур авангарда 20 века, не скрывал своего восхищения работами Гауди, о которых он знал во время своего визита в Барселону в мае 1928 г. лекции. ( 1 ) Шарль-Эдуар Жаннере, такое его настоящее имя, родился 6 октября в Швейцарии и стал гражданином Франции. В прологе к книге, посвященной Гауди в 1958 он вспоминал об этой поездке и о впечатлении, которое произвело на него созерцание винодельни Гуэля в Гаррафе и работ в Барселоне: «На Пасео-де-Грасиа мое внимание привлекли большие здания; на заднем плане — Саграда Фамилия… событие Гауди появилось!» . ( 2 )
Винодельня Гуэля в Гаррафе произвела впечатление на Ле Корбюзье. © Fundación Antonio GaudíЛе Корбюзье рисовал во время своих путешествий. Выразительный набросок визита в Барселону ( 3 ) анализирует геометрию школ Святого Семейства, ( 4 ) которую он сопровождает конструктивной схемой тонкого кирпичного сводчатого строения. ( 5 ) Эта система будет применяться в таких работах, как дома Jaoul, хотя она будет использоваться там только в качестве несъемной опалубки для железобетонных сводов.
Прилагаемая имитация подписи Гауди показывает, что ему показывали планы его работ, вероятно, во время посещения мастерской, где они хранились до их уничтожения в 1936. Он так выражает свое восхищение: «Гауди был великим художником. Остаются и останутся лишь те, кто трогает чуткие сердца людей».
Эскиз визита Ле Корбюзье в Барселону в 1928 году. © Fondation Le CorbusierГауди, с другой стороны, не имел столь благоприятного мнения о зданиях Ле Корбюзье и его соратников по архитектурному авангарду. О них он, например, сказал, что «похожи на станционный док, где разгрузили контейнеры». ( 6 ) Следует отметить, что в то время формировалась наиболее догматичная стадия функционализма и рационализма, преобладали авангардные течения, которые под влиянием немецкой и голландской школ сделали функциональность и утилитаризм.
Несмотря на то, что он был соучредителем «Пуризма», связанного с эстетикой машины, и что его слава была основана на его роли посла «современной архитектуры», Ле Корбюзье всегда понимал архитектуру как искусство, в котором красота и эмоции играют фундаментальную роль, постепенно отказываясь от жестких позиций, чтобы исследовать выразительные возможности материалов и принять видение, в котором пластическая свобода получила признание.
Вид с воздуха на школы Святого Семейства. © Арт Андерсон / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)Его знаменитое определение дома, придуманное примерно в 1920 году, как «живая машина» включает в себя все факторы, связанные с идеей жизни, а не только минимальные пространства и функциональные отношения. «Дом должен быть делом жизни, машиной счастья» добавил он, расширяя эту концепцию. Примечательно, что это было близко к тому, что Гауди заявил почти полвека назад в своем произведении «La Casa Pairal»: дом должен быть местом, где формируются сильные и здоровые существа, наделенные цельным характером.
Обращение к машинизму также было связано с его идеей промышленного производства качественной архитектуры, воплощенной в его проекте «Дом Дом-Ино» и доведенной до совершенства в «Доме Ситрохан» 1920-х годов, выходящей за рамки концепций радикального функционализма. придавая окружению пространственное качество, способное удовлетворить не только базовые потребности, но и психологические и эмоциональные.
Вилла Савойя работы Ле Корбюзье. Экстерьер и интерьер. © Фонд Антонио Гауди
Примерно в середине века такие работы, как часовня Роншампа или здания Чандигарха, полностью ввели поэтику в панораму архитектуры «международного стиля» — любопытное выражение, придуманное для описания того, что предполагалось как отсутствие стиля. ( 7 ) Таким образом, он присоединился к тем, кто не увлекался модой, таким как Райт или Аалто, которые ставили человека и природу в центр архитектуры.
Часовня Роншан © https://megaconstrucciones.net/?construccion=capilla-notre-dame-du-hautДворец собраний, Чандигарх. © duncid/CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)Несмотря на большие конструктивные, выразительные, контекстуальные и философские различия между работами Ле Корбюзье и Гауди, существует схожее отношение к потребностям пользователя архитектуры и стремление к творчеству путем слияния полезного и прекрасного. Искусство способно преодолеть все идеологические разногласия и пропагандистские замыслы, и в конце концов остается то качество, которое воплощают в себе произведения великих творцов.
Не случайно мы находим совпадения в некоторых их высказываниях. Знаменитое выражение Ле Корбюзье «Архитектура — это мудрая, правильная и великолепная игра объемов, собранных вместе под светом» ( 8 ) соответствует высказыванию Гауди «Архитектура — первое пластическое искусство. Все его совершенство происходит от света. Архитектура — это порядок света».
Когда Ле Корбюзье объяснил, что архитектура — это гораздо больше, чем строительство, выразив «Архитектура — это дело искусства, феномен эмоций, который остается вне и вне вопросов строительства. Цель строительства — скреплять вещи, цель архитектуры — радовать нас»9.0008 ( 9 ) сказал то же самое, что и Гауди: «Строй! Стройте красоту! Ищите в природе образ тайны и превращайте его в архитектуру».
( 1 ) Ла Авангардия. Барселона. 15 мая 1928 г. стр. 10; 15 мая 1928 г. Стр. 6,27 и 28; и 17.05.1928. С. 30.
( 2 ) Предисловие. Гауди. Гомис, Жоаким и Пратс Валлес, Жоан. Барселона. Эд. Р. М. 1958.
( 3 ) Ле Корбюзье. Проездной С11. 1928.
( 4 ) Хотя это могла быть и исчезнувшая мастерская Саграда Фамилия, с той же системой крыши, но с плоскими стенами вместо волнистых, как в школах. http://jaumeprat.com/las-otras-pedreres-y-4-un-le-corbusier-posible/
( 5 ) По форме и размерам оно может соответствовать кооперативным винодельням Gandesa или Sant Cugat, обе работы Сезара Мартинелла, или Masia Freixa de Terrassa Луиса Мункунилла.
( 6 ) Отношение Гауди к «современной архитектуре» после посещения выставки проектов муниципального театра Барселоны. Бергос Массо, Хуан. Гауди Эль Хомбре и ла Обра. Политехнический университет Барселоны. 1974. С. 135.
( 7 ) Рассел-Хичкок, Генри. Международный стиль: архитектура с 1922 года . WW Norton & Co., Нью-Йорк. 1932.
( 8 ) «L’architecture est le jeu savant, correct et magnifique des volumes assemblés sous la lumière». Ле Корбюзье. Vers une архитектура. Les éditions G. Crès et cie. Париж. 1924. P. 16.
( 9 ) « L’ARCHITECTURE est un fait d’art, un phenomène d’motion, en dehors des вопросов строительства, au delà. La Construction, C’EST POUR FAIRE TENIR; l’Architecture, C’EST POUR ÉMOUVOIR» . Там же. стр. 9.
ФРАНК ЛЛОЙД РАЙТ VS АНТОНИ ГАУДИ
Два гения рядом
Давно хотел написать этот пост. Я много лет провожу экскурсии по Гауди, и мои американские гости неизбежно сравнивают его с Фрэнком Ллойдом Райтом. Гауди — самый известный архитектор Барселоны, а Фрэнк Ллойд Райт — самый важный архитектор США.
Так что мне было любопытно узнать больше о Ллойде Райте, кто он такой и чем занимается. И таким образом понять, как он связан с Антонио Гауди и его творчеством. Сегодня делюсь с вами своими выводами. Надеюсь, вы найдете его таким же увлекательным, как и я!
ПОСМОТРЕТЬ НАШ ТУР ПО БАРСЕЛОНЕ ГАУДИ
Сравнение Антони Гауди и Фрэнка Ллойда Райта:
Личная жизнь
Антонио Гауди был старше: он родился в 1952 году и умер в 1926 году в Испании. Фрэнк Ллойд Райт прожил более долгую жизнь, между 1867 и 1959 годами, в США. Оба родились в сельской местности, Гауди — на полях Таррагоны, а Райт — в Висконсине, но оба переехали в город, чтобы работать архитекторами. Антонио Гауди приехал в Барселону, а Райт направился в Чикаго.
Это было идеальное время для обоих, с множеством возможностей трудоустройства для молодых архитекторов. В Барселоне средневековые стены были снесены, и вокруг старого города строился новый город: район Эшампле. Чикаго все еще находился в стадии полной реконструкции после разрушений, вызванных Великим чикагским пожаром несколькими годами ранее.
Антони Гауди и Фрэнк Ллойд Райт: Жизни и…
Гауди: биография
РАСПРОДАЖА
50 уроков Фрэнка Ллойда Райта
(60)
Кажется, мать Фрэнка Ллойда Райта всегда поощряла его страсть к архитектуре, от украшения его детской архитектурными гравюрами до игры с кубиками. Вместо этого семья Антонио Гауди очень удивилась, когда их ребенок попросил их отправить его в архитектурную школу. Его отец был кузнецом, который делал котлы и кухонные кастрюли, и Гауди сказал, что узнал об объеме, наблюдая, как он превращает металл в выпуклые и вогнутые формы.
Антонио Гауди никогда не был женат: говорят, что он был так убит горем после того, как его отвергли в юности, что больше не пытался. Он заботился о своей племяннице-сироте, пока она не умерла в еще юном возрасте. Вместо этого Райт трижды женился и имел четырех сыновей, трех дочерей и удочерил дочь своей третьей жены.
В его жизни была еще одна важная женщина, на которой он так и не женился из-за трагических обстоятельств. Его первая жена, которую он бросил, не давала ему развода. Затем однажды встревоженный слуга поджег дом Райта и убил топором семерых человек, включая любовницу архитектора.
Модернизм (ар-нуво) vs La Prairie
Модернизм — это испанская версия стиля модерн. Профессор Гауди в колледже, Доменек-и-Мунтанер, был лидером движения, принеся его в Барселону, приняв философию вдохновения природой и использования различных материалов и выбрав готический стиль в качестве основного исторического влияния, а не французского барокко.
ПРОГУЛКА ПО БАРСЕЛОНЕ МОДЕРНИЗМ
Работы Гауди оформлены в рамках модернизма, но мы не можем считать его лидером. Он пошел своим путем, подняв модернизм на совершенно иной уровень, к которому мало кто был готов следовать.
Вместо этого Райт считается одним из основателей школы прерий, вдохновленной движением искусств и ремесел — британским модерном. Его идея заключалась в том, что американская органическая архитектура должна следовать горизонтальным линиям, в отличие от европейской вертикальности.
И если исторические влияния являются главной темой европейских версий модерна, то у американцев не было национального архитектурного стиля, которым можно было бы вдохновляться. Вместо этого концепция Prairie хочет создать подлинно американский архитектурный стиль, который не опирается на исторические европейские источники.
Прямые линии и бордюры
Прямые линии и горизонтальность — вот как Фрэнк Ллойд Райт будет вдохновляться природой при создании зданий. И этим источником вдохновения стали бесконечные просторы безлесных плоских полей Среднего Запада США. Собственно, отсюда и произошло слово «Прери».
ПОСМОТРИТЕ НАШУ ДНЕВНУЮ ТУРНИЮ
Круглые формы появляются в архитектуре Фрэнка Ллойда Райта в последние годы его жизни, как вы можете видеть в его вневременном Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Вместо этого для Гауди «в природе нет прямых линий». Он обращает внимание на округлые формы и изгибы листьев, цветов, костей и раковин и воспроизводит их в своей архитектуре. По крайней мере… в начале.
В 1912 году он завершает свое последнее строительство, прежде чем полностью посвятить себя Саграда Фамилия. В его руках находится проект, на завершение которого уйдут поколения. Его не будет рядом, чтобы руководить работой до конца, и он осознает, что ему нужно оставить план, понятный тем, кто последует за ним. Он больше не может быть случайным, но он все еще должен быть уникальным и основанным на природе.
И вот тогда на сцену выходит геометрия. Гауди изучает более глубокую структуру природных элементов и обнаруживает, что те изогнутые формы, которым он поклонялся, — это всего лишь поверхность, являющаяся результатом множества прямых линий, объединенных в их основе. Он охватывает гиперболоиды, параболоиды, фракталы. И он использует их так, как никто и не мечтал раньше увидеть в архитектуре.
Мебель
И прерия, и модернизм согласны с тем, что архитектурные проекты должны быть законченным произведением искусства, а для этого архитектору необходимо позаботиться даже о мельчайших элементах здания. Это включает в себя проектирование мебели, которая будет входить внутрь, чтобы она соответствовала своему контейнеру.
ЭКСКУРСИИ GAUDI В БАРСЕЛОНЕ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ
И Фрэнк Ллойд Райт, и Гауди разработали предметы мебели, которые стали культовыми. Произведения Райта повторяют прямые линии и квадратные формы его зданий, хотя он часто предпочитает вертикальность своей мебели в отличие от горизонтальных линий своих зданий. Мебель Гауди округлая и мягкая, чтобы соответствовать волнообразным фасадам его творений.
Однако Антонио Гауди сделал еще один шаг вперед в своем дизайне мебели, работая над эргономикой, когда такого слова еще не существовало. Сидеть на стуле или скамейке Гауди очень удобно, даже если вы этого не ожидаете. Его знание человеческого тела даже позволило ему создать церковную скамью, на которой удобно только тогда, когда вы молчите и смотрите в сторону алтаря. Но как только ты начинаешь болтать с тем, кто рядом с тобой, у тебя начинает болеть спина. Никаких разговоров во время мессы!
Инновации
Считается, что Антонио Гауди был создателем «тренкадис», мозаичной техники, состоящей из использования неправильной формы сломанных кусков плитки, часто получаемых из переработанных предметов, а не идеальных прямоугольных кусочков, сделанных специально.
СОБЕРИТЕ НАШИ ТУРЫ ПО ЧАСТНОМУ ПАРКУ ГУЭЛЬ
Откуда пришла идея? Некоторые говорят, что забастовка вынудила его отправиться на фабрику по производству плитки и попросить остатки, чтобы продолжить работу в Парке Гуэля. Некоторые говорят, что во время обеда в доме его помощницы Джуджол разбилась керамическая тарелка.
Фрэнк Ллойд Райт придумал свою «текстильную» систему бетонных блоков, которую он усовершенствовал и переименовал в Юсонианскую автоматическую систему. Он состоял из основных сборных железобетонных блоков с особой системой соединений, позволяющей выполнять модульную сборку. Блоки можно было даже изготовить на месте, что снизило затраты на строительство и даже дало возможность строить дома своими руками.
СРАВНИМ! Фрэнк Ллойд Райт против шедевров Гауди:
Саграда Фамилия против Fallingwater
В 1883 году молодого Антонио Гауди призвали заменить другого архитектора в проекте церкви, посвященной Святому Семейству – Иисусу, Марии и Иосифу. Первоначальный проект мог быть завершен всего за несколько лет, но Гауди увидел здесь свою возможность сделать что-то исключительное.
ЧАСТНЫЕ ТУРЫ ПО СВЯТОМУ ФАМИЛИИ
Последние 43 года своей жизни он работал над Храмом Святого Семейства, сначала совмещая его с другими проектами, а затем полностью посвятив ему.
Он представил себе огромную церковь с 16 башнями и убедил своих покровителей-католиков, что она станет великим местом паломничества, привлекая людей со всего мира, которые захотят поклоняться там Богу. И да, в настоящее время он привлекает миллионы посетителей… за исключением того, что они приходят поклоняться Гауди больше, чем Богу!
При жизни Гауди было построено 4 башни. Еще 4 были построены в 1980-х годах. Внутренняя часть Саграда Фамилия была закончена в 2010 году. Остальные 10 башен должны были быть построены к 2026 году, чтобы отпраздновать 100-летие со дня смерти Гауди, но, к сожалению, пандемия замедлила строительные работы. В любом случае, это не займет 200 лет, рассчитанных Гауди: около 150 будет достаточно: это на 50 лет раньше срока!
Fallingwater (Mill Run, Pennsylvania) — гораздо более скромный проект, но не от этого менее увлекательный. Говорят, что построенный между 1935-37 годами, Фрэнк Ллойд Райт нарисовал планы всего за пару часов после того, как ему в короткие сроки объявили, что его клиент приедет в гости, когда еще ничего не было набросано.
Эта частная резиденция выходного дня была частично построена над речным водопадом и состоит из слоев наложенных друг на друга балконов. Все это подразумевало высокий уровень сложности, что вызвало споры с его подрядчиком, который не доверял использованию бетона Райтом. На самом деле, подрядчик тайно удвоил количество стали, не сказав Райту!
Еще одной серьезной проблемой была его стоимость, первоначально оцененная в 35 000 долларов, умноженная почти на 5, в итоге составившая 155 000 долларов. В защиту Райта я должен сказать, что Гауди не слишком заботился о затратах. Конечно, храм Саграда Фамилия оплачивался из пожертвований и строился по мере поступления денег (сейчас это в основном входные билеты с посетителей).
Однако, когда он работал на своего друга графа Гуэля, ему была предоставлена полная свобода действий: граф был вторым самым богатым человеком в Испании. И у него действительно были проблемы с Милой из-за стоимости La Pedrera: владельцам пришлось взять ссуду, чтобы заплатить за него, когда он вышел за рамки бюджета… и они ненавидели этот дом!
А ты? Вы поклонник Антонио Гауди или Фрэнка Ллойда Райта?
Значок Facebook Значок LinkedIn Иконка Ютуб Иконка Пинтерест Значок InstagramБИО АВТОРА
Марта является основателем ForeverBarcelona.