Акант архитектура: АКАНТ, АКАНФ — Термины на букву А — Словарь архитектурных терминов

Путешествие листика аканта

Не каждому растению удаётся войти в копилку орнаментики, а вот аканту в этом плане повезло. В природе растение произрастает в Азии, в Африке и на Средиземноморском побережье. Всего в природе встречается около сорока видов разных акантовых. Название его сохранилось ещё со времён древних греков «acantha» —по-гречески означает шип, так как у большинства видов этого растения листья завершаются острием.

В общем, то акант — это попросту колючка, но в какой- то мере символ преодоления трудностей: порвал штаны, исцарапался, но таки продрался сквозь куст. Эта идея понравилась грекам.

Так или иначе, но скромный листик аканта начал своё большое путешествие в мир декоративно – прикладного искусства.

Греческий акант

Легенда, которую не написал только ленивый, гласит, что некая девушка из Коринфа умерла и была похоронена своей кормилицей. Последняя положила на могилу девушки её детские игрушки в корзине, которую закрыла от дождя черепицей. Со временем корзина обросла листьями аканта, которые загнулись по форме оконечностей волют.

Проходящий мимо мастер Калима офигел от вида оригинальных листьев, и воплотил их в коринфской колонне.

Самая старая из известных коринфских колонн была обнаружена в храме Аполлона Эпикурия в Бассах в Аркадии, который построил Иктинос (он же в соавторстве с Калликратом спроектировал Парфенон) и датируется примерно 420 годом до нашей эры.

В Греции предпочитали мягкий вид аканта, у которого были широкие и тупые листья, которые давали довольно обширную светотень.

Акант покоряет Рим

Римляне без аканта, естественно, не обошлись. Акант у Римлян, в отличие от греческого, в целом оказался более сочен, его листья круче загнуты, он более естественен и реалистичен, стилизация природная. Причём у римлян было три вида аканта:

  • Оливкообразный, изображение которого было похоже одновременно на столовую ложку и на листья одноимённых деревьев. Наш акант стал пластичным, обрёл изящество формы, хоть и был слегка простоват.
  • Второй вид изгибается несколько свободнее, и напоминает реальный акант, именно этот вариант со временем эмигрировал в эпоху Ренессанса, где акант активно применялся во всех видах прикладного искусства.
  • Травовидный акант выглядит так, как- будто листик изрядно пожевали и помяли.

Лист аканта в римском орнаменте с его бесконечными и разнообразными возможностями отражал любовь римлян к искусству и красоте. Наш еще юный путешественник приобрел более натуралистичный вид, кончик листа его скручивался, как в реальной жизни.

Начиная с римской эпохи, едва ли было время, когда лист аканта не был важной частью в орнаментальных композициях декоративно прикладного искусства.

Акант в Византии

В христианстве все колючие листья, в том числе и акант, олицетворяли боль, ассоциировались с терновым венцом. Аканты напоминают о страданиях Христа, и это делает орнаментальный мотив в византийском орнаменте одним из ведущих.

После развала Рима акант изрядно огрубили, и стали передавать почти условно. Дорогие материалы в Византии преобладали над былым совершенством пропорций и красотой изящной прорисовки всех деталей. Зато наш листик теперь поселился не только в архитектуре и на элементах декора, но и на тканях: его использовали на орнаменте каймы полотна, а также при декорировании мебели.

Акант в романском стиле

Так как культура романского стиля сложилась на основе античного искусства после раннего христианского периода и византийского искусства, романский акант мало чем отличается от византийского. Однако, рассматривая примеры аканта можно явно заметить тенденцию к его «повышению колючести».

Акант в Готике

Во времена готики акант стал узким и еще более колючим, ведь форма аканта динамична. Теперь наше путешествующее растение приобрело сакральное значение, и окончательно возвеличилось: в средневековой архитектуре и декоративно – прикладном искусстве акант, как и в Византии, отождествляли со страданиями Христа.

Стилизацию аканта в готическом стиле можно встретить везде, например, листья на короне английского короля Эдуарда третьего – это тоже акант. У нас есть статья «Готический орнамент в книжной миниатюре», там вы можете увидеть на картинках и аканты.

Акант в орнаменте Ренессанса и Маньеризма

Во времена Ренессанса акант утратил колючесть и обрёл приблизительно ту форму, которая была принята в Риме, ибо именно на римский стиль опирается эпоха возрождения.

Акант можно увидеть также повсеместно: на тканях, в архитектуре, в книгах, в росписи стен.

В эпоху маньеризма акант так интерпретировали, что он стал почти не похож на себя. К тому же его стали дополнительно украшать цветами и плодами. После ясности и строгой уравновешенности аканта в орнаменте Ренессанса, нашему листику пришлось приспособиться к новой эпохе .

Он стал вычурным и неестественно изощренным, видимо готовился к перелету в барокко.

Акант в барокко и рококо

Акантовый лист в эпоху Барокко более чем великолепен. Он так же изящен, пышен, пластичен, как и активен.

Льву с декора в Мальтийском соборе, который вы видите выше, буквально от акантовых листьев деваться некуда.

Ниже неплохое видео о том, как нарисовать акант.

Рококо заметно изменил акант, по сравнению со стилем барокко. Ассиметричность стиля придала нашему путешественнику еще более странный вид.

Наклонная ось композиции, криволинейные контуры, причудливый рокайль изогнул наш акант окончательно. Стиль рокайль вплёл акант в свои композиции. Однако, акантовый лист порой уже не столь активен, так как тонкие листья, переплетающиеся с рокайлями, составили ему весомую конкуренцию в композиции орнамента.

Акант в Классицизме и стиле Ампир

Строгая симметричность, торжество пропорций, четкая композиция, в отличие от помпезности рококо или барокко вернула акантовый лист на круги своя. Теперь он облегченно вздохнул, так как снова стал похож на акант в римском орнаменте.

Акант в ампире тоже не такой роскошный и пышный, как в барокко, но и более скромный, нежели в классицизме.

Он скорее плоский, четкий, представлен в виде «вида сбоку».

Часто между соседними двумя акантами вписывалась традиционная для ампира розетка.

Уильям Морис и акант

Знаменитый декоратор Уильям Моррис всю жизнь только и делал, что соединял идеал с реальностью, решив вернуть искусство к ранним чистым эпохам и красивым стилям. Естественно, про акант он на этом поприще не забыл, и наш лист красуется на всемирно известных среди любителей орнаментов, шпалерах и паттернах.

Морисовский акант похож на готический, правда отличается от него большей пластичностью.

Акант в модерне

Модерн мог прибегать к эклектике, включать в себя разные стилевые направления, поэтому в орнаментах этого стиля можно встретить разные варианты акантового листа. Однако, наконец- то заметили, что у нашего путешественника есть еще и стебелёк. Очень часто в орнаментах встречается по модерновски изогнутый длинный стебель с калишными акантовыми листочками.

Неоклассицизм

После шпалер Морриса и модерна наш акантовый друг триумфально взлетел прямо на сталинскую высотку, разместившись рядом с изображением государственной советской символики и скульптур, которые олицетворяли в то время представителей народа. Мы видим воплощение коринфской капители на безумной высоте. Кстати, погуляв по столицам постсоветского пространства, можно, воочию, увидеть аканты почти на всех зданиях в купе с серпами, молотками, овощами с огорода.

Сам акант в неоклассицизме вполне приличную классическую форму, дополняя композиции в стиле бреда пьяного огородника.

Итак, наш путешествующий акант всё время видоизменялся и развивался, но, однако, сумел остаться верен себе.

Перелетая от стиля к стилю, наш листик выжил, и попал в наше время. Колючка по- прежнему любима всеми художниками, и наконец — то независима, ибо освобождена от жестких рамок безусловной стилистики. Так что никто не знает, куда наш листик полетит дальше…

Что такое лист аканта?

Автор ProAtr На чтение 3 мин Просмотров 546 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Что такое лист аканта?
  2. Изображения листьев аканта
  3. Листья аканта в архитектуре

Что такое лист аканта?

Вы когда-нибудь смотрели на здание и задавались вопросом, почему оно украшено рисунком стилизованных листьев? Это могут быть листья аканта, символ, используемый в архитектуре с древних времен.

Изображение листа аканта

Лист аканта происходит от растения аканта. Это многолетник, что означает, что его не нужно пересаживать каждый сезон. У него толстые колючие листья с зубчатыми или зазубренными краями, как у одуванчика или чертополоха. Есть несколько разновидностей растений аканта, и некоторые из них имеют более толстые или колючие листья, чем другие.

Изображения листьев аканта

Иногда также называемый медвежьими брешами, растение акантус является родным для Средиземноморья. Он растет в самых разнообразных суровых климатических условиях, таких как продуваемые ветром скалистые уступы и острова с очень соленым воздухом. Еще с древних времен считалось, что он обладает целебными свойствами. Но когда вы видите, что он используется в оформлении, имеет ли он какой-то более глубокий смысл? Это, конечно, так. Учитывая происхождение растения, вы не удивитесь, узнав, что листья аканта символизируют долгую жизнь или  бессмертие. Даже в качестве символов дизайна, эти листья долговечны, потому что они использовались в течение тысяч лет.

Листья аканта в архитектуре


Мы начинаем видеть листья аканта, используемые в греческой архитектуре около 5-го века до нашей эры, особенно на храме Аполлона Эпикурия примерно с 450 по 420 год до нашей эры. Листья появляются на сложных капителях, или вершинах колонн, в стиле греческой колонны, известной как Коринфская. Вот изображение коринфской столицы, из храма Зевса в Афинах. На нем несколько рядов листьев аканта направлены вверх, некоторые их края плотно закручены.

Пример коринфской столицы с дизайном листьев аканта


Вы также можете увидеть листья аканта, используемые в греческой архитектуре на фризах, длинные декоративные архитектурные панели, найденные на стене, граничащей с потолком. Лист аканта стал заметным повторяющимся мотивом или элементом дизайна во всем греческом мире.
Позже римляне приняли листья аканта в дизайне для еще более сложного стиля столицы, названного композитом, где листья были смешаны с более крупными завитками бараньего рога и другими элементами. Вот изображение того, как художник изображает составную капитель.
Подобно грекам, римляне также использовали листья аканта в других архитектурных украшениях.
Когда вы увидите листья аканта, используемые в архитектуре, вы поймете, что они не похожи на настоящие листья. Они стилизованы, с упрощенными линиями и изящными линиями. Кроме того, каждая культура, которая использовала лист, адаптировала свой образ к своему вкусу, и, как мы все знаем, вкусы меняются с течением времени.
Таким образом, появление листьев аканта в архитектуре зависит от культуры и периода времени. Иногда листья заостренные, а в других случаях их края более округлые. Иногда края листьев изгибаются в тугие завитки, в то время как в других конструкциях они выступают вперед. Все зависит от смены стилей и вкусов.

Составная капитель

Acanthus Architecture

О компании

Acanthus Architecture находится в Уинстон-Салеме, Северная Каролина, и предлагает широкий спектр архитектурных услуг коммерческим, институциональным и частным клиентам. Хотя корни фирмы остаются в горных и предгорных районах Северной Каролины, значительная часть работы Acanthus выходит за пределы этой области. В портфолио Acanthus представлены завершенные и текущие проекты в Колорадо, Монтане, Нью-Йорке, Висконсине и Вайоминге.

Основной принцип Acanthus, хороший дизайн, обманчиво прост. Это лежит в основе того, чем занимается фирма, и определяет каждое решение. В каждом проекте Acanthus стремится к оригинальным и творческим архитектурным решениям, отвечающим уникальным желаниям и требованиям к программированию своих клиентов, а также конкретным условиям каждого объекта.

Акант считает, что великая архитектура — это нечто большее, чем планы и фасады, какими бы изысканными они ни были, и, соответственно, уделяет пристальное внимание даже мельчайшим деталям. Этот строгий подход приводит к проектам с элегантными пропорциями, гармоничными с окружающей средой и восхитительными рабочими и жилыми помещениями.

Многие методы, которые сейчас можно назвать «устойчивыми», всегда были присущи философии дизайна Acanthus. Фирма сделала упор на дневное освещение и естественную вентиляцию не только из-за их преимуществ в области энергосбережения, но и потому, что люди процветают, когда у них есть сенсорная связь с природой. Acanthus разработала детализированные герметичные, хорошо изолированные оболочки зданий, соответствующие надежному подходу к строительству, которого требует фирма. Однако становится все более очевидным, что такие меры сами по себе являются недостаточным ответом на экологический кризис, с которым мы сталкиваемся сегодня, и связанную с этим неопределенность в отношении затрат, с которой сталкиваются владельцы зданий. Соответственно, Acanthus усердно придерживался более устойчивых стратегий в своих последних проектах, включая производство энергии на месте и более широкое использование переработанных и регенерированных материалов.

Acanthus состоит из команды преданных своему делу профессионалов в области дизайна во главе с главными архитекторами Марком Гленом и Ларри Снайвли. Основанная в 1995 году с упором на высококлассные работы в жилых домах, фирма расширила свою деятельность, уделяя такое же пристальное внимание деталям при выполнении целого ряда коммерческих заказов.

Строгое стремление к качеству является отличительной чертой этой дизайнерской фирмы. Взаимодействие с каждым клиентом простирается от первоначальной разработки программы и анализа площадки до завершения строительства и ввода в эксплуатацию и включает в себя тщательную документацию по строительству и услуги по управлению строительством. Решение увидеть каждый проект от начала до конца гарантирует высочайшее качество конечного продукта.


Марк Глен

Марк Глен — архитектор и директор Acanthus. Он вырос на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, посещал Академию Филлипса в Эксетере и получил степень бакалавра искусств в области истории (с отличием) в Университете Дьюка. Он получил степень магистра архитектуры в Школе архитектуры Принстонского университета, где был награжден стипендией Батлера для путешествий и медалью Генри Адамса AIA. За десять лет до того, как стать соучредителем Acanthus Architecture в 1995 году, Марк был архитектором проекта в Johnson Wanzenberg, престижной нью-йоркской фирме по архитектуре и дизайну интерьеров, где он работал над широким спектром жилых и коммерческих проектов.

Марку посчастливилось много путешествовать, преследуя свою страсть к архитектуре и истории различных традиций и культур.


Лоуренс Снивели

Ларри Снайвли — архитектор и директор Acanthus. Он родился в Кливленде, штат Огайо, и вырос в Мэриленде, недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. Его страсть к дизайну и строительству началась в очень раннем возрасте и привела его к карьере в архитектуре. Ларри получил степень бакалавра архитектуры в Университете Вирджинии и степень магистра архитектуры в Школе архитектуры Принстонского университета. До прихода в Acanthus Architecture в 19В 98 лет Ларри работал в ведущих архитектурных фирмах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, в том числе в Cooper Robertson & Partners на Манхэттене, где он был младшим сотрудником и архитектором проектов, участвуя в различных жилых и институциональных проектах. Он получил лицензию на занятие архитектурой в 1989 году и является аккредитованным специалистом LEED с 2006 года. В последние годы Ларри работал в исполнительном комитете Комиссии по внешнему виду округа Уинстон-Салем/Форсайт.

Свяжитесь с нами

Ботанические мотивы в архитектуре: Акант

Ботанические мотивы в архитектуре: Акант

Вверху: храм Весты, древнее сооружение в Риме, за которым ухаживали весталки, с изображением аканта на капителях коринфских колонн Роман Ричарда «Оверстори» Пауэрс, автор утверждает: «Вы и дерево на вашем заднем дворе произошли от общего предка. Полтора миллиарда лет назад ваши пути разошлись. Но даже сейчас, после огромного путешествия в разных направлениях, у вас с этим деревом по-прежнему четверть общих генов. Неудивительно, что классицисты были очарованы растительностью и использовали мотивы в своем дизайне. Это первая из серии об архитектурных мотивах.

Листья и цветы аканта

Если вы когда-нибудь смотрели на классическое здание и находили узор из стилизованных листьев, возможно, вы видели акант — мотив, использовавшийся в архитектуре с древних времен и символизирующий бессмертие. Акант — это впечатляющее многолетнее растение, которое растет в Восточном Средиземноморье и возвращается каждую весну без культивирования.

Существует несколько разновидностей аканта, некоторые с толстыми колючими зазубренными листьями или зубчатыми краями, как у большого одуванчика или чертополоха. Он родом из Средиземноморья и может выращиваться в самых разных суровых климатических условиях, например, на продуваемых ветром скалистых уступах и островах с очень соленым воздухом.

Коринфские пилястры в церкви Сен-Сюльпис в Париже, фото Wiki Commons

Капитель коринфской колонны в деталях, перепечатано из Journal of Classical Architecture примечательные примеры находятся в храме Аполлона, примерно с 450 по 420 год до нашей эры. Листья выглядят как сложные детали на капителях колонн или фризы в стиле греческой архитектуры, известном как коринфский ордер. Его дизайн представляет собой несколько рядов листьев аканта, направленных вверх, некоторые из которых имеют плотно закрученные края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *