«Круто, хочу так же!» — Алиса Минкина о материалах, инновациях и лучшей школе для будущего предметного дизайнера
Изогнутый бамбуковый журнальный столик, кресло и подвесной светильник авторства Алисы Минкиной — самая горячая тема июня. В России появляется предметный дизайн и делают его, в основном, хрупкие девушки, окончившие Британскую школу дизайна.
Алиса Минкина — промышленный дизайнер, выпускница и преподаватель Британской высшей школы дизайна. На iSaloni Satellite 2016 в Милане Алиса представила свою коллекцию Sagano Bamboo furniture. Коллекция настаивает на экологичности и демонстрирует новый спектр возможностей использования тонкого бамбукового шпона. Гибкий шпон закручивается по спирали и превращается в твердые предметы с уникальным паттерном — технология авторская.
Когда у тебя родился интерес к предметному дизайну? С чего все началось?
Я поступила в Британку: там есть курс Foundation, он дает возможность попробовать все. У нас был просто великолепный преподаватель — Том, он из Англии. Он был куратором по направлению 3D. Настолько экспрессивный, настолько он умел заинтересовать предметами, объемом, работой с материалом, показывал свои произведения. Из тех, на кого ты смотришь и думаешь: «Круто! Хочу так же!»
В Британке много иностранных преподавателей или они просто приезжают и ведут какие-то курсы?
Если выбираешь направление бакалавра, то там преподают только иностранцы. Русских нет.
Есть такое мнение, что по-настоящему хорошее профильное образование дает только МАРХИ, а остальные школы – хипстерские, модные, не фундаментальные. Можешь защитить альма-матер?
Тут ты не права, потому что МАРХИ – это архитектура, и там больше теории, а не практики. В этих «модных» ВУЗах дают практику. В Британке не дают никаких теоретических знаний о построении стульев, машин, телевизоров — ты все находишь сам, если тебе это нужно. Если меня попросят сделать автомобиль или лодку, я соглашусь и скажу, что мне нужен месяц на ресерч, дальше я пойму, что это такое, в какой области я работаю, как с этим дальше взаимодействовать — и мы продолжим работать, пока не сделаем этот объект.
А вкусы разные у всех? Нет такого, что оттуда выходят тиражированные выпускники?
Нет, у всех свои предпочтения. Мне кажется, что даже из ВУЗа не может выйти тиражированный выпускник.
Запросто! Школа «Детали», например, выпускает очень определенный формат.
Интерьеры — это другое направление, там это возможно. Но когда мы говорим о создании своего продукта, каждый думает в своей области и каждый воплощает свои мысли по-своему. У всех есть возможность раскрыться, никто тебе не говорит делать это каким-то определенным образом. Сейчас на это пытается ориентироваться Строгановка, у них отличный куратор, Чебурашкин — видно, что он взял все в свои руки, развивает эту индустрию. Наконец-то студенты начали все делать своими руками, и это выглядит здорово.
Я знаю, что ты ездила на иностранную стажировку. Как это повлияло на твое мироощущение как дизайнера?
Британка взаимодействует с разными компаниями, которые дают возможность что-то выиграть. Как конкурс для дизайнеров, но внутри института. Мы с Алексеем Жуковым сделали дизайн машины, выиграли этот конкурс и поехали на стажировку в SEAT. Я вообще раньше планировала работать с машинами, мне очень нравился автомобильный дизайн. Но после поездки я поняла, что это не мое — темп работы не тот. Производство автомобилей не такое, каким многие его видят: «Бум! Родилась идея, ее сделали, красивые линии, скорость» — вот это все. На самом деле, в эту чудесную картинку вмешиваются технологи, инженеры, и в конце концов, получается совсем не то, что ты нарисовал.
Дизайнер должен разбираться в процессах производства или нет?
Он должен знать технологию. Должен лично попробовать, посмотреть, как это делается, чтобы понимать, как себя ведет материал. В будущем можно использовать этот опыт, ведь из работы с материалом часто получается инновация. Идея моей мебели так и появилась: никто другой так не работает со шпоном. Я изучила технологию, сделала безумную кучу экспериментов, и вот результат.
Ты сама умеешь со шпоном обращаться?!
Да. Все мои первые прототипы, даже те, которые были представлены на выставке в Милане, были сделаны моими руками. В этом плюс обучения в Британке, мы делаем все сами.
А минусы какие? Российские предметные дизайнеры на мировом рынке не очень известны. Проблема в образовании или в чем?
Мне кажется, проблема в дизайнерах. Потому что нам сложно понять, как себя позиционировать. Вот, если мы слышим незнакомое имя и узнаем, что это промышленный дизайнер из Италии — мы подсознательно думаем, что он классный и крутые вещи придумывает.
Это мы, но мировой рынок немного по-другому заточен, мне кажется, они открыто воспринимают любую культуру.
После выставки в Милане, могу сказать, что людей очень интересует Россия и некоторые даже удивляются: «В России есть дизайн?!» Там было около двухсот молодых компаний: испанцы, японцы, китайцы, немцы, а из России не было никого.
Люди подходили к нашему стенду и говорили: «Ничего себе, вы из России? Вы знаете, что вы тут единственные?»
У тебя совсем не русский дизайн. Есть сейчас понятие идентичности русского предметного дизайна?
Наверное, нет. Дизайн в России сейчас только развивается, и никто не гонится за исконно русскими традициями. Может быть, это неправильно, и мы потом выработаем свой стиль?
Я всегда у дизайнеров спрашиваю, могут ли они считывать какие-то культурные коды. Ты смотришь на вещь и понимаешь: это произвел итальянец, а вот это — русский. Есть такая история?
Русский дизайн можно вычислить по качеству. Это единственное, что нас выдает, и это вина производителей. Хороших производителей или найти очень сложно, или они все хотят безумных денег за производство.
Как ты видишь развитие своего бренда?
Я сейчас налаживаю производство, это будет мой собственный бренд. Эту линейку можно развивать практически до бесконечности. На то и был расчет: разработать технологию, которая позволит делать все, что угодно.
Предметный дизайн такого рода может устареть? Твои вещи уйдут в вечность или они имеют сезонность?
Я надеюсь, что они уйдут в вечность, но пока рано об этом говорить. Это зависит от производства, от того, как они проявят себя на рынке, как их будут воспринимать люди. Это и определяет жизнеспособность продукта.
Ты вошла в индустрию недавно, с чем-то впервые сталкиваешься — что тебя удивляет больше всего?
Мне, как человеку, который совсем не знает бизнес, очень сложно понять, что делать, с кем взаимодействовать, а с кем не взаимодействовать. Но самое главное сейчас в том, что в России дизайн развивается и появляются возможности что-то свое производить.
У тебя есть любимый российский бренд?
Я очень хорошо отношусь к Fine Objects. Они занимаются мебелью, а сейчас еще активно продвигают свои выставки. Они не хотят огромного заработка и кучу клиентов — просто знакомят людей с индустрией. И это очень здорово! Обычно у подобных организаций есть своя входная ставка и ежемесячный взнос, который не каждый может потянуть. Когда я была еще студенткой, я с этим сталкивалась.
А у тебя пиаром кто-то занимается или это по цепочке сработало?
Сработало, но за этим все равно стоит море труда. Но после того, как обо мне написал Designboom — пошел действительно большой отклик от разных СМИ.
Москва хорошее место, чтобы начинать карьеру дизайнера?
Москва — отличное место.
Но вот местные СМИ тебя замечают только после того, как о тебе напишет Designboom. Не было желания уехать куда-нибудь, потому что там проще?
Нет, потому что здесь уже есть определенные связи. Москва дает много возможностей, связей и людей которые тоже работают в этой индустрии. Когда ты уезжаешь, контакты теряются, их нужно заново находить, это не так просто.
А конкуренты у тебя есть?
Мне кажется, пока их нет и не должно быть в принципе. Мы все в одной упряжке.
Русские дизайнеры сейчас стараются дать о себе знать — рассказать всему миру, что в России тоже есть дизайн.
Кто для тебя успешный дизайнер? К кому ты стремишься?
Мне очень нравится позиция Димы Логинова, как развивается его путь, связи с зарубежными компаниями, для которых он делает дизайн. Работа с компаниями — отличный способ для дизайнера рассказать о себе миру. Конечно, в том случае, если они воспринимают твой пиар и твою известность, как помощь своему бренду.
Дима очень много работает с трендами, и его берут в зарубежные компании, потому что он ориентирован на коммерческие вещи. У тебя это как происходит? Много ли ты изучаешь рынок, когда создаешь что-то свое?
А это неизбежно. Чаще всего ты работаешь с новым для себя продуктом, и рынок нужно изучать: чем люди интересуются, что покупают, что для них было бы интересно. Даже та технология, которую мы нашли, все равно подстраивается под нужды людей. Естественно, можно было бы сделать что-то сногсшибательное, но есть большая вероятность, что никто никогда это не купит. Тут все в руках дизайнера. Для этого он и нужен, чтобы найти тренды и потребности — и соединить их в уникальном дизайне, который не будет похож на все остальное.
Интервью с основателем мебельного бренда MONTLY Алисой Минкиной
Алиса Минкина – промышленный дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна. В 2015 году Алиса выпустила коллекцию Sagano bamboo furniture – мебель из бамбукового шпона, выполненную по уникальной технологии. Проект получил золото A’Design Awards в 2017 году. Большой успех вдохновил Алису на продолжение линейки, и совместно с Алексеем Ус она основала бренд MONTLY, выпускающий дизайнерскую мебель.
Design BasicDecor встретился с Алисой Минкиной и узнал секреты, как дизайнер находит новаторские идеи.
Мебель и светильники MONTLY, фото Алексей Польский
Design BasicDecor: Ваша сфера – это промышленный или предметный дизайн?
Алиса Минкина: Я бы сказала, это что-то смежное. Промышленный дизайн – больше про технологии, а предметный – про объект, эргономику. Я стараюсь в своих предметах делать акцент на технологию, на поиск нестандартных решений. То есть не создавать объект, а находить материал, из которого я могу что-то сделать, и только потом понять, что это будет за предмет.
Почему решили заниматься промышленным дизайном, что вас мотивировало?
Я всегда была довольно творческим человеком. Сначала училась в художественной школе, где рисовали академические рисунки: композицию, головы гипсовые… Потом поняла, что хочу делать дизайн. И сначала даже смотрела на интерьерный, расставляла мебель, как все дети рисовала картиночки веселые.
Затем нашла «Британку» (Британская высшая школа дизайна – прим. Design BasicDecor), съездила на день открытых дверей, поняла, что очень нравится образование, очень понравился их нестандартный подход в обучении.
Во время учебы нужно было выбрать одно из направлений, и нас привели однажды в мастерскую «Британки». Я на все это посмотрела, увидела, как работают станки и поняла, что хочу работать с этими станками.
Хотели в практику?
Да, я была покорена их подходом. Думаю: «Все, супер, надо идти!». Ну и, собственно, попробовала, очень понравилось. И мне кажется, Британка помогла развить все нестандартные качества работы с дизайном вообще.
Есть планы продолжить образование?
Да, может быть, если где-нибудь получить мастер. Но еще пока не понимаю, где и в какой области, что было бы интересно для себя открыть. Поэтому не смотрела, не искала. Наверное, больше как систему образования я рассматриваю не вузы, а стажировки в различных компаниях. То есть когда можно всю кухню увидеть изнутри и вообще понять – твоя сфера или нет.
Как появилось название MONTLY?
Не искали какое-то определенное название, которое что-то значило. Просто хотели, чтобы оно отображало нашу мебель и наш дизайн, и MONTLY все это показывает. Идеальное сочетание нежности и стиля.
Как пришла новаторская идея технологии?
Был дипломный проект, который все придумывают себе сами. То есть студент понимает, какое направление его интересует. Ведь промышленный дизайн – это довольно глубокая область, можно выбрать различные направления, от каких-то проводочков, технологий до мебели.
Мне всегда была интересна работа с новыми материалами. И я изучала все в этой области, ставила различные эксперименты, смотрела, что можно сделать. И однажды, когда совсем уже отчаялась, экспериментировала со шпоном, смотрела, что это за материал, что с ним можно сделать, что получить. Я сидела дома и скручивала бобиночку из бумаги. И когда я ее так чуть-чуть выгнула – это просто было озарение! Я на нее смотрю и думаю: «Вау! Так это можно сделать из шпона!»
На следующий день пошла в Британку, попробовала все это сделать – скрутить, сформовать. Первые эксперименты были из той же бумаги, чтобы понять, работает или нет. С того момента все закрутилось, завертелось.
Старалась изначально сделать нестандартный продукт. Сразу было понятно, что технология подходит 100% для ламп, столиков. Они не требуют большого напряжения и это сработает. Поэтому первым моим продуктом был стул, на котором я проверила можно ли и насколько долго сидеть, насколько подходит эргономика, какие формы можно получать.
Первый стул, естественно, не получился, он был супергигантским. Но на нем я проверила технологию, что это да, работает. Можно экспериментировать дальше и получать остальные формы.
Что в начале карьеры было сложнее всего?
Самое сложное – найти партнера. Были предложения, на выставках интересовались люди, спрашивали, хочу ли я продвигать это, продавать кому-то. Продавать сто процентов не хотела, хотела продвигать сама. Но не находила именно партнера, чтобы я чувствовала, что и он понимает, насколько это важный продукт и что с ним можно делать и как экспериментировать.
Надо было почувствовать, что это мой человек, он чувствует и воспринимает развитие компании так, как воспринимаю его я. Алексей как раз идеально подходит, потому что мы думаем о развитии, о создании новых предметов в одном направлении. Он отвечает за коммерческую часть, а я за дизайн и производство. Но тем не менее мы обсуждаем дизайн и развитие вместе, так как это взаимосвязанные вещи. Поэтому и важно чтобы партнеры воспринимали развитие компании в одинаковом направлении во всех областях.
В 2017 году коллекция Sagano bamboo furniture получила приз A’Design Awards
Что для вас сейчас главное в этой работе?
Развитие компании. Поиск новых направление и, конечно же, покорение мира.
Представьте, если вам сейчас позвонит компания мечты и пригласит к себе на работу. И в этот же момент вы понимаете, что еще вот полгодика и вы взорвете рынок, и второго шанса такого не будет.
Тогда, наверное, выберу свое, вряд ли пойду к кому-то работать. Здесь же главное верить и делать то что любишь. А когда ты любишь свое дело, это значит, что успех обязательно будет.
Это серьезный риск.
Да. Но лучше один раз обжечься на своем, чем потом понять, что ты не взял шанс, который у тебя был. Мне очень важно свое, поэтому я, наверное, предпочитаю больше работать с кем-то в коллаборации, чем на кого-то.
Фото Алексей Польский
Получается, вы себя расцениваете не только как промышленный дизайнер, но и как бизнесмен?
Да! Ну очень интересная сфера. Там как в дизайне тоже надо действовать, делать выводы, пробовать, рисковать. Почему бы и нет. Но дизайн, конечно же, всегда будет главным.
Как проходит ваш рабочий день?
Наверное, он слишком насыщенный. Когда нужно съездить и за комплектующими, и проследить, как рабочие работают, и создать новый дизайн, и все-все-все.
Как проснулась, уже обычно сижу в машине. И если езжу куда-то, это какие-нибудь закупки, общение с клиентами, работа над своими проектами по промышленному дизайну, встреча с заказчиками.
Фото Алексей Польский
Что вас вдохновляет сейчас?
Сейчас это технологи. Чем больше мы производим продуктов, тем больше приходит понимание того, что можно сделать. Мы стараемся находить какие-то нестандартные решения. Так у нас произошло с квадратными стульями, столами, тумбочками. Мы поняли, что можно брать основу и скручивать шпон вокруг нее. Ведь шпон сам по себе скручивается в круг, в квадрат его никак не сложишь. Так мы открыли второе направление этой технологии.
А как рождается проект, технология? Это креативный штурм?
Сейчас нам, как любой коммерческой организации все диктует рынок. Мы понимаем, чего у нас не хватает: стульев, столов, ламп. То есть понимаем сначала направление. Дальше понимаем, какой предмет мы можем сделать и думаем, как получить ту форму, которая нам нужна или соединяем формы, которые у нас есть.
Что является рутиной в вашей работе? Есть правило 20х80: 20% творчество, 80% — рутины.
80% рутины – да. Иногда даже слишком зашиваешься в рутине и понимаешь, что нужно из этого выходить, что уже не генерируешь ничего.
Сейчас рутина – это слежение за производством. Смотреть, как делают предметы, проверять качество, контролировать людей, каждый процесс, чтобы предмет создавался правильно, следить, чтобы все материалы, с которыми они работают, им были доступны.
Конечно, это нужно делегировать, но пока не получается.
Надо вырастить или найти сотрудника?
Все-таки вырастить. Потому что вряд ли можно найти кого-нибудь. Даже люди, которые работают с деревом, приходят, но они вообще не понимают, что здесь происходит. Что это за предмет, который как-то надо еще и ошкурить. Большая проблема не только найти специалиста, но и найти с ними общий язык.
Над чем сейчас работаете?
Мы никогда не останавливаемся развивать нашу линейку. И хотим еще отойти немного от технологии и произвести мебель, схожую по дизайну, но из других материалов.
Фото Владислава Лузанова
Кто ваш клиент?
Наш клиент – это женщины, мужчины в возрасте от 35 до 45 лет, в основном из крупных городов, с семьей, но либо с одним ребенком, либо без детей.
У вас дома стоит ваша мебель?
Да, конечно, у меня дома прототипы всех изделий, которые я делала.
Фото Владислава Лузанова
Почему люди должны это купить?
Нестандартная форма, необычное решение – это основное, что людей привлекает. Все хотят найти обычный стул, но с какой-то изюминкой. Все это скрывают, но все хотят обычный стул. Никто не хочет мебель, которая выглядит как арт-объект.
А у вас необычные стулья?
Они, может, по внешнему виду не очень обычные, но они довольно стандартные. То есть ничего супервызывающего. Нет стула в виде шара, который находит на второй шар. Люди в итоге выбирают себе домой что-то попроще.
Какой канал продаж сейчас самый эффективный?
Наверное, это дилеры. Instagram двигает продажи.
Что читаете?
Из книг очень люблю специализированную литературу, которая помогает усовершенствовать знания. Сейчас читаю книгу по Grasshopper (программа по созданию параметрической архитектуры). Это также мотивационные книги, но больше, все-таки, предпочитаю читать для знаний.
Ваш любимый инструмент?
Шлифовальная машинка.
С кем из знаменитых дизайнеров, с какими брендами хотели бы поработать?
Очень нравится Alessi. И нравится не то что дизайн, а скорее мотивированность Карима Рашида. Нравится его стратегия, работа, то, как он себя позиционирует как дизайнер.
Бутылка для вина Stratus, дизайн Карима Рашида
Если говорим о дизайне, мне нравится Филипп Старк и его эксперименты с материалами. Стратегия – это то, как человек позиционирует себя, с каким брендами работает, насколько свободно он может позволить себе создать дизайн для них.
Например, бутылка вина. Никто не создаст безумную, в виде разбитой бутылки, как сделал Карим Рашид. И ни одна компания ни у одного дизайнера это не купит, а у Карима Рашида купила.
19 Светильник AIM CABLE-PLUG Flos
Какой самый интересный объект или предмет за всю историю дизайна?
Светильник AIM CABLE-PLUG Flos
Каким, на ваш взгляд, профессиональным качеством должен обладать дизайнер?
Способностью экспериментировать. Иногда люди упираются в материалы, которые им доступны: фанера, дерево. И в этом направлении как раз и смотрят.
У голландских дизайнеров есть курс в институте, когда они должны изобрести новый материал. Это помогает нестандартно мыслить и находить необычные решения, новые формы. Я думаю, что за этим будущее.
Как вы заставляете себя нестандартно мыслить?
Всегда задаю себе вопрос: что бы я никогда в жизни не соединила с этим материалом? Когда я смотрю на фанеру, я думаю, что можно влить в фанеру, вырезать из нее, открыть все самые неожиданные решения.
Как будет развиваться предметный дизайн в России?
У нас сейчас сложно с этим. Спрос пошел, но он все-таки слабо появляется сравнительно с тем, как он все-таки мог появиться. И нужно работать над стоимостью. Очень важно не замыкаться в себе, если ты дизайнер. Нужно развивать и бизнес-составляющую.
Цена должна быть низкой настолько, насколько она затрагивает целевую аудиторию и дает ей возможность купить сам продукт. Даже если объект отличного качества из отличных материалов, можно поставить стоимость пониже и потом ее постепенно увеличивать. То есть ничего сверхъестественного. Главное – это правильный продукт для правильного рынка. А вкус и восприятие объектов сейчас уже развивается.
Купить мебель и светильники MONTLY можно в магазине BasicDecor.
| ||||||||
Премия и конкурс A’ Design Award and Competition направлены на то, чтобы подчеркнуть превосходную квалификацию лучших дизайнеров, дизайнерских концепций и ориентированных на дизайн продуктов во всем мире во всех творческих дисциплинах и отраслях. | ||||||||
| ||||||||
Основная цель премии — создать рекламу, PR и рекламные возможности для победителей премии в области дизайна, одновременно поддерживая глобальную культуру дизайна, создавая стимулы для участников, чтобы придумывать превосходные проекты для лучшего будущего. A’ Design Awards — это главный ежегодный конкурс дизайна с участием жюри, который награждает лучших дизайнеров, архитекторов, инженеров, дизайн-студий, бренды и компании, ориентированные на дизайн, со всего мира, чтобы обеспечить им известность, известность и признание. Премия и конкурсы A’ Design Award и конкурсы организуются и присуждаются ежегодно и на международном уровне в самых разных категориях. Каждый год проекты, ориентированные на инновации, технологии, дизайн и креативность, награждаются премией A’ Award. В то время как реализованные проекты находят возможности для публикации, выхода на новые рынки и встречи с широким кругом покупателей для своих существующих продуктов, организация также помогает творческим умам и стартапам встречаться с деловыми людьми для реализации своих идей продукта. Премия и конкурс A’ Design Award и конкурс имеют очень хорошо разработанную методологию выбора лучших проектов с использованием строгих критериев оценки, процессов слепого оценивания, нормализации оценок, перекрестного сопоставления и т. д., чтобы награждать только лучших дизайнеров и фирмы, которые действительно заслуживают особого признания. Жюри премии A’ Design состоит из академиков, профессионалов, представителей предприятий и фокус-групп и следует строгим правилам, чтобы обеспечить справедливую и этичную оценку. Логотип A’ Design Award & Competition, присуждаемый международными экспертами, пользуется доверием во всем мире и обозначает проверенное временем качество дизайна. Компании и дизайн-студии используют свою победу в конкурсе A’ Design Award как видимый символ в своих коммуникациях. Для потенциальных клиентов логотип лауреата премии A’ Design Award является ориентиром при поиске лучших дизайнов и креативных услуг на рынке. Узнайте о преимуществах здесь. Участие в конкурсе A’ Design Award & Competition демонстрирует стремление к инновациям, перепроектированию, переосмыслению и мужество сравнивать себя с другими в соревнованиях. Целью A’ Design Award является выделение, реклама и поддержка хорошего дизайна, а также предоставление победителям широкой и интенсивной рекламы, известности и престижа.
| ||||||||
| ||||||||
|
Стул Sagano и светильники — Designers.
org Стул Sagano и светильники — Designers.org Лауреат премии в области дизайна мебели.
Награжден за хороший дизайн мебели.
- Награжден 15 апреля 2017 г.
- КЛИЕНТ: Бамбуковая мебель Sagano
- 14.694
Бамбуковая мебель Sagano – это новый метод экологически чистой мебели для дома из бамбукового шпона. Его уникальность заключается в технологии производства. Единственная линия шпона, скрученная в рулон, образует объект. Данная технология позволяет более простым способом изготовить прочное изделие из дерева. Для кресла, представленного в коллекции, использовано 160 метров шпона. Эта технология позволяет каждый раз создавать особую форму, что делает каждое изделие оригинальным.
Узнать больше
Кресло Sagano и светильники
Good Design
Кресло Sagano и светильники
Great Design by Shunji Yamanaka & fuRo
Кресло Sagano и светильники
Кресло Inspirational Mobility
904s 904s Лампа Sagano