Анатомия кубизма: Анатомия кубизма

Поверить геометрией гармонию | Статьи

ГМИИ им. А.С. Пушкина представил «Анатомию кубизма». Камерная экспозиция, разместившаяся в одном зале, преследует глобальную цель: показать, как зарождается замысел художника и — шире — стиль в искусстве. Эскизы Пабло Пикассо к картине «Авиньонские девицы» наглядно отражают поиск новых форм, а скульптуры и маски из Африки и Древнего мира напоминают, что и у модернизма есть глубокие корни.

Картина 1907 года «Авиньонские девицы» (авторское название — «Философский бордель») — рубежное произведение в творчестве Пикассо и одно из ключевых в истории искусства XX века. Оно ознаменовало рождение кубизма. И хотя в те же годы испанским гением были созданы еще несколько работ, стилистически родственных «Девицам» (так, в экспозиции ГМИИ представлены две гуаши 1907–1908 годов), именно это провокационное полотно получило максимальную известность и стало своего рода эстетическим манифестом.

Судьба «Девиц» оказалась непростой. Коллеги — Матисс, Дерен и другие — сочли полотно неудачей, крупнейшие коллекционеры, включая Сергея Щукина, не заинтересовались. Художнику удалось продать холст только много лет спустя, причем относительно недорого. В итоге работа попала в США, где и нашла свое последнее пристанище — в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA).

Зато за океаном «Девиц» оценили сполна: сразу после приобретения в 1937 году картина вошла в постоянную экспозицию MoMA и никогда ее не покидала. По этой причине на выставке в Москве ее нет и быть не могло, даже если бы музейный обмен между двумя странами не был прерван. Впрочем, российским ценителям искусства эта хрестоматийная работа знакома по множеству репродукций, а вот эскизы к ней видел мало кто. «Анатомия кубизма» предлагает восполнить пробел.

В общей сложности художник создал более 800 эскизов к «Девицам». Представленная Домом-музеем Пикассо в Малаге тетрадь содержит около 60 из них и относится к маю-июню 1907 года. Здесь не только рисунки обнаженной натуры, в большей или меньшей степени перекликающиеся с пятью фигурами на полотне МоМА, но и наброски птиц, лиц, рук, натюрмортов, на первый взгляд не имеющие отношения к финальной композиции. Их все, однако, объединяет одно: стремление художника нащупать геометрические первоосновы форм, дойти до границ условности, сохранив при этом узнаваемость объекта.

В этом поиске художник опирался не только на собственное чутье, но и на шедевры прошлого. Символично, что первая картина, которую видит зритель, войдя в зал, принадлежит кисти вовсе не Пикассо, а Сезанна: это «Купание» из собрания ГМИИ. Французский живописец, предтеча кубизма, написал несколько десятков вариантов композиции с обнаженными фигурами, и как минимум один из них Пикассо видел.

Другим источником вдохновения для автора «Авиньонских девиц» стало искусство африканских стран, условность форм которого оказалась столь созвучна экспериментам модернистов. И этот мотив тоже отражен в экспозиции: над деревянными витринами возвышаются деревянные же «Фигуры первопредков» народности сенуфо (Кот-д’Ивуар или Мали) и копия бронзовой африканской маски. Не заметить их сходство с рисунками Пикассо невозможно.

Представлено и искусство античности: рельефы из Древнего Египта периода римского владычества, глиняная амфора из Ионии, статуэтка обнаженной женщины из Финикии… Внимательные зрители могут заметить, что, например, идею изображения фигуры одновременно в профиль и анфас Пикассо позаимствовал у египтян, а акцентированный геометризм линий человеческого тела — у греков.

«Анатомия кубизма» — из числа так называемых кураторских выставок, где интересны не столько сами экспонаты, сколько концепция исследователей. Вот и в данном случае на первом плане — оригинальная идея куратора Сурии Садековой: предъявить зрителю тот труд (во многом черновой), что стоял за «кубистической» эволюцией Пикассо, обернувшейся революцией. Для широкой публики эскизы интересны именно как свидетельства «застывшего процесса», редкая возможность заглянуть в сознание гения, а заодно и напоминание о том, что любое важное художественное явление вырастает не на пустом месте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»

Место проведения: Главное здание (зал №31)

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Пабло Пикассо Дружба (II). Этюд 1907-1908 ГМИИ им. А.С.Пушкина

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал её сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.

«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Сезанн! Он наш общий отец», — восклицал Пикассо, а наш современник, французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.

Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объёмная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.

Выставка создавалась совместными усилиями Дома-музея Пикассо в Малаге, кураторской команды ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок, и архитекторами Надеждой Корбут и Кириллом Ассом.

«Анатомия кубизма» открывает осень Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Российская газета

Выставка «Анатомия кубизма», которая открылась в Греческом зале ГМИИ имени А.С. Пушкина, могла бы вписаться в жанр «выставка одной картины»: сюжет экспозиции закручен вокруг «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо.

Той самой — то ли законченной, то ли «добровольно незаконченной», обруганной и воспетой, радикально перетряхивающей общепринятые представления о языке живописи и ставшей важнейшей точкой отсчета для истории кубизма. Той, что пробыла почти десять лет в парижской мастерской Пикассо в безвестности с 1907 года. Для выставки «Современной живописи Франции» на «Салоне независимых» летом 1916 года пришлось сменить прежнее название «Философский бордель» на более пристойное — «Авиньонские девицы», чему автор, кажется, был вовсе не рад… К Авиньону его героини не имели никакого отношения: маленькая улочка Carrer d’Avinyo в Барселоне, неподалеку от которой Пикассо покупал краски и бумагу, превратилась в интерпретации его друзей во французскую Сalle d’Avignon.

Но жанр — дело тонкое. И проект, закрученный вокруг «Авиньонских девиц», делает изящный кульбит и оставляет знаковый демонстративный пробел на месте самой картины. «Авиньонские девицы» с 1937 года украшают экспозицию нью-йоркского МоМА, являясь одним из обязательных пунктов программы любого туриста. Понятно, что на фоне отсутствия обмена с музеями США, не говоря уж о прочих оттенках развития двусторонних отношений, приезд шедевра Пикассо исключен. Вместо него, огромного полотна, без малого на пять квадратов (243,9 см на 233,7см), — маленькая цветная репродукция, изящно «спрятанная» на оборотной стороне стены, за «Купанием» Сезанна (из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина). Репродукция, которую надо найти, предъявляет, в сущности, знак, отсылку к воображаемому далекому шедевру.

Жанр инсталляции меняется в мгновение ока: не выставка одной картины, а лаборатория кубизма, его «анатомия». Фактически кураторы Сурия Садекова, Анна Клочкова и Николай Молок обращают к самой знаменитой «предкубистической» картине Пикассо его собственное оружие. А в помощь — раритет из раритетов: альбом рисунков и набросков художника как раз периода работы над «Авиньонскими девицами» из Дома-музея Пикассо в Малаге.

Этот альбом Пикассо не выставлял — он терпеть не мог, когда к нему лезли с вопросами откуда, почему, как пришла идея… Альбом с рисунками (в нем порядка 80 листов) наследники продали Дому-музею Пикассо в Малаге десять лет назад. В Россию привезли 60 драгоценных листов. Надо сказать, что вообще-то и рисунков было больше раз в десять — исследователи называют цифру 809. Но дело не в количестве: листы все равно невозможно разложить в хронологическом порядке. Речь идет о параллелях, выстраивающих систему «зеркал» для «Авиньонских девиц».

Отправная точка, понятно, «Купание» Сезанна, картина Пикассо — это ответ мастеру. Далее — точеный древнеегипетский сокол из глины и из дерева, профиль этой птицы появляется в альбоме Пикассо очень часто. Затем — жутковатая африканская маска, пусть и в копии XIX века, но, возможно, Пикассо мог видеть аналогичные в парижском этнографическом музее Трокадеро. Конечно, без античных ваз и чаш с чернофигурными атлетами, бегущими пару тысячелетий по их гладкому полю, не обойтись. Плюс собственные гуаши испанца 1907 года, купленные Сергеем Щукиным в Париже для своей коллекции. Не хватает только иберийской скульптуры для полноты «отражений»…

А ведь к Авиньону героини с картины Пикассо не имели никакого отношения…

Двоящийся образ археологического раскопа и стерильного функционального пространства лофта и создает архитектурная конструкция стола (Кирилл Асс, Надежда Корбут), где выставлены объекты и рисунки. Зритель обходит вокруг него. Если это и «лабиринт», то увиденный сверху, впечатляющий четким логичным членением пространства. Его прозрачность и ясность должны подчеркнуть «разумность» живописи Пикассо.

Сама структура этой выставки вроде бы соответствует легендарному шедевру, который Альфред Барр, директор МоМА, определял как «картину переходную». Он подчеркивал, что это «лаборатория или, точнее, поле битвы, где сражаются опыты и попытки; но это еще и картина, исполненная потрясающего динамизма и мощи». Нынешняя выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина — словно ответ легендарному директору МоМА. Это проект в редком у нас жанре «лаборатории».

Казалось бы, перед нами изящный кураторский экзерсис, созданный в просветительских целях. Чего же боле? Но дело в том, что «Авиньонские девицы» — одна из самых «темных» по смыслу, непрозрачных картин, в которых ужас словно таится за спиной обнаженных.

Парадокс в том, что чем яснее и прозрачнее объяснение процесса авторского поиска, чем стройнее здание, тем очевиднее, что речь идет об отчаянной попытке приручить «древний хаос», что «шевелится» за воем ночного ветра (у Тютчева) и фантомами женских фигур на полотне Пикассо. Музей — место, где «древний хаос» встроен в безопасный саркофаг (любой зритель голливудских блокбастеров знает об этом). Примерно так, как копия африканской маски, похожей на маленький котел с выбитым дном и без крышки, вписана в логику экспозиции.

Все под контролем, не правда ли? Знак пробела выглядит почти успокаивающе. Как там у Тютчева: «О, бурь заснувших не буди…»?

что скрывается в маленькой тетрадке Пабло Пикассо – Москва 24, 30.08.2018

30 августа в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»: эскизы художника Пабло Пикассо к его «Авиньонским девицам» – картине, изменившей ход мировой истории искусства.

Редакция портала Москва 24 рассказывает об «Анатомии кубизма» и объясняет, на что стоит обратить особое внимание.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

«Авиньонские девицы» – это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, работая над которой художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы. Всего было сделано более 800 эскизов и набросков. Изначально работу над этой картиной Пикассо назвал актом экзорцизма.

Сегодня полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и не покидает постоянную экспозицию.


Маленькая ученическая тетрадь с эскизами Пикассо долгое время находилась в архиве художника, потом ее купил дом-музей Пикассо в Малаге. На московской выставке показаны более 60 рисунков из этой тетради, созданной художником в мае-июне 1907 года.

«Наш проект связан с очень важной точкой не только внутри биографии Пикассо, но и внутри истории искусства. Это поворотный момент, некая точка, которая связана с зарождением кубизма. Нам понадобились разные инструменты, чтобы рассказать эту историю, рассказать таким образом, чтобы она стала более ясной», – объяснила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

«Анатомия кубизма» позволяет проникнуть в лабораторию художника, воссоздать ход его мыслей: рядом с рисунками из коллекции испанского музея представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма – около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ имени Пушкина.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего. Искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», – говорил Пабло Пикассо.


С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создали «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду». Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздают ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Так, например, в начале второго этапа работы над «Авиньонскими девицами» он посещал Этнографический музей Трокадеро, где представлено искусство Африки, и под влиянием трибального искусства он переписал всю правую сторону картины.

Над масштабным полотном Пикассо трудился более девяти месяцев. «Он рисовал не предметы, а то, что они выражают. Проще говоря, рисунки были для него словами, это всегда был его способ разговаривать», – объясняла первая почитательница художника, писатель Гертруда Стайн.

Она также отмечала, что рисунок Пикассо всегда точен и скуп. «Рисует он по-разному: вспоминается то Энгр, то античные вазы», – писал близкий друг художника Илья Эренбург.

На выставке «Анатомия Кубизма» посетителям предоставляется уникальная возможность: не просто увидеть наброски величайшего художника, но и проследить, как зарождался замысел картины и вместе с тем одно из главных художественных течений ХХ века – кубизм.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

Открывает же выставку картина Поля Сезанна «Купание» из собрания ГМИИ.

«Если бы я знал Сезанна! Он был мой единственный учитель! Я смотрел на его картины! Я провел годы, их изучая. Он был как наш общий отец. Он всех нас защищал», – признался однажды Пикассо.


«Пикассо – это испанский художник, который родился в Малаге, он говорил по-испански и творил по-испански, но он уже не принадлежит испанцам, он принадлежит нам всем. Мэрия Малаги приобрела серьезную коллекцию Пикассо, и главное сокровище – это эскизы к «Авиньонским девицам», – рассказал директор дома-музея Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.

Анатомия кубизма | Журнал Eclectic

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков.

Кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге

Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.

Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.

Pablo Picasso. Female bust. Sketch with jug, cup and lemon . 1907. Collection of the Picasso Foundation, Natal House Museum, City Council of Malaga

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.

Кураторская группа: Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок

Даты проведения: 30 августа — 28 октября 2018

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание (зал №31)
Адрес: Волхонка, 12 (метро «Кропоткинская»)

Фото: пресс-материалы

Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Еще на эту тему

Анатомия кубизма | Мастерская Пикассо — PORUSSKI.me

«Авиньонские девицы» – картина, давшая начало направлению кубизма. Однако мало кто знает, какая история за ней стоит и как все эти странные, геометричные образы пришли в голову самому Пабло Пикассо. Такая история заслуживает отдельной экспозиции. С 30 августа по 28 октября в главном здании ГМИИ им. Пушкина проходит выставка-инсталляция «Анатомия кубизма».

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907

Камерная комната, которую даже трудно назвать залом. Она залита теплым свечением ламп, как это могло быть в самой настоящей студии художника. Возможно, так выглядела парижская мастерская Пабло Пикассо в доме номер тринадцать на площади Равиньян. Именно ее поэт и художник Макс Жакоб назвал «Акрополем кубизма».

Здесь и сейчас зритель, попробовавший тщательно и внимательно всмотреться в детали и историю, имеет возможность попытаться разгадать ход мыслей гения.

Поль Сезанн. Купание. 1890-1894

Посетителей экспозиции встречает произведение Поля Сезанна «Купание» (1890-1894). Под ним – обложка тетради с зарисовками к «Авиньонским девицам». На другом обороте – сама репродукция «девиц». Одна картина будто выходит из другой, светясь холодным ярким светом, как пришедшая идея. Так и есть на самом деле. Именно картина Сезанна вдохновила Пабло Пикассо на создание работы, которой посвящена выставка. Поля он называл «отцом» и очень жалел о том, что так и не встретился с ним до смерти Сезанна 25 октября 1906 года. Именно Поль Сезанн своим полотном «Купание», над которым он проработал десять лет, ярче всех заявил об отказе от предметности. И Поль, и Пабло не хотели уподобляться импрессионистам и говорить о мимолетных впечатлениях. Они оба пытались уловить что-то утверждающее, постоянное и точное. Пикассо говорил: «Они хотели изобразить мир таким, каким они его видели. Меня это не увлекает. Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю».

Эскиз Пабло Пикассо.

Множество зарисовок не разбросаны небрежно по столу, а заключены в деревянные рамы и стекло, точно так же, как и обломки древности из коллекции музея. Все эти скульптуры, пластинки и рельефы здесь не просто для антуража. Произведения, созданные до нашей эры, и эскизы Пабло из двадцатого века связывают две совсем разные эпохи в работе одного человека. Стоит лишь присмотреться к женской фигуре на эскизе Пикассо, и можно заметить, как она так же прикрывается тканью, как и героиня древнеегипетской пластинки из греко-римского периода. Тут же рядом головы на зарисовке у Пабло смотрят на зрителя тем же взглядом, что и копия африканской маски.

Образы повторяются из эскиза в эскиз, становясь четче и четче, – то ли художник пытался их уловить, то ли они гнались за ним.

Эскиз Пабло Пикассо.

Кто знает, но, возможно, именно из-за такой же маски Пабло переписал почти полностью правую часть картины. Он это сделал весной 1907 года после посещения выставки искусства Африки в Этнографическом музее. И здесь, и там живопись на вазах с изображениями бегущих и танцующих перекликается с «взбирающимися по лестнице», «пирамидами обнаженных» и «лежащих» людей на эскизах Пикассо. Пабло говорил, что «искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо». Кажется, что он его оживлял почти буквально. Мраморная статуэтка II века до н.э. из Финикии словно просто повернулась в три четверти и согнула ногу уже на зарисовке «Обнаженная с тканью».

Экспозиция позволяет проследить весь путь к будущему творению, ставшему мировым наследием. Образы повторяются из эскиза в эскиз, становясь четче и четче, – то ли художник пытался их уловить, то ли они гнались за ним.

Анри Матисс. Женщина в зелёной шляпе. 1905

В любом случае замысел будущих «Авиньонских девиц» впервые пришел в голову Пабло Пикассо в 1905 году. Осенний салон этого года был успехом для фовистов – Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Анри Матисса. Их картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев «дикими зверями» (фр. «les fauves»). Случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Критика Вокселя была направлена, прежде всего, на работу Анри Матисса – «Женщина в зелёной шляпе». Тем не менее коллекционер Лео Стайн купил ее за пятьсот франков, что произвело скандал. Он же помог Пабло затем выйти из нищеты и продолжить писать.

Жан Огюст Доминик Энгр. Турецкая баня. 1862

Только вот заинтересовали Пикассо совсем не яркие «дикие», а «Турецкая баня» Огюста Доминика Энгра, который был признанным академистом. Именно его техника исполнения и такая открытая эротичность остались в голове у создателя «Авиньонских девиц». Новый замысел не покидал Пабло, а только креп на выставках работ Поля Сезанна, а затем – иберийской архаики с ее краснофигурной вазописью. И там, и там Пабло Пикассо не переставал делать зарисовки. Анри Матисс, соперник и друг Пикассо, написал «Радость жизни», тоже вдохновившись работой Энгра.

Пабло Пикассо. Гарем. 1906

Сам Пабло после этого пишет холст «Гарем», в котором, если сравнивать с «девицами», можно обнаружить схожесть композиции, цветового решения и персонажей. В 1906 году на очередном Осеннем салоне картина Матисса вновь произвела фурор. Идея же Пикассо еще набирала обороты, чтобы в 1907 году затмить фовистов. Причем открытие Пабло Пикассо переманило спустя время на свою сторону Андре Дерена – того, кто вместе с Морисом де Вламинком положил начало фовизму в принципе. Именно в мастерской Дерена Пикассо увидел репродукцию картины Поля Сезанна «Купальщики».

Андре Дерен, который впоследствии отказался от фовизма в пользу кубизма, был убежден, что Пабло Пикассо найдут повешенным позади его огромной картины.

Анри Матисс. Синяя обнаженная. 1952

Решающим толчком стало соперничество с Анри Матиссом и Андре Дереном. На Салоне Независимых Анри представляет «Синюю обнаженную», а Андре – «Три купальщицы» по мотивам работы Поля Сезанна «Купальщики». Происходили большие перемены в мире искусства, и Пикассо был уже почти готов представить свою работу, собираемую по кусочкам впечатлений и ощущений последние пару лет.

Андре Дерен. Три купальщицы. 1907

И провал. Несмотря на все нововведения среди художников, картина не была никем принята. Жорж Брак сравнил впечатления от просмотра полотна с поеданием пакли и распиванием бензина, хотя спустя год он сам начал писать в этом направлении. Матисс, который воспринял картину как издевательство над современным искусством, тоже через год впервые применил термин «кубизм» к картине Брака «Дома в Эстаке». Андре Дерен, который впоследствии отказался от фовизма в пользу кубизма, был убежден, что Пабло Пикассо найдут повешенным позади его огромной картины. Лишь в 1937 году об «Авиньонских девицах» вспомнят как об одном из важнейших произведений Пикассо. И случилось это все после того, как вдова коллекционера Жака Дусе продала картину галерее «Jacques Seligmann & Cie». До этого холст находился в парадном вестибюле особняка Дусе, так как хозяйка ни за что не позволила бы находиться в гостиной картине с первоначальным названием «Авиньонский бордель». С 1937 года и по сей день полотно находится в Нью-Йорском музее современного искусства и никуда не вывозится по причине своей хрупкости.

Пикассо говорил: «Они хотели изобразить мир таким, каким они его видели. Меня это не увлекает. Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю».

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1908

После посещения «мастерской» остается ощущение долгого созревания будущего шедевра. Пабло никогда не любил говорить о том, в чем была идея его картин или как они создавались, не показывал никогда эскизы и зарисовки. Один из главных биографов художника Пьер Декс говорил: «Кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть, из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Однако здесь и сейчас зритель, попробовавший тщательно и внимательно всмотреться в детали и историю, имеет возможность попытаться разгадать ход мыслей гения.

Я люблю писать об искусстве, так как считаю, что оно есть отражение человеческой мысли. Произведение — это не просто картина или скульптура, это все, что когда-либо влияло на человека, который смог нематериальную мысль воплотить в какой-либо форме и донести до всего мира. Это поражает! Это хочется изучать!


Выставка «Анатомия кубизма» открылась в Москве – Москва 24, 30.08.2018

30 августа в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»: эскизы художника Пабло Пикассо к его «Авиньонским девицам» – картине, изменившей ход мировой истории искусства.

Маленькая ученическая тетрадь с эскизами Пикассо долгое время находилась в архиве художника, потом ее купил дом-музей Пикассо в Малаге. На московской выставке показаны более 60 рисунков из этой тетради, созданной художником в мае-июне 1907 года.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

  • В день открытия выставки с лекцией в Пушкинском музее выступили Хосе Мария Луна Агилар, директор Дома-музея Пикассо в Малаге В день открытия выставки с лекцией в Пушкинском музее выступили Хосе Мария Луна Агилар, директор Дома-музея Пикассо в Малаге
  • В образовательной программе выставки "Анатомия кубизма" еще несколько лекций, посвященных Пабло Пикассо В образовательной программе выставки «Анатомия кубизма» еще несколько лекций, посвященных Пабло Пикассо
  • Выставка построена на параллелях – эскизы рук из тетради Пикассо, а рядом ‒ кисть правой руки статуи: Кипр, пятый век до нашей эры Выставка построена на параллелях – эскизы рук из тетради Пикассо, а рядом ‒ кисть правой руки статуи: Кипр, пятый век до нашей эры
  • Маленькая ученическая тетрадь с эскизами Пикассо долгое время находилась в архиве художника, потом ее купил дом-музей Пикассо в Малаге Маленькая ученическая тетрадь с эскизами Пикассо долгое время находилась в архиве художника, потом ее купил дом-музей Пикассо в Малаге
  • На московской выставке показаны более 60 рисунков из этой тетради, созданной художником в мае-июне 1907 года На московской выставке показаны более 60 рисунков из этой тетради, созданной художником в мае-июне 1907 года
  • "Анатомия кубизма" позволяет проникнуть в лабораторию художника, воссоздать ход его мыслей: рядом с рисунками из коллекции испанского музея представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма – около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ имени Пушкина «Анатомия кубизма» позволяет проникнуть в лабораторию художника, воссоздать ход его мыслей: рядом с рисунками из коллекции испанского музея представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма – около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ имени Пушкина
  • Хосе Мария Луна Агилар расскажет о принадлежащей Дому-музею Пикассо в Малаге Тетради № 7 с зарисовками к "Авиньонским девицам", об отношениях испанского гения с Ольгой Хохловой, о том, как прошло детство художника в Малаге и как Средиземное море и солнечный свет юга Испании повлияли на его жизнь и работу Хосе Мария Луна Агилар расскажет о принадлежащей Дому-музею Пикассо в Малаге Тетради № 7 с зарисовками к «Авиньонским девицам», об отношениях испанского гения с Ольгой Хохловой, о том, как прошло детство художника в Малаге и как Средиземное море и солнечный свет юга Испании повлияли на его жизнь и работу
  • Основой выставочного проекта, знакомящего с эволюцией размышлений автора от первых набросков до реализации идеи, стала тетрадь, в которую вошло собрание ранних эскизов к будущему шедевру "Авиньонские девицы" Основой выставочного проекта, знакомящего с эволюцией размышлений автора от первых набросков до реализации идеи, стала тетрадь, в которую вошло собрание ранних эскизов к будущему шедевру «Авиньонские девицы»
  • "Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего. Искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо", – говорил Пабло Пикассо. «Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего. Искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», – говорил Пабло Пикассо.
  • Пикассо – это испанский художник, который родился в Малаге, он говорил по-испански и творил по-испански Пикассо – это испанский художник, который родился в Малаге, он говорил по-испански и творил по-испански
  • С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создали обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создали обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду
  • Рисунки Пикассо всегда точны и скупы Рисунки Пикассо всегда точны и скупы
  • На выставке "Анатомия Кубизма" посетителям предоставляется уникальная возможность: не просто увидеть наброски величайшего художника, но и проследить, как зарождался замысел картины и вместе с тем одно из главных художественных течений ХХ века – кубизм На выставке «Анатомия Кубизма» посетителям предоставляется уникальная возможность: не просто увидеть наброски величайшего художника, но и проследить, как зарождался замысел картины и вместе с тем одно из главных художественных течений ХХ века – кубизм
  • Пушкинский музей рискнул пойти против воли Пабло Пикассо и показать анатомию создания картины "Авиньонские девицы" Пушкинский музей рискнул пойти против воли Пабло Пикассо и показать анатомию создания картины «Авиньонские девицы»
  • "Анатомия кубизма" ‒ это самое начало большой истории, первые шаги художника-экспериментатора в сторону одного из самых революционных направлений в искусстве «Анатомия кубизма» ‒ это самое начало большой истории, первые шаги художника-экспериментатора в сторону одного из самых революционных направлений в искусстве

кубизм | Художники, характеристики и факты

Кубизм Уильям Рубин обсуждает, «изобрел» ли Пабло Пикассо или Жорж Брак кубизм, а также влияние Поля Сезанна на обоих художников из документального фильма Пикассо и Брак: новаторский кубизм ( 2007). Checkerboard Film Foundation (партнер по издательству Britannica) Посмотреть все видео для этой статьи

Кубизм , очень влиятельный стиль изобразительного искусства 20-го века, который был создан главным образом художниками Пабло Пикассо и Жоржем Брак в Париже между 1907 и 1914 годами.Стиль кубизма подчеркивал плоскую, двумерную поверхность плоскости изображения, отвергая традиционные методы перспективы, ракурса, моделирования и кьяроскуро и опровергая проверенные временем теории о том, что искусство должно подражать природе. Художники-кубисты не были обязаны копировать форму, текстуру, цвет и пространство. Вместо этого они представили новую реальность в картинах, которые изображали радикально фрагментированные объекты.

Британика Викторина

Кубизм: искусство и художники

Правда или ложь? Художники-кубисты полагались на традиционные перспективные методы для представления глубины и объема.

Кубизм получил свое название от замечаний, сделанных критиком Луи Вокселем, который иронично описал работу Брак Дома в L’Estaque в 1908 году как составленную из кубов. В живописи Брака объемы домов, цилиндрические формы деревьев и коричнево-зеленая цветовая гамма напоминают пейзажи Поля Сезанна, которые глубоко вдохновляли кубистов на их первой стадии развития (до 1909 года). Однако именно Les Demoiselles d’Avignon , написанная Пикассо в 1907 году, предвосхитила новый стиль; в этой работе формы пяти женских обнаженных тел становятся ломанными, угловатыми.Как и в творчестве Сезанна, перспектива передается через цвет, с теплыми красновато-коричневыми оттенками и прохладным синим оттенком.

Пабло Пикассо: Les Demoiselles d’Avignon Les Desmoiselles d’Avignon , холст, масло, Пабло Пикассо, 1907; в Музее современного искусства, Нью-Йорк. гвен

Развитие движения с 1910 по 1912 годы часто называют аналитическим кубизмом. В этот период работы Пикассо и Брака стали настолько похожи, что их картины почти неразличимы.Аналитические кубистские картины обоих художников показывают разрушение или анализ формы. Пикассо и Брак предпочитали прямолинейное и прямолинейное строительство, хотя иногда некоторые участки их картин выглядят скульптурно, как в «Девочке с мандолиной» Пикассо (1910). Они упростили свои цветовые схемы до почти монохроматического масштаба (предпочтительны оттенки коричневого, коричневого, серого, кремового, зеленого или синего), чтобы не отвлекать зрителя от основного интереса художника — структуры самой формы.Монохроматическая цветовая схема подходила для представления сложных, множественных видов объекта, которые были сведены к перекрывающимся непрозрачным и прозрачным плоскостям. Эти плоскости, кажется, выходят за пределы поверхности холста, а не уходят вглубь. Формы, как правило, компактны и плотны в центре картины Аналитического кубизма, увеличиваясь по мере их диффузии к краям холста, как в «Портрете Амбруаза Воллара» Пикассо (1909–10). В своих работах этого периода Пикассо и Брак часто сочетали репрезентативные мотивы с буквами; их любимыми мотивами были музыкальные инструменты, бутылки, кувшины, стаканы, газеты, а также человеческое лицо и фигура.

Интерес к этой теме продолжился после 1912 года, во время фазы, обычно определяемой как синтетический кубизм. Работы этого этапа подчеркивают сочетание или синтез форм в картине. Цвет играет важную роль в этих работах; формы, оставаясь фрагментированными и плоскими, больше и более декоративны. Гладкие и шероховатые поверхности могут контрастировать друг с другом, и часто инородные материалы, такие как газеты или табачные обертки, наклеиваются на холст в сочетании с окрашенными участками.Эта техника, известная как коллаж, дополнительно подчеркивает различия в текстуре и в то же время ставит вопрос о том, что является реальностью, а что иллюзией.

Хуан Гри: Слепая Слепая , холст, бумага, мел, уголь. Хуан Гри, 1914; в Тейт Модерн, Лондон. Предоставлено Тейт, Лондон, Права защищены A.D.A.G.P. Париж, 1972; фотография Г. Робертона / А.С. Купер ООО Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Хотя Пикассо и Брак приписывают создание этого нового визуального языка, он был принят и получил дальнейшее развитие у многих художников, включая Фернана Леже, Роберта и Соню Делоне, Хуана Гри, Роджера де ла Фресне, Марселя Дюшана, Альберта Глайзеса и Жана Метцингера , Хотя кубизм был в основном связан с живописью, он также оказал глубокое влияние на скульптуру и архитектуру 20-го века. Главными скульпторами-кубистами были Александр Архипенко, Раймон Дюшан-Виллон и Жак Липшиц.Принятие эстетики кубизма швейцарским архитектором Ле Корбюзье отражено в формах домов, которые он спроектировал в 1920-х годах.

кубизм — арт-термин | Тейт

Кубизм был одним из самых влиятельных стилей двадцатого века. Общепринято, что все началось примерно в 1907 году с знаменитой картины Пикассо « Demoiselles D’Avignon », в которой были элементы кубического стиля. Название «кубизм», по-видимому, произошло от комментария критика Луи Вокселя, который, увидев некоторые из картин Жоржа Брака, выставленных в Париже в 1908 году, описал их как сведение всего к «геометрическим очертаниям, к кубам».

Кубизм открыл почти бесконечные новые возможности для обработки визуальной реальности в искусстве и стал отправной точкой для многих более поздних абстрактных стилей, включая конструктивизм и неопластизм.

Разбивая объекты и фигуры на отдельные области — или плоскости — художники стремились показать разные точки зрения в одно и то же время и в одном и том же пространстве и предложить их трехмерную форму. При этом они также подчеркивали двумерную плоскостность холста вместо создания иллюзии глубины.Это ознаменовало революционный разрыв с европейской традицией создания иллюзии реального пространства с фиксированной точки зрения, используя такие устройства, как линейная перспектива, которая доминировала в репрезентации начиная с эпохи Возрождения.

Чем вдохновлен кубистический стиль?

На кубизм отчасти повлияла поздняя работа художника Поля Сезанна, в которой можно увидеть, что он рисует вещи с несколько иной точки зрения. Пабло Пикассо был также вдохновлен африканскими племенными масками, которые очень стилизованы или не натуралистичны, но тем не менее представляют яркий человеческий образ.«Голова», сказал Пикассо, «это вопрос глаз, носа, рта, который можно распределить любым удобным для вас способом».

Georges Braque, ‘Mandora’ 1909–10 Georges Braque, ‘Mandora’ 1909–10 Жорж Брак
Мандора 1909-10
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2020

Типы кубизма: аналитический противсинтетический

Кубизм, как можно видеть, развивался в двух различных фазах: начальный и более строгий аналитический кубизм и более поздняя фаза кубизма, известная как синтетический кубизм.

  • Аналитический кубизм бежал с 1908–12. Его произведения выглядят более суровыми и состоят из переплетения самолетов и линий в приглушенных тонах черного, серого и охры.
  • Синтетический кубизм — это более поздняя фаза кубизма, которая обычно считается датированной примерно с 1912 по 1914 год и характеризуется более простыми формами и более яркими цветами.Синтетические кубистические работы также часто включают в себя настоящие элементы с коллажами, такие как газеты. Включение реальных предметов непосредственно в искусство стало началом одной из самых важных идей в современном искусстве.
,

Аналитический кубизм — Арт Термин

Georges Braque, ‘Glass on a Table’ 1909–10 Georges Braque, ‘Glass on a Table’ 1909–10 Жорж Брак
Стекло на столе 1909-10
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2020

В попытке классифицировать революционные эксперименты, проведенные Пабло Пикассо, Жоржем Браке и Хуаном Грисом, когда они были представителями кубизма, историки стремились разделить кубизм на две стадии.Ранняя фаза, которая обычно считается продолжающейся с 1908 по 12, называется аналитическим кубизмом, а вторая называется синтетическим кубизмом.

Это называется аналитическим кубизмом из-за его структурированного разделения предмета, точка зрения за точкой зрения, что приводит к фрагментарному изображению множества точек обзора и перекрывающихся плоскостей. Другими отличительными чертами аналитического кубизма были упрощенная палитра цветов, поэтому зритель отвлекался не от структуры формы, а от плотности изображения в центре холста.

,
Аналитический кубизм: определение, характеристики, история

Структура Paramount: цвет приглушенный

Этот акцент на структуре привел к цвету быть приглушенным, чтобы не отвлекать зрителя, и архетипический аналитик Картины кубизма практически однотонные, окрашены в приглушенные коричневые цвета или теплый серый. Охры часто используются для плоскостей или граней, черные для требуемые контуры и контуры, а белый для поверхностных бликов.Это однотонная цветовая схема (как и простой предмет — лица, фигуры с музыкальными инструментами, натюрмортами) идеально подходил для запутанных многослойная абстрактная картина, где требуется определенная степень расшифровки. Такая строгая цветовая гамма позволяет избежать любых намеков на настроение и эмоции, и оставил композицию без натуралистических и других символических или Повествовательные ассоциации, чтобы позволить зрителю сосредоточиться на структурном аспект картины.Пикассо и Брак также рассматривали это как полный разрыв из декоративных традиций ранних художников авангарда, таких как импрессионисты Les Nabis и фовисты. Другие художники, однако, в частности, Роберт Делоне и Андре Лотэ (1885-1962) не были удовлетворены этим монохромным эффектом, и ввели больше цвета в свои аналитические кубистские картины. В случае Делоне это привело его чтобы начать новую форму живописи, которая стала известна как орфизм или орфический кубизм.

Примечание: несмотря на монохромную палитру и эмоциональный нейтралитет, аналитическая картина кубизма может качаться от тоска (Пикассо Seated Nude (1909-10) Галерея Тейт) чувственность ( Девушка с мандолиной (1910) частная коллекция).

Сходство стиля

Оба художника тесно сотрудничали в течение этого периода. Будучи сыном ремесленника, Брак быстро застегнул новые методы, хотя его партнер смог использовать их более творчески.Примеры картин, которые показывают, насколько похожи оба были в стиле на эта дата — Брак, португальские (1911, Kunstmuseum, Базель) и Пикассо Аккордеонист (1911, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк). Это было в году португальский , который Брак впервые включил трафарет буквы, таким образом, возможно, непреднамеренно сигнализируя о форме посторонних грядущие.

Заменено Синтетический кубизм

Как мы уже видели, аналитический кубизм задействован деконструкция объектов и их преобразование в многослойные расположение перекрывающихся окон, чтобы усилить «реальность» процесса покраски.Поскольку этот процесс разложения увеличился в серьезности (сравните портрет Пикассо Амбруаза Воллара с его более поздним Портрет Даниэля-Генри Канвайлера (), картин стало меньше и менее узнаваемый, граничащий с необъективным искусство. Затем, внезапно, в 1912 году, они вообще отказались от стиля и обратился к тому, что стало известно как синтетический Кубизм — столь же революционная форма живописи, в которой используется реальная жизнь материалы, а также краски и холст.

Важность аналитического кубизма

Для многих мирян аналитический кубизм — это кубизм. Для сравнения, яркие цвета ранних картин в стиле кубизма и более поздний синтетический кубизм гораздо менее известен. Так был аналитический кубизм настолько революционны, как говорят искусствоведы? Действительно ли Пикассо и Брак создали новый визуальный язык в визуальном искусство? Почти невозможно дать правильный ответ на эти вопросы. век после события.Аналитический кубизм был, конечно, провозглашен как революционный в то время, но не публикой: это были другие художники, Критики и дилеры, которые были наиболее впечатлены. Это было в основном потому, что, за исключением Оружейной выставки 1913 года в Нью-Йорке, ни Пикассо ни Брак не выставлял свои аналитические кубистские работы публично до Первая мировая война. Несмотря на это, идиома была принята и разработана многими художники в Париже и продвигаемые арт-дилерами, такими как Даниэль-Генри Канвайлер и Леонсе Розенберг (1879-1947), так что к 1911 году комментаторы говорили о «Кубистская школа».Пикассо продолжал использовать несколько точек зрения Образы кубистического стиля на протяжении большей части его жизни (например, Портрет Доры Маар , 1937, Музей Пикассо, Париж; Обнаженная женщина и Курильщик , 1968, Галерея Розенгарт, Люцерн), в то время как Брак посвятил большую часть своей жизни Живопись, в разных стилях. Возможно, самый справедливый комментарий это сказать: да, аналитический кубизм был действительно революционным, но не совсем для себя. Это было революционным, потому что это побудило художников переосмыслить каноны традиционного искусства.

Величайший Аналитический Картины кубизма

Вот краткий список некоторых из лучших произведения Аналитического кубизма Пикассо и Брака.

Пабло Пикассо :
Обнаженная (1909) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Молодая женщина (1909) Эрмитаж.
Сидящая Обнаженная (1909-10) Галерея Тейт.
Женщина, сидящая в кресле (1910) Национальный музей современного искусства.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Искусство.
Портрет Даниэля-Анри Канвайлера (1910), Художественный институт Чикаго.
Девушка с мандолиной (Fanny Tellier) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Портрет Вильгельма Уде (1910) Коллекция Иосифа Пулитцера, Св. Луи.
Женщина с гитарой (1911), МоМА, Нью-Йорк.
Pont-Neuf (1911) частная коллекция.
Человек с кларнетом (1911-12) Музей Тиссена-Борнемиса, Мадрид.
Стол в кафе (Бутылка пасти) (1912) Эрмитаж.

Жорж Брак :
Натюрморт с сельдью / рыбой (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
Mandora (1909-10), Галерея Тейт, Лондон.
Натюрморт со скрипкой и кувшином (1910), Музей изобразительных искусств, Базель.
Фабрики Рио-Тинто в Estaque (1910) Национальный музей искусств Moderne.
Скрипка и подсвечник (1910), Музей современного искусства Сан-Франциско.
Скрипка и палитра (1910), Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Натюрморт со скрипкой (1911) Национальный музей современного искусства.
Человек с гитарой (1911), МоМА, Нью-Йорк.
Натюрморт со стеклом, игральные кости, газета, открытка (1913), Художественный институт Чикаго.

Для произведений искусства других кубистов, см. Художники-кубисты.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *