Современная архитектура: 5 важных зданий Хельсинки
Хельсинки – популярное у путешественников место: сюда приезжает более 5 миллионов туристов в год. Это неудивительно: хотя город при желании можно обойти пешком за день – настолько компактно все расположено – здесь можно найти более 30 архитектурных стилей. Однако для того, чтобы проникнуться Хельсинки, нужно провести в нем больше времени: найти библиотеку-корабль, дворец-айсберг и Часовню тишины посреди многолюдной площади. Эти здания – часть повседневной жизни местных, но и туристам там тоже будут рады.
Хельсинки был основан 1550 году, но большая часть застройки относится к ХХ веку. У этого есть две причины: во-первых, активно застраивалась столица Финляндии после 1918-го года, когда страна стала независимой, а во-вторых, традиционно финны строили преимущественно деревянные дома, и большая их часть была уничтожена пожарами.
Современная финская архитектура органично вписывается в ландшафт. Очень заметна связь архитектуры с природой, что неудивительно, ведь даже в Хельсинки люди живут почти как за городом: скалы и небольшие водопады – привычная часть городского пейзажа.
Библиотека Oodi
Сайт І Где? Töölönlahdenkatu 4
Финляндия – морская держава, и это отразилось и в дизайне главной библиотеки Хельсинки: если посмотреть на нее сбоку, она напоминает корабль, а плавные искривленные линии походят на морские волны. По бокам стены сходятся под таким острым углом, что здание кажется плоским, словно лист бумаги. Деревянный фасад облицован финскими еловыми рейками, толщина каждой из них – всего 33 миллиметра. Искривленный выступ здания создает навес над площадью Кансалайстори, укрывая горожан и посетителей библиотеки от непогоды.
Фасад здания сделан из дерева и стекла. Второй этаж библиотеки почти полностью стеклянный: это позволяет пропускать внутрь большое количество солнечного света, а вечером и в пасмурную погоду, наоборот, освещать городской ландшафт Хельсинки. Архитекторы приняли во внимание локальные климатические условия, а также сделали акцент на использование местных материалов, что очень в духе скандинавского стремления к принципам устойчивого развития и экологичности.
Библиотеки в Финляндии – это центры неформального образования, которые поддерживают развитие активной гражданской позиции и свободы самовыражения. Так как книги стоят довольно дорого, библиотеки популярны среди местных жителей – в среднем каждый финн берет из библиотеки 16 книг в год.
Oodi – пример библиотеки будущего не только из-за прогрессивных архитектурных решений, но и из-за функций библиотеки как общественного пространства. Книгам пришлось потесниться – дизайнеры сократили пространство для их хранения, чтобы освободить больше места для людей. Кроме читальных залов, в библиотеке расположены кафе, ресторан, терраса, кинотеатр, аудиовизуальные студии и рабочая зона: места для работы в интернете и студии для работы с аудиовизуальными носителями из коллекции библиотеки.
Дом Алвара Аалто
Сайт І Где? Riihitie 20
Алвар Аалто – родоначальник модернизма в Северной Европе и важный культурный герой Финляндии. Учитывая, что скандинавский дизайн во многом определяет европейские тенденции визуального искусства и архитектуры, значимость Аалто выходит за пределы Финляндии: его архитектурное наследие определило понятие северноевропейского модернизма и повлияло на современную школу дизайна (включая дизайн мебели и декоративных предметов из стекла и ткани). Он также является одним из основоположников интернационального стиля, наряду с Ле Корбузье и Вальтером Гропиусом, основателями функционализма и школы дизайна Баухаус соответственно.
Дом, впоследствии ставший музеем, Аалто строил для себя и жены Аино. Дом структурно и функционально разделен на рабочее пространство, в котором до 1955 года располагалось архитектурное бюро Аалто, и частную резиденцию пары. В этом проекте архитектор экспериментировал с использованием дерева в экстерьере и геометрическими формами: натуральные материалы смягчают жесткость линий современной архитектуры здания. Наработки этих экспериментов он позже применял в других своих проектах.
Несмотря на то, что дом был построен в 1936-м году, интерьер выглядит совершенно актуально. Здесь понимаешь, что Аалто был провидцем и предопределил развитие дизайна на ближайшее столетие. Попасть на экскурсию можно с группой по предварительной записи на сайте дома-музея.
Дворец «Финляндия»
Сайт І Где? Mannerheimintie 13e
Грандиозное айсбергоподобное здание было построено в бухте Тёёлёнлахти посреди парка Гесперии по дизайну того же Алвара Аалто в 1971-м году. Здесь расположены концертные и выставочные залы, помещения для конференций и заседаний различных масштабов. Дворец «Финляндия» – важная точка для финской политической, экономической и культурной жизни. Аалто создавал здания, которые наполняют город светом и ощущением близости к природе даже в долгие темные зимние дни. Дворец «Финляндия» относится к типу модернизма, в котором форма не обязательно диктует функцию и где мелкие детали играют решающую роль в общей композиции. Аалто лично продумал каждый аспект дизайна дворца, от его асимметричного внешнего вида до освещения, мебели и текстиля в оформлении интерьера.
В центре здания возвышается башенная секция без окон и с покатой крышей. Она нужна для создания свободного пространства сверху концертного зала: обеспечивает лучшую акустику и создает глубокое пост-эхо. Но находясь внутри, ты не заметишь это пространство – от аудитории оно скрыто решетчатым потолком.
Здание отделано белым мрамором, благодаря которому оно и напоминает айсберг, хотя для архитектора мрамор, наоборот, символизировал связь со средиземноморской культурой, которую он хотел привезти в Финляндию. Использование этого нетипичного для северной архитектуры материала привело к неожиданным последствиям. Если присмотреться, то заметно, что мраморные плиты на фасаде дворца напоминают плетеную корзину.
А еще Аалто даже продумал оптическую иллюзию: если посмотреть на дворец «Финляндия» с западного берега бухты Тёёлёнлахти, то будет казаться, что башня Национального Музея вырастает из черной трапециевидной крыши башни дворца. Такой ход объединяет разные эпохи скандинавского дизайна.
Хельсинкский Дом музыки
Сайт І Где? Mannerheimintie 13 A
Дом музыки расположен в центре города напротив Дома Парламента и Художественного музея Киасма. Структурно здание состоит из трех частей. Более высокие секции покрыты пластинами окисленной меди зеленого цвета. Через стеклянные стены фойе виден интерьер здания и происходящее внутри, но у них есть еще одна функция – стекла эстетически объединяют Дом музыки с другими строениями, расположенными по соседству.
Прозрачность сохраняется и внутри Дома музыки: главный концертный зал окружен застекленным фойе. Стеклянные стены звукоизолированы, поэтому шум сквозь них не проходит. Эта прозрачность символизирует стремление финнов к открытости и безбарьерности во всем: политической системе, жизни сообщества, городской среде. Воплощение скандинавских ценностей в архитектуре – пример того, как мир идей может переплетаться с материальным.В здании находятся Академия Сибелиуса и концертный зал и базируются два симфонических оркестра: Симфонический оркестр Финского радио и Хельсинкский филармонический оркестр. Такое соседство – возможность встретиться и пообщаться для музыкантов, студентов академии и горожан. В Скандинавии очень ценится принцип community building (сплочение сообщества), а Дом музыки – один из проектов, воплощающих эту идею в жизнь. В дополнение к главному концертному залу на 1700 мест, в Музыкальном центре есть пять небольших концертных залов (от 140 до 300 мест каждый). Классы и кабинеты Академии Сибелиуса сгруппированы на семи этажах вокруг внутреннего двора, выходящего на парк.
На двух нижних этажах – студии и публичная музыкальная библиотека. В фойе, где расположены кафе, публичная библиотека и выставочное пространство, можно попасть и с улицы, даже если у тебя нет билетов на мероприятие. Зайти внутрь стоит, чтобы насладиться архитектурой и выпить чашку кофе, сидя по соседству с музыкантами. А высокие потолки фойе, поднимающиеся вверх на несколько этажей, позволяют подвесить крупные арт-инсталляции в воздухе. Такое грандиозное зрелище пропускать не стоит!
Часовня тишины
Сайт І Где? Simonkatu 7
Часовня тишины находится посреди одного из самых шумных и многолюдных мест Хельсинки – на площади Нарринккатори. В футуристическом деревянном строении причудливой овальной формы сложно узнать часовню. Впрочем, священнослужения здесь и не проводят. Исключение – встречи на молитвы. Часовня открыта для представителей всех конфессий, поэтому акцент на религиозности здесь не делается. Однако религиозная атрибутика все же присутствует: на алтаре размещен тонкий металлический крест. Стены часовни внутри облицованы изогнутыми ольховыми досками, повторяющими форму постройки, а снаружи – еловыми рейками, изогнутыми под разными радиусами. Благодаря естественному оранжевому оттенку ольхи часовня всегда наполнена теплым светом. Помещение для молитв и медитации расположено в деревянной части, а все остальные помещения – в каменной пристройке. Впрочем, здесь не всегда тихо: акустика зала многократно усиливает каждый звук.
Часовня тишины – популярное место. В течение года с открытия в 2012-м ее посетили 250 000 человек, позже это число возросло до полумиллиона человек в год. Часовню построили по заказу Хельсинкского муниципалитета в рамках программы по улучшению качества жизни горожан. Проблема, которую намеревались решить таким образом, – высокий уровень самоубийств среди финнов. Идея часовни – дать людям побыть в комфортном месте, светлом и теплом, наедине со своими мыслями, но рядом с другими людьми, ощутить поддержку от их присутствия. Не нужно разговаривать или слушать, можно просто быть вне суеты и беспокойств, защищенным, словно объятиями, стенами часовни от северной непогоды. Это одно из главных мест силы Хельсинки.
Фото: @palasatka, kampinkappeli.fi, belcanto.ru, archeyes.com
Тэги: Финляндия, Хельсинки
Современная финская архитектура — nordtravel.art
«Современная финская архитектура» — обзор финской архитектурной школы. Элиэль Сааринен и Алвар Аалто.
Намеренно отойдём от устоявшегося и типичного определения списка стран Скандинавии — Финляндия достойна того, чтобы сделать внеплановую остановку в нашем путешествии по огромному миру достижений северной архитектуры. (Финляндию правильнее отнести к региону Северная Европа, а не Скандинавия)
Дворец «Финляндия» (концертный зал). Хельсинки.Современная финская архитектура. Архитектор Алвар Аалто. Фото: © Tatiana SavvateevaТема независимости — весьма важная тема для любого государства — пронизывает раннюю архитектуру Финляндии. Многовековые колонизации и постоянные завоевания финнов шведами способствовали распространению шведского языка для делового и академического общения, а также в качестве официального государственного языка. Кроме того, финские территории являлись частью Российской империи до революции 1917 года. Не удивительно, что чувство национализма в финском обществе было подобно сжатой пружине, готовой распрямиться в любой момент.
Когда Элиель Сааринен и Алвар Аалто, пара двадцатилетних дизайнеров-вундеркиндов, ворвались на архитектурную сцену в первых десятилетиях двадцатого века, они с радостью обнаружили, что почва национализма достаточно подготовлена для того, чтобы выдержать натиск их молодой энергии.
Центральный железнодорожный вокзал. Хельсинки. Финляндия. Фото: © Natalia Rumyantseva
Сааринен создал свой собственный стиль, сплавив традиционные финские архитектурные формы с архитектурой модерна — стиль, прекрасно сочетавшийся с общим направлением скандинавской архитектуры того периода.
Его главная архитектурная работа — Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, строительство которого было завершено в 1919 году, всего через два года после обретения Финляндией независимости.
Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки. Архитектор Элиель Сааринен. Гранитные скульптуры каменных гигантов фасада здания — скульптор Эмиль Викстрём:
Гранитные скульптуры каменных гигантов, украшающие фасад Центрального железнодорожного вокзала. Хельсинки. Фото: Эмиль ВикстрёмВ 1923 году Сааринен эмигрирует в США, но эту пустоту в архитектуре быстро заполнил Аалто. По мнению некоторых искусствоведов, его работы превзошли творения Сааринена, например — санаторий Паймио (Paimio Sanatorium), 1932 года постройки. Это здание уникально по световым решениям, обеспечивающим максимальный доступ натурального освещения, а также в нём была реализована сложная система открытой естественной вентиляции, что позволяло находившимся на санаторном лечении туберкулёзным пациентам чувствовать себя максимально комфортно, увеличивая их шансы на полное выздоровление.
Интерьер санатория в Паймио. Фото: Leon Liao/commons.wikimedia. org/wikiАлвар Аалто. Интернациональный стиль финской идентичности
Одновременно с разработкой архитектурного проекта, Аалто занимается проектированием мебели для пансионата в Паймио. Он создаёт для пациентов дизайн знаменитого кресла Paimio — оно спроектировано особым образом, чтобы отдыхающий в кресле человек имел возможность полностью расправить грудную клетку, это позволяло выздоравливающему использовать весь объём лёгких.
Даже дизайн раковин, которые, по мнению Аалто, обязательно должны были находиться в каждой палате в количестве, равном количеству пациентов, спроектирован таким образом, чтобы минимизировать шум от льющейся воды. Это здание — выдающийся пример того, как северная архитектура, в сочетании с продуманностью скандинавского дизайна в целом, являют собой замечательный тандем, работая рука об руку.
Кресло Paimio. Алвар АалтоПочти полвека спустя, в завершении активной и плодотворной карьеры, Аалто увенчал свои достижения в архитектуре, создав в 1975 году культовое здание концертного и конференц-зала Finlandia Hall в Хельсинки.
Архитектуру Аалто принято характеризовать как базу финской идентичности. Интернациональный стиль архитектуры 1930-60 гг, поддержанный идеями модернизма стал для финского дизайнера и архитектора воплощением национальной романтики, формирующей основу цельной художественной программы. Решения Алвара Аалто — важные атрибуты и символы нового быта и нового образа жизни.
В 1936 году Алвар и Айно Аалто были удостоены гран-при на VI Миланского триеннале, став пионерами финского дизайна, удостоенными награды на заметном интернациональном художественном смотре.
Национальные флаги Финляндии. «Финляндия холл». Хельсинки. Финляндия. Фото: © Mikhail OlykainenВ российском городе Выборг можно увидеть архитектуру, созданную гением Аалто. Одним из ярких архитектурных памятников финского дизайнера является центральная городская библиотека. Считается, что с созданием этого уникального здания (1933-35 гг.) впервые проявилась самобытная черта его архитектурного стиля — строгость функционализма и плавности природных линий.
Рубрика о Финляндии здесь: Финляндия
Подписаться на сайт:
Имя
Адрес электронной почты *
Прошлое, настоящее и будущее: Архитектура Финляндии
Финляндия – европейская страна, граничащая с Россией, Швецией, Эстонией и Норвегией. Население страны составляет пять с половиной миллионов человек, а ее площадь составляет триста тридцать восемь тысяч четыреста пятьдесят пять квадратных километров. В Финляндии более ста восьми тысяч озер и тайги. Хотя это очень однородная страна, в которой финны являются доминирующей этнической группой, в Финляндии есть и другие этнические группы, такие как саамы, цыгане, финляндцы-шведы, сомалийцы, иракцы, русские и эстонцы. Климат страны бореальный и влажный континентальный. Архитектуре Финляндии более восьмисот лет. Основным строительным материалом для общественных и частных зданий в этот период было дерево из-за преобладания леса. Камни также использовались в качестве материала для строительства, хотя и не так преобладали, как дерево, и их можно было найти в замках, каменных церквях и крепостях. Архитектура Финляндии также внесла большой вклад в некоторые архитектурные стили, включая функционализм, модерн и скандинавский классицизм.
Финляндия также является домом для одного из самых известных архитекторов-модернистов Алвара Аалто, создавшего такие известные работы, как общежитие Baker House и библиотека Выборга. Алвар Аалто сыграл важную роль в привнесении в Финляндию функциональности и органичного стиля модернистской архитектуры. Эта статья будет посвящена прошлому, настоящему и будущему архитектуры Финляндии в условиях культурной, политической динамики, демографии и модернизации.
Культура | Архитектура Финляндии Здание сауны без дымохода в Энонкоски _©SMСауна очень популярна и легкодоступна для всех в Финляндии, где насчитывается более трех миллионов саун в стране с населением пять с половиной миллионов человек. Самые старые известные сауны в Финляндии были сделаны из ям, вырытых в склоне земли и в основном использовались в качестве жилищ в зимнее время. Это тип сухой паровой бани с температурой 60 – 120 °C, целью которой является тщательное очищение тела посредством купания и раскрытие пор кожи с помощью тепла. Строительство сауны начинается с небольшой бревенчатой постройки, немного заглубленной в землю. Тип древесины, используемой для фундамента сауны, очень важен из-за таких факторов, как тепловой комфорт, водостойкость, устойчивость к гниению и плесени, а также устойчивость к деформации, расширению, растрескиванию и усадке. Рекомендуемый тип древесины — кедр из-за его изолирующих свойств и способности хорошо справляться с влагой. Полы в сауне сделаны из бетона, плитки или дерева, а внутренняя изоляция выполнена из алюминиевого пароизолятора и стандартного стекловолокна.
_Интерьер сауны Löyly _©kuvio.comСауны являются очень важным культурным наследием финского народа, сауны модернизировались с течением времени, и самые популярные сауны в настоящее время работают на электричестве. Традиционные сауны топились дровами от печи с наличием дымохода для выхода дыма или без дымохода. У них не было окон, и они обогревались киуасом (кучей камней) через горящую древесину в большом количестве, дым выходит через люк перед входом, создавая лёйли (тепло сауны). Традиционные сауны также включают в себя такие процессы, как плавание в озере для охлаждения, в то время как сауны потеют из-за выделяемого ими тепла. Традиционные сауны без дымохода известны как бани по-черному, и они использовались для вяления мяса, а также в качестве места для родов и купания из-за их стерильности. Сауны по-черному в Финляндии больше не распространены, хотя местные жители по-прежнему считают их лучшими. Общественные сауны также были популярны среди финнов в определенный период, но использование общественных саун сократилось из-за их наличия в каждом доме, что привело к закрытию многих общественных саун. Новые конструкции саун представляют собой сауны с непрерывным подогревом, которые быстрее нагреваются и обеспечивают лучшее тепло и чистоту. Эти сауны нагреваются в основном электричеством и известны как инфракрасные сауны. Будущее саун будет связано с использованием 3D-моделирования для проектирования и производства этих саун и их транспортировки туда, где они необходимы. Сауны также будут спроектированы с учетом принципов устойчивого развития с использованием современных технологий производства и программного обеспечения.
Политическая динамикаФинляндия зародилась как национальное движение в 1809 году после того, как ей был предоставлен статус автономного великого княжества после территориальной борьбы под шведским и русским завоеваниями. Финляндия наконец получила независимость как страна в 1917 году после того, как находилась под властью России. После обретения Финляндией независимости столица Финляндии была перенесена из Турку в Хельсинки в 1812 году. Карл Людвиг Энгель, немецкий архитектор, превратил Хельсинки в центр классицизма, чтобы повысить самооценку Великого княжества Финляндского. Поиски финского независимого архитектурного стиля возглавили Аалто и Сааринен в 189 г. 0. Сааринен создал финский национальный романтизм путем сочетания элементов модерна и историзма с традиционным финским строительным материалом, которым является дерево.
Клуб финских архитекторов был основан в 1892 году. Ассоциация возникла добровольно и представляла собой форум, предназначенный для обсуждения и сотрудничества с профессионалами. Программа архитектурной политики правительства Финляндии была официально запущена 17 декабря 1998 года. Политический процесс осуществлялся в результате усилий архитектурных учреждений и ассоциаций.
Модернизация | Архитектура ФинляндииХижина Кота – старейшее общепризнанное жилое сооружение в Финляндии, представляющее собой палатку, покрытую деревом, тканью или мхом. Тип здания, также известный как гоахити, был популярен среди саамов и до сих пор используется ими. Здание возводилось с использованием техники углового соединения, которая заключалась в создании прочных стыков последовательно уложенными горизонтально бревнами с зарубками на концах. Хижины Кота имеют прямоугольный план с невысокой седельно-черной крышей и единым внутренним пространством.
Королевские ворота на Суоменлинне _© Jussi HellstenИзначально каменное строительство было редкостью в Финляндии, поскольку оно использовалось при строительстве церквей и замков. Он становился все более популярным из-за необходимости защищать город путем создания крепостей от предполагаемого сопротивления, а также для строительства различных церквей. Для постройки этих замков использовались тяжелые гранитные камни. Эти постройки представляли собой преимущественно единое внутреннее пространство и обладали массивными стенами. Господство Швеции после экспансии в Финляндию также принесло и определило архитектуру того периода. Этот период характеризовался одноэтажными деревянными постройками в народном стиле на сетке улиц.
Сенатская площадь в Хельсинки _©Anton EhrolaНеоклассический стиль в архитектуре был разработан в Финляндии в основном Йоханом Альбрехтом Эренстрёмом, военным инженером по приказу царя. Стиль характеризуется простыми геометрическими формами, деталями с использованием римского, дорического или греческого ордера, масштабными объемами и эффектными колоннами. Неоклассическая архитектура была направлена на устранение излишеств стиля барокко в архитектуре.
Успенский собор _©Юсси Хеллстен, Архитектура ФинляндииРусское господство над Финляндией повлияло на их архитектурный стиль. Русско-византийский архитектурный стиль был основан в 1830 году Константином Тоном в Российской империи. Стиль отражал идею культурной самодостаточности России и понятие народности. Этот стиль также был замечен в Хельсинки, Финляндия, с Успенским собором, образцом русско-византийской архитектуры. Собор построен из красного кирпича и имеет центральный купол, поддерживаемый гранитными колоннами.
Университет Ювяскюля, Ювяскюля _© Nico SaiehСовременная архитектура была популярна в Финляндии благодаря Аалто Алвару, финскому архитектору, главному стороннику этого архитектурного стиля. Современный архитектурный стиль предполагает использование для строительства новых технологий, таких как железобетон, сталь и стекло. Этот стиль архитектуры также создал школу мысли, которая охватила минимализм и уменьшила орнамент зданий (форма следует за функцией). Отец модернизма (Алвар Аалто) был финном, и он разработал свой уникальный стиль современной архитектуры за счет использования местных материалов (дерева) и максимальной функциональности.
Löyly _©kuvio.comВ Финляндии растет использование дерева для создания экологически чистой и современной архитектуры. Древесина была принята после долгих исследований строительных материалов, которые сокращают выбросы парниковых газов в строительном секторе. В последние два десятилетия финская деревянная архитектура получила широкое развитие благодаря таким ключевым проектам, как павильоны, цельнодеревянные многоэтажные дома и церкви.
Ссылки | Архитектура Финляндии
- Участники Википедии (2022a) Архитектура Финляндии , Википедия, Бесплатная энциклопедия . Доступно по адресу: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Architecture_of_Finland&oldid=1081604060.
- Участники Википедии (2022b) Финская сауна , Википедия, Бесплатная энциклопедия . Доступно по ссылке: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Finnish_sauna&oldid=1086212913.
- ЮНЕСКО – Банная культура в Финляндии (без даты) Unesco.org . Доступно по адресу: https://ich.unesco.org/en/RL/sauna-culture-in-finland-01596 (дата обращения: 27 июня 2022 г.).
- Проекты саун: обзор самых инновационных проектов саун в мире (без даты) Cladglobal.com . Доступно по адресу: https://www.cladglobal.com/architecture-design-features?codeid=30655 (дата обращения: 27 июня 2022 г.).
- Designboom (без даты) designboom | журнал об архитектуре и дизайне . Дизайнбум. Доступно по адресу: https://www.designboom.com/tag/saunas/ (дата обращения: 27 июня 2022 г. ).
- Дизайн и архитектура – OKM – Министерство образования и культуры, Финляндия (без даты) Opetus-ja kulttuuriministeriö . Доступно по адресу: https://okm.fi/en/design-and-architecture (дата обращения: 27 июня 2022 г.).
- Фробе, Т. (2021) Архитектурная политика в Финляндии: Архитектура как гражданское образование . Джовис Верлаг. дои: 10.1515/9783868599381.
Новая грань финской архитектуры
Многое произошло в финской архитектуре со времен Алвара Аалто, считающегося самым влиятельным архитектором современной Финляндии. Минималистические и эстетические линии, характерные для современной финской архитектуры, повсеместно встречаются в общественных и жилых зданиях страны.
Финляндия создала экологически чистую и более глобальную архитектуру, результаты которой получили международное признание и награды. Ярким образцом новой финской архитектуры является Центральная библиотека Хельсинки, открытая 5 декабря 2018 года. Новая библиотека получила название Oodi (по-фински «ода»).
Дети за библиотекой
Когда в июне 2013 года были объявлены результаты архитектурного конкурса Центральной библиотеки Хельсинки, ALA Architects уже заслужила признание как ведущая скандинавская архитектурная фирма.
Их первый международный прорыв произошел в 2005 году, когда они выиграли первый приз в открытом конкурсе Центра исполнительских искусств Килден в Кристиансанде, Норвегия. «Когда мы участвовали в конкурсе в Килдене, мы были просто группой детей, работающих вместе, — говорит Юхо Гронхольм, один из партнеров ALA. В настоящее время эта группа детей немного старше, но становится сильнее.
ALA Architect Partners (слева направо) Самули Вулстон, Юхо Гронхольм, Янне Терасвирта, Антти Ноусйоки считают, что архитектура отражает общую волю эпохи. Фото: Туомас Уусихеймо
Центральная библиотека — это пионерский проект, выбранный правительством Финляндии в рамках празднования столетия независимости Финляндии в 2017 году. Было предсказано, что она станет образцом для подражания для следующего поколения библиотек. «Хорошая архитектура заставляет нас тикать, — объясняет Гронхольм. «Речь идет о творчестве, индивидуальности и выходе из зоны комфорта».
Решение построить фасад библиотеки из финской ели является частью новой тенденции: экологические, местные и энергоэффективные материалы все чаще используются в строительной отрасли. Здание будет очень энергоэффективным. «Архитектура — это отражение общей воли эпохи», — говорит Гронхольм. Для архитекторов ALA важно «действовать глобально, но думать локально».
Новый тренд, деревянная кромка
От сборных домов 1970-х годов к устойчивым модернистским идеям 19-гоПоколение архитекторов 90-х годов, мы вступили в эпоху ультрасовременного деревянного зодчества нового тысячелетия. По словам Юхи Илонена, архитектора и автора нескольких книг об архитектуре Хельсинки, изменение климата в настоящее время усиливает давление в пользу деревянного строительства и дизайна.
«Древесина связана с устойчивостью, но особенно для финнов она также связана с нашей национальной идентичностью», — говорит Илонен. «Дерево было здесь до Nokia и Angry Birds, так что это неотъемлемая часть нашей идентичности», — говорит он и улыбается.
Юха Илонен приветствует разнообразие архитектуры, говоря, что становится все более приемлемым проектировать авангардные здания. Фото: Пиа Гроховски
В Финляндии, стране с самыми густыми лесами в Европе, изделия из древесины имеют большое будущее. «Вероятно, он будет все больше и больше использоваться в финской архитектуре».
В соответствии с этой тенденцией Университет Аалто, расположенный в столичном регионе Хельсинки, предлагает годовую программу по дереву и деревянной архитектуре. В 2013 году было открыто первое в Финляндии общественное здание из сборных панелей из цельного дерева — новый финский природный центр Haltia, спроектированный студией Lahdelma & Mahlamäki Architects.
Этика устойчивого развития, новые правила техники безопасности и прочные традиции использования дерева в строительстве, которые существуют у финнов, «позволили ему вернуться в архитектуру», — объясняет Илонен.