Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира. | Методическая разработка по МХК (11 класс) по теме:
Слайд 1
МХК Обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста Школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга Учитель: Губарь Марина Дмитриевна Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира.
Слайд 2
Барокко Эпоха и художественный стиль Кругосветные плавания, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа показали относительность, изменчивость и непостижимость пространства и времени, что привело к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома и нашло отражение в образах барокко. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро фонтане. Рим.
Слайд 3
Барокко Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Рим. Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Равновесие и гармонию Возрождения сменил живописный, иллюзорно-подвижный облик здания.
Слайд 4
Плафонная живопись барокко Церковь Иль Джезу. Рим. Иллюзорное стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и живописью способствует утрате представлений о реальной протяженности пространства в интерьерах.
Слайд 5
Мистические настроения Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надёжный путь направь И якорь брось за нас Джордж Уитер (перевод О.Румера)
Слайд 6
Чародей барокко – Лоренцо Бернини Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в расчете на внешний «театральный» эффект. Площадь перед собором Св.Петра в Риме оформлена как продолжение храма. Площадь и храм соединены в неразрывное целое. Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. Обелиски и фонтаны в барочном Риме стали наиболее активными элементами упорядочивания архитектурной среды. Площадь Св. Петра. Рим.
Слайд 7
Городской ансамбль Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Одним из важнейших слагаемых городских ансамблей стали фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко. Лоренцо Бернини. Площадь Навона.
Слайд 8
Русское барокко. Санкт-Петербург Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Специфика русского барокко была обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями национального русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы стала Нева
Слайд 9
Растреллиевское барокко Франческо Бартоломео Растрелли превратил Петербург из города-крепости и города-порта в город дворцов. Этот стиль соединил в себе ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии. Зимний дворец. Санкт-Петербург.
Слайд 10
Зимний дворец Излюбленные сочетания цветов Растрелли – белого с золотом ордерных элементов и лазорево-синего – восходят к золоченой резьбе иконостасов древнерусских храмов с их насыщенной красочностью и жизнерадостностью. Зимний дворец. Парадная лестница.
Слайд 11
Екатерининский дворец Янтарная комната. Сквозная анфилада комнат от парадной лестницы в обе стороны позволяет видеть перспективу залов сквозь дверные проёмы с одного конца дворца до другого. Франческо Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец. Вид с северо-востока. Царское Село.
Слайд 12
Смольный монастырь Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением Франческо Бартоломео Растрелли. Ансамбль Смольного монастыря является творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и архитектуры европейских монастырских комплексов.
Слайд 13
Классицизм Идеалы государственности во Франции потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей древних греков и римлян. Версаль. Любимая загородная резиденция короля Франции Людовика XIV .
Слайд 14
Большой королевский стиль Поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», архитекторы обратились к прихотливым изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров. Центральная аллея и Большой канал. Версаль.
Слайд 15
Версаль Плоские водоёмы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство. Обязательными элементами регулярного парка являются травяные газоны и цветники. В больших зеркалах галереи отражается парковый ансамбль, что вызывает иллюзию бесконечного пространства.
Слайд 16
Рококо Центром формирования нового стиля с его пристрастием к театрализации жизни и маскараду стали салоны аристократов, превративших жизнь в праздничную феерию. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, возник плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным узором из гипса.
Слайд 17
Неоклассицизм образ «идеального города» в классицистических ансамблях Парижа … Просветительское движение во второй половине XVIII века обусловило появление новых социальных идей, новой морали и новой эстетики. Воплощением естественности, простоты и ясности стала классицистическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции. Жак Анж Габриель. Площадь Согласия. Париж.
Слайд 18
… и Санкт-Петербурга Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях Джакомо Кваренги. Будучи убежденным поклонником римской античности, он строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора. Джакомо Кваренги. Академия наук. Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Джакомо Кваренги. Конногвардейский манеж.
Слайд 19
Городские ансамбли Определяющее значение в первые десятилетия XIX века приобрело стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом. Карл Иванович Росси. Здания Сената и Синода. Адмиралтейство и «трезубец перспектив». Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство.
Слайд 20
Ампир Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси. В его ансамблях была реализована, казалось бы, невозможная идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом. При украшении ампирных интерьеров превалировало сочетание желтого с белым. Большая Морская улица и арка Главного штаба. Корпуса министерств и Главного штаба, соединенные Триумфальной аркой.
Слайд 21
Михайловский дворец Величие ансамбля Михайловского дворца постигается не с фасада, а в движении. Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц, площадей и водных артерий. Особая «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете архитектурного декора. Карл Иванович Росси. Михайловский дворец. Парадный фасад.
Слайд 22
Источники информации Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова, учебник для 11 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru Коллекция изображений на http://yandex.ru
Архитектура Парижа | Metropole Voyage
Архитектурный облик Парижа можно охарактеризовать как элегантный и неповторимый: в его кварталах памятники разных эпох гармонично сочетаются друг с другом, создавая особую атмосферу города.
Античность и Средневековье
Современный Париж вырос на месте древнего поселения Лютеция, основанного кельтскими племенами в III веке до нашей эры, а затем завоеванного Древним Римом. С тех лет сохранилось очень мало памятников — руины терм Клюни (ныне входят в комплекс музея Средневековья) и амфитеатр «Арены Лютеции».
В Средневековье Париж стал одним из крупнейших городов Европы: в XIV столетии здесь проживало 300 тысяч человек. В то время столица Франции представляла собой сложную разветвленную сеть узких извилистых улиц, застроенных многоэтажными домами из деревянных брусьев или камня (последние предпочитали богатые горожане).
На фоне бедных жилищ и узких грязных улиц особенно величественно смотрелись устремленные вверх готические храмы с богатой скульптурной отделкой и великолепными витражами. В этом стиле выполнен собор Сен-Дени, где находится усыпальница королей Франции, и Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 году, но достроенный лишь в XIV веке.
Ренессанс и последующие эпохи
Франко-итальянские войны, проходившие в XVI столетии, не принесли Франции военных побед, однако познакомили парижских аристократов с культурой Италии эпохи Возрождения. Короли Людовик XII и Франциск I приглашали к своему двору известных итальянских скульпторов, архитекторов и живописцев, включая великого Леонардо.
Стараниями мастеров, Лувр, бывший ранее лаконично отделанной крепостью, превратился в роскошный, богато убранный дворец. Примеру монархов следовали и их подданные, которые также строили изящные особняки, образцом которых служит Карнавале, принадлежавший писательнице мадам де Севинье.
Работы по благоустройству города продолжались и в последующие века. Хотя короли Франции предпочитали радоваться жизни в Версале, в Париже строились новые жилые кварталы и величественные храмы, разбивались нарядные площади (Вогезов, Дофина), создавались парки, прокладывались новые улицы (Елисейские поля).
Революция в градостроительстве
Но этого было явно недостаточно. Наполеон III, занявший престол после многолетнего пребывания в Великобритании, был в ужасе от грязных узких улиц Парижа и нездоровой атмосферы, царившей в городе вследствие скученности домов, где проживало огромное число жителей.
Переустройство города король поручил своему верному соратнику Жоржу Эжену Осману, который в 1853 году занял пост перфекта департамента Сены. Барон энергично взяла за дело: вскоре Париж стал похож на разоренный муравейник – было снесено почти 80% жилого фонда столицы.
На острове Сите были практически полностью снесены кварталы жилых домов, вместо которых были воздвигнуты новые административные здания. Значительные изменения были внесены в планировку правобережья: при Османе была полностью закончено оформление улицы Риволи и площади Звезды, от которой лучами отходили 12 широких улиц.
Была созданная новая прямая ось север-юг, проходившая по Севастопольскому бульвару и бульвару Сен-Мишель, расширены и модернизированы Большие бульвары, проложенные еще при Людовике XIV, к которым были добавлены новые бульвары Ришар-Ленуар, Осман и другие. Улицы застраивались пяти- и четырехэтажными жилыми домами с фасадами из светлого камня, определенные требования к параметрам зданий предъявлялись также при строительстве частных особняков.
Деятельность барона не ограничивалась переустройством улиц: при нем были выстроены девять мостов через Сену, разбиты живописные парки Бют-Шомон, Монсури, Винсенский и Булонский леса. Стараниями градостроителями в городе были проведены водопровод и канализация, высажены деревья, устроены фонтанчики с питьевой водой.
Именно при Османе Париж приобрел современный облик с широкими комфортными бульварами и авеню, обильно украшенными зеленью и цветами.
Новое время и современные проекты
Уже после смерти Османа облик Парижа был дополнен двумя архитектурными доминантами: в 1889 году к Всемирной выставке была сооружена «железная дама» — 300-метровая Эйфелева башня, а к 1914 году на холме Монмартр был воздвигнут белоснежный собор Сакре-Кер, выполненный в византийском стиле.
Масштабные проекты по переустройству Парижа были предприняты и во второй половине прошлого века. В 1969-1972 годах была выстроена башня Монпарнас высотой 210 метров, которая является самым высоким небоскребом в пределах французской столицы.
В 1977 году состоялось открытие Центра Помпиду, где помещается Музей современного искусства, огромная библиотека, концертные и выставочные залы, исследовательский центр. Первоначально публика настороженно отнеслась к необычному дизайну здания, больше похожего на нефтеперегонный завод.
Символом нового Парижа считается деловой квартал Дефанс, в небоскребах которого размещаются многочисленные офисы и штаб-квартиры известных компаний. Самым знаменитым строением этого архитектурного ансамбля является Большая арка, которая находится на одной оси с двумя другими знаменитыми арками Парижа – Карузель и Триумфальной. Монументальное сооружение в форме куба высотой 112 метров отделано пластинами из специального стекла с отделкой белым каррарским мрамором и серым гранитом.
Архитекторы не только создают новые здания, но и дают новую жизнь старым сооружением. Блестящим примером служит музей д’Орсэ, открытый в 1986 году в пространстве заброшенного железнодорожного вокзала.
Rating: 5. 0/5. From 2 votes.
Please wait…
Шартрский собор — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Шартрский собор, расположенный в регионе Центр-Валь-де-Луар, является одним из наиболее аутентичных и полных произведений культовая архитектура начала 13 века. Это было место паломничества, посвященного Деве Марии, одного из самых популярных во всем средневековом западном христианстве. Благодаря единству своей архитектуры и убранства, результату исследований первой готической эпохи, огромному влиянию на искусство средневекового христианства, Шартрский собор предстает важной вехой в истории средневековой архитектуры. Выдающийся ансамбль витражей, монументальная скульптура XII и XIII веков и живописные украшения, чудом сохранившиеся от разрушительного действия человечества и времени, делают Шартр одним из самых замечательных и лучше всего сохранившихся образцов готического искусства.
Западный фасад, построенный примерно в середине XII века, с тремя порталами, выступы которых украшены колоннами статуй (Королевские ворота), двумя башнями, южным шпилем и тремя большими несравненными витражами, представляет собой аутентичный и полный пример того, что осталось у нас от этого искусства, созданного в Сен-Дени и ознаменовавшего появление оригинального способа пластического выражения, известного как готический стиль.
Чуть позже неф и хоры, реконструированные по состоянию на 1194 впервые применил архитектурную формулу, которая широко использовалась на протяжении 13 века.
Монументальные скульптуры Шартрского собора ценятся как за их обилие, так и за их качество: большие ансамбли, рельефы и статуи, Королевские ворота у входа в неф, шесть порталов и два крыльца, датируемые 1210 годом на севере. и южные входы в трансепт предлагают полную панораму готической скульптуры с того момента, когда она порвала с романскими традициями, чтобы достичь тонкого баланса идеализма и реализма, который характеризует ее апогей. В этом соборе, резиденции знаменитой школы, техническое и художественное мастерство служило высокоразвитой иконографической науке.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненных примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража XII века над Королевскими воротами и большие розы 13 век на трех фасадах: на западе — Страшный суд; на севере — Прославление Богородицы; на юге — Прославление Христа.
Критерий (i) : Построенный довольно быстро и почти за один шаг, Шартрский собор, благодаря единству своей архитектуры и витражного, скульптурного и живописного декора, представляет собой полное и совершенное выражение одного из наиболее характерных стороны средневекового искусства.
Критерий (ii) : Шартрский собор оказал значительное влияние на развитие готического искусства во Франции и за ее пределами. Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали в Кельне в Германии, Вестминстере в Англии и Леоне в Испании. В области витражей влияние мастерской Шартра широко варьировалось от Буржа, Сенса, Ле-Мана, Тура, Пуатье, Руана, Кентербери посредством распространения или распространения работ.
Критерий (iv) : Шартрский собор является одновременно символом и основным типом здания. Это наиболее показательный пример, который можно было бы выбрать для определения культурной, социальной и эстетической реальности готического собора.
Целостность
Шартрский собор считался образцом с момента его постройки благодаря новизне и совершенству принятых технических и эстетических частей. Все элементы, которые сделали его архитектурным эталоном, в частности его неф и хор, остались нетронутыми.
Скульптурный декор (порталы и элементы кровельных экранов) создают полную панораму готического стиля. В соборе также сохранились выдающиеся витражи середины XII века, а также почти весь его однородный витражный декор, составляющий крупнейший ансамбль витражей первой половины XIII века. Наконец, внутренние реставрации выявили расписной декор XIII века, представляющий собой почти полностью сохранившееся произведение из искусственного камня.
Более поздние дополнения в конце готической эпохи (Вандомская капелла, северо-западный шпиль, павильон с часами), эпохи Возрождения (хоровый монастырь), классической эпохи (развитие хора Виктора Луи), индустриальной эпохи (железная конструкция Эмиля Мартина) и Contemporary (создание витражей) не изменили чистоты ансамбля.
Шартрский собор занимает замечательное место на равнине Бос. Его силуэт, видимый более чем на 25 км вокруг, представляет собой особенно четкий маркер в ландшафте. Истинное место встречи, символически подтверждающее замечательную связь, поддерживаемую архитектурным произведением с окружающей местностью, это восприятие собора «между небом и землей» было вызвано многими выдающимися художниками и писателями.
Аутентичность
Шартрский собор отличается выдающейся аутентичностью как по своей структуре, так и по декору, в частности порталы и их скульптурный декор, претерпевшие небольшие изменения, а также исключительный ансамбль витражей 13-го века, которые являются объектом постоянных мер по сохранению, и сегодня они находятся в замечательном состоянии сохранности. Единственными важными изменениями, претерпевшими здание, являются снос крыши в 17 веке и пожар на крыше 1836 года. Металлическая конструкция, возведенная в 1837 году вместо крыши, является замечательным элементом 19 века.го века, который полностью участвует в ценностях здания.
Требования по охране и управлению
Государственная собственность, Шартрский собор внесен в список исторических памятников с 1862 года. Таким образом, он находится под защитой мер по сохранению, финансируемых и непосредственно реализуемых Министерством культуры и коммуникаций. Он включен в выдающийся объект наследия города Шартр с действующим планом охраны и улучшения. Юридически признанное католическим зданием, оно не может использоваться для каких-либо других богослужений.
Управление имуществом осуществляется государством, религиозными властями, Центром национальных памятников и городом Шартр. Важный поток посетителей в этой плотной городской среде не оказывает негативного влияния на целостность и аутентичность объекта благодаря эффективной координации всех этих участников. Однако связь между собором и его ландшафтом теперь стала уязвимой перед лицом давления развития.
Когда план управления будет готов, ландшафтный аспект собора будет включен в инструменты территориального планирования.
| |||||||||||||||||||||||
. |