Архитектурные элементы барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Содержание

Стиль барокко в архитектуре — презентация онлайн

Похожие презентации:

Классический фотоальбом

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Проект по технологии. Подставка под горячее

Гармоничные сочетания цветов

Иероним Босх

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства

Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке

Стиль рококо в архитектуре

История русского кинематографа

Основы композиции. Правила и ошибки композиции

1. Стиль Барокко в архитектуре

2. План:

1. История появления стиля
2. Характерные черты
3. Архитектурные элементы
4. Стиль Барокко в разных странах
5. Заключение

3. История появления стиля

Художественный стиль барокко
зародился в конце 16 века в Италии.
Историю названия связывают с
португальскими моряками, которые
словом barocco обозначали бракованные
жемчужины неправильной формы.
Итальянцы охотно переняли термин,
объединив им вычурные и странные
проявления нового культурного течения.
Возникновение барокко связывают с
угасанием эпохи Ренессанса:
отказавшись от представлений о
классической гармонии и строгом
миропорядке, творцы сосредоточились
на борьбе разума и чувств. Отныне в
центре их внимания – силы стихий,
экспрессия, мистицизм. В течение 17-18
веков барокко в архитектуре, искусстве и
музыке широко распространилось по
Европе и Америке, пришло в Россию.
Расцвет стиля совпал с укреплением
абсолютных монархий, освоением
колоний, усилением католицизма.
Логично, что и в градостроительстве он
проявился масштабностью и
монументальностью.

5. Характерные черты

Торжественную, сложную,
богато декорированную
стилистику использовали при
возведении городских дворцов,
резиденций, монастырей.
Архитектурные решения
придворных зодчих подчинены
одной идее: удивлять и
восхищать. Форма: Главной
особенностью барокко является
создание искривленного
пространства, где плоскости и
объемы – криволинейны и
перетекают друг в друга, в
планах преобладают эллипсы и
прямоугольники.
В дизайне фасадов широко
используется раскреповка, когда
часть стены выставляется чуть
вперед или наоборот
заглубляется вместе со всеми
элементами. Получается
чередование выпуклых и
вогнутых секций с эффектом
пространственной иллюзии. Еще
более выразительной фасадную
композицию делают
всевозможные эркеры, башни и
балконы.
Характерные черты

6. Ордер Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе. Части ордера (база,

антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде
гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

7. Архитектурные элементы

Барочные фасады
активно оформляют
колоннами, объемным
крупным рельефом,
фронтонами лучкового
типа.
Богато отделанные
наличники обязательно
оснащены замковым
камнем. Окна
выполняются в виде
овалов, полусфер,
прямоугольных проемов.
Вместо колонн для
поддержки балочных
перекрытий, балюстрад и
сводов крыши
устанавливают статуи
кариатид и атлантов.

8. Одна из особенностей архитектурного барокко – активное использование в фасадном дизайне маскаронов (маска в виде человеческого

лица или морды животного, расположенных анфас).
Изготавливали их из камня и гипса, размещали над входной дверью, оконными проемами,
арками. У каждой маски свой характер: спокойный, устрашающий, комический. Тематические
маскароны выбирали в соответствии с профилем заведения: на суд вешали изображения богини
правосудия, львиные головы, на театр – драматических персонажей, на церковь – ангелов и детей.

12. Заключение: Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной),

Заключение:
Архитектура барокко — период в
развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной),
охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в
конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко
отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

English     Русский Правила

что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге

Симметричные здания и башни со шпилями появились в Петербурге из шведской, немецкой и голландской архитектуры. Эти дворцы хоть и простые, но красочные и запоминающиеся.

Реформы Петра I коснулись не только реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота и новых отраслей промышленности. При первом русском императоре появился и новый архитектурный стиль, названный петровским барокко.

В его основе, как и во всех других преобразованиях того времени, лежал опыт европейских стран, опирающийся на богатые русские традиции. При этом новый архитектурный стиль делал решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.

Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон. Петровское барокко отличалось красочностью, но всё же в сравнении с европейским русский вариант был более сдержанный и рациональный.

Одним из крупнейших архитекторов того времени стал Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, работавший в Голландии, именно он принёс в Россию черты северно-европейского барокко. Среди первых строителей Петербурга были и другие выдающиеся зодчие: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Николо Микетти и Георг Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый привнёс в облик новой столицы традиции своей страны и архитектурной школы.

Петропавловский собор
 

До 1952 года собор был самым высоким зданием в России, а его шпиль высотой 122,5 метра даже сейчас виден издалека и остаётся важным символом Петербурга.

Пётр I распорядился построить церковь на этом месте сразу после основания Петропавловской крепости. И 29 июня 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, началось возведение деревянного храма. Спустя девять лет под руководством Доменико Трезини был заложен уже постоянный каменный Петропавловский собор. Зодчий соединил в проекте знакомую итальянскую архитектуру с традициями северной Европы.

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских крестово-купольных или шатровых церквей. Храм выполнен в виде прямоугольного здания, что больше характерно для западноевропейской архитектуры. Его скромные фасады оформляют лишь плоские колонны-пилястры и наличники с херувимами. Главная же часть собора – это многоярусная колокольня на западном фасаде. На её конце находится 40-метровый золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руках.

К сожалению, Пётр I не дожил до завершения строительства в 1733 году, но церковь всё равно прочно ассоциируется именно с первым российским императором.

После его смерти гроб с телом был погребён внутри собора. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы вплоть до Александра III.

Фото: Instagram / @nastyaaa_cha, @alexandra_novikova__
 

Здание Двенадцати коллегий
 

Строительство Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера. Пётр I хотел разместить все высшие органы государственного управления в одном месте, а на острове по его задумке должен был разместиться административный квартал Петербурга.

Трезини решил подчеркнуть значимость сооружения, соединив Сенат, Синод и ещё десять ведомств одним фасадом длиной 393 метра. Так композиция обрела особый смысл в том, что высшие учреждения страны призваны действовать в нерушимом единстве.

Строительство коллегий шло с 1722 по 1742 годы, и в итоге получился крупнейший по размерам памятник петровского барокко. 12 идентичных трёхэтажных секций отличаются только лепным украшением фронтонов – эмблемой коллегии. Из характерных для петровского барокко черт в здании можно выделить двухцветную окраску, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

В начале XIX века систему управления страной заменили на более современные министерства. И в 1804 году здание коллегий было передано сначала Педагогическому институту, а затем в 1835 году – Петербургскому университету, которому оно принадлежит до сих пор. Для целей университета наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения, а второй этаж западной галереи был остеклён. Получился огромный 400-метровый коридор. Сейчас здание Двенадцати коллегий остаётся одним из самых старых на Васильевском острове.

Фото: Instagram / @juliababush, @gerrpetrp
 

Летний дворец Петра I
 

Cамое старое каменное здание в Петербурге. Со времени постройки в 1710-1714 годах оно ни разу не подвергалось перестройкам и даже не пострадало во время Великой Отечественной войны. Дом стоит в первозданном виде в Летнем саду. Причём именно Летний дворец дал название саду, который вначале именовался «царским огородом».

Эта резиденция предназначалась для использования только с мая по октябрь. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 года. Пётр въехал в частично отделанный дворец уже в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году.

Доменико Трезини спроектировал двухэтажное здание достаточно скромно: внутри всего четырнадцать комнат и две кухни. Современники считали, что Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нём». Фасад на голландский манер выполнен в стиле петровского барокко и украшен 29 терракотовыми барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.

После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX века. Только в послевоенных 1950-1960 годах была проведена полномасштабная реставрация Летнего дворца. Был восстановлен его изначальный облик: заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка и рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью. 

Фото: Instagram / @adelinaa_bauer, @yyamalovaa
 

Дворец Меншикова на Васильевском острове
 

Сподвижник Петра I и талантливый полководец Северной войны Александр Меншиков получил в награду одиннадцатую долю отвоёванных земель. Он тут же начал обустраивать их часть на Васильевском острове под большую усадьбу. Для строительства каменного дворца в мае 1710 года в Петербург были приглашены известные архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, и Фонтана из-за тяжёлых условий жизни покинул Россию. Но отделка интерьеров затянулась до 1727 года.

Усадьба с цветником и садом протянулась от Большой до Малой Невы. Она занимала огромную территорию во всю ширину восточной части острова. Здесь располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

Дворец Меншикова представляет собой яркий пример петровского барокко, а его прототипы можно найти в приёмах европейского дворцового строительства XVII века. При этом завершение боковых ризалитов дворца имеет явно голландское происхождение. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями, а боковые ризалиты завершаются вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями.

После ссылки Меншикова в Сибирь его дворец был передан в казну. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного шляхетского корпуса. В 1966 году было принято решение придать ему первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих. Там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.

Фото: Instagram / @stanislavakravchik, @alisa_fridman21
 

Кикины палаты
 

Александр Кикин был одним из сподвижников Петра I, сопровождал царя в качестве денщика в Азовском походе, учился в Голландии кораблестроению. В 1708 году он был назначен главой Адмиралтейства, а в 1712 году получил должность адмирала-советника. Каменный дом богатого вельможи был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором. Считается что над проектом работал немец Андреас Шлютер или Доменико Трезини.

Кикины палаты получились простыми и изящными: фасады декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами. Интересно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры здания сравнимы с центральной частью Большого Петергофского дворца. Оба они начали строиться в 1714 году и в их основе мог лежать один проект.

По каким-то причинам Александр Васильевич со временем ушёл в оппозицию к царю и содействовал побегу царевича Алексея Петровича за границу. Но через некоторое время беглый сын вернулся и сдал помощника. Адмирала долго пытали, и в итоге он сознался во всём. 17 марта 1718 года его колесовали в Москве.

Александра Кикин совсем недолго успел пожить в своём дворце. Недостроенные палаты были переданы в казну. В них первое время размещались петровская Кунсткамера и личная библиотека. Дальше Кикины палаты отдали на нужды лейб-гвардейского Конного полка. Там разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. Поэтому над домом по проекту Растрелли была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом. Отсюда бывший дворец получил своё второе название «Круглый дом».

Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но благодаря талантливому архитектору Ирине Бенуа в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде. Она воссоздала дворец в петровском барокко, убрав множество переделок, которые появились в XVIII-XIX веках. С 1979 года в Кикиных палатах находилась Детская музыкальная школа, а с 1995 года – созданный на её основе Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре.

Фото: Instagram / @prya1707, @kotlet

Основы архитектурного стиля барокко и примеры

Движение барокко, один из самых важных стилей в истории европейской архитектуры, выделяется в таких областях искусства, как архитектура, музыка, театр, литература и живопись. Он развился и распространился в основном между 16 и 18 веками. Архитектурный стиль барокко, о котором пойдет речь в этой статье, известен своими садами гигантских размеров, богато украшенными стенами и изогнутыми орнаментами.

Возникнув как реакция на основанный на правилах, дисциплинированный, рациональный и логический подход эпохи Возрождения, архитектура барокко известна своим динамичным, восторженным и сентиментальным отношением. Архитектурные сооружения эпохи барокко невероятно роскошны и показны. Этот взволнованный стиль вышел на первый план в таких помещениях, как церкви и дворцы. Потому что в таких местах демонстрировались силы религиозных и авторитарных сил.

Искусство барокко предпочитало формировать природу, а не подражать ей. Стиль представил много великолепных примеров архитектуры. В дополнение к этому, есть различные области, которые сформировали барокко, такие как картины, фрески, скульптуры, бассейны с фонтанами и большие сады.

Когда возникла архитектура барокко?

Италия, родина Ренессанса, также оказала честь рождению архитектуры стиля барокко в 16 веке. Оттуда движение распространилось в Европу. Затем около 200 лет украшал важные дворцы, соборы, церкви и роскошные дома Европы.

Первые образцы архитектуры итальянского барокко были спроектированы в Риме с целью привлечения людей к католическому учению. Мы знаем, что архитектура выполняла пропагандистскую функцию на протяжении всей истории. Правящие элиты много раз использовали архитектуру как инструмент пропаганды для контроля и управления восприятием людей в сфере религии, политики, промышленности и т. д.

Здания в стиле барокко, построенные вокруг религиозных целей, имели внутренние стены и потолки с изображениями библейских цитат. Таким образом, благодаря архитектуре в стиле барокко церковь научила людей, не умеющих читать Библию, понимать Библию.

Эта атака католической церкви в области искусства является контрреформацией протестантского учения. Реформисты, такие как Мартин Лютер, критиковали действия церкви, направленные на получение финансовой власти. Таким образом, появилось оппозиционное движение против церкви, которое день ото дня популяризируется.

После этих событий церковь поняла, что жестоко наказывать людей в судах по индульгенциям неправильно. Потому что это привело к тому, что люди отдалились от церкви и нанесли ущерб ее имиджу.

В результате пионеры католической секты начали католическое возрождение, чтобы снова привлечь людей в свои церкви. И стиль архитектуры барокко был ключом к этой святой цели.

Характеристики архитектуры барокко

Архитектура периода барокко продолжает использовать как основные правила классической эпохи, так и важнейшие элементы классических ордеров. Однако, когда дело доходит до барокко, в картину вошли более свободные и полные воображения экспозиции. В эпоху барокко архитекторы использовали классические колонны, фризы, фронтоны, купола, пилястры и многие другие архитектурные элементы, отличающиеся от привычных форм. Они также использовали архитектуру, скульптуру, живопись и другие пластические искусства вместе, чтобы произвести впечатление на людей великолепием и энтузиазмом зданий в стиле барокко.

Теперь давайте посмотрим, каковы основные характеристики архитектурного стиля барокко.

Основные черты стиля барокко в архитектуре

  • Подчеркивание украшений овальной формы, а также криволинейных линий и стен, выполненных в криволинейных и динамичных формах…
  • Улучшение духовного воздействия картин и украшений, выставленных на внутренних фасадах, за счет драматического использования света
  • Драматические рисунки, украшающие стены и потолки, изображающие религиозные сюжеты и ориентирующие восприятие с помощью оптических иллюзий
  • Сочетание скульптуры и живописи
  • Потолки и стены с позолотой
  • Выпуклые и вогнутые фасады
  • Архитектурные элементы, которые незакончены или намеренно не завершены, являются архитектурными характеристиками периода барокко.

Дополнительно; купола, спиральные колонны, чумные колонны, посвященные окончанию эпидемии чумы, медальонного типа и овальные широкие лестничные площадки являются типичными элементами архитектурного периода барокко.

Конец периода барокко

Некоторые отождествляют поздний период барокко с движением рококо. Как бы там ни было, это конец важного приключения во всех смыслах. Начиная с классического периода и продолжая формировать мир такими стилями, как ренессанс и готика, великие художественные движения запада закончились барокко и рококо.

Эта концовка имеет несколько причин. Например, к этим причинам можно отнести движение за свободу, которое принесла Французская революция, спад в экономике, основанной на сельском хозяйстве, вызванный развитием промышленности, или тот факт, что мир становился более современным и рациональным. Кроме того, в этот период мир становился все более и более глобальным. Кроме того, железнодорожные линии и мосты, которые благодаря инженерной науке спроектированы с гораздо более рациональными решениями, оказали влияние на область архитектуры.

В том новом мире люди больше не задумывались о том, в каком стиле они должны проектировать свои строения. Кроме того, с использованием таких материалов, как железо и сталь, в строительном секторе функциональность стала выходить на первый план, а не украшение.

В конце концов, все эти разработки и инновации привели к закрытию эры великих движений.

Известные архитекторы архитектурного стиля барокко

  • Франческо Борромини
  • Джан Лоренцо Бернини
  • João Antunes
  • Elias Holl
  • Louis Le Vau
  • Baldassare Longhena
  • Salomon de Brosse
  • Johann Lucas von Hildebrandt
  • Cristoph Dientzenhofer
  • Dominikus Zimmermann

Baroque Architecture Examples

1. Church of GesuThe Church Джезу

Церковь Джезу, строительство которой началось в 1568 году, является первым известным образцом архитектуры барокко.

2. Версальский дворецВерсальский дворец

Этот дворец олицетворяет власть французской королевской семьи. Настолько, что Версаль, спроектированный в 17 веке, является, пожалуй, самым популярным и великолепным среди зданий в стиле барокко .Потолок Версальского дворца

3. Церковь Святого Петра (базилика)

Эта базилика, расположенная в Ватикан, весьма важен для католической секты. Он считается центром секты и самой большой христианской церковью. Ежегодно сюда съезжаются со всего мира не только туристы, но и христиане, желающие совершить свое поклонение.

Микеланджело работал на строительстве этой церкви. Однако, когда он умер, строительство остановилось. После того, как многие другие архитекторы работали там, новый папа Сикст V хотел, чтобы Джанлоренцо Бернини спроектировал площадь перед базиликой Святого Петра и продолжил строительство.

Следовательно, здание, строительство которого началось в 1506 году, было завершено в 1626 году.

Площадь Святого Петра

4. Площадь Святого Петра

Площадь, спроектированная Бернини, принадлежит Собору Святого Петра. Христиане приходят сюда, чтобы получить молитву папы. Это место является чрезвычайно важным религиозным центром с его 284 колоннами.

5. Собор Святого Павла

Собор Святого Павла – Лондон

Архитектором здания является сэр Артур Кристофер Рен. Собор Святого Павла является одним из наиболее важных примеров архитектуры английского барокко .

Архитектурный стиль барокко развивался медленнее в странах северной Европы. Кроме того, здесь были спроектированы менее величественные здания. По этой причине вы можете видеть, что собор Святого Павла спроектирован менее экстравагантно по сравнению с архитектурными образцами итальянского барокко.

Другие известные образцы архитектуры барокко:

  • Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
  • Церковь Св. Николая
  • Мадридский королевский дворец
  • Дворец Ла-Гранха

Введение в архитектуру барокко: основные характеристики 900 архитектурное направление, сложившееся в 16-18 вв.

Эта тенденция часто напоминает ослепительные дворцы и обилие украшений. Хотя все они являются одними из наиболее определяющих черт архитектуры барокко, конечно, архитектура барокко — это не только это. Итак, давайте рассмотрим эту привлекательную тенденцию с ее наиболее общими чертами!

Великолепие

Если слово приходит на ум, когда вы говорите барокко, это великолепие! Архитектура барокко связана с отражением великолепия и богатства в каждой детали. Поэтому, несмотря на эстетику, которая может показаться современному глазу преувеличенной, архитектура барокко не является движением, состоящим из бесконтрольного использования орнамента. Имеет свои правила и устоявшуюся технику нанесения.

Абсолютная симметрия

Симметрия является основой зданий в стиле барокко. Предпринимаются попытки достичь абсолютного баланса, особенно в экстерьере зданий. Такой подход напоминает эпоху Возрождения и ее практики.

Mixed Uses

Барокко, конечно, сумело создать уникальный архитектурный язык за эти годы. Однако в некоторых переходных постройках мы можем видеть параллели барочных элементов с готическими. Это характерно для сооружений, построенных в переходные периоды последовательных течений.

Тем не менее, архитекторы эпохи барокко не исключили готические элементы, даже после того, как они полностью создали свой язык дизайна. Поскольку архитектура барокко очень хорошо преображает их, понятно, что в последующем такое изменение не требуется.

Потолки

Барокко и его последующее рококо – это два направления, которые практически отвергают границы здания. Архитектура барокко часто включает потолочные росписи, изображающие небеса. Эти картины создают впечатление, что потолок и изображенное на нем место являются продолжением пространства.

Свет-Тень

Искусство барокко сильно повлияло на архитектуру барокко. Архитектура барокко может быть наиболее ярким примером этого, часто создавая множество утопленных поверхностей в зданиях. Эти поверхности являются архитектурным отражением драматического эффекта света и тени, которые очень важны в искусстве барокко. Таким образом, мы можем увидеть такое же драматическое и яркое отражение в пространстве.

Богатство архитектурных элементов

В архитектуре барокко использовались своды, контрфорсы, карнизы, колонны, арки и купола. В этом смысле можно сказать, что это тенденция, включающая множество архитектурных элементов. Как правило, для захоронений предпочтительнее цилиндрические своды, а для колонн — кариатидные колонны.

Кроме того, в архитектуре барокко можно найти различные строительные приемы. Например, можно встретить приложения, где в этот период есть два замковых камня полуарки.

Лестница

Лестница стала одним из важнейших элементов архитектуры барокко. В этот период были построены изогнутые и гигантские лестницы, которые мы сегодня называем «императорскими лестницами».

Значение лестницы в архитектуре барокко настолько велико, что стала известна история колоссальной лестницы в Пале Гарнье, здании в стиле необарокко.

Ходят слухи, что главной задачей этих парадных лестниц в опере, которая была единственным местом общения людей того времени, является не хождение, а видеть и быть увиденным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *