Петровское барокко: западный опыт на русский манер
Пока по всей стране продолжаются
грандиозные празднования 350-летнего юбилея Петра I, предлагаем проникнуться духом Петровского барокко – стиля в архитектуре, лично одобренного Великим императором и широко используемого при проектировании первых зданий в Петербурге.
Само слово «барокко» в переводе с итальянского языка означает «причудливый» или даже «странный». Торжественность формы в данном случае удачно сочетается с глубиной содержания, демонстрируя окружающий мир во всем его многообразии, целостности, но в то же время переменчивости.
Петровское барокко, которое условно можно ограничить 1697-1730 годами, — это соединение в архитектуре особенностей российского зодчества и западноевропейской школы. Какие же его отличительные черты?
Прежде всего, при всей неповторимости стиля – это простота и практичность архитектурных форм. Сооружения, как правило, имеют красно-белые фасады и плоскостный декор.
Яркий пример Петровского барокко – Петропавловский собор. Он находится в Петропавловской крепости, с которой, как считается, начинался город на Неве. Его возвели в 1712 году на месте деревянной церкви с таким же названием. Долгое время собор считался самым высоким зданием в России. Теперь это почетное звание имеет питерский «Лахта Центр», проектную-документацию по которому в свое время одобрили эксперты Главгосэкспертизы России.
Считается, что эскиз Петропавловского собора сделал сам Петр I под впечатлением от архитектурных решений, увиденных во время Великого посольства 1697-1698 годов.
Строительство Петропавловского собора началось с колокольни. Ее высота составила 122,5 м. Внешний облик самого собора довольно сильно отличается от привычных православных храмов: вытянутое в плане прямоугольное здание с весьма сдержанным убранством фасадов.
В их оформлении используются только пилястры и наличники с херувимами.Еще один собор, выполненный в духе Петровского барокко, хоть уже и после смерти Великого императора – Сампсониевский. Первоначально на его месте Петр I также заложил одноименную церковь. Ее построили в честь победы в Полтавской битве, которая пришлась на день Святого Сампсона. Перестраивать церковь в собор начали уже после смерти императора, в 1728 году, а все работы завершили спустя несколько десятилетий.
Его архитектурный ансамбль состоит из главного храма и примыкающей к нему с западной стороны трапезной с двумя приделами. С юга и севера расположены открытые галереи. Они как бы продолжают плоскость стен трапезной.
Стены собора окрашены в голубой цвет, а элементы декора, такие как пилястры, наличники и карнизы, – белоснежные. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном с пятью темно-синими куполами.
Внешнее убранство Сампсониевского собора довольно скромно: фасады отделены лопатками, на наличниках окон – довольно простой рисунок. Основная часть его колокольни выполнена в европейском духе, однако здесь наблюдаются элементы и древнерусского зодчества: архаичный каменный шатер с главкой в форме луковицы и слуховыми окнами.
И, конечно, говоря о Петровском барокко, нельзя не вспомнить Меншиковский дворец – первое каменное здание Санкт-Петербурга. Его строили для первого генерал-губернатора Александра Меншикова. По задумке, здесь приближенный императора мог жить и решать служебные вопросы.
Строительство каменных палат ансамбля началось в 1710 году по проекту Джованни Марио Фонтана – итальянского архитектора, работавшего в стиле барокко.
В 1712 году Санкт-Петербург провозглашается новой столицей России. В это время Петр I решает, что центром города должен стать Васильевский остров, вследствие чего меняются замыслы относительно и Меншиковского дворца.
Изменился и главный архитектор проекта – теперь строительством руководил Иоганн Готфрид Шедель. На тот момент дворец состоял из центрального корпуса и двух флигелей. Немецкий архитектор расширил его за счет северного и западного корпусов. Уже к 1714 году большинство работ было завершено, но отделкой интерьеров занимались вплоть до 1727 года. Фасады дворца были декорированы пилястрами с резными капителями, междуэтажными тягами и оконными наличниками, украшенными довольно простым рисунком.
После ссылки Меншикова дворец перешел в государственную казну, и там разместился Сухопутный шляхетский корпус. Здание снова подвергли перестройке. Изначальный облик ему вернули лишь в ходе масштабных реставрационных работ 70-80-х годов XX века.
После смерти Великого императора Петровское барокко было популярно еще какое-то время, а затем уступило место другому направлению. Но оно до сих пор продолжает свою «жизнь» в именитых постройках Санкт-Петербурга. Помимо вышеупомянутых сооружений, к нему с уверенностью можно отнести Здание Двенадцати коллегий, Палаты Кикина, Кунтскамеру и другие. Петровское барокко – это поистине уникальный стиль, который сочетает в себе лучшие практики западного зодчества и национальные черты. *
*Информация подготовлена на основе открытых источников.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Следите за нами в
ВКонтакте ,
Одноклассники ,
Дзен и
Telegram
Подписаться на рассылку
Стиль Барокко — По-французски
Дворцовый стиль Барокко (Barocco), означающий в переводе с итальянского «вычурный», является внешним проявлением внутреннего стремления человека к пространственному размаху, величию и пышности.
По одной из версий название стиля Барокко означает «неправильная жемчужина», а по другой – «причудливая раковина». И действительно, изменчивость в сочетании с замысловатой игрой образов делают интерьер в стиле Барокко сравнимым с причудливостью жемчужной раковины-барокко.
Стиль Барокко (стиль королей и вельмож) отражает эпоху 17 – 18 века. Ведь именно в это время он зародился в Италии в таких городах, как Рим, Венеция, Флоренция и Мантуя, в эпоху триумфального шествия западной цивилизации.
Основные факторы, определяющие принадлежность интерьера к стилю Барокко1. Интерьеру Барокко присущи игра теней, пышность и величие форм, изогнутые линии, сложные очертания элементов, гобелены, расписные потолки и обилие зеркал.
2. Резьба, массивность, декоративная отделка мозаикой из шпона древесины ценных пород или благородными металлами – именно такая, далеко не простая отделка присуща мебели, подобающей дворцовой роскоши.
3. Характерной чертой стиля Барокко является активное использование текстиля. Кожа считается признаком дурного вкуса. Все ткани помимо того, что должны быть обязательно натуральными, еще должны поражать гостей дома изысканным и оригинальным рисунком. Бархат, шелк, атлас, парча, гобелен должны повторяться в портьерах и в обивке мебели. Балдахины и портьеры украшаются крупными бантами, оборками, ламбрекенами.
4. Значимую роль в интерьере Барокко играют картины, изящные статуэтки, всевозможные вазы и столовые сервизы. Для всех предметов характерны позолота и серебро, яркие краски. Приветствуется все, что может придать интерьеру ощущение роскоши и помпезности, достойной аристократического дворца.
Современный стиль Барокко в дизайне интерьераЧасто традиционные стили переживают второе рождение, меняя акценты и детали, чтобы соответствовать современной действительности. Всплеск интереса к Барокко, в котором есть истоки роскошной моды, связывают с рассветом стиля звезд – «гламура».
За 300 лет стилю пришлось сильно измениться, чтобы снова войти в моду. Палитра цветовых оттенков стала шире и ярче, в деталях появились современные рисунки и текстуры. Объемные канделябры уступили место радужному или прозрачному стеклу, а вот большое количество зеркал и изогнутые изящные линии по-прежнему актуальны.
Стиль Барокко в «По-Французски»
Сеть интерьерных салонов «По-Французски» предлагает огромный выбор мебели и аксессуаров для воплощения любых Ваших идей и дизайна интерьера в любых стилистических направлениях, в том числе в таком классическом стиле, как Барокко!
<<< Посмотреть классические стили интерьера
с английского на итальянский Значение baroque
Baroque :
barocco
существительноеbarocco
прилагательноестранный, необычный, необычный, эксцентричный, барокко
барокко :: барокко
← Баронет
баруш →
Share This Существительное (1) исторический период примерно с 1600 по 1750 год, когда стиль барокко в искусстве, архитектуре и музыке процветал в Европе (2) сложные и обширные орнаменты в декоративном искусстве и архитектуре, которые процветали в Европе в 17 веке
Прилагательное (1) имеющий сложный симметричный орнамент(2) или относящийся к искусно орнаментированному стилю архитектуры, искусства и музыки, популярному в Европе между 1600 и 1750 годами, или относящийся к нему, или характерный для него
(1) Соответственно, переходный период между роскошным барокко Период и менее формальная эпоха рококо Людовика XV стали известны как французское RÔö£ì«gence или Regency. (2) Его барокко и намеренно заумная периодическая латынь оказались чрезвычайно подвержены искажению в обширной и загрязненной более поздней рукописной традиции. (3) Следовательно, кубинская мебель, изготовленная в этот период, быстро приобрела иностранные формы и стили, такие как стиль королевы Анны, а также французский и голландский. барокко и элементы рококо.(4) В отличие от моей гипотезы, она говорит своим барочным затаив дыхание не только когда расстроена или взволнована, но также и когда бодра и бурлит. 005 барокко и неотюдоровские излишества, которые служат достойными преемниками великих загородных домов прошлого.0040
театральности, но кто может устоять перед масляными этюдами? (7) Прежде всего, возможно, это подтвердило возвращение композитором барокко в его правильном гармоническом движении. (8) В них представлены дворцовые соборы, теперь полностью воображаемые, и вызывающие в памяти самые величественные стили, от Сакро-Кер до Кремля. , от собора Святой Софии до английской готики, австрийской или немецкой барокко .(9) Внутри вы найдете образцы готики, мудожар, ренессанса и барокко архитектура наряду с потрясающей коллекцией произведений Рубенса, Гойи, Ван Дейка и Велозескеса.(10) Любители барокко захотят попробовать, но покупка довольно короткого измененного диска, который проигрывается меньше часа, будет пугает некоторых. (11) Программа будет включатьРодственные фразы барокко
Синонимы
Существительное
Антонимы
900 02 1. средний ::посредственный
2. умеренный ::
умеренный
3. скромный ::
скромный
4. разумный ::
ragionevole
5. умеренный ::
температо
Различные формыбарокко
Пример слова из телешоуЕго чувство юмора всегда было немного… БАРОККО .
Westworld Season 2, Episode 2
Англо-итальянский словарь: барокко
Значение и определение барокко, перевод на итальянский язык для барокко с похожими и противоположными словами. Также найдите устное произношение слова baroque на итальянском и английском языках.
Что означает барокко по-итальянски, значение барокко на итальянском, барокко определение, примеры и произношение барокко на итальянском языке.
Музыка итальянского барокко: перформансы и меценаты
Бенджамин Песетски
С благодарностью Терезе Нефф
Италия XVII века, в отличие от Франции или Англии, представляла собой смесь городов и регионов, большинство из которых были связаны либо с австрийскими Габсбургами, либо с Папской областью. Это означало, что было много принцев и кардиналов, каждый из которых нуждался в композиторах и художниках, чтобы обеспечить свой двор и доказать изысканность своей местности.
Кроме того, последствия Контрреформации, римско-католической реакции на формирование протестантизма в 16 веке, все еще ощущались на полуострове. Новые религиозные ордена поручали скульпторам украшать церкви, которые вскоре наполнялись звуками религиозной музыки.
Станислас Костка на смертном одре, картина Пьера Ле Гро Младшего покровительство шведской королевы Кристины (переехавшей в Рим после ее отречения), а также под покровительством двух кардиналов. Но иногда их запросы были обратными тому, что вы ожидаете: для королевы Кристины Корелли написал две большие религиозные мессы, в то время как кардиналы часто хотели светскую музыку, а не религиозную, для своего развлечения.
Кардинал Бенедетто Памфили, например, устраивал еженедельные воскресные концерты, которые были ярким событием музыкальной жизни Рима. К 1676 году Корелли был нанят Памфили и жил в его дворце, где сочинял, играл камерную музыку и ставил показные представления, в том числе одно с участием ансамбля из 80 инструменталистов. Хотя в музыке барокко обычно использовались более мелкие оркестры и хоры, чем в более поздних эпохах (что отражено сегодня в исторически обоснованном исполнении), римская музыка 17 века выделялась своим необычно грандиозным размахом, особенно в самых богатых кругах общества.
Джордж Фридрих ГендельОсобо щедрым сторонником музыки итальянского барокко был кардинал Пьетро Оттобони. Внучатый племянник Папы Александра VIII, богатый Оттобони покровительствовал как Корелли, так и Георгу Фридриху Генделю (1685–1759). Оттобони также был поэтом, который любил экстравагантные музыкальные представления в Риме, особенно те, в которых использовались декорации его стихов. Ответственность за организацию и руководство музыкальной стороной этих постановок часто ложилась на Корелли, который жил во дворце Оттобони с 1708 года и регулярно выступал на концертах кардинала по понедельникам.
Кардинал Пьетро Оттобони, портрет Франческо Тревизани
Гендель, возможно, также участвовал в концертах по понедельникам во дворце Оттобони после прибытия в Рим в начале 1707 года. Он написал свое первое масштабное произведение на итальянском языке, аллегорическую ораторию 90 174 Il trionfo del tempo e del disinganno («Триумф времени и разочарования») с текстом кардинала Памфили.
Гендель сочинил свою вторую ораторию, La Resurrezione , для другого покровителя, Франческо Русполи, который позже был назван принцем папой после защиты Папской области. Русполи также щедро потратился на музыкальные выступления, в одном из которых участвовал ансамбль из примерно 45 инструменталистов под руководством Корелли.
Гендель оставался в Италии до 1710 года, когда он принял должность капельмейстера курфюрста Ганновера, который вскоре стал королем Англии Георгом I. Поселившись в Лондоне, Георг Фридрих Гендель стал натурализованным гражданином, а затем стал известен как Георг Фридрих Гендель.
Георг МюффатГеорг Мюффат (1653–1704) родился во Франции и работал в Вене и Зальцбурге, прежде чем побывать в Италии в начале 1680-х годов. В Риме он описал, как слушал концерты Корелли, «исполненные с предельной точностью», и не только слышал произведения Корелли, но и исполнял свою собственную камерную музыку в доме Корелли.
В предисловии к своей второй коллекции Мюффа конкретно пишет о подходящем использовании своих произведений. Он предлагает многократное использование при дворе, будь то в качестве развлечения для знати и их гостей или «на государственных банкетах, серенадах и собраниях любителей музыки и виртуозов».
Но он в равной степени непреклонен в том, что эти произведения не подходят для использования в церкви, демонстрируя твердое разделение в музыке итальянского барокко, даже когда существовал социальный переход и стилистическое влияние между светским и испуганным мирами. (Хотя тот факт, что ему приходилось напоминать людям не играть его концерты в церкви, также говорит о том, что правила иногда нарушались, к его раздражению.)
Иногда Мюффат предлагал особенно поэтические обстоятельства для исполнения его музыки.