Барроко: подробное описание и 50 + реальных фото

Тотемское барокко | Туризм в Вологодской области

Тотьма – один из старейших городов Вологодской области, город неповторимой, особенной архитектуры, своеобразной визитной карточкой которой являются изысканные орнаменты, украшающие фасады тотемских храмов – картуши.

Картуш – элемент декора стиля барокко. Выглядит он как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных – лепных, резных или рисованных – тотемские картуши представляют собой часть кладки стены (что объясняет их долговечность). Их поля покрыты цветами и раковинами, крестами и звездами или оставлены совершенно чистыми.
В 1962 году доктор архитектуры П. Тельтевский изучил пять тотемских храмов и первым сделал вывод, что все они представляют собой собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Заметим, что иметь свою школу – это привилегия столиц и крупных центров культуры.

Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий». Тотьма – город мореходов.

Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-х – 1780-х годах компаниями тотьмичей (из которых наиболее знаменитыми были компании Холодиловых и Пановых) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан: больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые. Это пятая часть всех известных частных русских экспедиций, результатом которых вслед за правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова явился такой феномен, как Русская Америка. А мореходные карты XVIII века по традиции украшались рисованными свитками-картушами. По мнению тотемского краеведа С.М.Зайцева, тотемское барокко есть каменная летопись русского «открытия Америки», «русско-американское барокко».

Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей. «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно», – оговорено в контракте купца Степана Яковлевича Черепанова на строительство Троицкой церкви.

Здесь же открылись и первые имена зодчих тотемского стиля – Федор Иванов Титов и его сын Максим. Клейма – вот оригинальное название картушей.

Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.
Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.

Известно около пятидесяти видов тотемских картушей. Число памятников тотемского стиля приближается к тридцати. Две трети – в рамках бывшего Тотемского уезда, часть – в Солигаличском районе Костромской области, Котласском районе Архангельской области, в Забайкалье.

Все это говорит о том, что тотемское барокко – не узкая местная школа. Как ему и подобает, русско-американское барокко разметнулось на полсвета.

Барокко, Спектакль в Гоголь-Центре

Са­мый све­жий, слож­ный спек­такль-сон, спек­такль-стон, со­чине­ние о сво­боде, страс­ти и смер­ти, о сти­хии, смыс­ле, сты­де, о сра­жа­ющих­ся и сра­жен­ных, о смель­ча­ках и смуть­янах, сжи­га­ющих се­бя спич­ка­ми и сго­ра­ющих све­чами, ста­новясь са­жей, сле­зами, скорбью, о су­мев­ших сох­ра­нить се­бя, о стра­да­ющих и сне­да­емых, о сбе­га­ющих от ску­ки и ста­рого, о су­мас­шедших, сту­ден­тах, ста­рухах, сы­нах, су­дах и си­муляк­рах. Сим­во­лич­ный, сум­бурный, стиль­ный, силь­ный, спор­ный, ска­зоч­ный, со­дер­жа­тель­ный, стран­ный, страш­ный и смеш­ной. Ске­лет стан­цу­ет, Са­тана спо­ёт, Солн­це ся­дет, но от Све­та след. Се­реб­ренни­ков ско­ван, но сво­боден. Са­мосож­же­ние, сбли­жение, спа­сение, су­щест­во­вание, соз­на­ние, сли­яние, си­яние, со­весть, со­лидар­ность, серд­це, счастье. .. Сло­ва сом­ни­тель­ны.) Schlaf. Schwe­igen. Si, si­len­cio!

Sergey Gureev, зритель

Уди­витель­ный спек­такль в луч­ших тра­дици­ях сов­ре­мен­но­го те­ат­ра сво­ев­ре­мен­но под­ни­ма­ет воп­ро­сы граж­данс­ко­го не­пови­нове­ния, ис­ка­жен­ной и за­путан­ной фор­мы сов­ре­мен­ности под блес­тя­ще ис­полнен­ные арии луч­ших ком­по­зито­ров эпо­хи Ба­рок­ко.

Dmitry KUZNETSOV, зритель

Спек­такль нас­толь­ко яр­кий, тон­кий и глу­бокий, что ни­каки­ми сло­вами его не по­лучит­ся опи­сать долж­ным об­ра­зом. На­до неп­ре­мен­но при­родить и смот­реть. Неч­то по­доб­ное вряд ли удаст­ся ли­цез­реть на те­ат­раль­ных под­мост­ках где-ли­бо ещё.

Юрий Брисов, зритель

Не по­нимаю, как Ки­рилл Се­мёно­вич это де­ла­ет, но ник­то боль­ше на ме­ня так эмо­ци­ональ­но не воз­дей­ству­ет. Я смот­ре­ла мно­го его спек­таклей. Счи­таю Ба­рок­ко луч­шим. Срав­нить по ощу­щени­ям мо­гу с Му­чени­ком, Ма­шиной Мюл­ле­ра и Каф­кой. По на­рас­та­ющей — это са­мый силь­ный спек­такль. Ба­ро́кко (итал. ba­roc­co) — при­чуд­ли­вый, стран­ный, жем­чу­жина с по­роком. Спек­такль пос­вя­щён фе­номе­ну че­лове­ка-ба­рок­ко, неп­ра­виль­но­го че­лове­ка. Вмес­то за­виту­шек, инт­риг, лю­бов­ных ис­то­рий, ко­торых мож­но бы­ло ожи­дать, зри­телю по­каза­ли ис­то­рию борь­бы стран­ных, неп­ра­виль­ных, при­чуд­ли­вых лю­дей, лю­дей-фа­келов. Здесь речь идёт о Яне Па­лахе, о Жор­же Ба­тае, о Ва­лери Со­ланас. О Ки­рил­ле Се­реб­ренни­кове. Фи­нал с кад­ра­ми филь­ма «Заб­риски пой­нт» раз­ви­ва­ет идею раз­ру­шения Хай­не­ра Мюл­ле­ра и мысль о том, что не­зыб­ле­мое нас­то­ящее страш­нее ру­ин это­го са­мого нас­то­яще­го, как бы ни бы­ли ужас­ны ру­ины. Из лек­ции В. Пе­чей­ки­на пе­ред спек­таклем уз­на­ла, что сце­на с пи­анис­том — это про вир­ту­оз­но­го Па­уля Вит­генш­тей­на, по­теряв­ше­го пра­вую ру­ку на вой­не. В зал вво­дят Ар­тиста. Его пра­вая ру­ка прис­тёгну­та к су­деб­но­му прис­та­ву. Он идёт к ро­ялю. Он иг­ра­ет ча­кону Ба­ха. Он иг­ра­ет од­ной ру­кой. Он иг­ра­ет так, что у ме­ня слё­зы на­вер­ну­лись. Ку­рят и сме­ня­ют­ся прис­та­вы. Он про­дол­жа­ет иг­рать. Люб­лю спек­такли, пос­ле ко­торых не по­луча­ет­ся сра­зу вы­разить мне­ние, пос­ле ко­торых нуж­но по­думать, ощу­тить шлейф. Ба­рок­ко нас­толь­ко масш­таб­ное по­лот­но, что о нём в прин­ци­пе очень слож­но го­ворить. Это с боль­шой бук­вы Те­атр. Вто­рой день на­хожусь в треть­ем сос­то­янии — меж­ду дей­стви­тель­ностью и во­об­ра­жени­ем. Мыс­ли по­ка не фор­му­лиру­ют­ся. «Со­вер­шенно не обя­затель­но при­нимать „пси­ходе­лики“, что­бы из­ме­нить соз­на­ние. Для ме­ня та­кой пси­ходе­лик — ки­но, те­атр. Здесь ты мо­жешь уви­деть „не­види­мое“ и быть в этом са­мом „треть­ем мес­те“ — меж­ду дей­стви­тель­ностью и во­об­ра­жени­ем.»

Daria Levina, зритель

Ба­рок­ко — это ода бун­та­рям. Кра­сота че­лове­чес­ко­го те­ла, си­ла го­лоса, жи­вой ор­кестр, му­зыка, пог­ру­жа­ющая в транс. Иду ещё раз в фев­ра­ле. Ба­рок­ко нуж­но ещё раз пе­рес­мотреть, пе­ре­ос­мыслить и пе­режить. Всем бор­цам за мир, сво­боду, счастье — смот­реть!!!

Сидорова София Игоревна, зритель

Искусство, столь же роскошное, как и звучит

 

Барокко — направление в искусстве, отличающееся драматизмом и величием. Французское слово, возможно, произошло от португальского Barraco, , что означает жемчуг с дефектами. В работах этой эпохи широко используется светотень, техника рисования, которая подчеркивает разницу между светом и тьмой для драматического эффекта. Они показывают персонажей в драматическом движении и не боятся роскошных, золотых и эмоционально заряженных деталей.

Однако создатели барокко не просто хотели, чтобы это было красивое искусство. Вместо этого они начали движение как религиозную пропаганду.

 

Его истоки: вдохновение религиозного рвения через искусство
Изображение Трентского собора Паскуале Кати, 1588 г., Wikimedia Commons

 

Движение барокко зародилось в Италии в 17 веке, прежде чем оно распространилось на остальную Европу. Всего столетием раньше началась протестантская Реформация, возглавляемая Мартином Лютером. Лютер вдохновил многих последователей отколоться от католической церкви и принять обычаи новой формы христианства. Он хотел, чтобы люди имели доступ к чтению собственной Библии и избавились от системы симонии, когда люди фактически платили за свои грехи, чтобы получить прощение.

С 1545 по 1653 год католическая церковь провела встречу с Тридентским собором в Северной Италии, чтобы обсудить, как противостоять Реформации. Они решили, что один из способов вдохновить людей следовать католицизму, а не альтернативам, — это пробудить в них страсть к искусству. Протестантизм был заметно простым и строгим выражением религии. Католическая церковь предлагала противоположную систему; они создавали искусство, чтобы вдохновить на сильные эмоциональные потрясения, драму, чувственность и жизнь.

Вы можете увидеть влияние барокко в крупной религиозной архитектуре, например, на площади Святого Петра в Риме и Королевском дворце Ла-Гранха в Испании. Барокко повлияло на все формы самовыражения, включая архитектуру, музыку и живопись.

 

Известные художники (и их полемика)
Внутри Собора Святого Петра, через Собор Святого Петра

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Одними из основоположников барокко были Бернини, Караваджо и Рубенс.

Бернини (1598-1680) считается одним из лучших скульпторов эпохи барокко. Он работал на 8 пап и создал некоторые из самых известных скульптур, таких как Экстаз святой Терезы (1647-1655).

На стороне живописи барокко был Караваджо (1571-1610), который ошеломил и разозлил многих своих зрителей, сочетая величие с естественной жизнью.

Караваджо жил в то время, когда в Северной Италии становился все более популярным научный натурализм. Поэтому, используя в своем творчестве эмоциональную зрелищность и светотень, библейские персонажи он изображал в то же время простыми людьми. Вы можете увидеть грязные ноги и бесцветное лицо Мэри в части Смерть Богородицы.

 

Смерть Богородицы
, Караваджо, 1606, через Лувр

 

Одна из его икон, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, считается гиперреалистичной. Настолько, что многие считают, что Караваджо был вдохновлен публичной казнью Беатриче Ченчи в Риме в 1599 году. 

Работа Караваджо вдохновила фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Искусство Рубенса было посвящено классической и христианской истории. Он нарисовал Избиение младенцев (1612 г.), в котором рассказывается история из Евангелия от Матфея. В нем рассказывается о сцене, когда солдаты Ирода убивали молодых людей прямо у его дворца. История гласит, что Ирод приказал это сделать, чтобы не допустить прихода предсказанного Царя Иудейского.

Однако за работой стоит еще большая история. В это время шла Восьмидесятилетняя война. Испанская армия убила восемь тысяч граждан Антверпена, поэтому некоторые рассматривают картину как призыв к миру.

Это лишь три основных художника, которых коснулось барокко. Другими известными практиками этого драматического стиля являются Йоханнес Вермеер, Диего Веласкес и Артемизия Джентилески, и это лишь некоторые из них.

 

Охват: от рококо до остального мира
«Избиение невинных», Питер Баул Рубенс, 1612 г., Художественная галерея Онтарио

 

Барокко стало основой еще одного крупного направления в искусстве. Если барокко — это католическая церковь, то рококо — это король Людовик XVII. Рококо — художественное направление, зародившееся во Франции 18 века. Людовик XVII хотел прекратить заимствовать чужие влияния и создать что-то исключительно французское.

В эту эпоху Франция переживала эпоху Просвещения, период, когда разум преобладал над религией. Рококо отошел от мрачных оттенков искусства барокко и вместо этого обратился к пастели. Этот стиль прославлял счастье, романтику, ухаживания и светскую, рациональную жизнь французских дворян.

Слово Rococo происходит от французского rocaille, , что означает галька. Ими украшали пещеры, поэтому ракушки и галька стали распространенным мотивом рококо. Вы можете увидеть это в некоторых фонтанах в Версальском дворце Людовика XVII.

 

Зеркальный зал в Версале, фото Уолли Гобец, через Flickr

 

За пределами Франции барокко повлияло на музыку, сады, танцы и скульптуру. Многие латиноамериканские церкви приняли этот стиль, например, фонтан Куско в Перу и собор Сакатекас в Мексике.

Baroque продолжает оставаться символом роскоши и страсти. Люди создают мебель, шторы и предметы искусства для дома, используя золотые акценты и узоры, чтобы создать ощущение богатого дома. Считают ли некоторые люди его чрезмерным или красивым, барокко оказало неоспоримое влияние на искусство и культуру.

By Jacqueline MartinezBA Английский писатель

Жаклин Мартинес получила степень бакалавра английского языка (письмо и риторика, если быть модным) в 2019 году. Во время учебы в колледже она работала в художественной галерее в Майами. Она посещала крупные художественные ярмарки, такие как Art Basel и Art Miami, записывая в своих статьях новые выставки и художественные тенденции. В 2018 году она училась за границей во Франции, где изучала историю искусства в некоторых крупнейших музеях мира. После выпуска она стремилась продолжать учиться, передавая свой опыт тем, кто является новичками, как она когда-то была.

Ренессанс и барокко: в чем отличия?

 

Ренессанс и барокко — два европейских течения в искусстве, пришедшие после Средневековья. Оба стиля распространились в искусстве и архитектуре, сформировав характер культуры в большей части Европы. Между тем оба стиля в значительной степени сосредоточены на иудео-христианских или греко-римских темах. Тем не менее, между двумя стилями есть явные различия, благодаря которым их легче отличить друг от друга. Сначала возник Ренессанс, продолжавшийся примерно с 14 по 17 века, а барокко выросло из достижений эпохи Возрождения, продолжавшихся примерно с 17 по середину 18 века.

Но между ними также есть некоторые ключевые стилистические различия, которые мы рассмотрим более подробно ниже, а также изучим их исторический контекст.

 

Ренессанс пришел первым

Фреска эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1494–1498 гг., Санта-Мария-делле-Грацие

 

Ренессанс возник из Средневековья, ознаменовав важный исторический период перехода к современности. Возрождение классического искусства, наряду с новым пониманием науки, природы и анатомии человека, глубоко сформировали характер искусства эпохи Возрождения. Его родиной была Флоренция, но идеи эпохи Возрождения быстро распространились по большей части Европы, и разные нации развивали свои собственные стилистические подходы. Между тем, период барокко вырос из маньеризма или периода позднего Возрождения, когда художники начали экспериментировать с большей театральностью и эмоциональным воздействием. началось в Риме в 17 веке и снова распространилось по Европе.

 

Ренессанс был натуралистичным

Шедевр Рафаэля эпохи Возрождения «Афинская школа», 1511 год. Via Musei Vaticani

 

Искусство эпохи Возрождения демонстрирует натуралистические изображения человеческого тела, которых художники достигли благодаря тщательному изучению анатомии человека. В живописи серия технических и стилистических прорывов позволила художникам добиться поразительно реалистичных результатов. К ним относятся элементы ракурса, сфумато (эффекты туманного света) и светотени (драматический свет и тень), что позволило художникам создавать правдоподобные объемные качества. Между тем, открытие линейной перспективы в рисовании, живописи и полиграфии означало, что художники могли создавать эффекты глубокого визуального пространства, как видно из мастерской работы Рафаэля «9».0021 Школа Афин, 1511.

 

Искусство и дизайн эпохи Возрождения заказаны и стабильны

Филиппо Брунеллески архитектор, Дуомо Купол Флоренции, Италия, Санта-Мария

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Искусство и архитектура эпохи Возрождения основывались на математически точных композициях и проектах, которые исследовали идеальную гармонию и золотое сечение. Художники и дизайнеры тщательно расположили элементы по высоте, ширине, симметрии и пропорциям друг против друга, чтобы создать спокойный порядок и стабильность. Горизонтальные и вертикальные линии сыграли ключевую роль в достижении этих визуальных эффектов. Архитекторы использовали упорядоченные арки, купола, фронтоны и колонны в точном соответствии друг с другом, опираясь на образцы, заданные классическим дизайном.

 

Барокко было возвышенным и драматичным

Давид Джан Лоренцо Бернини, 1623-24, via Galleria Borghese, Rome

 

Напротив, барокко взяло натуралистические достижения эпохи Возрождения и усилило их для повышения театральности и драматического эффекта. В искусстве ключевыми чертами являются высокая контрастность, резкое освещение, удлиненные тела и преувеличенные элементы движения. Сильные диагональные композиции позволили им создать динамические ощущения напряжения, разрушения и беспокойства. Эти необычные эффекты создают волнение и опасность, втягивая нас в театральность момента.

 


«Мученичество святого Матфея» Караваджо, 1600 г., в часовне Контарелли, Рим, через веб-галерею искусств, Вашингтон, округ Колумбия

 

Одной из ключевых черт искусства барокко был тенебризм, или создание напряжения с помощью резкого, высококонтрастного освещения, как это видно на большинстве картин Караваджо. Джованни Бернини Давид , 1623-24, является еще одним ярким примером искусства барокко, показывающим библейского героя, пойманного в середине бросания камня, в отличие от более спокойных ренессансных изображений того же персонажа.

 

Барокко было более изысканным

Барочное изображение Питера Пауля Рубенса «Воздвижение Креста», 1610 г.

 

Сегодня под словом «барокко» обычно подразумевается то, что отличается высокой детализацией и тщательностью. В искусстве и архитектуре барокко показные детали, такие как развевающиеся драпировки, накладывающиеся друг на друга тела, торчащие в ракурсе руки и ноги, резко контрастирующие текстуры ткани, кожи и декораций создают ощущение беспорядка, резко контрастирующего с рациональным порядком эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *