Тотемское барокко | Туризм в Вологодской области
Тотьма – один из старейших городов Вологодской области, город неповторимой, особенной архитектуры, своеобразной визитной карточкой которой являются изысканные орнаменты, украшающие фасады тотемских храмов – картуши.
Картуш – элемент декора стиля барокко. Выглядит он как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных – лепных, резных или рисованных – тотемские картуши представляют собой часть кладки стены (что объясняет их долговечность). Их поля покрыты цветами и раковинами, крестами и звездами или оставлены совершенно чистыми.
В 1962 году доктор архитектуры П. Тельтевский изучил пять тотемских храмов и первым сделал вывод, что все они представляют собой собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Заметим, что иметь свою школу – это привилегия столиц и крупных центров культуры.
Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий». Тотьма – город мореходов.
Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей. «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно», – оговорено в контракте купца Степана Яковлевича Черепанова на строительство Троицкой церкви.
Здесь же открылись и первые имена зодчих тотемского стиля – Федор Иванов Титов и его сын Максим. Клейма – вот оригинальное название картушей.Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.
Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.
Известно около пятидесяти видов тотемских картушей. Число памятников тотемского стиля приближается к тридцати. Две трети – в рамках бывшего Тотемского уезда, часть – в Солигаличском районе Костромской области, Котласском районе Архангельской области, в Забайкалье.
Барокко, Спектакль в Гоголь-Центре
Самый свежий, сложный спектакль-сон, спектакль-стон, сочинение о свободе, страсти и смерти, о стихии, смысле, стыде, о сражающихся и сраженных, о смельчаках и смутьянах, сжигающих себя спичками и сгорающих свечами, становясь сажей, слезами, скорбью, о сумевших сохранить себя, о страдающих и снедаемых, о сбегающих от скуки и старого, о сумасшедших, студентах, старухах, сынах, судах и симулякрах. Символичный, сумбурный, стильный, сильный, спорный, сказочный, содержательный, странный, страшный и смешной. Скелет станцует, Сатана споёт, Солнце сядет, но от Света след. Серебренников скован, но свободен. Самосожжение, сближение, спасение, существование, сознание, слияние, сияние, совесть, солидарность, сердце, счастье. .. Слова сомнительны.) Schlaf. Schweigen. Si, silencio!
Sergey Gureev, зритель
Удивительный спектакль в лучших традициях современного театра своевременно поднимает вопросы гражданского неповиновения, искаженной и запутанной формы современности под блестяще исполненные арии лучших композиторов эпохи Барокко.
Dmitry KUZNETSOV, зритель
Спектакль настолько яркий, тонкий и глубокий, что никакими словами его не получится описать должным образом. Надо непременно природить и смотреть. Нечто подобное вряд ли удастся лицезреть на театральных подмостках где-либо ещё.
Юрий Брисов, зритель
Не понимаю, как Кирилл Семёнович это делает, но никто больше на меня так эмоционально не воздействует. Я смотрела много его спектаклей. Считаю Барокко лучшим. Сравнить по ощущениям могу с Мучеником, Машиной Мюллера и Кафкой. По нарастающей — это самый сильный спектакль. Баро́кко (итал. barocco) — причудливый, странный, жемчужина с пороком. Спектакль посвящён феномену человека-барокко, неправильного человека. Вместо завитушек, интриг, любовных историй, которых можно было ожидать, зрителю показали историю борьбы странных, неправильных, причудливых людей, людей-факелов. Здесь речь идёт о Яне Палахе, о Жорже Батае, о Валери Соланас. О Кирилле Серебренникове. Финал с кадрами фильма «Забриски пойнт» развивает идею разрушения Хайнера Мюллера и мысль о том, что незыблемое настоящее страшнее руин этого самого настоящего, как бы ни были ужасны руины. Из лекции В. Печейкина перед спектаклем узнала, что сцена с пианистом — это про виртуозного Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на войне. В зал вводят Артиста. Его правая рука пристёгнута к судебному приставу. Он идёт к роялю. Он играет чакону Баха. Он играет одной рукой. Он играет так, что у меня слёзы навернулись. Курят и сменяются приставы. Он продолжает играть. Люблю спектакли, после которых не получается сразу выразить мнение, после которых нужно подумать, ощутить шлейф. Барокко настолько масштабное полотно, что о нём в принципе очень сложно говорить. Это с большой буквы Театр. Второй день нахожусь в третьем состоянии — между действительностью и воображением. Мысли пока не формулируются. «Совершенно не обязательно принимать „психоделики“, чтобы изменить сознание. Для меня такой психоделик — кино, театр. Здесь ты можешь увидеть „невидимое“ и быть в этом самом „третьем месте“ — между действительностью и воображением.»
Daria Levina, зритель
Барокко — это ода бунтарям. Красота человеческого тела, сила голоса, живой оркестр, музыка, погружающая в транс. Иду ещё раз в феврале. Барокко нужно ещё раз пересмотреть, переосмыслить и пережить. Всем борцам за мир, свободу, счастье — смотреть!!!
Сидорова София Игоревна, зритель
Искусство, столь же роскошное, как и звучит
Барокко — направление в искусстве, отличающееся драматизмом и величием. Французское слово, возможно, произошло от португальского Barraco, , что означает жемчуг с дефектами. В работах этой эпохи широко используется светотень, техника рисования, которая подчеркивает разницу между светом и тьмой для драматического эффекта. Они показывают персонажей в драматическом движении и не боятся роскошных, золотых и эмоционально заряженных деталей.
Однако создатели барокко не просто хотели, чтобы это было красивое искусство. Вместо этого они начали движение как религиозную пропаганду.
Движение барокко зародилось в Италии в 17 веке, прежде чем оно распространилось на остальную Европу. Всего столетием раньше началась протестантская Реформация, возглавляемая Мартином Лютером. Лютер вдохновил многих последователей отколоться от католической церкви и принять обычаи новой формы христианства. Он хотел, чтобы люди имели доступ к чтению собственной Библии и избавились от системы симонии, когда люди фактически платили за свои грехи, чтобы получить прощение.
С 1545 по 1653 год католическая церковь провела встречу с Тридентским собором в Северной Италии, чтобы обсудить, как противостоять Реформации. Они решили, что один из способов вдохновить людей следовать католицизму, а не альтернативам, — это пробудить в них страсть к искусству. Протестантизм был заметно простым и строгим выражением религии. Католическая церковь предлагала противоположную систему; они создавали искусство, чтобы вдохновить на сильные эмоциональные потрясения, драму, чувственность и жизнь.
Вы можете увидеть влияние барокко в крупной религиозной архитектуре, например, на площади Святого Петра в Риме и Королевском дворце Ла-Гранха в Испании. Барокко повлияло на все формы самовыражения, включая архитектуру, музыку и живопись.
Известные художники (и их полемика)
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейОдними из основоположников барокко были Бернини, Караваджо и Рубенс.
Бернини (1598-1680) считается одним из лучших скульпторов эпохи барокко. Он работал на 8 пап и создал некоторые из самых известных скульптур, таких как Экстаз святой Терезы (1647-1655).
На стороне живописи барокко был Караваджо (1571-1610), который ошеломил и разозлил многих своих зрителей, сочетая величие с естественной жизнью.
Караваджо жил в то время, когда в Северной Италии становился все более популярным научный натурализм. Поэтому, используя в своем творчестве эмоциональную зрелищность и светотень, библейские персонажи он изображал в то же время простыми людьми. Вы можете увидеть грязные ноги и бесцветное лицо Мэри в части Смерть Богородицы.
Одна из его икон, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, считается гиперреалистичной. Настолько, что многие считают, что Караваджо был вдохновлен публичной казнью Беатриче Ченчи в Риме в 1599 году.
Работа Караваджо вдохновила фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Искусство Рубенса было посвящено классической и христианской истории. Он нарисовал Избиение младенцев (1612 г.), в котором рассказывается история из Евангелия от Матфея. В нем рассказывается о сцене, когда солдаты Ирода убивали молодых людей прямо у его дворца. История гласит, что Ирод приказал это сделать, чтобы не допустить прихода предсказанного Царя Иудейского.
Однако за работой стоит еще большая история. В это время шла Восьмидесятилетняя война. Испанская армия убила восемь тысяч граждан Антверпена, поэтому некоторые рассматривают картину как призыв к миру.
Это лишь три основных художника, которых коснулось барокко. Другими известными практиками этого драматического стиля являются Йоханнес Вермеер, Диего Веласкес и Артемизия Джентилески, и это лишь некоторые из них.
Барокко стало основой еще одного крупного направления в искусстве. Если барокко — это католическая церковь, то рококо — это король Людовик XVII. Рококо — художественное направление, зародившееся во Франции 18 века. Людовик XVII хотел прекратить заимствовать чужие влияния и создать что-то исключительно французское.
В эту эпоху Франция переживала эпоху Просвещения, период, когда разум преобладал над религией. Рококо отошел от мрачных оттенков искусства барокко и вместо этого обратился к пастели. Этот стиль прославлял счастье, романтику, ухаживания и светскую, рациональную жизнь французских дворян.
Слово Rococo происходит от французского rocaille, , что означает галька. Ими украшали пещеры, поэтому ракушки и галька стали распространенным мотивом рококо. Вы можете увидеть это в некоторых фонтанах в Версальском дворце Людовика XVII.
За пределами Франции барокко повлияло на музыку, сады, танцы и скульптуру. Многие латиноамериканские церкви приняли этот стиль, например, фонтан Куско в Перу и собор Сакатекас в Мексике.
Baroque продолжает оставаться символом роскоши и страсти. Люди создают мебель, шторы и предметы искусства для дома, используя золотые акценты и узоры, чтобы создать ощущение богатого дома. Считают ли некоторые люди его чрезмерным или красивым, барокко оказало неоспоримое влияние на искусство и культуру.
By Jacqueline MartinezBA Английский писатель Жаклин Мартинес получила степень бакалавра английского языка (письмо и риторика, если быть модным) в 2019 году. Во время учебы в колледже она работала в художественной галерее в Майами. Она посещала крупные художественные ярмарки, такие как Art Basel и Art Miami, записывая в своих статьях новые выставки и художественные тенденции. В 2018 году она училась за границей во Франции, где изучала историю искусства в некоторых крупнейших музеях мира. После выпуска она стремилась продолжать учиться, передавая свой опыт тем, кто является новичками, как она когда-то была.
Ренессанс и барокко: в чем отличия?
Ренессанс и барокко — два европейских течения в искусстве, пришедшие после Средневековья. Оба стиля распространились в искусстве и архитектуре, сформировав характер культуры в большей части Европы. Между тем оба стиля в значительной степени сосредоточены на иудео-христианских или греко-римских темах. Тем не менее, между двумя стилями есть явные различия, благодаря которым их легче отличить друг от друга. Сначала возник Ренессанс, продолжавшийся примерно с 14 по 17 века, а барокко выросло из достижений эпохи Возрождения, продолжавшихся примерно с 17 по середину 18 века.
Ренессанс пришел первым
Ренессанс возник из Средневековья, ознаменовав важный исторический период перехода к современности. Возрождение классического искусства, наряду с новым пониманием науки, природы и анатомии человека, глубоко сформировали характер искусства эпохи Возрождения. Его родиной была Флоренция, но идеи эпохи Возрождения быстро распространились по большей части Европы, и разные нации развивали свои собственные стилистические подходы. Между тем, период барокко вырос из маньеризма или периода позднего Возрождения, когда художники начали экспериментировать с большей театральностью и эмоциональным воздействием. началось в Риме в 17 веке и снова распространилось по Европе.
Ренессанс был натуралистичным
Искусство эпохи Возрождения демонстрирует натуралистические изображения человеческого тела, которых художники достигли благодаря тщательному изучению анатомии человека. В живописи серия технических и стилистических прорывов позволила художникам добиться поразительно реалистичных результатов. К ним относятся элементы ракурса, сфумато (эффекты туманного света) и светотени (драматический свет и тень), что позволило художникам создавать правдоподобные объемные качества. Между тем, открытие линейной перспективы в рисовании, живописи и полиграфии означало, что художники могли создавать эффекты глубокого визуального пространства, как видно из мастерской работы Рафаэля «9».0021 Школа Афин, 1511.
Искусство и дизайн эпохи Возрождения заказаны и стабильны
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейИскусство и архитектура эпохи Возрождения основывались на математически точных композициях и проектах, которые исследовали идеальную гармонию и золотое сечение. Художники и дизайнеры тщательно расположили элементы по высоте, ширине, симметрии и пропорциям друг против друга, чтобы создать спокойный порядок и стабильность. Горизонтальные и вертикальные линии сыграли ключевую роль в достижении этих визуальных эффектов. Архитекторы использовали упорядоченные арки, купола, фронтоны и колонны в точном соответствии друг с другом, опираясь на образцы, заданные классическим дизайном.
Барокко было возвышенным и драматичным
Напротив, барокко взяло натуралистические достижения эпохи Возрождения и усилило их для повышения театральности и драматического эффекта. В искусстве ключевыми чертами являются высокая контрастность, резкое освещение, удлиненные тела и преувеличенные элементы движения. Сильные диагональные композиции позволили им создать динамические ощущения напряжения, разрушения и беспокойства. Эти необычные эффекты создают волнение и опасность, втягивая нас в театральность момента.
«Мученичество святого Матфея» Караваджо, 1600 г., в часовне Контарелли, Рим, через веб-галерею искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Одной из ключевых черт искусства барокко был тенебризм, или создание напряжения с помощью резкого, высококонтрастного освещения, как это видно на большинстве картин Караваджо. Джованни Бернини Давид , 1623-24, является еще одним ярким примером искусства барокко, показывающим библейского героя, пойманного в середине бросания камня, в отличие от более спокойных ренессансных изображений того же персонажа.
Барокко было более изысканным
Сегодня под словом «барокко» обычно подразумевается то, что отличается высокой детализацией и тщательностью. В искусстве и архитектуре барокко показные детали, такие как развевающиеся драпировки, накладывающиеся друг на друга тела, торчащие в ракурсе руки и ноги, резко контрастирующие текстуры ткани, кожи и декораций создают ощущение беспорядка, резко контрастирующего с рациональным порядком эпохи Возрождения.