По следам Баухауса
перейти к основной теме- Главная страница
- Культура
- Искусство и архитектура
100 лет после основания школы искусства во многих местах Германии по-прежнему можно испытать Баухаус. Мы показываем главные пункты.
17.03.2023
Здание Баухауса в Дессау © dpaАльфельд-на-Лайне Теперь отправимся на запад. В этом нижнесаксонском городе доминируют, правда, фахверковые дома, однако известен он зданием фабрики Fagus-Werke. Благодаря реализации этого проекта Вальтер Гропиус смог в 1911 г. стать архитектором-предпринимателем. Спустя 100 лет это классическое здание в стиле модерн было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Завод компании «Фагус» в Альфельде © dpaВеймар Революция в дизайне началась здесь, в городе Гёте и Шиллера.
Гельмерода Эта деревня в веймарских окрестностях неразрывно связана с художником «Баухауза» Лионелем Фейнингером. Сегодня можно пройтись по следам велосипедного маршрута Фейнингера , например к церкви Фейнингера. Это был самый излюбленный мотив американского художника немецкого происхождения.
«Церковь Фейнингера» в Гельмероде © dpa Пробстцелла Трудно выговорить, но здесь, в Тюрингенском лесу, в 70 км к югу от Веймара, находится один из самых значительных ансамблей Тюрингии в стиле «Баухауза». Архитектор Альфред Арндт построил «Дом народа» (1925-1927), который полностью оборудован в духе «Баухауза». Даже ткани, мебель, светильники и дверные ручки были изготовлены в мастерских «Баухауза». Дом народа в Пробсцелле © picture allianceЙена Здесь мастера «Баухауза» давно уже нашли место для реализации и представления своих идей. В университетском городе, расположенном недалеко от Веймара, было построено первое здание, в котором проявились идеи «Баухауза»: Городской театр Йены (1921-1922). И хотя сегодня он существует уже не в запланированном Вальтером Гропиусом виде, но вот оба сохранившихся оригинальных здания «Хаус Ауэрбах» и «Хаус Цукеркандль», тщательно отреставрированные, свидетельствуют о присутствии «Баухауза» в Йене.
Дессау Вехой в архитектуре модерна является спроектированное Гропиусом и открытое в 1926 г. в Дессау здание школы «Баухауза». Сегодня «Баухауз Дессау – Центр дизайна» снова стало оживленным местом для экспериментального формотворчества, научных исследований и обучения. И «дома мастеров» в Дессау были построены в 1925-26 гг. по проектам Гропиуса. От «Корнхауса», Исторической биржи труда и до жилого района Тёртен с его зданием «Конзум», аркадными домами и «Штальхаусом» – повсюду видны следы «Баухауза».
Здание Баухауса в Дессау © dpaБерлин Обзор деятельности самой значительной школы дизайна, архитектуры и искусства в XX веке предлагает архив «Баухауза» в Берлине. У него крупнейшая в мире коллекция экспонатов, рассказывающих об истории и деятельности «Баухауза»: от «светильника Баухауза», кресла из стальных труб Марселя Брейера до «обоев Баухауза». В городе имеются и другие примеры Нового строительства, например дома Гропиуса в районе Цeлендорфер Фишталь (1928) или последний спроектированный Мисом ван дер Роэ дом в Германии перед его эмиграцией в США: «Хаус Лемке» (1933) в восточном районе Берлина Альт-Хоэншёнхаузен.
Крефельд Ансамбль из двух вилл «Хаус Ланге» и «Хаус Эстер» (Людвиг Мис ван дер Роэ, 1927) в Крефельде по сей день впечатляющим образом доносит до нас идеи «Баухауза». Элегантные виллы-близнецы являются частью художественных музеев этого города в Рурской области.
Штутгарт На юге Германии расположен известный поселок Вайсенхоф, выстроенный в 1927 г. Немецким Вербундом под руководством Людвига Миса ван дер Роэ. Штутгартский музей Вайсенхофа наряду с историей архитектуры предлагает также «экспонат, по которому можно ходить» в двухквартирном доме, спроектированном Ле Корбюзье.
похожие темы
10+ мест в Германии для поклонников модернизма
Путешествия
В год столетия великой школы, которая переросла в мощное движение, дала имя стилю и во многом определила путь развития архитектуры и дизайна XX века, совершим гранд тур на родине Баухауса. К столетию здесь основательно подготовились: отреставрировали памятники, построили новые музеи, чередой идут выставки и фестивали.
Здание Баухауса, фото: T.Franzen
Здание Баухауса, фото: T.Franzen
Здание Баухауса, фото: T.Franzen
Здание Баухауса, фото: T.Franzen
Веймар. Родина Баухауса
Два часа от Берлина на поезде — и вы в Веймаре, важном городе в немецкой истории. Когда-то это был центр просвещения, город Гете и Шиллера, позже — место рождения Веймарской республики, пришедшей на смену рухнувшей Германской империи. Именно здесь на волне больших революционных изменений была основана Высшая школа строительства и конструирования Баухаус, в задачи которой входило выработать новый язык архитектуры и искусства, созвучный ценностям и интересам нового демократического общества.
Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas
Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas
Здание Баухауса, архитектор Анри ван де Вельде
Первый пункт программы для поклонников Баухауса — здание бывшей школы искусств и ремесел на Гешвистер-Шолль-штрассе (Geschwister Scholl Strasse), в котором в 1919 году открылась школа Баухаус.
Сейчас здесь Университет Баухаус — прямой наследник легендарной школы. Несмотря на учебные будни, историю здесь чтут. Студенты водят пешие экскурсии по следам раннего Баухауса в Веймаре, к которым имеет смысл присоединиться.
С экскурсией проще всего попасть внутрь здания, где невозможно не сфотографироваться раз десять на роскошной винтовой лестнице в стиле модерн. Кампус был построен задолго до Баухауса, еще в 1906 году, для школы прикладного искусства. Архитектор здания — Анри ван де Вельде — один из родоначальников ар-нуво. Хотя стиль этот был чужд новой эстетике Баухауса, Анри ван де Вельде, новатор по духу, не прекращал поисков новых форм, именно он был инициатором создания школы Баухаус. Уже в этом здании проглядывают черты новой архитектуры. В нем меньше декора, орнаментов и причудливых линий, огромные высокие окна, наполненные воздухом и светом помещения.
Главные артефакты Баухауса тоже внутри: это стены, расписанные по эскизам художника и сценографа Оскара Шлеммера, преподававшего в школе, а также кабинет Вальтера Гропиуса — первого директора и идейного вдохновителя школы. Дизайном кабинета он занимался лично, вся обстановка, включая мебель и светильники, полностью придумана в мастерских Баухауса. Информация о посещении и экскурсиях — здесь.
А также
От бывшего здания школы начинается велосипедный маршрут по излюбленным местам художника-экспрессиониста Лионеля Фейнингера, работавшего в Баухаусе с 1919 по 1925 год. Художник поселился в небольшом местечке Гельмероде по соседству с Веймаром, на работу ездил на велосипеде и вообще много колесил по окрестностям. Кульминация поездки — церковь, которую можно увидеть на многих работах художника. Внутри как раз находится выставка его картин.
Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen
Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen
Хаус-ам-Хорн — дом на холме
В Веймаре не слишком много следов Баухауса, одного дня хватит на все. Архитектурный памятник только один, зато какой!
В 1923 году в городе устроили выставку, на которой школа должна была демонстрировать общественности, чем они там в Баухаусе за городской счет занимаются. Главным экспонатом стал дом, спроектированный Георгом Мухе и Адольфом Мейером. Он был построен на краю Веймарского парка и получил название Хаус-ам-Хорн. Если хотите понять, что такое архитектура и дизайн раннего Баухауса, лучшего места быть не может. В нем все, от сборной конструкции до дверных ручек, было придумано в цехах школы. По подробным планам, описаниям и фотографиям современным реставраторам удалось восстановить все детали. Однако попасть внутрь можно только после 18 мая, когда памятник откроют после реконструкции.
Это прототип идеального дома новой эпохи: с ванной и центральным отоплением, демократичный по стоимости и недорогой в обслуживании, где нет ничего лишнего, все продумано и функционально. Дом буквально напичкан новаторскими идеями. Так, например, расходы на его отопление были вполовину меньше благодаря энергосберегающим технологиям. Окна выходят только на юг и запад, с северной стороны их вовсе нет, дом построен из совершенно инновационного для тех времен материала — бетонных пустотелых блоков с торфом внутри, который хорошо удерживал тепло.
Планировка простая и четкая. Квадратная гостиная, окруженная кольцом из небольших комнат, у каждой из которых строго одна функция. В спальне только спят, на кухне только готовят. Обязательно загляните на кухню! Это один из первых кухонных гарнитуров, которые станут нормой в XX веке. В доме много новаторских вещей, например первые встроенные светильники, мебель, разработанная отцом современного дизайна — Марселем Бройером. Оцените детский гарнитур. Идея больших кубиков, в которые можно играть или же использовать как сиденья, жива до сих пор, разве что теперь есть материалы помягче и полегче, чем дерево.
Из-за черно-белых фото порой складывается ложное представление, что Баухаус, да и весь модернизм, — черно-бело-серый. Меж тем «мой любимый цвет — разноцвет», говорил Вальтер Гропиус. Ранний Баухаус — яркий! Сочетание основных цветов (синий, красный, желтый) с главными формами (круг, квадрат, треугольник) — один из эстетических принципов Баухауса — воплощен в жизнь в Хаус-ам-Хорн с его цветными полами, стенами и невероятными коврами Гюнты Штольц.
Новый музей Баухауса
Заканчивается строительство нового пятиэтажного музея Баухауса в Веймаре. В мае он должен открыться для посетителей. Выставят обширную коллекцию артефактов Баухауса, всего около тысячи объектов, включая иконы дизайна: знаменитый чайник Марианны Брандт и колыбель Питера Келера, ковры Гюнты Штольц и лампу Вильгельма Вагенфельда, стулья Марселя Бройера и мебель Людвига Миса ван дер Роэ, а также картины Пауля Клее и Лионеля Фейнингера.
А также
Обедать в Веймаре рекомендуем в Ilmschlösschen Tavern (Taubacher Str. 25). Для знатоков — место культовое. Традиционная таверна, в интерьере и меню которой нет ничего модернистского, была излюбленным местом людей Баухауса. Студенты вместе с преподавателями устраивали здесь знаменитые костюмированные вечеринки. И тут неплохо кормят местными специалитетами.
На ночлег вполне можно остановиться в Веймаре. Ровесник школы, столетний отель Alt Weimar на Преллер-штрассе (Prellerstrasse), предлагает 17 номеров, обставленных в духе Баухауса.
Если останутся силы, можно отправиться в деревню Пробсцелла (Probstzella), что в 70 км от Веймара, и заночевать в «Доме народа» (Haus des Volkes). Отель был построен по проекту архитектора Альфреда Арндта в 1925–1927 годах. Это самый большой ансамбль Баухауса в этих краях. Кроме отеля и ресторана в здании работает небольшой музей истории «Дома народа».
Дессау. Столица Баухауса
В 1925 году Баухаус перебирается в Дессау. Здесь школа просуществовала до 1932 года и оставила богатейшее наследие. Если хотите увидеть много Баухауса, нужно ехать именно сюда. Всего полтора часа на поезде от Берлина — и вы в городе, где больше всего памятников этой авангардной школы.
Здание школы, фото: T.Franzen
Здание школы, фото: T.Franzen
Здание школы, фото: T.Franzen
Здание школы, фото: T.Franzen
Здание школы
Всего семь минут потребуется, чтобы дойти пешком от вокзала до сердца Баухауса — школьного кампуса. Комплекс был построен в 1926 году специально для школы по проекту Вальтера Гропиуса. Это главный архитектурный памятник Баухауса, его символ и знаковый объект для всей архитектуры XX века.
Сооружение из стекла, стали, бетона, с плоской крышей и навесным стеклянным фасадом — манифест, триумф функциональности и высокой эстетики. Даже сейчас оно выглядит современным, а для своего времени было абсолютно новаторским.
Чтобы оценить масштаб замысла, обойдите здание вокруг. Сложное, асимметричное, оно состоит из нескольких очень разных частей, соединенных между собой. Мастерская со стеклянным фасадом, административное крыло, мастерские художников, студенческое общежитие — каждая часть сконструирована особым образом. Сейчас здесь располагается фонд Баухауса. Общественные пространства можно увидеть и просто так, а вот зайти в аудитории, осмотреть мастерские художников, кабинет Гропиуса, театр, сцена которого видела постановки Оскар Шлеммера и Василия Кандинского, можно только вместе с экскурсоводом.
Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen
Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen
Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen
Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen
Дома мастеров
Недалеко от основного здания находятся виллы, так называемые дома мастеров, построенные для преподавателей школы. Место совершенно особенное: творческая колония, где когда-то бок о бок жили и работали лучшие, самые знаменитые художники-экспериментаторы того времени: Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь, Лионель Фейнингер.
Минимализм, кубические формы, плоские крыши, стеклянные фасады — все в этих домах было прогрессивным и революционным. Чтобы понять, какой переворот совершила эта архитектура, просто оглянитесь. Через дорогу традиционные особняки с треугольными крышами и вензелями на фасадах, а чуть наискосок — дворец Георгиум — образец архитектурной классики. Почувствуйте разницу!
Обязательно зайдите на последнюю в ряду домов виллу. Это был дом на две семьи. Василий Кандинский с женой делил кров с семьей Пауля Клее. Кандинскому не все нравилось в служебном жилье, и он внес свои поправки. Закрасил большое окно белой краской, чтобы снаружи не так «светиться», стены в столовой выкрасил в черный и белый цвет, спальню сделал зеленой, а в гостиной и вовсе покрыл сусальным золотом оконные рамы, дверные ручки — в общем, добавил немного экспрессии к строгому минимализму Гропиуса.
В войну были полностью разрушены дома Ласло Мохой-Надя и самого Вальтера Гропиуса. Интересно, что их не стали восстанавливать в изначальном виде, хотя все возможности для этого были. На их месте было построено два совершенно новых дома. Архитекторы переосмыслили идеи Баухауса, наглядно показав, насколько они созвучны современности и перспективны, особенно в свете новых материалов и технологий XXI века.
Все дома мастеров реставрируют к столетнему юбилею школы, к апрелю все работы будут завершены.
А также
От вокзала ходит специальный автобус по местам Баухауса. Значимые памятники разбросаны по городу, и это самый удобный способ охватить все самое интересное.
Если уж забрались в Дессау ради Баухауса, для трапезы имеет смысл выбирать заведения, близкие к теме. Тем более что они есть. Начать можно с посещения кафетерия в здании школы (попробуйте тарт фламбе, его здесь очень хвалят) или купить что-то в киоске Миса ван дер Роэ прямо на территории кампуса. Ну а на обед можно отправиться в Kornhaus Restaurant. Этот полукруглый павильон с панорамными окнами на берегу Эльбы — еще один памятник Баухауса, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поселок Тёртен, фото: Uwe Barghaan
Тёртен
Дома мастеров — пример частной застройки для состоятельных граждан. Однако самым актуальным для архитекторов Баухауса было проектирование демократичного социального жилья.
«Человеческие потребности вместо роскоши» — под этим лозунгом по проекту Вальтера Гропиуса, Ханнеса Мейера и других с 1926 по 1928 год в районе Тёртен (Dessau-Törten) в южной части города было возведено 314 двухэтажных блочных домов, каждый с небольшим земельным участком. В каждом доме были кухня, ванная, центральное отопление — для тех лет это выдающееся достижение. Хотя поселок и теперь жилой, здесь есть несколько открытых для публики зданий. Дом «Антон» с фасадом из стеклоблоков восстановлен в первозданном виде, обставлен мебелью Баухауса и открыт для посещения. В здании магазина (Konsum) разместился небольшой музей района. Обязательно осмотрите «Дом с балконом» архитектора Ханнеса Мейера, второго директора Баухауса. Чтобы не тратить место внутри, коридор вынесен на балкон. Совсем недавно и этот дом стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стоит также посетить экспериментальный стальной дом Георга Мухе и Ричарда Паулика. Этот эксперимент оказался не слишком удачным: в холод дом, целиком собранный из стальных панелей, мгновенно промерзает, а в жару раскаляется. Впрочем, для временных экспозиций, которые здесь размещаются теперь, он вполне подходит.
Биржа труда
Старая биржа труда (Historisches Arbeitsamt) в Дессау — еще один интереснейший объект. Полукруглое кирпичное здание было построено в 1927 году Вальтером Гропиусом. Прежде никаких бирж труда в этих местах вообще не существовало, это было новое явление, ответ на массовую безработицу. Гропиусу предстояло решить множество задач. Задать тон, придумать, какими могут быть эти учреждения. Спланировать пространство таким образом, чтобы обслужить как можно больше безработных минимальным количеством персонала. Сделать так, чтобы соискатели не толпились и не слишком нервничали.
Биржа устроена в высшей степени рационально. Здание, освещаемое естественным образом за счет прозрачного потолка, работало как машина для сортировки людей. Шесть дверей разделяли посетителей на разные потоки еще при входе: по половому признаку и по специальностям. Отдельный выход был для женщин, в другие двери входили мужчины: те, кто на завод, — в одну дверь, служащие — в другую и т.д.
Ключевая часть здания полукруглая, а внутри у биржи кольцевая планировка. За дверью следовало «кольцо» ожидания, из него каждая категория безработных попадала напрямую к потенциальным работодателям. Получившие работу сразу проходили в третье кольцо, где был выход, и, таким образом, не встречались с теми, кто еще только надеялся на трудоустройство. Для тех же, кто получил отказ, был свой маршрут: в кассу за пособием по безработице и на выход.
Сейчас в старом здании биржи работает муниципальное учреждение, но попасть внутрь можно, к тому же совершенно бесплатно.
Музей Баухауса
Музей Баухауса в Дессау
8 сентября 2019 года в центре Дессау на площади Миса ван дер Роэ начнет работать новый Музей Баухауса. Для него построено новое здание, которое вместит вторую по величине коллекцию Баухауса в мире — 49 тысяч экспонатов. Ее начали собирать в 70-е годы и теперь впервые представят в едином пространстве.
Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen
Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen
Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen
Альфельд-на-Лейне
Фабрика «Фагус»
Этот город в Нижней Саксонии входит в гранд тур по немецкому модернизму благодаря одной, но исключительно важной достопримечательности. Здесь находится один из главных символов индустриальной архитектуры XX века, первое современное промышленное здание в Европе, отправная точка в развитии модернизма и функционализма. Именно с этого проекта начался успех архитектора Вальтера Гропиуса. Речь идет о фабрике обувных колодок «Фагус» (Fagus-Werk).
Строительство комплекса из 10 зданий началось в 1909 году. Проект был абсолютно новаторским, вместо традиционно темных и мрачных цехов было возведено наполненное светом и воздухом здание из стекла, стали и бетона. Прогрессивного владельца волновала безопасность. Ответом на его запрос стали огромные окна в стальном переплете — новое слово в фабричном строительстве. Стеклянные панели были даже на крыше. Благодаря хорошему освещению цехов травматизм на новой фабрике был в два раза ниже, чем в среднем в те времена.
Еще одна не менее новаторская идея проекта — забота об эстетических чувствах рабочих. Взять, к примеру, знаменитую лестницу без опоры, будто парящую в воздухе.
Прежде даже в голову не приходило, что на фабрике должно быть красиво. «Эффективность производства зависит от счастья рабочих», — писал Гропиус.
О том, счастливы ли трудящиеся здесь рабочие, можно узнать лично. Потому что фабрика до сих пор работает. Не исключено, что колодка для ваших ботинок была сделана именно здесь.
Кроме цехов в главном здании есть музейная часть, где рассказывают об истории здания и производства. Это культурный центр города, где проводят выставки и всевозможные мероприятия.
Берлин и окрестности
В 1930 году Баухаус переезжает в Берлин, где размещается в здании бывшей телефонной фабрики. Нацистский режим не устраивал этот оплот вольномыслия, в здании постоянно проводили обыски, студентов арестовывали, и в 1933 году последнему директору Баухауса Мису ван Дер Роэ ничего не оставалось делать, как принять решение о роспуске школы.
В Берлине тем не менее достаточно памятников, которые порадуют и ценителей Баухауса. К тому же именно в Берлине проходит больше всего событий, приуроченных к столетию: выставки, фестивали, конференции.
Архив Баухауса, фото: T.Franzen
Архив Баухауса, фото: T.Franzen
Архив Баухауса, фото: T.Franzen
Архив Баухауса
Первый пункт маршрута — Архив Баухауса (Museum für Gestaltung) в районе Тиргартен. Здесь расположена крупнейшая в мире коллекция школы. Сейчас заканчиваются работы над новым зданием, коллекция переезжает туда, поэтому архив закрыт для посещения. Однако уже само его здание, построенное Вальтером Гропиусом, — яркий памятник модернистской архитектуры.
Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen
Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen
Школа профсоюзов
Час на поезде от Берлина — и вы в Бернау. Здесь посреди леса расположена Школа профсоюзов, которая была построена в 1928–1930 годах по проекту Ханнеса Мейера и Ганса Виттвера. Этот архитектурный ансамбль, состоящий из трехэтажных построек, был отреставрирован и сразу вошел в список ЮНЕСКО в 2017 году. Сейчас здесь работает интернат профессионального обучения, поэтому попасть внутрь непросто: только с экскурсиями по четвергам и воскресеньям по предварительной записи.
Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen
Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen
Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen
Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen
Модернистские кварталы
Отдельного внимания заслуживают берлинские модернистские поселки или, как их еще называют, кварталы. Большинство из них были спроектированы архитектором Бруно Таутом, который полностью разделял идеи Баухауса. Многоквартирные дома стали классикой для городов XX века, они есть едва ли не в каждом городе мира. Берлинские поселки — родоначальники современного урбанизма. Жаль, что разбросаны они по разным частям города, так что посетить все проблематично. Но один-два осмотреть определенно стоит.
Самый интересный — поселок Хуфайзен («Подкова»), он находится в округе Нойкельн и был построен в 1925–1933 годах. В поселке 1072 квартиры, и это первый масштабный проект социального жилья в столице. Часть построек расположена линейно, но ядро и главная достопримечательность — дома, образующие форму подковы. Еще один отличительный знак Хуфайзена — яркие цвета домов, которые должны были компенсировать аскетизм жилья. «Подкова» – белая, вход в поселок выделен синим, выходящая на Фриц-Рейтер-Алле сторона – красная. Еще больше красок в другом поселке Бруно Таута, который носит название «Город-сад Фалькенберг» (Gartenstadt Falkenberg) и расположен в районе Трептов-Кёпеник. Это более раннее и поэтому еще довольно буржуазное поселение. Много зелени, цветов, яркие разноцветные домики — архитектор хотел, чтобы место напоминало коробку с красками.
Отель Tautes Heim
Хорошая новость для истинных ценителей модернизма. В поселке Хуфайзен один из домов был превращен в жилой музей поселков Бруно Таута. Силами энтузиастов-владельцев и дизайнеров подробно восстановлены исторические интерьеры. Правда, это не музей, а отель. Просто посмотреть не пускают, здесь надо жить. Забронировать дом можно за 150 евро в сутки на сайте.
Выставка Original Bauhaus
Одно из главных событий по случаю столетнего юбилея — выставка Original Bauhaus, которая будет проходить в Берлинской галерее. В центре внимания всего 14 экспонатов, по числу лет существования школы. Каждый из них — икона стиля: чайный сервиз Марианны Брандт, светильник WG24, кресло Марселя Бройера и т.д. Выставка будет открыта с 6 сентября 2019 года до 27 января 2020 года.
Неделя Баухауса – 2019
С 31 августа по 8 сентября в Берлине пройдет общегородской фестиваль «Неделя Баухауса – 2019» (Bauhauswoche Berlin 2019).
В витринах магазинов на Кант-штрассе и Потсдамер-штрассе разместятся экспозиции, рассказывающие об истории школы. На некоторых террасах и крышах города будут проходить встречи, лекции и даже занятия йогой для всех желающих. Центральный павильон фестиваля расположится на Эрнст-Ройтер-Плац. Интересно, что конструкцию соберут из старых окон, снятых со зданий Баухауса в Дессау. В павильоне можно будет найти всю информацию о локациях и событиях фестиваля.
Вилла Лемке
В 1930 году, за три года до закрытия Баухауса, ее директором становится тогда уже знаменитый Мис ван дер Роэ. В Берлине можно увидеть частный дом, спроектированный им в те годы. Это последний проект мэтра современной архитектуры в Германии перед тем, как он эмигрировал в США. И хотя эта вилла построена для семьи фабрикантов по фамилии Лемке, в историю она вошла именно как «Дом Миса ван дер Роэ». Постройка точно передает дух модернизма. Снова плоская крыша, асимметричная L-образная форма здания, обожженный кирпич — один из излюбленных материалов мастера. Дом находится в западной части Берлина довольно далеко от центра, но в качестве бонуса отправившиеся сюда смогут увидеть любопытные экспозиции, посвященные прошлому и настоящему модернизма, сейчас Вилла Лемке работает как выставочный зал.
Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen
Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen
Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen
Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen
Штутгарт
Здесь находится важнейший в истории модернизма рабочий поселок Вайсенхоф («Белые дворы»). Поселок этот особенный. Он был возведен для выставки «Современное жилье» в 1927 году. И это было настоящее программное высказывание о том, каким должно быть современное жилье для широких масс: доступным, практичным, недорогим. «Дом — машина для жилья» — главный принцип конструктивизма был положен в основу этого проекта.
Поселок проектировали чуть ли не все имеющиеся на тот момент в Европе архитекторы-авангардисты: Вальтер Гропиус, Бруно и Макс Тауты, Ле Корбюзье и др. Куратором был Мис ван дер Роэ, именно ему принадлежит генеральный план Вайсенхофа. Собралась блестящая команда: 17 архитекторов из пяти стран. Архитекторы не только проектировали дома, но и заполняли их правильной мебелью. Именно здесь впервые были представлены публике кресла из гнутых стальных трубок дизайнера Марселя Бройера — культовая мебель Баухауса.
Несмотря на то что Вайсенхоф — поселок выставочный, это настоящее жилье, а не временные экспонаты. С тех самых пор здесь живут люди, и в квартиры не попасть. Главный хит поселка — дом Ле Корбюзье. К счастью, городским властям удалось его выкупить, и сейчас здесь музей. В одной части можно узнать все об истории поселка, в другой — увидеть восстановленные интерьеры.
Выставка «Город Вайсенхоф. Прошлое, настоящее, будущее»
С 7 июня по 20 октября 2019 года в Государственной галерее Штутгарта будет проходить выставка «Город Вайсенхоф. Прошлое, настоящее, будущее». Кураторы приглашают переосмыслить историю с позиции нынешнего дня.
Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen
Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen
Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen
Франкфурт. Образец архитектурного модернизма
Баухаус был богат новаторскими градостроительными идеями. Они оказали колоссальное влияние на облик городов XX века. Одним из первых изменился Франкфурт-на-Майне. Мэр лелеял мечту превратить свой город в центр архитектурного авангарда, и в конце 20-х годов здесь стартовала программа застройки «Новый Франкфурт». Появились такие интересные проекты, как центральный рынок (архитектор Мартин Эльзассер), Университет Гете (Ганс Пельциг). А главное — 10 тысяч семей получили жилье. Разработал программу архитектор Эрнст Май и его команда. С его подачи в городской жизни появилось такое явление, как спальные районы, построенные по типовым проектам. Это потом их будут яростно критиковать, а тогда это был колоссальный прорыв, символ обновления и надежды на лучшую жизнь. После Франкфурта, в начале 30-х годов, Эрнст Май с командой работал в СССР. Под его началом были застроены почти два десятка советских городов, среди них — Кемерово, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Харьков.
Дом Эрнста Мая
Один из самых известных районов «Нового Франкфурта» — Рёмерштадт (Römerstadt Estate). На территории этого поселка в двухэтажном доме с террасой сейчас работает музей Эрнста Мая, в котором все устроено именно так, как и было задумано архитекторами «Нового Франкфурта». Хотя панельные коробки разочаровали многих, именно здесь можно оценить, насколько прекрасным, рациональным, хоть и утопичным, был изначальный замысел.
Здесь же можно увидеть знаменитую «франкфуртскую кухню», от которой ведут свою родословную современные модульные кухни: навесные шкафчики наверху, плотно прилегающие друг к другу нижние элементы, чтобы не пропадало ни одного сантиметра. Ее создательница Маргарете Шютте-Лихоцки с секундомером изучала ежедневные маршруты, которыми следуют хозяйки, и спланировала новую кухню таким образом, чтобы сократить все необходимые передвижения. Кухня вообще изобилует практическими находками. Если вы до сих пор задаетесь вопросом, как выжить с шестиметровой кухней, за подсказками вполне можно обратиться к авторскому прототипу.
И это далеко не все! Яркое наследие Баухауса — создания его учеников и последователей можно найти в Ганновере и Гамбурге, Дюссельдорфе и Лейпциге, Магдебурге и Дрездене, и других немецких городах. Поездки по этим интересным локациям предлагает «Гранд тур модернизма».
Новаторские работы студентов и наследников Баухауса рассеяны по всему миру. Дома, спроектированные эмигрировавшими в СССР архитекторами можно встретить в строившихся в 30-х годах соцгородках России: Перми, Магнитогорске, Соликамске.
Автор:
sobaka,
На тропе Баухауза в Германии
Реклама
ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ Здание Баухауза в Дессау, Германия, одно из мест, где сформировалось движение. Кредит… Андреас Мейхснер для The New York TimesЗдание Баухауза возвышается над Дессау, небольшим постиндустриальным городом на востоке Германии, словно футуристическое послание из прошлого. С его подвесными стеклянными фасадами, открытой стальной решеткой и асимметричной планировкой комплекс из трех крыльев выглядит одновременно современным и знакомым. Но когда он был закончен в 1926, это было совершенно чуждо.
Подобно прозрачному кубу, парящему над городом, здание стало хрустальной кульминацией глобального видения Баухауза, настолько сильно влиятельного, что сегодня трудно найти уголок дизайна, архитектуры или искусства, на котором не было бы его следов. Трубчатый стул, офисная башня из стекла и стали, чистое единообразие современного графического дизайна — многое из того, что мы связываем со словом «модернизм», — уходит своими корнями в небольшую немецкую художественную школу, просуществовавшую всего 14 лет.
Основанный в 1919 году в Веймаре подающим надежды немецким архитектором Вальтером Гропиусом, Staatliches Bauhaus объединил изобразительное искусство, ремесла и дизайн под одной крышей с целью создания Gesamtkunstwerk, или тотального произведения искусства. Он существовал в трех немецких городах — Веймаре, Дессау и Берлине — и при трех архитекторах-директорах: Гропиусе, Ханнесе Мейере и Людвиге Мис ван дер Роэ.
Его развитие шло параллельно развитию Веймарской республики, возникшей на руинах Первой мировой войны, процветавшей в политическом, экономическом и культурном хаосе межвоенных лет и закончившейся в 1933 с возникновением Третьего рейха. Учителями Баухауза были некоторые из самых важных художников современной эпохи — Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Альберс и Ласло Мохой-Надь, и многие из них бежали из Германии после закрытия школы под давлением нацистов, возглавив их распространять идеи Баухауза по всему миру, прежде всего в США.
В мае я пошел по пути Баухауза, путешествуя на поезде по основным достопримечательностям Баухауза в Германии: из Берлина на юг в Штутгарт, затем во Франкфурт, в Альфельд под Ганновером, затем на восток в Веймар, Галле, Дессау и обратно в столицу. Многие из этих сайтов готовятся к 2019 году.Столетие Баухауза, трехлетняя программа, включающая как минимум 10 из 16 федеральных земель страны и включающая выставки, новые музеи, мероприятия и публикации.
Реконструированный Дом Гропиуса в Дессау, часть Дома Мастеров. Кредит… Андреас Мейхснер для The New York TimesСтолетие приходится на время, когда Баухаус переживает ренессанс. Интерес среди художников «определенно растет», — сказала Аннемари Джегги, директор Архива Баухауза в Берлине, музея и исследовательского центра. «Я поражена тем, как много художников сегодня — особенно молодых художников — возвращаются к ремеслам и увлекаются идеями Баухауза», — сказала она.
Число посетителей основных институтов Баухауза растет, однако, по словам г-жи Ягги, большинство из них приезжают из-за пределов Германии. Действительно, во время моей поездки я столкнулся с исторической странностью: несмотря на глобальное значение, Баухаус не пользуется большим уважением в стране своего происхождения.
Это как-то связано с смешением здесь Баухауза и модернизма, а также с тем фактом, что Баухаус — это еще и название крупнейшей в Германии сети товаров для дома. Но есть и более важная причина, которую можно увидеть из окна поезда Deutsche Bahn, мчащегося по окраинам почти любого немецкого города. Распространение дешевых коробчатых высотных зданий из бетонных плит, которые, как бактерии, распространились по разбомбленным городам Германии после Второй мировой войны, к лучшему или к худшему — наследие Баухауза.
«Для многих людей, — сказал доктор Джегги, — у Баухауза больше отрицательного, чем положительного аспекта».
Тем не менее, более пристальный взгляд на Баухаус и немецкое модернистское архитектурное движение, известное как Neues Bauen, или Новая Объективность, показывает, как мало эти движения имели ничего общего со сборной непристойностью послевоенного модернизма. Сегодня многие приверженцы Баухауза надеются, что программа, посвященная столетию, вызовет внутренний интерес и гордость за движение в то время, когда Германия сильно разделена по поводу приема беженцев и учета своей культурной самобытности.
Несмотря на небольшой размер, Веймар, зеленый, туристический город с картинками, расположенный примерно в 50 милях к юго-западу от Лейпцига, имеет огромное культурное значение в стране. Тем не менее, каким бы красивым ни был родной город Гёте и Шиллера, есть что-то удушающее в вымощенном булыжником Старом городе Веймара с его фальшиво-средневековыми террасами-ресторанами, полными пенсионеров, с удовольствием поедающих фруктовый пирог.
Только недавно Баухаус серьезно влился в пантеон культурных наград Веймара. Именно здесь Гропиусу, красивому 36-летнему архитектору, награжденному за доблесть в Первой мировой войне, было предложено возглавить новую школу, образованную в результате слияния веймарских государственных школ прикладного и изобразительного искусства. Когда он открыл Баухауз в 1919 декабря он нанял мастеров-учителей и призвал художников и мастеров создать «здание будущего».
Портрет Вальтера Гропиуса на фоне плана застройки, 1930 год. Credit…ullstein bild, через Getty Images в своей книге 1981 года «От Баухауза до нашего дома». «Это была коммуна, духовное движение, радикальный подход к искусству во всех его формах, философский центр, сравнимый с садом Эпикура».С длинными волосами и андрогинной одеждой студенты Баухауза жили вместе, работали вместе и устраивали дикие, легендарные вечеринки, построенные вокруг тем (Фестиваль фонарей, Фестиваль воздушных змеев), которые в последующие годы становились все более концептуальными (Фестиваль металла, Борода, Нос). и вечеринка сердца).
Жизнь в Баухаусе во многих отношениях предшествовала богеме, которая воцарилась в американских гуманитарных колледжах полвека спустя. Студенческий состав был интернациональным и разнообразным, около половины из них составляли женщины. Хотя это внешне поощрялось, внутренне Гропиус просил направить всех женщин в ткацкую мастерскую, а в качестве альтернативы — гончарное дело и переплетное дело. Тем не менее, несколько женщин сделали себе имя, в том числе мастерица по металлу Марианна Брандт, чьи гладкие, потусторонние чайники стали иконами промышленного дизайна.
Раннее экспрессионистское направление школы было сформировано эксцентричным швейцарским художником Йоханнесом Иттеном, который преподавал знаменитый обязательный курс Баухауза по основам цвета, формы и материала. Самозваный мистик, обривший голову и одетый в мантию, Иттен был резидентом школы сумасшедшим священником. Он был строгим вегетарианцем и последователем Маздазнана, зороастрийского культа огня, зародившегося в Соединенных Штатах.
Мастерская Иттена находилась в Tempelherrenhaus, ложной готической башне, спроектированной Гёте, которая была повреждена во время Второй мировой войны. Его руины сегодня смотрят на то место, где Иттен заставлял своих первокурсников заниматься йогой, пением и дыхательными упражнениями перед занятиями.
Сегодня бывший кампус снова занимает академия искусств, которая с 1996 года носит название Университет Баухаус. Нынешние и бывшие студенты проводят «Прогулки Баухауса» по студиям, где «Баухойслер» посещал мастер-классы, классифицированные по ремеслам — деревообработка, живопись, ткачество и т. д. — применяя междисциплинарный подход, направленный на создание новой функциональной среды обитания.
Костюмы из авангардного балета Triadic Ballet Оскара Шлеммера. Кредит… Государственная галерея ШтутгартПосетители также могут увидеть реконструкции фантастических настенных росписей (оригиналы были уничтожены назначенной нацистами администрацией): стилизованные человеческие фигуры Оскара Шлеммера, явное влияние на фильм Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года, и геометрические абстрактные композиции Герберта Байера, член мастерской Кандинского после того, как русский художник поступил на факультет в 1922 году. В том же году был временно назначен Тео ван Дусбург, основатель голландского движения De Stijl, который повлиял на эстетический сдвиг Баухауза в сторону конструктивизма.
Только во время экскурсии посетители могут попасть в тщательно реконструированный офис Гропиуса, который был экспонатом первой официальной выставки Баухауса в 1923 году. Подобно антигравитационному кубику Рубика, вся комната определяется концепцией квадрата в квадрате, частично на идеях пропорций эпохи Возрождения, от кажущихся плавающими подлокотников прямоугольного кресла из дерева и холста до системы освещения, состоящей из трубчатых ламп, прикрепленных к алюминиевым стержням с помощью деревянных соединительных кубов.
В экспозицию также вошел близлежащий Haus am Horn, первый испытательный дом школы. Спроектированный Георгом Мухе, в то время «формальным мастером» или художественным руководителем ткацкой мастерской Баухауза, дом с плоской крышей и белым фасадом отражал последние технические стандарты и промышленные материалы: стены из шлакоблоков, заведомо некачественная изоляция Torfoleum. плинтусы из непрозрачного стекла. Все это было частью перехода от ремесла к промышленности. В своем предисловии к 1923 выставки Гропиус объявил пересмотренный девиз школы: «Искусство и технологии — новое единство».
Хотя выставка 1923 года стала сенсацией в мире искусства, она не смогла успокоить все более консервативное правительство Тюрингии, которое финансировало Баухаус. Германия страдала от экономических трудностей, которые вместе с идеологическими потрясениями Первой мировой войны сделали ее питательной средой для националистических идей. С его авангардизмом и левыми наклонностями Баухауз никогда не был популярен в Веймаре, но когда нацисты вошли в парламент Тюрингии в 1924 года Баухаус понял, что пора уходить.
Перед отъездом Гропиус, мастер формирования общественного имиджа, пожертвовал предметы мастерской Государственной художественной коллекции Веймара, которая сегодня составляет ядро коллекции из 10 000 экспонатов Музея Баухауза на Театральной площади, старейшей коллекции Баухауза в мире. Хотя объекты в основном предшествуют великим прорывам середины 1920-х годов, есть достойные моменты, такие как реконструкция стеклянной «Огненной башни» Иттена, призванная олицетворить единство художественных дисциплин. К столетию коллекция будет передана в новый музей в Ваймархалленпарке.
В 1925 году Баухаус переехал в развивающийся фабричный город Дессау, и началась работа над новой, радикально современной штаб-квартирой, в которой разместится все, от мастерских до студенческих общежитий.
Сегодня в здании Баухауза из стекла, стали и бетона находится исследовательское и учебное заведение, занимающееся продвижением идей Баухауза. Фонд Bauhaus Dessau проводит выставки, резиденции, студенческие обмены и мероприятия в дополнение к своей постоянной коллекции, второй по величине после Берлина.
В последние годы количество посетителей в год выросло примерно до 100 000 человек, и фонд стал «все больше и больше ориентироваться на туризм», заявила пресс-секретарь Хельга Хускамп. В Дессау также появится новый музей — невысокая стеклянная конструкция с приподнятым стальным экзоскелетом, спроектированная молодой испанской фирмой González Hinz Zabala.
Ежедневные экскурсии по зданию Баухаус; близлежащие Дома Мастеров, набор частично реконструированных резиденций, где жили Гропиус, Клее, Мохой-Надь, Альберс и другие мастера Баухауза; и проект жилья для рабочих на окраине города. Эти сооружения, спроектированные Гропиусом, были построены его частной фирмой.
Невозможно ощутить призматический кинематографический эффект здания Баухаус, не перемещаясь по нему и вокруг него. Здание смотрит само на себя, стеклянные и стальные сетки наслаиваются на решетку, создавая постоянно новые углы и футуристические перспективы.
Стеклянные перегородки доходят до прозрачных углов. Большие панели стеклянных окон в стальных рамах открываются цепочкой. Металлические дверные ручки, разработанные Гропиусом, стали прототипом, который Германия, по сути, приняла в массовом порядке (Гропиус безуспешно пытался подать в суд за нарушение авторских прав).
Нетрудно проследить связь между зданием и многослойной прозрачностью и игрой света в творчестве венгерского художника Ласло Мохоли-Надя, который присоединился к Баухаусу в 1923 году в возрасте 28 лет, заменив Иттена, который ушел в знак протеста против сдвиг школы в сторону промышленного дизайна. Мохой-Надь, в настоящее время предмет ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, быстро стал самым влиятельным коллегой Гропиуса.
Для посетителей, которые хотят погрузиться в атмосферу, Фонд Баухауза в Дессау предлагает ночлег в здании Studio Building, в котором когда-то жили младшие мастера и подающие надежды студенты. За 35–60 евро за ночь (примерно от 40 до 67 долларов) вы можете снять комнату с головокружительным балконом с перилами. Здесь нет Wi-Fi, и историческая достоверность распространяется на общий санузел в каждом зале, но для паломника Баухауза нет лучшего способа провести ночь.
Лежа в комнате-студии, глядя в огромные окна с деревянными панелями на скошенные красные крыши Дессау, я задавался вопросом, каково было студентам внутри этой футуристической лаборатории, в то время как снаружи нищая Германия бурлила реакционным хаосом. То, что сегодня кажется спартанским, казалось многим студентам Баухауза, по их письменным воспоминаниям, раем: комната и трехразовое питание в столовой на первом этаже здания-студии, которая сегодня предлагает сытную немецкую еду без излишеств.
Столовая соединена со зрительным залом, который представляет собой расширенную версию геометрической трубчатой потолочной системы освещения, дебютировавшей в офисе Гропиуса в Веймаре, и необыкновенную связанную систему трубчатых стальных стульев, разработанную в 1926 году 24-летним венгром по имени Марсель Брейер. Многие предметы мебели, прославившиеся позже Ле Корбюзье и Мисом, во многом обязаны творениям Брейера, вдохновленным велосипедным рулем.
Здесь, в зрительном зале, Оскар Шлеммер, руководитель театральных мастерских Баухауза в Веймаре и Дессау, поставил свои феноменальные авангардные сценические постановки, в том числе свой шедевр «Триадический балет», впервые поставленный в 1922. Танцовщицы в жестких, объемных, геометрических костюмах Шлеммера стали живыми скульптурами, математически движущимися, как марионетки, над цветовыми полями — пластическое метафизическое видение, которое преследовало исполнительское искусство Роберта Уилсона, Дэвида Боуи, Леди Гаги и других.
Семь оригинальных костюмов Триадического балета Шлеммера стоят на возвышении в слабоосвещенном помещении Новой государственной галереи в Штутгарте. В музее также хранятся картины уроженца Штутгарта, многие из которых были уничтожены во время кампании нацистов по дегенеративному искусству, а также архив Оскара Шлеммера, в том числе письма, рисунки, заметки и фотографии.
На внешних холмах Штутгарта находится еще одна важная часть истории Баухауза: поместье Вайссенхоф, построенное в 1927 году как международная выставка жилья для рабочих, курируемая Мисом. В нем представлено 21 здание Гропиуса, Петера Беренса, голландских архитекторов J.J.P. Уда и Марта Стама, пионера швейцарско-французского модернизма Ле Корбюзье, среди прочих, выставка помогла создать так называемый интернациональный стиль современной архитектуры.
Главное здание Баухауза в Дессау по проекту архитектора Вальтера Гропиуса, завершенное в 1926. Кредит… Андреас Мейхснер для The New York TimesВайссенхоф стал своего рода всемирной выставкой архитектурной эстетики, отстаиваемой в Баухаусе: плоские крыши, прозрачные стены, промышленные материалы, упрощенный орнамент. Поместье Вайссенхоф, музей с 2007 года, — одно из многих мест в Германии, свидетельствующих о том, что цвет — особенно основные цвета — был важным аспектом архитектуры раннего модернизма.
Под девизом «Licht, Luft und Sonne» (свет, воздух и солнце) проектирование жизненного пространства будущего стало высшей целью Баухауза и Нового Бауэна.
Германия изобилует инновационными проектами раннего модернизма, которые очаруют любителей архитектуры. Основные моменты включают Hufeisensiedlung 1926 года Бруно Таута, или Поместье Подковы, на южной окраине берлинского района Нойкёльн, известное своими экспрессионистскими дверями и фасадами из красного кирпича, и поместье Рёмерштадт во Франкфурте, часть революционной программы крупномасштабного жилищного строительства Нового Франкфурта. во главе с архитектором и градостроителем Эрнстом Мэем.
Те, кто интересуется Новым Франкфуртом, могут посетить Ernst-May-House, небольшой музей в исторически реконструированной резиденции в поместье Рёмерштадт. Там посетители могут войти в знаменитую Франкфуртскую кухню, спроектированную в 1926 работы выдающейся Маргарет Шютте-Лихоцки, первой женщины-архитектора в Австрии, которая впоследствии активно участвовала в сопротивлении нацистам. Вдохновленный железнодорожными вагонами-ресторанами, Шютте-Лихоцки решил разработать «лабораторию домохозяйки», предлагающую максимальную эффективность и гигиену на минимальном пространстве. Около 10 000 ее сборных кухонь были установлены в новых квартирах рабочего класса, став прототипом встроенной кухни, повсеместно распространенной на Западе.
Строительство недорогих сборных домов становилось все более важным для Гропиуса, который ушел из Баухауза в 1928, чтобы посвятить себя этому. Мохой-Надь ушел в том же году, сокрушаясь в своей прощальной речи об упадке художника в школе и говоря, что Клее и Кандинский были там только «для создания атмосферы». Преемник Гропиуса, Ханнес Мейер, радикальный функционалист, реорганизовал школу, однако его верная коммунистическая принадлежность привела к возникновению в школе большой коммунистической ячейки.
Пресса атаковала, и Мейер ушел в отставку в 1930 году, направившись в Москву с «красной бригадой Баухауза». Его прагматичная замена, Мис, в последние годы превратила Баухаус в полноценную архитектурную школу.
Дверная ручка, предназначенная для исчезновения в полукруглом отверстии в стене. Предоставлено… Андреас Мейхснер для The New York TimesКогда нацисты взяли под свой контроль городской совет Дессау, Баухаус снова был вынужден переехать. В 1932 году Мис открыл школу на заброшенной фабрике в Берлине, финансируя ее за счет собственных средств. Но через 10 месяцев гестапо закрыло Баухаус навсегда, когда Гитлер пришел к власти в стране.
Хотя Баухаус просуществовал в Берлине менее года, город наполнен остатками этого движения — от Архива Баухауза, расположенного в здании вдоль реки Шпрее, которое было одним из последних проектов Гропиуса, до Музея Берггрюна. коллекция из около 60 картин Пауля Клее и работы Кандинских из Новой национальной галереи, спроектированной Мисом, которая, как ожидается, вновь откроется к столетию.
Самым солидным зданием Баухауза в Берлине является школа профсоюзов ADGB в пригороде Бернау, зигзагообразный функционалистский комплекс из кирпича, стали и стекла, окруженный сосновым лесом и автобаном, построенный в 1930 году вторым директором Баухауза Ханнесом Мейером.
Совместно с Архивом Баухауза организация под названием «Искусство: Берлин» проводит туры по Берлину, связанные с Баухаузом (на немецком языке, за исключением групп по предварительному запросу), которые посещают такие места, как дом Мис ван дер Роэ, его последний архитектурный проект в Германии до того, как он бежал от нацистов, и Erich Hamann Bittere Schokoladen, кондитерская, расположенная в 1928 фабричных комплексов, построенных самим безумным священником Баухауза Йоханнесом Иттеном.
После закрытия Баухауза нацисты продолжали преследовать его бывших членов, обвиняя их в «культурном большевизме». Некоторые погибли в лагерях, но многие бежали в Западную Европу и США.
Гропиус и Брейер были наняты Гарвардской высшей школой дизайна, где они изменили учебную программу. Мохой-Надь основал Нью-Баухаус в Чикаго, который превратился в Чикагский институт дизайна. Мис также поселился в Чикаго, где стал знаменитым архитектором. А Йозеф и Анни Альберс основали художественную школу на холмах Северной Каролины под названием Black Mountain College, огромный инкубатор американского авангарда, который помог начать карьеру Джона Кейджа, Мерса Каннингема, Бакминстера Фуллера, Роберта Раушенберга и Сая Твомбли. , среди прочих. В 1938, Музей современного искусства закрепил влияние Баухауза крупной выставкой.
Студенческий квартал в Дессау, с картины Гропиуса. Кредит… Андреас Мейхснер для The New York TimesВеликая ирония преследований Баухауса нацистами заключается в том, что его изгнание из Германии служило только распространению его идей.
«Сегодня память о Баухаузе важна как никогда», — сказала г-жа Хускамп из Фонда Дессау, имея в виду кризис с беженцами и внутренний конфликт в Германии о том, как реагировать. «В наше время — особенно в Германии, где многие люди хотят, чтобы наше общество все больше и больше закрывалось, — добавила она, — важно осознавать, что значит быть непредубежденным, что значит быть интернациональный, как само собой разумеющееся, что значит быть современным».
Для экскурсий на английском языке рекомендуется звонить заранее. Другие туры можно найти в программе столетия Баухауза (bauhaus100.de).
Прогулка Bauhaus Walk (Bauhaus Atelier Info Shop Café, Geschwister-Scholl-Strasse 6a, Weimar; от 4 до 9 евро, или от 5 до 10 долларов США) под руководством нынешних и бывших студентов Университета Баухауза охватывает кампус Веймара, где он все началось, как и Haus am Horn.
Фонд Баухаус в Дессау (Gropiusallee 38, Dessau; bauhaus-dessau.de/foundation.html; 5 евро за экскурсию плюс 13 евро за комбинированный входной билет) ежедневно проводит множество экскурсий с гидом, которые исследуют здание Баухауза, близлежащие Дома мастеров и Тортен. Поместье, жилой комплекс для рабочих на окраине города.
Weissenhof Estate (Weissenhofmuseum im Haus Le Corbusier, Rathenaustrasse 1-3, Stuttgart; weissenhofmuseum.de; от 5 до 7,50 евро) за пределами Штутгарта предлагает ежедневные экскурсии.
Art: Berlin, в сотрудничестве с Bauhaus-Archiv проводит несколько связанных с Баухаузом туров по всему городу (туры начинаются из разных мест; artberlin-online.de/touren/tickets/bauhaus/?lang=en ; от 15 до 55 евро).
Чарли Уайлдер — писатель из Берлина, часто публикующийся в The New York Times.
Версия этой статьи напечатана в разделе TR, стр. 1 нью-йоркского издания под заголовком: On the Bauhaus Trail. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
Баухаус в Берлине, Дессау и Веймаре, Германия
Да, у меня есть партнерские ссылки в этом блоге, и они могут быть в этом удивительном и совершенно бесплатном контенте ниже. Если вы бронируете или покупаете что-то по этим ссылкам, я получаю небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Если вы увлекаетесь архитектурой, вы наверняка слышали о движении Баухаус. В 2019 году это художественное и архитектурное движение отметило свое 100-летие выставками и другими мероприятиями по всей Германии, и сегодня в Германии можно посетить множество достопримечательностей и музеев, посвященных Баухаусу.
В Северном Рейне-Вестфалии вы можете узнать об импульсах, которые породили то, что впоследствии стало Баухаузом, и увидеть его первые архитектурные проявления. Но Берлин, Дессау и особенно Веймар — немецкие города, навсегда связанные с этим движением.
Содержание
- Баухаус в Берлине, Дессау и Веймаре: достопримечательности
- Баухаус в Берлине
- Баухаус в Дессау
- Баухаус в Веймаре
- Баухаус приложение
Баухаус в Берлине, Дессау и Веймаре: достопримечательности
Баухаус в Берлине
Примеры движения Баухаус в Берлине разбросаны по всему городу. Если вы внимательно посмотрите, вы заметите архитектурные пережитки стиля в многоэтажных автостоянках, жилых комплексах, плоских крышах, кубических угловых зданиях и без излишеств не украшенных фасадах.
Исторически Берлин часто считается третьим городом движения Баухаус. Прогрессивная школа дизайна переехала сюда из Дессау (а до этого из Веймара) в 1932.
В Берлине им руководил третий директор Людвиг Мис ван дер Роэ. Однако нацисты подвергли его политической критике за «дегенеративные коммунистические идеи». Школа проработала здесь всего десять месяцев, прежде чем нацистский режим вынудил ее закрыться в 1933 году. движение так и не закончилось. После его закрытия студенты и преподаватели эмигрировали и распространили школу мысли по всему миру.
Оригинальная выставка Баухауза в Берлинской галерее
Берлинская галерея — музей искусства, фотографии и архитектуры в Кройцберге, Берлин. Это один из самых новых музеев города. В 2019 году здесь прошла замечательная столетняя выставка артефактов Баухауза.
На выставке представлено более 1000 различных изделий. Некоторые из необычайной сокровищницы Архива Баухауза, другие взяты во временное пользование из международных музеев и частных коллекций. Вместо традиционного хронологического подхода выставка исследует движение Баухаус, рассматривая 14 различных тематических исследований (по одному на каждый год существования школы).
Один из таких примеров — и мой личный фаворит — знаменитый геометрический заварник для чая, разработанный Марианной Брандт — стильный, но очень практичный.
Если вы хотите посетить Berlinishce Galeria, избегайте очередей, купив билет без очереди заранее.
Если вы планируете провести несколько дней в Берлине, а также посетить другие достопримечательности и музеи, обратите внимание на карту Berlin Welcome Card. Эта карта дает право на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также скидки на более чем 200 мероприятий, включая посещение Берлинской галереи.
Узнайте больше и купите карту здесь.
Временный архив Баухауза в Берлине
Знаменитый архив Баухауза в Тиргартене, к сожалению, находится на реконструкции и модернизации, и в 2022 году будет завершено большое открытие, посвященное столетию. Однако музей-архив Баухауза открыл в Шарлоттенбурге временную выставку, которой еще есть что предложить.
Временная версия музея представляет собой выставочный зал, а также место для переговоров, кинопоказов и интерактивных дебатов. Он находится в том же здании, что и магазин Архива Баухауза, где проходят мастер-классы и демонстрируются исторические фотографии и документы.
На выставке представлена хроника событий Баухауза, а также, пока я была там, обзор женщин, сыгравших важную роль в движении Баухауза.
Вход бесплатный, открыт с 10:00 до 18:00 с понедельника по субботу.
Сименсштадт
Сименсштадт — это крупный модернистский жилой комплекс в берлинских районах Шарлоттенбург-Норт и Шпандау. Хотя на первый взгляд его минималистские здания могут показаться не очень, это важная реликвия движения Баухаус, которая теперь признана одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Берлине.
Цель Siemensstadt состояла в том, чтобы создать доступное жилье для рабочих на близлежащем заводе Siemens. Шесть архитекторов приступили к работе над этим проектом и построили в общей сложности 1379 квартир в период с 1929 по 1934 год.
Среди задействованных архитекторов был первый директор школы Баухаус Вальтер Гропиус. В соответствии с мышлением Баухауза, здания были созданы с учетом функциональности и социальной практичности в верхней части списка приоритетов.
Прогуливаясь по жилому массиву, легко сравнить их культовый стиль с окружающими современными зданиями. Хороший маршрут — от станции U Bahn Siemensdamm через Mäckeritzstrasse до Goebelstrasse, частично вверх и вниз по Jungfernheideweg и далее по Goebelstrasse до пересечения с Heilmannring, где вы найдете небольшой информационный центр (он был закрыт). когда я был там).
В разных точках Сименсштадта синие панели дают больше информации о зданиях и их архитекторах.
Ужин и ночь в отеле Ellington Berlin
4-звездочный отель Ellington расположен в бывшем развлекательном центре. Построенное между 1928 и 1931 годами по проекту архитектора Эриха Мендельсона, здание, первоначально известное как Haus Nürnberg, принадлежит подстилю движения Баухаус, «Neue Sachlichkeit» или «Новой объективности». Несмотря на реконструкцию в 2007 году, большая часть элементов 1920-х и 1930-х годов была сохранена в вестибюлях, на лестницах и в холле.
Отель Ellington с радостью принимает участие в праздновании столетия, предлагая закуски в стиле Баухаус в своем ресторане Duke. Блюдо состоит из тартара из лангустинов с айоли, сепией, древесным углем, шафраном, спирулиной и перцем де ла Вера. Его можно заказать с понедельника по субботу с 18:00. вперед, и мне посчастливилось попробовать это во время моего пребывания в отеле на одну ночь.
Герцог получил 15 баллов Gault & Millau, так что я знал, что меня ждет угощение.
The Duke предлагает на выбор фиксированное меню из 3 или 5 блюд или питание по меню. Я выбрал последнее. Мой ужин начался с двух забавных букетов, за которыми последовала изысканная закуска в стиле Баухаус. Подается отдельно, чтобы создать красивую конструкцию Баухауза, если хотите, ингредиенты нужно брать вместе при каждом укусе.
В качестве основного блюда у меня был прекрасно приготовленный тюрбо с ассортиментом овощей и лучшие вареники, которые я когда-либо ел. И вареники, и тюрбо были с тонким сливочным маслом с ореховым оттенком. Я снова начинаю пускать слюни, просто вспоминая об этом.
А потом был десерт. Я всегда проверяю десерты перед тем, как что-то заказать, поэтому я знала, что у них есть что-то под названием «Я люблю шоколад». Как я мог не заказать это? Это оказалось идеальным завершением идеальной трапезы: сочетание мусса из молочного шоколада, мороженого из белого шоколада и шоколадного бисквита, одновременно хрустящего и насыщенного.
Обслуживание было превосходным, и мне очень понравилась атмосфера в ресторане. Некоторые модные рестораны могут заставить вас чувствовать себя довольно некомфортно, когда вы едите там в одиночестве (по крайней мере, я так думаю), но в Duke царит теплая атмосфера, которая только усиливается мягкой джазовой / лаунж-музыкой.
Я могу только настоятельно рекомендовать это.
После ужина пришло время вернуться в свою комнату. В современных номерах отеля Ellington есть кондиционер, телевизор и элегантная ванная комната открытой планировки с душем. Wi-Fi предоставляется бесплатно на всей территории отеля. Гости могут позаниматься в тренажерном зале. Массаж и тренировки можно заказать отдельно.
Помимо ресторана Duke, в отеле есть лаунж-бар, зимний сад и летняя терраса. Близость к станции метро Wittenbergplatz, знаменитому торговому центру Europa Center и торговой улице Курфюрстендамм делает этот отель отличной базой для знакомства с городом.
Сравнить цены / Посмотреть на Booking.com / Прочитать отзывы на TripAdvisor
Баухауз в Дессау
Дессау — это город, где Баухаус действительно достиг своего расцвета, что делает его увлекательным местом для посещения, полным типичных следов движения в искусстве и дизайне.
Город считается местом, где впервые сформировались ключевые образы и особенности продуктов, зданий и идеологий Баухауза. Поэтому неудивительно, что сегодня Дессау является домом для самого большого количества оригинальных зданий Баухауза в мире.
Дессау был вторым домом школы, которую Вальтер Гропиус перенес туда в 1925 году после закрытия веймарского факультета. Дессау был домом для значительной фазы школы, поскольку именно здесь начали преподавать архитектуру, а также большое распространение других жанров дизайна.
Здание Баухауса
Сама школа располагалась в здании Баухауса, которое сегодня является иконой современного дизайна. Когда он был построен, его коробчатые формы представляли собой совершенно новый архитектурный язык, которого люди никогда раньше не видели.
В нем, среди прочего, было крыло мастерской, «Праздничная зона» и студенческие квартиры. Можно посетить здание и даже переночевать в отреставрированной бывшей студенческой комнате.
Мейстерхойзер фон Вальтер Гропиус / Мастерский дом Вальтера Гропиуса
Рядом со зданием школы Баухаус находятся «Мейстерхойзер» или Дома мастеров. Они были спроектированы самим Вальтером Гропиусом и созданы для размещения преподавателей Академии Баухаус и их семей.
Даже сегодня они выглядят невероятно современно благодаря своим стилизованным чертам Баухауза – белым геометрическим конструкциям с четкими линиями и плоскими крышами. Всего семь домов (три двухквартирных и один отдельно стоящий директор). Все они были разработаны с одинаковой компоновкой, но расположены под прямым углом друг к другу, чтобы не выглядеть одинаково.
Дома были отреставрированы и вновь открыты в 1990-х годах и внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих зданиях жили некоторые из самых известных в мире художников, дизайнеров и архитекторов, такие как Пауль Клее и Василий Кандинский.
Сегодня дома можно прогуляться и даже посетить их, за исключением одного, который в настоящее время является резиденцией художников. Некоторые из них были реконструированы, чтобы отразить то, как они выглядели бы в то время, некоторые теперь являются выставочными помещениями. Они открыты ежедневно, а также проводятся экскурсии (около часа).
Напиток в ресторане Kornhaus
Ресторан Kornhaus был построен по заказу города Дессау в 1929 году. Это фантастическое место для обеда, расположенное на берегу реки Эльбы, с великолепным видом на море и вкусной едой. Он назван в честь исторического зернохранилища, которое занимало это место до 1870-х годов.
Кафе Kornhaus было спроектировано Карлом Фигером, который несколько лет работал с Вальтером Гропиусом. Его концепция заключалась в двухэтажном прямоугольном корпусе, который подходил к полукруглому застекленному кафе, возвышающемуся над берегом реки.
Типичное здание Баухауза с его широкими изгибами и переплетенными кубическими блоками идеально подходило под задачу. Он объединил искусство и функциональный дизайн и отвечал окружающей среде, гармонируя с линиями и изгибами реки.
В то время как посещение интересно из-за архитектуры, еда получает неоднозначные отзывы, и поэтому я решил просто пойти туда выпить во второй половине дня. Прежде всего, потрясающие окрестности: Корнхаус граничит с большим парком и выходит на реку Эльбу.
Во-вторых, я был удивлен тем, как много людей было там, когда я туда попал. Ресторан действительно был полон! К счастью, у входа в бар стояло два столика, и мне разрешили сесть за них, чтобы насладиться чаем с пирожными. Торт был восхитительным — большой кусок мандаринового чизкейка — и я был удивлен, заплатив всего 5,8 евро в таком культовом месте.
Я заглянул внутрь ресторана, но так как он был переполнен, я не стал фотографировать, чтобы не мешать людям там.
Читайте больше отзывов на TripAdvisor.
Музей Баухауса в Дессау
В начале сентября 2019 года в Дессау открылся новый музей Баухауза. Это поразительное стеклянное сооружение в центральном парке города. Здание внутри здания, коллекция размещена в черном бетонном кубе (без естественного освещения, чтобы сохранить экспонаты) на первом этаже, окруженном впечатляющим стеклянным фасадом.
На первом этаже расположены кафе, магазин, детский игровой парк Баухаус и открытая выставочная площадка.
Музей, открытый ежедневно, рассказывает историю этого нового образа жизни. Коллекция из примерно 49 000 экспонатов демонстрирует, как идеи, зародившиеся в Дессау в 20-х годах, сегодня вносят свой вклад в нашу современную культуру.
Когда я был там, в центре внимания выставки были работы и эксперименты студентов школы Баухаус. Было так много всего, что можно было увидеть, а также аудиостанции и материалы, к которым можно было прикоснуться. Я очень рекомендую это.
Полезно знать: Вам необходимо заранее приобрести билет в музей, так как вам необходимо выбрать временной интервал, в течение которого вы будете посещать музей.
Лаубенгангхойзер и поселение Тортен
То, что я планировал посетить, но не успел, так это поселение Тортен. Я уже провел некоторые исследования в этой области, поэтому я не хочу скрывать это от вас.
Во времена Веймарской республики (1919 – 1933 гг.) существовала острая потребность в доступном жилье. Основатель Bauhaus Вальтер Гропиус начал решать эту проблему, построив экономичный жилой комплекс Dessau-Törten, состоящий из 314 таунхаусов.
Пять «Дома с выходом на балкон» (также известные как Лаубенгангхойзер) были продолжением поместья Тортен. Они были спроектированы и построены Ханнесом Мейером в 1929 году. Мейер был швейцарским архитектором и вторым директором школы Баухаус.
Ряд домов (всего 90 квартир) рассчитан на малоимущих. Их главной особенностью является общий проход или балкон, который ведет к лестнице впереди. Это общее балконное пространство способствовало добрососедству и чувству общности.
Вышеприведенное — это лишь некоторые из, вероятно, самых знаковых или важных мест Баухауза в Дессау, но их гораздо больше, и вы легко можете потратить два полных дня на их посещение.
Полезно знать:
Прогулка между различными достопримечательностями Баухауса в Дессау часто занимает некоторое время, но не бойтесь: есть автобус Баухауза!
Автобусная линия 10 соединяет все здания Баухауза и курсирует ежедневно с 10:00 до 17:00.
Дополнительная информация: dvg-deassau.de
Баухауз в Веймаре
Веймар сыграл чрезвычайно важную роль в истории немецкого движения Баухаус. Именно здесь Вальтер Гропиус основал свою школу Баухаус в 1919 году, и там она просуществовала до 1925 года, когда политическое давление вынудило школу переехать в Дессау.
Вначале школа не занималась архитектурой, пока не переехала в Дессау. Вместо этого студентов учили смотреть на мир совершенно по-новому. Первые несколько лет были посвящены экспериментам, а затем, в конце концов, разработке для промышленного производства.
В этой новой школе был очень эгалитарный подход – ученикам не нужно было никаких академических квалификаций, только талант. Целью Гропиуса было создание новой гильдии ремесленников. Он хотел сломать барьер между изобразительным искусством и прикладным искусством.
Прогуливаясь по городу, вы не сразу увидите столько свидетельств дизайна Баухауса в зданиях, которые в основном выполнены в классическом стиле, но, тем не менее, есть немало очаровательных зданий Баухауза. Не говоря уже о прекрасной коллекции артефактов. Вместе они рассказывают историю первых дней движения и контекст, в котором оно зародилось.
Полезно знать:
Права на работы нескольких художников Баухауза принадлежат организации, поэтому я не мог публиковать фотографии интерьеров мест, которые я посетил здесь или в социальных сетях. Вам просто нужно посетить Веймар, чтобы увидеть их 🙂
Музей Баухауза в Веймаре
Музей Баухауза в Веймаре, возможно, является долгожданной данью уважения важной роли города в определении движения в 20-х годах. век. Он был открыт в апреле 2019 года.в честь 100-летия Баухауза.
Здание, спроектированное архитектором Хайке Ханада, соответствует своему стилю и представляет собой белый минималистичный куб. Среди множества постоянных и временных выставок Веймарский музей Баухауза может похвастаться самой старой в мире коллекцией сокровищ Баухауза, лично собранной самим Вальтером Гропиусом.
Музей открыт ежедневно, но только полдня по понедельникам.
Полезно знать: Этот музей Баухауза также требует, чтобы вы выбрали определенное время для посещения.
Выставка «Ван де Вельде, Ницше и модерн в 1900 году» в Новом музее Веймара
Новая постоянная экспозиция в Новом музее называется «Ван де Вельде, Ницше и модернизм около 1900 года». Коллекция отдает дань уважения героям раннего модернизма, которые проложили путь к основанию школы Баухаус.
Что такого было в Веймаре, что сделало его идеальным местом для этой новой волны мышления? Как такие фигуры, как Фридрих Ницше, Гарри Граф Кесслер, Элизабет Ферстер-Ницше и Генри ван де Вельде, повлияли на философию Баухауза?
Выставка отвечает на эти вопросы и более подробно рассматривает среду, в которой произошел этот радикальный сдвиг в искусстве и дизайне. Он делает это с помощью объектов, эскизов и классных 3D-творений.
Само величественное здание музея датируется серединой 19 века, когда оно было основано как Великокняжеский музей. Величественная лестница и высокие потолки добавят вашему посещению особого шарма.
Музей открыт все рабочие дни, кроме вторника.
Дом Хоэ Паппельн
Построенный в 1907 и 1908 годах, Haus Hohe Pappeln был резиденцией Генри ван де Вельде и его семьи. Ван де Вельде был бельгийским архитектором, который открыл Школу прикладного искусства в Веймаре, которая в конечном итоге превратилась в Баухаус. Он сам спроектировал весь дом, от цвета стен и обивки до мебели и светильников.
Он и его семья жили там до 1917 года, когда они были вынуждены продать его и покинуть страну из-за роста враждебности по отношению к иностранцам во время Первой мировой войны. Дом, ныне открытый как музей, был отреставрирован и реконструирован в соответствии с Первоначальные планы Ван де Вельде.
Экскурсия по Haus Hohe Pappeln проведет вас по садам и жилым помещениям дома, включая столовую, салон и недавно отремонтированный кабинет.
Haus Am Horn
Новаторский Haus Am Horn — единственное здание в стиле Баухаус в Веймаре и, что удивительно, первое в истории здание, построенное в соответствии с принципами дизайна Баухауза. С Ам Хорном мастера и студенты представили свои идеи современного образа жизни.
Это простая конструкция — небольшой белый прямоугольный куб из стали и бетона с плоской крышей. Спроектированный Георгом Мухе, это был фактически модельный дом, построенный для первой выставки Баухауза в 1919 году.23. Предполагалось, что она станет частью более крупного поместья, но вскоре финансирование школы было прекращено, и она была вынуждена переехать.
Теперь вы можете посетить дом, чтобы узнать, почему он был построен и устроен таким образом. Также можно прогуляться по саду.
Главное здание Веймарского университета Баухаус
Главное здание Университета Баухаус было спроектировано Генри ван де Вельде и завершено в 1911 году. Это была одна из самых влиятельных художественных академий того времени, ставшая эпицентром Школа Баухаус в 1919. Он был отремонтирован в 1999 году и сейчас используется как факультет архитектуры и градостроительства Веймарского университета.
Сегодня главный корпус признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоит заглянуть, чтобы увидеть довольно эффектную винтовую лестницу, и вы даже можете совершить экскурсию под руководством студента.
Прямо за зданием теперь находится «Ателье Баухауза», которое в основном действует как сувенирный магазин и кафе-бар. Приятно выпить и посидеть на улице, когда позволяет погода.
Архив Ницше
Архив Ницше, основанный Элизабет Фёрстер-Ницше, документирует жизнь и деятельность ее брата, философа Фридриха Ницше. Он расположен на вилле Зильберблик, где Ницше провел свои последние дни.
После его смерти Элизабет поручила Генри ван де Вельде модернизировать и отремонтировать здание. Сейчас это один из самых интересных и дотошных образцов творчества художника. Как и в Haus Hohe Pappeln, все в нем было спроектировано Ван де Вельде. Эта идея тотального дизайна известна как Gesamtkunstwerk.
Сегодня здесь проходит выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Ницше, а также демонстрируется, как выглядел дом с мебелью Ван де Вельде. Есть отличный бесплатный аудиогид на английском языке, который проведет вас по комнатам с краткими сведениями. Это займет всего 20 минут или 30, если вы слушаете все дополнительные комментарии.
Веймарская карта
Веймарская карта дает право бесплатного посещения целого ряда достопримечательностей и мероприятий Веймара, включая все сайты Баухауза, упомянутые в этой статье. Так что, если вы планируете много чего увидеть и сделать, пока находитесь в городе, это стоит изучить.
Карта стоит 32,5 евро и действительна в течение 48 часов с момента активации (что равносильно написанию вашего имени, даты и времени первого использования на обратной стороне карты).
Приложение Bauhaus
Приложение Bauhaus+ доступно для iOS и Android. Он включает информацию о событиях, материалы о Баухаузе в Веймаре, а также аудиоэкскурсии по выставкам в Музее Баухауза, Новом музее, Гаус-ам-Хорне, а с весны 2020 года также в Архиве Ницше.
И все! Если вы хотите узнать больше о столетии Баухауза, загляните на официальный сайт.