Баухауз школа – Стиль Баухаус – история легендарной школы от А до Я

Содержание

Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века

Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами. 

Баухауз в Веймаре 1919-1925

Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».

Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

 

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора Иоханнес Иттен, 1919–1923 — заместитель директора Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 — преподаватель Герхард Маркс, 1919–1924 — преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.

Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.

Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» —  новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге. 

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920 Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920
Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920 Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927 Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.  

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организова

losko.ru

Bauhaus вокруг — project Bauhaus

Мы думаем, что белые стены, чистые линии и использования стекла и бетона это новые и современные идеи. Так и есть, кроме того, что те же самые идеи почти столетие назад были рождены благодаря уникальному влиянию Bauhaus / Баухауз, школы дизайна, искусства и архитектуры .

Bauhaus. Начало

Баухауз / Bauhaus был основан в Веймаре, в Германии в 1919 году по проекту архитектора Вальтера Гропиуса с целью преодоления разрыва между искусством, внешним видом вещей и промышленностью, и объединения всех элементов. Это была школа, где студенты получили теоретическую и практическую подготовку во всех сферах прикладного искусства. Теория и практика рисования, пластики, составления витражей, типографии, метало конструирования, изготовления мебели — и научились совмещать эти прекрасные художественные навыки с новыми технологиями, чтобы спроектировать и изготовить продукты, которые были красивы и практичны.

Промышленный дизайн Bauhaus

Практически все предметы интерьера, техника и электроника в XXI веке впитали в себя основы Баухауза — дизайн и функциональность. Примеры работ промышленного дизайна, ставших легендами и иконами стиля:

Гропиус был под влиянием движения «Искусство и Ремесло» ( в переводе с англ.: Arts and Crafts) — движения существовавшего в конце XIX века, которое возникло в период интенсивной индустриализации Викторианской Англии. Целью движения стало объединение художников и ремесленников, чтобы обеспечить выживание прекрасных изделий мастеров в условиях механизированного труда.

Целью Гропиуса было объединение художников и ремесленников и использование новейших технологических разработок. Было ясно, что за технологиями будущее и машины теперь открывает возможности для массового производства изделий повседневного использования. С этим видением единства, Bauhaus создавал условия, в которых художники могли работать вместе архитекторами и промышленниками, чтобы внести свой вклад в «сотворение будущего» с помощью наступающей эры машиностроения.

Архитектура Bauhaus

Как архитектор, Гропиус считал, что Архитектура должна быть в центре преподавания всех искусств, отсюда и название Баухауз (Дом строительства) и в 1925 году Баухауз переехал из Веймара в новый дом в Дессау, специально спроектированный и построенный для школы, в котором отражались основные ценности Bauhaus.

Самые интересные работы в архитектуре, области, на которую больше всего повлиял Баухауз:

Архитектура Bauhaus. Международный стиль

Разработанные Гропиусом архитектурные формы для жилых и общественных зданий получилось с простыми, чистыми и открытыми линиями. Bauhaus установил новый стиль архитектуры, стандарт, который стал известен как «международный стиль / International style», который оказывает влияние на поколения архитекторов, и до сих пор сохраняет свою привлекательность.

Курсы в школе Баухауз были структурированы таким образом, что все студенты получали базовое образование в теории искусства, а затем практическое обучения во всех дисциплинах. Bauhaus привлекает преподавателей самого высокого калибра, включая Василия Кандинского, Пауля Клее, Йоханнес Иттена и Лионель Файнингера. Йозеф Альберс и его жена Анни были учениками и Альберс и впоследствии приглашен преподавать.

Bauhaus & De Stijl

Период между 1924 и 1928 был самым значительным в развитии Баухауза. Голландское движение De Stijl, основанное художником и архитектором Тео ван Доезбург / Theo van Doesburg было особенно влиятельным в течение того времени. Де Стиль выступал за использование простых основных цветов, прямоугольных форм и прямых — горизонтальных и вертикальных (никогда диагональных) линий. В 1922 году Ван Доезбург преподавал курс в Bauhaus и эти принципы De Stijl четко отражены в абсолютной простоте и функционализме большей части продуктов Bauhaus, вышедших после этого. Интересно отметить, что здание Баухауз в «международном стиле» можно рассматривать как трехмерную версии картины голландского художника и члена Де Стиль, Пита Мондриана / Piet Mondriaan.

Гропиус также начал признавать способность машин создавать произведения искусства и Bauhaus принял эстетику механизмов. Началось создание бытовых предметов, которые могут быть запущены в массовое производство с использованием современных технологий.

Это особенно хорошо подходило для мебели. Стул Марселя Брейера / Marcel Breuer – ‘Василий’ с 1925 является одним из самых знаковых объектов, вышедших из Bauhaus и иллюстрирует красоту и прочность союза между искусством, дизайном и машинным производством.

История школы Bauhaus

Политическое давление и постоянное и внимательное наблюдение нацистского движения продолжали бросать тень на школу и в 1928 году Гропиус ушел в отставку, и его сменил Ханнес Мейер. Структура школы стал менее жесткой, и Мейер расширил деятельность и направления школы, были приглашены художники и мастера обоев и текстиля, а также ламп и мебели. Замечены идеи социализма, и он был уволен в 1930 году, а школа Bauhaus получила образ убежища для коммунизма.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) занял место у руля школы и попытался устранить политику и вернуться к основным принципам движения, но к 1932 году парламент города Дессау решил распустить Bauhaus.

Несмотря на то, что школа существовала всего четырнадцать лет, наследие Баухауза можно увидеть сегодня в вещах, которые, как мы думаем, являются элементами современного дизайна, будь то дома, в которых мы живем или газеты, которые мы читаем . Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — всё может проследить свою историю с Баухауза.



Интересные статьи:

probauhaus.ru

Школа Баухауз в городах Веймар и Дессау

Памятники архитектурной школы Баухауз в городах Веймар и Дессау считаются «иконами» стиля, с которых началось развитие архитектуры и дизайна XX века. Стиль, основы которого были заложены в стенах школы Баухауз, уверенно дожил до нашей дней и обрел вторую молодость в современном практичном мире.


Школа Баухауз

На страницах данного ресурса мы уже обсуждали особенности архитектурной школы Баухауз, основанной Вальтером Гропиусом на частном примере Фабрики Фагус. Хотя она была построена еще до изобретения нового стиля, его элементы там уже проявлялись самым ярким образом.

Внимательный читатель помнит, что архитектор Гропиус в начале XX века перевернул представление человечества об архитектуре и строительстве, «выведя из пробирки» новый вид зданий, в основу которого вошли прагматичность, рациональность, минимализм и взаимозаменяемость. Его творческие замыслы нашли отклик в обществе и были признаны логичными и обоснованными. В 1996 году 5 комплексов, выполненных в стиле Баухауз вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как дань памяти Вальтеру Гропиусу и его проектам, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие в области строительства.

Всем любознательным поведаем о том, кто основал школу Баухауз. Случилось это в 1919 году в городе Веймар. Архитектором Анри ван де Вельде организовывается школа, на должность руководителя которой «выписывается» из Берлина Вальтер Гропиус. Он, в свою очередь, приглашает художников авангардистов, вместе с которыми и принимается развивать свои новаторские идеи.

Само здание школы, выстроенное в этом стиле, является первым из пяти памятников Баухауза. Мы можем наблюдать огромное количество окон. Ученье – свет! И за электричество не нужно платить, днем и так светло.

Здание школы Баухауз в Веймаре

Простота форм и линий с одной стороны лишает здание какой-либо индивидуальности, а с другой – это и есть его индивидуальность.


Баухауз в Веймаре

Помимо самого здания школы в охранный список ЮНЕСКО вошли еще пару зданий в Веймаре.

Рядом со школой Баухауз находится «Дом-подкова», построенный по проекту Анри ван де Вельде

Дом-подкова Анри ван де Вельде в Веймаре

Вдалеке от центра города скромненько стоит следующее здание — дом Хаус-ам-Хорн.

Дом Хаус-ам-Хорн в Веймаре

Со стороны выглядит не впечатляюще, но считается, что при его строительстве были впервые реализованы многие задумки, которые потом встречались повсеместно. Наверное, это так и есть. Нужно подойти и заглянуть внутрь, чтобы уточнить. В любом случае, товарищи из ЮНЕСКО скорее всего подходили и заглядывали, прежде чем присуждать этому дому статус памятника, находящегося под строгим надзором государства.


Баухауз в Дессау

После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.

Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.

Проект здания школы Баухауз в Дессау

Совсем недалеко от парка Дессау-Вёрлиц вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.

Один из домов мастеров в Дессау


Закрытие Баухауз

В 1933 году распоясавшиеся нацисты посчитали школу Баухауз пристанищем «коммуняк» и социалистов, в чем они были фактически правы, так как основная масса мастеров действительно проповедовали крайне левые взгляды. Недолго думая, лавочку прикрыли, а многие из них поскорее сменили страну. Гропиус, например, перебрался в США и не позволил своему таланту пропасть, а кошельку оскудеть.

Школа Баухауз просуществовала всего 14 лет, но за это время было сделано многое. Правда в начале века люди еще не были готовы отказаться от так полюбившегося им своей вычурностью стиля модерн. Упрощение и удешевление продукции хорошо восприняли лишь самые бедные слои населения. Элита же занималась своим излюбленным занятием – вертела нос во все стороны.

Особую популярность стиль Баухауз приобрел в СССР, что не особо радует эстетов и эстетствующих, ибо было понастроено столько всего примитивного и унылого, что мы до сих пор в этом живем. Хотя, это конечно лучше, чем деревянные халупы, уверенно существовавшие на Руси вплоть до времен товарища Хрущева.


Баухауз и ИКЕА

Многие специалисты в среде дизайна отмечают основные принципы ИКЕИ очень схожими с принципами школы Баухауз – та же простота, дешевизна и элегантность. Некоторые фирменные товары шведского бренда фактически слизаны с произведений Баухауза начала XX века. Как говорится, найдите 10 отличий.

Стул ИКЕА & Баухауз

С тремя ножками – оригинал, а с 4 икеевская усовершенственная модель. Как оказалось, с 4 ножками производить дешевле из-за более простого техпроцесса.

Памятники архитектуры в городах Веймар и Дессау являются яркими примерами школы Баухауз. Поистине, в истории все циклично, и сейчас Баухауз как никогда актуален. Или вы давно не были в ИКЕА?

gawain.ru

История школы Bauhaus — project Bauhaus

Школа Staatliches Bauhaus или просто Bauhaus  была основана Вальтером Гропиусом в Веймаре. Несмотря на свое название, и на то, что ее основателем был архитектором, в Баухаус в течение первых лет своего существования не было архитектурного отделения. Тем не менее, школа была основана с идеей создания WORK OF ART — произведений, в котором все искусства, в том числе архитектура, в конечном итоге будут собраны.

14 лет истории школы Bauhaus

Школа существовала в трех немецких городах: Веймар с 1919 по 1925 год, Дессау с 1925 по 1932 — на фото, и Берлине с 1932 по 1933 год, в рамках трех различных архитекторов-директоров: Вальтер Гропиус с 1919 по 1928 год, Ханнес Майер с 1928 по 1930 год и Людвиг Мис ван дер Роэ с 1930 до 1933 года, когда школа была закрыта собственным руководством под давлением нацистского режима. Нацистское Правительство утверждало, что школа была центром коммунистического интеллектуализма. Хотя школа была закрыта, персонал продолжал распространять свои идеалистические заповеди, после того как они покинули Германию и эмигрировали.

Изменения места и руководства приводило к постоянным смещениям фокуса, техники, преподавателей, и политики. Например: магазин керамики был закрыт, когда школа переехала из Веймара в Дессау, хотя он был важным источником доходов; когда Мис ван дер Роэ взял на школу под управление в 1930 году, он превратил её в частную школу, и не позволил сторонникам Ханнес Мейер принять в ней участие.



Интересные статьи:

probauhaus.ru

что такое баухауз и как он повлиял на современность — Платформа — «BE_RS»

5 грудня 2017

Весь дизайн, когда либо созданный человечеством, не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Внешний вид предметов, которые сегодня окружают и менеджеров среднего звена, и богемных художников – не ислючение. В новой серии материалов Platfor.ma будет разбираться в том, откуда растут корни у современного дизайна. Начнем с одного из главных направлений – школы простоты и функциональности — баухауз, которая определила дизайн Apple и Ikea.

Здание школы Баухауз-Дессау  

Баухауз, как высшую школу строительства и художественного конструирования, в 1919 году создал и возглавил Вальтер Гропиус, художник и ремесленник в одном лице. Главной концепцией школы было соединение искусства со строительной техникой, а идеология заключалась в ответственности дизайнера перед человеком, обществом и развитием культуры в целом.

 

С 1919 по 1925 годы школа существовала в Веймаре (Германия), затем в 1926 году переместилась в Дессау. Именно там Гропиус спроектировал здание школы, которое до сих пор считается шедевром архитектуры функционализма. Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Вальтер Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса.

 

Преподаватели были творчески смелыми, активными, одержимыми поиском новых идей. Они разделяли взгляды Гропиуса на единство искусства и ремесла. «Художник — лишь высшая степень ремесленника», — говорил он. В Баухаузе преподавали лучшие представители искусства ХХ столетия: Иоханнес Иттен, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ.

 

Стержнем обучения была идея ремесленных средневековых цехов, которые работали по принципу «мастер — подмастерье — ученик». В начале студенты изучали основы ремесел и свойства материалов, а главной задачей было отойти от классического восприятия искусства как отдельных форм, свести воедино все его виды, от живописи до архитектуры. Прикладная часть включала в себя эксперименты с формой сырого материала, его свойствами и работу с механизмами. Параллельно постоянно изучалась и углублялась теория цвета, рисунка, формы.

  • Фотографія: Herbert Bayer, Bauhaus

  • Фотографія: Ludwig Mies van der Rohe, Barcelona chair, 1929

В 1928, после Гропиуса школу возглавил Ханнес Майер. Он привнес в учебный процесс две новые дисциплины: экономику и психологию. В мастерских же школы Майер наладил массовое производство мебели и деталей интерьера, главными принципами которых были дешевизна и минимальное количество деталей. За счет недорогого производства максимально функциональных вещей их могли позволить себе все слои населения. В целом же в стенах школы создавалось невероятное количество предметов интерьера, посуды, мебели, плакатов, которые в итоге и начали представлять баухауз как стиль.

 

Bauhaus by Magdalena Droste

   Книга Влада Головача, основателя российского дизайн-бюро Usethics

«Большинство артефактов дизайна на протяжении почти всего периода жизни человечества обладали одной общей чертой: они делались для богатых и могущественных. 

 

После Первой Мировой войны, русской революции и парочки финансовых кризисов внезапно появилось огромное поле дизайнерской деятельности – создание продуктов, которые гораздо лучше, чем без дизайна, но не дороже в производстве.

 

Продуктов, привлекательность которых создаётся не за счёт дополнительной работы (например, внешней орнаментировки, которая требует времени на нанесение), а за счёт неотъемлемых свойств объекта. Всё – чтобы создавать предметы, которые смогут себе позволить даже люди необеспеченные. Характерным примером этой лавины является Баухаус».

 

Но несмотря на это, в Дессау к школе относились враждебно, что привело к практически полному сокращению дотаций. В 1932 году новый директор школы Людвиг Мис ван дер Роэ «перевез» Баухауз и открыл его как частное предприятие в Берлине. Но уже на следующий год, с ростом влияния нацистов, школу пришлось закрыть, как «рассадник коммунизма». Многие преподаватели вынуждены были скрываться от преследований и эмигрировали в США.

 

  

Зародившись в Германии, баухауз как стиль имел огромное влияние не только в Европе. В Америке его идеи успешно развивали архитекторы и дизайнеры Чарльз и Рэй Имз. В 1929 году, проведя медовый месяц в Европе, Чарльз Имз впервые и познакомился с работами школы. Вернувшись домой, он основал в Сент-Луисе архитектурное бюро, где идеи баухауза пропагандировали уже на территории США. Впрочем, работы Имз заслуживают отдельной статьи.

 

Eames Aluminum Group Executive Chair Eames Molded Plywood Dining Chair Eames Wire Chairs

  

Школа просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализма, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности.

 

LE1 loudspeaker, 1960. Design: Dieter Rams. Manufacturer: Braun

 

Сейчас эта идеология функциональности и простоты формы наиболее ярко выражена в скандинавском графическом дизайне и архитектуре. В одежде идеи баухауза можно обнаружить в стиле нормкор, а в промышленном дизайне – у Apple и Ikea.

 

 

К примеру, первый каталог Apple открывали слова «Простота – предел совершенства». А сам Стив Джобс говорил, что идеальный продукт – это базовая сущность и простота без излишеств.

 

 

Основные принципы баухауза можно выразить так:

 

• Художник должен быть ремесленником, без отрыва от ручного труда и технологии;

• Нужно обучаться смежным профессиям, не зацикливаться на изучении узкой специализации;

• Простота формы и функциональность — основа хорошего дизайна;

• Следует учиться у мастеров, которые владеют прикладными знаниями дисциплины;

• Проектировать промышленные строения и системы с высокой ответственностью перед социумом и культурой

 

Все просто и гениально. Как и сам баухауз

bers.platfor.ma

Архитектура Баухауза

В 20 — е годы XX столетия был основан Баухауз, ставший впоследствии центром обучения и художественного воспитания европейской молодежи. Для создания Баухауза в  1919 году были объединены две веймарские художественные школы, которые на тот момент находились под руководством Анри ван де Вельде.

 

Анри ван де Вельде ( 1863 — 1957 годы жизни) -бельгийский художник и архитектор, один из основателей стиля ар — нуво.

 

Первым директором Баухауза стал Вальтер Гропиус. Им же были написаны первые учебные программы. В 1923 году В. Гропиус выдвинул идею объединения творческих сил для достижения единства архитектуры.

 

Вальтер Адольф Георг Гропиус ( 1883 — 1969 годы жизни) — известный немецкий архитектор

 

По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.

На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и архитектуры с ее сложными техническими особенностями.

С 1919 года, буквально сразу же после основания школы, в Баухаузе был собран сильный коллектив талантливых педагогов, в который входили следующие представители искусства того периода. Художники:

  • И. Иттен
  • В. Кандинский
  • П. Клее
  • Л. Моголь — Надь
  • О. Шлеммер

и архитекторы:

  • М. Брейер
  • Ханнес Майер
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • М. Штам

Однако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау. За год ( с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.

 

Здание школы Баухауз в Дессау.

 

В 1927 году Гропиус предложил проект сборного жилого дома, рассчитанного на проживание одной семьи. Этот дом быстро монтировался из стандартных объемных металлических блоков, поэтому на строительство уходило минимум времени.

Х. Майер

Впоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял архитектор Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.

Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.

 

Людвиг Мис ван дер Роэ ( 1886 — 1969 годы жизни) — немецкий архитектор — модернист, представитель интернационального стиля

 

Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму.

Музей Баухауз в Тель — Авиве ( Израиль)

 

Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку.

 

Закругленные углы и балконы зданий

 

Со временем стилистика архитектуры Баухауза удостоилась признания во всем мире и распространилась во многих странах. В 50 — е годы XX столетия швейцарский архитектор М. Билл основал в городе Ульме Высшую школу формообразования. Идейная направленность учебного заведения повторяла идеи школы В. Гропиуса. Кроме этого существовали школы в Галле и Веймаре, которые также продолжали традиции Баухауза.

 

Здания подчеркнуто кубической формы можно встретить во многих странах

 

Особенности стиля Баухауз

Среди самых важных и характерных особенностей стилистики Баухауз можно выделить следующие:

  • Функциональность — все внимание архитекторов было сосредоточено на практическом назначении здания.
  • Минимум декора — экстерьер построек был практически лишен декоративных элементов и орнаментального оформления.
  • Асимметрия — зачастую использовался прием асимметричного размещения частей здания.
  • Симметрия — повторяющиеся симметричные элементы также являются узнаваемым элементом стиля Баухауз.
  • Заполнение пространства — вся площадь помещений используется по максимуму, поэтому практически нет свободного или пустого пространства.

 

Асимметричные части здания в стиле Баухауз

 

design-fly.ru

Революция в дизайне, которая всё изменила — Look At Me

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

 

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.

Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.

 

 

 Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год


Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

 


Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»


Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

 

Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год


Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

 


Кресло «Василий»
Марсель Бройер


Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

 

 Графический дизайн
Герберта Байера


За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а»».

 


 Чайник
Марианна Брандт


Чайник является частью набора чайной посуды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза — вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

 

 Настольные часы
Марианна Брандт


Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом послужил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

 


 Stacking tables
Джозеф Альберс


Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью получился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, — это и простота, и функциональность,  и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

 

 Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс


Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

 


 Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг


Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм — шара, цилиндра и куба.

 

 Вальтер Гропиус (1883–1969)


Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

 


 Иоханнес Иттен  (1888–1967)

 
Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

 

 Ласло Мохой-Надь (1895–1946)

 
Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

 


 Пауль Клее (1879–1940)


Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи. 

 

 Ханнес Мейер (1889–1954)

 
Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.

 


 Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)


Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года. 

 

 Марсель Бройер (1902–1981)

 
Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).

 


 Василий Кандинский (1866–1944)


Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов.  Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

 

 Герберт Байер (1902–1981)

 
Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

 


 Марианна Брандт (1893–1983)


Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем.  За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

 

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

 

 


Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.

 

 


Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.

 

 


Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.

 

 


Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.

 

 


Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.

 

 


Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.

 

 


Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.

 

 


В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.

 

 


Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.

 

 

 


Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого

 

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.

Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».

Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.

Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

 

    Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

    В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

     

    Futura Typeface

     


    Marc Berthier

     

    Bauhaus Dessau by Hort

     


    BauBike

     

    Six Architects by Roosterization

     


    Muller Van Severen

     

    Pprofessors

     


    Pass the Bauhaus

     

    Bauhaus Obama

     


    Немецкие почтовые марки

     

    Текст — Ася Баранова

    www.lookatme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *