загадки мистической эпохи, Москва – Афиша-Музеи
Выставка в Москве
Vekarta на Якиманке, постоянная экспозиция
© промо
О выставке
Более сотни сюжетов со всего мира теперь возле парка Музеон. К нам приходят, чтобы прикоснуться к искусству, вдохновиться, сделать классные фото и просто отдохнуть. Иероним Босх и Питер Брейгель-старший — таинственные мастера Северного Возрождения, чьи полотна-вселенные наполнены иносказаниями и мистикой. Они не страшились иронии, сатиры, и смело исследовали человеческую греховность, изображая крестьян, смутьянов, бродяг и нечистую силу. В галерее мы собрали знаковые сюжеты Босха, Брейгеля — и всех младших Брейгелей до третьего поколения династии. Это отличная возможность проследить, как менялись мистические образы на протяжении целого столетия. Многие картины давно утрачены, а дошедшие до наших дней зачастую находятся в частных коллекциях и недоступны зрителям. На выставке вы увидите полотна в технике жикле высочайшего качества в оригинальном размере, благодаря чему точно переданы цвет, фактура и характер мазков, и даже мельчайшие следы времени, которые пережила каждая картина.
ЖанрыЖивопись, Инсталляция, Классическое искусство
Место проведения
АдресБ.Якиманка, 26
Полянка
Октябрьская
Подборки «Афиши»
Выставки марта в Москве: Дом моделей, кинетизм и панк-культура
выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК
Самые ожидаемые выставки 2023 года в Москве и Петербурге
выставок в Москве, которые нужно успеть посетить в январе
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Выставка Босх.
Профессор кошмаров, Москва – Афиша-МузеиВыставка в Москве
Artplay, закончилась 14 августа 2022
9
16 отзывов
100
%
пользователей рекомендуют
© vk.com/public41851890
О выставке Отзывы (16)
Странные, непонятные, пугающие – эпитеты чаще других встречающиеся при упоминании произведений Босха. Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели плоть в его работах. Не случайно картина «Сад земных наслаждений», изображающая человечество, пойманное в ловушку своих грехов и впитавшая атмосферу эпохи, стала символом Средневековья. Босх считается автором примерно 30 произведений, но подписаны автором лишь семь из них. Ни у одной из картин нет названия, присвоенного ей самим Босхом. Все они придуманы позже исследователями его творчества. О его жизни известно и того меньше — происходил из семьи потомственных художников, выгодно женился, не имел детей, состоял в религиозной организации — Братство Девы Марии.
Кто же такой Иероним Босх? Одни считают его сюрреалистом, называя «почетным профессором кошмаров». Другие утверждают, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов и колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком. На мультимедиа выставке «БОСХ. Профессор кошмаров» вы увидите настоящий карнавал ужасных и одновременно притягательных образов живописца. А технология Cinema360 позволит вам почувствовать себя внутри знаменитого триптиха Босха «Сад земных наслаждений».ЖанрыНовые медиа, Интерактивная
Место проведения
Огромный культурный центр с несколькими выставочными площадками и выдающейся крышей
АдресНиж.Сыромятническая, 10
Чкаловская
Курская
Лучшие отзывы о выставке «Босх. Профессор кошмаров»
16С.О. Л
14 отзывов, 112 оценки, рейтинг 10
7Не стоит того, что бы идти ч. г.
Перформанс одной картины. И никаких комментариев. Качество посредственное за эти деньги…
27 января 2021
ms_sunshine94
197 отзывов, 197 оценок, рейтинг 10
Взрыв мозга
Арт-терапия
8Для любителей Босха или сюрреализма — просто супер!
Очередная мультимедийная выставка в центре ARTPLAY посвящена одному из моих любимых художников – Иерониму Босху, «отцу сюрреализма» и, конечно, в формате 360 нам представили самую известную его работу – триптих «Сад земных наслаждений». В открывшемся после реставрации ARTPLAY улучшилось качество проецируемого изображения, а вот «полотен» под потолком стало, по ощущениям, меньше – ранее более красиво смотрелись проекции на потолке и на «висящих» экранах. На потолке проекций нет.
Тяжело даже представить, что причудливые образы, представленные на картинах, были созданы в начале 16 века! Тема религии была близка Босху, в юности он готовился стать священнослужителем, а также был членом религиозного (впрочем, считавшегося еретическим) общества «Братство Богоматери» — но какие сильные изменения претерпели религиозные сюжеты в его работах. Кстати, ни одна из трактовок «Сада земных наслаждений» официально верной признана так и не была.
На самом деле, сложно представить более подходящего произведения для погружения в формат 360: сначала мы «парим» в небе до сотворения мира, а далее переносимся уже в Рай, где Бог представляет Адаму прекрасную Еву. Следующая часть – центральная, непосредственно Сад. Меня всегда восхищало количество мелких деталей и совершенно фантасмагоричных образов и персонажей у Босха: его картины можно рассматривать с лупой часами. И огромный плюс, что благодаря многочисленным проекциям и увеличенным фрагментам работы, которые «проплывают» мимо тебя по стенам и полу, можно внимательно все рассмотреть.
Только кажется, что Сад – это продолжение темы Рая: идеей Босха было показать растленный сладострастием мир. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что растения или кораллы плотно обвивают некоторые обнаженные фигуры, словно беря их в плен, а стеклянный шарик с парой в нем или стеклянный колокол, хрупки и недолговечны.
Эта идея получает развитие при переходе на сюжет с правой створки: «Музыкальный ад». В зале резко темнеет, Сад выцветает и облетает пеплом, и вот мы уже в городе, объятом пожаром: настоящий ад и хаос царят вокруг. Здесь также вокруг посетителей «проплывают» увеличенные фрагменты, но смотреть на них уже страшно: гигантский конек, который несет балансирующего на нем мужчину к полынье, огромное ухо, проткнутое копьями, распятый на арфе грешник и хор проклятых во главе с монстром с рыбьей мордой.
Вердикт: очень понравилось, красивые и продуманные переходы «по сюжету» триптиха, традиционное музыкальное сопровождение, возможность рассмотреть все подробности картин. Не понравилось только отсутствие проекций на потолке и то, что не было совершенно никакого краткого текстового сопровождения, как делалось на многих других выставках – не думаю, что многие из пришедших являются знатоками биографии Босха и трактовок «Сада..», а смотреть бездумно как-то бессмысленно. Но, если вам нравится Босх, как мне – обязательно сходите!
Кстати, один билет дает возможность посещения двух выставок: «Босх. Профессор кошмаров» и, например «Ван Гог. Письма к Тео» или «Густав Климт. Золото модерна». На этих выставках я также была ранее и очень их рекомендую – они прекрасны.
13 февраля 2021
Елизавета Ефремова
219 отзывов, 220 оценок, рейтинг 14
Взрыв мозга
10
На задворках Курского вокзала, в бывшем заводском здании рождается новое искусство.
Я наверное раза три была в Центре цифрового искусства Artplay Media и могу точно сказать, что процесс идет. Конечно вы можете возразить: мол какое это искусство — проецируют на стены картины известных мастеров — мультимедийный аттракцион, да и только. Но кинематограф тоже рождался как аттракцион — техника была примитивна, приемы не наработаны, но операторы и режиссеры тех лет чувствовали, что из оживших картинок на белой стене можно вырастить нечто лучшее. И вырастили. Важнейшее из искусств.
Вот так же на наших глазах из мультимедийного аттракциона проклевывается что-то большее. Да, результат пока не идеален, но команда работает, и на стенах зала, сквозь репродукции картин, проступает будущее искусство.
Чем же искусство отличается от аттракциона? Для себя я решила, что искусство начинается с того момента, когда под его воздействием в моем организме начинают рождаться чувства, мысли, возникает сопереживание и как результат — катарсис. И вот как раз вчера в моей душе нечто и зашевелилось.
В этот день показывали две программы: «ВАН ГОГ. ПИСЬМА К ТЕО» и «БОСХ. ПРОФЕССОР КОШМАРОВ».
После реновации площадь экранов Artplay Media увеличилась, качество изображения улучшилось и теперь изображение проецируется не только на стены и пол, но и на потолке установлено несколько зеркальных поверхностей. В результате действо окружает зрителей со всех сторон. Да, еще видны швы, заплатки и узелки на изнанке вышивки, но прогресс на лицо. Конечно хочется, чтобы проекции мягко укутывали нас в бесконечный кокон, но думаю это еще впереди. Уже сейчас ненавязчивое покачивание на легком ветерке вангоговских ирисов и легкие взмахи крыльев босховских эльфов создают ощущение волшебства. Зрителей погружают в мир великих живописцев, то приближая, то отдаляя фрагменты, то устраивая микст из картин, то заворачивая зал в одно полотно. И все это под прекрасно подобранную музыку, которая добавляет новых красок и помогает полнее почувствовать творчество художников.
Увиденные вчера программы посвящены абсолютно разным живописцам, и эти программы такие же разные, как и представленные художники. После мультимедиа-фильма о Ван Гоге, на душе остается светлый, мерцающий след. И это не смотря на трагическую судьбу творца. А проект про Босха рождает в организме беспокойство и тревогу.
Хорошо, что программы идут в нон стоп режиме и горьковатое послевкусие Босха можно заесть яркостью Ван Гога.
Между основными трансляциями для отдыха и смены настроения нам показывают мультимедийные антракты. Погружаться в них не менее интересно, чем в основные фильмы. Мы именно погружаемся в мир глубоководных созданий, игнорирующих нас и плывущих мимо и насквозь в загадочное далеко.
Но даже если вы и не согласитесь с моей трактовкой работ команды Artplay Media, то придя в этот зал вы все равно приятно проведете время и отдохнете, созерцая под красивую музыку знаменитые картины.
9 февраля 2021
Татьяна Сорочан
29 отзывов, 31 оценка, рейтинг 2
Взрыв мозга
Стоит увидеть
Гениально
8
Такой формат выставки посещаю впервые. Очень зрелищно и интересно. Попадаешь в темное большое помещение, где на огромные цифровые экраны транслируются полотна великих художников под гармоничную музыку. Анимация проецируется так же на пол, и это завораживающее зрелище. Особенно сказочным был момент, когда с картины Ван Гога облетал цветущий миндаль или над полем пшеницы, летели вороны. В центре зала расположены удобные пуфики, чтобы можно было неспешно и в комфорте наслаждаться искусством. Хороший вид так же с балкона, он расположен уже на выходе с выставки, там видно больше, но нет, на мой взгляд, того классного эффект погружения.
Иероним Босх один из самых загадочных художников, не только своего времени, но и в целом. Поэтому я и выбрала его выставку. До сих пор идут споры про то, что изображено на его картинах. Их сохранилось до нашего времени около десяти и немного рисунков. Например, его картине «Сад земных наслаждений», посвящен целый сайт, настолько в ней много смыслов. Босх был очень религиозен, он был почетным членом «Братства Богоматери». Поэтому свою живопись он посвятил описанию того, что ждет человека в загробном мире: на небесах и в аду. Теперь можно только предполагать откуда взялись эти дикие и причудливые образы в голове Иеронима. Но даже в небольшом формате, они выглядят впечатляюще, что и говорить, когда смотришь на это все в огромном масштабе. Особенно впечатляют полотна на почти черном фоне: мрачно, угрожающе страшно.
Меня очень поразило, что такие сложные произведения Босх писал в жанре «а ля прима», т.е. в один или несколько приемов, но довольно быстро, успевая до полного высыхания красок. Это просто сумасшедшая фантазия и скорость работы.
Единственное, чего мне не хватило на выставке, это текстового сопровождения. Почему-то на выставке, посвящённой Ван Гогу (об этом я еще напишу), такие пояснения были, хотя его творчество на много понятнее.
Выставка мне и моей спутнице понравилась: красиво, эффектно и запоминается. Подходит для посещения с детьми постарше, потому что не долго и анимация не дает скучать.
12 февраля 2021
Пользователь Афиши №4697729
19 отзывов, 19 оценок, рейтинг -1
Актуально
7Нужно попробовать
Удобный формат для знакомства с художником, легко воспринимается живопись, что актуально для Босха.Можно почувствовать себя участником действия, правда иногда голова кружится. Красивое музыкальное сопровождение и большие экраны, как будто в кинозале.
9 февраля 2021
Все отзывыИероним Босх | 45 Выставки и мероприятия
Выставки 45 результатов
Текущие выставки
Палаццо Реале Милано
Милан | Италия
09 ноября 2022 г. — 12 марта 2023 г.
Прошедшие выставки
Галерея Хууто
Хельсинки | Финляндия
13 января 2023 г. — 05 февраля 2023 г.
Кливлендский художественный музей
Кливленд | Огайо | США
09 октября 2022 г. — 08 января 2023 г.
Музей Бойманса Ван Бёнингена
Роттердам | Нидерланды
05 апр. 2022 г. — 14 августа 2022 г.
Музей изящных искусств, Будапешт
Будапешт | Венгрия
09 апр. 2022 г. — 17 июля 2022 г.
Художественный музей Вольфсбурга
Вольфсбург | Германия
31 октября 2020 г. — 06 июня 2021 г.
Музей Арпа Банхоф Роландсек
Ремаген | Германия
21 июня 2020 г. — 07 марта 2021 г.
Галерея Кристин Майер
Мюнхен | Германия
22 января 2021 г. — 27 февраля 2021 г.
Бельмач
Лондон | Великобритания
08 окт. 2020 г. — 01 января 2021 г.
Музей изящных искусств, Гент
Гент | Бельгия
21 октября 2017 г. — 31 декабря 2020 г.
Де Йонкер, Женева
Женева | Швейцария
26 сентября 2019 г. — 15 ноября 2019 г.
Музей Бойманса Ван Бёнингена
Роттердам | Нидерланды
09 февраля 2019 г. — 26 мая 2019 г.
Галерея Луны Риенн
Сан-Франциско | Калифорния | США
30 марта 2019 г. — 29 апреля 2019 г.
Музей Хет Нордбрабантс
Хертогенбос | Нидерланды
01 декабря 2018 г. — 10 марта 2019 г.
Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк (519 W 19th Street)
Челси | Нью-Йорк | США
12 сентября 2018 г. — 27 октября 2018 г.
Bosch друг друга Ренессанс
Впервые город Милан под художественным руководством Палаццо Реале и Кастелло Сфорцеско отдает дань уважения великому фламандскому гению и его успеху в Южной Европе с помощью совершенно нового выставочного проекта, вращающегося вокруг увлекательной темы: Bosch является эмблемой «альтернативного» Ренессанса, далекого от Ренессанса, управляемого мифом о классицизме, и свидетельствует о существовании множественности Ренессансов с их художественными центрами, разбросанными по всей Европе.
Иеронимус Босх (1453 — 1516) известен во всем мире своим языком, состоящим из сказочных видений и необычных миров, огней, чудовищных существ и фантастических фигур.
Открыт для публики до 12 марта 2023 г. , выставка « Bosch и еще один ренессанс» IS , продвигаемый MUNICIPALTION , PALALAZE организовано 24 ORE Cultura-Gruppo 24 ORE и Куратор: Бернар Айкема, , ранее профессор истории современного искусства в Университете Вероны, Фернандо Чека Кремадес, , профессор истории искусств Мадридского университета Комплутенсе и бывший директор музея Прадо и Клаудио Сальси , директор Кастелло Сфорцеско, Археологического и Исторического музеев и профессор истории гравюры Миланского католического университета.
Маршрут выставки охватывает сто произведений искусства включая картины, скульптуры, гобелены, гравюры, изделия из бронзы и старинные тома, в том числе около 30 редких и драгоценных предметов из вундеркаммернов .
В этом чрезвычайно богатом корпусе посетитель найдет некоторые из самых знаменитых шедевров Босха и работы, вдохновленные предметами Мастера, которые никогда прежде не экспонировались вместе на одной выставке . На самом деле Босх является автором очень немногих работ, повсеместно приписываемых ему , которые хранятся в музеях по всему миру. Именно потому, что они так редки и драгоценны, шедевры этого художника редко покидают музеи и еще реже мы имеем возможность увидеть их вместе на одной выставке. Из-за их хрупкости и особого состояния сохранности некоторые работы должны быть возвращены в музейные места до закрытия выставки . Это работы из Музея Ласаро Гальдиано в Мадриде и две работы, позаимствованные из Галерей Уффици .
Выставка в Палаццо Реале не является монографической: она создает диалог между шедеврами, традиционно приписываемыми Мастеру, и важными работами других фламандских, итальянских и испанских мастеров, тем самым способствуя сравнению, направленному на объяснение посетитель, до какой степени «другой» Ренессанс — не только итальянский и не только Босх — окажет влияние на великих художников, таких как Тициан, Рафаэль, Джероламо Савольдо, Доссо Досси, Эль Греко и многих других, в те же годы или сразу после.
Результатом пятилетних исследований и совместной работы беспрецедентной сети международного культурного сотрудничества , включающей правительства, посольства, музеи, учреждения культуры и коллекционеров, стала уникальная выставка с точки зрения нарратива сила целой художественной эпохи и важность и разнообразие сравнений , предложенных выставкой.
Благодаря сотрудничеству между итальянскими учреждениями , в частности Посольство Италии в Португалии , а также Итальянский культурный институт в Лиссабоне с Национальный музей античного искусства, монументальный Триптий Святого Антония. — работа, которая всего пару раз покидала Португалию в течение 20-го века и теперь впервые приезжает в Италию — будет выставлена по адресу Palazzo Reale. Museu Nacional de Arte Antiga в Лиссабоне, в свою очередь, позаимствовал «наших» Pala Trivulzio (также известный как Madonna in Glory and Saints ) Андреа Мантенья , который является частью коллекции произведений искусства Castello Sforzesco .
Еще одним важным кредитом, полученным в результате обмена с городом Брюгге , является монументальная работа Мастера из Groeningemuseum в Брюгге, Триптих Страшного суда , который изначально был частью коллекции венецианских Кардинал Марино Гримани .
Работа Босха, позаимствованная из музея Прадо, Искушения святого Антония , и шедевр, позаимствованный из Музея Ласаро Гальдиано, то есть ценное панно Мастера Святой Иоанн Креститель , являются имеет первостепенное значение для выставочного проекта. Также Bosch представляет Триптих отшельников из Галереи Академии в Венеции, коллекция кардинала 9. 0107 Доменико Гримани , один из самых важных коллекционеров своего времени и один из немногих владельцев работ Босха в Италии.
ТЕЗИС ВЫСТАВКИ
Как ни странно, слава Босха началась не во Фландрии, где родился художник, а в Южной Европе. На самом деле «феномен Босха» зародился в средиземноморском мире , а именно в Испании и Италии XVI века.
Однако в то время господствовал ренессансный классицизм в Италии . Но именно здесь фантастический и сказочный язык Босха и его последователей , главных героев « другого Ренессанса », нашли бы самую благодатную и зрелую почву, где могли бы вырасти и стать образно-культурным образцом для своей эпохи и для многих последующих поколений художников, даже столетия спустя.
В частности, посетитель может насладиться сравнением четырех гобеленов от Bosch из коллекции Escorial 9.0108 и карикатура на пятый гобелен , который, к сожалению, был утерян, идентифицированный в коллекциях Галереи Уффици.
В связи с этим стоит отметить огромное значение гобелена в европейской культуре шестнадцатого века с художественной и экономической точек зрения: действительно, гобелен был настоящим символом статуса элиты. Вот почему возможность полюбоваться всем циклом гобеленов Bosch — это возможность, которая выпадает раз в жизни, стало возможным благодаря заимствованиям из Эскориала и Галереи дельи Уффици: на самом деле, четыре гобелена из Эскориала никогда не выставлялись вместе за пределами музея, а сравнение с мультфильмом «Слон», готовящее пятый гобелен в серии — теперь потерян — это совершенно беспрецедентный .
Этот маршрут призван проиллюстрировать оглушительный успех художественного языка Иеронима Босха в южной Европе и даже за границей, период между шестнадцатым веком и началом семнадцатого века , с особым упором на , собирающий тенденции того времени, особенно в Италия и Испания .
Таким образом, в Венеция , выразительная уникальность Босха была с готовностью воспринята одним из величайших коллекционеров того времени, литератором и кардиналом Доменико Гримани. Именно благодаря его дальновидному вкусу и коллекции Grimani , размещенной в Gallerie dell’Accademia в Венеции, , что сегодня в Италии находятся целых три работы Босха, в том числе Триптих отшельников , который сейчас выставлен в залах Палаццо Реале.
То же самое можно сказать и о Испании , где с 16 века до наших дней между музеем Прадо и монастырем Эскориал можно найти большинство основных работ Босха. Не случайно испанские авторы являются первыми и наиболее активными критиками Босха.
Это был географический и культурный район, где произведения художника и его последователей пользовались особым спросом. В связи с этим мы можем утверждать, что язык Боша в течение десятилетий после смерти Учителя был в центре беспрецедентной европейской предпринимательской операции .
На самом деле, удача языка Босха лежит в основе настоящего «Альтернативного Возрождения», который не получил широкого признания даже в специализированной литературе.
Почему выставка также предлагает сравнения?
«Мода» на образы «в стиле Босха», установившаяся в Испании и Италии, а затем и в остальной Европе, нашла свое отражение в серии эффектных произведений искусства, выполненных в различных техниках и по рисунку из множество источников, среди которых выделяются потрясающий цикл из четырех гобеленов Эскориала и гобелен со слоном французского художника Антуана Карона .
Все эти работы свидетельствуют о распространении в Средиземноморье призрачных и сказочных мотивов, вдохновленных образами фламандского художника.
Эти творения, в свою очередь, вдохновили большое количество выдающихся художников и граверов. Особенно выделяются гравюры, которые способствовали распространению языка Босха, среди которых работа Питера Брейгеля Старшего (самый важный последователь Босха) представлена на выставке с оценкой дюжина гравюр, вдохновленных его композициями .
Гравюры в значительной степени способствовали распространению вкуса к изображениям ночных огней, колдовских сцен, сновидческих и волшебных видений. This is confirmed by works such as Marcantonio Raimondi’s or Agostino Veneziano’s Stregozzo , Albrecht Dürer ‘s Sea Monster , Aldo Manuzio’s literary-editorial masterpiece, Francesco Colonna’s Hypnerotomachia Poliphili и, наконец, Аллегория человеческой жизни by Giorgio Ghisi .
Пролиферация из редких, причудливых и драгоценных предметов , которая характеризует моду эклектичных коллекций, типичных для международного вкуса 16-го века, вызывается в последней комнате, настроена как оригинал Wunderkammer , спасибо в сотрудничестве с Миланским музеем естественной истории и коллекциями Кастелло Сфорцеско . Изученное и рассчитанное присутствие около тридцати объектов «комнаты чудес» приводит к немедленному и прямому сравнению с хаотичным и нереалистичным изображением одного из самых сложных шедевров Босха: Сад наслаждений , представленный в выставка в двойной версии картины-ровесницы и гобелена.
Wunderkammern последних правителей Габсбургов были чрезвычайно известны, особенно один из Рудольфа II Габсбурга , чей портрет, знаменитый Vertumno , написанный миланским художником Арчимбольдо (исключительный кредит из замка Скоклостер, Швеция), представлен на выставке в воспроизведенной вундеркамере и полностью представляет эклектизм, типичный для этот собирательный вкус.
«ВИДЕНИЯ» БОША
Магия и мечтания , с их непредсказуемой природой, не во власти рациональности, кажутся результатом «прозрачное» видение повседневной реальности , раскрывающее тревоги, навязчивые идеи и противоречивую природу человека и общества. Это выражение преобладающего культурного климата накануне двух поворотных моментов: сначала Реформации, затем Контрреформации.
Эти образные категории также являются возможностью исследовать глубины внутреннего мира и его противоречивости и размышлять над ними; они ценились в образованных и любознательных культурных кругах и вообще среди публики, не чуждой подчеркнуто нравственных намерений.
В религиозных и светских композициях Босха также доминирует концепция сложности реальности , которая в своих крайностях населена разложившимися фигурами, парадоксальными и нелогичными ситуациями, деконструированными, чудовищными и жестокими существами, но также и чистейшие фигуры обнаженных юношей, населяющих землю без всякой скромности: словом, мир, перевернутый . В этой вселенной всегда таятся искушения и заблуждения, готовые погубить человека. Человек шестнадцатого века осознавал, что произведения искусства несли символические сообщения, которые должны были интерпретироваться в образовательном и формирующем смысле , и мы думаем, что на этом фоне они особенно приветствовали и ценили эти предметы.
Так называемый «мир гротесков» — это обратная сторона той же медали, когда речь идет о фантастическом в Bosch .
На самом деле, мода на искусство в стиле «бош» может быть связана с уже сложившейся интерес к «чудовищным» и «гротескным», проявившимся — вместе с его разрушительными эффектами — в конце 15 века в Тоскане и северной Италии, в картинах, рисунках, гравюрах и бронзовых изделиях отличной работы и большое воображение (Бернардо Парентино, Северо да Равенна, Маркантонио Раймонди, Джорджио Гизи). Кроме того, его можно встретить и в моде на старомодных гротесков , которая распространилась в начале 16 века в Италии, Испании, Франции.
Маршрут заканчивается и аудио-видео работа, Triptiko . Видение, вдохновленное Иеронимом Босхом , путешествие в мир грез фламандского художника, придуманное художниками Karmachina .