Эйлин грей: вторжение на территорию мужского проектирования • Интерьер+Дизайн

вторжение на территорию мужского проектирования • Интерьер+Дизайн

Эйлин Грей (Eileen Gray, 9.08.1878 — 31.10.1976) называют пионером модернизма, первой женщиной-дизайнером и архитектором-экспериментатором. Эйлин Грэй никогда не входила в состав творческих объединений (столь популярных в начале XX века). Она всегда работала в одиночку и была слишком аристократична, чтобы доказывать факты.  

В середине 1960-х годов о ней никто ничего не знал. Даже профи вспоминали ее имя лишь в связи с домом на Лазурном берегу, который когда-то без разрешения хозяйки расписал Ле Корбюзье (его знаменитый домик Кабанон находился совсем недалеко).

Прикроватный столик. Сталь, лак, столешница из прозрачного ацетата целлюлозы. 1926-1929, вилла Е 1027. Э. Грей спроектировала столик для сестры. Она могла завтракать в постели, и крошки не падали на страницы. Высота столешницы регулируется.

Почти тридцать лет Эйлин Грей не занималась ни архитектурой, ни дизайном.

Впервые после долгих лет забвения в 1967 году ее наследием заинтересовался историк архитектуры Джозеф Рикверт, он написал эссе о творчестве Грей в журнале Domus, через пять лет в декабре 1972 вышла его же большая статья в Architectural Review.

Модели Э. Грей, переизданные компанией ClassiCon.

Кресло Non-conformist. Рама — трубки из полированной стали. Обивка — ткань. 1925–1927, National Museum of Ireland, Dublin.

Эйлин Грей умерла в возрасте 98 лет, но, благодаря усилиям Рикверта, она знала, что, скорее всего, займет достойное место среди первых  проектировщиков ХХ века. Действительно, сегодня она считается влиятельнейшей фигурой в области архитектуры и мебельного дизайна, сравнимой по силе новаторства с фигурой ее сверхпопулярного приятеля Ле Корбюзье. Ее кресло — знаменитое Dragon — было продано в 2009 году на аукционе Christie’s за рекордные для предмета мебели 29 (!) млн долл. Тысячи посетителей идут смотреть посвященные ей выставки.

Ширма Brick Screen, созданная Эйлин Грей в начале 1920-х годов, породила множество подражаний.

Несмотря на то, что слава пришла к ней довольно рано, Грей остается фигурой недооцененной. И в некотором смысле аутсайдером. Она родилась в Ирландии, но большую часть жизни провела во Франции и все годы добивалась, чтобы ее, женщину и к тому же самоучку, приняли на чисто мужской территории архитектуры и дизайна.

Кресло Bibendum, 1926. Столики с регулируемой столешницей (E1027), ClassiCon.

Кушетка Day Bed, 1925, слева столики E1027, справа торшер Tube Light, 1927. Всё — переиздание ClassiCon.

Даже сегодня она больше известна благодаря своей мебели, чем архитектурным проектам, что не вполне справедливо, ведь спроектированный ею дом — настоящий памятник модернизма.

Слева столик из дуба и сикаморы De Stijl, 1922. В 1922 году Э. Грей показала его на выставке французского дизайна в Амстердаме. Столик стоял в ее собственной квартире. На полу ковер Wendingen, диз. 1925 – 1941, шерсть. Всё — переиздание ClassiCon.

Наследие Грей разнообразно. Придуманная и реализованная ею мебель стилистически образует два периода. Первый — декоративная мебель стиля ар-деко (лаковые ширмы, кресло «Дракон», кушетка «Пирога» и так далее), второй — модернистские тонконогие кресла и столы, демократичные и авангардные.  

Диван Lota, 1924, спроектирован для квартиры мадам Матье-Леви на рю де Лота (Париже). Сервировочный столик, 1926-1929 (E1027). Туалетный столик Petite Coiffeuse, 1926. Кресла Bonaparte, 1935. На полу ковер Wendingen, диз. 1925–1941. Всё — СlassiCon.

Диван Monte Carlo, трубки из хромированной стали, 1929. На полу ковер Bonaparte, 1925–1936. Всё — переиздание СlassiCon.

Все началось с предметов из лака, которые Грей научилась делать в начале 1900-х годов, еще будучи студенткой живописного отделения Лондонской школы искусств Слейд.  Потом она перебралась в Париж и уговорила свою обеспеченную маман купить ей квартиру на рю Бонапарт 21, которая и оставалась ее основным жильем до конца жизни. Вместе с мастером работы с лаком, японцем Сейдзо Сукавара, и шотландкой, дизайнером по тканям Эвилин Уайльд, постепенно она начала выставлять свои работы и продавать их богатым коллекционерам.

Эйлин Грей, 1906.

Годы первой мировой войны Грей провела в Великобритании, а потом снова вернулась в Париж. Там с Эвилин Уайльд они вращались в модном лесбийском кругу, в который также входили французская певица Мариза Дамиа, американская художница Ромэн Брукс и ее любовница, писательница Натали Барни.

Кресло с драконами (Dragon). Дерево, кожа, листовое патинированное серебро. 1917-1919. Продано за 29 млн долл. как один из хитов частной коллекции Пьера Берже и Ива Сен-Лорана.

Многие друзья стали клиентами Galerie Jean Désert, которую Грей открыла в 1922 году. В вымышленном названии соединился воображаемый мужчина, владелец Жан, фамилию он получил в честь Североафриканской пустыни, которая тогда волновала воображение Грей. До середины 1920-х годов Грей работала в стиле дорогих парижских декораторов, который позже стал называться ар-деко. Она охотно использовала дорогие экзотические породы дерева, слоновую кость, меха. 

Восьмистворчатая ширма. Дерево, лак, декор — текстурированный лак и серебро. V&A Museum.

Ширма Le Destin. Дерево, лак, 1914. Заказ Ж. Дусе. Частная коллекция.

После выставки 1925 года ее эстетика меняется, мебель заметно упрощается, кардинально меняется выбор материалов: она работает со стальными трубками, алюминием и прочим материалам массового промышленного производства. Сильное влияние  на ее творчество оказал и сам Ле Корбюзье, и его круг убежденных модернистов. В голландском журнале Wendingen, посвященном авангардному искусству, появляются статьи о дизайнере Эйлин Грей, среди которых эссе архитектурного критика, румына Жана Бадовичи. 

Складной шезлонг, S-образная рама из дерева и ламината, сидение — брезент. 1938. V&A Museum.

Вскоре они стали любовникам и спроектировали вместе знаменитую виллу Е 1027, зашифровав в ее названии свои инициалы (Е – Эйлин, 10 — Жан (J – 10-я буква латинского алфавита), 2 — Бадовичи (B — 2-я) и, соответственно, Gray (G — 7-я). До сих пор исследователи точно не могут сказать, в чем именно заключалось участие Жана Бадовичи в создании дома у моря. Злые языки утверждают, что 37-летний румын лишь подталкивал Грей к покупке земли и трудоемкому процессу строительства дома. Однако ни у кого нет сомнений, что для самой Грей этот проект был площадкой для экспериментов. E 1027 — эталонный модернистский дом с умелой и невероятно эргономичной планировкой.

Вилла Е 1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен. Проект Э. Грей и Ж. Бадовичи, 1926-1929.

Интерьеры Е 1027 индивидуализированы, пространство подстроено под меняющееся в течение дня освещение. Все это заслуга Эйлин Грей, которая лично в ежедневном режиме следила за стройкой. Кроме того, она спроектировала всю мебель, в том числе круглый столик из стальных трубок cо стеклянной столешницей, который стал визитной карточкой ее творчества.

 Е 1017 — взволновала всю архитектурную общественность начала 1930-х годов. 

Гостиная на вилле Е 1027. Иллюстрация к статье Э. Грей и Ж. Бадовичи «Е 1027: дом на берегу моря». Специальный выпуск журнала L’Architecture vivante. 1929.

После того как постройка виллы E 1027 была завершена, Грей рассталась с Жаном Бадовичи. А с 1931 года стала работать над собственным домом в Мантоне. Вилла Tempe à Pailla — скромнее, чем E 1027, но также продумана до мелочей и обставлена мебелью, эргономичной, скромной и изобретательной. Перестраивала и обставляля собственной мебелью Эйлен Грей и Lou Perou, домик в пригороде Сан-Тропе. Потом были нереализованные проекты. После войны она жила в своей квартире на рю Бонапарт, 21 тихо и одиноко. Эмоционально ее поддерживали немногие друзья, финансово держаться на плаву позволяли капиталы семьи.

«Будущие проекты — свет, прошлые — лишь облака».

Эйлин Грей в своей парижской квартире на рю Бонапарт 21. Складное кресло для террасы, спроектировано в 1930-1933 для дома Tempe a Paillа. Фото 1970-х.

Мощным импульсом к восстановлению славы Эйлен Грей послужила большая рестросперктива, посвященная ее творчеству и показанная в 2012 году в Центре Жоржа Помпиду. В 2015 году вышли сразу два фильма о знаменитой даме — «Цена желания» (The Price of Desire), снятый режиссером Мэри Макгакиан — художественный, и  документальный «Грей имеет значение» (Gray Matters), режиссера Марко Орсини. Сегодня предметы Эйлин Грей переиздают две компании ClassiCon и Aram.

Эйлин Грей: легенда индустриального дизайна

Дизайнеры

  • Эйлин Грей (Eileen Gray) родилась в 1878 году в Ирландии, ее мать происходила из знатного рода баронов Грей и графов Морей.
  • Получила художественное образование в Лондоне, затем в Париже, где и провела большую часть жизни. Автор культовых предметов мебели: ширмы Brick (1923–1925), столика E1027 (1927), кресла Bibendum (1929), а также «супрематических» ковров и иконы модернистской архитектуры, дома Е1027 в Рокбрюне. Подробнее о бестселлерах Эйлин Грей — «забытой звезды» индустриального дизайна читайте в отдельном материале по ссылке.
  • Эйлин Грей скончалась в своей парижской квартире в 1976 году, прожив 98 лет.
  • Сегодня ее мебель — предмет охоты коллекционеров. Ремейки по сублицензии выпускает компания Classicon.

Ковер Wendingen, дизайн Эйлин Грей, 1925–1941, переиздается компанией Classicon.

Ковер St. Tropez, дизайн Эйлин Грей, 1925–1940, Classicon.

Фото
\\Work\Prepress3\Layouts\Decor\ED123_090_Portret_Grey Folder\Classicon_0115_fБr_Katalog.psd

В 2009 году на Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). Одним из самых дорогих лотов стало кресло Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло за 28 млн долларов — столько за предмет мебели XX века еще никогда и нигде не давали. Кресло это, из дерева и кожи, по признанию критиков, больше похоже на символистскую скульптуру, чем на предмет интерьера.

Кресла Bibendum, дизайн Эйлин Грей, модель 1929 года, Classicon.

Грей потратила на его изготовление два года: наносила слой за слоем лак, сушила в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала. Она могла себе позволить подолгу возиться с каждой вещью, потому что была независима и не нуждалась в деньгах: Грей принадлежала к знатному ирландскому роду.

Состояние Грей давало ей свободу. Она много работала, при этом не стремясь заработать

Но вместо того, чтобы составить счастье какого-нибудь отпрыска аристократической фамилии и стать хозяйкой родового поместья, в 20 лет она поступила в лондонскую художественную школу Slade. У этого учебного заведения было не совсем приличное реноме в высшем свете: там царили свободные нравы, студенты мужского и женского пола — о, ужас! — занимались вместе.

Ширма с абстрактным рисунком La Destin, дизайн Эйлин Грей, красный лак, 1923.

Эскиз лампы Suspension Satellite из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, один из лотов аукциона Christie’s 2009 года.

Апартаменты Матье Леви на рю де Лота, оформленные Эйлин Грей. Пол выложен стеклянными плитами и подсвечивается снизу. Софа Lota, кресла Dragons и Bibendum, дизайн Эйлин Грей. Фото 1933 года.

Если девушка посещала Slade, ее считали эмансипе. Но учебная программа показалась Эйлин слишком академичной. В 1902 году она уехала продолжать образование во Францию — и осталась там навсегда. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали.

Интерьер виллы Эйлин Грей Tempe à Pailla. Эта часть гостиной служила хозяйке кабинетом.

Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования. Еще в Лондоне Грей увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки: ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В Париже она познакомилась с мастером-лаковщиком японцем Сейзо Сугаварой и даже открыла с ним общую мастерскую.

Ле Корбюзье восхищался виллой Грей, горько жалея, что ее построил не он

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета — великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Обновленный интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Грей была очень хороша собой — высокая, статная, голубоглазая, с безупречными аристократическими манерами, всегда очень элегантно и дорого одетая. Однако она слыла нелюдимой и не любила разудалые богемные сборища в прокуренных кафе. Зато ее часто видели несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпе от Ланвен; рядом сидела ее воз-любленная — певица из кабаре Дамия, на заднем сиденье — их питомица, черная пантера.

Вилла Е1027 в Рокбрюне.

Вскоре за Грей закрепилась слава экстравагантной чудачки. Но ей было безразлично, что о ней думают. Она много работала, не стремясь при этом заработать. Пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. В 1919-м парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота.

Эйлин впервые создала интерьер с нуля. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Деревянный столик Occasional, дизайн Эйлин Грей, 1926–1929.

Лист с эскизами мебели Эйлин Грей. (Из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта).

Успех воодушевил Грей, и вместе со своим новым возлюбленным, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи, который был моложе ее на 15 лет, она открыла магазин Galerie Jean Désert. Но представленную там мебель покупали неохотно. Зато хорошо расходились ковры с абстрактными рисунками. Мастерскую по их изготовлению Грей открыла еще в 1909 году вместе со своей американской подругой Эвелин Вайлд. Девушки вдвоем ездили в Северную Африку и брали уроки ковроткачества у местных мастериц.

В начале 1920-х Грей делала много ширм, состоящих из лакированных поворотных блоков. Так она создала принципиально новый предмет интерьера — «переходное звено» от мебели к архитектуре. «Ширмы были моей формой протеста против ар-деко», — писала она позже. К середине 1920-х она уже делала мебель в основном для себя и для избранных ценителей.

Эйлин Грей в собственной квартире на рю Бонапарт, фото 1970 года.

И вместе с Бадовичи начала строить собственный дом — виллу E1027 на Лазурном берегу, в Рокбрюне. В названии были зашифрованы их имена. Не обучавшаяся архитектуре Грей интуитивно создала образец модернистской эстетики: белоснежный дом-корабль с террасами-палубами, приподнятый на опорах, с ленточным остеклением и окнами от пола до потолка.

Кресло Dragons, экземпляр из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, дизайн Эйлин Грей, 1917–1919.

Внутри все было продумано до мелочей: встроенные стеллажи и шкафы, выдвижные столики и пюпитры для чтения, складывающиеся столы, поворотные зеркала и ширмы. Грей больше не увлекала символика — она думала об удобстве и многофункциональности. Некоторые вещи из дома, в том числе телескопический столик E1027 и кресло Transat, Грей потом повторила и выставила на продажу.

Стеклянная кабина на крыше виллы Е1027, вид изнутри.

От мебели «Баухауза» и конструктивистов эти вещи отличались теплотой и юмором (взять хотя бы кресло Bibendum, навеянное человечком из рекламы шин Michelin, или Non Conformist с одним подлокотником), а также выделкой: каждую заклепку Грей подгоняла вручную. Ле Корбюзье (Le Corbusier), который жил неподалеку, восхищался виллой E1027 и в то же время ненавидел ее за то, что не он автор этого шедевра. Он часто заходил в гости. Бадовичи любил шумные сборища, Грей их сторонилась.

Ковер Castellar, дизайн Эйлин Грей, 1925–1937, сейчас переиздается компанией Classicon.

В 1932 году она ушла, захватив с собой только одежду и столик E1027. Ле Корбюзье вскоре поселился на вилле на несколько дней… и покрыл белоснежные стены фресками. Образ гармоничного, наполненного светом корабля был уничтожен. Грей в отчаянии написала вандалу гневное письмо, требуя убрать росписи. Но ни он, ни Бадовичи не отреагировали. Тогда Грей построила другой дом, уже для себя одной — виллу Tempe à Pailla в Ментоне, тоже на Лазурном Берегу. Кстати, когда Бадовичи скончался в 1956 году, Ле Корбюзье тут же выкупил E1027 — поблизости от виллы уже стоял его Кабанон.

Интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Фото
© Manuel Bougot

Когда Грей после войны вернулась во Францию, выяснилось, что ее дома и квартиры разграблены, многое из созданного ею погибло. Она жила тихо, в полном забвении, пока в 1968 году знаменитый историк архитектуры Джозеф Рикверт не написал о ней статью. Начались выставки, посыпались приглашения, предметы стали появляться на торгах. Но Грей, которой было уже за 90, отнеслась к этой суете со своим обычным аристократическим равнодушием. Рекорды аукционов не трогали Эйлин: она сама знала себе цену.

Торшер Roattino, придуманный Эйлин Грей в далеком 1931 году, не теряется на фоне современных дизайнерских объектов. Коллекция Classicon.

Плахина Антонина

Эйлин Грей — Центр выпускников бардов

Родилась в знатной семье высшего сословия в Ирландии В 1878 году Грей провела свое детство между своим семейным домом, Браунсвуд-Хаус, в Ирландия и резиденция семьи в районе Южный Кенсингтон в Лондоне. Когда ей было чуть больше двадцати, она училась в Школе искусств Слэйда в Лондоне, где она познакомилась с художниками Уиндемом Льюисом, Кэтлин Брюс, Джесси Гэвин и Джессикой Дисморр. Серый также развил в это время интерес к традиционному азиатскому лаку и изучил кратко с Чарльзом Дином, о котором мало что известно. К 1902, Серый устал от Лондонская сцена и переехала в Париж, чтобы продолжить свое художественное образование в Академии.
Коларосси и Академия Жюлиана. К 1910 году Грей и ее коллега по школе Слэйд подруга Эвелин Уайлд открыла мастерскую по производству ковров и настенных ковров. Грей также продолжила изучение традиционного лака с японским мастером Сэйдзо Сугаварой, с которым она сформировала успешное партнерство. В 1922 году она открыла свой магазин в Париже. Galerie Jean Désert, 217, улица Фобур-Сент-Оноре, где она продавала мебель и ковры. Галерея также служила выставочным пространством для современных искусства, сделав Грей, хотя и работавшей под мужским псевдонимом, одной из первых женщин галеристы. В этот период Грей также предлагал услуги по дизайну интерьера и ее способность к архитектурному пространству была очевидна в среде, которую она спроектировала. для таких клиентов, как Жюльетт Леви, махараджа Индора, Жак Дусе и другие. Коврики Грей продемонстрировали ее творчество с геометрическими формами. начало 1920-х годов она проектировала мебель из трубчатого металла и других материалов. современные материалы.
Начиная с 1920-х годов и на протяжении всей остальной жизни Грей создавала архитектурные проекты для частных и общественных заказов, в том числе дома для себя. использование во Франции: E 1027 (1926–29) в Рокебрюн-Кап-Мартен, Темпе-а-Пайя. (1931–34) в Ментоне и Вилла Лу Перу (1954–58) в Сен-Тропе. В 1976 г. Эйлин Грей умерла в Париже в возрасте 98 лет.


Виртуальная выставка Эйлин Грей

Щелкните для просмотра веб-сайта.

С помощью этого онлайн-сопровождения выставки Eileen Grey в галерее Bard Graduate Center Gallery мы приглашаем вас щелкнуть избранные изображения, чтобы изучить множество различных аспектов карьеры Грей, от ее знаменитых проектов до многих менее известных и недавно вновь открытых экспонатов, выставленных для выставки. первый раз.

Родившаяся Кэтлин Эйлин Морей Смит-Грей в 1878 году в Ирландии, женщина, которая стала известна просто как Эйлин Грей, была одним из самых опытных дизайнеров-архитекторов двадцатого века, чья художественная практика также включала живопись и фотографию. Сегодня она признана женщиной-первопроходцем в преимущественно мужской области современной архитектуры.


Неопубликованное интервью с Эйлин Грей, 1973


Фотографии Брюса Уайта 3

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюс Уайт

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Фото Брюса Уайта

Эйлин Грей | Декоративное искусство и история

Постоянная выставка

Стул нонконформиста, Эйлин Грей

Выставка Эйлин Грей посмертно реализовала одну из последних амбиций Грей — вернуть ее работы в Ирландию. На выставке, признанной одним из самых влиятельных дизайнеров и архитекторов 20-го века, представлены такие важные предметы, как регулируемый хромированный стол и нонконформистский стул.

Выставка также ценит Грей на личном уровне, включая семейные фотографии, ее инструменты для лакирования и личные вещицы. Он иллюстрирует ее профессиональный путь от студентки художественного факультета в Лондоне и Париже до зрелого архитектора-новатора.

Выставка посвящена памяти Эйлин Грей, современного архитектора-самоучки и дизайнера.

Эйлин Грей, ирландка, была одним из ведущих представителей современного дизайнерского движения. Известная во Франции в первые десятилетия 20-го века как дизайнер лаковой мебели и интерьеров, она затем начала экспериментировать с архитектурными формами в конце 19-го века.20 с.

Будучи художником-авангардистом, она постоянно реагировала на новые направления в искусстве, и ее индивидуальность и идеи развивались в Париже на ярком и художественном фоне. В мире дизайна у нее был новый подход к форме, линии, использованию цвета, материалов и текстур; тем не менее, человеческая чувствительность ее работ продолжает вдохновлять дизайнеров и сегодня.

В своих лаковых работах и ​​коврах она взяла традиционные ремесла и радикальным образом объединила их с принципами фовизма, кубизма и стиля де Стейл. Ее внимание было сосредоточено на их тактильных, кинестетических и чувственных свойствах, и это распространилось на ее современную мебель. Она была первым дизайнером, работавшим с хромом, до таких известных дизайнеров, как Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан, Мис Ван дер Роэ и Марсель Брейер; и оригинально использовала алюминий, целлулоид, трубчатую сталь, бакелит и пробку в своих проектах. Эти уникальные дизайны демонстрируют явное взаимодействие с чистыми формами и линиями, но всегда были функциональными, разумными и удобными.

В своем дизайне интерьера Грей оторвалась от принципов меблировки прошлого. Она объединила свою современную мебель с драматическими минималистскими интерьерами, используя новые концепции цветов, текстур и материалов.

В то время как ее ранние интерьеры были вдохновлены чувственной роскошью богатой клиентуры, ее приключения в архитектуре были направлены на удовлетворение меняющихся политических и социальных взглядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *