Декоративные элементы в романской архитектуре: колонна, контрфорс | Архитектура и Проектирование
КОЛОННА
Колонна, если только это не античная колонна, взятая из древнего здания, не имеет ни утонения к вершине, ни выпуклого профиля античных колонн: она строго цилиндрична, и такою останется готическая колонна во все периоды средневековой архитектуры.
Античная архитектура установила для колонн точное подразделение на ордера, из которых каждый имеет свою особую закономерность пропорций. Французская средневековая архитектура перестает определять пропорции колонн в зависимости от их диаметра и, следовательно, отходит от прежней классификации. Единственный ордер, формам которого подражали, был тот же, который пользовался предпочтением и в последний период римской архитектуры — коринфский. Но достаточно сопоставить детали античных колонн с деталями, изображенными на последующих рисунках, чтобы видеть, насколько вольным было подражание: сохраняется только общий вид, скульптурная тема, не больше.
Рис. 116 |
Капитель. — Мы уже говорили о том влиянии, какое должен был иметь на средневековый орнамент прием кладки из уже отесанных квадров; романская база колонны и капитель ясно свидетельствуют об этом влиянии.
Раз была принята эта система, каждый декоративный элемент должен был соответствовать точному числу рядов кладки. Так, капитель должна укладываться в один ряд кладки или в два, — промежуточного размера не существует; капитель не находится больше ни в каком пропорциональном отношении к высоте увенчиваемой ею колонны. В этом ее первое отличие от античной капители. Второе заключается в форме абаки (рис. 116, 117, 118). Абака играет двойную роль: на нее опираются пяты арок, а во время постройки она служит опорой для кружал.
Византийские архитекторы, по-видимому, интересовались только первой, постоянной ролью абаки, т.
е. ролью ее как опоры; поэтому их абаки не выступают из плоскости аркад (рис. 18 и 19). Романские архитекторы первые придумывают использовать абаку в качестве опоры для кружала; отсюда тот выступ, который образует романская абака на поверхности арки. Часто даже этот выступ существует лишь с той стороны, где устанавливается кружальная ферма (рис. 116, Е).Обычно высота абаки соответствует высоте одного ряда кладки, и в силу применения этого принципа высота ее определяется не какой-либо условной системой пропорций, но толщиной самых рядов кладки.
Примеры на рис. 116— 118 дают представление о последовательных изменениях романской капители. Капитель С относится к архаическому периоду: это тип меровингского периода и времен, предшествовавших подъему XI в.; остальные капители взяты из сооружений конца XI и начала XII в.
Рис. 117 |
Капитель В (рис. 117) является подражанием коринфскому ордеру римской эпохи; капители D (рис. 116) и В (рис. 118), форма которых получается от пересечения куба и шара, были особенно распространены в рейнских провинциях и, по-видимому, связаны с традициями византийской школы в Аахене. Архитектурные школы Клюни и Оверни упрощают корзину капители, придавая ей форму, приближающуюся к форме опрокинутого конуса.
Капители С (рис. 116) и В (рис. 117) взяты одна из хора, другая из крипты церкви Сен-Бенуа на Луаре; D (рис. 116) — из Мармутье, Е (рис. 116) — из Турню, А (рис. 117) — из Деоля; примеры, приведенные на рис. 118, заимствованы из церквей Шампани.
Для орнаментации корзины капители романские скульпторы очень редко берут мотивы из окружающей их природы. Они вдохновляются не листвой живых растений, а копируют акант античных капителей; или же они воспроизводят причудливые формы фантастических растений и животных сасанидского орнамента, или, наконец, переплетения византийского и сарацинского бассонного мастерства, произведения которого завозили венецианские и генуэзские купцы; эти искусственные листья, это плетение, эти чудовища, представление о которых дают рис.
117 и 118, получают особенное распространение в клюнийской школе.Рис. 118 |
База. — В античной архитектуре, где колонна не несла на себе большой нагрузки свода, база играла почти исключительно декоративную роль. Романская база находится в иных условиях: она расположена между фундаментом и стволом колонны, и функция ее заключается в передаче и в распределении на большую поверхность оказываемого на нее давления.
Она покоится на кубическом цоколе и служит промежуточным звеном между цилиндрическим стволом и квадратными очертаниями этого цоколя, так же как капитель служит переходом от ствола к архивольту. Наиболее рациональной формой базы была бы перевернутая капитель; и действительно, вначале она имеет эту форму; переверните капитель С, изображенную на рис. 116, и вы получите меровингскую базу.
Мало-помалу, к XI в., возвращаются к античной базе и охотно добавляют к ней то весьма полезное укрепление в форме грифа, существование которого мы уже отмечали при рассмотрении дворца в Спалато.
На рис. 119 (В и С) показаны две базы, выполненные по римской традиции; А — профиль из церкви Сен-Бенуа на Луаре — является простым и ясным выражением роли базы как перехода от квадратного цоколя к круглому стволу.
Рис. 119 |
КОНТРФОРС
Римляне, а вслед за ними и византийцы, старались помещать массивы опор, несущие своды, внутри здания. Контрфорс, выступающий в виде элерона, употреблялся у римлян только для опорных стен. Идея выноса наружу здания массивов опор, поддерживающих своды, получила развитие в романскую эпоху и была, очевидно, подсказана желанием освободить внутреннюю часть здания от загромождающих ее массивов.
Романские архитекторы, применяя наружный контрфорс, осмеливались только мало-помалу придавать ему формы, соответствующие его функции; единственной системой опоры, получившей у них более четкое выражение, была та, которую мы установили для овернской школы и которая заключается в выступах, соединенных арками.
В общем, контрфорсы имеют плоскую форму (А) или даже скрываются под видом пилястров (С). Только в XII в. архитекторы готической школы начинают решительно подчеркивать роль опорных устоев, заменяя контрфорсы постоянного сечения более рациональным профилем со значительным уширением к основанию и с последовательным уменьшением сечения кверху. Этим исчерпываются элементы, составляющие основу здания. Теперь рассмотрим дополнительные элементы, как карнизы и проемы.
Рис. 120 |
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Архитектура Романского и Готического периодовВ V веке н. э., после падения Римской империи, на территории Западной Европы возникли новые политические объединения, из которых в дальнейшем образовались феодальные государства — Франция, Германия, Италия, Англия. Каждое из них делилось на множество мелких владений, принадлежащих правителям — феодалам, с подчинением слабых более влиятельным и сильным. Так рабовладельческий гнет сменился крепостническим, феодальным. Архитектура западноевропейских стран того времени значительно отличалась от античного зодчества. Замки, культовые здания и крепостные сооружения возводились из камня с частичным использованием кирпича, но римский бетон не находил применения. В первый период существования феодальных государств в основном строились замки и церкви, с расположением их за крепостными стенами феодальных поместий и монастырей, служивших зашитой против набегов разбойных орд. В архитектуре этих зданий заметно использование мотивов византийской школы и развитие типов латинских базилик. В таком состоянии архитектура Запада находилась почти 5 веков (до X в. ) В дальнейшем на развитие ее оказали влияние сложившиеся в Западной Европе с конца IX в. новые феодальные отношения (появление королевств), а также широкое развитие связей европейцев с народами Востока (эпоха крестовых походов и паломничество в XII в.). Рис. 1. Графский замок в Каркассоне Характерными типами сооружений в этот период становятся замки феодалов, церкви и монастыри, а также оборонительные сооружения. В средневековой архитектуре различают два периода развития: романский стиль (VI—XII вв.) и готический (конец XII—XV вв.). Эти архитектурные стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют между собой известную общность. Общими, помимо строительных материалов, здесь были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста с разделением каменными столбами продольной части сооружения на 3 или 5 галерей-кебов, из которых центральный был шире и выше боковых. Около алтаря здание пересекалось поперечным залом — трансептом, иногда членившимся также на нефы. Восточная часть храма, где расположен алтарь, имела в плане одну или несколько полуокружностей — апсид. Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, связанных между собой раствором. Однако этими конструктивными приемами и оканчивается общность стиля. Во всем остальном они резко различаются между собой. Романской архитектуре присущи малогармоничные пропорции, грубая и несовершенная моделировка элементов зданий. В романских соборах, тесно связанных своими формами с крепостными сооружениями, все части отличались значительной массивностью. Толстые глухие стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами (опоры, несущие своды). Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. Порталы имели также сводчатые полуциркульные перекрытия. На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 2—3 высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также в пределах восточной (алтарной) части. Над центральной частью собора иногда возводилась башня (в древнерусской архитектуре купол на барабане). Примером романских сооружений может служить замок в городе Каркассон (на юге Франции) с двойным поясом укреплений (рис. 1). В Италии в ту пору церкви строились с отдельными колокольнями. Такая башня, располагаемая с боку фасада, называлась кампаниллой. Стены церквей украшались небольшим количеством скульптур. Богатая декоративная отделка церквей сосредоточивалась на главном фасаде и его центральных дверях — портале. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XII в.) с перспективным порталом и конусообразными башнями, крытыми черепицей (рис. 2). Привлекает внимание богатое и тонкое скульптурное убранство главного фасада. В богатой игре светотени ощущается приближение готики, однако в здании с его малыми окнами и массивными стенами не преодолена еще крепостная замкнутость, свойственная романской архитектуре. Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили камни, более или менее вытесанные и соединенные при помощи раствора. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней. Конструктивные приемы крепления сводов с вертикальными опорами были примитивными. Для увеличения сопротивления распоров стены снабжались коитр-форсами. Контрфорсы в романской архитектуре, в отличие от римских и византийских, служивших также для укрепления сводов и помещавшихся внутри здания, располагались с внешней стороны его, что объясняется стремлением освободить внутренность здания от загромождающих ее массивов. Колонны, используемые в качестве несущих опор, в отличие от античных имели грубую цилиндрическую форму. Капитель, выкладывавшаяся из грубо обработанных камней, перестает быть чисто декоративным элементом постоянной канонизированной формы. В этом случае размеры капители каждый раз зависели от числа нижних рядов кладки и величины камней. Формы капителей, служащих для оппрания арок, были различными, среди которых наиболее распространенны формы, полученные из объема куба и шара. Рис. 2. Церковь Нотр-Дам в Пуатье (Франция) Из-за отсутствия в первых романских замках оконных переплетов с остеклением, заменявшихся ставнями, и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малы, а подоконники располагались па возможно большей высоте от пола. В романский период были созданы новые способы кладки и приемы укрепления сводов. Готическая архитектура развивалась в тот период, когда благодаря развитию городских ремесел укрепились торговые отношения в пределах государств, а также между ними. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов под защиту короля, увеличилась численность населения в городах, они экономически окрепли. В городах возводились крупные общественные здания (ратуши), культовые учреждения, оборонительные укрепления. За пределами городов по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей. Развитие готической архитектуры началось в конце XII в., причем переход от романского стиля к готическому происходил постепенно, начатые ранее романские соборы достраивались в духе готики. Одна и та же цель — покрыть сводом латинскую базалику — решалась по-разному: изыскивались более легкие и экономичные конструкции. Размеры возводимых сооружений, особенно высота соборов, увеличивались, конструкции их усовершенствовались. Наиболее полно требованию высотности отвечала разработанная зодчими готики каркасная облегченная конструктивная система зданий, в особенности их опор и перекрытий. Специфичными элементами конструкций готической архитектуры являются оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, гурты сводов, аркбутаны и контрфорсы, образовавшие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания. Массивные стены, характерные для романской архитектуры, в период готики были заменены сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми расположены громадные окна. Рис. 3. Готическая конструктивная система (аркбутаны) К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками — пп-наклями с остроконечными завершениями — фиалами. Колонны, разделяющие нефы и поддерживающие своды, представляют собой пучки тонких вертикальных тяг, как это видно на рис. 5. Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Повышенный профиль стрельчатых арок способствовал уменьшению распора сводов. Конструктивной основой сводов были гурты, или нервюры, представляющие собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги — ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн (рис. 3). Конструктивная особенность готического свода состоит в том, что он, являясь по сути дела крестовым сводом романского периода, образует независимые между собой распалубки, поддерживаемые нервюрами. Рис. 4. Собор Нотр-Дам в Париже Рис. 5. Интерьер собора в Страсбурге Нервюры выполнялись из тесаного камня, а распалубка — из мелкого камня с забуткой щебнем. Нервюры как бы воспроизводили кирпичные арматуры римских крестовых сводов, но вместо временной роли — уменьшить давление на кружала — нервюры стали выполнять роль основной несущей конструкции, на которой покоится свод. Благодаря нервюрам общий распор сводов передается только в определенных пунктах сопротивления. Нервюрный свод не только обеспечивает разложение сил распора, но и уменьшает его, что позволяет делать конструкции легкими и упростить их. Образуемые таким путем стрельчатая ар,ка и ребристые своды передают распор через упорные арки (аркбутаны) на контрфорсы. Готический контрфорс имеет вид тонкого и высокого массива, около вершины которого находится точка приложения сил распора. Вместо глухих стен в романской архитектуре здесь появилась легкая ажурная конструкция. Такая архитектурно-конструктивная форма открыла возможность устройства перекрытий больших пролетов и облегчила строительство высотных композиций зданий. Внешний вид готических соборов отличается наличием шпилей и большого количества аркбутанов, обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов. Вся тектоника соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции и Германии. Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII—XIV вв. , является Реймский собор (Франция). Всемирно известным памятником романско-готической архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в.) (рис. 4). В нем наиболее ярко выявлена конструктивная схема, присущая готической архитектуре, однако начатый постройкой во второй половине XII столетия собор имеет несколько тяжелые пропорции, характерные для романского стиля, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних, опорных частях. Архитектура готических соборов с ярко выраженным устремлением ввысь как бы призывала молящихся постоянно думать о боге и отрешиться от земной суеты. Но это лишь одна из идей. Величественная архитектура готики не в меньшей мере являлась гимном жизни самим строителям, повествуя об их дерзновенной смелости, о высоком инженерном и художественном мастерстве, о величии человека-творца. Потому-то готическое зодчество способно глубоко волновать и современных людей, несмотря на замечательные новейшие достижения строительной мысли. Интерьеры готических храмов отличаются высокохудожественным убранством — тонко выполненной каменной резьбой, скульптурами святых и реальных людей, красочными витражами из цветного стекла и картинами на религиозные сюжеты. В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор). В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы выражали несущую структуру здания, итальянская готика придавала особое значение декоративному убранству в виде бесконечных башенных надстроек, расположенных без определенной художественной системы. Основными материалами, которыми пользовались итальянские строители в эту эпоху, были тесаный и бутовый камень небольших размеров. Наряду с камнем в Италии в строительстве готических зданий применялся кирпич, чаще всего с облицовкой его мрамором, камнем, штукатуркой. Каменная кладка готики состоит из тщательно вытесанных камней на растворе. Подъем камней производился механизмами, известными еще в античную эпоху, с устройством легких подмостей, лежавших обычно на самом сооружении. Готическая архитектура, получившая сначала широкое развитие во Франции, затем, кроме Германии, распространилась в Англии, Чехии, Польше и Прибалтийских странах. В последних готика развивалась вначале под влиянием немецкой оккупации. Начиная с XV в., в ряде европейских городов появляются общественные здания — ратуши, которые постепенно превращаются в значительные постройки с башнями и большими часами на них. В период X—XII вв. было сооружено много замков феодалов. Основой замка являлся так называемый донжон — большая квадратная или круглая башня в 2—3 этажа, являвшаяся укрепленным жилищем феодала. В состав замка входили жилые комнаты, парадный рыцарский зал, хозяйственные помещения, кладовые с запасами продовольствия, пекарня. Часть замков во Францпн и особенно в Германии сохранилась до настоящего времени. Градостроительство в VI—XIII вв. Распад Римской империи, занимавшей значительную часть территории Западной Европы, лишил ее население безопасных условий жизни. При отсутствии центральной сильной власти многие феодалы строили для себя крепости, позже превратившиеся в небольшие города. Населенные пункты городского типа, появившиеся в этот период, развивались на руинах античных городов и лагерей, имевших удобное географическое расположение. Кроме крупных поселений, возникших на основе укрепленных городищ, в средние века города возникали в результате внутренней колонизации. Основным ядром городов являлись замки феодалов, имевшие мощные защитные укрепления в виде высоких каменных стен и башен для ведения круговой обороны. Вокруг замков селились зависимые крестьяне, а при благоприятных условиях и купцы. Такие поселки имели свои оборонительные укрепления. Феодальные замки, как правило, возводились на возвышенностях У берегов рек, что обеспечивало им господство над окружающей местностью. Для многих замков характерны целесообразные плановые решения, крупный масштаб всех объемных элементов крепостей, гармонически связанных с окружающей средой, и в целом они обладают значительными эстетическими качествами. Весь город окружался каменным кольцом (одним или двумя) массивных стен с башнями круглой или квадратной формы. Главные ворота для въезда в город делались в одной наиболее крупной башне. Перед воротами через опоясывавший стены ров перебрасывался подъемный мост. Особую ветвь представляют комплексы каменных сооружений в монастырях, окруженных, как и замки западных феодалов, мощными крепостными стенами. Многие монастыри явились ядрами средневековых городов. В особых политических и экономических условиях складывались крупные города Западной Европы, в их числе и будущие столицы. Базой их формирования послужили поместья и замки королей или богатейших вельмож, защищавших свои владения с помощью сильных военных отрядов. У стен замков под их защитой селились ремесленники и беглые крестьяне, спасавшиеся от преследований жестоких феодалов. Они-то и составили население предместий, а затем и городов, укрепленных мощными стенами. Города быстро росли по мере усиления центральной королевской власти. Вторым стимулом роста являлась личная свобода ремесленников и возможность в условиях богатого города найти работу и проявить свое мастерство. Возвышением бюргерства прежде всего объясняется строительство крупных и удивительно смелых по инженерному исполнению величественных готических соборов Парижа, Праги, Нюрнберга, Кракова. Свободные общины каменщиков и художников, соревнуясь с общинами других городов, демонстрировали свое высокое профессиональное мастерство. К особенностям средневековых городов, возникших на развалинах военных поселений, имевших регулярную сеть улиц, относится новая их сеть, состоящая из криволинейных уличек. Новая застройка велась раздробленно, с использованием остатков материалов античных зданий, причем новая сеть улиц и пространств не связывалась с сохранившимися развалинами, а развивалась с учетом новых торговых путей и экономических связей. С прекращением междоусобных войн в феодальном обществе изменился характер средневековых населенных мест: на первый план выступает не оборонное, а торговое их значение. Центром города была окруженная цеховыми улицами площадь с расположенной почти всегда на ней церковью, ориентированной апсидой на восток, и ратушей. В ряде случаев церкви располагали за торговой площадью, и они входили в состав укреплений. Заканчивался город улицей, идущей вдоль городского вала. Центр города и его площадь, как правило, размещались на более высоком месте. На окраинах городов обычно располагались монастыри и больницы. Лавки ремесленников, совмещаемые с производственными помещениями, располагались по всему городу, находясь рядом с жилыми домами их владельцев. Жилые дома, строившиеся вначале обособленно, в дальнейшем соединялись в рядовую, преимущественно одноэтажную застройку. Характерной особенностью средневековых городов является отсутствие в них парков. Фруктовые сады, находившиеся в частном пользовании, располагались во дворах. Центральные торговые площади в городах были небольшие — до 2 га, а ширина улиц не превышала 7 м. Местами отдыха служили окружающие луга и рощи. Площадь населенных пунктов городского типа в VI—VIII вв. составляла обычно 5—10 га, а города, возникшие в результате объединения нескольких населенных мест, занимали площадь до 50 га с населением, не превышавшим 10 тыс. человек. Крупных городов было крайне мало. Так, по историческим данным, в XIV в. в Париже проживало около 100 000 человек, в Лондоне 35 000, в Риме 30 000. Одним из самых крупных городов в XV в. была Венеция, население которой достигало 200 000 жителей. Характерным отличием готического города от крупных населенных пунктов романского периода является более интенсивное использование земли в пределах, охваченных крепостными стенами. Примерно с XVI в. свободные участки с полями и садами, находившимися в черте города, застраиваются новыми домами и пристройками к существующим домам купцов и ремесленников. Увеличение плотности застройки вызывало опасность возникновения эпидемий, пожаров и общего ухудшения санитарно-гигиенических условий. Оборонительные стены ограничивали развитие города вширь, а теснота обусловила возведение трех- и четырехэтажных зданий. Они завершались высокими крышами с треугольными фронтонами — щипцами, в которых нередко размещались чердачные этажи (мансарды). Здания покрывались черепицей. Основными материалами для строительства городских жилых домов служили камень, кирпич, сооружались также фахверковые дома — каркасной конструкции с применением деревянных стоек, балок и раскосов с заполнением кирпичом и с последующим оштукатуриванием. Силуэт средневекового города определялся церковными зданиями, башнями ратуш, укреплениями, а также отдельными домами богатых семейств. Композиционным ядром чаще всего являлась площадь, предназначенная для торговли и общественных собраний. Для подчеркивания значения центральной площади ее окружали аркадой. Читать далее: |
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА – 2путешествия во времени / Viajando a través del tiempo 2
Романский художественный стиль, развивавшийся в Европе в период с конца 10 века по 13 век. Романский стиль происходит от римского искусства, которое развивалось в первые века средневековья. Основными чертами романского стиля были:
- Это было религиозное искусство, основными постройками были соборы, церкви и монастыри.
- Появился в сельской местности, так как города почти исчезли из-за вторжений.
- Монашеские ордена, в основном клюниаки, и паломничества к святым местам распространили романский стиль по всей Европе.
АРХИТЕКТУРА
Романский стиль был религиозным искусством, тогда основными постройками были церкви, соборы и монастыри из камня.
Важнейшими архитектурными элементами были своды и полукруглые арки.
Использовались следующие типы сводов:
- Цилиндрический свод, представляющий собой простейшую форму свода, состоящую из непрерывной поверхности полукруглых или остроконечных секций. Он напоминает бочку или туннель, разрезанный пополам вдоль.
- Паховый свод — это перекресток под прямым углом двух бочкообразных (туннельных) сводов. Иногда своды паховых сводов могут быть заостренными, а не круглыми.
Стена была очень толстой и снаружи была укреплена контрфорсами. Контрфорсы представляли собой столбы, пристроенные к стене, чтобы поддерживать ее и противодействовать весу свода.
Двери и окна полукруглые с архивольтами. Однако в зданиях было очень темно, потому что в них было мало окон и дверей, потому что стена должна была выдерживать давление сводов. Архивольты представляли собой тонкие полоски лепнины вокруг изгибов арки.
Основным элементом, поддерживающим вес потолка, была колонна или опора. Однако они также использовали колонны с капителями. Капители имели различные виды декора: листва, чудовища, человеческие фигуры, сцены из Ветхого Завета,
Основными типами планов романских церквей были базилики. план, план латинского креста или центральный план (многоугольный). В алтаре – восточном конце церкви, где находится алтарь – были апсиды полукруглой или многоугольной формы, которые были перекрыты сводами.
POWER POINT:
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
РАБОЧИЕ ТАБЛИЦЫ
полный роман esque
средневековая архитектура-рабочий лист
романское искусство
RomanesqueandGothicelements-1
9001 1 завершить схему романская архитектура
xv_medieval_art
ВИДЕО
youtube.com/embed/Wu5P4L_T7g4?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=es&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Мне нравится:
Мне нравится Каргандо…
Publicado en Sin categoríapor María SanzDeja un commentarioРОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА ⋆ Archi-Monarch
Если вы хотите узнать о проницаемом бетоне или исламской архитектуре или дизайне лестниц, пожалуйста, нажмите на ссылку.
Введение
Романская архитектура — это стиль, который развивался в средневековой Европе между 9 и 12 веками. Он возник из каролингских и оттонских архитектурных традиций, на которые повлияла архитектура Римской империи.
Само название «Романский» происходит от того, что для этого стиля архитектуры характерно использование арок и сводов в римском стиле, а также других элементов, отражающих архитектуру Древнего Рима.
Некоторые ключевые характеристики и особенности романской архитектуры включают:
- Закругленные арки: Романская архитектура известна своими закругленными арками, которые заменили плоские или слегка заостренные арки более раннего периода.
- Толстые стены: Романские постройки обычно имели толстые стены из камня, что обеспечивало большую устойчивость и прочность.
- Бочкообразные и крестовые своды: В романской архитектуре использовались бочкообразные и крестовые своды, что позволяло увеличить внутреннее пространство без колонн.
- Декоративные элементы: Романская архитектура отличалась множеством декоративных элементов, включая резьбу, скульптуры и замысловатые узоры на колоннах, капителях и других архитектурных элементах.
Значение романской архитектуры в истории архитектуры заключается в том, что она ознаменовала переход от более ранних, более простых стилей архитектуры к более сложному готическому стилю, который возник в 12 веке.
Романская архитектура также отражала культурные и религиозные ценности того времени, причем многие из самых впечатляющих зданий того периода были церквями и другими религиозными сооружениями.
В целом, романская архитектура сыграла важную роль в развитии европейской архитектуры и продолжает оставаться важной частью архитектурной истории и наследия сегодня.
1) Элементы романской архитектуры
Аркады и арки, цилиндрические и крестовые своды, толстые стены и колонны, а также такие декоративные элементы, как капители и тимпаны, являются важными элементами романской архитектуры.
Подробнее о каждом:
- Аркады и арки: Для романской архитектуры характерно использование закругленных арок и аркад. Эти арки были сделаны из камня и обеспечивали большую структурную устойчивость, а также большее внутреннее пространство без необходимости в дополнительных опорных колоннах.
- Бочкообразные и крестовые своды: В романской архитектуре использовались бочкообразные и крестовые своды, которые представляют собой типы сводчатых потолков. Бочкообразные своды представляют собой простые полукруглые своды, которые используются для покрытия одного пространства, а паховые своды образуются путем пересечения двух бочкообразных сводов под прямым углом. Эти типы сводов позволяли увеличить внутреннее пространство без необходимости в дополнительных опорных колоннах.
- Толстые стены и колонны: Романские постройки обычно имели толстые стены и колонны из камня, что обеспечивало большую устойчивость и прочность конструкции. Эти элементы также позволили использовать большие окна и проемы без ущерба для устойчивости здания.
- Декоративные элементы, такие как капители и тимпаны: Романская архитектура также известна своими декоративными элементами, такими как капители с замысловатой резьбой на колоннах и тимпаны над дверными проемами. Тимпаны обычно представляют собой полукруглые или треугольные пространства над дверными проемами, часто украшенные скульптурами или рельефами. Эти декоративные элементы добавляли внешней привлекательности романским зданиям и часто имели символическое или религиозное значение.
В целом, эти элементы романской архитектуры сыграли важную роль в развитии европейской архитектуры и продолжают оставаться важной частью архитектурного наследия сегодня.
2) Характеристики романской архитектуры
Романская архитектура — стиль архитектуры, развивавшийся в Европе с 9 по 12 века.
Характеризуется рядом отличительных черт, в том числе:
- Закругленные арки: Романская архитектура характеризуется использованием закругленных арок, которые использовались для создания бочкообразных сводов, крестовых сводов и других архитектурных элементов. Эти арки часто поддерживались толстыми колоннами или опорами.
- Толстые стены: Романские здания часто отличались толстыми стенами, которые были необходимы, чтобы выдержать вес сводчатых потолков и других структурных элементов. Эти стены часто украшались аркадами, глухими арками и другими декоративными элементами.
- Башни: Романские постройки часто имели башни, которые использовались для обороны, а также для звона и других целей. Эти башни часто имели квадратную или прямоугольную форму и обычно располагались по углам или по бокам здания.
- Декоративные элементы: Романские здания часто украшались различными декоративными элементами, включая капители, тимпаны и скульптурные рельефы. Эти элементы часто изображали религиозные сцены, такие как Страшный суд или жизнь Христа, и были призваны вызывать у зрителя благоговение и благоговение.
- Элементы, вдохновленные римлянами: Романская архитектура черпала вдохновение в архитектуре Древнего Рима и часто включала такие элементы, как колонны, пилястры и декоративные фризы.
- Религиозная символика: Романская архитектура часто использовалась для возведения религиозных зданий и содержала ряд религиозных символов и мотивов. К ним относятся использование крестообразных планов, использование апсид и включение символических животных, таких как львы и орлы.
В целом романская архитектура характеризуется использованием закругленных арок, толстых стен, башен, декоративных элементов и черт, вдохновленных римлянами.
Эти элементы использовались для создания впечатляющих зданий, отражающих религиозные и культурные ценности средневекового периода.
3) Романская архитектура и технологии
Технические достижения того времени оказали значительное влияние на романскую архитектуру.
Ниже приведены некоторые примеры инновационных методов, используемых в романской архитектуре, и отношения между технологиями и дизайном в этом стиле. камни до точных размеров и форм для создания однородного внешнего вида. Этот метод позволил строителям с большей легкостью создавать более крупные и сложные сооружения, такие как церкви и замки.
Связь между технологией и дизайном в романской архитектуре была тесной. Технологические достижения позволили повысить стабильность и прочность конструкции, что, в свою очередь, позволило реализовать более сложные и амбициозные проекты.
Например, использование каменных бочкообразных сводов позволило увеличить внутреннее пространство и повысить высоту зданий, а передовые методы каменной кладки позволили создать более богато украшенные и детализированные декоративные элементы.
В заключение следует отметить, что технологические достижения сыграли решающую роль в развитии романской архитектуры, позволив строителям создавать более крупные, сложные и визуально привлекательные сооружения.
Взаимосвязь между технологией и дизайном в этом стиле представляла собой тесное сотрудничество, а технологические достижения открывают новые возможности дизайна и эстетические достижения.
4) Романские церкви
На дизайн и планировку романских церквей сильно повлияли религиозные и социальные факторы.
Вот некоторые ключевые моменты дизайна и планировки романских церквей, примеры известных церквей и роль церквей в романском обществе:
i) Дизайн и планировка:
Романские церкви обычно строились в форме креста, с центральным нефом и трансептом, часто с несколькими апсидами и часовнями.
Дизайн должен был отражать центральное место церкви в христианском богослужении и вмещать большие прихожане.
Многие романские церкви также были украшены сложными декоративными элементами, такими как скульптурные рельефы и фрески.
ii) Примеры известных церквей:
Некоторые из самых известных примеров романских церквей включают собор Шпейера в Германии, собор Пизы в Италии и собор Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Эти церкви часто строились как часть более крупной программы религиозного и культурного расширения и должны были быть символами власти и престижа.
iii) Роль церквей в романском обществе:
Церкви играли центральную роль в романском обществе, служа не только местами отправления культа, но и центрами обучения, искусства и культуры.
Многие церкви были связаны с монастырями, которые давали образование и здравоохранение окружающему сообществу.
Церкви также служили местами паломничества, привлекая посетителей со всей Европы и обеспечивая экономические возможности для местных общин.
В целом, дизайн и планировка романских церквей отражали религиозные и социальные приоритеты того времени, с упором на большие собрания, изысканное убранство и центральную роль в обществе.
Знаменитые романские церкви продолжают оставаться важными культурными и историческими достопримечательностями, привлекая посетителей со всего мира.
5) Романские замки и укрепления
Романские замки и укрепления были построены в основном для оборонительных целей во времена политической нестабильности и военных действий.
Вот некоторые ключевые моменты, касающиеся назначения и конструкции романских замков и укреплений, примеры известных замков и значение замков в романском обществе:
i) Назначение и конструкция:
Романские замки и укрепления были спроектированы для защита от внешних угроз, таких как вторжение армий или группировок, совершающих набеги.
Как правило, они строились на возвышенностях и имели такие элементы, как стены, башни и рвы для сдерживания нападающих. Многие замки также включали жилые помещения и другие удобства для проживания лорда и его семьи.
ii) Примеры известных замков:
Некоторые из самых известных примеров романских замков включают замок Фенис в Италии, замок Лош во Франции и крепость Хоэнзальцбург в Австрии.
Эти замки часто строились как символы власти и престижа, и многие из них играли важную роль в региональных конфликтах и борьбе за власть.
iii) Значение замков в романском обществе:
Замки играли жизненно важную роль в романском обществе, выступая не только в качестве оборонительных сооружений, но и в качестве центров политической и экономической власти.
Многие замки принадлежали феодалам, которые контролировали окружающие земли и ресурсы и использовали свои замки в качестве военных баз для военных кампаний и других действий.
Замки также были важными культурными и архитектурными достопримечательностями, служившими символами власти и богатства их владельцев.
В целом, романские замки и укрепления были созданы для защиты и демонстрации силы во времена политической нестабильности и конфликтов.
Они остаются важными культурными и историческими достопримечательностями, привлекая посетителей со всего мира и служащие напоминанием о политической и социальной динамике романского периода.
6) Романская скульптура
Скульптура играла значительную роль в декоре и символике романской архитектуры.
Вот некоторые ключевые моменты, касающиеся использования скульптуры в романской архитектуре, типов скульптуры, используемых в романских зданиях, и значения скульптуры в романском искусстве:
i) Использование скульптуры:
Скульптура широко использовалась в романской архитектуре. для украшения и украшения фасадов, порталов и интерьеров церквей, соборов и других зданий.
Скульптура часто использовалась для изображения библейских историй, святых и других религиозных деятелей, а также для передачи духовных и нравственных посланий верующим.
ii) Типы скульптуры:
Романская скульптура включала различные формы и стили, в том числе рельефную скульптуру, отдельно стоящие скульптуры и декоративные элементы, такие как капители и выступы.
Рельефная скульптура часто использовалась для украшения порталов и тимпанов, а отдельно стоящая скульптура использовалась для украшения фасадов и интерьеров.
Капители и карнизы часто были украшены замысловатыми узорами и фигурами, добавляющими общий декоративный эффект зданию.
iii) Значение скульптуры:
Скульптура была ключевым элементом романского искусства, служа не только украшением, но и средством передачи религиозных и культурных идей зрителю.
Скульптура часто использовалась для изображения библейских сюжетов и религиозных деятелей в реалистичной и драматической манере, подчеркивая духовно-нравственные учения Церкви.
Скульптура также играла роль в социальном и политическом контексте того времени, с изображениями правителей, рыцарей и других фигур, используемых для выражения власти и власти.
В целом скульптура играла важную роль в декоре и символике романской архитектуры, служа средством передачи зрителю религиозных, культурных и политических идей.
Разнообразие и богатство романской скульптуры по-прежнему ценятся искусствоведами и посетителями романских зданий и сегодня.
7) Романская живопись
Живопись также была важным элементом романского искусства, многие церкви и другие здания украшены фресками, фресками и другими расписными украшениями.
Вот некоторые ключевые моменты использования живописи в романском искусстве, характеристики романской живописи и примеры романской живописи и их значение:
i) Использование живописи:
Живопись использовалась в романском искусстве для украшения и украшения стены и потолки церквей, соборов и других зданий.
Картины часто использовались для изображения библейских историй, святых и других религиозных деятелей, а также для передачи духовных и нравственных посланий верующим.
ii) Характеристики романской живописи:
Романская живопись характеризуется богатым и ярким использованием цвета с яркими пигментами, нанесенными смелыми и выразительными мазками.
Романские картины часто содержат стилизованные и символические изображения религиозных деятелей и сюжетов с акцентом на духовные и нравственные темы.
Многие романские картины также включают в себя замысловатые декоративные элементы, такие как бордюры и рамы, добавляющие к общему богатству и сложности работы.
iii) Примеры романской живописи:
Некоторые из самых известных образцов романской живописи включают фрески в церкви Сан-Климент в Тауле, Испания, на которых изображены сцены из жизни Христа и другие библейские истории.
Гобелен из Байе, вышитый текстиль из Нормандии, Франция, также считается важным образцом романской живописи, с его ярким и подробным изображением событий, приведших к норманнскому завоеванию Англии в 1066 году.
Эти картины и другие образцы романского искусства имели большое значение не только из-за их художественного качества, но и из-за их роли в передаче религиозных и культурных идей верующим.
В целом, живопись была важным элементом романского искусства, служа средством передачи религиозных и культурных идей зрителю.
Яркое и выразительное использование цвета, а также замысловатые декоративные элементы и символические образы по-прежнему ценятся искусствоведами и посетителями романских зданий и сегодня.
8) Влияние романского стиля на готическую архитектуру
Переход от романской архитектуры к готической ознаменовал значительный сдвиг в истории европейской архитектуры.
Вот некоторые ключевые моменты перехода от романской архитектуры к готической, влияние романской архитектуры на готическую архитектуру и примеры готических зданий с романскими чертами:
i) Переход от романского к готическому:
Переход от романского к готическому архитектура имела место в 12-м и 13-м веках в Европе.
Готическая архитектура характеризовалась остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, что позволяло возводить более высокие и сложные здания, чем это было возможно в романской архитектуре.
ii) Влияние романской архитектуры на готику:
Романская архитектура оказала значительное влияние на развитие готической архитектуры, особенно с точки зрения структурных элементов, таких как своды и аркады.
Готические архитекторы опирались на технологические достижения и дизайнерские инновации романской архитектуры, а также разрабатывали новые методы и формы, которые позволили достичь еще большей высоты и сложности.
iii) Примеры готических зданий с элементами романского стиля:
Многие готические здания имеют элементы романской архитектуры, особенно в районах, где переход между стилями был постепенным.
Например, базилика Сен-Дени во Франции, которую часто считают первым настоящим готическим зданием, имеет элементы романской архитектуры, такие как круглые арки и массивные стены, а также готические черты, такие как стрельчатые арки и ребристые своды.
Точно так же собор Сантьяго-де-Компостела в Испании имеет романский неф и трансепт, а хор и амбулатория выполнены в готическом стиле.
Эти и подобные им здания демонстрируют сложное и постоянное взаимодействие романской и готической архитектуры.
В целом переход от романской к готической архитектуре ознаменовал значительный сдвиг в истории европейской архитектуры, когда готические архитекторы опирались на технологические достижения и дизайнерские инновации романской архитектуры, а также разрабатывали новые методы и формы, которые позволили достичь еще большей высоты и сложности. .
Смешение романских и готических элементов во многих зданиях демонстрирует непрерывную эволюцию и сложность истории европейской архитектуры.
9) Романская архитектура и религиозная символика
Романская архитектура средневекового периода была тесно связана с религиозными верованиями того времени, и использование религиозной символики было центральной чертой многих романских зданий.
Вот некоторые ключевые моменты использования религиозной символики в романской архитектуре, как романская архитектура отражала религиозные верования того времени, а также примеры религиозных символов, используемых в романской архитектуре:
i) Использование религиозной символики:
Религиозная символика широко использовалась в романской архитектуре, часто для передачи важных богословских концепций или в качестве наглядного пособия для верующих. Общие символы включали изображения библейских сцен, святых и других фигур из христианской истории и мифологии.
ii) Отражение религиозных верований:
Романская архитектура по-разному отражала религиозные верования того времени. Многие здания были спроектированы так, чтобы быть очень символичными, а планировка, украшение и иконография здания служили укреплению важных богословских концепций.
Например, многие церкви были спроектированы так, чтобы имитировать план небесного Иерусалима, где неф представлял земное царство, а апсида — небесное царство.
iii) Примеры религиозных символов:
Некоторые распространенные примеры религиозных символов, используемых в романской архитектуре, включают использование креста, который представлял центральный принцип христианской веры, а также использование изображений святых, которые использовались внушать преданность и поощрять подражание их добродетелям.
Другие символы включали изображения ангелов, которые, как считалось, служили посредниками между Богом и человечеством, а также использование геометрических фигур, таких как круги и треугольники, которые представляли совершенство и порядок божественного.
В целом, использование религиозной символики было центральной чертой романской архитектуры, здания которой были спроектированы так, чтобы передавать важные теологические концепции и вдохновлять набожность верующих.
Тесная связь между романской архитектурой и религиозными верованиями очевидна во многих примерах религиозных символов, найденных в романских зданиях, которые продолжают вызывать благоговение и удивление по сей день.
10) Заключение и наследие романской архитектуры
Романская архитектура оказала неизгладимое влияние на искусство и архитектуру, а также на западную цивилизацию в целом.
Вот некоторые ключевые моменты продолжительного влияния романской архитектуры, ее значения в истории западной цивилизации и современных примеров архитектуры, вдохновленной романским стилем:
i) Длительное влияние:
Романская архитектура оказала глубокое влияние на искусство и архитектура, послужившие основой для последовавшего за ним готического стиля. Многие из ключевых особенностей романской архитектуры, такие как использование сводчатых потолков, аркад и декоративных мотивов, будут продолжать использоваться в последующих архитектурных стилях.
ii) Значение в западной цивилизации:
Романская архитектура была значительным событием в истории западной цивилизации, отражающим религиозные, культурные и технологические достижения средневекового периода. Его монументальность, декоративное богатство и акцент на религиозной символике отражали духовные и социальные ценности того времени и продолжают вызывать трепет и восхищение.
iii) Современные примеры:
Хотя романская архитектура больше не является доминирующим стилем, ее влияние все еще можно увидеть в современной архитектуре. Многие современные архитекторы черпали вдохновение в романских зданиях, включая в свои проекты такие элементы, как бочкообразные своды, декоративные арки и богато украшенные фасады.
Примеры зданий в романском стиле включают Национальный музей каталонского искусства в Барселоне, Испания, и собор Святого Патрика в Нью-Йорке.
В целом, романская архитектура была значительным событием в истории западной цивилизации, отражающим религиозные, культурные и технологические достижения средневекового периода.
Его прочное влияние можно увидеть в последующих архитектурных стилях, а также в современных зданиях, которые продолжают черпать вдохновение из его богатой истории и принципов дизайна.