регулярный стиль в ландшафтном дизайне – Rehouz
Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.
История
В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.
Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.
Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.
Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.
Версаль
Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.
Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.
Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.
На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?
Концептуальные особенности регулярного стиля
Планировка
Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.
Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.
Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.
Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.
Перспектива
Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.
Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.
Партеры
Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.
А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.
Боскеты
Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.
Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».
Аллеи
В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.
А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.
Топиар
Топиар — это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.
Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.
Водоёмы
Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.
Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.
Гроты
Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.
Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.
Скульптуры
Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.
«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.
Зодчество и сценичность
Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.
При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.
Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.
Деревья и цветы
До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.
Регулярный ландшафтный стиль сегодня
Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».
Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами пейзажного сада, с китайскими «нотами», штрихами модерна.
Кружевные партеры уступили место газонным, в современном регулярном парке появились «острова» с естественной растительностью, номенклатура которой значительно расширилась.
Какие приёмы использовать в саду, чтобы приблизить его к регулярному стилю, пробудить ассоциации с эрой пышных париков и позолоченных шпаг?
— Скажем откровенно: нужны средства. Даже уголок в регулярном стиле обойдется недёшево, ведь для его обустройства требуются дорогие, природные материалы. Если беседка – то из естественного камня или породистой древесины. Если статуя, то уж, конечно, не гипс, а мраморная копия.
Проще с цветами. Нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ирисы и лилии в прямоугольных или же овальных цветниках обязательно напомнят о Версале. Только имейте в виду, что буйство красок неуместно, регулярный ландшафтный дизайн – это скорее сдержанные тона: белый, синий, фиолетовый, изредка розовый и желтоватый. Ведь сад в регулярном стиле – триумф человека, а не природы, превосходство разума, а не стихии.
Регулярный стиль в ландшафтном дизайне — фото
Видео
Предлагаем ознакомится:
≡ все стили ландшафтного дизайна (список с фото-примерами).
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.
Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.
Культура итальянского Ренессанса оказала большое влияние на культуру Франции. Это влияние сказалось и на развитии французского садово-паркового ландшафтного искусства.
В середине XVII в. во Франции укрепился абсолютизм и искусство стало предметом особой заботы короля Людовика XIV, который рассматривал его как средство возвеличения своей власти. Идеи абсолютизма нашли отражение в создании французских регулярных парков, идеология которых была разработана и воплощена Андре Ленотром (1613-1700). Под его руководством были построены и перепланированы парки: Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.), Версаль (1661-1700 гг.), Тюильри (1664-1672 гг.), Кланьи (1674 г.), Со, Медон (1680 г.), Сен-Клу, Шантильи, Шуази (1693 г.), Марли (1699 г.) и ряд других.
Французские регулярные парки имели симметричное построение вдоль главной композиционной оси, но в отличие от итальянских террасных садов, где применялся тот же принцип композиционного построения, они располагались на равнинном рельефе. Это позволяло формировать большие открытые пространства. Природа в них была подчеркнуто искусственной: стриженые деревья и кустарники, декоративные партеры с цветниками сложных рисунков, зеркальные поверхности бассейнов.
Первый крупный парковый ансамбль, спроектированный и построенный Андре Ленотром совместно с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном для министра финансов Франции Фуке – Во-ле-Виконт. Парк занимает территорию более 100 га, его протяженность – 2,5 км. Центральная часть паркового комплекса имеет четкую регулярную планировку, в которой выделена главная композиционная ось, ориентированная на дворец. Большое открытое пространство перед дворцом хорошо просматривается, в ландшафтную композицию включены партеры, водные плоскости. Периферия комплекса решена как лесопарк.
Вершиной садово-паркового ландшафтного искусства Франции XVII в. считается парк в Версале, созданный для Людовика XIV. Заболоченная плоская местность с мелким лесом превращена в пространственно богатый и разнообразный парковый ансамбль.
Версальский дворцово-парковый комплекс производит сильное впечатление на посетителей, в том числе благодаря своим огромным размерам
Из главного помещения дворца – спальни короля – открывается грандиозная панорама парка. Парадная часть паркового комплекса – партер перед дворцом. Ниже высокой террасы перед дворцом расположены боскеты – плотные зеленые массивы деревьев, окруженные высокими стенами стриженой зелени. Часть из них внутри решена как открытые пространства. На территории парка 14 тысяч фонтанов, многие из которых украшены скульптурам. Водоснабжение фонтанов сконструировал Пьер де Франсини. В скульптурном оформлении дворца и парка участвовали Марси, Тюби, Лонг, Жирарден.
В Версальском дворцово-парковом комплексе повторен композиционный прием, примененный Андре Ленотром ранее в Во-ле-Виконт – трехлучевая радиальная ландшафтная планировка улиц, ориентированных на дворец.
Версаль должен был прославлять «короля-солнце» — Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч – улица, ведущая в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от композиционно важных пунктов – начала Большого канала, Королевской площади.Основным назначением аллей было раскрытие дальних перспектив, что и определяло их ширину. Поэтому аллеи могли включать газонные покрытия, например Королевская аллея, открывающая перспективу на Большой канал, в который вечерами уходит закатное солнце.
Идеи А. Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового ландшафтного искусства XVII – первой половины XVIII в. Регулярные парки получили широкое распространение во всех европейских странах.
Nationals Park Ink Sketch — Washington Nationals
Главная / Художественная печать / Набросок тушью Nationals Park — Washington Nationals — от S. Preston
Размер Средний художественный принт LE42
Мелкий художественный принт LE42
Средний художественный принт LE42
Обрамление Только печать
Только печать
В рамке
ОФИЦИАЛЬНО ЛИЦЕНЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ MLB.
Мелкий художественный принт — ограниченный тираж из 42 экземпляров
- Размер печати: 11×8,5 дюймов
- Размер рамы: 17×13 дюймов
- Размер изображения: 10×7 дюймов
- * Художник не подписывает репродукцию.
Художественная печать среднего размера — ограниченная серия из 42 экземпляров
- Размер печати: 20×14 дюймов
- Размер рамы: 26×24 дюйма
- Размер изображения: 18×12 дюймов
- Рукописная подпись художника.
Оригинальный арт
- Продано
- Подробности
Спецификации
ОФИЦИАЛЬНО ЛИЦЕНЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ MLB.
Мелкий художественный принт — ограниченный тираж из 42 экземпляров
- Размер печати: 11×8,5 дюймов
- Размер рамы: 17×13 дюймов
- Размер изображения: 10×7 дюймов
- * Художник не подписывает репродукцию.
Средний художественный принт — ограниченный выпуск из 42 экземпляров
- Размер печати: 20×14 дюймов
- Размер рамы: 26×24 дюйма
- Размер изображения: 18×12 дюймов
- Рукописная подпись художника.
Оригинальный арт
- Продано
- Цифровая печать на музейной 100% бескислотной архивной художественной бумаге плотностью 350 GSM с бархатной текстурой.
- 10-цветные архивные чернила Epson Ultrachrome K3.
- Сертификат подлинности, тисненый, подписанный вручную и пронумерованный художником. (только ограниченное издание)
Обрамление
- Черная рама из цельного дерева с двойным белым матированием.
- Защищенное от УФ-излучения антибликовое стекло из плексигласа.
- Подвесной трос – дополнительное оборудование не требуется.
Реальные цвета печати могут незначительно отличаться от цифровых изображений.
О ХУДОЖНИКЕ
С. Престон (р. 1972) — бывший спортивный телеведущий, ставший художником-графиком, который превратил свою любовь к спорту и свой талант к искусству в бизнес и карьеру на полную ставку. «Каждый день я стараюсь изменить то, как сталкиваются спорт и искусство», — говорит Престон.
Его творческое спортивное искусство было признано лидерами спорта и получило международное признание за его чистое и умное искусство. Он был опубликован в ESPN, Sports Illustrated, Entertainment Weekly, USA Today и во многих других известных изданиях и СМИ.
С. Престон — лицензированный художник MLB, NHL, NFL, NBA, NCAA, Star Wars, Looney Tunes и многих других.
Работа С. Престона была добавлена в Национальный зал славы бейсбола в 2016 году и является пожизненным членом.
Oracle Park Ink Sketch — Сан-Франциско Джайентс
Главная / Художественная печать / Oracle Park Ink Sketch — Сан-Франциско Джайентс — С. Престон
Размер Мелкий художественный принт LE42
Мелкий художественный принт LE42
Средний художественный принт LE42
Обрамление Только печать
Только печать
В рамке
ОФИЦИАЛЬНО ЛИЦЕНЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ MLB.
Мелкий художественный принт — ограниченный тираж из 42 экземпляров
- Размер печати: 11×8,5 дюймов
- Размер рамы: 17×13 дюймов
- Размер изображения: 10×7 дюймов
- * Художник не подписывает репродукцию.
Художественная печать среднего размера — ограниченная серия из 42 экземпляров
- Размер печати: 20×14 дюймов
- Размер рамы: 26×24 дюйма
- Размер изображения: 18×12 дюймов
- Рукописная подпись художника.
Оригинальный арт
- Продано
- Подробности
- Спецификации
ОФИЦИАЛЬНО ЛИЦЕНЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ MLB.
Мелкий художественный принт — ограниченный тираж из 42 экземпляров
- Размер печати: 11×8,5 дюймов
- Размер рамы: 17×13 дюймов
- Размер изображения: 10×7 дюймов
- * Художник не подписывает репродукцию.
Средний художественный принт — ограниченный выпуск из 42 экземпляров
- Размер печати: 20×14 дюймов
- Размер рамы: 26×24 дюйма
- Размер изображения: 18×12 дюймов
- Рукописная подпись художника.
Оригинальный арт
- Продано
- Цифровая печать на музейной 100% бескислотной архивной художественной бумаге плотностью 350 GSM с бархатной текстурой.
- 10-цветные архивные чернила Epson Ultrachrome K3.
- Сертификат подлинности, тисненый, подписанный вручную и пронумерованный художником. (только ограниченное издание)
Обрамление
- Черная рама из цельного дерева с двойным белым матированием.
- Защищенное от УФ-излучения антибликовое стекло из плексигласа.
- Подвесной трос – дополнительное оборудование не требуется.
Реальные цвета печати могут незначительно отличаться от цифровых изображений.
О ХУДОЖНИКЕ
С. Престон (р. 1972) — бывший спортивный телеведущий, ставший художником-графиком, который превратил свою любовь к спорту и свой талант к искусству в бизнес и карьеру на полную ставку. «Каждый день я стараюсь изменить то, как сталкиваются спорт и искусство», — говорит Престон.
Его творческое спортивное искусство было признано лидерами спорта и получило международное признание за его чистое и умное искусство. Он был опубликован в ESPN, Sports Illustrated, Entertainment Weekly, USA Today и во многих других известных изданиях и СМИ.
С. Престон — лицензированный художник MLB, NHL, NFL, NBA, NCAA, Star Wars, Looney Tunes и многих других.
Работа С. Престона была добавлена в Национальный зал славы бейсбола в 2016 году и является пожизненным членом.