профессионализм и бунтарство • Интерьер+Дизайн
«Человек занимается дизайном ежедневно. Утром, выбирая одежду и ее цвет, мы совершаем акт дизайна».
Итальянский архитектор Этторе Соттсасс прожил девяносто лет (Ettore Sottsass, 14.09 1917 — 31.12 2007) и оставил безграничное наследие. Попробовал себя в роли архитектора, промдизайнера, художника, издателя, фотографа, теоретика, керамиста. На его счету Этторе Соттсасса — частные виллы, аэропорт в Милане, интерьеры модных бутиков и огромное количество больших и маленьких предметов: от светильников до офисной мебели, от дорогой посуды до телевизоров, от ювелирных украшений до стеллажей.
По теме: Этторе Соттсасс на Гавайях
Соттсасс сотрудничал со многими компаниями, но ни в одной, как бы мы сейчас сказали, «не состоял в штате». Предпочитал свободу. Много путешествовал, впитывая впечатления. Результатом, например, поездки в Индию стали серии великолепной керамики. Специалисты по Соттсассу отмечают в нем поразительную способность маневрировать между массовым производством и элитарными вещами.
Выбор профессии был определен с детства. Отец, Этторе Соттсасс-старший — один из мэтров итальянского модернизма. Семья жила в Инсбруке, родном городе мамы-австрийки и специально переехала в Турин, потому что там был лучший архитектурный факультет в регионе. Все шло к тому, что сын продолжит славные традиции отца. Тогда и представить было невозможно, что десятилетия спустя он положит все силы, чтобы демонтировать традиции и устои.
Печатная машинка Valentine Olivetti, 1968.«Когда я был молод, то слышал только одно: функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен быть чувственным и захватывающим».
Соттсасс-младший прославился в 1958 году, когда спроектировал первый итальянский компьютер. Elea 9003 для Olivetti был размером с комнату. Чтобы сделать его легко управляемым и понятным, автор упорядочил элементы с помощью цвета, за что получил дизайнерский «Оскар» — премию «Золотой циркуль».
А популярность красно-оранжевой пишущей машинки Valentine того же бренда сегодня можно сравнить с iPod или iPad. (Потом, правда, сам Соттсасс называл ее «слишком очевидной: она — как школьница, накрасившаяся маминой косметикой».) Стеллаж Carlton, Memphis Milano, 1981. Дерево, ламинат.Он первым начал отделывать предметы мебели цветным ламинатом, проектировать неоновых цветов кровати из стекловолокна и полосатые туалетные кабинки. В 1980-м создал свою студию Sottsass Associati. А 1981 году возглавил группу, с которой прогремел на весь мир. Это был Memphis, и Соттсассу было 64 года!
Участники придумывали ироничные, веселые, яркие, при этом малофункциональные, нетехнологичные и, положа руку на сердце, довольно уродливые вещи. Идея: форма продукта не самоцель, а дизайнер не слуга промышенности. «Мы поставили индустрию на службу дизайну. Раньше все было наоборот». Именно тогда возник культ творца, установилась граница между обычным продуктом и именным. Первая выставка группы взорвалась в священном мире дизайна, как бомба. Среди богемы начался ажиотаж, Карл Лагерфельд обставил свой пентхаус в Монако исключительно мебелью от Memphis.
Ваза Shiva, BD Barcelona. 1973. Высота 23 см. Керамика.Так Соттсасс поставил функциональность предмета на второе место, выдвинув «стиль жизни» на первое. Исследователи единодушно признают, что после восьмидесяти он повзрослел: «Стало меньше цвета и странных форм, больше элегантности, ума». Соттсасс продолжал развиваться, находя в старении своеобразную сладость жизни. Одна из последних, зрелых его работ — реконструкция в окрестностях Доббиако.
Табурет Pilastro, диз. Э. Соттсасс для Kartell.Городок на склоне долины Пустерия в Южном Тироле известен своими красотами и тем, что здесь любил бывать Густав Малер. Местные жители пешком ходят в Австрию и хорошо говорят на двух языках — итальянском и немецком. Старинную ферму Ханзерхоф, известную с XVIII века, приобрел давний приятель архитектора, сенатор Франко Дебенедетти. Соттсасс познакомился с ним через брата, инженера и промышленника Kарло Де Бенедетти, который 15 лет возглавлял Olivetti (разное написание фамилий братьев — не ошибка: Карло отделил частицу «де», придав своему имени больше аристократизма). Сенатор очень любит свой дом с видом на Доломитовые Альпы. «Он и в настоящем, и в прошлом, и в будущем».
ПЯТЬ коротких фактов биографии:
• WWII Cоттсасс провел несколько месяцев в немецком концлагере на территории Югославии.
• В США Соттсасс подружился с битниками Джеком Керуаком, Алленом Гинзбергом, Нилом Кэссиди.
• Фото Пикассо Соттсасс был страстным фотографом: сохранились его портреты Боба Дилана, Эрнеcта Хэмингуэя и Пикассо.
• Love Story Вазу Shiva в форме пениса дизайнер сделал после неудачного романа с каталонкой.
• Счастливо женат Последняя жена Соттсасса — журналистка Барбара Радиче, была моложе на 30 лет.
Этторе Соттсасс | Alina Pinsky Gallery
Знаменитый итальянский дизайнер и архитектор, один из главных идеологов радикального дизайна, основатель дизайн-группы “Мемфис”, прогремевшей на Миланском мебельном салоне в 1981 году. Обладатель премии Compasso d’Oro 1959 за проект первого итальянского компьютера Elea 9003 для Olivetti, автор бестселлера 1960-х печатной машинки Valentine и крупнейшего аэропорта Милана — Malpensa.
1935 — 1939 — изучал архитектуру в Туринском политехническом университете
Во время Второй Мировой войны оказался в югославском концентрационном лагере в Сараево
1945 — 1946 — работал с отцом над проектами жилищного строительства в архитектурном бюро Giuseppe Pagano
1956 — поездка в Нью-Йорк для работы в студии Джорджа Нельсона, путешествие по США
1958 — становится консультантом по дизайну в компании Olivetti
1959 — получает премию Copmpasso d’Oro за дизайн компьютера Elea 9003 для Olivetti
1961 — путешествует по Индии
1964 – 1965 – создаёт печатную машинку Valentine, за которую получает награду Delta di Ore, руководит ее рекламной компанией, проводимой по всему миру.
1966 — 1967 — начинает сотрудничество с мебельной фабрикой Poltronova; создаёт большую серию керамических ваз, вдохновлённых поездкой в Индию
1967 — становится соучредителем литературного журнала Planeta Fresco совместно с Алленом Гинсбергом
1970 — читает курс лекций в Великобритании и Японии, получает степень почетной доктора архитектуры в London College of Art
1972 — сотрудничество с компанией Alessi; участвует в коллективной выставке итальянского дизайна Italy, the New Domestic Landscape в MoMA, Нью Йорк
1973 — 1975 — участвует в создании Global Tools Group, мультидисциплинарной экспериментальной программы дизайнерского образования. Программа была задумана как система лабораторий во Флоренции, Милане и Неаполе для изучения природных материалов, их свойств и направлена на создание альтернативных отношений с итальянской промышленностью
1976 — большая ретроспективная выставка Этторе Соттсасса в Берлине, Париже, Иерусалиме и Сиднее
1980 — основание компании Sottsass Associati
1981 — возникновение радикальной дизайн-группы Memphis во главе с Этторе Соттсассом, в которую входили Марко Дзанини, Альдо Чибич, Маттео Тун, Микеле де Лукки, Мартин Бедан, Широ Курамата, Массанори Умеда, Натали дю Паскье
1985 — Этторе Соттсасс покидает Memphis и возвращается к архитектурной практике и промышленному дизайну в Sottsass Associati
2000 — проектирует аэропорт Malpensa в Милане
2001 — выставка Memphis Remembered в Музее дизайна в Лондоне.
2007 — выставка Ettore Sottsass: Work in Progress в Музее дизайна в Лондоне.
2008 — 2009 — выставка Ettore Sottsass et le design italien в Центре Помпиду в Париже.
Работы Этторе Соттсасса представлены в постоянных коллекциях музеев: MoMA, Нью Йорк; Centre Pompidou в Париже; Национальный музей Стокгольма.
Фото: 032c.com
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass, 1917-2007) — выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис».
«Мы не можем и не должны цепляться за какие-либо предустановленные иконографические схемы, но, напротив, должны и вынуждены — реальность заставляет — постоянно обновляться»
Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем.
Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи.
Его двойственность — это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера альтернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей.
Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста. Ему предшествовала рационалистическая доктрина его отца, Этторе Соттсасса-среднего, известного итальянского архитектора. Хотя Этторе-младший и любил своих родителей, он предпочитал другой подход. «Когда я был молод, всё, о чём мы когда-либо слышали, был функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен также быть чувственным и захватывающим».
Рождённому в австрийском Инсбруке, на родине своей матери, в 1917 году, Этторе-младшему была с раннего детства предначертана карьера архитектора. Его родители переехали в Турин в 1929 году, потому что именно здесь находился лучший факультет архитектуры в Италии, и Этторе-средний хотел, чтобы его сын учился именно там. Хотя он очень любил рисовать, юный Этторе согласился с пожеланиями отца и получил степень архитектуры в 1939 году. Во время учебы писал статьи по искусству и дизайну интерьера совместно с туринским дизайнером Луиджи Спаззанпан (Luigi Spazzanpan).
Едва он получил высшее образование, как его призвали в итальянскую армию, но большую часть Второй мировой войны он провёл в югославском концентрационном лагере. «Не было ничего храброго или приятного в смешной войне, в которой я сражался. Я ничему не научился за это время. Это была трата времени».
После войны он вместе с отцом работал над объектами жилищного строительства в архитектурном бюро Giuseppe Pagano до самой поездки в Милан в 1946 году, где он курировал выставку ремёсел на Триеннале. В 1947 году в Милане открыл свое дизайн-бюро, Studio. В течение следующего десятилетия Соттсасс продолжал это кураторство, так же как и следование своей страсти к живописи; он писал для Domus, художественного и архитектурного журнала, основанного Gio Ponti, проектировал декорации и реквизит и начал своё дело как архитектор и промышленный дизайнер.
В 1956 году Соттсасс и его первая жена, Фернанда Пивано (Fernanda Pivano), путешествовали по Нью-Йорку. «Это действительно было похоже на «Метрополис» (фильм Фритца Ланга, 1926 год): каждый носится вокруг, никого не заботит крик. Это было невероятно, фактически я изменился от и до».
Ему было поручено создать серию изделий из керамики за время посещения города. Месяц работы в студии американского дизайнера Джорджа Нельсона вдохновил Соттсасса сконцентрироваться на промышленном дизайне, а не архитектуре.
Вернувшись в Италию, Соттсасс согласился стать творческим консультантом Polotronova, фабрики мебели около Флоренции. В 1958 году он взял на себя более ответственную роль консультанта недавно созданного подразделения электроники Olivetti, итальянской индустриальной группы. Соттсасс был нанят Адриано Оливетти (Adriano Olivetti), основателем компании, чтобы работать бок о бок с его сыном, Роберто (Roberto Olivetti). Вместе с инженером Марио Чу (Mario Tchou) они создали ряд значительных продуктов, которые были технически инновационными и эстетически привлекательными благодаря любви Соттсасса к поп-арту и культуре битников. Они выиграли престижный конкурс Compasso d’Oro в 1959 году с Elea 9003, первым итальянским калькулятором, и усовершенствовали дизайн пишущей машинки в первой электрической модели Olivetti, Tekne.
В 1962 году Соттсасс опубликовал в «Domus» статью «Дизайн». Основная идея этой статьи — дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда — «медитативный дизайн», спонтанность, авторский жест — проектный стиль Соттсасса.
К началу 60-х Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Его студия вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана. Но одновременно Соттсасс зарабатывает репутацию серьезного промышленного дизайнера своими проектами для компании «Оливетти» (Olivetti). За двадцать лет сотрудничества с Olivetti Соттсасс создал немало прекрасных вещей, многие из которых стали знаковыми — калькулятор Logos 27 (1963), печатных машинок Praxis 48 (1964), Valentine (1969). Портативная пишущая машинка Valentine изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно-желтыми бобинами — и из орудия труда превратилась в инструмент для творчества.
В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. Сегодня самую любимую машинку секретарш уже не встретишь ни в одной бухгалтерской конторе, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Valentine стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса, хотя Соттсасс позже отказался от Valentine как от «слишком очевидной, немного похожей на девочку, носящую очень короткую юбку и слишком много косметики».
Одним из самых выдающихся его проектов для Olivetti была Elea 9003 — электронно-вычислительная система (1959), за дизайн которой Соттсасс был награжден премией Compasso d’Oro (Золотой циркуль). Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Соттсасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. Ввёл систему цветов, разделяющих операционные зоны. Корпуса машин облачил в большие полированные листы алюминия, подойдя к соотношению объёмов с позиций архитектуры. Эти объекты можно было в каждом интерьере устанавливать по-своему, не обязательно придвигая к стене.
Важным, гибким и экономичным нововведением Соттсасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху.
В течение 60-х Соттсасс путешествовал по США и Индии, оставаясь центральной фигурой в итальянском авангарде. Его мебель имела также сильное влияние в дизайнерском сообществе, особенно созданные в середине 60-х для Polotronova туалетные кабинки «superbox», отделанные полосатым пластиковым ламинатом.
Куда бы он ни ехал, Этторе Соттсасс берёт с собой камеру, чтобы фотографировать всё, что попадается ему на глаза. Двери, храмы, кухни, доски объявлений: ничто не может избежать его объектива. Это человек, который сделал 1 780 фотографий за двенадцать однодневных поездок в Южную Америку. Который забавлялся с публикацией книги, состоящей из фотографий стен, и в течение многих лет фотографировал каждый гостиничный номер, в котором он спал с женщиной.
Однажды в Марселе Соттсасс фотографировал вывеску парикмахерской, когда его заставили сдать камеру. Это место оказалось местом сборища контрабандистов. В Египте он фотографировал окно с прогнившей рамой, когда к нему устремилась полиция. Окно принадлежало отделению полиции.
«Самые нормальные люди (не только полицейские) не любят сталкиваться с тем фактом, что все вещи в конечном счёте распадаются. Я полагаю, что будущее только начинается, когда прошлое полностью демонтировано, его логика превратилась в пыль, и ностальгия — всё, что остаётся».
В творческом методе Соттсасса удивительным образом сочетались бунтарство и профессионализм. С равным успехом он работает как «серьезном» функциональном стиле, развивая идею «нейтральной» формы, так и в «альтернативном дизайне», став одним из его идеологов. В альтернативном ключе он создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы Poltranova.
Как выдающийся член движения Радикального дизайна, Соттсасс стал одним из основателей группы Global Tools (1973) — школы радикального дизайна и архитектуры. Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов — вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей.
К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. С 1981 по 1988 Соттсасс был лидером группы «Мемфис», которая под его руководством стала центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма.
Сначала (в конце 1970-х) группа существовала как отделение студии «Алхимия» — галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) — творческого лидера студии — направлений «re-design» и «банальный дизайн» стало главным в идеологии студии «Алхимия», и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу и основал новое объединение — «Мемфис». В команду вошли Андреа Бранци (Andrea Branzi), Микеле де Люччи (Michele De Lucchi), Джордж Соуден (George Sowden), Маттео Тан (Matteo Thun) и Натали дю Паскье (Nathalie du Pasquier).
80-е прошли под знаком «Мемфиса» — его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Они играли текстурой, красками, формами, сочетая свободу творческого самовыражения и проектный реализм. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами «Мемфиса», способствовали созданию стилистики постмодернистского дизайна.
«Memphis» воплотил темы, с которыми Соттсасс экспериментировал, начиная с середины 1960-х, когда создавал «superbox»: яркие цвета, провинциальный кич и дешёвые материалы. Но на сей раз они захватили внимание не только знатоков дизайна, но и средств массовой информации, и идеи «Memphis» (названный в честь известной песни Боба Дилана) были провозглашены будущим дизайна. Для молодых дизайнеров того времени это был интеллектуальный громоотвод, который освободил их от сухого рационализма, преподаваемого тогда в колледжах, и позволил им принять более гибкий, концептуальный подход к проектированию. Работы мемфисского коллектива выставлялись по всему миру, пока Соттсасс не покинул сообщество в начале 1985 года, а в 1988 году группа распалась.
Он сконцентрировался на новом объединении — Sottsass Associati, архитектурной и дизайнерской группе, где он работал как с прежними мемфисскими членами — Альдо Чибиком (Aldo Cibic), Маттео Туном (Matteo Thun) и Марко Дзанини (Marco Zanini), так и с молодыми дарованиями, такими, как промышленный дизайнер Джеймс Ирвин (James Irvin) и архитектор Джоанна Граундер (Johanna Grawunder).
Студия проектирует мебель, аксессуары, бутики (в частности, для магазинов Fiorucci, Еsprit — начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Вообще, в конце 80-х Sottsass Associati выполнила много архитектурных проектов, среди них несколько частных домов в США, в штате Колорадо, частный дом в Palo Alto, общественное здание David Kelley, Malpensa 2000 — здание нового аэропорта около Милана, бар Zibibbo в Японии (1988) и другие. Sotsass Associati также работал с такими компаниями, как Apple, NTT, Philips и Siemens, в то же время Соттсасс продолжает индивидуальную деятельность, создавая предметы из стекла и керамики, он разрабатывает дизайн ювелирных изделий для Cleto Munari, изделий из металла для Alessi, мебели, изделий из стекла и керамики для Design Gallery в Милане и столовых приборов для Swid Powell.
Вплоть до своей кончины в 2007 году Этторе Саттсасс много работал в своей миланской студии, почти ежегодно выступал с новыми проектами.
Названный критиком и директором «Мемфиса» Барбарой Радис (Barbara Radice) «культурным кочевником», Соттсасс через всю свою карьеру пронес почти «антропологический» подход к дизайну, черпая вдохновение из поп культуры, в стилях прошлого, а также из своего личного жизненного опыта. Соттсасс был ведущей фигурой радикального дизайна в 1970-х и стал одним из самых выдающихся представителей пост-модернизма в дизайне 1980-х годов. Отражая мятежный характер своего создателя, работы Соттсасса колеблются от поэтических до игривых и пышно красочных. Они всегда крайне интересны, иногда спорны, но никогда — слабы или скучны.
Исследователи творчества Этторе Соттсасса единодушно признают, что дизайнер окончательно «повзрослел» с наступлением 90-х годов. Он больше не увлекается яркими цветами и странными формами, его дизайн стал более зрелым, продуманным и техничным.
«В самом начале своей карьеры я был слишком агрессивен и самонадеян. Я мог думать только о вековом функционализме вещей и пытался найти самый функциональный стиль… С годами я обрел новый источник вдохновения. Я просто задал себе вопрос, а что бы я мог предложить обществу, людям, которые меня окружают? Все мои последующие упражнения в дизайне — поиск ответа на этот вопрос».
Мнение Жана Пигоцци, для которого Соттсасс оформил лондонскую квартиру: «Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума».
«Современная техника создала себе стерильный образ обученного, цивилизованного, правильного человека, человека-автомата, которого в реальности нет и не может быть. Магия же обращена к человеку еще не образованному, «сырому», более индивидуальному, более наивному и неожиданному в своих проявлениях и, по-видимому, более свободному. И для меня дизайн интересен лишь тогда, когда он имеет дело именно с таким человеком и с глобальной культурной атмосферой его существования»
«Лишь вещи, как катализаторы мифа, обряда, ритуала позволяют мне ощутить реальность моей жизни, лишь с ними я могу жить и живу: это и китайская чайная чашка, и фотообъектив с его мистической точностью, и хирургический инструмент — не потому, что он функционален, а потому, что побеждает смерть, это американские автострады и конструкция ЭВМ, это дворцы японских императоров и арабские дворцы Испании — все это стимулирует мои жесты и мысли, объясняет прошлое и будущее… Главная проблема, которая стоит перед дизайнером, — это выйти из порочного круга рационализма и найти иной путь, который помог бы воссоединить разорванные связи и восполнить утраченные звенья человеческой среды»
Биография Этторе Саттсасса:
1917 — Родился в Инсбруке, Австрия, отец — итальянский архитектор Ettore Sottsass- старший, мать — австрийка Antonia Peintner.
1929 — Семья переезжает в Турин, где Этторе Саттсасс имеет возможность обучаться архитектуре.
1936 — Поездки в Париж по собственной инициативе. Из-за отсутствия денег ночует в ночлежках возле Gare du Lyon и питается консервированными фруктами.
1939 — Оканчивает обучение на архитектора и призывается в итальянскую армию. Проводит большую часть Второй Мировой войны в лагере для военнопленных.
1945 — Возвращается домой и работает у отца.
1946 — Переезжает в Милан. Начинает сотрудничество с Domus. Начинает собственную архитектурную практику.
1956 — Поездка в Нью-Йорк для работы в студии Джорджа Нельсона. По возвращению в Италию предложение по разработке мебели для Polotronova.
1958 — Назначен консультантом по разработке в новом отделе Olivetti.
1959 — Разработка калькулятора Elea 9003 и электронной пишущей машинки Tekne.
1961 — Путешествует по Индии в течение трех месяцев, по возвращении в Милан госпитализирован с неизвестным диагнозом; Роберто Оливетти отправляет Соттсасса в США для лечения.
1965 — Дизайн керамики «Тотем» и первые туалетные шкафы —«superbox» ламинированные полосатым пластиком. Соттсасс описывает их как «сумасшедшие вещи».
1967 — Становится соучредителем литературного журнала «Planeta Fresco» (совместно с Алленом Гинсбергом).
1970 — Пишущая машинка Valentine выигрывает Compasso d’Oro. Этторе Саттсасс руководит рекламной компанией Valentine, проводимой по всему миру.
1972 — Участвует в проекте «Новый домашний ландшафт» в МоМА, Нью-Йорк.
1973 — основывает концептуальные школы проектирования Archizoom и Superstudio.
1978 — Сотрудничает с Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) и Андреа Бранци (Andrea Branzi) в студии Alchymia на выставке «Новый дизайн мебели» на миланской мебельной ярмарке.
1980 — Покидает Alchymia и создаёт Memphis.
1981 — На открытии выставки Memphis в Милане пришло более 2000 человек. В этом же году Этторе Соттсасс создаёт Sottsass Associati.
1985 — Этторе Соттсасс объявляет о том, что он покидает Memphis и возвращается к архитектурной практике и промышленному дизайну в Sottsass Associati.
2000 — Sottsass Associati проектирует аэропорт Malpensa в Милане
2001 — Возвращение группы Memphis, начинается с открытия экспозиции в Музее Дизайна.
2007 — Выставка Этторе Соттсасса «Work in Progress» в Музее Дизайна.
2007 — Ettore Sottsass умирает в Милане
Этторе Соттсасс — история дизайна — LiveJournal
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) родился 14 сентября 1917 года в Инсбурге (Австрия). Он учился в Политехническом университете (Politecnico di Torino) в Турине, где изучал архитектуру. Во время обучения он начинает активно писать аналитические статьи о дизайне. После окончания войны Этторе стал работать в архитектурном бюро “Giuseppe Pagano”.
.
В 1947 году Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) открыл собственное дизайн-бюро “Studio”.
.
В 1957 году Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) был нанят на работу в компанию “Poltranova” в качестве дизайнера. Для нее дизайнер создает коллекции керамики и мебели. В следующем году он начинает сотрудничать с компанией “Olivetti” в качестве консультанта по дизайну. Уже в 1959 году дизайнер разработал для этой компании электронно-вычислительную систему “Elea 9003” за которую впоследствии получил “Compasso d’Oro”.
.
В 1962 году дизайнер публикует статью “Дизайн” в одном из самых влиятельных профессиональных журналов “Domus”. В этой статье автор впервые описывает основные составляющие собственного стиля и вводит понятие “медитативный дизайн”. Он делает акцент на взаимодействии объекта со средой. Уже в это время Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) становится популярным в среде альтернативных дизайнеров, концентрирующихся на творческих экспериментах.
.
В 1963 году дизайнер разрабатывает для “Olivetti” знаменитый калькулятор “Logos 27”. В следующем году он проектирует печатную машинку “Praxis 48”.
.
В 1969 году Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) создал для компании “Olivetti” портативную печатную машинку “Valentine”, которая изготовлялась из дешевой красной пластмассы. Несмотря на то, что она не стала популярна у обычных потребителей, “Valentine” была положительно оценена дизайнерским сообществом. Этот факт подтверждает то, что этот продукт стал частью постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
.
В 1973 году Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) стал одним из основателей группы “Global Tools”, концентрирующейся на радикальном дизайне и архитектуре. Однако данная группа не создавала какие-то реальные предметы. Она была создана для проведения дискуссионных встреч, где обсуждались проблемы и перспективы современного дизайна и архитектуры. Также он был членом такой группы как “Алхимия”. Однако в связи с разногласиями Этторе покидает ее и основывает группу “Мемфис” (Memphis Group) совместно с Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) и Андреа Бранци (Andrea Branzi).
.
В 1981 году дизайнер, совместно с Маттео Туном (Matteo Thun), Альдо Чибиком (Aldo Cibic) и Марко Дзанини (Marco Zanini), создал компанию “Sottsass Associati”. Она специализировалась на разработке архитектурных объектов, интерьеров, мебели и аксессуаров. При этом Этторе разрабатывает мебель и аксессуары для “Design Gallery”, изделия для “Alessi”, столовые приборы для “Swid Powell”, ювелирные украшения для “Cleto Munari” и другие.
.
С 1981 по 1988 году Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) становится лидером группы “Мемфис” (Memphis Group). Члены этой группы смешивали различные стили, играли текстурами и красками, постепенно выработав стиль пост-модернистского дизайна. В 1988 году группа была распущена.
.
В 2006 году в “County Museum of Art” в Лос-Анджелесе (США) состоялась выставка-ретроспектива работ Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass). Также, в следующем году в Музее дизайна (Design Museum) в Лондоне были представлены проекты этого выдающегося деятеля XX века.
.
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) скончался 31 декабря 2007 года. На протяжении своей жизни, Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) проявил себя как дизайнер, архитектор, исследователь и теоретик дизайна и архитектуры.
.
Метафора жизни Этторе Соттсасса
Яркие работы итальянского дизайнера Этторе Соттсасса
Итальянского дизайнера Этторе Соттсасса принято считать альтернативным творцом. И в самом деле, несмотря на то, что созданная им продукция имеет высокий спрос, её нельзя назвать «попсовой» или «мейнстримовой». Всё, что сделал Соттсасс, имеет привкус нарочитой ненормальности. Иногда инфантильность, иногда концептуализм, иногда ещё что-то – всегда на его вещах лежит печать некоей «нездешности».
Этторе Соттсасс — парадоксалист и интеллектуал, родоначальник такого влиятельного направления, как антидизайн, его имя высоко почитается в мире дизайна. Однако при этом многие проекты гения надолго задерживаются на стадии модели. Зачастую его мебель начинает продаваться лишь спустя долгие годы после того, как была создана. Впрочем, что же здесь удивительного? Такая же судьба постигала творения Ритвельда, Ле Корбюзье, Терраньи. Это теперь мы воодушевлённо приобретаем их как символы высокого стиля. Ну, а тогда… Тогда они создавались не ради денег. Деньги сами по себе его не интересуют. Скорее они дают возможность быть с людьми. И вообще, выживание — не его проблема. Он любит самоуверенных снобов, которые не хотят участвовать в мышиной возне, а верят, что способны изменить мир. По мнению Этторе Соттсасса, жизнь требует постоянного напряжения духа. Да, мэтр категоричен и прямолинеен: «Я человек думающий, таких немного. Думающих не только о том, что они делают, но и о смысле того, что делают. Я пытаюсь понять отношения, которые связывают меня с миром».
В этом стремлении познать Этторе Соттсасса самозабвенен. Как ребёнок, он «разбирает вещь по частям», чтобы потом снова сложить, сделав более динамичной, гибкой. Неузнаваемой. Гибкость, пластичность -его любимые символы. И опять: Соттсасс радикален не для того, чтобы таковым считаться. Он ведёт поиск, не ставя перед собой определённых целей, но полагаясь лишь на голос сердца: «Если человек счастлив, если он старается не делать ничего дурного, если позволяет неведомым богам увлечь себя, то в один прекрасный момент на бумаге, в рисунке, словно из темноты, из ниоткуда, появляются мысли, ясные и просветлённые».
Будучи трижды профессионалом, Этторе Соттсасс, однако, полагает, что архитектура — не дисциплина, не геометрическая форма, не пространство определённых размеров. Что она не сводится к самой себе. Для него архитектура -«пейзаж, где человека ждёт лучшая жизнь», «среда, претерпевающая непрерывные метаморфозы». И так во всём: дизайн, архитектуру маэстро видит глазами живого человека. Он чужд узости специалиста, и этот размах помогает ему создавать новое, авангардное, невероятное.
Куда бы он ни ехал, Этторе Соттсасс берёт с собой камеру, чтобы фотографировать всё, что попадается ему на глаза. Двери, храмы, кухни, доски объявлений: ничто не может избежать его объектива. Это человек, который сделал 1 780 фотографий за двенадцать однодневных поездок в Южную Америку. Который забавлялся с публикацией книги, состоящей из фотографий стен, и в течение многих лет фотографировал каждый гостиничный номер, в котором он спал с женщиной.
В 1973 году Соттсасс со товарищи организуют группу Global Tools («Мировые орудия»). Она выражала идеи движения антидизайна, возникшего опять-таки под влиянием Соттсасса, а точнее — его миланской мебельной выставки 1966 года.
Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов — вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей: «Дизайнер больше не является художником, который помогает нам делать дома красивее. Дизайнер — это человек, который движется в формальном плане и стимулирует новые поведенческие образцы, способствующие большей осознанности жизни. Ведь это единственное условие, необходимое для нового равновесия, для эволюции или, если хотите, для возрождения человека». Да, вот так сложно и серьёзно выражались члены Global Tools. Через три года, выполнив свои задачи, группа самораспустилась.
В 1979 году Этторе Соттсасс сотрудничает с «Алхимией» — известнейшей в истории дизайна авангардной группой. А в 1981 наш герой с друзьями и коллегами организует свой знаменитый «Мемфис», и их участие в Миланской мебельной выставке оказывается очень успешным. Неожиданное сопоставление форм, смелое обращение с цветом были не просто дерзким экспериментом, а результатом вдумчивого, ответственного труда.
«Роль дизайна значительнее, нежели просто проектирование вещи. По мнению Этторе Соттсасса, «отношения, возникающие между человеком и искусственным миром, должны иметь формальный ответ. Это должен быть ответ на запросы конструктивных архетипов, декоративности, радующих знаков, визуальных кодов. Такой дизайн — не стиль, но ответ на важный вопрос о формальном качестве построенного мира. И это важно не только для людей с требовательным глазом. Формальное качество мира-вопрос политический».
Через год, в 1982 , вместе с тремя молодыми архитекторами Альдо Чибиком, Маттео Туном и Марко Дзанини, Соттсасс создаёт Sottsass Associati. Здесь проектируют мебель, аксессуары, бутики (в частности, для Fiorucci, Еsprit — начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Но архитектура увлекает метра всё больше. И в 1985 году он строит несколько домов в США, в штате Колорадо. В 1991 году Соттсасс оформил лондонскую квартиру Жана Пигоцци, который написал о нём статью «Соттсасс, мой друг и архитектор». «Я не могу в это поверить — ему действительно 74? Всё настолько удивительное и настолько разное»,- говорила молодая англичанка Жану, осматривая эти апартаменты. А вот мнение самого Пигоцци: «Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума». Последние пять лет Этторе Соттсасс успешно сотрудничает с французской галереей Edition Limitee, создав для неё замечательную коллекцию.
Эту статью прочитали 3859 человек с 19 Март 2014.
Архитектор Этторе Соттсасс
4 апреля 2017 г.
Имя легендарного Этторе Соттсасса таит в себе массу ассоциаций. Вот пишущие машинки Olivetti – в том числе легендарная красная Valentine, выпущенная в 1969. Вот логотип журнала Domus, для которого он писал. Вот уже седеющий человек с моржовыми усами валяется на весёлом полосатом ринге вместе со своей группой Memphis – той самой, откуда вышли такие легендарные и такие разные Ханс Холяйн, Широ Куромата и Майкл Грейвз. Вот смешная мебель, похожая на детский деревянный конструктор, окрашенный в спектральные цвета.
Легендарная пишущая машинка Valentine, выпущенная компанией Olivetti в 1969 году
Коллектив группы Memphis, 1981
Книжная полка Carlton, Этторе Соттсасс, 1981
Книжная полка Casablanca, Этторе Соттсасс, 1981
Комната, обставленная мебелью группы Memphis
Обложки журналов Domus, 1980-е
Этот человек – большой теоретик проектной культуры, который за свою долгую жизнь попробовал себя в роли дизайнера, художника, скульптора, сценографа и публициста. За всем этим несколько теряется его архитектурная деятельность – а ведь именно профессию архитектора он получил в Туринском техническом университете, который окончил в 1939 году. Вероятно, архитектурные проекты Соттсасса не столь известны просто потому, что его работы в качестве промышленного дизайнера значительно мощнее. В то же время, странно было бы отрицать их существование, ведь постмодернизм, оставивший такой глубокий отпечаток в культуре 80-х и 90-х, особенно заметен в архитектурных работах Соттсасса.
«Дом Вольфа» – частный особняк в Колорадо, Этторе Соттсасс, 1989
Говоря по совести, это скорее объекты дизайна, только в ином, архитектурном масштабе: Соттсасс принципиально не проектировал крупных объектов, которые могли бы стать символами власти, он работал с частными заказчиками и их домами. Этот осознанный выбор позволил ему проектировать самоцентричные здания – этим игрушечным домикам, построенным в натуральную величину, не нужно взаимодействовать с городским контекстом или вести диалог с ландшафтом. Игровая пирамидка может существовать в любом доме и обозначать, что в нём есть ребенок, служить простой и понятной иконкой – так же и эти здания из простых объёмов говорят на всю округу: «Это дом. В нём живёт человек. И его архитектор был весельчак».
Дом на гавайском острове Мауи, построенный для дизайнеров-ювелиров Эдриана Олабуенаги и Лесли Бейли (AcmeStudio). Этторе Соттсасс, 1991
Патриарх итальянского дизайна всю свою профессиональную жизнь посвятил борьбе с функционализмом. Это невозможно назвать слепым или упрямым отрицанием – просто человек, родившийся в 1917 году, вырос в логике функциональности, и став взрослым архитектором, очень твёрдо настаивал на том, что рациональность – не единственное, что нужно человеку. Именно отсюда происходит любовь к простым цветам и формам – это и разговор о понятности для человека, и переосмысление функционализма (ведь и он оперирует простыми формами), и попытка сделать мир вокруг менее серьёзным. В связи с именем Соттсасса часто звучит ещё один тезис – «игровой подход». Действительно, всё, что делал Соттсасс, пропитано духом игры – от пишущей машинки до здания.
Дом CasaCei, построенный в итальянской коммуне Эмполи. Этторе Соттсасс, 1991
Этот способ проектирования – как будто несколько наивный, на самом деле таит в себе проектную интеллектуальность: автор очень деликатен к окружающему миру, ведь свои размышления он переводит на очень простой язык, и не стремиться выглядеть умнее, чем есть на самом деле.
Представить целый квартал, состоящий из домов Соттсасса, было бы странно и даже страшновато. Но в том и прелесть этих объектов – они могут существовать лишь поодиночке, как милые акценты в сероватой повседневности.
Телефон Enorme, Этторе Соттсасс, 1987
Superbox – серия контейнеров, разработанных Этторе Соттсассом в 60-е: в них воплотились его первые эксперименты с пластиком и одновременно – с оп-артом
Коллекция керамики, разработкой которой Соттсасс впервые занялся в 60-е
Во всех проектах Соттсасса есть одна важная и милая черта – он стремился использовать традиционные материалы, то есть материалы, к которым человек привык – камень, дерево, кирпич, керамику. Это не значит, что дизайнер отрицал металл или стекло, но он всегда подчёркивал, что «современный» и «стеклянный» – совсем не синонимы.
Соттсасс прожил долгую жизнь – родился в 1917, умер в возрасте девяноста лет в 2007 году. Успел пройти югославский концлагерь и поучаствовать в послевоенном перевороте итальянского дизайна. Этот человек, всю жизнь говоривший о чувственности и радости, был тем, кого называют «мастером ренессансного типа» – он умел проектировать совсем разные вещи, усматривая в этом не работу с конкретным масштабом, а работу с устройством мира в целом. В свои поздние годы Соттсасс часто говорил, что проектировал не вещи, а скорее идеи, и что он частенько задумывал одно, а получалось совсем другое.
Жизнь как дизайн – Weekend – Коммерсантъ
рассказывает Юлия Пешкова
В парижском Центре Помпиду проходит выставка, посвященная классику итальянского дизайна Этторе Соттсассу. И в этом нет ничего необычного. В центре любят устраивать ретроспективы дизайнеров-архитекторов, а Соттсасс ее достоин больше, чем кто бы то ни было. Одна из главных фигур дизайна ХХ века как-никак. Необычно только название — «Памяти Этторе Соттсасса (1917-2007). Человек разносторонний».
Привыкнуть к тому, что его больше нет, пока никак не получается. Прошлым летом в лондонском Музее дизайна прошла выставка работ Соттсасса под оптимистичным названием Work in Progress. В сентябре он отметил свое 90-летие (то есть никак особенно не отметил, но так уж говорится). Тогда же открылась его юбилейная выставка в Триесте, закончившаяся лишь этой весной. На последней, 2008 года Миланской выставке коллекции, подписанные его именем, представили как минимум две марки — Serralunga и Emeco. То есть вроде бы все нормально. Работа идет, вещи появляются, а то, что мэтра не слышно, так он и раньше был нелюдим. Во многих биографических материалах до сих пор дают только дату рождения, а некоторые журналисты так и пишут о Соттсассе в настоящем времени. Однако уже почти год, как его не стало. Он умер перед самым праздником, 31 декабря. Может, поэтому не все заметили.
«Меня зовут Этторе Соттсасс, я итальянец. Я архитектор, но занимаюсь преимущественно дизайном. Машины, компьютеры, мебель, лампы, керамика и все такое… Все мои объекты похожи на архитектуру в миниатюре». Так представил себя дизайнер в каталоге своей первой выставки в Центре Помпиду 1994 года (и, будучи лишен возможности написать новый текст, повторяет в этом). Как и другие его коллеги довоенного поколения, Соттсасс получил архитектурное образование. Он всю жизнь что-то строил, особенно в последние годы, но домов его почти никто не знает. В историю он вошел как один из главных промышленных дизайнеров ХХ века. Как ни просили критики, он отказывался особо выделить какие-то свои работы, признаться, что он считает самым важным. Приходится решать это за него.
Для большинства людей Этторе Соттсасс — это создатель красной печатной машинки Olivetti по имени Valentine. Дизайнер сотрудничал с компанией больше 20 лет, с конца 1950-х по 1980-е, и за это время разработал несметное количество техники (в том числе первые компьютеры) и офисной мебели, но именно Valentine стала его главным хитом. Она вошла в коллекции всех музеев дизайна, была напечатана во всех альбомах поп-арта и заметно повлияла на дизайн бытовой техники. До Этторе Соттсасса никому не приходило в голову, что она может быть эмоциональной или даже сексуальной. Впоследствии дизайнер даже немножко стеснялся откровенной попсовости Valentine, но отделаться от славы ее создателя уже не мог.
Для тех, кто имеет более близкое отношение к дизайну, Этторе Соттсасс — это главным образом основатель группы «Мемфис». Под ее знаком прошли 1980-е годы в дизайне, она стала главным выразителем идеи постмодернизма. Молодые дизайнеры под руководством Соттсасса, которому было тогда под семьдесят, придумывали ни на что не похожие сумасшедшие вещи и самостоятельно, без всяких фабрик их выпускали. Это было настоящее революционное движение, и, как всякие бунтовщики, участники «Мемфиса» должны были либо перевернуть мир, либо повзрослеть. Случилось второе. Многие из них (Маттео Тун, Альдо Чибик и проч.), правда, вошли в дизайн-бюро Соттсасса, которое он основал на обломках группы.
Только Этторе Соттсасс не взрослел. То, что для других было экспериментом, странной выходкой, для него было совершенно естественно. Со времен своего сотрудничества с Olivetti он постоянно продвигал идею, что в вещах важна не только функция. Он много и подробно писал, что такое для него дизайн, но даже без лишних объяснений видно, что его вещи обладают характером. Попадая в дома, они устанавливают свои отношения с хозяевами и ведут с ними бесконечный диалог. Они могут быть какими угодно, но только не нейтральными, не скучными, не обыкновенными. И все они действительно похожи на маленькую архитектуру — от готических шкафов до античных чайников.
«Человек разносторонний» в названии выставки звучит как антропологический термин. Этторе Соттсасс принадлежал к редкому типу людей, которые могут все. Он строил дома, проектировал объекты, консультировал инженеров на заводе Olivetti, писал этнографические исследования, занимался живописью, скульптурой, фотографией — имея одно только архитектурное образование. И это не было дилетантством, все у него получалось одинаково хорошо. Книги фотографий Соттсасса, которые он тысячами привозил из своих путешествий, вызывают не меньший интерес профессионалов, чем альбомы Картье-Брессона и Сары Мун. Даже путешествовал он профессионально, проводя годы в Индии, Америке, на Ближнем Востоке. И хотя кураторы Центра Помпиду попытались показать Этторе Соттсасса как можно более разнообразно, вместить эту длинную, увлекательную, полную открытий жизнь невозможно ни в самую полную выставку, ни в самую толстую книгу. Он слишком много сделал и слишком много значил для дизайна, чтобы законсервировать и объяснить явление под названием «Этторе Соттсасс». Вопреки очевидному факту — Work in Progress.
Центр Помпиду, до 31 марта 2009
www.centrepompidou.fr
важных работ Этторе Соттсасс
Бруно Гекчелин Этторе Соттсасс . Отрицательная дата 1974 г., напечатано 2017 г. Хромогенный отпечаток. Предположительно 1500 — 2500 фунтов стерлингов.Письменный стол Nefertiti — один из первых предметов мебели, выполненных из декоративного пластикового ламината в истории дизайна. Это результат сотрудничества Ettore Sottsass и итальянского производителя Abet Laminati, который первым представил новые методы трафаретной печати пластиковых ламинатов, следуя видению Соттсасс.
Дизайн 1967 года стилистически повторяет серию шкафов Superbox, которые Соттсасс также задумал для Полтроновой. Важно отметить, что с помощью этих проектов Соттсасс стремился продемонстрировать Абету Ламинати экономический потенциал этого инновационного процесса. Большая серия загадочных единиц в форме колонн, лишенных четкой функции и наделенных сильной образной ценностью, навязывает новый образ жизни и взаимодействия в семье. В значительной степени оставаясь концептуальным проектом для Соттсасс, и имея всего несколько когда-либо созданных прототипов, проект положил начало цеху трафаретной печати на ламинате в Abet Laminati.
Ettore Sottsass ‘Nefertiti’ Письменный стол, 1968-1969… один из первых предметов мебели, выполненных из декоративного пластикового ламината в истории дизайна.
Не менее красочный и загадочный, письменный стол Nefertiti вскоре после этого был внесен в каталог Poltronova и предлагался до середины 1970-х годов. Исключительно по заказу было выполнено всего несколько экземпляров стола. Оригинальный дизайн был разработан Соттсассом: белые и зеленые вертикальные ламинатные полосы на внешней стороне и белая внутренняя часть, как на нынешнем лоте с апрельской лондонской распродажи Important Design.Цветовые вариации включали розовые и белые полосы, с белой внутренней частью; зеленые и белые полосы нанесены только на лицевую и оборотную стороны, а все остальные стороны — белые; или полностью белый монохромный. Возможно, существуют и другие варианты.
Письменный стол в зелено-белую полоску был включен в основные выставки работ Этторе Соттсасса этого периода, в частности, на выставку «Miljo for en ny Planet» в Национальном музее Стокгольма в 1969 году и «Италия: новые внутренние времена». Пейзаж »в MoMA, Нью-Йорк, в 1972 году, последний приобрел письменный стол для своей постоянной коллекции в том же году. —Architetto Milco Carboni
Этторе Соттсасс Тотем, нет. 18, 1966«Торри», спроектированный Соттсассом в 1964–1965 годах, представляет собой аномалию в истории керамических работ архитектора: их большой масштаб, их полихромный вид и их размещение на белом постаменте были беспрецедентными элементами в его творчестве.
Соттсасс объяснил, что он разработал тотемы как монументальный перевод серии таблеток, которые ему ежедневно вводили во время его пребывания в американской больнице, куда он был госпитализирован в 1962 году с почти смертельным нефритом.Однако разрушительная болезнь принесла чудесное искупление. На своей больничной койке Соттсасс придумал некоторые из самых важных проектов в своей карьере: «Ceramiche delle Tenebre», «Ceramiche di Shiva» и выставку «Menhir, Ziggurat, Stupas, Hydrants & Gas Pump», а также создание журнала «Комната Востока 128. Хроника», представленного в том же году.
В первом выпуске «Room East 128» Соттсасс называл себя «королем кортизона», публикуя зарисовки, в которых он вертикально складывал ярко окрашенные таблетки, которые ему приходилось глотать каждый день — кортизон, фенобарбитал, либриум, Хлорид калия и др.- подвешивая их над стаканом и озаглавив рисунок «ТОТЕМ, детто ПАЛО АЛЬТО». По возвращении в Милан, исцеленный и благодарный, он перевел рисунок этих таблеток на большие штабелируемые цилиндры, повернутые на колесе, белые или раскрашенные вручную яркими цветами, напоминающими дорожные знаки.
Позже он напишет: «Я сделал горы из глины, которые невозможно представить, невозможно переместить, собрать, использовать и за них платить». Разве это не прекрасное определение творчества художника? —Fulvio Ferrari
…. его друзьям нравилось проводить время в комнате, полной керамики, которая напоминала необычный сад, полный гигантских цветов.
Настоящий тотем представляет собой окрашенное деревянное основание с семью цилиндрами и двумя глиняными дисками, брошенными и обточенными цветной глазурью на белом фоне. Изделие состоит из четырех штабелируемых частей, так как некоторые из элементов были сплавлены вместе в процессе производства: механизм, известный как « incastro a battente », объединил расположенные рядом цилиндры после их остекления и второго обжига.Впоследствии конструкция была дополнительно усилена внутренней металлической опорой.
Этот тотем принадлежит к серии «больших цветных колонн высотой более двух метров», которые Соттсасс задумал в период с 1964 по 1966 год. Работа была изготовлена Bitossi & Sons под экспертным руководством художественного руководителя компании Альдо Лонди. Дизайны Соттасса были доставлены Лонди его молодым учеником Клинио Трини Кастелли, который после процесса метания, поворота и обжига печенья лично принял участие в глазировании и определении его графических узоров.
Изучение постоянно меняющегося значения и размеров объекта было в центре внимания Соттсасса; Несколько примеров, которые приходят на ум, — это «вещи в садах и тотем», созданные в 1965 году, и многослойная керамика, произведенная в 1961-1962 годах. Большие керамические изделия Соттсаса, которые он считал «намеренно и непоправимо неправильными» и не предназначенные для продажи и использования, были представлены на выставке «Менгир, Зиккурат, ступы, гидранты и газовые насосы» в Galleria Sperone, Милан, в апреле. 1967 г.Позднее в том же году в июне работы были выставлены в галерее La Bertesca в Генуе, а затем в сентябре в выставочном зале Poltronova в Адильяне под названием «Неправильная керамика». Колонны были выставлены группами от двух до четырех человек в комнате, «создавая странную архитектуру», сказал Соттсасс, и доказывая, что керамика может занимать окружающее пространство и определять его значение. Таким образом, объекты стали связующим звеном между пространственным и чувственным восприятием зрителя, а их основная функция — катализатор энергии.
Эти скульптуры пользовались особым успехом среди его друзей, которые «любили проводить время в комнате, полной керамики, которая напоминала необычный сад, полный гигантских цветов» (из письма Соттсасс Альдо Лонди, 31 мая 1967 г.). —Марина Виньоцци Пашковски
Ettore Sottsass Composizione di element di legno colorato e specchio, il все unito da funi di canapa, разработан для Galleria Arform, Милан, 1959С 1958 по 1968 год Этторе Соттсасс активно участвовал в проектах миланской галереи Il Sestante.Он не только приглашал художников и дизайнеров для создания предметов для галереи, но и в этот период он также создал некоторые из самых прекрасных и интересных работ в своей карьере: керамику, эмаль и некоторые менее известные деревянные предметы. Среди его технических чертежей, датируемых 1960 годом, есть проекты больших зеркал, как показано, которые, по-видимому, так и не были реализованы для галереи Сестанте. Теперь понятно, что эти рисунки были основаны на дизайне нынешнего лота, который считается уникальным, который Соттсасс представил в предыдущем году, в 1959 году, в галерее Арфорн в Милане.
Работа описана как «Композиция из цветных деревянных элементов и зеркала; все соединено пеньковой веревкой ». Благодаря тесным отношениям Соттсасса с основателем галереи Sestante, настоящее зеркало позже стало частью коллекции галеристки Лины Маттеуччи. Эта работа имеет особое значение, поскольку она имеет сходство с абстрактным языком металлической скульптуры архитектора 1950-х годов, а также дает информацию о композиционных работах Соттсаса, выполненных почти 50 лет спустя, включая иллюстрированный рисунок для вазы, датированный 2004 годом.Это уникальное произведение также демонстрирует интерес архитектора к восточной культуре, которую он продолжит исследовать в более поздних работах, таких как «Ceramiche Tantriche» и «Homage to Shiva».
Деревянные элементы окрашены в разные цвета, их пространственное соотношение друг с другом и с зеркалом создает каллиграфическую композицию, которая определяет эту необычную и важную работу в творчестве Соттсасса. Кроме того, архитектура этой работы с абстрактными геометрическими формами, очерченными веревками, напоминает этнические украшения, которые были большой страстью как для Соттсасса, так и для его тогдашней жены Фернанды Пивано. —Fulvio Ferrari
Найдите другие дизайны Этторе Соттсасс, от мебели и освещения до керамики и тотемов, которые будут выставлены на аукцион 26 апреля на Филлипс-Беркли-сквер в Лондоне.
Ettore Sottsass: Design Icon [профиль]
Этторе Соттсасс, архитектор и промышленный дизайнер, родился в городе Инсбрук в 1917 году и был одной из самых влиятельных и важных фигур дизайнерской сцены 20-го века.
Знакомый с миром архитектуры с юных лет, так как его отец сам был архитектором, он вырос в Турине, где в 1939 году окончил Политехнический университет, прежде чем служить в армии во время Второй мировой войны и годами трудиться. лагерь в Югославии.Вернувшись домой, он работал в мастерской своего отца, ремонтируя здания, разрушенные во время войны, прежде чем основать собственную практику в Милане, чтобы сосредоточиться на работе с различными средствами, такими как керамика, живопись и дизайн интерьера.
В Милане он погрузился в яркий культурный ландшафт города, посетив литературный салон, который позволил ему встретиться со знаменитыми архитекторами и дизайнерами своего времени, и женился на писательнице и переводчике Фернанде Пивано.Она познакомила его с литературным обществом города и со многими писателями и художниками, которые позже повлияли на его творчество, помимо его первоначального подхода к промышленному дизайну.
В первые годы своей жизни он был сначала членом Международного движения за имажинистского Баухауса, а затем ненадолго переехал в Нью-Йорк, чтобы поработать с промышленным дизайном и модернистом Джорджем Нельсоном. Затем предприниматель Ирвинг Ричардс заказал ему выставку керамических работ — среду, которой он занимался с самого начала своей карьеры, и которая быстро принесла ему международное признание за его оригинальность и креативность.
Его прорыв произошел, когда в 1958 году Адриано Оливетти нанял его консультантом по дизайну в Olivetti, крупнейшего производителя пишущих машинок и компьютеров в Италии, известного своим невероятно передовым дизайном. Для них он разработал первый итальянский универсальный компьютер, который принес ему престижную премию Compasso d’Oro в 1959 году, а также ряд различных пишущих машинок, оргтехники и мебели. Его стиль стал более четко развиваться во время его работы в Olivetti: привнося смелые цвета, форму и стиль в офисное оборудование, он раздвинул границы между промышленным дизайном и поп-культурой.Перейдя от своих первых функциональных и трезвых пишущих машинок к Valentine в 1969 году, аксессуару, который стал модным в итальянском обществе, он получил известность и признание как инновационный и революционный дизайнер продукции, не боясь нарушать схемы и выходить за рамки функциональности и формы.
Галерея Этторе Соттсасс, Мебель и выставки
Этторе Соттсасс (1917–2007) был итальянским архитектором и одним из основателей Мемфисской группы. Его разносторонний репертуар известен во всем мире.Он включает керамику, украшения, изделия из стекла и серебра, освещение, мебель, офисную технику и здания, которые вдохновляли поколения архитекторов и дизайнеров. Соттсасс известен тем, что бросил вызов модернистской парадигме путем исследования новых материалов и технологий. С момента начала своей карьеры в 1946 году он внес значительный вклад в области дизайна и архитектуры.
В начале своей карьеры он работал в итальянской фирме Olivetti, где разработал Tekne, первую электронную пишущую машинку компании.Позже он разработал пишущую машинку Valentine, которая с ее блестящим красным корпусом теперь считается культовым продуктом «поп-музыки». В Olivetti он также помогал создать Elea 9003, первый электронный калькулятор в Италии. К 1970-м годам его объекты дизайна считались частью итальянского авангарда и были заметно представлены на выставке 1972 года «Италия: новый внутренний пейзаж» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Скульптуры, керамика и предметы домашнего обихода Соттсасс неизменно включают в себя обилие ярких цветов, четкую и первозданную отделку и часто тотемный дизайн, в котором слои меняются между функциональными и нефункциональными.
Соттсасс носил с собой фотоаппарат и везде фотографировал. Его фотографию можно рассматривать как форму самоанализа и демонтажа его ролей архитектора / художника / дизайнера. Фотографии сохраняют ощущения его работы в этих областях, такие как изолированные и выделенные структуры и элементы. Сама архитектура часто является важным предметом, используемым в качестве фона, подчеркивающего человеческий опыт.
Соттсас, пожалуй, больше всего запомнился своей ролью в основании Мемфиса в 1981 году, а также керамикой и дизайном, произведенными на пике популярности группы.Мемфис, название которого происходит от песни Боба Дилана, привлек внимание дизайнерского мира своими радикальными продуктами. Дизайн группы, приверженец постмодернизма, был концептуальным, плавным и часто интегрированным пластиковым ламинатом, асимметрией и яркими цветами.
Этторе Соттсасс — 16 произведений
Этторе Соттсасс (14 сентября 1917 — 31 декабря 2007) был итальянским архитектором и дизайнером 20 века. Его работа включала в себя дизайн мебели, ювелирных изделий, стекла, освещения, предметов для дома и офисной техники, а также многих зданий и интерьеров.Его стиль определялся яркими цветовыми решениями, эффектными элементами и декором. Этторе Соттсасс был знаковой фигурой в истории дизайна.
Соттсасс родился в Инсбруке, Австрия, и вырос в Турине, где его отец, которого также звали Этторе Соттсасс, был архитектором. Старший Соттсасс принадлежал к модернистской архитектурной группе Movimento Italiano per l’Architectura Razionale (MIAR), которой руководил Джузеппе Пагано.
Младший Соттсасс получил образование в Туринском политехническом университете в Турине, который в 1939 году окончил со степенью в области архитектуры.Он служил в итальянской армии, в Repubblica Sociale Italiana, и провел часть Второй мировой войны в тюрьме, а затем в трудовом лагере в Югославии.
После службы в армии Соттсасс открыл собственное архитектурно-дизайнерское бюро в Милане, Италия. Здесь он начал разрабатывать мебель и экспериментировал с разными цветами, узорами и формами. Его работы часто ассоциировались с поп-культурой с его яркими причудливыми предметами. Его изделия часто делали из стекла и керамики.
Вернувшись домой, Этторе Соттсасс работал архитектором со своим отцом, часто над новыми модернистскими версиями зданий, которые были разрушены во время войны. В 1947 году, живя в Милане, он основал свою собственную студию архитектурного и промышленного дизайна, где начал создавать работы в самых разных средах: керамика, живопись, скульптура, мебель, фотография, ювелирные изделия, архитектура и дизайн интерьера.
В 1949 году Соттсасс женился на Фернанде Пивано, писательнице, журналистке, переводчике и критике.С 1954 по 1957 год он был членом Международного движения за имажинистский Баухаус, уйдя в отставку из-за предполагаемой агрессии движения и его непрофессионализма. В 1956 году Соттсасс отправился в Нью-Йорк и начал работать в офисе Джорджа Нельсона. Он и Пивано много путешествовали, работая на Нельсона, и через несколько месяцев вернулись в Италию.
Также в 1956 году Соттсасс получил заказ от американского предпринимателя Ирвинга Ричардса на выставку своей керамики.
Вернувшись в Италию в 1957 году, Соттсасс присоединился к Poltronova, полупромышленному производителю современной мебели, в качестве художественного консультанта.Большая часть мебели, над которой он работал, повлияла на дизайн, который он создаст позже с Memphis Milano.
В 1956 году Соттсасс был нанят Адриано Оливетти консультантом по дизайну для Olivetti, чтобы спроектировать электронные устройства и разработать первый итальянский универсальный компьютер Elea 9003, за который он был награжден Compasso d’Oro в 1959 году. Он также спроектировал офис. техника, пишущие машинки, мебель. Соттсасс сделал себе имя как дизайнер, которому благодаря цвету, форме и стилю удалось внести офисное оборудование в сферу массовой культуры.Его первые пишущие машинки, Tekne 3 и Praxis 48, отличались трезвостью и угловатостью. Вместе с Перри А. Кингом Соттсасс создал Валентинку в 1969 году, которая сегодня считается вехой в дизайне 20-го века. Легкий, портативный, ставший модным аксессуаром
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA).Полный текст статьи здесь →
Подробнее …
Этторе Соттсасс, итальянский дизайнер с музыкой и музыкой.
Этторе Соттсасс. Вы не всегда можете жить комфортно с его эксцентричной мебелью, но вы не можете писать историю искусства конца ХХ века без нее. К 100-летию со дня его рождения и всего через десять лет после его смерти, в 2007 году, миланский маэстро, наиболее известный своей красной портативной пишущей машинкой Olivetti, и как гуру революционной группы постмодернистского дизайна Мемфис, остается великолепным раздражителем и образцом оригинальности.
Неудивительно, что «Этторе Соттсасс: радикальный дизайн» в Met Breuer имеет воинственный вид. Вы можете спорить по своему усмотрению, а также оспорить некоторые из его контекстных работ — это шоу почти наполовину не соттсасское, — но это воодушевляющий, просветляющий опыт.
Крупнейшая выставка Соттсасса, организованная в музее Нью-Йорка, и одна из праздничных выставок к столетнему юбилею, она дает широкую картину происхождения этого архитектора / дизайнера и самого Мемфиса, с которой мало кто знаком.В нем подробно описаны его влияния и вдохновения артефактами из египетской, индийской и других незападных культур; образцы европейского и американского модернизма, а также работы современников Соттсасса из Мемфиса (особенно Питера Шира и Широ Кураматы), а также некоторых его помощников, заблудших и неопытных.
Эта работа была организована на лету Кристианом Ларсеном, который прибыл сюда в качестве помощника куратора современного дизайна и декоративного искусства в Метрополитен только 18 месяцев назад. Необычно для шоу такого размера и амбиций, здесь нет каталога, хотя Mr.Ларсен изо всех сил старается компенсировать это с помощью экспертных лейблов и нескольких коротких эффективных слайд-шоу. Но за исключением архитектуры, это довольно полный образец Соттсасса: мебель, предметы декора, текстиль, офисная техника и украшения и, конечно же, своеобразный ламинат, столь важный для неизгладимого образа Мемфиса. Мне больше всего нравится Bacterio, сочетание маленьких черных волнистых линий на белом, которое окружает кабинет прототипа Мемфиса 1979 года для Studio Alchymia и завершается дверью с окном, тремя люминесцентными лампами и ножками лунного модуля.
Родившийся в 1917 году в Инсбруке, Австрия, Соттсасс начал свою карьеру в непосредственной близости от одного из источников модернизма как преданный сын Этторе Соттсасса-старшего, архитектора, который учился в Вене, когда его дизайнерская этика была пропитана сетками и геометрией Отто. Вагнер и его блестящий ученик Йозеф Хоффманн, основавший в 1903 году Wiener Werkstätte. (Младший также будет вдохновлен Баухаусом, вторым фронтом модернизма.)
Его отец перевез семью в Турин, и после Второй мировой войны, в безумии Италии по восстановлению плана Маршалла, отец и сын вместе работали над проектами недорогого жилья и школы, вдохновленные разнообразием конструкций и материалов маленьких итальянских деревень.Их работы — это постмодернизм в зародыше и настоящий образец дома 1989 года в Риджуэе, штат Колорадо, который Соттсасс спроектировал для Дэниела Вольфа, коллекционера и торговца произведениями искусства, который можно увидеть здесь на рисунках и в слайд-шоу.
За свою 60-летнюю карьеру Соттсасс-младший разрабатывал офисные системы (включая оболочку мэйнфрейма Olivetti, с 1957 по 1959 год), а также системы для упрощенной жизни, которые были предназначены для снижения потребления. Его Superbox, например, спроектированный в 1966 году, представлял собой шкаф-купе внушительных размеров с поверхностью из пластикового ламината по выбору покупателя — если бы он был произведен.Он выделяется на стене, как один из минималистских плинтусов, нарисованных Анной Труит. Укомплектованный собственным пьедесталом, который игнорировал практику минимализма, но также усложнял его использование, он был предназначен для хранения всех ваших тщательно просеянных вещей. Его экспериментальные подразделения по окружающей среде аналогичным образом объединили основные домашние функции (приготовление пищи, сон, купание) в мобильные модульные шкафы, которые можно было соединить вместе для перемещения. По крайней мере теоретически. Они так и не вышли за пределы стадии макета и присутствуют здесь только в фильме 1972 года, который Соттсасс сделал с Массимо Магри, и в двух отличных рисунках.
Но он также был одержим стеклом ручной работы и особенно керамикой, чему способствовали его многочисленные поездки в Индию. Роща вырисовывающихся керамических тотемов Соттсасса, построенных из цилиндров, покрытых многоцветной глазурью, находится в галерее, выкрашенной в желтый цвет календулы, рядом с крошечными индийскими ступами с подобными сложенными друг на друга структурами. Оставшаяся здесь керамика Соттсасс в основном проигрывает древности, за исключением более изящных, декорированных черно-серебряных ваз серии Tenebre (Тьма) 1963 года.
Первоначально приверженец модернизма Соттсасс разработал одну из своих Послевоенная классика: ручная пишущая машинка Olivetti 1968 года, опьяняюще яркая и хранящаяся в Музее современного искусства к 1969 году.Его экономия формы и функции выражается в его магнетическом цвете, но в конечном итоге он был проклят своим создателем за то, что затмил другие его достижения (в бранном слове, вероятно, никогда ранее не встречавшемся в тексте на стене Метрополитена).
Но Мемфис, похоже, был в крови Соттсасса. Еще до появления пишущей машинки Olivetti он намекал на разрушение кредо модернизма «форма-функция», о чем свидетельствуют два башенных шкафа начала и середины 1960-х годов в первой плотной галерее выставки. Увеличивая венскую сетку, которую можно увидеть поблизости в проектах Хоффмана и Коломона Мозера, они свидетельствуют о врожденном предпочтении ярких цветов, комбинированных материалов и смелой, тонко-юмористической гаммы.
Отступничество Соттсасса завершилось буйной необузданностью его мемфисской мебели с ее угловатыми формами, оттенками Fiestaware, увеличенной текстурой искусственного дерева и потрясающими современными ламинатами. Группа дизайнеров получила свое название от городов в Теннесси и Древнем Египте, а также от песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again», которая неоднократно звучала во время ее первого собрания в 1981 году. Позже в том же году Мемфис произвел фурор среди публики. ежегодная Salone del Mobile, всемирно известная итальянская мебельная ярмарка в Милане, без извинений заражающая дизайн скептическим смешением стилей, символов и эмоционального содержания постмодернизма.Карл Лагерфельд купил многие из прототипов Мемфиса для своей квартиры в Монако, а остальное уже история. (В конечном итоге изделия были оценены слишком дорого для среднего потребителя и стали символом излишеств 80-х.) К лучшему или к худшему, влияние Соттсасса по-прежнему проявляется в современном дизайне.
Настойчивое стремление Метрополитена к смешиванию и сопоставлению, всегда подталкивающее актуальность своих обширных владений к более современным разработкам, может стать тика. (Это определенно разбавило недавнюю выставку картин Марсдена Хартли в штате Мэн.Дополнения г-на Ларсена обычно эффективны, и они указывают на силу этой тактики: выделение исторических работ, которые вы иначе могли бы пропустить в потоке коллекционных галерей, таких как потрясающий маленький реликварий из расписного дерева из Нового царства в Египте. напоминающий романскую часовню.
Некоторые дополнения кажутся излишними, в том числе передержанные работы Роя Лихтенштейна и Фрэнка Стеллы. Исключительный холст 1964 года абстрактного экспрессиониста Адольфа Готлиба в Метрополитене служит главным образом для того, чтобы одна картина Соттсасса выглядела плохо.Некоторые признаки работы Соттсасса-старшего или его сотрудничества с сыном кажутся уместными, как и включение соответствующих немфисских легенд, таких как Джо Коломбо и Гаэтано Пеше.
У мистера Ларсена есть несколько разоблачающих маневров приманки. Черно-белое кресло из тростника 1903 года, созданное Хоффманном и Мозером, сопровождается тем, что сначала кажется диковинкой Werkstätte, но на самом деле это деревянное кашпо, разработанное Соттсассом в 1961 году, более простое и менее изысканное. Одно из лучших сопоставлений — витрина, в которой три стеклянных объекта Соттсасс чередуются с тремя фигурами качина, созданными неизвестными художниками хопи, чьи красочные геометрические формы четко связаны между собой.И качины снова и снова всплывают в памяти в одном из самых ярких моментов последней галереи выставки: симметричном симметричном семафоре Carlton Room Divider Соттсасса, выдающемся с миланской мебельной ярмарки 1981 года. Здесь Соттсасс, как и в других своих мемфисских произведениях, достигает нового трения между формой и функцией, хитроумно объединяя живопись, скульптуру и мебель с духом архитектуры.
Не всегда актуальный материал, не относящийся к Соттсасу, означает, что эта выставка иногда кажется мягкой.Соттсасс легко мог бы заполнить пространство в Met Breuer, если бы на это было больше времени. Тем не менее, это бесценное введение в его сложное, резонирующее достижение.
IdeelArt | Интернет-галерист
- Войти
- Зарегистрироваться
- 0
Ваша корзина пуста
£ GBP
см
9015 9015 9015 9015 9015 9015- Работы
- Художники
- Журнал
- Контакты
- Логин
- Зарегистрироваться
- 0
- 0
- 915000
- Произведения
- Художники
- Журнал
- Контакт
- Счет
- Список желаний
- Валюта (£ GBP)
- Размер (см)
- 9015
- 9015
- Регистр
- Назад
- Назад
- см
- дюйм
Переключить навигацию
- 0
Поделиться этой статьей:
Этторе Соттсасс | Биография | Люди
Говорит Купер Хьюитт…
Этторе Соттсасс был дизайнером и архитектором, оказавшим огромное влияние на итальянский дизайн второй половины 20 века. Соттсасс родился в Инсбруке, Австрия, и переехал с семьей в Италию, чтобы изучать архитектуру в Туринском политехническом университете. По окончании учебы в 1939 году он был призван служить в итальянскую армию до конца Второй мировой войны. В 1945 году Соттсасс открыл в Милане собственную студию архитектуры и дизайна. В это время он начал разрабатывать мебель, экспериментируя с взаимосвязью между трехмерным пространством и двухмерным узором — темой всей карьеры Соттсасса.Он работал консультантом по дизайну в группе промышленного дизайна Olivetti с 1958 по 1980 год, где создавал произведения, связанные с поп-культурой, такие как калькулятор Elea 9003 и портативная красная пишущая машинка Valentine, а также многочисленные причудливые предметы из стекла и керамики. В 1980 году Соттсасс стал соучредителем миланской дизайнерской группы Memphis вместе с другими авангардными дизайнерами Андреа Бранци, Алессандро Мендини, Мартин Бедин и Микеле де Лучки. Стремясь продвигать радикальный дизайн, они производили яркую, геометрическую и часто антифункциональную мебель, освещение и керамику.Мемфис доминировал на дизайнерской сцене начала 1980-х годов и закрепил за Соттсассом место в истории как основателя постмодернизма. Соттсасс покинул группу в 1985 году, чтобы сосредоточиться на своей собственной компании Sottsass Associati в Милане, где он проработал всю оставшуюся жизнь. В более поздние годы он вернулся к архитектуре, завершив серию частных домов и общественных зданий, в частности, интерьер миланского аэропорта Мальпенса 2000 в период с 1994 по 1998 год. В последние годы карьера Соттсасс была предметом крупных ретроспектив, в том числе выставок в Художественном музее округа Лос-Анджелес в 2006 году и в Лондонском музее дизайна в 2007 году.Его работы входят в многочисленные публичные коллекции по всему миру и продолжают вдохновлять молодых дизайнеров.
.