Что происходит с музеем-усадьбой «Ясная Поляна» в год его 100-летия — Российская газета
В этом году музею-усадьбе «Ясная Поляна» исполняется сто лет. Целый век огромное количество людей не просто посещает Ясную Поляну, но совершает своего рода паломничество в это удивительное место, намоленное Львом Толстым. Мне не раз приходилось видеть, как люди, приезжавшие в Ясную просто как туристы, при виде дома Толстых, могилы Толстого в лесу Старого Заказа среди вечных дубов, парков, где он гулял, размышлял и сочинял свои великие сочинения, меняются и внешне, и внутренне. Они становятся другими людьми. Мы поговорили с главной хранительницей музея Элеонорой Петровной Абрамовой. У нее свой юбилей. Ровно полвека она проработала в Ясной Поляне.
Скажите откровенно: что, на ваш взгляд, главное в работе музея? Сохранить или показать? Ведь дом Толстых ежедневно посещают огромное количество людей. А дому, изначально флигелю Н.С. Волконского, больше двухсот лет. Болит сердце за сохранность этой национальной драгоценности?
Элеонора Абрамова: Болит, да еще как. Что касается дилеммы «сохранить или показать» — я считаю, что надо сохранять. Ведь сохраняют для чего? Для того чтобы показывать.
Элеонора Абрамова: Самое сложное — научиться говорить для тех, кто хочет тебя слушать. Фото: Предоставлено Музеем-усадьбой «Ясная Поляна»
Уважаемая Элеонора Петровна! Прежде всего хочу поздравить вас с замечательным юбилеем — 50 лет работы в музее-усадьбе «Ясная Поляна». В этом году музей-усадьба отмечает 100-летие своего существования. Это значит, что ровно половина его истории прошла на ваших глазах и с вашим участием. Я знаю, что у каждого свои пути в Ясную Поляну. Как вы пришли сюда и что испытывали, начиная работать сначала как экскурсовод?
Элеонора Абрамова: Я пришла работать в Ясную Поляну в апреле 1971 года, уже после окончания Тульского педагогического института. С юных лет у меня была склонность к литературоведению, и во время учебы появилась возможность заниматься этим предметом — пусть и в ограниченных рамках. И к моменту поступления на работу в музей было понятно, что я уже неплохо знаю творчество Толстого.
Целый век огромное количество людей не просто посещает Ясную Поляну, но совершает своего рода паломничество. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Что я испытывала? Чувство ответственности за то, что говоришь людям, которые в первый раз приехали в Ясную Поляну. И чувство ответственности за то, что ты делишься подлинными знаниями о Толстом. Это для меня тогда было самым серьезным поводом для волнения.
Одно из главнейших напутствий старейшего сотрудника Ясной Поляны Николая Павловича Пузина экскурсоводам звучало так: «Не ври»
Наверное, самое сложное — научиться говорить для тех, кто хочет тебя слушать. Однажды со мной произошел такой случай. Тогда, во второй половине семидесятых, был настоящий «музейный бум»; к нам шли очень хорошие группы, причем из столичных городов. Работать с ними было удовольствием. Мы вышли из дома Толстого, и какой-то мужчина очень импозантной внешности внезапно спросил: «Скажите, пожалуйста, а сколько лет вы уже работаете?» Я говорю: «Ну вот как раз исполняется пять лет». И слышу в ответ: «Вы подтверждаете мою мысль о том, что только после пятилетнего стажа экскурсовод может говорить о том, что он состоялся».
Несмотря на свои свои 200 лет, флигель Н.С. Волконского каждый день принимает толпы туристов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Мне говорили, что у каждого экскурсовода своя личная программа, нет одинаковых экскурсий. Это так? Какие требования сегодня предъявляют к экскурсоводам?
Элеонора Абрамова: Мне кажется, что каждый человек, приходящий в музей в качестве экскурсовода, руководствуется какой-то основной тенденцией. Она заложена традицией того или иного музея. А на следующем этапе в экскурсию привносится что-то личное, начинается творчество.
Главное требование к экскурсоводам — безукоризненное знание, не выдумка. Одно из главнейших напутствий старейшего сотрудника Ясной Поляны Николая Павловича Пузина экскурсоводам звучало так: «Не ври». Если говорить о моих личных впечатлениях, то для меня тот, кто рассказывает с научной точки зрения, не впадая в излишнюю театральность, вызывает самое большое сопереживание, самый большой восторг. Среди других требований — хороший русский язык, умение точно формулировать свои мысли, не оставляя какого-то подтекста.
«Ясная Поляна» — удивительное место, намоленное ЛьвомТолстым. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Расскажите для непосвященных: что значит «главный хранитель музея»? Вы одна отвечаете за всё, что находится в основной экспозиции, в запасниках? Но ведь всему этому цены нет! В чем заключается ваша главная работа? И что считается экспонатами музея? Только вещи, книги, мебель? Или, например, деревья, посаженные Толстым, — тоже? Оранжерея?
Элеонора Абрамова: Основная задача главного хранителя — координация всех служб, которые нацелены на сохранность музейного предмета, то есть хранителей отдельных коллекций. Я отвечаю за учет предметов, их научное описание, реставрацию, составляю отчетность.
В числе экспонатов музея — и вещи, принадлежавшие Толстому и его семье, и предметы, приобретаемые для выставок, и книги из научной библиотеки. Да и деревья, посаженные писателем, также относятся к предметам основного фонда. Однако они не подлежат музейному учету.
Деревья, посаженные писателем, также относятся к предметам основного фонда музея. Однако они не подлежат музейному учету. Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости
Поговорим об истории музея-усадьбы. Первым его директором была младшая дочь Л.Н. Толстого Александра Львовна. Но, насколько я знаю, неформально музей в доме был создан уже Софьей Андреевной Толстой. Николай II отказал вдове Толстого в создании музея, а вот большевики музей учредили. Как объяснить этот парадокс?
Элеонора Абрамова: Мне кажется, никакого парадокса нет: большевики хотели сделать из Льва Николаевича знамя. Что касается Софьи Андреевны, то, предлагая продать Ясную Поляну в собственность государства, она искренне хотела не только сохранить дом, в котором жил и работал Толстой, но и материально помочь своим детям.
В числе экспонатов музея — и вещи, принадлежавшие Толстому и его семье, и предметы, приобретаемые для выставок, и книги из научной библиотеки. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Что происходило с музеем во время Великой Отечественной войны? Правда ли, что, уходя из оккупированной Ясной Поляны, немцы пытались поджечь дом Толстых?
Элеонора Абрамова: Правда. Фотографии, которые сделаны в середине декабря 1941 года, — точные свидетельства тому. Оккупация продлилась сорок семь дней, и еще до ее начала многие вещи дома Толстого и книги из библиотеки писателя по железной дороге были отправлены в эвакуацию в Томск. В конце октября в Ясной Поляне были развернуты перевязочный пункт и госпиталь, а в доме Толстого поселились немецкие офицеры.
Одно из главнейших напутствий старейшего сотрудника Ясной Поляны Николая Павловича Пузина экскурсоводам звучало так: «Не ври». Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
О том, что происходило в музее в эти дни, можно прочесть в дневниках научного сотрудника Сергея Ивановича Щеголева и его сестры Марии Ивановны. Каждый день они рисковали жизнью, пытаясь сохранить оставшиеся экспонаты. В последний день оккупации, 14 декабря, в трех комнатах верхнего этажа дома Толстого были разложены костры. Тушить пожар начали сразу же после того, как немцы уехали, и чтобы справиться с огнем, потребовалось несколько часов. Уже в то время, когда я работала в музее, наш старейший сотрудник Николай Павлович Пузин часто рассказывал историю о том, как во время тушения пожара выяснилось, что в старом пересохшем колодце рядом с домом Толстого обнаружилась вода. Это стало настоящим спасением.
3500 человек в день посещали Ясную Поляну до пандемии. Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости
Я знаю, что музей развивается. На территории рядом с гостиницей «Ясная Поляна» построено прекрасное новое хранилище. Когда можно ожидать его открытия? Какие условия для хранения реликвий там будут созданы?
Элеонора Абрамова: Идея строительства фондохранилища появилась еще в конце 1950-х годов, однако осуществлена она была совсем недавно. Проект этого здания создавался с учетом количества предметов, которые нужно там разместить, условий, в которых они должны находиться. Так, экспонаты будут распределяться по залам в зависимости от температуры, которая необходима для их сохранности. Для драгоценных металлов и оружия предусмотрено сейфовое хранение.
Также в фондохранилище будет специальное помещение для предметов, которым предстоит транспортировка в другой музей, а также для экспонатов, прибывших к нам на хранение. Там они будут находиться несколько дней, проходя адаптацию к новым условиям — без выгрузки из транспорта, который их перевозит.
Самые смешные вопросы экскурсоводам задают дети. Например: «А гусей держали, потому что он перьями писал?» Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости
Еще одно обстоятельство, о котором хотелось бы упомянуть — наше фондохранилище не будет закрытым. В нем спроектированы выставочные площади и помещения для работы научных сотрудников.
Потенциально в музее есть большое количество экспозиционных площадей, где можно разместить новые выставки, тем самым «разгрузив» дом Толстого. Это произойдет тогда, когда музейные службы покинут пределы усадьбы и все мемориальные постройки в Ясной Поляне будут музеефицированы.
В этом году музей-усадьба отмечает 100-летие своего существования. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Кстати
Вопросы экскурсоводамСамые смешные: часто такие вопросы задают дети. Например, когда видят в доме Толстого оленьи рога, спрашивают: «А это рога Толстого?». Или: «А гусей держали, потому что он перьями писал?» Взрослые не отстают и когда видят раму для качелей с петлями, всерьез интересуются, была ли здесь виселица и кого вешали. Или, когда видят в спальне Толстого бутылку из-под минералки Vichy, спрашивают, неужели Лев Николаевич так сильно любил виски.
Самые неожиданные. Здесь есть несколько вариантов: «Правда ли, что последними словами Толстого были «Прошу считать меня мусульманином?» Или: «Предъявляют ли потомки Толстого права на Ясную Поляну?». Один раз задали довольно неожиданный (и даже нелепый) вопрос: «Страдал ли Толстой клептоманией?»
Самые интересные: «А как бы себя вел Лев Толстой, если бы он жил в наше время?»
Люди, приезжавшие в Ясную просто как туристы, при виде дома Толстых, могилы Толстого в лесу Старого Заказа среди вечных дубов, парков, где он гулял, размышлял и сочинял свои великие сочинения, меняются и внешне, и внутренне. Они становятся другими людьми. Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости
экскурсия с фото. Прогулка по Ясной Поляне
В России немало удивительных и необычайно красивых мест. Лучше наслаждаться вживую красотой мест, о которых когда-то читал. «Путешествие учит больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Любое путешествие наполняет нашу жизнь новыми впечатлениями и делает ее более яркой. Ясная Поляна приглашает в гости!
Ехать в Ясную Поляну можно в любое время года. Здесь всегда по-своему хорошо. И погода всегда ясная. Мы выбрались в Ясную Поляну в январе. Прозрачный морозный воздух, яркое солнце, а мороз еще больше крепчал! Теплая одежда едва спасала от холода. Руки белели мгновенно, едва их вытаскивал из рукавиц. Настоящая русская зима!
Территория усадьбы утопала в снегах. Еще издали, когда поднимался от въездных башен по главной аллее, называемой «прешпектом», увидел сквозь голые ветви деревьев белый двухэтажный дом.
Далее сворачиваем влево к длинному белокаменному зданию с мезонином. Этот дом называют домом Волконского. Посетителям музея это красивое здание нравится не только за великолепный внешний вид, но и за внутреннее убранство.
Напротив дома Волконского расположена конюшня с каретным сараем. Рядом с конюшней находится небольшое бревенчатое здание, крытое соломой. Интерьер русской избы — деревянные столы и лавки, печь, красный угол, обереги. В Кучерской избе хозяйка в русской народной одежде рассказала об обычаях и традициях русской деревни, угостила чаем из жарового самовара с пирогами, расстегаями и наливкой.
Старая усадьба была укутана белым снегом, и мы прокатились в санях с ветерком да по свежевыпавшему снежку! Фотография ниже напоминает мне картину Константина Коровина «Зимой». Те, кто видел эту картину, возможно, со мной согласятся.
На территории усадьбы вы обязательно встретите лошадь с повозкой, везущей либо туристов, либо сено.
Во времена Льва Николаевича без лошадей в усадьбе трудно было обойтись. Их держали как для выездов, так и для работы. Сегодня в музее-заповеднике «Ясная Поляна» своя конюшня, в которой живут 20 лошадей и пони.
Идем мимо хозяйственных построек, Проходим старый яблоневый сад. Сейчас он спит, уснул до весны. Когда яблони зацветут, просто, сказка! Сворачиваем вправо. И вот мы опять в «Елочках».
Лев Николаевич относился к этому месту с особым чувством, поэтому неслучайно именно здесь стоит его любимая скамейка и смотрит вглубь еловых насаждений. Чудесное место! Тихое. Но в этот морозный день тишина действительно была звенящей.
Скамейка сделана из необтесанных стволов березок. На ней Лев Николаевич часто отдыхал во время прогулок и любовался молодыми елочками, простором широких полей и уходящими вдаль засечными лесами.
Мы часто ездим в Ясную Поляну. В этот день было очень холодно. Мы долго гуляли по усадьбе. Видели синиц, поползня, белок, воробьев. .. После прогулки осталось хорошее настроение и замечательные фотографии.
21.03.2020
Обновлено 22.03.2020
С.М. Прокудин-Горский. Ясная Поляна (1)
С.М. Прокудин-Горский. Ясная Поляна (1)
Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 — 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
Выражаю благодарность научному сотруднику музея «Ясная Поляна» Алле Кураковой, благодаря замечаниям которой были уточнены и исправлены представленные здесь сведения.
Страница 1 2
К числу наиболее ценных фотографий Прокудина-Горского принадлежат фотографии, выполненные им в Ясной Поляне — усадьбе Льва Николаевича Толстого. Фотографии сделаны при жизни великого писателя — в мае 1908 г., незадолго до его 80-летия.
23 марта 1908 г. Прокудин-Горский написал письмо Л.Н.Толстому (цитируется по [1]):
«Глубокоуважаемый Лев Николаевич, недавно мне пришлось проявлять цветную фотографическую пластину, на которой кто-то Вас снял (фамилию я забыл). Результат получился весьма плохой, ибо, видимо, снимавший плохо знаком с делом. Фотография в натуральных цветах моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги…Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны – не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может.»
Приглашение было получено, и в мае 1908 года Прокудин-Горский отправился в Ясную Поляну. Он провел там два или три дня.
Главным результатом поездки стал замечательный цветной портрет Льва Николаевича Толстого:
Л.Н.Толстой. 23 мая 1908 г.
Портрет воспроизведен в [1] с авторского литографского оттиска.
Этот портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок Императорского Русского Технического общества». В дальнейшем он неоднократно воспроизводился. Время от времени он появлялся и в советской литературе (в то время как имя Прокудина-Горского было забыто).
И в то же время, как это ни прискорбно, местонахождение негатива этой — вероятно, самой известной — работы Прокудина-Горского до сих пор неизвестно. (По непроверенным данным, он находился в Санкт-Петербурге, в Пушкинском доме, а затем был передан в Москву, в музей Л.Н.Толстого [3г].) В библиотеке Конгресса США есть только черно-белая копия этой фотографии (репродукция №01971). В пушкинском доме есть черно-белый диапозитив фотографии, выполненный Прокудиным-Горским.
Кроме того, Прокудин-Горский сделал в Ясной Поляне и другие фотографии (в том числе, по меньшей мере, еще два портрета Л. Н.Толстого). Всего было не менее 16 фотографий.
Вместе с тем следует сказать и о том, что в дальнейшем эта ценнейшая коллекция оказалась растеряна.
В альбоме «Various Views and Studies» наклеено 10 черно-белых копий фотографий, обозначенных самим Прокудиным-Горским как сделанные в Ясной Поляне, из них цветные оригиналы сохранились только для двух пейзажных фотографий.
На сайте [3] проведена большая работа по идентификации фотографий Прокудина-Горского. При этом удалось выявить еще, по меньшей мере, четыре фотографии (сохранившиеся в цветных оригиналах!), копии которых наклеены в том же альбоме в других местах и неправильно озаглавлены самим Прокудиным-Горским (вероятно, он составлял альбом спустя большое время и уже успел забыть об этих снимках). В то же время установлено, что две из фотографий отнесены к Ясной Поляне по ошибке. Две другие фотографии, отнесенные к Ясной Поляне, вызывают большие сомнения (они помещены на следующей странице, в конце данного раздела).
Кроме того, пять фотографий известны пока только по черно-белым диапозитивам, изготовленным самим Прокудиным-Горским и высланным им в Ясную Поляну, которые теперь хранятся в Пушкинском доме. (Несомненно, это копии цветных фотографий; см. также пояснения к фотографиям на обеих страницах.) Здесь представлены два таких диапозитива. Три других в настоящее время затруднительно опубликовать. (На одной из них изображен Л.Н.Толстой, разговаривающий с детьми, на двух других — цветы в вазах [3г].)
Л.Н.Толстой в кабинете. В Ясной Поляне
Репродукция №01970
К сожалению, от этой фотографии сохранилась только черно-белая копия. В Пушкинском доме есть черно-белый диапозитив, сделанный по этой фотографии; он опубликован в [2].
[Портрет Л.Н.Толстого]
Эта фотография известна только по черно-белому диапозитиву [2].
[Вид на хозяйственный двор и Флигель Кузминских со стороны деревни]
Репродукция №01974
Фотография сохранилась в черно-белой копии, а также в черно-белом диапозитиве, хранящимся в Пушкинском доме.
В коллекции библиотеки Конгресса США эта фотография помещена под ошибочным названием «Дом Л.Н.Толстого. В Ясной Поляне». (На ошибку любезно указала А.Куракова.) На черно-белом диапозитиве, хранящемся в Пушкинском доме, написано другое название (не содержащее явных ошибок, но все же неточное) — «Общий вид на имение» [3г].
На переднем плане виден хозяйственный двор — Дом Волконского (самое старое здание усадьбы, названное по имени деда Л.Н.Толстого — князя Н.С.Волконского), окруженный хозяйственными постройками. Вдали виден двухэтажный Флигель Кузминских. В этом флигеле останавливались гости. Чаще других здесь жила младшая сестра жены Л.Н.Толстого, Татьяна Андреевна Кузминская (писательница и мемуаристка, 1846 — 1925) со своей семьей.
Дом в усадьбе Ясная Поляна
Фотография известна только по черно-белому диапозитиву, хранящемуся в Пушкинском доме [2].
[Ясная Поляна. Вид на плоьтну со стороны Прешпекта]
Репродукция №20202. Оригинал Крупное изображение
Главный въезд в усадьбу Л. Н. Толстого. Фото сделано со стороны усадебного дома
Копия этой фотографии помещена в альбоме отдельно от фотографий Ясной поляны (на странице 17) и никак не озаглавлена. (На сайте библиотеки Конгресса США она получила название «Лесная дорога», что неверно, поскольку так названа копия фотографии слева от нее, см. далее.) Идентификация фотографии выполнена на сайте [3]. Позже было установлено, что в Пушкинском доме есть черно-белый диапозитив этой фотографии [3г]; таким образом, идентификация полностью подтвердилась.
Впереди видна одна из двух башенк въезда в усадьбу. Справа Большой пруд. Место, запечатленное на фотографии, называют плотиной (это плотина между Большим и Нижним прудами). Снимок сделан со стороны Прешпекта — прямой березовой аллеи, ведущей к дому писателя. (Место съемки и название фотографии уточнены А.Кураковой.)
Очень важно следующее обстоятельство. В данном случае (так же, как и в некоторых других, см. следующую страницу) совершенно достоверно то, что черно-белый диапозитив сделан с цветной фотографии. Несомненно, это относится и ко всем другим диапозитивам данной серии.
[Ясная Поляна. Аллея]
Репродукция №20201. Оригинал Крупное изображение
Копия этой фотографии помещена в альбоме слева от копии предыдущей фотографии и озаглавлена «Лесная дорога». Идентификация фотографии выполнена на сайте [3].
Теперь эта аллея ведет к могиле Л.Н.Толстого.
Страница 1 2
Предыдущая страница Следующая страница
Оглавление
Главная страница
© Прохоров С.О.
Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна»
Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна» — это одно из крупнейших предприятий кондитерской промышленности Тульской области, а в далеких 70-х годах оно только начинало делать первые шаги.
27 декабря 1973 года был подписан акт о приемке в эксплуатацию новой кондитерской фабрики, получившей название «Ясная Поляна». Выбор этого «имени» был не случаен, скорее это была дань традициям. Тульский край – родина великого русского писателя Л.Н. Толстого, а знаменитый музей – усадьба называется «Ясная Поляна».
Год за годом на фабрике росло производство, увеличивалось количество линий и расширялся ассортимент. Постепенно «Ясная Поляна» стала ведущим производителем кондитерских изделий в области, хранителем и продолжателем традиций славных тульских мастеров.
В 2003 году фабрика «Ясная Поляна» вошла в состав Холдинга «Объединенные кондитеры». А в 2004 в жизни предприятия произошло еще одно важное событие – был открыт Музей пряничного дела, в котором Представлены уникальные экспонаты и собраны исторические артефакты.
Сегодня фабрика «Ясная Поляна» достигла той степени технологического оснащения и производственной культуры, которые позволяют ей занять достойное место на российском кондитерском рынке. Предприятием выпускается более 150 видов различных изделий: крекер и галеты, зефир, мармелад, конфеты, и, конечно, главная гордость — тульский печатный пряник. Кстати, в 2008 году он попал в «Книгу рекордов России» в категории «Самые большие печатные пряники с фруктовой начинкой». Специалисты предприятия испекли пряник рекордных размеров — 43 кг 400 грамм.
Удивительно, но в наши дни, как и несколько веков назад, при изготовлении пряников на фабрике используют традиционную рецептуру, натуральное сырье, пряничные доски, вырезанные искуснейшим резчиком. К тому же, фабрика – первый в области обладатель Свидетельства на право использования наименования места происхождения товара «Тульский пряник». Этот документ законодательно защищает знаменитое кондитерское изделие от подделок.
Модернизация линий производства позволила автоматизировать самые трудоемкие процессы: дозировку сырья, приготовление эмульсии, замес теста, процесс раскатки и дозировки начинки. Способ производства сувенирных пряников остается на фабрике традиционным и неизменным, при этом улучшаются вкусовые качества и технология производства.
Фабрика «Ясная Поляна» вот уже более 40 лет радует покупателей превосходным качеством своей продукции, которая является истинным символом России, признанным во всем мире.
Музей пряничного дела
Тактильные модели и копии бюста Толстого создадут в «Ясной Поляне» для слабовидящих
10 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Копии бюста Льва Толстого, его портрет с женой, модели фасадов мемориальных зданий создадут в 2021 году в музее-усадьбе «Ясная Поляна», расположенной в Тульской области, что сделает возможным проведение экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей. Об этом сообщила журналистам руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева во время празднования 100-летия музея, передает ТАСС.
«В рамках проекта, который реализует фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, мы непосредственно будем создавать тактильные модели, и уже ко дню рождения Толстого они будут готовы. Будет порядка 10 объектов, в том числе бюст самого Льва Николаевича Толстого, портрет писателя с Софьей Андреевной, силуэт матери — единственное изображение матери Толстого, которое существует», — сказала Ксения Дмитриева.
По ее словам, также планируется создать модели фасадов мемориальных зданий музея-заповедника. Кроме того, при проведении экскурсий для незрячих и слабовидящих людей начнут применять тифлокомментарии. В формате аудиозаписей и при помощи шрифта Брайля будут описываться постройки, экспонаты «Ясной Поляны».
«Уже в этом году будет проведена первая экскурсия, может быть, даже для незрячих с собаками-поводырями», — отметила актриса театра и кино, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова.
Ясная Поляна — усадьба в Щекинском районе Тульской области, где 9 сентября 1828 года родился Лев Толстой. Леса, парки, сады в усадьбе выдающегося писателя вместе с другими мемориальными объектами перешли под охрану государства в 1921 году. 10 июня было подписано постановление ВЦИК, согласно которому Ясную Поляну объявили национальной собственностью РСФСР. В 1986 году яснополянский музей получил статус Государственного мемориального и природного заповедника, в 1993 году — статус объекта культуры особо важного значения.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) — великий русский писатель. Автор автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», эпопеи «Война и мир», романов «Анна Каренина», «Воскресение» и многих других произведений, ставших классикой отечественной и мировой литературы.-0-
музей-усадьба «Ясная Поляна» празднует свое 100-летие
10 июня Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» празднует свой вековой юбилей. Ровно 100 лет назад вышло постановление ВЦИК СССР о создании в Ясной Поляне музея, который возглавила дочь великого русского писателя Александра Толстая.
Ясная Поляна – уникальная русская усадьба, родовое имение писателя. Здесь он родился, прожил почти всю жизнь и написал великие произведения, в том числе «Воскресенье», «Анна Каренина» и «Война и мир». Усадьба писателя была местом встречи не только его родственников, но и множества его друзей, знакомых и поклонников. Круг людей, посещавших Льва Толстого, был необычайно широк. Среди гостей Ясной Поляны можно было встретить государственных деятелей, музыкантов, художников, писателей, журналистов, дипломатов, представителей царской семьи, революционеров и выходцев из народа. В наши дни именно тут можно по-настоящему окунуться в мир Толстого, ощутить его всем сердцем.
О том, чем сейчас живет музей и какие культурные события здесь происходят, рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Екатерина Александровна Толстая)
– Екатерина Александровна, сколько гостей ежегодно посещает усадьбу Ясная Поляна? Какие категории посетителей приезжают чаще всего?
Екатерина Толстая: В среднем в год Ясную Поляну посещает около 200 тысяч человек. Конечно, в прошлом сезоне из-за пандемии поток посетителей сократился, однако в юбилейный для музея год мы планируем выйти на прежние показатели. К нам едут как группы от турфирм, так и индивидуальные посетители, причем в последнее время мы наблюдаем рост именно семейного туризма. Иностранцы до пандемии составляли несколько процентов от общего количества туристов.
– К своему 100-летию усадьба, вероятно, переживает своеобразный эмоциональный, счастливый подъем. В чем это выражается?
Е.Т.: Все мы гордимся тем, что причастны к празднованию первого серьезного юбилея музея, что именно нам выпало прожить этот момент. 10 июня мы откроем выставку «Первый век музейной эры», посвященную истории музея, и будем рады представить ее своим гостям.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Флигель Кузминских)
– Произошли ли в музее к юбилею реставрационные работы, восстановление парка? Что является предметом особой гордости?
Е.Т.: Недавно мы провели ремонт дорожно-тропиночной сети на территории усадьбы и теперь приступаем к реставрации некоторых мемориальных объектов – в частности, Флигеля Кузминских. Готовимся к восстановлению сада – молодые яблони в центральной части заповедника будут посажены ко дню рождения Льва Николаевича 9 сентября.
Очень важным событием для музея станет реставрация старинных зеркал в зале Дома Толстого. Эти предметы – одни из старейших в Доме. Они являются олицетворением времени в Ясной Поляне: в этих зеркалах отражался и сам писатель, и его предки, семья, гости усадьбы.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Зал Дома Л. Н. Толстого)
– Расскажите, пожалуйста, о самых ярких и значимых для музея событиях за последние десятилетия.
Е.Т.: Пожалуй, скажу о последнем десятилетии: одним из самых ярких и важных событий для нас стал театральный фестиваль «Толстой», который проводится в Ясной Поляне с 2016 года по инициативе губернатора Тульской области Алексея Дюмина и входит в национальный календарь событий Министерства культуры РФ.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Кабинет Л. Н. Толстого)
Этот фестиваль дает возможность зрителям, театральным режиссерам и коллективам по-новому взглянуть на творчество Льва Толстого. Помимо классических постановок по произведениям писателя, мы предлагаем нашей аудитории иммерсивные спектакли, аудиопрогулки, квесты – словом, возможность более глубокого погружения, сотворчества.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (прогулка в экипаже)
– Усадьба, наверное, является центром культурного притяжения. Что происходит в музее кроме экскурсий?
Е.Т.: Мы предлагаем нашим посетителям множество образовательных программ, связанных с изучением усадебной культуры, быта русской деревни, природы заповедника. Специально для детей мы подготовили абонемент, в рамках которого можно приезжать в Ясную Поляну на протяжении целого года. Для школьников мы проводим конкурсы, викторины, квесты и творческие мастерские. Взрослую аудиторию мы ждем на лекциях в Доме культуры «Ясная Поляна». Всей семьей можно посетить мастер-классы по традиционным ремеслам и рукоделиям, которые проводят мастера народного творчества музея.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (яснополянские яблочные сады)
– Из чего складываются внебюджетные доходы Ясной Поляны?
Е.Т.: Внебюджетные доходы музея складываются из платы за входные билеты и экскурсионное обслуживание, дохода от деятельности гостиницы, кафе и ресторана. Также мы реализуем собственную сувенирную продукцию, собственные печатные издания, продаем книги и альбомы, выпущенные другими издательствами.
– Какие фильмы снимали на этой территории?
Екатерина Толстая: В Ясной Поляне снимали сцены из «Войны и мира» Сергея Бондарчука, картину «Лев Толстой» Сергея Герасимова. Сергей Соловьев снимал здесь эпизоды своего фильма «Анна Каренина». Из недавно вышедших фильмов можно назвать «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой.
Стоит сказать, что здесь же снимались и документальные фильмы, запечатлевшие Льва Толстого в его повседневной жизни и снятые пионерами российского кинематографа – Александром Дранковым и Александром Ханжонковым. В Ясной Поляне в 1916 году снималась одна из первых экранизаций Толстого – лента «Чем люди живы», роль ангела в которой исполнил молодой Александр Вертинский.
Фото: предоставлено пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (лекция в Доме культуры «Ясная Поляна»)
– Нашествие съемочных групп и фотографов, снимающих свадьбы – это, наверное, большое испытание для вас? Были ли какие-то особенно яркие и, может быть, курьезные или, наоборот, досадные эпизоды?
Е.Т.: Безусловно, природа Ясной Поляны вдохновляет не только писателей и художников, но и фотографов. Мы рады любому интересу к музею, но вместе с тем просим относиться к мемориальным ландшафтам с уважением. Сейчас в музей часто приезжают ради фотосессий, причем не только свадебных. Мы стараемся это регламентировать – просим фотографов не использовать объемный реквизит, не относиться к усадебным объектам как к декорациям для съемки, не мешать проведению экскурсий, не забывать, что вокруг много других людей.
– Вам не предлагали смягчить правила, превратить Ясную Поляну в обычный парк культуры и отдыха? Что вы отвечаете в таких случаях?
Е.Т.: Ясная Поляна была, есть и будет государственным мемориальным и природным заповедником – то есть территорией, охраняемой государством. Усадебные ландшафты должны сохраняться здесь так же бережно, как и здания и коллекции. Поэтому усадьба никак не может стать парком культуры и отдыха.
– Чего вы ждете, о чем мечтаете, какого развития музея в будущем вам хотелось бы больше всего?
Е.Т.: Хочется, чтобы усадьба всегда оставалась подлинной, аутентичной, максимально сохраняла атмосферу жизни Льва Николаевича Толстого и его близких. А вот музей должен идти вперед и в ногу со временем: мы хотим развивать филиалы, инфраструктуру, усовершенствовать индустрию гостеприимства. Пусть в будущем будет как можно больше интересных событий, спектаклей, концертов, встреч с интересными людьми, пусть жизнь музея будет насыщенной!
Как выживали из России Александру Толстую. 100 лет Ясной Поляны
10 июня — день 100-летия музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Младшая дочь Толстого Александра – та самая, то сопровождала отца в его последние дни жизни, была назначена первым комиссаром Ясной Поляны, а потом и первой хранительницей музея-усадьбы. Однако при этом успела трижды подвергнуться аресту, посидеть в одиночке с крысами и восемь месяцев провести в заключении. Это тоже непростая история жизни Ясной Поляны в ее первые годы.
Комиссар-хранитель
В 1920 году Александра Толстая угодила в тюрьму за то, что на ее квартире проходили заседания «Тактического центра» – объединения подпольных антибольшевистских партий и организаций.
«Больше года тому назад друзья просили меня предоставить им квартиру Толстовского товарищества для совещаний, что я охотно сделала. Я знала, что совещания эти были политического характера, но не знала, что у меня на квартире собиралась головка Тактического центра. Я не принимала участия в совещаниях. Раза два ставила самовар и поила их чаем. Иногда меня вызывали по телефону, и, когда я входила в комнату, все замолкали. Об этих собраниях я давно забыла», – поясняла она в воспоминаниях, написанных уже за границей, когда, собственно, можно было ничего не скрывать. Но и скрывать-то особенно было нечего.
Александра Львовна получила от трибунала три года заключения в концентрационном лагере Новоспасского монастыря. По ходатайству крестьян Ясной Поляны ее освободили досрочно через восемь месяцев. Александра Львовна вернулась в родную усадьбу, и занялась насущными проблемами сохранения имения «в интересах Яснополянской усадьбы в целом, как исключительного памятника».
«В то время я еще наивно верила в возможность созидательной работы. … Нужно во что бы то ни стало добиться, чтобы дом был … восстановлен в том виде, как он был в момент ухода отца из Ясной Поляны, леса же с могилой, парк — должны быть объявлены заповедником».
С этими, не вполне еще продуманными планами она отправилась в ВЦИК к Калинину, заручиться его принципиальным согласием. Ответ был благоприятный: «Подавайте проект, я поддержу».
Планов было много: больницы, школы, народные дома, специальные поезда с экскурсиями из Москвы, дороги. Трудность составления проекта заключалась в том, что надо было сделать его приемлемым для большевиков и не отступить от основных толстовских идей.
Предполагали, например, увековечить память Толстого организацией в Ясной Поляне общины из людей, которые в своей личной жизни проводят идеи Толстого, т.е. они мыслят, живут и работают так, как это проповедовал Толстой. Этой общине с выборным правлением должны быть переданы для пользования усадьба, сад, парк. Дом, где жил Л. Н. Толстой, остаться музеем. Таким образом, в Ясной поляне были бы два музея: живая община и дом.
Однако такой толстовский рай вряд ли бы удалось осуществить, поэтому в итоге сосредоточились на идее создания музея-заповедника. Проект, который разрабатывала Александра Львовна, практически без изменений и лег в основу декрета.
10 июня 1921 года ее вызвали на заседание Президиума ВЦИК.
«В небольшой комнате, за длинным, покрытым красным сукном столом сидят человек пятнадцать, – описывала Толстая. – На председательском месте Калинин. Накурено. Пустые стаканы с окурками и табачной золой на блюдцах.
Дело о Ясной Поляне, насколько помню, шло четырнадцатым. Сажусь у стены и жду. Дела решаются с молниеносной быстротой, на каждое тратится не больше трех-четырех минут.
«Наверное, дело о Ясной Поляне так быстро не решится»,— думаю я, волнуясь и готовясь к бою. Но напрасно.
Проект декрета излагается сжато и толково. Задаются два-три вопроса. Один из членов Президиума предлагает в пункте третьем, где говорится о назначении комиссара Ясной Поляны, заменить слово комиссар — хранителем.
— Это больше подходит к Ясной Поляне,— соглашается Калинин».
(фото: в начале 1-й мировой войны А. Л. окончила курсы сестер милосердия и ушла добровольно на фронт)
Барыни привередливые
Хозяйство при музее-усадьбе Ясная Поляна по распоряжению ВЦИКа должно было стать показательным как для крестьян, так и для туристов, а весь доход с него идти на содержание музея-усадьбы. Однако для местных властей, по мнению Александры Львовны, ее обитатели по-прежнему оставались ненавистными буржуями. «Они завидовали нам и жаждали нас уничтожить. Чем лучше шло наше дело, тем больше они злились».
Итогом этого противостояния стала достаточно гадкая статья в областной газете «Коммунар» в июне 1924 года, да еще подписанная главным партийным историком Тулы Николаем Добротвором. Александра Львовна, рассказывая о последующих событиях, говорит почти о такой же публикации в «Правде», которая, по-видимому, продолжила разоблачения тульских товарищей.
«Тихо, как прежде. Пруды затянуло тиной. Много зелени. Около самого имения проведенная, но недоделанная шоссейная дорога. Она говорит каждому, проходящему около нее, о запущении, о прошлом, о старом.
Это – Ясная Поляна.
При входе библиотека-читальня. Она помещается в бывшей сторожке, в комнате, где человек пять могут с трудом поместиться. Не нашлось места в домах Толстого, в бывшем его имении. Там живут Толстые и вместе с ними, куда уж там библиотеке и читальне.
Последняя существует здесь только для отвода глаз Наркомпроса, как и многое другое, вернее – все.
Встречаются с А. Л. Толстой – теперь хранительницей музея Толстого – местные крестьяне.
Кланяются.
– Здравствуйте, ваше сиятельство.
Подходит седой, как лунь, крестьянин.
– Ваше превосходительство, что за беззакония допускаются у нас. Мы всей деревней ваш сад огораживали, когда время было трудное. Ваш садовник ничего не делал, только мы работали, а теперь вы сдали сад мироеду Ганчеву. Таких правов теперь нет, ваше превосходительство.
Заместитель хранителя музея, зам председателя сельскохозяйственной артели, заведующий опытной школой здесь некто Хмелинин, ни бе ни ме не понимающий в сельском хозяйстве и педагогике, бывший белогвардейский офицер и по натуре – самый настоящий крепостник.
Да разве он один такой из угнездившихся вокруг дома Толстого?
Как живут Толстые?
Да так же, как прежде жили все князья и графы.
При музее числятся сторожа, но работа заключается в том, что они ставят самовары, колют дрова, вообще услуживают живущим в барском флигеле.
Их много там, во флигеле. Частые гости.
Музейные уборщицы работают в качестве горничных, нянек и т.д., ухаживают за всеми этими господами.
Эти господа Толстые любят попить и поесть. Любят устраивать вечера. Бывали случаи, когда за ночь измученной прислуге приходилось ставить по шести самоваров. Барыни привередливые.
Но самое интересное в Ясной Поляне – это сельскохозяйственная артель и опытно-педагогическая станция. Артель состоит из паразитов Толстых и их присных и тех, кто действительно работает, а именно многочисленной господской прислуги, числящейся на службе в музее.
То, что в артели работает наемная сила, это ничего, это так и должно быть, это, видно, по мнению хранительницы заветов Толстого, его дочери Александры Львовны, согласуется со взглядами Льва Николаевича.
…Интересны дела со школой. То, что и как преподают – удивительно. Учителями ведется дневник, где заносятся события дня. Описания революционных праздников вы там не встретите. Даже смерть т. Ленина не отмечена».
Ну и так далее, там много еще в этом роде.
Со слов Александры Львовны можно предположить, что инициатором разоблачений стал «безобидный тупой человек» по фамилии Толкач, которого уволили за то, что несколько раз обнаружили недостачу на том складе, где он заведовал. И то не на улицу, а переместили на должность сторожа музея. В публикации «Правды» было еще об оргиях с вином по ночам, о том, что сторожей музея заставляют прислуживать себе, не давая им спать до утра, и так далее.
Пошли проверки. Незнакомые люди ходили по всей Ясной Полине, разговаривали подолгу с рабочими, со сторожами музея, с детьми в школе. По ночам демонстративно проходили под окнами, ругая хозяев и сквернословя. «Я знала, что каждое неосторожное слово раздуют, разнесут,
донесут куда следует, и тогда все пропало. Откуда взялась у меня такая выдержка, я и сама не знаю».
Наконец приехала ревизия из ВЦИКа. Вызвали того самого Толкача, других свидетелей. Спросили Толстую о получаемом пайке в артели. Она показала им в ответ протокол общего собрания, в котором указывалось, что А. Л. отказывается от артельного пайка, так как все свободное время должна посвящать работе в музее и школе.
«– А позвольте вас спросить, Александра Львовна,— обратился ко мне член ВЦИКа Пахомов, – была у вас вечеринка, когда вы пили вино и веселились до утра?
– Да, была. Это было 23 апреля, в день моих именин.
– Сколько было выпито вина?
– Две бутылки портвейна.
– Сколько было человек?
– Больше тридцати.
Члены ВЦИКа переглянулись.
– Товарищ Толкач, что, товарищ Толстая говорит правду или нет?
– Должно быть, правду.
– Товарищ Толстая, был ли такой случай, чтобы вы заставляли сторожей вам прислуживать и ночью заставляли ставить самовары? Товарищ Толкач ставил вам ночью самовар?
– Ставил. Толкач был дежурным. Я пригласила его выпить с нами чаю, он охотно присоединился к нам, пел с нами песни, пил чай. В два часа ночи мой заместитель, увидев, что самовар опустел, взял его и понес в кухню ставить, но Толкач вскочил, вырвал у него из рук самовар и пошел ставить его сам.
– Товарищ Толкач, так это все было, как рассказывает нам гражданка Толстая?
– Стало быть, так».
Ну и дальше в таком же духе.
Через десять лет в «Коммунаре» об этом случае тоже вспомнили, витиевато описав его так: «Летом 1924 года, когда возник спор о формах управления Ясной Поляной, губком потребовал от администрации теснее контактировать с губисполкомом, советоваться в затруднительных случаях, периодически информировать партийные и советские организации о положении в музее».
Одна из дочерей
Но процесс уже было не остановить.
«Помню, у нас в Ясной Поляне была конференция районного учительства. Я открыла собрание, первым попросил слово секретарь райкома Панов.
– Товарищи! – крикливым голосом привычного советского оратора начал он. – Здесь наблюдается весьма печальное явление. В то время как советская власть организует собрания, то есть всякие там конференции для помощи и просвещения нашего, так сказать, учительства, учительство не оценивает, товарищи! Я должен констатировать печальное явление. Одна из наших учительниц,— и он назвал фамилию, – так сказать, отсутствует. Товарищи! Мы должны в корне пресечь…
– Ребенок у нее умирает, – послышался робкий голос из задних рядов.
– Безразлично, товарищи! Дело это касается, так сказать, советского строительства и для всякого сознательного товарища должно стоять на первом месте. Я предлагаю, товарищи, выразить товарищу учительнице порицание и сделать ей, так сказать, первое предупреждение.
Районное учительство, при горячей поддержке всех яснополянцев, отвергло это предложение, но я не сомневаюсь, что наше заступничество не помешало председателю райисполкома сорвать злобу на несчастной женщине».
Ее последним сражением с новой властью стали предшествовавшие столетнему юбилею отца события. Сначала появилось письмо некоего «Деревенского» в том же «Коммунаре» 28 марта 1928 года. В ней Толстой досталось за то, что она не разрешила проведение митинга жителей деревни Телятинки в помещении опытной станции к десятилетию Красной Армии, мотивируя это тем, что Лев Николаевич был против всяких войн и армий. «Деревенский» посчитал, что А. Л. «просто закапризничала».
«Трудящиеся Советского Союза умеют ценить и ценят лучше, чем буржуазия, великие заслуги Л. Н. Толстого. Одним из доказательств этого служит подготовка к приближающемуся столетнему юбилею со дня рождения великого писателя. Но проповедовать идею «непротивления злу» мы вовсе не собираемся. Это для нас значило бы загубить все дело раскрепощения трудящихся».
Инспектор губоно тут же информировал губполитпросвет, что Александра Львовна считает недопустимым проведение дня юбилея в нардоме по той причине, что он имени Ленина, а школа же – имени Толстого. И вообще «у Толстой ярко выражено сомнение в положительной роли комсомола, боязнь комсомольцев, начинающих проводить в школе свое влияние. Вы учите их кривить душой».
7 июля 1928 г. из Москвы пришло письмо заведующему тульскому губоно, в котором его настоятельно просили поумерить пыл. По крайней мере пока. Наркомпрос считал, что «большой такт» Александры Львовны, ее умение ориентироваться в окружающем и «считаться с нашими требованиями» позволяют использовать ее на руководящей работе. В связи с чем недавно Толстую убедили забрать назад свое заявление об отставке в связи с создавшимся на месте положением.
Зам наркома по просвещению Яковлева просила добиться, чтобы Толстую не дергали, не контролировали беспрерывно ее действия и брали их под подозрение, не требовали того, «что ей, как дочери Толстого, делать трудно. В частности, мы не можем требовать от нее, чтобы она активно проводила военизацию учащихся или антирелигиозную пропаганду. Мы фактически добились с ней такой договоренности, когда она и учреждение, не выступают зачинщиками в этих вопросах, в то же время не препятствуют проведению нужных нам по этому направлению мероприятий среди школьников через другие организации Ясной Поляны, как народный дом, комсомол, пионердвижение».
И дальше, наверное, ключевая фраза: «Мы сознательно пошли на это, чтобы не создавать почвы для конфликтов с А. Л., которые сейчас особенно нежелательны». Понятное дело, в канун юбилея зеркала русской революции было бы уж совсем ни к чему демонстративно третировать его дочь.
(фото: на яснополянской школе теперь есть доска в память о ее первом директоре)
Но в 1929 году Александра Львовна навсегда покинула Советский Союз, уехав в Японию для чтения лекций об отце. Ничего, кроме необходимых рукописей, книг и конспекта лекций, ей взять с собой не разрешили. Через два года она отказалась от советского гражданства, мотивируя это тем, что все толстовские учреждения, в том числе и музей-усадьба «Ясная Поляна», используются советскими властями в антирелигиозной пропаганде, противоречащей сути учения ее отца. После этого книжки о Толстом в Советском Союзе стали вычитываться особенно строго. Если в истории об уходе Л. Н. из Ясной Поляны Александра еще присутствовала, то в рассказе обо всех последующих событиях – категорически нет. Вот, например, образец такой казуистики. «Следует сказать, что немалый конкретный вклад в дело создания музея на яснополянской земле внесли тогда члены Просветительского общества «Ясная Поляна», так и родственники Толстого и прежде всего одна из дочерей писателя, являвшаяся и первым «комиссаром-хранителем Ясной поляны», о чем свидетельствуют документы в тульском архиве». Это, между прочим, публикация в «Коммунаре» второго года перестройки и гласности, в июне 1987 года.
«Одна из дочерей писателя» Александра Львовна Толстая прожила долгую жизнь. Она умерла 26 сентября 1979 года в возрасте 95 лет.
Лев Толстой на коне в Ясной Поляне от Анонима / Государственный музей Усадьба Толстого Ясная Поляна / 1908 / Фотография / Россия / Жанр Stock Photo 4266-16849: Superstock
Superstock предлагает миллионы фотографий, видео и стоковых ресурсов для креативщиков со всего мира. Это изображение Льва Толстого на коне в Ясной Поляне, сделанное анонимом / Государственный музей Усадьба Толстого Ясная Поляна / 1908 / Фотография / Россия / Жанр А.Burkatovski / Fine Art Images доступна для лицензирования сегодня.
Детали
Номер изображения: 4266-16849
Права управляемого
Кредит: А. Буркатовски / Fine Art Images
Разрешение модели: Номер
Разрешение собственности: Нет
Детали: 3543 x 2894px | 11.81 x 9,65 дюйма | 30,76 МБ | 300 точек на дюйм
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ EASY RM
250 долларов США
Издательское дело / образование
400 долл. США
Прямой маркетинг — внутреннее использование
$ 1600
Продлить лицензию
Для индивидуальных тарифных планов со скидкой, без водяных знаков или пакетов изображений для частных лиц или корпораций нажмите кнопку
НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ниже.
В поисках материалов для подписки посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .
Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?
Ключевые слова
Пожалуйста, свяжитесь с
Продажи и исследования SuperStock
Электронная почта: yourfriends @ superstock.com
Телефон: 1-866-236-0087
[Ясная Поляна, Россия. 1960: туристы у вяза, «деревце бедняков»]
Подробнее об авторских правах и других ограничениях
Для получения рекомендаций по составлению полных цитат обратитесь к Ссылаясь на первоисточники.
- Консультации по правам : Статус прав не оценивается.Для получения общей информации см. «Авторские права и другие ограничения …» https://www.loc.gov/rr/print/195_copr.html.
- Номер репродукции : LC-USZ62-42189 (ч / б пленка, копия негр.)
- Телефонный номер : ЛОТ 9253 [товар] [P&P]
- Консультации по доступу : —
Получение копий
Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно.(Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов вне Библиотеке Конгресса США по соображениям прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги копирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность.Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается с LC-DIG …, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства публикационных целей.
- Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше: Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет
составлен из источника, указанного в скобках после номера.
Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала цвет или оттенок (при условии, что они есть на оригинале), обычно вы можете приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.
- Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования.Укажите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию о звонках в Распечатках. и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение) доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Товар оцифрован? (Уменьшенное (маленькое) изображение будет видно слева.)
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
В качестве меры по сохранности мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, товар не оцифрован. Перейдите к # 2.
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
Указывают ли вышеприведенные поля с рекомендациями по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат, типа микрофильмов или копий?
- Да, существует еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
- Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к # 3.
- Если вы не видите миниатюру или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка. Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем. Справочный персонал может посоветуют вам как заполнить квитанцию о звонках, так и когда товар может быть подан.
Чтобы связаться со справочным персоналом в Зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашей Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал с 8:30 до 5:00 по телефону 202-707-6394 и нажмите 3.
Усадьба Ясная Поляна Описание и фото — Крым: Гаспра
Усадьба Ясная Поляна Описание и фото — Крым: Гаспра. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
Усадьба Ясная Поляна в Гаспре — одна из старейших построек такого типа на Южном берегу Крыма. До наших дней сохранился особняк с двумя восьмигранными башнями и стрельчатыми окнами.
Замок Гасприн из серого камня с огромными зубчатыми башнями, увитыми вечнозеленым плющом, был построен в стиле мистических средневековых построек по проекту архитектора Ф. Эльсона. По мнению экспертов, усадьба Ясная Поляна была самой первой и одновременно самой крупной помещичьей усадьбой в Крыму.Также она была самым стройным и солидным творением крымской «готической» усадьбы среди корейизских скал.
Усадьба принадлежала крупнейшему олигарху России князю А.Н. Голицына и был назван «романтической Александрией» в честь царя Александра I. Строительством дома руководил английский архитектор В. Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца.
Дворец князя Голицына был достроен к осени 1833 года. Обустройство усадьбы завершилось планировкой английского парка.Он начался в 1835 году и продолжался до 40-х годов. Парк разбил известный садовник Воронцовского дворца Карл Кебах, после чего его сменил Людвиг Кремер.
После смерти князя А. Голицына имение на короткое время перешло в собственность князя Николая Николаевича — старшего. Затем имение перешло во владение графини Паниной, которая проживала здесь в 1901–1902 годах. Русский писатель Л. Толстой. Это был роскошный, хорошо оборудованный дом.
В первые годы Советской власти в замке располагался санаторий для ученых.Открытие здравницы с диковинным названием — санаторий Центральной комиссии по улучшению жизни ученых «Гаспра» состоялось в июне 1922 года. Название «Ясная поляна» было присвоено учреждению в 1947 году в честь Родовое имение Л. Толстых под Тулой. Сегодня в этом удивительном дворце находится санаторий «Ясная поляна» — самый первый санаторий на Южном берегу Крыма.
Яркие пейзажи, великолепный парк, уникальный лечебный климат, чистейший морской воздух делают это место одним из самых любимых мест отдыха людей.
— самый первый санаторий на Южном берегу Крыма.Яркие пейзажи, великолепный парк, уникальный лечебный климат, чистейший морской воздух делают это место одним из самых любимых мест отдыха людей.
— самый первый санаторий на Южном берегу Крыма.Яркие пейзажи, великолепный парк, уникальный лечебный климат, чистейший морской воздух делают это место одним из самых любимых мест отдыха людей.
Также рекомендуем ознакомиться с описанием и фото крепости Паламиди — Греция: Нафплион
Тема: Усадьба Ясная Поляна Описание и фото — Крым: Гаспра .
Толстой в Ясной Поляне: его жизнь и творчество в заколдованном мире его имения: 9780060391317: Чут, Патриция: Книги
Из библиотечного журнала
Среди последних книг о Толстом — А. Амбициозная биография Уилсона «Толстой» (LJ 8/88) и роман Джея Парини о смерти писателя «Последняя станция» (LJ 6/15/90). Что добавляет эта короткая и свежая книга? Немного. У Шут есть интересная идея сосредоточить свою книгу вокруг жизни Толстого в его унаследованном имении недалеко от Тулы (ныне музей), но в исполнении ее биография предлагает несколько новых взглядов на печальную историю гения, расходящегося с самим собой и окружающими.Она полагается на более старые источники, доступные в переводе, и некоторые из ее упрощенных набросков современной сцены заставят историков вздрогнуть. Вкрапления фотографий Ясной Поляны и многодетной семьи Толстых добавляют много к веселому, но небрежному тексту «Чута».
-Mary F. Zirin, Altadena, Cal.
Авторское право, 1991 г., Reed Business Information, Inc.
от Kirkus Отзывы
Приятная Толстояна, сосредоточенная вокруг жизни великого человека в его великом имении; автор романов «Музыка Евы» (1983) и Кастин (1986).У Шута нет ни единого нового представления о философии, жизни или творчестве Толстого, и все же фигура графа-ренегата создает убедительную историю — отличительной чертой этой книги, должно быть, являются ее 56 черно-белых фотографий (некоторые из них были просмотрены). Толстой, младший сын в семье, унаследовал родовое имение по российским законам, и в рассказе Чуте явно прослеживаются небесные качества Ясной Поляны. Помимо некоторых ранних поездок в Европу и первых лет своей карьеры лейтенанта артиллерии на Кавказе, Толстой большую часть своей жизни провел в своем имении и оттуда стал державой, соперничающей с царем.В России, как сообщает Чут, « меридиан моральной силы, как сказал один из сторонников, прошел прямо через его гостиную ». После Войны и мира и на полпути через Анну Каренину он впал в духовное обращение, которое заставило его отрицать свои собственные романы. ; постепенно он решил все раздать. Но его жена Соня сдержалась, заставив его передать свои великие романы ей и семье. Остальная часть его жизни была битвой с Соней, поскольку он боролся с различными ложными богами и бюрократией. Он умер на деревенском вокзале в полете из Сони при участии мировой прессы.Нетребовательная еда, но подходящая для молодежи и старших, желающих заглянуть в более личное царство Толстого. — Авторское право © 1991, Kirkus Associates, LP. Все права защищены.
Воскресенье, 3 октябряНовые события
Chess News | | Поиск игроков и совпадений на понятном языке; е.грамм. «АНАНД» или «ФИШЕР-СПАССКИЙ ’72»
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСКГод — это = точно <= не позднее> = не менее например, 1905 Игрок Белый черный является AdamsAdhibanAdorjanAkobianAkopianAlekhineAleksandrovAlekseenkoAlekseevAlmasiAminAmonatovAnandAnderssenAnderssonAndreikinAnton GuijarroAreshchenkoAronianArtemievAvrukhAzarovAzmaiparashviliBachmannBacrotBaklanBalashovBaloghBareevBartelBatista, BruzonBauerBeliavskyBenjaminBenkoBerkesBlackburneBlatnyBogoljubovBologanBonelli, IturrizagaBotvinnikBronsteinBrowneBu XiangzhiCapablancaCarlsenCaruanaChandaChandlerChao, LiCheparinovChiburdanidzeChigorinChristiansenCoriCramlingDayde FirmianDelchevDemchenkoDonchenkoDonner, J HDreevDubovDudaDzagnidzeEdouardEfimenkoEhlvestEljanovEpishinErdosEsipenkoEuweFedorchukFedorovFedorowiczFedoseevFellerFierFilipFineFirouzjaFischerFlohrFressinetFridmanFtacnikGajewskiGangulyGareyevGashimovGelfandGellerGeorgievGhaem MaghamiGheorghiuGiriGlekGligoricGrachevGrafGrandeliusGrischukGruenfeldGujrathi, V SGulkoGuninaGuptaGurevichGuseinovGustafssonGyimesiHabaHammer, J LHarikaHarikrishnaHebdenHertneckHodgson, J MHortHou YifanHowellHracekHuebnerInarkievIordachescuIpatovIstrat escuIvanchukIvanisevicIvkovIzoriaJakovenkoJanowskiJansaJianchao, ZhouJobavaJonesJumabayevJun, XuKacheishviliKaidanovKamskyKarjakinKarpovKasimdzhanovKasparovKavalekKazhgaleyevKeeneKeresKhairullinKhalifmanKharlovKhenkinKhismatullinKholmovKobaliaKokarevKorchnoiKorneevKorobovKosteniukKotroniasKovalenkoKovalevKozulKramnikKrasenkowKravtsivKryvoruchkoKupreichikKurnosovKuzubovL’AmiLagardeLagnoLandaLarsenLaskerLastinLautierLaznickaLeitaoLekoLenicLiren, DingLjubojevicLupulescuLysyjMaciejaMaghsoodlooMalakhatkoMalakhovMamedovMamedyarovMarecoMarkusMarshallMatlakovMatulovicMchedlishviliMcShaneMeckingMeierMelkumyanMilesMilovMiroshnichenkoMitonMoiseenkoMorozevichMorphyMotylevMovsesianMuzychukNabatyNaiditschNajdorfNajerNakamuraNavaraNegiNepomniachtchiNi HuaNielsen, Р HNijboerNikolicNimzowitschNisipeanuNNNunnNybackNyzhnykOnischukOparinPachmanPaehtzPaoliParavyanParligrasPashikianPaulsenPavasovicPerez, DominguezPetrosianPetrosian, Т LPhilidorPiketPillsburyPiorunPlachetkaPolgarPolgar, ZsofiaPolgar, ZsuzsaP olugaevskyPonomariovPopov, IvanPortischPostnyPotkinPredkePredojevicPsakhisQuang Лием, LeQuesada PerezR Салех SalemRadjabovRaggerRakhmanovRapportRazuvaevReeReshevskyRetiRiazantsevRibliRobsonRodshteinRoizRomanishinRomanovRozentalisRubinsteinRublevskySadlerSaemischSafarliSakaevSalgado LopezSalovSaranaSargissianSaricSasikiranSavchenkoSavonSaxSchlechterSchmidtSeirawanSethuraman, S PSevianShabalovShanklandShimanovShirovShortShulmanSjugirovSmeetsSmejkalSmirinSmyslovSoSockoSokolovSpasskySpeelmanSpielmannSpraggettStauntonStefanovaStefanssonSteinSteinerSteinitzStocekSubaSutovskySvidlerSwierczSzaboTaimanovTalTarraschTartakowerTeichmannTimmanTimofeevTimoshchenkoTiviakovTkachievTomashevskyTopalovTorreTregubovTruongson Нгуен, NgocTseshkovskyTukmakovTurovUhlmannVachier-LagraveVaganianVallejo PonsVan дер Wielvan ForeestVan KampenVan WelyVasiukovVelimirovicVepkhvishviliVescoviVidmarVitiugovVolkovVolokitinWang HaoWang YueWenjun, JuWilliamsWojtaszekXiongYangyi, YuYeYermolinskyYi, WeiYudasinYusupovZhang, ЖонгЖигалкоЗукертортЗунига, ГрандаЗвягинцев более длинный список или (Справочник)Противник AdamsAdhibanAdorjanAkobianAkopianAlekhineAleksandrovAlekseenkoAlekseevAlmasiAminAmonatovAnandAnderssenAnderssonAndreikinAnton GuijarroAreshchenkoAronianArtemievAvrukhAzarovAzmaiparashviliBachmannBacrotBaklanBalashovBaloghBareevBartelBatista, BruzonBauerBeliavskyBenjaminBenkoBerkesBlackburneBlatnyBogoljubovBologanBonelli, IturrizagaBotvinnikBronsteinBrowneBu XiangzhiCapablancaCarlsenCaruanaChandaChandlerChao, LiCheparinovChiburdanidzeChigorinChristiansenCoriCramlingDayde FirmianDelchevDemchenkoDonchenkoDonner, J HDreevDubovDudaDzagnidzeEdouardEfimenkoEhlvestEljanovEpishinErdosEsipenkoEuweFedorchukFedorovFedorowiczFedoseevFellerFierFilipFineFirouzjaFischerFlohrFressinetFridmanFtacnikGajewskiGangulyGareyevGashimovGelfandGellerGeorgievGhaem MaghamiGheorghiuGiriGlekGligoricGrachevGrafGrandeliusGrischukGruenfeldGujrathi, V SGulkoGuninaGuptaGurevichGuseinovGustafssonGyimesiHabaHammer, J LHarikaHarikrishnaHebdenHertneckHodgson, J MHortHou YifanHowellHracekHuebnerInarkievIordachescuIpatovIstrat escuIvanchukIvanisevicIvkovIzoriaJakovenkoJanowskiJansaJianchao, ZhouJobavaJonesJumabayevJun, XuKacheishviliKaidanovKamskyKarjakinKarpovKasimdzhanovKasparovKavalekKazhgaleyevKeeneKeresKhairullinKhalifmanKharlovKhenkinKhismatullinKholmovKobaliaKokarevKorchnoiKorneevKorobovKosteniukKotroniasKovalenkoKovalevKozulKramnikKrasenkowKravtsivKryvoruchkoKupreichikKurnosovKuzubovL’AmiLagardeLagnoLandaLarsenLaskerLastinLautierLaznickaLeitaoLekoLenicLiren, DingLjubojevicLupulescuLysyjMaciejaMaghsoodlooMalakhatkoMalakhovMamedovMamedyarovMarecoMarkusMarshallMatlakovMatulovicMchedlishviliMcShaneMeckingMeierMelkumyanMilesMilovMiroshnichenkoMitonMoiseenkoMorozevichMorphyMotylevMovsesianMuzychukNabatyNaiditschNajdorfNajerNakamuraNavaraNegiNepomniachtchiNi HuaNielsen, Р HNijboerNikolicNimzowitschNisipeanuNNNunnNybackNyzhnykOnischukOparinPachmanPaehtzPaoliParavyanParligrasPashikianPaulsenPavasovicPerez, DominguezPetrosianPetrosian, Т LPhilidorPiketPillsburyPiorunPlachetkaPolgarPolgar, ZsofiaPolgar, ZsuzsaP olugaevskyPonomariovPopov, IvanPortischPostnyPotkinPredkePredojevicPsakhisQuang Лием, LeQuesada PerezR Салех SalemRadjabovRaggerRakhmanovRapportRazuvaevReeReshevskyRetiRiazantsevRibliRobsonRodshteinRoizRomanishinRomanovRozentalisRubinsteinRublevskySadlerSaemischSafarliSakaevSalgado LopezSalovSaranaSargissianSaricSasikiranSavchenkoSavonSaxSchlechterSchmidtSeirawanSethuraman, S PSevianShabalovShanklandShimanovShirovShortShulmanSjugirovSmeetsSmejkalSmirinSmyslovSoSockoSokolovSpasskySpeelmanSpielmannSpraggettStauntonStefanovaStefanssonSteinSteinerSteinitzStocekSubaSutovskySvidlerSwierczSzaboTaimanovTalTarraschTartakowerTeichmannTimmanTimofeevTimoshchenkoTiviakovTkachievTomashevskyTopalovTorreTregubovTruongson Нгуен, NgocTseshkovskyTukmakovTurovUhlmannVachier-LagraveVaganianVallejo PonsVan дер Wielvan ForeestVan KampenVan WelyVasiukovVelimirovicVepkhvishviliVescoviVidmarVitiugovVolkovVolokitinWang HaoWang YueWenjun, JuWilliamsWojtaszekXiongYangyi, YuYeYermolinskyYi, WeiYudasinYusupovZhang, ЧжунЖигалкоЗукертортЗунига, ГрандаЗвягинцев более длинный список или Количество ходов есть = точно <= не более> = не менее Открытие ——- 1 Игра в пешку e4KingBishop’s OpeningФилидорВена СкотчДва рыцаряТри рыцаряЧетыре рыцаряСкандинавскаяЦентральная играДжоко Фортепиано- Эванс ГамбитКорольская атакаАлехинРобачПирсМодернПетровКоролевский гамбит-таргетинг- Дракон- Принято- Обмена- Дракон- Принято- Клавишный- Дракон- Принято- Дракон- Принято- Клавишный- Дракон- Принято- Дракон- Принято- Дракон- Принято- Kings — Тайманов- Рихтер-Раузер- Схевенинген- Найдорф- Закрыто- Алапин ——- 1 d4 Игра пешкой королевыТорре-атакаКаталан, голландская защита- Стаунтон-гамбитБого-индеец, Будапешт, гамбит, старый Бенони, современный Бенони-гамбит, Бенко, индийский гамбит, Грюнфельд, Квитин, индийский гамбит, Грюнфельд, Квартал — Альбин Контр- Чигорин- Тарраш- Полутарраш- Славянин- Полуславяне- Православный ——- 1 c4 и другие Результат равен Белые побеждаютЧерные побеждают 1-й игрок побеждает 1-й проигрываетНе ничья О наших головоломкахНОВЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ: начало работыChessgames, основанная на обширной базе данных исторических шахматных партий в сочетании с дискуссионными форумами.com — это первое и главное шахматное сообщество в Интернете, в котором поощряются к участию игроки любого уровня подготовки. От новичков до гроссмейстеров, все участники могут учиться у более сильных игроков, направляя тех, кто менее опытен. Зарегистрируйтесь сейчас. Это быстро, бесплатно и анонимно. Это позволит вам «кибить» на наших дискуссионных форумах, создавать коллекции игр и использовать другие мощные функции. Для поиска в нашей шахматной базе данных заполните одно или несколько полей в форме. выше и нажмите Find Chess Games! Пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы прочитать страницу справки. Что нового
Зарегистрируйтесь сегодня!Перейти на нашу страницу регистрации и получите бесплатный аккаунт сегодня: вы сможете публиковать сообщения («кибитзинг»), запускайте коллекции игр, участвуйте в наших регулярных конкурсах и многое другое! Горячие Игры
Пример поиска | |
Последние посетители: Jgl47Penrose , akira82 , acejayem , сливник , Caparlsen , oleander8 , Leka15 , soldal hy, bolchnoi bolchnoi Vasilis64 , Charlesirric , Denizse10b , tommya98 , Andromeda3 , планка , PhilFeeley , Stonehenge , gilbav , 9069 PM , , woldsmandriffield , Knightmare07 , AylerKupp , ADRIANO NUNES RAMOS , sjunto , Jeffreyeveld , stevemcd87 , , Колда Находский , MKD , morp hynoman2 , pbjxyz47 , Ryantunis86 , Phony Benoni , Granny O Doul , DireWolf56 , timanosbor , N.ИЗ. NAJDORF , Fischerfriend , arioladods , mcten , AkiraSora , Guilliames10a , BSREDDY14 , Archplayer , BSREDDY14 , Archplayer , brasakof 9069, 9069AN 9069AN 9069AN 9069AN, 9069AN 9069AN 9069AN 9069AN 9069 , ganstaman , bobab , SethKlarman , LewisKing , bjamin74 , sdavidovitch , Clement Fraud , acgs , Цитата дня
Особенности |
Fujifilm [Global]
О Fujifilm
Дата основания
1934
Estabilshed
Операционная прибыль
1,337.8 * 1
(2192,5 * 3 )
миллиардов йен
Сотрудников
37,151 * 2
(73 275 * 4 )
По состоянию на 31 марта 2021 г.
Сфера деятельности
Здравоохранение
Как комплексная медицинская компания, мы развиваем широкий спектр предприятий в трех областях: «Профилактика», «Диагностика» и «Лечение».
подробнееМатериалы
Мы работаем над экологическими проблемами, такими как содействие вторичному использованию ресурсов и реагирование на изменение климата путем повышения эффективности производства и продвижения ИКТ в обществе.
подробнееИзображения
Мы придаем форму разнообразным воспоминаниям и событиям с помощью фильмов и фотографий и вносим свой вклад в обогащение эмоциональной жизни и укрепление человеческих связей.
подробнее* 1 Этот показатель представляет выручку сегментов «Решения для обработки изображений» и «Решения для здравоохранения и материалов» корпорации FUJIFILM Holdings за финансовый год, закончившийся 31 марта 2021 г.