Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма
Фрэнк Гери — автор всего самого смелого в современной архитектуре, лауреат Притцеровской премии. Он строит здания, к которым водят экскурсии, проектирует картонную мебель, не пользуется компьютерными программами, считает рыбу образом совершенства, а критикам показывает средний палец.
В статье вы прочитаете биографию Фрэнка Гери и интересные факты о нём. Познакомитесь с его работами и узнаете, почему клиенты архитектора подавали на него в суд.
Портрет Фрэнка ГериСтановление архитектора
Фрэнк Гери родился в канадской столице Торонто 28 февраля 1929 года. Его настоящее имя — Эфраим Оуэн Гольдберг. Позднее, первая жена архитектора настояла на смене имени из-за нападок антисемитов.
В детстве Гери проводит много времени в хозяйственном магазине отца. В подсобках магазинчика вырастают целые города и здания из всего, что попадается под руку будущему архитектору. Главными элементами построек, как сейчас, так и тогда, становятся металлические детали.
В 17 лет Фрэнк переезжает в Лос-Анджелес и задумывается о профессии. После окончания колледжа он поступает в Школу архитектуры и начинает работать в компании Виктора Груэна (Victor Gruen). Груэн проектировал первые здания супермаркетов и торговых центров, которые стали зачатками американской культуры потребления.
К 30 годам Гери поступает в Гарвардский университет, который заканчивает со второго раза. После нескольких лет работы на разные фирмы Фрэнк едет в Париж. Он реставрирует французские церкви, а в свободное время изучает работы Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Бальтазара Неймана (Balthasar Neumann).
Через 3 года напитанный знаниями и энтузиазмом Гери возвращается в Лос-Анджелес и открывает студию Frank O. Gehry and Associates. Он проектирует магазины и торговые центры в стиле Груэна. Через несколько лет архитектор берёт передышку и неожиданно для всех начинает заниматься дизайном мебели.
В течение 4 лет Фрэнк проектирует мебель из гофрокартона. Необычный материал и дизайн производят фурор. Мебель продаётся за 730 долларов при себестоимости 7 долларов. Такой успех воодушевляет архитектора, и он возвращается к архитектуре в поисках своего стиля.
Все деньги, заработанные на мебели, Гери тратит на реконструкцию своего дома. Архитектор превращает его в «авангардное безумие». Стандартный дом обрастает пристройками неправильной формы из металлических сеток, волнистого стеклопластика и множества реек, а крышу дополняет стеклянный купол. Соседи архитектора пугаются понижения цен на свою недвижимость из-за соседства с таким строением. После долгих споров большинство соседей продают свои дома и переезжают. Такой исход Фрэнк прокомментировал как удачное завершение конфликта.
В это же время Гери знакомится с поп-арт художниками Робертом Раушенбергом (Robert Rauschenberg), Класом Ольденбургом (Claes Oldenburg) и Джаспером Джонсоном (Jasper Johns). Общаясь с ними, Гери начинает по-другому воспринимать эстетику, освобождается от штампов классицизма и рационализма. Он находит свой стиль и готов делиться им с миром.
В 49 лет Фрэнк заявляет о себе: «Я — архитектор!», выигрывает конкурс на строительство юридической школы в Лос-Анджелесе, начинает преподавать в Йельском и Гарвардском университетах и, наконец, привлекает к себе международный интерес.
Архитектор начинает строить по всему миру, менять одним зданием атмосферу целого города. При этом его творческий путь лёгким не назовёшь: несмотря на множество наград, его проекты не перестают критиковать и по сей день.
Лучшие проекты Фрэнка Гери
Постройки Гери наиболее узнаваемы среди всех архитекторов современности: изогнутые здания с искажёнными металлическими поверхностями и ломаными линиями. Не пытайтесь найти соотношение между видом здания и тем, что находится внутри. Генри нарочно рвёт связи между объектом и его смыслом, считая, что архитектура — это прежде всего искусство и самовыражение.
Музей дизайна в Вайль-на-Рейне, Германия
Первый архитектурный проект за пределами США. Здание сразу обращает на себя внимание: кажется, что какой-то гигант выронил оригами посреди поля. Взгляд приковывают ломаные поверхности стен и крыши, спираль лестницы и белоснежная отделка. За способность Гери так играть с плоскостями и формами его прозвали «королём контрапункта».
Скульптура над Олимпийским павильоном в Барселоне, Испания
Архитектор спроектировал скульптуру специально для Олимпийских игр в Барселоне, которая была установлена сверху Олимпийского павильона. Для того чтобы монумент блестел и переливался, в роли главного материала Гери использовал позолоченную сталь.
Многие думают, что архитектор изобразил либо птицу, либо футуристический космический корабль. На самом деле, Гери спроектировал свою любимую рыбу — карпа.
Художественный музей в Миннеаполисе, США
Архитектор, проектируя музей, впервые активно использовал металл. Вся облицовка здания выполнена из стальной плитки.
Через 18 лет после окончания строительства Гери разработал проект по расширению музея. Архитектура новых корпусов будет олицетворять путь развития Гери. Их формы станут спокойнее, а стиль близок к органической архитектуре.
«Танцующий дом» в Праге, Чехия
Гери и чешский архитектор Владо Милунич спроектировали здание, которое символизирует известную танцевальную пару того времени — Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Два деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлических сеток, стекла и бетона.Проект вызвал споры среди дизайнеров и критиков. Жители Праги требовали запретить строительство из-за сильного контраста с соседствующими домами 19 века. Несмотря на недовольство общественности, президент Чехии Вацлав Гавел лично одобрил проект.
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Музей признан самым зрелищным строением, а архитектор Филип Джонсон (Philip Johnson) назвал его величайшим зданием нашего времени. Не только громкие похвалы, но и длительные строительные эпопеи в жизни Гери начались именно с этого музея.
Компьютером архитектор не пользовался принципиально. При оцифровке картонной модели оказалось, что программа несовместима с принципами, заложенными Гери. Обычные компьютерные программы для архитекторов построены на прямоугольной сетке. Для того, чтобы нарушать «моральные принципы» архитектуры, Гери нуждался в софте нового уровня. Архитектор, поборов неприязнь к компьютерам, вместе со своей командой переписал программу, предназначенную для проектирования реактивных самолетов, которая не привязана к прямоугольной сетке. Это был важный шаг вперёд не только для Гери, но и для всего мира архитектуры.
После такой сложной и долгой «войны» с софтом, начались проблемы с материалами и их, неожиданно для Фрэнка, высокой стоимостью. В итоге изначальный бюджет превысился в несколько раз.
Многофункциональный комплекс в Дюссельдорфе, Германия
Изначально здание предлагали построить Захе Хадид, но вскоре её проект был отклонён по неизвестным причинам. Вместо Захи пригласили Фрэнка Гери.
Для отделки архитектор использовал нержавеющую сталь с зеркальным покрытием. Чтобы здание выглядело еще более эффектным, Гери перекрасил два соседствующих строения. Цвет дома слева он поменял на белый, а справа — на красный. После окончания строительства зданию присвоили статус символа города.
Музей музыки в Сиэтле, США
Проектируя музей, Гери вдохновлялся гитарами Джими Хендрикса, которые музыкант разбивал после каждого концерта. Поэтому облик здания так похож на нечто «разваливающееся».
Внутри помещения Гери воплотил мечту Хендрикса — музыкальную площадку 30 метров высотой с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Помещение получило название «Небесная церковь».
Центр облицован нержавеющей сталью и алюминием фиолетового, серебряного и золотого цветов.
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США
Вдова Диснея Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов на строительства зала. Был организован международный конкурс на лучший проект, в котором победил Гери.
Из-за нелюбви архитектора к компьютерным программам и проблемам с материалами строительство здания длилось 15 лет. Бюджет с запланированных 50 миллионов возрос до 170.
Сегодня критики согласны, что результат стоил стольких лет ожидания. Зал получился эффектным и отличается великолепной акустикой. Это довольно важная деталь, учитывая, что многие архитекторы считают проекты Фрэнка не функциональными.
Административный корпус завода «Новартис» в Базеле, Швейцария
Самый «стеклянный» проект архитектора. Здание состоит из 4-х полностью застеклённых фигур. Внутри пространства плавно переходят друг в друга. Единственные границы, которые отделяют офисные блоки, — стеклянные перегородки.
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США
Основатель центра Лу Руво захотел построить максимально необычное здание, чтобы привлечь внимание к проблемам медицины и получить достаточное финансирование. Для реализации идеи идеально подходил Фрэнк Гери.
Здание состоит из 2 корпусов. Первый похож на стопку книг и состоит из правильных форм и прямых линий. Второй создаёт впечатление неустойчивости и хрупкости.
Биологический музей в Панаме, Республика панама
Самый яркий проект архитектора. Разноцветная крыша символизирует разнообразие биологических видов. Фрэнк отметил, что это очень личный для него проект. Во-первых, его жена уроженка Панамы, и он чувствует тесную связь с этой страной. А во-вторых, Гери считает чрезвычайно важным пытаться сохранить биологическое разнообразие, которое скудеет с каждым годом.
Создавать концепцию музея архитектор начал еще в 1999 году, но из-за бюрократических и других проблем здание открылось только в 2014 году.
Башня Бикмена в Нью-Йорке, США
На волнообразный дизайн здания архитектора вдохновила драпировка мраморной скульптуры итальянца Джавонни Бернини. «Этот парень умел так красиво нагрузить форму складками ткани… Именно он вдохновил меня, когда я делал кожу здания».
Башня находится на 12 месте среди высочайших жилых строений мира. В 2011 году проект получил премию «Emporis Skyscraper Award» и был признан самым необычным зданием в Нью-Йорке.
Это не был бы проект Гери, если бы всё получилось так легко. Жители соседних домов жаловались: солнечные лучи отражаются от стальных панелей так, что в квартирах стоит невыносимая жара, а температура тротуара достигает 60 °C. В итоге строителям пришлось обработать наиболее отражающие стальные листы пескоструйным методом.
Музей Louis Vuitton в Париже, Франция
Здание украшают 12 стеклянных парусов общей площадью 13500 кв.м. Чтобы стеклянные поверхности соответствовали параметрам гибкости и кривизны, пришлось изготовить специальную печь.
Как и большинство зданий архитектора, музей строился долго и не без приключений. Гери каждый день вносил правки в проект до того момента, пока глава Louis Vuitton Бернар Арно не выдержал и заорал: «Стоп! Хватит!». Позже, экологи добивались запрета на строительство музея на территории старинного заповедника. На защиту Гери встала мэрия и конфликт с экологами утих.
Критика
Первые проекты архитектора не отличались практичностью. Владельцы зданий подавали в суд на Гери из-за появившихся плесени и трещин. С необычной формы крыш часто падали застывшие глыбы льда.
Критики корят архитектора за пристрастие к внешним эффектам и внутреннюю нефункциональность зданий. Его проекты часто выходят за установленный бюджет из-за использования сложных материалов и частого изменения уже принятого проекта.
Несмотря на негатив 88-летний архитектор продолжает получать почётные премии, преподавать в лучших университетах США и проектировать здания невероятных «рушащихся» форм.
Фрэнк Гери: интересные факты
- Однажды Гери задали вопрос: «Что бы он ответил критикам, которые считают его здания вычурными?» Архитектор улыбнулся и поднял средний палец, пояснив: «Позвольте объяснить вам, ребята. В нашем мире 98% от всего, что строится и проектируется, является чистым дер**ом. Там нет никакого дизайнерского смысла и уважения к человечеству. Это жуткие здания, и всё тут».
- Фрэнк мечтал построить музей современного искусства в Лос-Анджелесе, но его отдали другому архитектору. В роли утешения Гери выделили старый ангар для автобусов. Фрэнк должен был превратить его во временный выставочный зал, пока строится музей. Архитектор осмотрел ангар и сказал: «Гениально, оставьте как есть». Впоследствии именно временный зал сделали постоянным, а в архитектурных справочниках про него пишут «Архитектор Фрэнк Гери».
- Помимо мебели и зданий архитектор создал коллекцию ювелирных украшений для Tiffany, шляпу для Леди Гаги и дизайн бутылки для водки Wyborowa Exquisite.
- Генри — первый архитектор, который озвучил себя в The Simpsons. В серии «Тюремная крыса» он создал модель концертного зала для Спрингфилда, скомкав лист бумаги.
- Фрэнк обожает хоккей. Он даже пытался создать команду из своих же работников. В 2004 году архитектор спроектировал кубок для чемпионата мира по хоккею. Дизайн трофея был раскритикован общественностью.
Читайте больше биографий:
- Заха Хадид — первая женщина, получившая Притцкеровскую премию. Так же, как и проекты Фрэнка Гери, её работы вызывали и восторги и протесты.
- Ле Корбюзье — архитектор, на чьих работах учился юный Гери.
Использованные фотографии: John Reksten, Scott Gualco, Dan Levine, ArchDaily.
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Tele
losko.ru
Фрэнк Гери — архитектор Frank Gehry: работы, достопримечательности архитектуры, биография на Design BasicDecor
Фрэнк Оуэн Гери (Frank Gehry) родился 28 февраля 1929 в Торонто в семье польских иммигрантов. Отец был владельцем небольшой торговой лавки с игровыми автоматами, а дед — продавцом стройматериалов. Биографию архитектора Фрэнка Гери нельзя будет считать полной, если не отметить трагическое для юного Эфраима (это его настоящее имя) событие.
В юношестве он был жестоко избит, причиной этому стала его принадлежность к еврейской национальности. Вследствие такой жестокости окружающих у молодого человека образовалась глубокая психологическая травма, вынудившая его сменить имя и фамилию на американскую.
В 17 лет он переехал в Лос-Анджелес, окончил Южный Калифорнийский Университет. В 1957 получил степень магистра в Гарварде. Он работал в фирмах Соединенных Штатов и Франции.
К 31 году Гери вернулся в Лос-Анджелес. Это решение он считает одним из самых верных в жизни. Здесь он открывает бюро и разрабатывает шедевры.
Как и многие великие проектировщики, архитектор Гери был вдохновлен работами Райта. Стиль Фрэнка Гери сложно сравнить с чем-либо еще, он стал первооткрывателем отдельного направления в архитектуре. Проекты основаны на внешней усложненности объектов, непредсказуемости, при этом и гармоничности и продуманности каждого штриха.
Концертный зал Уолта Диснея
У зданий Фрэнка Гери криволинейные, изломанные и специально деструктивные контуры, при интеграции проекта в заселенный квартал, важными будут и другие строения. Композицией является не только само здание, но и его симбиоз с остальными.
Он добивается невероятных результатов – буквально играет на противоречии и гармонии. На фоне остальных построек, здания Фрэнка Гери кажутся агрессивными, вторгнувшимися в городскую среду. Но без них становится скучно и серо.
Музей музыки, Сиэтл
К 2014 году компания признана одним из самых значимых и перспективных бюро во всем мире. Здесь работают более двух сотен талантливых архитекторов.
Работы Фрэнка Гери не только украсили целые города, но и изменили их судьбу. Понять принципы создания проектов Гери, успех в работе, можно на примере его высказываний.
Из известных цитат Фрэнка Гери
- «Я не являюсь деконструктивистом! Это слово приводит меня в истинное бешенство».
- «Я не знаю, как правильно использовать компьютер, его можно разве что в кого-то бросить».
- «В 98% всех зданий нашего мира нет уважения к людям, нет смысла. Все эти постройки – чистое д…»
- «Когда все завершают работу, я готов приступить к старту».
- «К каждому новому проекту я отношусь как к скульптуре. Постройка – это пространственный сосуд со светом и воздухом, отклик на контекст, соответствие чувствительности и духовности».
Он неоднократно показывал средний палец критикам и всем, кто находил его здания слишком дорогими и не практичными.
Проекты
Архитектура
Дом в Санта-Монике
Важнейшими сооружениями Фрэнка Гери являются Художественный музей Вейсмана, застройка прибрежной части Дюссельдорфа, корпус Массачусетского технологического университета, музей музыки в Сиэтле, Танцующий дом, музей Гуггенхайма в Бильбао, дом в Санта-Монике, концертный зал Уолта Диснея, «Рыбы» в Барселоне и многое другое.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Каждый из проектов достоин отдельного изучения и анализа. Что касается музея в Бильбао, то данное сооружение считается самым зрелищным в мире зданием, построенным в стиле деконструктивизм. Неподготовленный зритель сразу может не оценить гармонию линий, сперва виден лишь хаос. Однако с каждой минутой (особенно если смотреть вживую), можно наблюдать точность линий, рождающееся равновесие, уникальность архитектурной скульптуры.
Со стороны заметны агрессия и обособленность проекта. Удивительно, но изучая даже фото творчества Фрэнка Гери, у многих появляется желание отправиться в Испанию и посмотреть на здание лично.
Мебель
Contour Chair
Экспрессивный гений деконструктивизма проектирует не только большие архитектурные сооружения, но и мебель. В течение четырех лет он проектировал мебель из дешевого материала – гофрированного картона. Удивительный криволинейный дизайн моделей произвел фурор.
Изделия, которые обошлись создателю всего в 5–10 долларов продавались дороже 700 долларов. Все полученные средства, он вложил в собственный дом, сделав ряд авангардных (многие называли это «безумных») экспериментов. Здание ежедневно обрастало криволинейными поверхностями настолько, что соседи решили переехать.
Easy Edges
В 1972 году спроектировал и изготовил кресло Easy Edges. В изделии более 15 изгибов, из них 4 прямых угла. В 2004 году стартовала новая коллекция мебели. Она состоит из стульев Easychairs, скамеек, кресел, диванов и низких пуфиков, которые можно также использовать как кофейный столик.
Мебель оббита атласными тканями, отлично подходит для отдыха под открытым небом.
Другие проекты
Frank Gehry&Tiffany
Кроме зданий и мебели, он спроектировал целую специальную коллекцию украшений для Тиффани (Frank Gehry&Tiffany). Для эпатажной актрисы и певицы Леди Гаги создал необычную шляпу, а для торговой марки Wyborowa Exquisite, изготовил эксклюзивный дизайн бутылки.
Фрэнк Гери заядлый поклонник хоккея. Он настолько любит этот вид спорта, что из архитекторов, работающих в его бюро, собрал команду. Является автором дизайна кубка для чемпионата мира по хоккею.
designbd.ru
Что нужно знать об архитекторе Фрэнке Гери
«Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить». Важные высказывания и знаковые постройки одного из самых смелых архитекторов современности.
Настоящее имя Эфраим Голдберг. Родился 28 февраля 1929 года в Торонто, в 17 лет переехал в Лос-Анджелес, изучал архитектуру в университете штата Южная Каролина, затем — городское планирование в Гарвардском университете. Работал в архитектурно-проектных бюро США, затем во Франции в мастерской Андрэ Ремондэ. В 1962 вернулся в США и основал собственную мастерскую Frank O. Gehry and Associates, которая в 1971 была преобразована в Gehry & Krueger Inc. Сейчас компания носит название Gehry Partners.
10 фактов о Фрэнке Гери
Настоящее имя Гери — Эфраим Голдберг (Ephraim Owen Goldberg). Он родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. В молодом возрасте столкнулся с проявлениями антисемитизма, что впоследствии привело его к решению сменить фамилию.
В 1972 году швейцарский производитель дизайнерской мебели Vitra выпустил линию стульев Easy Edges авторства Френка Гери, созданную из гофрированного картона. Производство предметов обходилось в 7 долларов, продавались же они по 730. Стул и табурет Wiggle из этой серии можно приобрести у производителя и сегодня.
В 1989 году Фрэнк стал лауреатом самой престижной награды в области архитектуры — Притцкеровской премии.
В 1992 году Гери построил в порту Барселоны скульптуру в форме золотой рыбы. Конструкция длиной 56 и высотой 35 метров, выполненная из нержавеющей стали, тотчас стала символом города. А очертания рыбы с тех пор часто возникают в других проектах Гери.
В 1996 году в Праге по проекту Гери было построено здание филиала голландского банка ING, со временем ставшим символом города. Иногда его называют «Танцующий дом», «стакан» или «Джинджер и Фред» (параллель с известнейшей танцевальной парой того времени Фредом Астером и Джинджер Роджерс). Изначально заказчик приглашал француза Жана Нувеля, однако тот отказался от проекта, сочтя участок в 491 кв. метр слишком маленьким.
Фрэнк Гэри является поклонником хоккея. В 2004 году по его эскизам изготовили кубок, который вручается победителю чемпионата мира по этому виду спорта.
В 2007 году на Гери подали в суд. Заказчики построенного им в 2004 году здания Научного центра Рея и Марии Стайто в Массачусетском технологическом институте (Бостон) заявили, что сложность архитектуры и низкое качество строительства привели к протечкам и другим проблемам с эксплуатацией объекта. Спор утрясли в 2010 году. По мнению Гери, проблема была в том, что заказчики сэкономили на реализации некоторых его идей.
В 2005 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Фрэнка Гери — Sketches of Frank Gehry. Снял кинокартину его друг, известный режиссер Сидни Поллак.
В 2005 году в эфир вышла серия известного мультфильма Simpsons, в которой Фрэнк Гери озвучил самого себя. В эпизоде под названием «Тюремная крыса» архитектор строит новое здание — точную копию скомканной бумажки, поднятой с тротуара.
Проект, принесший Фрэнку Гери мировую славу, — музей Гуггенхайма в Бильбао. Покрытое титановым листом, волнообразное здание было построено в 1997 году.
Фрэнк Гери: «Едва началось строительство здания музея, на улицу вышли демонстранты с плакатами. Люди был категорически против такого нетрадиционного сооружения в их городе. Они просто не понимали этой архитектуры, не умели по достоинству оценить её. Теперь же, когда музей построен, народ умоляет меня сфотографироваться вместе. «Сеньор Генри, сеньор Генри!» Если бы я с каждым из желающих фотографировался, я должен был бы жить в Бильбао. Тем не менее, в самом начале они вели себя так, словно я отнимал у них их город».
10 высказываний Фрэнка Гери
О состоянии современной архитектуре
В мире, где мы живем, 98% всего, что спроектировано и построено, — абсолютное дерьмо. В зданиях нет ни чувства дизайна, ни уважения к человеку — вообще ничего. Это плохие здания. Время от времени, однако, возникает небольшая группа людей, которые делают что-то особенное. Совсем крохотная! Ну, с Богом! Оставьте нас в покое! Мы посвящаем себя работе. Я не прошу ни у кого работы и ничего не публикую, не жду, пока кто-нибудь позвонит мне. Я работаю с клиентами, которые уважают искусство архитектуры.
90% зданий — обыкновенные бетонные коробки, в которых мы живем и работаем. Люди не замечают всей банальности окружающей нас архитектуры. Они как будто говорят: «Мир вокруг нас такой, какой есть, и не пытайтесь что-то изменить». Однако же, когда кто-нибудь отваживается создать что-нибудь иное, что и является по сути настоящей архитектурой, общественность переживает целый ряд противоречивых эмоций — но вначале она полностью отрицают всё новое и неизведанное.
О вкусах публики и заказчиках
Я считаю, что большинство людей всё-таки склонны к поиску чего-то необычного. Иначе зачем они тратят деньги, путешествуя к местам интересных архитектурных сооружений? Едут в Парфенон, Шартр, Сиднейский оперный театр, в Бильбао. Они хотят хоть на несколько мгновений окунуться в мир настоящей архитеткры. Так почему мы терпим такое положение вещей? Люди ищут то, чего нет в их жизни, это их нереализованная потребность. Я всегда задаю себе вопрос: «Почему, вместо того чтобы искать архитектуру в других местах, не внести большего архитектурного и дизайнерского разнообразия в нашу повседневную жизнь?»
Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а затем указывают ему, что делать.
О своём творчестве
Когда постмодернисты заговорили о том, что здание должно выражать историю места, я сказал: давайте и правда уйдем в прошлое, к рыбам — они существовали за триста тысяч лет до человека. Я начал рисовать рыб, чтобы дать выход моему раздражению от постмодернизма. А потом рыбы зажили своей собственной жизнью. Они стали для меня способом выражения движения в архитектуре.
Ненавижу архитектуру, которая создается ради имени. Я просто делаю свою работу. Пресса вечно придумывает всякую ерунду и развешивает ярлыки. Я не выношу слова «starchitect» (производное от star и architect — так называют знаменитых архитекторов). И если однажды это слово прилипло к вам, вы не избавитесь от него никогда. Стоит мне появиться на людях, как меня тут же представляют: «Перед вами starchitect Френк Генри». Я отвечаю не иначе как «Что за чушь вы несете?!»
Хочу спрятаться под одеялом, когда мои здания открываются для публики. Я в ужасе от того, что могут подумать люди. Я называю это чувством «здоровой неуверенности в себе», то есть я не до конца уверен в том, что делаю, что получится что-то хорошее.
Я думаю о пенсии, об отдыхе, хочу пойти полежать, но не знаю, как остановиться. Мне нравится работать и знакомиться с новыми людьми. Моя задача — вдохнуть новую силу в искусство архитектуры. Сегодня архитектор уже не так важен, как заказчик. И я хочу изменить эту ситуацию, хочу, чтобы архитекторы вновь возглавляли проекты. Я разработал специальные компьютерные программы с Dassault и Trimble. Когда мы создавали музей в Бильбао, то впервые использовали в процессе компьютерную программу, это позволило нам сэкономить много денег. Обычно итоговая стоимость строительства такого здания гораздо выше запланированной. А нам удалось сократить сумму. Это дает архитектору больше власти, позволяет воплощать идеи, создавать более выразительные конструкции.
Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить.
Когда дом находится в стадии строительства, он нравится мне больше, чем потом, когда он уже построен. В недостроенном доме есть некая открытость, в нём ощущается развитие, и у тебя есть к нему доступ. Быть может, это оттого, что я вырос в канадском шахтерском городке, в котором не было ни одного примечательного здания, зато во всей наглядности было представлено промышленное производство, где процесс всегда интереснее результата.
10 знаковых проектов Фрэнка Гери
Бизнес-школа Сиднейского технологического университета (UTS), Австралия, 2015
Музей Fondation Louis Vuitton в Париже, Франция, 2015
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания, 1997
Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике, США, 1978
Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, Германия, 1989
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США, 2003
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США, 2010
Музей биоразнообразия Biomuseo в Панаме, 2014
Жилой комплекс Opus в Гонконге, Китай, 2012
Башня New York by Gehry, 2011
exteriorcenter.ru
Фрэнк Гери: ТОП 10 проектов архитектора, обзор и фото
Фрэнк Оуэн Гери (настоящее имя Ephraim Owen Goldberg) появился на свет 28 февраля 1929 г. в еврейской семье иммигрантов из Польши. В подростковом возрасте Гери неоднократно подвергался нападкам со стороны ровесников на почве антисемитизма и, когда ему едва исполнилось 17, семья перебралась в Америку. Там Фрэнк Гери смог выучиться в архитектурной школе, пройти службу в армии и продолжить образование в Гарварде, где изучал градостроение и планирование среды. Будущий законодатель деконструктивизма питал особенную страсть к точным наукам.
В 1962 году появляется студия Frank O. Gehry & Associates – архитектор довольно рано получает возможность трудиться в самостоятельно собранном авторском коллективе. Принципиально внимательное отношение к специалистам – отличительная черта кадровой политики Фрэнка Гери.
В 1972 году Гери заявит о себе: «Я – Архитектор». До этого момента деятельность его была больше связана с дизайном мебели – Гери занимался изготовлением картонных стульев.
1. Музей дизайна Vitra (Вайль-на-Рейне, Германия, 1989 г.)
Первый архитектурный проект за пределами США был выполнен для компании Vitra. Уникальность проекта состоит в том, что в пределах одного сооружения Гери удалось создать пространство связей для самых различных сфер дизайна. Кроме экспозиционных залов здесь предусмотрены помещения для деловых встреч, имеется также пожарная станция, спроектированная малоизвестной тогда ещё Захой Хадид.
2. Публичная библиотека им. Питера Льюиса (Кливленд, США, 2002 г.)
Внутреннее пространство библиотеки спроектировано таким образом, чтобы посетители могли легко общаться и взаимодействовать. Кроме книгохранилища, атриумов, здесь есть также учебные аудитории, в которых проводятся мастер-классы и лекции. Аудитории имеют сложную форму, не повторяют друг друга – это делает работу в группах интереснее и легче, человек словно освобождается от некоторых социальных оков, попадая в такое необычное пространство.
3. Музейно-выставочный комплекс EXMP (Сиэттл, США, 2000 г.)
Инициатором проекта Музея американской поп и рок-музыки был Пол Аллен – основатель Microsoft Corporation и поклонник творчества Дж. Хендрикса. Интерактивный музейно-выставочный центр облицован нержавеющей сталью и крашеным алюминием. В составе помещений – «Небесная церковь», идеальная музыкальная площадка, воплощённая мечта Хендрикса – пространство 30-метровой высоты с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Фрэнк Гери предусмотрел также звуковую лабораторию – здесь любой посетитель может создать свою музыку, как он её понимает и чувствует.
Подробнее об этом проекте здесь.
4. Зал Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США, 2003 г.)
Фрэнк Гери — один из основателей BIM (метод создания Информационной Модели Здания), никогда не работает с компьютерными средствами и проектирует только вручную. Он собирает вокруг себя профессионалов, чтобы воплотить свои невероятные замыслы. Концертный зал Уолта Диснея – результат труда 60 графиков, инженеров, моделлеров. Сложные, текучие формы, излюбленная нержавеющая сталь в качестве отделки фасадов.
5. Центр Мэгги (Шотландия, 2003г.)
Реабилитационный центр информирования и помощи людям в борьбе с онкологическими заболеваниями Фрэнк Гери проектировал в содружестве с Ч. Дженксом. Из-за строгих геометрических форм сооружение кажется более спокойным, нежели другие проекты Фрэнка Гери – архитектор обладает не только чувством формы, но и такта.
6. Музей MARTa (Херфорд, Германия, 2005 г.)
Общественный центр возник по инициативе властей – в Херфорде надеялись на повторение «Эффекта Бильбао». Проект органично вписан в среду, благодаря выбранному в качестве отделочного материала традиционному красному кирпичу.
7. Бикман Тауэр (Нью-Йорк, США, 2008 г.)
Жилая башня в 76 этажей достигает высоты более 265 м. Несущий каркас – железобетонный, фасады – традиционная для Фрэнка Гери нержавеющая сталь. Здесь запроектированы: школа, открытый бассейн, художественные студии, библиотека. Создаётся ощущение, что на верхних этажах Бикмана могли бы поселиться все голливудские злодеи.
Подробнее об этом проекте здесь.
8. Жилой дом Opus (Китай, 2012 г.)
Многочастная структура, сдвиги и изломы находятся в сильном контрасте с природным окружением. Дом построен на идиллическом зелёном холме, облицован янтарным испанским камнем и заявляет о победе деконструктивизма, урбанизма над ограниченностью форм.
На нижних этажах – двухуровневые квартиры с садом и бассейном, а каждый из следующих 10-ти отведён под одну квартиру площадью 560-640 м².
9. Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания, 1997 г.)
Всем известный музей современного искусства на берегу реки Нервьон. Сам Гери однажды сказал следующее: «В этом «Эффекте Бильбао» нет ничего нового. Это то же самое, что сказать Эффект Парфенона или Эффект Нотр-Дама. Это журналисты его так окрестили, а не я. Ни для кого не новость, что архитектура имеет своё отражение во всём: она может изменить судьбу города, страны, человека и целого народа. И даже спасти кого-то».
10. Резиденция Гери (Санта-Моника, Калифорния, США, 1987 г.)
С этого проекта начинался Фрэнк Оуэн Гери, каким мы знаем его. «Мне нравится идея оставить дом нетронутым и возвести новый вокруг него». Ключевые постулаты конструктивизма отражены в этом смелом проекте. Купив этот домик и поселившись в нём вместе с супругой, будущий Лауреат премии Притцкера сильно испортил отношения с соседями, сделав из своего жилища произведение архитектурного искусства.
Текст: Нина Белая
thearchitect.pro
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ФРЭНКА ГЕРИ
Фрэнк Гери – яркий представитель деконструктивизма, не признающий большую часть современного градостроительства как архитектуру.
Танцующий дом
Один из проектов, не нашедших моментального признания. Как проект его собственного дома и музей Вейсмана он стал одним из первых зданий, выражающих индивидуальность и стиль Гэри, столь не похожий на современное представление о типовой архитектуре в целом.
Но Фрэнк Гери никогда не стремился к созданию чего-то нормального, наоборот: только создавая нечто, будоражащее сознание и вызывающее сотни вопросов, недоумение, восхищение или недовольство можно вносить новый вклад в развитие архитектуры как искусства. И ему это удалось.
Строительство дома проходило 2 года: с 1994 по 1996. Соавтором проекта является Владо Милунич — знаменитый хорватский архитектор. Изначально планировалось, что «Танцующий дом» станет своеобразным культурным центром Праги, однако с 2013 года здание принадлежит Вацлаву Скале, является преимущественно офисным и именуется как «Джинджер и Фред».
Дело в том, что на создание этого шедевра Гери вдохновила фотография с изображением знаменитой пары танцоров: Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Гери известным только ему способом преобразовал в своем сознании танцующие фигуры в образ изгибающегося здания. Так проект получил название «Танцующий дом», а после его конкретизировали до имен людей, вдохновивших гения на проект. Одно здание символизирует мужскую фигуру партнеров: статичную и прочную, второе же напоминает фигуру Джинджер, юбка которой развевается в танце. Как и большинство других построек Гери этот архитектурный комплекс сильно выделяется на фоне традиционной архитектуры, которая его окружает.
Концертный зал имени Уолта Диснея (Walt Disney Concert Hall)
Настоящий шедевр конструкторской мысли знаменитый экспериментатор и выдумщик Гери спроектировал для семьи Уолта Диснея, которая выделила на проект 85 миллионов долларов, еще 25 пожертвовала компания Уолта Диснея. Общий бюджет составил 170 миллионов долларов.
Как и все свои многочисленные проекты, этот Фрэнк Гери долго продумывал, прежде чем воплотить в жизнь. Гениальный архитектор создает сотни макетов в поисках итогового варианта. И порой терпение заказчика на этот момент уже на исходе.
Но в итоге они получили именно то, что хотели: уникальное здание, которое станет достопримечательностью Лос-Анжелеса, завлекающей в свои стены тысячи посетителей не только благодаря своему внешнему виду, но и потрясающей функциональности. Так и случилось. Строительство было завершено в 2003 году.
В здании разместился концертный зал, вмещающий 2265 зрителей, многочисленные сувенирные магазины, ресторан и кафе. Но главной визитной карточкой проекта стал материал, использованный для внешней облицовки стен — металлические пластины, отражающие свет, которые подчеркивают масштабность, формы и уникальность проекта.
Музей Гуггенхайма в Абу-Даби
Гери долгое время не был любим архитекторами, поэтому его основной круг общения еще в студенческие годы в основном составляли художники, с которыми было проще общаться, которые не были зациклены на соблюдении канонов и правил.
От них Фрэнк взял одно из своих главных особенностей: он не думает о трудностях, не ищет легких путей, он творит, преодолевая все не ради имени, оставленное в веках, а ради искусства. Поэтому, несмотря на масштабность и сложность нового проекта, критики авансом предрекают его успех. Эксперты называют Музей Гуггенхайма в Абу-Даби первым серьезным музеем искусства в ОАЭ и самым крупным из 5 музеев Гуггенхайма в мире.
Филиал Нью-Йоркского музея находится на стадии реализации. Открытие было запланировано на 2013, но теперь перенесено на 2017 год. Однако о том, что проект не будет осуществлен, речи не идет: он одобрен, утвержден, осуществлялись строительные работы. Но по причинам, которые не оглашают, он был временно заморожен. Бюджет проекта составляет 500 млн. евро. Новое здание будет в 12 раз больше своего предшественника.
Нью-Йорк-бай-Гери
Это один из тех проектов, которые перестали нравиться самому Фрэнку еще на стадии реализации на стройке. Гений всегда говорит, что оставляет место сомнениям и неуверенности в том, что он делает, освобождая таким образом место для свободного творчества и принятия критики, которую, по словам архитектора, он кропотливо примеряет на себя, как одежду, чтобы понять, насколько она соответствует реальному положению вещей.
В Нью-Йорке некогда был построен первый небоскреб в мире, поэтому постройки этого типа имеют особое значение для этого города. Это один из немногих случаев, когда спроектированное Гери здание уже прекрасно вписывается в существующее окружение: небоскреб был построен среди таких же высотных зданий на Манхеттене, и несмотря на то, что подобной оригинальностью они не обладают, многие из них являются культовыми. Так мощь архитектуры Гери нашла органичное окружение в образе многочисленных небоскребов даунтауна.
Он кажется чередой сверкающих башен, которая произрастает одна из другой, устремляясь в небо. Высота Нью-Йорк-бай-Гери составила 76 этажей, из материалов преобладают нержавеющая сталь и железобетон. Внутри расположилась начальная школы от департамента образования Нью-Йорка, которая занимает 5 этажей и рассчитана на 600 учащихся. Остальная часть здания отведена для элитных квартир и филиалу манхэттенской больницы. Строительство небоскреба осуществлялось с 2006 года, в 2011 году было завершено. В том же году Нью-Йорк-бай-Гери была присвоена премия Emporis Skyscraper Award. По версии таких авторитетных изданий как New Yorker и The New York Times Нью-Йорк-бай-Гери является одним из лучших небоскребов города.
Новая таможня («Строения Гери»)
После того, как в 1990 году был объявлен конкурс на лучший проект новой таможни на территории старой постройки и победителем стала знаменитая Заха Хадид, ее проект так и не был осуществлен. Уже спустя 4 года над ним начал работать Френк Гэри. Архитектурный комплекс состоит из 3 зданий, общей площадью 39 400 м. Бюджет строительства составил 60 млн. евро.
Они расположились около телебашни вдоль гавани Дюссельдорфа. Центральное здание покрыто столь любимыми Гери металлическими пластинами, отражая яркий солнечный свет и притягивая к себе взгляды многочисленных туристов, а подле него располагаются еще две постройки, все здания ансамбля отлично дополняют друг друга.
Как и остальные свои проекты, Новую таможню Гери проектировал вручную, без использования компьютерных технологий. Окна зданий будто стремятся выйти из стен, преодолевая границы собственной рамы, сопротивляясь зданиям. Не смотря на то, что внешне ансамбль кажется достаточно разрозненным, их объединяет общие схемы конструкции, основой для которых стали ломаные кубические формы.
stroim.club
Потрясающие творения архитектора-легенды Фрэнка Гери
Фрэнк Оуэн Голдберг (Гери) родился 28 февраля 1929 года. Он вырос в Торонто (Канада). Оглядываясь назад, на его ранние годы, можно умозаключить, что он был предназначен для создания необычных конструкций.
В юном возрасте Гери возводил мнимые города из материалов, которые он находил в хозяйственном магазине своего дедушки. В 1949 году он мигрировал в Лос-Анджелес для учебы в Школе архитектуры Университета Южной Калифорнии.
Гери окончил школу в Лос-Анджелесе и переехал с западного побережья на восточное. Он оставил Гарвардскую Высшую школу дизайна, предпочтя ей постоянное пребывание в Калифорнии. Именно здесь он запустил свою линию мебели Easy Edges, которая создавалась из слоев гофрированного картона.
Хотя он был успешным дизайнером, Фрэнк все еще интересовался проектированием зданий и промышленных объектов. Он использовал прибыль, полученную от продажи мебели марки Easy Edges, чтобы перестроить свой дом в Санта-Монике.
Изменение дизайна его дома в 1978 году стало поворотным моментом в карьере Гери. Он окружил бунгало гофрированной сталью. Эта поразительная нестандартность привлекла внимание профессионалов и позволила мастеру создавать необычные дома в Южной Калифорнии в 1980-х годах. Поскольку его статус на мировом рынке постоянно рос, увеличивалась и прибыль. Теперь многие известные учреждения числились в авангардистских проектах мастера.
Характеристика архитектуры Фрэнка Гери
Как выглядят здания, созданные Фрэнком Гери? Хотя проекты представляют собой серьезное творчество, есть некоторые определяющие черты, которые делают архитектуру культовой.
Стиль считается деконструктивным движением в постмодернистской архитектуре, в котором элементы дизайна кажутся фрагментированными. Их часто называют хаотичными или разрозненными.
В первую очередь, Гери использует гофрированные металлы, которые придают внешнему виду зданий незавершенность. Такой стиль вызывает критику, однако его давняя приверженность этому материалу на протяжении многих лет сумела создать последовательную эстетику.
В статье описано десять самых известных структур Гери, которые дадут вам представление о том, почему в 1989 году архитектору была присуждена престижная Притцкеровская премия.
Концертный зал имени Уолта Диснея (Лос-Анджелес, Калифорния)
Строительство филармонии в Лос-Анджелесе началось в 1998 году. Для его завершения потребовалось пять лет, но здание остается одним из главных культурных достопримечательностей города. Вдохновленные страстью Гери к парусному спорту, стальные панели вздымаются так, словно они надуваются на ветру.
Гэри-хаус (Санта-Моника, Калифорния)
Этот дом — визитная карточка архитектора. Гери окружил бунгало в Санта-Монике гофрированной сталью, а также обычной фанерой. Хотя многим очень понравилась эта идея, некоторые возненавидели дизайнера, но подобное смелое решение принесло ему славу и множество клиентов. Дизайн был в моде на протяжении многих лет. В 2012 году архитектор был удостоен престижной премии «Двадцать пять лет» Американского института архитекторов.
Олимпийский павильон «Рыба» (Барселона, Испания)
Как и Концертный зал Уолта Диснея, конструкция олимпийского павильона «Рыба» в Барселоне (Испания) была навеяна морем. Скульптура рыбы из цветного металла украшает вершину этого здания, которое было спроектировано для Олимпийской деревни 1992 года. В зависимости от угла солнца и погодных условий, абстрактное сооружение меняет цвета.
Музей Вейсмана (Миннеаполис, Миннесота)
Фасад музея Вейсмана вполне подходит для художественного учреждения. Он выглядит так, как будто это часть кубической живописи.
Танцующий дом (Прага, Чешская республика)
Танцующему дому с его привлекательным силуэтом было дано прозвище Фред и Джинджер в честь знаменитых танцоров Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Название дал сам архитектор Гери.
В 1996 году его строительство вызвало множество споров, поскольку здание не подходило барокко, готике и модерну, которыми известна Прага.
Гуггенхайм Бильбао (Испания)
Гуггенхайм Бильбао является одним из самых известных проектов Гери. Сама структура — произведение искусства. Посетители могут пройтись по всему музею, чтобы полюбоваться тем, как здание постоянно меняет форму.
Музей поп-культуры (Сиэтл, Вашингтон)
Говорят, что архитектор купил несколько электрогитар, нарезал их кусками и использовал в качестве строительных блоков для раннего модельного дизайна. В конечном итоге было использовано 21 000 отдельных черепиц из нержавеющей стали и алюминия, которые превратили здание в сплошную радужную волну.
Мак (Нью-Йорк, США)
Здание Мак расположено в Челси и представляет первую работу Гери в Нью-Йорке. Оно имеет два основных уровня, что в значительной степени скрывает тот факт, что это 10-этажный дизайн. Внешний вид белого и серого стекла представляет собой смелое решение. Первоначально архитектор планировал использовать титан.
Центр исполнительских искусств имени Ричарда Фишера (Аннандейл-на-Гудзоне, Нью-Йорк)
Центр Ричарда Б. Фишера, открытый в 2003 году, представляет собой небольшой концертный зал, в котором проходят оперные и другие музыкальные представления. Архитектор писал: «Передний фасад здания можно интерпретировать как театральную маску, которая покрывает необработанное лицо пространства. Его абстрактные формы заставляют посетителя быть восприимчивым к переживаниям, которые происходят внутри. Проходя через двери здания, входя в вестибюль, зрители проходят через ряд трансформирующих опытов, которые готовят их к выступлению в театре».
Здание Питера Б. Льюиса (Кливленд, Огайо)
В здании Peter B. Lewis Building находится частная школа управления Уэзерхед при Университете Case Western Reserve. Кирпичный экстерьер обрамляют ленты из нержавеющей стали. Внутренний дизайн открытого этажа символизирует и поощряет междисциплинарное обучение.
fb.ru
Архитектор Фрэнк Гери — музей Гуггенхайма в Бильбао и другие проекты и постройки • Имя • Дизайн • Интерьер+Дизайн
Фрэнк Гери не собирается на покой. Притцкеровский лауреат 1989 года Фрэнк Гери (Frank Gehry, р. 28 февраля 1929, Торонто) уже при жизни признан великим. Во всяком случае, после открытия в 1997-м Музея Гуггенхайма в Бильбао всемирной славы ему не занимать.
По теме: Фрэнк Гери для Facebook
Несмотря на возраст, Гери, глава Gehry Partners, LLP, продолжает активно работать. Корпорация Facebook справила новоселье, переехав в новый кампус, построенный корифеем. Одноэтажное здание площадью 40 тыс. кв. метров в калифорнийском Менло-Парке «накрыто» крышей с лужайками, лавочками, деревьями и кафе. Марк Цукерберг остался очень доволен.
Офисный корпус MK21 был спроектирован и построен менее, чем за полтора года.В Технологическом университете Сиднея открыли спроектированный Гери корпус имени д-ра Чау Чак Винга (Dr. Chau Chak Wing Building), напоминающее скомканный бумажный пакет. Это здание стоимостью в 180 млн долларов с одним из самых сложных фасадов в мире, на который пошло 320 тыс. вылепленных вручную кирпичей.
В центре летней фестивальной жизни в Арле спроектирована закрученная башня, которая станет форпостом для фонда Luma. Автор — архитектор Фрэнк Гери.Конгресс США после долгих споров одобрил созданный Гери проект мемориала памяти президента Эйзенхауэра в Вашингоне — увы, в сильно измененной версии. Представители семьи Эйзенхауэров также наконец согласились с проектом. Америка ждет завершения строительства мемориала, которое обойдется ей в 150 млн долларов.
Архитектор Фрэнк Гери и миллиардер-филантроп Эли Брод заложили первый камень в грандиозном проекте по перестройке Гранд-авеню в центре Лос-Анджелеса.В Лос-Анджелесе Гери трудится над мастер-планом оживления территории вокруг одноименной городской реки, причем работает pro bono. Городские власти одобрили его проект Sunset Strip — 5 скульптурных зданий на легендарном бульваре Сансет общей площадью 31 тыс. кв.м, куда войдут квартиры, апартаменты, офисы и магазины. И наконец — светские новости: Гери спроектировал первую в своей карьере яхту.
По теме: Фрэнк Гери перестраивает Лос-Анджелес
Center for Brain Health (Центр здоровья мозга Лу Руво). Лас-Вегас, 2010.«98 процентов зданий на земле — коробки. Мы живем в коробках, работаем в коробках, и многие этого даже не замечают», — считает архитектор. Очевидно, поэтому все здания Гери неспокойные — они развеваются на ветру, танцуют, кренятся или попросту заваливаются набок. По популярности в США Фрэнк Гери (настоящее имя Фрэнк Оуэн Голдберг) может сравниться только с Фрэнком Ллойдом Райтом.
Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао. Празднование 20-летнего юбилея.Каждый школьник знает как минимум две его постройки — Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао и Концертный зал Уолта Диснея (2003) в Лос-Анжелесе. Гигантские закрученные титановые листы сравнивали и с мятыми консервными банками, и с языками металлического пламени. Девелоперы во всем мире выучили как отче наш, что именно благодаря архитектурному аттракциону испанская глухомань Бильбао превратилась в туристический центр, прокачивающий толпы иностранцев. С музея в Бильбао началась эра развлекательной архитектуры 2000-х, эффектной и зрелищной, как цирк шапито.
Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, 1989.Широкая публика приучилась запоминать имена архитекторов, а инвесторы — обращать внимание на внешний вид зданий. Интересно то, что престижную Притцкеровскую премию еще в 1989 году Гери получил до всего этого успеха, по совокупности достижений. Головокружительная карьера началась сразу после получения награды. Принято объяснять это тем, что введенное в обиход в 1990 году компьютерное моделирование облегчило инженерные расчеты, и криволинейная архитектура стала реальностью…
Кресло из серии Easy Edges выполнено из утилизованного прессованного картона. Vitra, 1972.Путь к славе архитектора у Фрэнка Гери (настоящее имя – Эфраим Голдберг) начался… через мебель. Еще на службе в армии он обнаружил, что несколько слоев гофрированного картона обладают большой прочностью, и спроектировал картонные стулья Еasy Edges (1969–1973). Затем появилась серия Experimental Edges (1979–1982) — объемные модели c необработанными краями. И, наконец, сто двадцать прототипов понадобилось архитектору, чтобы сделать Bent Wood Furniture Collection для Knoll: четыре стула, два стола и оттоманку.
Арт-галерея в Онтарио, 2009.На заработанные от продажи картонной мебели деньги Гери построил в 1978 году дом для себя и своей семьи. Розовый лососевый интерьер, забор из сетки-рабицы, листы гофрированного металла, которые напоминали деконструктивистскую скульптуру Гордона Матта-Кларка. Гери и сейчас там живет. В 2012-м дом получил престижнейшую «Четвертьвековую премию» (Twenty-Five Year Award), которую Американский институт архитектуры вручает постройкам, прошедшим испытание временем и не потерявшим своей новаторской актуальности.
Концертный зал Уолта Диснея. Лос-Анджелес, 2003.Больше всего он строит в США. Среди значимых проектов Музей искусств Вайсмана в Миннеаполисе (1993), Музей EMP в Сиэтле (2000), университетский корпус имени Питера Б. Льюиса (Peter B. Lewis Building, 2002) в Кливленде, павильон Джея Притцкера в Чикаго (2004), Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе (2010) — все с использованием образа развевающихся и закрученных гигантских стальных лент или смятых стальных фасадов. В отличие от них фасады офиса Interactive Corporation в Нью-Йорке (2007) покрыты керамическими плитками, имитирующими надутые ветром паруса.
76-этажная башня Бикмэна в Нью-Йорке. 2011В начале 2011 года в Майами торжественно открылся образовательный и концертный центр ведущего оркестра США New World Symphony — геометричная конструкция из белоснежного бетона с обратной стороны оборачивается многоэтажной стеклянной стеной с гигантским проекционным экраном площадью 650 кв. метров для музыкальных трансляций. Типичное для Гери буйство смятых и закрученных объемов перенесено внутрь здания и хорошо просматривается сквозь стекло. В том же году в Нью-Йорке завершилось строительство первого в карьере Гери небоскреба — The Beekman Tower высотой 265 м. 76-этажная башня стала самым высоким жилым зданием на Манхэттене и в народе получила новое имя — New York by Gehry.
Макет музея Kunsthalle в Сеннерборге, Дания. 2010.Гери — желанный гость в Европе. После Танцующего дома в Праге (1995), в Дюссельдорфе он возвел Der Neue Zollhof (1999), а в Ганновере — башню Gehry Tower и отметился невероятным атриумом в здании DZ Bank у Бранденбургских ворот в Берлине (2001). Осенью 2010 года в Vitra Design Museum, который тоже построен по его проекту в 1989-м, была открыта его персональная выставка. В числе других посетители музея увидели грандиозный макет резорта на острове Сентоза в Сингапуре — совместную работу Gehry Partners, известного архитектора Грэга Линна (Greg Lynn Form) и нью-йоркского офиса Arnell, но проект так и не был реализован.
Атриум DZ Bank, Берлин, 2001.Еще одна европейская премьера состоялась осенью 2014-го: в Булонском лесу в 16-м округе Парижа открылся Центр современного искусства фонда Louis Vuitton Foundation, построенный Гери по заказу группы LVMH. Фантастическая постройка в виде нагромождения невероятных, словно накренившихся в едином порыве листов из стекла и стали обошлась в 143 млн долларов. Внутри — 11 галерей общей площадью около 4 тыс. кв. метров и зал на 350 мест, на разноуровневых крышах — террасы, открытые для публики.
Центр современного искусства фонда Louis Vuitton, 2018. Фото Roseline Diemer (@roxdmr)Гери часто упрекают в дороговизне его проектов и нецелесообразности слишком сложных форм, недовольные девелоперы не раз разрывали с ним контракты. Только в Нью-Йорке Гери исключили из нескольких проектов: от строительства нового здания Музея Гуггенхайма отказались, комплексом Pacific Park и театром Performing Arts Center при Всемирном торговом центре будут заниматься другие архитектурные бюро. Реализация наиболее ожидаемого проекта — Музея Гуггенхайма на острове Саадият в Абу Даби — приостановлена из-за падения цен на нефть, едва начавшись в 2011. Когда возобновится стротельство этого музейного комплекса площадью 42 тыс. кв. м и возобновится ли оно вообще — пока неизвестно.
Фрэнк Гери разработал дизайн ковров для португальского бренда, Ferreira de Sá.В детстве Гери с бабушкой строил города из деревяшек и мечтал о переустройстве жизни. В его скромной семье придерживались левых взглядов, которые близки архитектору до сих пор. «Я никогда не хотел строить дома для богатых людей. Но в какой-то момент меня увлекла сама игра формы, возможность трактовать пространства. В принципе занятие архитектурой похоже на работу режиссера, снимающего фильм. Это очень увлекательно, это затягивает и дает энергию».
www.interior.ru