Фрэнк Гери: открывая деконструкцию | myDecor
АрхитекторыИстория дизайна
Американский архитектор и дизайнер Фрэнк Гери (Frank Gehry) всегда говорил, что архитектура — не статическая, а динамическая форма. Он полагал, что в устойчивой конструкции происходит собственное движение, преодолевающее монолитную тяжесть здания. Весть его архитектурный опыт — наглядное подтверждение этого принципа.
Фрэнк Гери с образцом картона и эскизом кресла, 1972.
- Фото
- Getty Images
№1
Фрэнк Гери родился 28 февраля 1929 года в Торонто в семье выходцев из России и Польши. Считается, что его бабушка, Лея Каплан, научила Фрэнка строить игрушечные города: они часами играли, выстраивая фантастические сооружения из кусочков дерева.
Стул и журнальный столик Wiggle, дизайн Фрэнка Гери, 1972. Выпускается маркой Vitra, www.vitra.com
№2
Дед Фрэнка Гери владел строительным магазином. Полагают, что интерес Фрэнка к простым строительным материалам — проволочной сетке, неокрашенной фанере, необработанному камню связан с воспоминаниями детства: они напоминают дни, проведенные в магазине деда.
Фрэнк Гери демонстрирует прочность своего стола из прессованного картона. Фото: Ральф Морс, 1972.
№3
В 1940-е годы, когда родители Фрэнка Гери переехали из Канады в США, он работал водителем грузовика. Кроме того, он подрабатывал, записывая объявления для радио. Параллельно Фрэнк Гери учился в Университете Южной Калифорнии (USC).
Арт-музей Louis Vuitton Foundation, Париж. Проект Фрэнка Гери, 2014.
- Фото
- Getty Images
Арт-музей Louis Vuitton Foundation, Париж. Проект Фрэнка Гери, 2014.
- Фото
- Getty Images
№4
Архитектурой Фрэнк Гери занялся только в 1950-е годы, когда начал учиться в Гарвардской Высшей Школе Дизайна. Его основным предметом было городское планирование. Однако он был вынужден покинуть Школу, так и не закончив курс, отстаивая принципы социальной ответственности в архитектуре, которых ему недоставало в Гарварде.
The Ray and Maria Stata Center при Массачусетском технологическом институте (MIT). Проект Фрэнка Гери, 2005.
№5
Во второй половине 1950-х Фрэнк Гери начал работать в бюро Виктора Груэна (Victor Gruen) — американского архитектора австрийского происхождения, который сформировал в США архитектурную традицию сооружения крупных торговых центров и общественных пространств.
Кливлендская клиника Лу Руво Центра здоровья мозга в Лос-Анджелесе. Проект Фрэнка Гери, 2010.
№6
В 1957 году Фрэнк Гери реализовал свой первый самостоятельный проект: виллу The David Cabin в Калифорнии. Гери использовал особенности рельефа и ориентировался в своих решениях на принципы восточной архитектуры. Источником его вдохновения был «Дом сокровищ в Нара» (Сёсоин) — сокровищница храма Тодай-дзи, построенного в Японии в VIII в.
№7
В 1961 году Фрэнк Гери работал в Париже, а затем, в 1962 году в Лос-Анджелесе, основал свою собственную компанию. Его ранние проекты были реализованы в Калифорнии, среди которых — Центр Санта-Моника (1980) и необычный Дом Нортона (1984), в котором он объединили принципы будущей деконструкции и пост-модернистской архитектуры.
«Дом Нортона», Лос-Анджелес. Проект Фрэнка Гери, 1984.
№8
Эти принципы он опробовал и на собственном примере, купив в 1970-е годы для себя и своей семьи дом в Санта-Монике, который вскоре превратился в настоящий символ деконструктивизма. Построенная им «уродливая конструкция», как называли его жилище соседи, стала сенсацией в СМИ и принесла славу молодому архитектору.
Фрэнк Гери на пороге своего дома в Санта-Монике.
№9
В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул и и журнальный столик Wiggle, созданные в рамках этой серии, в настоящее время выпускаются компанией Vitra.
№10
В 1988 году Фрэнк Гери стал одним из центральных участников выставочного проекта «Деконструктивистская архитектура», который проходил в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Выставка, куратором которой выступил архитектор Филипп Джонсон представила практически неизвестных на тот момент мастеров: Рема Колхаса (Rem Koolhaas), Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind), Заху Хадид (Zaha Hadid), Питера Айзенмана (Peter Eisenman), Бернара Чуми (Bernard Tschumi) и Фрэнка Гери. Этот проект положил начало архитектурному деконструктивизму, который стал основной стратегией архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Один из первых эскизов отеля Marqués de Riscal Hotel.
Отель Marqués de Riscal Hotel при винодельне под Бильбао, Испания. Проект Фрэнка Гери, 2006.
№11
В начале 1990-х Гери вновь обращается к дизайну мебели и разрабатывает коллекцию из гнутого дерева для фабрики Knoll. Источником вдохновения для него вновь служили детские воспоминания: дизайнер черпал вдохновение в плетеных корзинах для яблок, с которыми играл в детстве.
Эволюция Bentwood Collection: от плетеной кадки до кресла. Эскизы Фрэнка Герри для Knoll, 1992.
- Фото
- Knoll Archive
Коллекция мебели из гнутого дерева Bentwood Collection, дизайн Фрэнка Герри, 1992. Выпускается компанией Knoll, www.knoll.com.
- Фото
- Knoll Archive
№12
В 1989 году Фрэнк Гери был удостоен Притцкеровской премии по архитектуре. Жюри оценило Фрэнка Гери как мастера, всегда открытого для экспериментов и создающего сложные коллажи из материалов и пространства, и назвало его «Пикассо архитектуры». Любопытно, что свои самые известные проекты, принесшие ему мировую славу, Гери построил уже после получения главной архитектурной награды — в 2000-е годы.
№13
В 1996 Фрэнк Гери создал одно из самых необычных сооружений современной архитектуры — «Танцующий дом» в Праге. Для того времени появление подобного рода здания в центре столицы Чехословакии среди готических и барочных построек было событием из ряда вон выходящим, настоящим радикальным вызовом традиционной архитектуре.
Знаменитый «Танцующий дом» в Праге. Проект Фрэнка Гери и Владо Милунича,1994-1996 гг.
№14
Пожалуй, самый знаменитый проект Гери, музей Гуггенхайма в Бильбао, был построен в 1997 году. Архитектор Филипп Джонсон называл его «величайшим сооружением нашего времени». Здание музея Гуггенхайма стало важным примером архитектурной деконструкции и одним из наиболее заметных проектов музейной архитектуры рубежа ХХ и XXI веков.
№15
В свои 90 с лишним лет Фрэнк Гери продолжает активно работать. Он проектирует флагманские бутики Louis Vuitton, работает над развитием кампуса Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и реализует масштабную реновацию Музея изобразительных искусств Филадельфии. Среди других его текущих проектов — жилой комплекс в Лондоне и самые высокие небоскребы в Торонто.
Архитектор и дизайнер Фрэнк Гери в своей студии Gehry Partners, LLP.
- Фото
- Getty Images
перелетая в ХХI век – MyWay
Классик архитектуры ХХ века, которому давно ничего не надо доказывать – это вполне доказала Притцкеровская премия, врученная ему еще в 1989 году, – мог бы просто почивать на лаврах. Однако сегодня 92-летний Фрэнк Гери живее всех живых и продолжает удивлять, превращаясь теперь в главного архитектора XXI века. Чем так хороши постройки этого выходца из Канады – в нашем обзоре самых интересных его творений.
Музей Гуггенхайма, Бильбао, 1997
Хотя формально испанский музей относится к прошлому веку, но именно «чудо в Бильбао» превратило Фрэнка Гери в суперзвезду. Конечно, о нем и его стиле (деконструктивизме) знали и говорили с 1970-х годов. Однако Музей Гуггенхайма в некрупном баскском городе «выстрелил» как ничто другое: напоминающее то ли плывущий парусник, то ли раскрывающийся бутон творение Гери сразу превратилось в достопримечательность. Появился новый тренд: музейное здание, которое более известно, чем размещенная в нем коллекция. Туристы специально ехали в Бильбао, чтобы увидеть это странное нагромождение металлических пластин. На фоне окружающей стандартной и скучной застройки эффект был потрясающим. Архитектура превратилась в зрелище.
Музей музыки, Сиэтл, 2000
После Бильбао за Фрэнком Гери закрепилась репутация «музейного архитектора». И хотя сам он неоднократно пытался избавиться от этого имиджа, однако лучшие его постройки – это именно музеи или, как вариант, концертные залы. И вновь почти никто не знает, какие сокровища музыкальной культуры хранит разноцветный дом-взрыв в Сиэтле. Да и неважно! В очертаниях здания меломаны сразу увидели силуэты гитар Джими Хендрикса, которые тот методично разбивал на концертах. Вот вам гениальная пространственная метафора современной музыки. То, что все это еще и технологично, и практично, и экологично, широкую публику не слишком интересует.
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2003
Почти 15 лет, с осени 2003 года, возводилось это новое медийное пространство – концертная площадка и домашняя сцена Лос-Анджелесского филармонического оркестра. В его финансировании участвовала супруга знаменитого мультипликатора. Наконец, если верить релизам, возник один из лучших по акустике и по театральному наполнению зал в мире. Однако большинство оценило этот комплекс сугубо «по одежке». Неважно, что каждый стальной лист и выгнутая сфера – это отдельное помещение огромного здания, которое, кажется, пустилось в пляс. Там даже орган – не стройные ряды труб, а настоящий железный взрыв. Не случайно премьеры «Матрицы» проходили именно в КЗ Диснея. Остается добавить, что в 2010 году творение Гери было признано еще и самым сексуальным зданием в мире.
Биомузей, Панама, 2014
Еще один музей, построенный Фрэнком Гери в стороне от очевидных туристических маршрутов, но сразу получивший статус культового. После того как в 1999 году властям Панамы передали контроль над каналом, потребовалось возвести какой-нибудь символ нового времени. Так возникла идея на месте военной базы создать некий центр, рассказывающий о природе этого региона. Места около Панамского канала исключительные: на площади, едва превышающей площадь среднего города, обитает больше видов птиц, млекопитающих, пресмыкающихся и растений, чем в США и Канаде, вместе взятых. Впрочем, когда Гери проектировал этот музей с разноцветной алюминиевой крышей, он учитывал не столько панамское биоразнообразие, сколько этнографическую особенность, металлические крыши хижин местных жителей. Теперь это странное, переливающееся на солнце сооружение – главный объект для фотографирования с палуб круизных лайнеров. Мало кто стремится попасть внутрь и изучить экспозицию «Мост жизни». К сожалению, музей убыточен. Зато растиражирован на всех фото.
Фонд Louis Vuitton, Париж, 2016
Выстроенный на окраине Булонского леса музей-мираж поначалу был воспринят парижанами скептически. Всем было известно, сколь эксцентричен владелец Louis Vuitton и одержимый коллекционер Бернар Арно. От него всегда ждут провокации. Скепсис подогревали слухи о том, что архитектор проектирует здание по очертаниям смятых и брошенных на стол листов бумаги (так это демонстрировалось на выставке, посвященной Фрэнку Гери). Сегодня все эти сомнения в прошлом. Собственными руками создав макеты более 60 вариантов, Гери нашел наиболее, на его вкус, оптимальный: за общий вид отвечают 12 стеклянных парусов, взметнувшиеся на высоту 46 метров. Все вместе это напоминает летящий корабль или гигантский айсберг. Вновь внешнее могло бы затмить внутреннее содержание, однако качество выставок, которые сейчас проходят в фонде, говорит об обратном. Это один из лучших музеев Парижа.
Башня в кампусе LUMA, Арль, 2021
Самое свежее среди завершенных творений Фрэнка Гери. Реконструкция индустриального района Арля вылилась в создание культурного кластера. Для арт-квартала LUMA Arles требовался яркий архитектурный акцент. Инвесторы знали, к кому обратиться. Фрэнк Гери немедленно вспомнил виды окрестностей Арля на картинах Винсента Ван Гога и предложил соединить в одном строении сразу два символа этого места. Остекленный «барабан» основания должен напоминать о римском амфитеатре, а сама башня – о старинных башнях Арля и местной известняковой горной гряде Альп, которую так любил изображать Ван Гог. Облицовка панелями из нержавеющей стали навеяна именно этими пейзажами. Художникам, которые приедут в эту арт-резиденцию, придется бесконечно запечатлевать новомодную башню.
Музей Гуггенхайма, Абу-Даби, 2023-2025
Вокруг Guggenheim Abu Dhabi Museum давно кипят страсти, проект то открывают, то вновь замораживают. У него столько же сторонников, сколько и яростных противников. Проект был сделан Гери еще в 2007 году специально для острова Саадият в Персидском заливе. За это время по соседству успел появиться филиал Лувра, спроектированный Жаном Нувелем. Теперь нас ждет битва архитектурных гигантов. Предполагается, что в новом музее будет размещено абстрактное искусство из коллекции Гуггенхайма (для исламской аудитории). Само здание – сложная композиция из гипсовых блоков и самоохлаждающихся полупрозрачных конусов. Если раньше Гери соревновался с Ван Гогом, теперь дело дошло до абстрактных экспрессионистов.
Фото: arquitecturaviva.com, christinagurunian.com, dezeen.com, archdaily.com, arqa.com
Новости из мира моды и стиля – в MY WAY.
Текст: Сергей Соловьев
Фрэнк Гери новости, архитектура и интервью
BIG и Фрэнк Гери среди студий с «особыми видениями» для Музея ВМС США
BIG, Gehry Partners и Perkins&Will входят в число пяти студий, которые были выбраны в качестве финалистов конкурса на проектирование будущего Национального музея ВМС США. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийНаконец-то утвержден долгожданный проект Фрэнка Гери Ocean Avenue в Санта-Монике
Многофункциональное здание архитектора Фрэнка Гери, на создание которого ушло почти десятилетие, получило окончательное разрешение на строительство в Санта-Монике, штат Калифорния.
Дискуссия Dezeen
Дезин дебаты
Информационный бюллетень Dezeen Debate посвящен небоскребам The Grand Фрэнка Гери
В последнем выпуске Dezeen Debate представлена пара небоскребов, спроектированных Фрэнком Гери. Подпишитесь на Dezeen Debate прямо сейчас. Еще
Серена Лоуренс | | Оставить комментарийВ Лос-Анджелесе открылись грандиозные небоскребы Фрэнка Гери
Пара небоскребов, спроектированных архитектором Фрэнком Гери, которые включают в себя жилые дома, торговые площади и отель, открылись в Лос-Анджелесе напротив знаменитого концертного зала Уолта Диснея, построенного архитектором. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийФрэнк Гери «никогда не считал себя деконструктивистом»
Архитектор Фрэнк Гери не считал себя частью движения деконструктивизма, и философ Жак Деррида сказал ему, что его работа не была деконструктивистской. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийФрэнк Гери создает «приветственное здание» для Детского института в Лос-Анджелесе
Архитектор Фрэнк Гери бесплатно спроектировал детский институт в районе Уоттс в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, который будет предоставлять социальные услуги местному населению. Еще
Бен Дрейт | | Оставить комментарий«Блестящие здания — всегда плохая идея», — говорит комментатор
В обновлении комментариев на этой неделе читатели обсуждают недавно опубликованные визуальные эффекты самых высоких жилых небоскребов Фрэнка Гери и других главных историй.
Фрэнк Гери представляет новые изображения своих самых высоких жилых небоскребов
Канадский архитектор Фрэнк Гери показал дополнительные изображения своих небоскребов Forma, которые должны быть построены в Торонто, Канада, и украшены интерьерами Паоло Феррари.
Бен Дрейт | | Оставить комментарий
ЕщеПристройка к дому Гери кажется «выходящей изнутри дома»
Продолжая нашу серию статей о деконструктивистской архитектуре, мы рассмотрим дом Гери, радикальную пристройку архитектора Фрэнка Гери к его дому в Санта-Монике, Калифорния. Подробнее
Кайса Карлсон | | Оставить комментарийКонцертный зал имени Уолта Диснея Фрэнка Гери стал «гостиной» Лос-Анджелеса
Далее в нашей серии статей о деконструктивизме мы рассмотрим культовый концертный зал Уолта Диснея, спроектированный канадско-американским архитектором Фрэнком Гери.
Подробнее Лиззи Крук | | Оставить комментарийМузей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао — «величайшее здание нашего времени»
Следующим в нашей серии о деконструктивизме является Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, здание, которое возродило экономику города и положило начало всемирной тенденции создания музеев-знаменитостей. Еще
Элин Гриффитс | | Оставить комментарий«Это лучшая работа Фрэнка», — говорит комментатор
.В обновлении комментариев на этой неделе читатели обсуждают жилищное строительство Фрэнка Гери на электростанции Баттерси в Лондоне и обсуждают другие главные новости. Подробнее
Карен Андерсон | | Оставить комментарийФрэнк Гери привлек внимание всего мира к деконструктивизму
Продолжая нашу серию статей о деконструктивистской архитектуре, мы рассказываем о Фрэнке Гери, канадском архитекторе, который привлек внимание всего мира к этому стилю, создав новаторский Музей Гуггенхайма в Бильбао. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийФрэнк Гери обрамляет электростанцию Баттерси своим первым жилищным проектом в Великобритании
Рифленые белые фасады, пронизанные большими окнами, определяют жилой комплекс Prospect Place, который архитектор Фрэнк Гери, обладатель Притцкеровской премии в области архитектуры, завершил на электростанции Баттерси в Лондоне. Подробнее
Лиззи Крук | | Оставить комментарийКомментатор называет пристройку школы Колберн «любовным детищем Гери и Колхаса»
В комментариях на этой неделе читатели не могут поверить, что планы по расширению школы Колберн в центре Лос-Анджелеса были разработаны архитектором Фрэнком Гери, и обсуждают другие главные новости. Подробнее Карен Андерсон | | Оставить комментарийФрэнк Гери выпускает дизайн для Colburn Center в Лос-Анджелесе
Школа Колберн объявила о планах расширения кампуса площадью 100 000 квадратных футов в центре Лос-Анджелеса по проекту архитектора Фрэнка Гери. Еще
Бен Дрейт | | Оставить комментарийДискуссия Dezeen
Дезин дебаты
Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в сегодняшнем информационном бюллетене Dezeen Weekly
В последнем выпуске нашего еженедельного информационного бюллетеня Dezeen Weekly представлен проект архитектора Фрэнка Гери для музея Гуггенхайма в Абу-Даби. Подробнее
Карен Андерсон | | Оставить комментарийМузей Гуггенхайма в Абу-Даби, спроектированный Фрэнком Гери, объявляет дату открытия в 2025 году
Долгожданный музей Гуггенхайма в Абу-Даби по проекту архитектора Фрэнка Гери должен открыться в 2025 году, почти через 20 лет после обнародования планов и через 14 лет после начала строительства. Подробнее
Лиззи Крук | | Оставить комментарийФрэнк Гери украшает флакон духов Louis Vuitton алюминиевым цветком
Лауреат Притцкеровской премии архитектор Фрэнк Гери спроектировал свой первый флакон духов для французского модного бренда Louis Vuitton. Еще
Элис Финни | | Оставить комментарийНа этой неделе мы взяли интервью у Фрэнка Гери о его башне Luma Arles
На этой неделе на Dezeen мы поговорили с Фрэнком Гери об экологических характеристиках его последнего проекта «Башня» во французском городе Арле. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарий
Foster + Partners воплощает «творческий дух Мумбаи» с первым Apple Store в Индии
Уоррелл Йенг обновляет ферму в Нью-Йорке с коллекцией «родственных» деревянных зданий
Арон Химмельфарб расширяет пивоварню Hudson Valley дегустационным залом из кортеновской стали
Компания Foster + Partners проектирует терминал для «службы воздушного такси» в Дубае
Консоли Espacio 18 Arquitectura, скульптурный бетонный дом в Оахаке
Десять зданий, втянутых в судебные баталии
Десять различных и повседневных применений биопластика
Блок 722 прижимает дом O Lofos к горному склону Крита
Руководство по мероприятиям Dezeen
Дезин Джобс
Фрэнк Гери | Притцкеровская премия в области архитектуры
Фрэнк Гери считает недавно сданный в эксплуатацию Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе своим первым крупным проектом в своем родном городе. Не новичок в музыке, он давно сотрудничает с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, работая над улучшением акустики в Голливуд-боул. Он также спроектировал амфитеатр Конкорд в северной Калифорнии и еще один гораздо раньше в своей карьере в Колумбии, штат Мэриленд, музыкальный павильон Merriweather Post.
Музей современного искусства выбрал его для преобразования старого склада в выставочное пространство Temporary Contemporary (1983 г.) на время строительства постоянного музея. Он получил высокую оценку и используется по сей день. В гораздо меньших масштабах, но столь же эффективно, Гери реконструировал то, что когда-то было ледяным складом в Санта-Монике, добавив несколько других зданий в комбинированный художественный музей, торговый центр и офисный комплекс.
Вера в то, что «архитектура — это искусство», всегда была частью жизни Фрэнка Гери, сколько он себя помнит. На самом деле, когда его спросили, есть ли у него наставники или кумиры в истории архитектуры, он ответил, что взял со стола фотографию Бранкузи и сказал:0215 художникам нравится это.
Он оказал большее влияние на мою работу, чем большинство архитекторов. На самом деле, кто-то предположил, что мой небоскреб, выигравший конкурс в Нью-Йорке, похож на скульптуру Бранкузи. Я мог бы назвать Алвара Аалто из мира архитектуры человеком, которого я очень уважаю, и, конечно же, Филипа Джонсона».Гери родился в Канаде в 1929 году. Сегодня он натурализованный гражданин США. из Южной Калифорнии и начал работать полный рабочий день в компании Victor Gruen Associates, где он подрабатывал, еще учась в школе. После года службы в армии он был принят в Гарвардскую высшую школу дизайна для изучения городского планирования. в Лос-Анджелес, он некоторое время работал на Перейру и Лакмана, а затем вернулся к Груэну, где оставался до 19 лет.60.
В 1961 году Гери с семьей, в которую к тому времени входили две дочери, переехали в Париж, где он работал в офисе Андре Ремонде. Его французское образование в Канаде было огромным подспорьем. В течение того года жизни в Европе он изучал произведения ЛеКорбюзье, Бальтазара Неймана и увлекался французскими римскими церквями.
Он не раз говорил: «Лично я ненавижу звенья цепи. Я связался с ними, потому что они неизбежно использовались вокруг моих зданий. Если вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним».
Проект 1979 года иллюстрирует использование им сетчатого ограждения при строительстве Морского музея Кабрильо, комплекса зданий площадью 20 000 квадратных футов, которые он «связал» сетчатым ограждением. Эти «теневые структуры», как их называет Гери, связывают воедино части музея.
ПредыдущийСледующийРезиденция Гери
1978
Санта-Моника, Калифорния
Фото Майкла Морана
ПредыдущаяСледующая ПредыдущаяСледующаяКалифорнийский аэрокосмический музей
1984
Лос-Анджелес, Калифорния
Фото Майкла Морана t
Калифорнийский аэрокосмический музей
1984
Лос-Анджелес, Калифорния
Фото Майкла Moran
ПредыдущийСледующий ПредыдущийСледующийКалифорнийский аэрокосмический музей
1984
Лос-Анджелес, Калифорния
Фото Майкла Морана. 07 ПредыдущийСледующий
ПредыдущийСледующийDZ Bank
1999
Берлин, Германия
ПредыдущийСледующий ПредыдущийСледующийПритцкеровский павильон
2004
Чикаго, Иллинойс
© Kenneth Tanaka
ПредыдущийСледующийКалифорния Архитектор Фрэнк Гери стал лауреатом Притцкеровской архитектурной премии 1989 года
Фрэнк Гери из Санта-Моники, Калифорния, был выбран двенадцатым лауреатом Притцкеровской архитектурной премии. Несмотря на то, что он родился в Канаде, он стал гражданином Соединенных Штатов в 1950 году. Он стал шестым американцем, получившим престижную премию с момента ее учреждения The Hyatt Foundation в 1979 году. Архитекторы из шести других стран также удостаивались такой чести в прошлом. десятилетие.
Приз, состоящий из гранта в размере 100 000 долларов США, медальона и официального сертификата, будет вручен на церемонии 18 мая в Наре, Япония, в буддийском храме Тодай-дзи, крупнейшем и старейшем деревянном строении в мире, имеющем статус Национальное достояние этой страны.
Только что отпраздновавший свое шестидесятилетие, Гери в последние годы добился значительной известности, отчасти благодаря некоторым из его наиболее необычных проектов, в которых нестандартным образом использовались такие материалы, как ограждение из звеньев цепи, картон и гофрированный металл. Его собственный дом в Санта-Монике является хорошо известным примером.
Гери получил степень бакалавра архитектуры в Университете Южной Калифорнии в 1954 году, а затем продолжил обучение в Гарвардской высшей школе дизайна в 1956 и 1957 годах. Danziger Studio/Residence в 1964 году. Ретроспективная выставка его работ, организованная Художественным центром Уокера в Миннеаполисе, штат Миннесота, посетила крупные музеи за последние два года, собрав рекордное количество посетителей.
В Лос-Анджелесе недавнее присуждение комиссии за проектирование Концертного зала Уолта Диснея для Музыкального центра, стоимость которого оценивается в сто миллионов долларов для некоторых из его наиболее необычных проектов, принесло ему дополнительное признание. В прошлом году он также получил заказ на крупное высотное здание для Progressive Corporation в Кливленде и выиграл конкурс на другое здание в Нью-Йорке.
Гери получил более 25 национальных и региональных наград AIA, премию Бруннера и многие другие. Он очень востребованный лектор в музеях, архитектурных обществах и университетах. Помимо своих строительных проектов, он стал широко известен своими концепциями мебели из картона и дизайном музейных выставок в Художественном музее округа Лос-Анджелес — от «Сокровища искусства Японии» до «Сокровищ Тутанхамона», а также за работы современных художников. художники.
Джей А. Притцкер, президент The Hyatt Foundation, объявил о 1989 выбор жюри, заявив: «Большой объем работ архитектора Фрэнка Гери, который включает жилые дома, музеи, библиотеки, школы, магазины, концертные залы, рестораны, всевозможные общественные здания и даже сарай для сена, демонстрирует диапазон стилей, который не поддается классификации, но, безусловно, заслуживает признания его вклада в искусство архитектуры».
Билл Лейси, секретарь жюри, сообщил о официальной цитате из отборочной комиссии, которая гласит: «В творческом климате, который слишком часто смотрит назад, а не в будущее, где ретроспективы преобладают над риском, это важно чтить архитектуру Фрэнка Гери.
Освежающе оригинальные и полностью американские работы Гери, исходящие из его популистской точки зрения на Южную Калифорнию, представляют собой в высшей степени утонченную, утонченную и авантюрную эстетику, в которой особое внимание уделяется архитектурному искусству.
Билл Лейси, исполнительный директор Притцкеровской премии, написал в своей книге 1991 года «100 современных архитекторов»: «Как архитектор/философ/художник голландец Рем Колхас расширил и продолжает расширять наше восприятие городов и цивилизации».
В творческом климате, который слишком часто смотрит назад, а не в будущее, где ретроспективы более распространены, чем риск, важно чтить архитектуру Фрэнка О. Гери.
Освежающе оригинальные и полностью американские, исходящие из его популистской точки зрения на Южную Калифорнию, работы Гери представляют собой в высшей степени утонченную, утонченную и авантюрную эстетику, которая подчеркивает искусство архитектуры.
Его иногда противоречивые, но всегда захватывающие работы были по-разному описаны как иконоборческие, буйные и непостоянные, но жюри, присуждая эту награду, высоко оценивает этот неугомонный дух, который сделал его здания уникальным выражением современного общества и его амбивалентные ценности.
Всегда открытый для экспериментов, он также обладает уверенностью и зрелостью, которая, как и Пикассо, сопротивляется тому, чтобы быть связанным либо критическим признанием, либо его успехами. Его здания представляют собой сопоставленные коллажи пространств и материалов, которые заставляют пользователей ценить как театр, так и закулисье, которые одновременно раскрываются.
Хотя приз присуждается за жизненные достижения, жюри надеется, что г-н Гери воспримет его как поощрение за продолжение экстраординарной «незавершенной работы», а также за его значительный вклад в архитектуру двадцатого века.
Буддийский храм Тодай-дзи, Нара, Япония
Тодай-дзи, или Великий восточный храм, буддийский храмовый комплекс в городе Нара, Япония, был первоначально основан в 743 году. его высота и служил государственной религией. Самой известной статуей в храме Тодай-дзи является Будда Вайрочана, известный на японском языке как Дайбуцу. Это гигантская позолоченная статуя 49футов в высоту. Первоначально он располагался в полностью деревянном здании Дайбуцу-дэн высотой 157 футов, которое, по общему мнению, было самым большим деревянным зданием в мире того времени. С тех пор статуя несколько раз переделывалась по разным причинам, включая повреждение землетрясением, а храм дважды перестраивался после пожара. Нынешнее здание, построенное в 1709 году, хотя и огромно, примерно на тридцать процентов меньше своего предшественника. Храм внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «Исторические памятники древней Нары» вместе с семью другими объектами, включая храмы, святыни и места в городе Нара.