Райт Фрэнк Ллойд | это… Что такое Райт Фрэнк Ллойд?
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.
Содержание
|
Биография
Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем.
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Стиль Прерий
Дом Роби
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы [2]. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
«Юсоновский» период, 30-е годы
«Дом над водопадом»
Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции [3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.
Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.
Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»
В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места. [5]
Поздние работы
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[6]
Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем [7] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.
Семья и личная жизнь
Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.- Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
- Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребенка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
- Брак с Мириам Ноэль (1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году
- Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.
У Райта осталось семь детей, три сына и четыре дочери.
Список построек
Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оак Парк, шт Иллинойс.
- Дом и студия архитектора, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1889—1909
- Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
- Дом Уиллитса, Хайлэнд Парк, шт. Иллинойс, 1901
- Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
- Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903—1905
- Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
- Дом Уэсткотта, Спрингфилд, шт. Огайо
- Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
- Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
- Имперский отель, Токио, Япония 1923
- Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью Йорк, 1928
- «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
- Штаб-квартира фирмы «Джонсон Вакс», Расин, шт. Висконсин
- Западный Талиесин, Скоттсдейл, шт. Аризона
- Прайс-тауэр, Бартлсвиль, шт. Оклахома, 1956
- Музей Соломона Гуггенхайма, г. Нью Йорк, 1943—1959
- Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957—1966
Примечания
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.274
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М. , Стройиздат, 1990, стр.278
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.279
Внешние ссылки
- Frank Lloyd Wright Foundation Официальный сайт фонда Райта (англ.)
- Архитектор американских ландшафтов, 1922—1932 (англ.)
- Видеосъемка зданий Райта на YouTube
Литература
- Пфайффер, Брюс Брукс Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2
- Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990
- Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001
- Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
биография и 5 лучших домов архитектора
Множество реализованных проектов, популяризация органичной архитектуры и собственная философия стиля — именно за это Фрэнка Ллойда Райта называют величайшим американским архитектором
Фото: Shutterstock
О жизни, принципах и главных архитектурных проектах мастера рассказываем в нашей статье.
- Кто такой
- Краткая биография
- Основные принципы
- Знаменитые здания
- Комментарий эксперта
Эксперт в этом материале:
- Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»
adv.rbc.ru
Кто такой Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт (Фото: Wikimedia Commons)
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) был последователем и популяризатором органической архитектуры: он считал, что любые здания должны максимально вписываться в ландшафт и гармонировать как с его обитателями, так и с окружающей средой. Его стиль прерий стал основой дизайна гражданской архитектуры XX века в США: он построил около 50 домов с 1900 по 1910 год [1]. Здания отличались плоскими крышами, сплошным ленточным остеклением и искусной мимикрией под пейзаж вокруг. Для строительства Райт также подбирал природные материалы, которые характерны для конкретной местности, и считал, что любое сооружение должно быть целесообразным, а форма отвечать назначению.
Дом Фрэнка Ллойда Райта в Си-Клиффе (Фото: Wikimedia Commons)
Фрэнк Ллойд Райт спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них в список объектов Всемирного наследия. Он известен как главный практикующий архитектор Школы прерий, среди его знаменитых работ — собственная летняя резиденция Талиесин, отель «Империал», Дом над водопадом, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Краткая биография Фрэнка Ллойда Райта
Фрэнк Ллойд Райт с японскими учениками (Фото: Wikimedia Commons)
Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленд-центре, штат Висконсин, 8 июня 1867 года в семье проповедника и музыканта Уильяма Кэри Райта и учительницы Анны Ллойд Джонс. Из-за работы отца семья много переезжала, а в 1885 году после развода родителей 18-летний Фрэнк совмещал работу с учебой в университете. В итоге так и не получив профильного образования, спустя два года он переехал в Чикаго и начал трудиться под руководством известного архитектора Луиса Салливана. Оценив потенциал юного коллеги, Салливан отдавал ему в работу множество проектов по жилой недвижимости. Но из-за того что брал заказы со стороны, Ллойд был уволен. В 1939 году архитектор открыл собственную компанию.
Сотрудничество с родоначальником американского модернизма и основателем Школы прерий Луисом Салливаном очень сильно повлияло на Ллойда. После промышленной революции у архитекторов появилось множество новых материалов, но не было навыков работы с ними. Облику построек того времени не хватало индивидуальных черт, присущих именно США, они так или иначе принадлежали к уже сложившимся до этого архитектурным стилям. Фактически благодаря проектам Ллойда, который стал продолжателем и главным идеологом органической архитектуры, в Америке ярко проявился собственный стиль. Дома прерий, построенные по проектам Фрэнка с 1900 по 1917 год, максимально отражали его взгляды на архитектуру. Они идеально вписывались в окружающий пейзаж и не нарушали его целостность. В этом же формате архитектор построил собственную резиденцию Талиесин, которая стала своеобразным манифестом его архитектурных принципов. Увы, именно здесь произошла одна из главных трагедий его жизни: слуга, который работал у Ллойда, убил его супругу Марту Чейни и ее двоих детей, а затем поджег дом.
Чтобы пережить трагедию, Райт активно взялся за новый проект в Японии: он приехал в страну в 1916 году и остался там на пять лет. Построенный по его чертежам отель «Империал» причислили к достопримечательностям Токио. Но во время Второй мировой войны бомбежки повредили здание, а перестраивать его, в отличие от Талиесина, Фрэнк не стал.
К 30-м годам XX века популярность архитектора пошла на спад, необходимы были новые заказы. В Талиесине он открыл творческую мастерскую, и одним из его учеников стал сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получил предложение построить для Кауфманов семейную резиденцию. Проект стал инновационным: часть утеса, на котором стоял дом, была вписана в интерьер, водопад на участке также оказался структурным элементом постройки. Он получил название «Дом над водопадом» и стал одной из визитных карточек архитектора. Знаковым проектом для Райта оказался и музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проектирование и возведение необычного здания заняли около 16 лет. В итоге для посетителей здание открылось уже после смерти архитектора в 1959 году.
Основные архитектурные принципы Фрэнка Ллойда Райта
Модель Дома с водопадом, 1935 (Фото: Wikimedia Commons)
Райт написал много трудов, в которых подробно рассказывал о взглядах на архитектуру и делился собственными концепциями. Фрэнк считал, что ни один вид искусства не может существовать без собственной философии, в том числе архитектура [2].
1. Встроенность в ландшафт
Любая постройка, будь то частный жилой дом или общественное здание, должна быть максимально вписана в ландшафт. Это стало основополагающим принципом в органической архитектуре: каждый проект Райт рассматривал как часть окружающего мира. Дома лучше всего смотрятся, когда они буквально сливаются с местным пейзажем. Поэтому все его проекты уникальны и существуют в контексте, в который их поместил архитектор.
2. Натуральные материалы
По той же причине Фрэнк Ллойд Райт всегда старался использовать материалы, которые характерны для местности, где происходит строительство. Так, по мнению архитектора, он нивелировал вмешательство в природный пейзаж и делал постройку частью ландшафта. При этом Райт избегал слишком большого количества разных фактур.
3. Единообразие внутри и снаружи
Дом Розенбаума в Алабаме (Фото: Amanderson2/Flickr)
По мнению Райта, по-настоящему органичное здание начиналось с дизайна интерьера и распространялось дальше, на экстерьер. Оно должно находиться в гармонии со временем, местом и обитателями. И рассматривать любую постройку с точки зрения органичности можно, учитывая все эти параметры. Поэтому Фрэнк разрабатывал не только внешнюю часть здания, но и выступал дизайнером мебели, ковров, тканей, художественного стекла, освещения, графики. При этом мебель он часто старался сделать частью самой постройки.
4. Свободная планировка
Дом Гордона в Орегоне (Фото: Wikimedia Commons)
В частных жилых домах Райт отказывался от деления помещения на разные комнаты. Он считал, что людям необходимо свободное пространство, в котором можно беспрепятственно перемещаться, а отдельные комнаты в его понимании больше походили на клетки, чем на жилые помещения. Разные функциональные зоны он выделял визуально, избегая лишних дверей и перегородок.
5.
Человеческий масштабТакже архитектор был против несоразмерных человеку площадей как в длину, так и в высоту, поэтому, например, избегал высоких потолков. Он считал, что жилище должно соответствовать размеру его обитателей, быть уютным. По мнению Райта, это помогало ценить пространство в архитектуре.
Знаменитые здания архитектора Фрэнка Ллойда Райта
Многие здания Райта вошли в историю и навсегда изменили американскую стилистику архитектуры.
Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908
Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908 (Фото: Eden, Janine and Jim/Flickr)
В 1905 году, после того как Церковь унитарной общины сгорела в результате удара молнии, начался поиск архитектора, который построил бы новое здание. Из многих кандидатур выбрали Райта. В строительстве нужно было использовать только один материал, поскольку бюджет проекта составлял всего $45 тыс. Самым дешевым был бетон, и архитектор остановил свой выбор на нем.
Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908 (Фото: Wikimedia Commons)
Визуально храм выглядит как массивный и монолитный бетонный куб с небольшим орнаментом на колоннах, укрытый широкой плоской крышей. Внутри он разделен на два пространства: в одном проходят службы, в другом — общественные мероприятия. Друг с другом их соединяет небольшая лоджия. Для того чтобы шум с улицы проникал в помещение как можно меньше, архитектор расположил окна и витражи под крышей. Цветные стекла разных естественных оттенков создают внутри помещения естественное освещение и напоминают о натуральных природных оттенках.
Работа над этим проектом повлияла не только на историю архитектуры, но и на мировоззрение Райта: теперь, по его мнению, сердцем здания должно быть пространство, а не стены. Церковь Единения стала одним из первых памятников модернизма в XX веке.
Дом Роби в Чикаго, 1909
Дом Роби в Чикаго, 1909 (Фото: Wikimedia Commons)
Это один из лучших примеров раннего периода творчества архитектора в концепции Школы прерий. Райт спроектировал его полностью — начиная от дома и заканчивая интерьером, освещением и мебелью.
Дом Роби сливается с окружающим его ландшафтом: в нем преобладают горизонтальные линии, а само здание составляет сложную композицию — несколько прямоугольных форм, наложенных друг на друга, которые покрывает плоская крыша. Дом ассоциируется с бескрайними просторами прерий благодаря силуэту здания и цвету стен. Они сделаны из красно-оранжевого кирпича, а для того чтобы подчеркнуть горизонтальность каждого в отдельности, швы заполнены раствором кремового и кирпичного цветов.
Внутри дома много свободного пространства, одно помещение перетекает в другое, а центром всей композиции становится камин в гостиной. Узор на окнах-витражах перекликается с узорами на гобеленах внутри дома, а также с воротами и оградой вокруг него. Дом Роби объявлен Национальным историческим памятником, а также внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния, 1923
Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния (Фото: Jeremy Levine/Flickr)
Это творение стало предвестником юсонианского периода Фрэнка Ллойда Райта: спустя 13 лет, в 1936 году, он спроектировал и построил в этом стиле более 50 домов, и все они были похожи друг на друга. Достаточно компактные, в один этаж, они строились для американцев со средним достатком. Именно такие дома архитектор планировал возвести в Бродакр-сити, городе будущего, который он описал в книге «Исчезающий город».
А во время строительства La Miniatura Райт озаботился судьбой бетонного блока — дешевым, но некрасивым материалом, чью репутацию надо было реанимировать. И тогда Фрэнк предложил новый вариант использования: отливать блоки нестандартной кубической формы. Внутри они должны быть полыми, чтобы нанизывать их на арматурные стержни. Позже Райт станет называть их «текстильными»: то ли из-за сходства конструкции с плетеной тканью, то ли благодаря нанесенным на них узорам, похожим на орнаменты индейцев майя, — так архитектор совместил функциональность с эстетизмом. Одной из задач Райта было максимально вписать дом в окружающий ландшафт. Поэтому он выбрал для строительства необычное место в овраге, окруженное эвкалиптами. А в бетонные блоки добавил песок, гравий и минералы, найденные на участке.
Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939
Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939 (Фото: Shutterstock)
Дом над водопадом расположен в живописном месте Медвежий ручей, и журнал Time назвал его самым красивым проектом Фрэнка Ллойда Райта [3]. Несмотря на многочисленные разногласия с заказчиком, архитектору удалось настоять на своем и вписать сооружение в окружающий ландшафт, разместив его над природным водопадом. Он аргументировал это тем, что владельцы должны жить с водопадом, а не просто смотреть на него. В доме реализовались два важных аспекта творчества Райта: максимальная гармония строений с природой и его увлечение японской архитектурой.
И снова при строительстве архитектор использовал местные материалы с ближайших каменоломен: очаг камина сделан из валунов, выступающих из пола в гостиной, полом послужили отполированные камни. Консольные террасы напоминают выступы скал, дом украшает беспрерывное остекление, а вода поступает из природного источника. Лестница из гостиной ведет на смотровую площадку непосредственно к водопаду. Сама постройка смотрится полностью горизонтальной, в доме достаточно низкие потолки и небольшие изолированные комнаты-спальни — такой интерьер, считал Райт, побуждает людей чаще выходить в общие зоны и проводить больше времени на террасах, любуясь природой. Многие детали интерьера архитектор разрабатывал сам, чтобы все было выполнено в едином стиле. 11 мая 1976 года Дом был объявлен Национальным историческим памятником США.
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959 (Фото: Wikimedia Commons)
Хилла фон Ребай, первый директор музея Соломона Гуггенхайма, обратилась к Райту в 1943 году, вдохновившись его книгами. Больших заказов в Нью-Йорке у архитектора еще не было, поэтому он быстро согласился построить необычное здание, в котором будут размещены шедевры современного искусства. Спустя 16 лет работы, более 700 эскизов проекта, смерти заказчицы и самого архитектора музей был построен. И это стало одним из его главных архитектурных манифестов.
По задумке Фрэнка Ллойда Райта, здание, в котором расположена коллекция, должно стать такой же ее частью и продолжением, а не просто местом для хранения. Райт считал, что после завершения строительства соседний «Метрополитен» по сравнению с его проектом будет смотреться как «старый амбар» [4]. Он отказался от традиционного для того времени классического музейного здания. Вместо этого недалеко от Центрального парка появилось белоснежная постройка цилиндрической формы из армированного бетона, устремленная к небу. Она также напоминает ленту, которая расширяется по мере того, как в форме спирали поднимается к стеклянному потолку. Райт хотел добиться ощущения единого музейного пространства, бесконечного этажа: винтовой пандус плавно поднимается от земли к стеклянному куполу наверху, а вдоль него расположены произведения искусства. Такое решение вызвало много критики: его называли «стиральной машиной», «имитацией улья» и даже «гигантским унитазом», а некоторые художники-авангардисты считали, что такая архитектура конкурирует с экспонатами и отнимает у них внимание посетителей [5]. Но, несмотря на это, здание музея было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается одним из величайших творений архитектора.
Комментарий эксперта
Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»:
— Фрэнк Ллойд Райт — человек-эпоха, его творческий путь продлился более 60 лет: начался еще в 90-е годы XIX века, а закончился вместе с его смертью в конце 1950-х. За эти годы он создал не 10, не 15, а сотни произведений в разных стилях. Он стал во многом родоначальником ар-деко и очень сильным модернистом. Конечно, в Америке были масштабные архитекторы и прежде, но они часто повторяли европейские тенденции или находили собственный почерк в этих рамках. А Райт стал первым американцем, который действительно создал не просто свой стиль, а несколько разных стилей. Они очень сильно повлияли на то, что происходило после него. Поэтому он не просто великий архитектор, а именно великий американский архитектор, первый грандиозный уроженец своей земли, работавший в сфере архитектуры. Кроме того, в своем творчестве он стремился отразить именно американский пейзаж, культуру, менталитет. Это была одна из главных его забот, начиная с идеи домов-прерий, которые появились еще в нулевые годы, на заре его творчества. У него все крутилось вокруг поиска специфического американского стиля и органичной архитектуры. В целом, если говорить про Райта, я бы все-таки использовал понятие «органичная архитектура». Райт специально поясняет в одной из своих статей, что он имеет в виду архитектуру, которая органична какому-то региону, стране в целом, вмещает в себя ее традиции, оптимальна для ее климата, воплощает строительные традиции, характерные материалы, откликается на рельеф.
Дом в Висконсине (Фото: Wikimedia Commons)
Первый наиболее выдающийся проект, когда еще господствовал модерн, — штаб-квартира компании «Ларкин», сейчас к сожалению утраченная. Можно сказать, что весь XX век вышел из этого здания. Там и предчувствие будущего ар-деко, модернизма, кирпичного экспрессионизма. Потом, конечно, стоит вспомнить дома прерий, особенно в зрелый период, например дом Фредерика Робби 1908–1909 годов, где он нашел квинтэссенцию своего почерка. Это сложная композиция, текучее внутреннее пространство, элементы дизайна в духе ар-деко.
Затем тоже, к сожалению, не сохранившийся отель «Империал» 1915–1920 годов в Токио. Это была крайне фантазийная, совершенно невероятная постройка. Во многом открывающая ар-деко с его любовью к Японии, с фантазийными деталями интерьера. Нужно просто один раз увидеть это здание хотя бы на фото, чтобы понять: оно действительно одно из самых необычных и ярких за весь XX век. Дом Эннисов в Лос-Анджелесе 1923–1924 годов, в котором очень классно воплощаются идеи использования мезоамериканских стилей. Само здание имеет пирамидальную форму, были изобретены очень интересные керамические панели, напоминающие какие-то мезоамериканские орнаменты. Получилось что-то совершенно самобытное, яркое, новая страница в его творчестве, хотя, казалось бы, сколько он уже всего создал до этого.
Конечно, стоит вспомнить Дом над водопадом, это одна из самых известных его построек, такой манифест органичной архитектуры. Опять что-то совершенно новое, непохожее на предыдущие его творения. По форме — модернистское, по философии — восходящее к модерну с его восхищением природой. Музей Гуггенхайма, безусловно, очень трюковая вещь, которая вроде бы считается ярким памятником модернизма, но на самом деле, если посмотреть проектные чертежи, можно увидеть и фирменные черты его стиля ар-деко, бронзовые необычные геометрические рельефы, которые не были в итоге созданы. Конечно, есть более раскрученные здания, есть менее.
Гражданский центр округа Марин в Калифорнии (Фото: Sswj/Flickr)
Еще бы я хотел обратить внимание на одно менее известное, на мой взгляд, но очень эффектное и важное творение Райта: гражданский центр округа Марин в Калифорнии. Это такая его лебединая песня. Он спроектировал эту вещь и умер через пару лет, достраивали уже без него. Здесь тоже потрясающе сплавились его модернистские и органические взгляды. У здания лаконичные, текучие, аэродинамические формы, в то же самое время есть элементы ар-деко, мезоамериканского стиля в том числе. Очень стильное здание, воспетое совершенно прекрасно в фильме Эндрю Николя «Гата», где оно является одним из главных героев наряду с персонажами.
Еще одна черта гения — он практически не был понят при жизни. И вот эта его известность, которую мы сегодня наблюдаем, скорее всего, посмертная. Прямой быстрой популяризации его органичной архитектуры долгое время не было, это влияние случилось, скорее всего, в постмодернистскую эпоху. Принципы наследования традиций, внимание к локальному, историческому контексту, интерес к вернакуляру, народной архитектуре — это все будет непонятно в модернистскую эпоху с ее преклонением перед прогрессом, движением к будущему. Поэтому он повлиял, скорее, на постмодернистскую архитектуру своими принципами. Не столько даже стилистически, поскольку не будет буквально чего-то похожего, например, на Дом-водопад, но принципы, которые он описывает, действительно будут поняты уже в 1970-е годы, через пару десятилетий после его смерти».
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии.
Чтобы узнать о других значениях, см. Аризона (значения).
Аризона — штат в Соединенных Штатах Америки. Он считается частью юго-запада Соединенных Штатов и граничит с Нью-Мексико на востоке, Ютой на севере, Невадой на северо-западе, Калифорнией на западе, его северо-восточный угол касается части Колорадо, этот район известен как Четыре угла. . К югу от Аризоны находится страна Мексика, с которой она граничит на 389миль (626 км). Штат называют «Штатом Гранд-Каньона» и «Медным штатом», поскольку он является домом для Гранд-Каньона и добывает большое количество меди из своих месторождений полезных ископаемых.
Аризона стала штатом 14 февраля 1912 года и стала 48-м штатом, принятым в состав США. Столицей штата является Феникс, который также является крупнейшим городом в штате. Феникс — крупнейшая столица США.
Климат в Аризоне может быть очень жарким. В Фениксе средняя температура летом составляет около 107 градусов по Фаренгейту (42 градуса по Цельсию).
Аризона является домом для 22 различных индейских племен, включая общины навахо (дине), хопи и тохоно о’одхам.
Сагуаро на закате из национального парка Сагуаро Район Ринкон к востоку от Тусона, Аризона
Аризона является шестым по величине штатом после Нью-Мексико и перед Невадой. Из 113 998 квадратных миль (295 000 км 2 ) штата около 15% находится в частной собственности. Остальная территория — это общественные леса и парки, земли государственного фонда и резервации коренных американцев.
Аризона больше всего известна своим пустынным ландшафтом. У него есть растения, такие как кактус. Он также известен своим климатом, который имеет очень жаркое лето и мягкую зиму. Менее известна покрытая соснами высокогорная местность плато Колорадо в северо-центральной части штата.
Горы и плоскогорья встречаются более чем на половине территории штата. 27% территории Аризоны занимают леса. [10] Самый большой в мире массив сосны пондероза находится в Аризоне. [11]
Гранд-Каньон — красочное ущелье с крутыми склонами. Это сделано рекой Колорадо в северной Аризоне. Каньон входит в число семи природных чудес света. Большая часть каньона находится в Национальном парке Гранд-Каньон — одном из первых национальных парков в Соединенных Штатах.
Метеоритный кратер
В Аризоне находится ухоженное место падения метеорита. Кратер Бэрринджера (более известный как «Метеоритный кратер») представляет собой огромную дыру посреди высоких равнин плато Колорадо. Это примерно в 25 милях (40 км) к западу от Уинслоу. Край разбитых и перемешанных валунов, некоторые из которых размером с небольшой дом, возвышается на 150 футов (46 м) над уровнем окружающей равнины. Кратер имеет ширину почти 1 милю (1,6 км) и глубину 570 футов (170 м). Метеоритный кратер — популярная туристическая достопримечательность. Он находится в частной собственности семьи Барринджер через компанию Barringer Crater Company. За вход в кратер взимается плата.
Аризона — один из двух штатов, в которых не соблюдается летнее время, за исключением народа навахо в северо-восточной части штата.
Профессиональные спортивные команды в Аризоне включают:
Клуб | Спорт | Лига | Чемпионаты |
---|---|---|---|
Аризона Кардиналс | Футбол | Национальная футбольная лига | 2 (1925, 1947) |
Аризона Даймондбэкс | Бейсбол | Высшая лига бейсбола | 1 (2001) |
Аризона Койотс | Хоккей | Национальная хоккейная лига | 0 |
Финикс Санз | Баскетбол | Национальная баскетбольная ассоциация | 0 |
Аризона Раттлерс | Футбольная арена | Арена Футбольной лиги | 3 (1994, 1997, 2012) |
Аризона Сандогс | Хоккей | Центральная хоккейная лига | 1 (2007–08) |
Феникс Меркьюри | Баскетбол | Женская национальная баскетбольная ассоциация | 2 (2007, 2009) |
Аризона Сторм | Футбол в помещении | Профессиональная футбольная лига на арене | 0 |
Феникс Муссон | Футбол | Национальная премьер-лига по футболу | 0 |
ФК Тусон | Футбол | Премьер-лига развития USL | 0 |
Юма Скорпионы | Бейсбол | Золотая бейсбольная лига | 1 (2007) |
В Аризоне есть много полей для гольфа и несколько остановок в рамках PGA Tour.
Кактусовый крапивник
- Амфибия штата Аризона: Древесная лягушка Аризоны ( Hyla eximia )
- Птица штата Аризона: кактусовый крапивник ( Campylorhynchus brunneicapillus )
- Бабочка штата Аризона: двухвостый парусник ( Papilio multicaudata )
- Цвета штата Аризона: федеральный синий и старое золото
- Рыба штата Аризона: Аризонская форель ( Oncorhynchus gilae apache )
- Флаг штата Аризона: Флаг штата Аризона
- Цветок штата Аризона: цветок сагуаро ( Carnegiea gigantea )
- Окаменелость штата Аризона: окаменелое дерево
- Драгоценный камень штата Аризона: бирюза
- Млекопитающее штата Аризона: Ringtail ( Bassariscus astutus )
- Девиз штата Аризона: Ditat Deus (лат. Бог обогащает )
- Галстук штата Аризона: галстук-боло
- Рептилия штата Аризона: Аризонская горноносая гремучая змея ( Crotalus willardi )
- Печать штата Аризона: Большая печать штата Аризона
- Лозунг штата Аризона: Штат Гранд-Каньон
- Песни штата Аризона: «Arizona March Song» (Маргарет Роу Клиффорд) и «Arizona» (Рекс Аллен-младший) [12]
- Дерево штата Аризона: Blue Palo Verde ( Parkinsonia florida )
- Пистолет штата Аризона: армейский револьвер Colt Single Action
- Список округов Аризоны
- Список рек Аризоны
- ↑ «Штат Гранд-Кейнон». государствсимволуса . 30 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 2 декабря 2021 г.
- ↑ «Штат Гранд-Кейнон». кгдж . 25 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 г. Проверено 2 декабря 2021 г.
- ↑ «Штат Валентина». ноябрьпроект . 15 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 г. Проверено 2 декабря 2021 г.
- ↑ «Измерения площади штата по переписи 2010 г. и внутренние координаты точек» . Бюро переписи населения США. Проверено 14 февраля 2012 г.
- ↑ «Фриско». Спецификация NGS . Национальная геодезическая служба США.
- ↑ 6.0 6.1 «Высоты и расстояния в США». Геологическая служба США. 2001. Архивировано из оригинала 15 октября 2011 г. Проверено 28 декабря 2011 г. .
- ↑ «Изменение постоянного населения в 50 штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико: с 1910 по 2020 год» (PDF) . Census.gov . Бюро переписи населения США. Архивировано (PDF) из оригинала 26 апреля 2021 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ↑ «Краткие сведения Бюро переписи населения США» . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года. Проверено 30 апреля 2022 года.
- ↑ «Аризона — определение и многое другое из бесплатного словаря Merriam-Webster». Merriam-webster.com. 25 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 28 декабря 2011 г. .
- ↑ «Фонд лиственных лесов: опыт: Аризона» . Hardwoodforest.org. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 г. Проверено 9 октября 2012 г..
- ↑ «Обзор Прескотта». Ncsu.edu. 15 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. Проверено 25 июля 2010 г. .
- ↑ «Детская страница — Песни штата Аризона» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 г. Проверено 9 октября 2012 г. .
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Висконсин — штат в северо-центральной части США. Два из пяти Великих озер и четыре других штата (Иллинойс, Айова, Мичиган и Миннесота) граничат с Висконсином. Столица штата Висконсин — Мэдисон. Самый большой город Висконсина — Милуоки.
Коренные жители впервые поселились в Висконсине до прихода европейцев.
Слово Wisconsin происходит от названия, которое одна из групп американских индейцев, говорящих на алгонкинском языке, живущих в этом районе, дала реке Висконсин. Они назвали реку Висконсин в то время, когда произошел контакт с европейцами. [10] Жак Маркетт, французский исследователь, был первым европейцем (или человеком из Европы), который добрался до реки Висконсин и записал ее название. Он достиг реки Висконсин в 1673 году. Он написал название реки как Meskousing в своем дневнике. [11] Со временем другие исследователи из Франции изменили это название на Ouisconsin . Теперь это французское название реки Висконсин. По состоянию на 1845 год правительство территории Висконсин дало название Висконсин до реки Висконсин. [12]
Многие люди в Висконсине катаются на лыжах, подледной рыбалке и участвуют в гонках на снегоходах. Популярны пивовары Высшей лиги бейсбола Milwaukee Brewers. Музыкальные мероприятия включают Summerfest. Есть Художественный музей Милуоки. Circle Sanctuary — крупнейшая викканская организация в США.
Река Монреаль протекает вдоль границы штата Висконсин. Озеро Верхнее и Мичиган граничат с Висконсином на севере. Озеро Мичиган находится к востоку от Висконсина, а Иллинойс находится прямо к югу от Висконсина. Другие реки, составляющие границу Висконсина, включают реки Миссисипи и Санта-Крус на западе и реку Меномини на северо-востоке.
Висконсин очень разнообразен по географии. Висконсин состоит из пяти основных географических областей. Низменность озера Верхнее на севере представляет собой участок земли, примыкающий прямо к озеру Верхнему. Район Северного нагорья штата Висконсин находится к югу от низменности озера Верхнее. В этом районе есть лиственные деревья и другие виды леса. В этой области находится национальный лес Чеквамегон-Николет (1 500 000 акров), [13] . Самая высокая точка Висконсина, Тиммс-Хилл, находится в районе Северного Хайленда. Район Центральной равнины находится в центральной части штата Висконсин. В районе Центральной равнины находится множество образований из песчаника, таких как Деллс на реке Висконсин. Район Восточных хребтов и низменностей находится в юго-восточной части штата Висконсин. Многие из крупнейших городов Висконсина находятся в районе Восточных хребтов и низменностей. Район Западной возвышенности находится в юго-западной части штата. Эта область включает в себя такие особенности, как обрывы вдоль реки Миссисипи, а также леса и сельскохозяйственные угодья (земли, отведенные для сельского хозяйства).
Изменение климата[изменение | изменить источник]
Самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная в Висконсине, была в Висконсин-Деллс. Это было зарегистрировано 13 июля 1936 года. Температура достигла 120 ° F (46 ° C). Самая низкая температура в Висконсине, когда-либо зарегистрированная, была в деревне Кудерей. Температура там была всего –55°F (-48°C). Это было зарегистрировано 2 и 4 февраля 1996 года. [14]
В Висконсине есть города и поселки самых разных размеров. [15] Почти 70 процентов населения штата Висконсин проживает в городских районах (например, в таких городах, как Милуоки). 33 процента населения Висконсина проживает в районе Большого Милуоки. [16] Милуоки находится в северной части ряда городов и поселков вдоль озера Мичиган. В Милуоки проживает почти 600 000 человек, что делает Милуоки 22-м по величине городом в стране. [17] Мэдисон также является еще одним важным городом в Висконсине. С населением чуть более 225 000 человек, это город, который очень быстро растет. Пригород Мэдисона, Миддлтон, также был назван «Лучшим местом для жизни в Америке» в 2007 году CNN Деньги . [18] В Висконсине есть несколько средних и малых городов (их население составляет от 25 000 до 100 000 человек). 12 городов штата Висконсин с населением 50 000 и более человек. [19]
- Список рек штата Висконсин
- Список городов штата Висконсин
- Список городов штата Висконсин
- Список деревень в Висконсине
- Карта Висконсина на сайте nationalatlas.gov. Архивировано 2 октября 2012 г. в Wayback Machine 9.0172
- Бюро переписи населения США. Архивировано 3 марта 2013 г. в Wayback Machine .
- Штат Висконсин
- Символы штата Висконсин. Архивировано 20 декабря 2014 г. в Wayback Machine .
- Законодательное собрание штата Висконсин
- Судебная система Висконсина
- Министерство сельского хозяйства США, штат Висконсин, факты
- Медицинские и демографические данные штата Висконсин. Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine .
- Энергетический профиль штата Висконсин — экономические, экологические и энергетические данные. Архивировано 29 декабря 2010 г.на машине обратного пути
- Историческое общество Висконсина
- Имя штата Висконсин: откуда оно взялось и что означает. Архивировано 28 октября 2005 г. в Wayback Machine .
- Коллекция штата Висконсин из Центра цифровых коллекций Университета Вашингтона
- Висконсин Исторические изображения
Координаты: 44 ° 30’N 89 ° 30’W / 44,5 ° N 89,5 ° W / 44,5; -89,5
- ↑ Дорнфельд, Маргарет; Хантула, Ричард (2010). Висконсин: это мой штат! . Маршалл Кавендиш. п. 5. ISBN 978-1-60870-062-2 . Проверено 10 июня 2015 г. .
- ↑ Урданг, Лоуренс (1988). Имена и прозвища мест и вещей . Группа пингвинов США. п. 8. ISBN 9780452009073 . Проверено 25 мая 2015 г.
«Молочная страна Америки» Прозвище Висконсина
- ↑ Кейн, Джозеф Натан; Александр, Джерард Л. (1979). Псевдонимы и прозвища городов, штатов и округов США . Пугало Пресс. п. 412. ISBN 9780810812550 . Проверено 25 мая 2015 г.
Висконсин — молочная страна Америки, штат Барсук … Медный штат
- ↑ Герман, Дженнифер Л. (2008). Висконсинская энциклопедия, американский справочник . ООО «Североамериканский книжный дистрибутив». п. 10. ISBN 9781878592613 . Проверено 25 мая 2015 г.
Прозвища Висконсин широко известен как Штат барсуков или Молочная страна Америки, хотя в прошлом его называли Медным штатом.
- ↑ «Символы штата Висконсин, заархивированные 22 февраля 2017 г. в Wayback Machine» в Синяя книга Висконсина, 2005–2006 гг., , с. 966.
- ↑ 6.0 6.1 «Высоты и расстояния в США». Геологическая служба США. 2001. Архивировано из оригинала 15 октября 2011 г. Проверено 24 октября 2011 г. .
- ↑ 7,0 7,1 Высота скорректирована по вертикали Северной Америки 1988 года.
- ↑ «Средний годовой доход семьи». Семейный фонд Генри Дж. Кайзера . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2016 г. .
- ↑ «Символы штата Висконсин». Историческое общество Висконсина . 23 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2015 г. Проверено 21 мая 2015 г.
- ↑ «Имя Висконсина: откуда оно взялось и что означает». Историческое общество Висконсина. Архивировано из оригинала 28 октября 2005 г. Проверено 24 июля 2008 г. .
- ↑ Маркетт, Жак (1673), «Путешествие Джоллиета и Маркетта по Миссисипи, 1673», в Келлогг, Луиза П. (ред.), Ранние рассказы о Северо-Западе, 1634-1699 , Нью-Йорк: Charles Scribner’s Сыновья, с. 235, OCLC 31431651, заархивировано из оригинала 25 января 2021 г., получено 14 марта 2009 г. .
- ↑ Смит, Элис Э. (сентябрь 1942 г.). «Стивен Х. Лонг и название Висконсина». Исторический журнал Висконсина . Мэдисон, Висконсин: Историческое общество Висконсина. 26 (1): 67–71. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 г. Проверено 24 июля 2008 г. .
- ↑ «Добро пожаловать в национальный лес Чеквамегон-Николет!». USDA — Министерство сельского хозяйства США, Лесная служба: Национальный лес Чеквамегон-Николет . Архивировано из оригинала 7 июня 2021 года. Проверено 8 июня 2021 года.
- ↑ Бенедетти, Майкл. «Климат Висконсина». Университет Висконсина-Extension. Архивировано из оригинала 17 января 2013 г. Проверено 16 марта 2007 г. .
- ↑ «Приблизительная численность населения на квадратную милю территории, муниципалитеты Висконсина» . Лига муниципалитетов штата Висконсин . Архивировано из оригинала 7 июня 2021 года. Проверено 8 июня 2021 года.
- ↑ Нейлор. «Число и процент от общей численности населения по категориям городского / сельского населения в округах Висконсин: 1 апреля 2000 г.». Штат Висконсин, Департамент администрации. Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2007 г. Проверено 16 марта 2007 г. .
- ↑ Дэвис, Чейз; Рик Ромелл. «Город выпадает из топ-20». Milwaukee Journal Sentinel .