Особенности готической архитектуры
Готический стиль
Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.
В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах.
Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.
Живопись готического стиля с ее монументальными особенностями представлена витражом.
Для изображений используется человеческий образ.
Если в XI веке витраж просто использовался как окно для освещения, то уже в XIII веке он считается предметом украшения внутренней части здания.
Роза- круглое окно в готических постройках
Готический период Средневековья орнаментально богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, и др.
МАСВЕРК — готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых
Трилистник — христианский символ Святой Троицы.
Лилия получила свое название от древнекельтского «лили», что означает «белизна». В алхимии белая лилия символизировала женский принцип. В христианстве лилия — это чистота и невинность, символ Девы Марии. Важное место занимают лилии в истории Франции. В V веке французский король Хлодвиг на берегах реки Ли одержал победу над германцами. Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знаменах и гербе Франции красуются три лилии, олицетворяя три добродетели — сострадание, правосудие и милосердие.
Главные особенности готического стиля:
- вертикальность композиций, устремленность ввысь;
- органическая связь архитектуры и скульптуры;
- стрельчатые (а не полукруглые) арки;
- обширные интерьеры с огромными прорезными
окнами с витражами;
-пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву, раскрашенной религиозной скульптуры.
Наиболее известные готические сооружения-
Аббатство Сен-Дени в северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции
Собор Парижской Богоматери
Собор в Кельне
Задание: создать композицию (нарисовать или выполнить способом аппликации, коллажа мз вырезок газет и журналов) на тему: «Готика», используя несколько элементов – название «Готика», изображение архитектуры, человека, орнамент и т.
Г отика
Г отика
Готическая архитектура. Поздняя готика
Пламенеющая готика — особый период, когда архитекторы дошли до высшего уровня мастерства в деталях и декоре. В этой части узнаем о нем больше.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
К 14 веку сформировался классический вариант готического стиля, готика стала уверенной. Когда доходишь до высшего уровня мастерства, расти некуда — остается только уйти в отрыв и удивлять всех вычурностью и сложностью.
🔥 Пламенеющая готика называется так из-за особого декора, похожего на всполохи огня. К этому времени колоссальные соборы построены везде, где нужно (да и денег после чумы и войны почти нет). Поэтому остается строить небольшие церкви и капеллы, крылечки и надгробия. Но эти небольшие строения украшались так, как соборам и не снилось.
➰ Декор больше не подчеркивает конструкцию. Он существует сам по себе — иногда очень мастерский и тонкий, а иногда насыщенный и даже немного безумный.
🇫🇷 Французская поздняя готика более сдержанная и рациональная, чем в других странах, потому что опирается на изначальный готический стиль — но все равно очень сложная, тонкая и детальная.
1,2. Нотр дам де Нуайон, Франция, 15 век
3. Церковь Сен-Маклу, Руан, Франция, 16 век
4. Собор Святой Цецилии, Альби, Франция, крыльцо 15 века
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяСамые интересные примеры поздней готики мы найдем в Англии и на юге — в Испании и Португалии (вот где ничем себя не ограничивали!).
🇬🇧 Поздняя готика в Англии славится своими веерными сводами с множеством нервюр, которые расходятся лучами — но не для того, чтобы поддержать конструкцию, а для красоты.
⚔️ В Испании и Португалии готика запоздала. Здесь долго было не до нее из-за войн с арабами — только к 15 веку удалось освободить захваченные территории, и готику стали осваивать экстерном. Готика здесь самая странная, потому что развивалась далеко от Франции с ее каноничными образцами. Арабское искусство с его орнаментальностью тоже наложило свой отпечаток.
🇵🇹 Мануэлино — название стиля в Португалии, по имени короля Мануэля I Счастливого. При нем страна достигла наивысшего расцвета. Вычурная готика демонстрировала мощь государства.
1. Капелла Генриха VII, Лондон, Великобритания, 16 век
2. Глочестерский собор, Великобритания, 15 век
3. Монастырь иеронимитов, Белен, Португалия, 16 век
4,5. Монастырь Баталья, Португалия, 16 век
6. Севильский собор, Испания, 16 век
7. Окно королевского монастыря в Томаре, Португалия, 15 век
Главные силы и технологии во времена готики отдавали соборам. Но обычным зданиям тоже доставалось — получалось очень интересно.
⚜️ Акцент на декоре. Светской готике не нужны 30-метровые потолки. Обычно у зданий стандартные конструкции, стены, крыша, но с готическими деталями — стрельчатыми окнами, башенками, декором.
🏡 Самые частые типы — ратуши, жилые дома, городские дворцы и замки. Они не такие впечатляющие, как гигантские соборы, но их тоже очень интересно рассматривать.
1. Лёвенская ратуша, Бельгия, 15 век
2. Дворец Жака Кёра, Бурж, 15 век
3. Замок Корвинов, Хунедоара, Румыния, 15 век
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Готическая архитектура — уникальные особенности и постройки, которые завораживают
Готическая архитектура развилась из романской архитектуры и была распространена в Европе с конца 12 века до 16 века. Его архитектурный стиль в значительной степени узнаваем благодаря впечатляющим деталям и выражению резной каменной кладки. Он полностью полон произведений искусства, света, стекла, сводов и многого другого, более тонкого и транскальентного.
Уникальные и выдающиеся качества готической архитектуры –
- Уникальный способ справиться с архитектурным стрессом.
- Арки, спроектированные так, чтобы толкать друг друга, каменные стены, стабилизированные аркадными контрфорсами, достигали невиданных ранее высот.
- Длинные шпили словно встречаются с небом.
- Экстраординарное использование света от люминесцентных витражей.
- Сводчатые потолки, шпили, узоры и завораживающие декоративные детали.
Содержание
Архитектурные особенности религиозной готической архитектуры
Церкви были базиликального типа с центральным нефом и боковыми нефами, разделенными аркадами. Неф выше со сводчатыми потолками, большими окнами и фонарями, которые пропускают внутрь естественный свет. Контрфорсы поддерживают центральные нефы в готической архитектуре. Контрфорсы выдержали вес, в результате это позволило сделать здания выше, с более тонкими стенами и более широкими окнами.
Помимо базилик и зальных церквей, которые строились по горизонтальной оси, центральные планировочные церкви проектировались круглой или многоугольной формы. В залах перегородка для хора разделяла неф и хор, разделяющий монахов и духовенство.
1. Стрельчатые дуги
Самая значительная и впечатляющая характеристика готического стиля – стрельчатые арки. Арки были заострены, чтобы они могли выдерживать больший вес каменной кладки над ними. Они использовались как в строительных, так и в декоративных целях. Стрельчатые арки также использовались в строительных целях, например, чтобы сделать поперечные своды равными высоте диагональных сводов.
Арки создают ощущение высоты и вертикально притягивают взгляд вверх, подобно шпилям. Стрельчатые арки, украшающие фасады, впечатляли и обычно использовались для аркад, окон и дверных проемов.
Стрельчатые арки периода ранней готики представляли собой узкие окна, оканчивающиеся стрельчатой аркой (стрельчатые окна). В более поздние периоды эти стрельчатые арки были разных размеров и украшены скульптурой.
Разновидности стрельчатых арок; Источник изображения — Wikipedia.org Источник изображения – study.comИсточник фото – romeofthewest.comИсточник изображения – pixabay.com2. Ребристые своды
Большие уникальные окна и большие высоты и ширины стали возможными благодаря ребристым сводам. Ребра (маленькие арочные рамы) охватывают сводчатую область в поперечном направлении, и каждый сводчатый отсек имеет диагональные ребра, похожие на паховый свод. Они состоят из диагонально пересекающихся арочных ребер. Между этими ребрами были заложены небольшие кусочки камней. Здесь ребра представляют собой конструктивные элементы, которые направляют тягу наружу к углу свода и вниз к колоннам ниже с помощью колонетт. Внешняя тяга к стенам противостояла весу контрфорсов, а затем и аркбутанов. В результате стены стали тоньше, в отличие от толстых стен романской архитектуры. Шесть ребристых сводов в более ранние периоды и четыре ребристых свода на более поздних стадиях были более распространены.
В более поздние периоды четыре ребристых свода были более декоративными с дополнительными элементами или формами, такими как
- Больше декоративных элементов.
- Добавление ребер в виде звезды и ветвящихся узоров.
- Дополнительные декоративные ребра сформированы треугольной и геометрической формами.
- Ребра расположены на равном расстоянии вверх и наружу в форме веера – Веерный свод
- Другими новыми формами были каркасные хранилища, своды-зонтики и сложные своды.
3. Окна и витражи
Стекло было расплавлено и окрашено традиционными методами, а для соединения фрагментов витража использовался свинец. Окна были украшены библейскими сюжетами.
Окна-розетки
Окна-розы были важной чертой готической архитектуры, а роза считалась символом Девы Марии. Дизайн окон-розеток был круглым с витражными узорами с кругом и расходящимся узором, сходящимся по периметру круга. Он иллюстрирует Божью любовь, излучаемую во все стороны.
Большинство готических соборов имели окна-розетки на западных фасадах.
Ажурная
Ажурная декоративная система для готических окон. Окна были разделены на различные секции каменными решетками или ребрами. Различные формы геометрических, цветочных и радиальных узоров придают готическому стилю неповторимый окончательный характер. Их использовали не только на окнах, но и на стенах, фронтонах, фронтонах и т. д.
Окна-розы; Источник изображения — Pinterest.com Окна-розы; Источник изображения – link.springer.comИсследование окон-розеток – https://link.springer.com/article/10.1007/s00004-015-0264-6
4. Контрфорсы – важный элемент готической архитектуры
Еще одной важной чертой готической архитектуры являются контрфорсы. Эти контрфорсы имели форму арки, стоящей снаружи соборов, и переносили тягу или вес крыши на тяжелую каменную колонну. Они были размещены рядами на внешних фасадах, подобно аркадам, и к ним были добавлены некоторые декоративные элементы. В немецких соборах контрфорсы были богато украшены скульптурами, орнаментами и башенками.
Контрфорсы служили не только структурными элементами, но и придавали фасадам элегантный и впечатляющий вид. Пинаклы обожали контрфорсы на вершине. Они служили и для практических целей, отводя дождевые стоки по свинцовым каналам. Дождевая вода выбрасывается изо рта Горгулий.
летающие контрфорсы; Источник изображения – Shutterstock5. Башни и шпили готической архитектуры
Эффектные башни и шпили были примечательными и вдохновляющими чертами готического стиля. Большинство фасадов имеют центральную прямоугольную часть (звонницу), в которой находится колокол, в том числе две запланированные башни по бокам и шпили на крыше. Назначений колокольни было –
- Колокольня – интересная деталь фасада.
- Объявление богослужений.
- Звон колокола также считался предупреждением при нападении врага.
- Анонс к празднованию побед.
Башни и шпили представляли собой большие высоты; заметно выделяющиеся здания среди других построек города считались символом небесного пути. Восьмиугольные шпили, возвышающиеся к небу, стояли на треугольных или многоугольных основаниях. Скульптуры святых и Судного дня украшают входы в соборы.
Источник изображения — ВикискладПримеры готической архитектуры
1. Амьенский собор
Источник изображения: wikipedia.org- Здание : Амьенский собор
- Назначение/применение : Римско-католическая церковь
- Местонахождение : Амьен, Франция
- Дата постройки : 1220-1270
- Архитектор : Роберт Люзарш, Томас и Рено де Кормон
- Основные характеристики : Три входных портала расположены линейно
- Используемые материалы : Камень, полихромная скульптура
- Строение : Строение с большими аркадами и верхними окнами гармонично сочетается с поразительными размерами.
- Фасад : Три входных портала выделяются из фасада на фоне доминирующего по своим размерам центрального входного портала. Над стрельчатыми арками можно увидеть галерею скульптурных королей, проживающих в нишах, расположенных горизонтальной полосой по всему фасаду. Окно-роза занимает центр над горизонтальной полосой с открытыми аркадами по обеим сторонам и рядом вершин наверху. Башни, возвышающиеся по обеим сторонам, не симметричны, так как построены в разные годы.
2. Кельнский собор
Источник изображения: wikipedia.org- Здание : Кельнский собор
- Назначение/применение : Римско-католическая церковь
- Местонахождение : Кёльн, Германия
- Дата постройки : 1248-1473
- Основные характеристики : шедевр исключительной внутренней ценности
- Используемые материалы : песчаник, цветное стекло
- Структура : Кельнский собор включает в себя один из самых высоких готических сводов в мире.
- Фасад : Фасад включает богато украшенный узор, вершины, каменные шпили, навершия и стрельчатые арки. Башни-близнецы возвышаются высоко вверх, словно касаясь неба.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано thearchspace
Просмотреть все сообщения от thearchspace
Архитектурные курсы
Категории
Последние сообщения
Подписаться на блог по электронной почте
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты
The Arch Space
The Arch Space
Follow me on Twitter
My Tweets7.7: Готический Нотр-Дам (начат в 1163 г. н.э.)
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 56297
- Дебора Гастлин и Зои Гастлин
- Колледж Эвергрин Вэлли через открытый образовательный ресурс ASCCC Инициатива
Собор Парижской Богоматери (7. 29) расположен на острове Сите в Париже, Франция, и является одним из лучших образцов готической архитектуры, а также одной из самых известных церквей в мире. Строительство собора началось в 1163 году н.э. после строительства уникальной дороги для перевозки строительных материалов, что привело к сносу нескольких домов на новом месте.
7.29 Нотр-Дам де ПариГотические соборы имеют большие стены окон, отображающих цвета от струящегося солнечного света, окружены паучьей сетью контрфорсов и увенчаны декоративными горгульями. Готическая архитектура стала знакомой чертой многих великих церквей и замков в этот период и привела к тому, что города соревновались в строительстве самых значительных и величественных соборов. Строительство собора требовало труда близлежащих городов, и иногда на его завершение уходило более 100 лет. Готические соборы начали подниматься с земли, камень за камнем, все выше и выше по всему западноевропейскому католическому региону.
Архитектура включала в себя уникальные конструкции, стрельчатые арки, ребристые своды и контрфорсы. Стрельчатые арки (7.30) позволили увеличить высоту церкви и большие пространства для окон в этих готических церквях вместо ограничений, характерных для толстостенной романской церкви. Из-за изобретения и архитектуры ребристых сводов (7.31) стали возможны архитектурные возможности для более высоких церквей и больших окон. Можно было использовать прочность камня близко к крыше, соорудив несколько цилиндрических сводов, пересекающихся посередине.
7.30 Стрельчатые арки7.31 Ребристые сводыПо мере того, как готические церкви поднимались в высоту и в них строились большие проемы для витражей, однако с дополнительной высотой стен боковые силы стены начали выталкивать наружу, вызывая тяжелую каменную нагрузку выше кувыркаться. Конструкция аркбутонов (7.32) должна была перенаправлять силы от стрельчатых арок к земле. Они выступали из стен к фундаменту, поддерживая вес высоких стен, выдерживая давление боковой тяги и стабилизируя стены. Арктические контрфорсы стали архитектурной частью сооружения (7.33).
7.32 План контрфорсов 7.33 КонтрфорсыСобор был данью готической архитектуре, а планировка церкви соответствовала стилю базилики. Неф является центральным проходом в здании и обычно заканчивается закругленным концом, образуя апсиду с дополнительными проходами вдоль каждой стороны нефа, разделенными колоннадами. Трансепт пересекает проход между нефом и апсидой, что придает зданию крестообразную форму, хоры расположены там, где пересекаются неф и трансепт.
Стиль базилики относится к очень большому открытому месту сбора.
Собор строился частями; хоровая зона с 1163 по 1177 год н.э., главный алтарь закончен в 1218 году н.э., трансепты и неф — в 1208 году н.э., а западный фасад и отделочные детали окончательно завершены к 1240 году н.э. На протяжении многих лет над дизайном здания работало много разных архитекторов, в результате чего были созданы разные стили и высота различных секций и башен. Каждый архитектор специализировался на отдельных аспектах здания; например, работа одного архитектора заключалась в том, чтобы наблюдать за сборкой окон-розеток. Другие архитекторы сосредоточились на больших залах под башнями.
Одна из многих модификаций дизайна произошла при строительстве трансептов, особенно остроконечного портала на северном трансепте, замена обычного окна эффектным окном-розеткой (7.34). Идея оказалась настолько удачной, что они добавили такое же окно в южный трансепт. Два портала трансепта были украшены изображениями из разных религиозных историй, изображениями, которые использовались для обучения преданных во время еженедельных религиозных собраний.
7.34 Северное розовое окно7.36 ХимераСобор был одним из первых зданий, в котором использовались аркбутаны с их арочными внешними опорами, предназначенными для устойчивости конструкции. Первоначально в исходных архитектурных чертежах не было контрфорсов; однако после начала строительства тонкие стены здания в готическом стиле начали трескаться. В месте соединения стрельчатой арки силы тяжести начали выталкиваться наружу, что может привести к обрушению стен. Архитекторы спроектировали контрфорсные опоры вокруг здания, расположенные точно в точках отказа; трещина прекратилась. Другие высокие соборы разрушались, в результате чего контрфорсы стали стандартом строительства в эпоху готики.
Нотр-Дам — это больше, чем церковь, поскольку он также украшен искусством. Небольшие статуи (7,35) религиозных деятелей и рассказов, повсеместно используемые в качестве украшения, — еще один метод обучения неграмотного населения принципам своей религии. Изначально богато украшенные статуи были украшены яркой краской и золотой позолотой. Другие фигуры, наиболее известными из которых являются химеры (7.36) и горгульи, выполненные в виде водяных смерчей, были символами зла, призванными угрожать людям и поощрять надлежащую религиозную приверженность. Горгульи (7.37) были впервые спроектированы в 13 веке для рассеивания воды с крыши в сторону от фундамента здания и широко использовались по всей линии крыши; они также стали хранителями здания.