«Окно-роза» в готике — Barbra — LiveJournal
?Previous Entry | Next Entry
Оригинал взят у sergeyurich в «Окно-роза» в готике
Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.
Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.
Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.
Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.
Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.
Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.
Источник: Архитектура Средневековья
November 2022 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- szumdara : (no subject) [+1]
Powered by LiveJournal.
comГотическая роза в архитектуре
Окно роза чаще всего относится к общему термину, объединяющему такой архитектурный феномен, как круглое окно. Чаще всего его украшает витраж. Особенно известен термин «готическая роза», поскольку особенно популярен этот прием был в период готического стиля в архитектуре.
Краткое описание
Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.
Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.
Романский стиль в архитектуре подражает римскому
Одним из древнейших является романский стиль в архитектуре. Пик его популярности припадает на Х…
Происхождение
Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.
Стили и виды
Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых можно выделить четыре основных:
- Окулюс – самое простое круглое окно без фигурного переплета. Пример: Римский Пантеон.
- Простая роза – круг в центре, по краям которого расположены арки в виде лепестков. Пример: «Глаз Настоятеля» в Линкольнском соборе.
Что это — розарии? Различные значения слова розарий
В статье рассказано о различных значениях слова «розарий», происхождении данного термина….
- Колесо – круглое окно с симметричными спицами. Называется также Екатерининской розой в честь Св. Екатерины, которая подверглась пытке на колесе. Пример: кафедральный собор Лучеры, Италия.
- Готическая роза – круглое окно со сложным дизайном, часто украшенное витражом. По виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.
Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических роз, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, однако вышеперечисленные виды являются самыми часто используемыми.
Размер окон
Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.
Загадочная и известная геральдическая лилия
О том, как выглядит геральдическая лилия, знает каждый. Даже если вы считаете, что не сталкивались…
История и развитие готической розы
Несмотря на то что истоки окна-розы уходят глубоко в древность, свою современную форму и популярность оно получило именно благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой формы, начиная с периода ранней готики и заканчивая современностью.
- Ранняя готика характеризуется сравнительно простой формой розы, в основном используется структура колеса и четкие геометрические формы: круги, треугольники и квадраты. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время неоготики, вероятно, благодаря своей простоте и эффектности.
- Высокая готика характеризуется более сложным дизайном с большим количеством стоек и делений, со сложными формами и комплексной витражной композицией. Кроме того, стал увеличиваться и размер роз, им стали отводиться целые арки поперечных нефов.
- Пламенеющая готика характеризуется витиеватыми узорами, напоминающими языки пламени, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие плетущиеся ветви лиан и закругления латинской S, украшают готический витраж. Роза в остальном мало отличается своими формами и размерами.
- Ренессанс отличался своим стремлением стряхнуть «серость» темных веков, поэтому практически все готические элементы перестали активно использоваться, уступив место классике. Однако роза нашла продолжение в форме простых окулюсов, изредка украшавших фасады и купола зданий периода Возрождения.
- Стиль барокко рискнул изменить форму розы, склоняясь к овальным окнам с простым незамысловатым дизайном, зачастую совсем без витража.
В современной архитектуре используется чаще всего простой и незамысловатый стиль окулюса. За исключением неоготики, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.
Символизм
Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.
Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.
Готическая роза в архитектуре
Окно-роза часто относится к общему термину, объединяющему такое архитектурное явление, как круглое окно. Чаще всего его украшают витражами. Особенно известен термин «готическая роза», так как этот прием был особенно популярен в период готического стиля в архитектуре.
Краткое описание
Впервые словосочетание «роза окна» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречавшемуся на фасадах готических и римских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил из-за сходства «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.
Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, но не ограничивается им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с древнейших времен, на протяжении всего Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно круглой формы встречается во всем мире в зданиях разного назначения, возраста и стиля.
Происхождение
Корни готической розы восходят к римскому окулусу — большому круглому отверстию, предназначенному для того, чтобы впускать в помещение не только свет, но и воздух. Самый известный окулус находится в римском Пантеоне, на самом верху купола. В раннехристианской и византийской архитектуре круглые глазки использовались либо на вершинах куполов, либо на невысоких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось еще в древности, но до наших времен дошли редкие варианты. Что касается геометрического рисунка роз, то он был чрезвычайно развит в римских мозаиках.
Стили и виды
Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых четыре основных:
- Окулус — простейшее круглое окно без фигурного обрамления. Пример: римский пантеон.
- Простая роза представляет собой круг в центре, по краям которого расположены дуги в виде лепестков. Пример: «Глаз аббата» в Линкольнском соборе.
- Колесо представляет собой круглое окно с симметричными спицами. Ее также называют Екатерининской розой в честь святой Екатерины, замученной в колесе. Пример: собор Лучера, Италия.
- Готическая роза представляет собой круглое окно со сложной конструкцией, часто украшенное витражным стеклом. По внешнему виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.
Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических розеток, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, но наиболее часто используются вышеперечисленные виды.
Размер окон
Изначально окна были небольшими и плавно перешли от романского стиля к готическому. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкость каменным конструкциям. После завершения строительства собора Парижской Богоматери эти окна стали почти неотъемлемой частью архитектурного стиля, примерно так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окна знаменитая Роза собора Парижской Богоматери не такое уж большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.
История и развитие готической розы
Несмотря на то, что истоки окна-розы уходят в глубокую древность, свой современный вид и популярность она получила благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой форме, начиная с периода ранней готики и заканчивая модерном.
- Ранняя готика характеризуется относительно простой формой розы, в основном с использованием структуры колеса и четких геометрических форм: кругов, треугольников и квадратов. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время готического возрождения, вероятно, из-за своей простоты и эффективности.
- Высокая готика отличается более сложной конструкцией с большим количеством стоек и делений, сложными формами и сложной витражной композицией. Кроме того, стали увеличиваться размеры роз, и им придавали целые своды поперечных нефов.
- Пламенная готика характеризуется декоративными узорами, напоминающими пламя, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие переплетения ветвей лиан и изгибы латинской S, украшают готические витражи. Роза в остальном мало отличается по своим формам и размерам.
- Эпоха Возрождения отличалась стремлением стряхнуть с себя «серость» средневековья, поэтому практически все элементы готики перестали активно использоваться, уступив место классике. Однако свое продолжение роза нашла в виде простых окулусов, изредка украшавших фасады и купола ренессансных зданий.
- Стиль барокко отважился изменить форму розы, склоняясь к овальным окнам с простой незамысловатой конструкцией, часто совсем без витража.
В современной архитектуре чаще всего используется простой и незамысловатый стиль окулуса. За исключением готического возрождения, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.
Символизм
Во времена готики объектом изображения витражной розы чаще всего был Судный день. В арке над западным входом в храм помещалась готическая роза, что могло послужить поводом для выбора сюжетов, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного суда.
Со временем розы стали появляться на нефах, где по крайней мере одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа подтверждается и тем, что Марию часто называют «Мистической Розой» и ей приписывают символ — цветок шиповника. Однако эта символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.
Анализ готической архитектуры — AP Art History
Все ресурсы AP по истории искусства
6 Диагностические тесты 243 практических теста Вопрос дня Карточки Learn by Concept
AP Art History Help » 3D-арт » Архитектура » Древняя через средневековую архитектуру » Готическая архитектура » Анализ готической архитектуры
Оба эти здания представляют ___________.
Возможные ответы:
Романская архитектура
Неоклассическая архитектура
Готическая архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Правильный ответ:
Готическая архитектура
Пояснение:
Слева находится Собор Парижской Богоматери, резиденция архиепископа Парижа, а справа — Батское аббатство, средневековая англиканская церковь.
Сообщить об ошибке
Объект в центре здания – это ___________.
Возможные ответы:
неф
склеп
арабская арка
розовое окно
Правильный ответ:
3 розовое окно Пояснение:
Окна-розетки были обычным явлением в готической архитектуре. Окно-роза в Нотр-Даме — одно из самых известных.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Когда было построено это здание?
Возможные ответы:
Четырнадцатый век
Семнадцатый век
Шестнадцатый век
Пятнадцатый век
Правильный ответ:
30003
Пояснение:
Эта церковь была построена в 1436 году, в разгар готической эпохи архитектурного строительства. Это не может быть четырнадцатый век (1300-е годы), так как это была романская эпоха, и церкви не строились с таким величием и деталями. Впрочем, это тоже не ренессансное сооружение. Вы можете сказать это, потому что эпоха Возрождения хвасталась возрождением классической греческой архитектуры, чего здесь нет. Ответ должен быть в пятнадцатом веке.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Большое окно на переднем фасаде над средней дверью называется __________.
Возможные ответы:
окулус
окно-роза
витраж
внутридос
Правильный ответ:
окно-розетка
Пояснение:
Окно — это окно-роза, основной элемент романской и готической архитектуры, и оно очень показательно для того времени, когда оно появляется в церкви. Они часто были сделаны из витражей и представляли собой замысловатые и тонкие стеклянные панели, которые сами по себе были произведением искусства. Окно-роза всегда находится над средней дверью и иногда окружено меньшими окнами с обеих сторон.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Что из следующего НЕ является чертой, которая отличает этот готический собор от его романских предшественников?
Возможные ответы:
Настоящий базиликанский план
Королевская галерея
Большое и величественное окно-роза
Высокий восточный фасад
Правильный ответ:
Настоящий василиканский план
Пояснение:
Готическая строительная традиция является продолжением романской и является более сложной и детализированной, чем романские аналоги.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Купол этого собора был построен после нефа церкви по проекту ____________.
Возможные ответы:
Леонардо да Винчи
Андреа Орканья
Арнольфо Ди Камбио
Филиппо Брунеллески
Правильный ответ:
Филиппо Брунеллески
Пояснение:Главным архитектором всей церкви был Арнольфо Ди Камбио, который освоил неф и проходы. Однако именно Брунеллески первым построил купол, который является самым большим в своем роде и считался архитектурным чудом своего времени. Он был математическим гением, и купол отражал его мастерство. У него служил ученик Леонардо да Винчи, который был молод в то время и стал пионером ряда зданий эпохи Возрождения.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
План церкви ориентирован в виде креста по плану какой строительной традиции?
Возможные ответы:
Восьмиугольная
Крестообразная
Базиликанская
Правильный ответ:
Базиликан
Объяснение:
Эта базиликанская церковь примечательна своим крестообразным планом, в котором длинный неф обрамлен проходом с обеих сторон. Он длиннее, чем в ширину, как крест. Церковь не может быть зального плана, так как имеет проходы и не ориентирована в единый прямоугольный план. То же самое верно и для восьмиугольника; план церкви не соответствует формату восьмиугольной церкви. Крестообразные церкви не были популярны до этого момента.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Кто был вероятным покровителем этой работы?
Возможные ответы:
Восточное православие
Итальянский король Людовик XIV
Католическая конфессия Флоренции
Семья Медичи
Правильный ответ:
Католическая конфессия Флоренции
Пояснение:
У церкви в то время было больше денег, чем у государства и самых богатых семей Италии. Вероятно, заказчиком собора была сама католическая церковь. Учитывая также время, необходимое для строительства, короли приходили и уходили, а Медичи приобретали и впоследствии теряли свое положение в итальянском обществе, но церковь была вездесущей и доминирующей в течение трехсот лет, которые потребовались от строительства до завершения.
Сообщить об ошибке
Все предыдущие изображения являются общественным достоянием, и их можно найти по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Florence_Cathedral.
Фасад собора готический, но купол как дополнение из какой традиции?
Возможные ответы:
Неоклассика
Дадаизм
Ренессанс
Романский
Правильный ответ:
Ренессанс
Пояснение:
Купол Ренессанс; он был построен через двести лет после фасада собора под руководством Брунеллески и его ученика Леонардо да Винчи.