Коротко о стилях: Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Происхождение термина
Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).
Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»
Архитектура
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.
И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Орнамент
Мода
Интерьер
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
Что посмотреть?
Индивидуальный исследовательский проект по теме «Искусство вокруг нас. Архитектура готики»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Исследовательский проект
Искусство вокруг нас
Автор: Макарова Светлана,
9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,
г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,
МКОУ «СОШ № 11»
Миасский городской округ, 2017
Введение ………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возникновение готического стиля …………………..…………………………4
Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными?………………………………………………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………………………7
Использованная литература
Приложение
Введение
На уроках МХК изучаются различные стили искусства, в том числе и готический. Готика следовала в своём развитии за романским стилем. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Нужно сказать, что романский стиль ассоциируется с мощными стенами, с неприступными крепостями, а готика — это лёгкость, ажурность, устремлённость вверх.
Какие новшества привнесли архитекторы, чтобы так сильно преобразить вид соборов?
Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства.
Объект исследования: архитектура готического стиля
Предмет исследования: готический собор
Цель исследовательской работы:
— расширить и углубить знания о готической архитектуре;
— рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие;
— проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля;
Задачи исследовательской работы
— выполнить модель здания в готическом стиле;
— определить свое отношение к данному архитектурному стилю.
Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание модели готического храма.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.
Практическая значимость исследования: создание макета готического храма
Глава 1. Возникновение готического стиля
Готика — художественный стиль, возникший в середине XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.
Название «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.
Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искусства готики.
Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными?
С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов.
Для готики характерны- арки с заострённым верхом,- узкие и высокие башни и колонны,- богато украшенный фасад с резными деталями и- многоцветные витражные стрельчатые окна.Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.
Особенностью памятников готической архитектуры является стрельчатая арка. Эти стремительно возносящиеся вверх соборы с ювелирно проработанными деталями трудно спутать с сооружениями каких-либо других стилей. Арка, стрельчатая, заимствованная на Востоке во времена крестовых походов, становится конструктивной основой высочайшего взлета готического зодчества. Стрельчатые арки, вытягиваясь, стремятся ввысь. Эти наружные арки как бы продолжают внутренние аркады собора. Создается впечатление, что стен нет — только бесконечное разнообразие острых контуров стрельчатых арок. В готике именно система наружных арок распределяет и удерживает вес центрального свода.
При первом же взгляде на готический собор бросается в глаза множество вертикальных элементов. Создается такое впечатление, что сооружение состоит из огромного числа граней, промежутки между которыми становятся оконными проемами или заполняются скульптурой. Грани в готических соборах не декоративное украшение, они играют роль каркаса. В период готики каркас стал главным художественно-выразительным приемом в архитектуре. Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки архитектурным решениям готики. Деревья, возносящие на большую высоту свою крону, вес и объем которой превышает вес и объем самого ствола, задолго до появления человека «решили» эту инженерную задачу. Такое решение связано с распределением нагрузок по каркасу ствола. Эту же конструкцию, только в камне, воплотили мастера готики. Вновь сравнивая стебли растений или стволы деревьев со столбами и ребрами сводов готических соборов, мы обнаружим поразительное сходство в сложном профиле колонн и бороздчатом строении стеблей растений. Прочность растущего стебля зависит от его жесткой конструкции, созданной самой природой. Внимательный архитектор заимствовал у природы такую удивительную конструкцию — ребра жесткости. Эти жесткие ребра в столбах и арках соборов создают запоминающийся художественный образ.
Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль вархитектуре западной Европы.
Еще одна деталь в образе готического собора. Это главное украшение портала — центрального входа в собор. Речь идет о фантастическом по своему совершенству и сложности круглом витраже — «Розе». Соединяя в себе ажурный каменный переплет и цветное стекло, этот витраж своей формой символизирует связь природных и архитектурных форм.
В орнаментальных мотивах готических соборов использованы формы растительного мира Центральной и Западной Европы — листья шалфея, чертополоха, герани, почки бузины и бутоны цветов. Это еще раз подтверждает, что строители осознанно заимствовали конструктивные принципы у мира растений, стараясь совершенно по-новому осмыслить конструкцию сооружения.
Заключение
На мой взгляд, готика — один из самых красивых стилей в архитектуре. В готике есть что-то загадочное, мистическое… Может, поэтому этот стиль и притягивает!
Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.
Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Знакомилась с описанием знаменитых храмов. Нотр Дам – де Пари, Реймский, Амьенский соборы. Великолепная архитектура с декоративными украшениями полулюдей,полузверей.
Я выполнила модель готического храма, который можно использовать как наглядное пособие на уроках искусства.
Использованная литература
1. «Искусство». Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, и ИЗО. №7(319), 1-15 апреля 2005. Специальный выпуск «Готический храм». Издательский дом «Первое сентября»
2.«Искусство» 5-9 классы. Я — архитектор. Моделирование пространства. Макет. Экспериментальное учебное пособие. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.. Изд. «Открытый мир» Москва 1997
3. Любимов, Л. Д.«Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии» Книга для чтения1982
Приложение 1
Собор Парижской Богоматери (NotreDamedeParis), Кельнский собор 1268-1650гг.
1163-1345гг., Париж, Франция Кельн, Германия
Схема расположения элементов готического храма
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Средства рисования».]
Приложение 2
Модель готического храма
Gothic — Oxford Артикул
Показать сводные данныеОбзор
Стиль архитектуры и искусства, пришедший на смену романскому и преобладавший в Европе (особенно в Северной Европе) с середины 12 века до 16 века. Как и многие другие стилистические ярлыки, это слово изначально было ругательством: оно было придумано итальянскими художниками эпохи Возрождения для обозначения типа средневековой архитектуры, которую они осуждали как варварскую (подразумевая, совершенно ошибочно, что эта архитектура была создана готскими племенами). который уничтожил классическое искусство Римской империи). Готический стиль по-прежнему характеризуется главным образом с точки зрения архитектуры, в частности, использованием стрельчатых арок, реберных сводов и контрфорсов. Ни одна из этих особенностей не была впервые использована в готический период (все они встречаются в позднероманской архитектуре), но когда они использовались вместе, они создавали новый тип скелетной структуры и ощущение изящной упругости, которое по духу сильно отличалось от массивной монолитности. романских построек. В более широком смысле термин «готика» также применялся к орнаменту, скульптуре и живописи периода расцвета готической архитектуры; в этих контекстах он имеет менее точное значение, хотя покачивающаяся элегантность часто считается типичной для готических фигур, которые, как правило, более натуралистичны и менее отдалены, чем фигуры романского периода.
Возрождение готики — это название, данное моде, связанной с повторным введением готических форм в архитектуру и связанные с ней искусства. Это началось в середине 18 века довольно беззаботно, средневековые формы использовались из-за их живописности, в духе рококо, без учета археологической точности (как в « Земляничном холме» Горация Уолпола ). Однако движение стало более серьезным по тону и превратилось в важное направление в искусстве XIX века. Он процветал по всей Европе и в США.
От кого: готика в Оксфордский словарь искусства и художников »
Субъектов: Искусство и архитектура
Справочные записи
готика
в Энциклопедия Просвещения Длина: 742 словаготика
в Оксфордский компаньон эпохи романтизма Длина: 609 словготика
в Оксфордский художественный словарь (3) Длина: 390 словготика
в Оксфордский словарь искусства и художников (4) Длина: 290 словПосмотреть все справочные записи »
Искать: «Готика» в справочнике Оксфорд »
готика — определение и значение
- Определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
- прилагательное Альтернативная заглавная буква Gothic
Этимологии
Извините, этимологии не найдено.
Служба поддержки
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово «готика».
Примеры
В моем собственном письме о картине (здесь и здесь) я подчеркивал, что термин готика имеет как благоговейный, так и ужасающий оттенок.
Джон Сири: Американская готика 2008
Слово « готический » изначально было термином пропагандистского пренебрежения.
Готические здания: столпы веры 2011
[Зачем кому-то использовать термин готическая для описания этой новой наполненной тоской, таинственной, интроспективной музыки?
Последние действия 2010
[Зачем кому-то использовать термин готическая для описания этой новой наполненной тоской, таинственной, интроспективной музыки?
Последние действия 2010
я читал первую главу это он назад из потерпевших кораблекрушение и урбан готика действительно ОЧЕНЬ РЕАЛЬНО!! больной и маниакальный, если это слово. .ржу не могу.
Предзаказ URBAN GOTHIC – Брайан Кин 2009
В сентиментальных операх и художественных произведениях доминирующей угрозой является неуместный тайный брак, оспариваемое наследство или сюжет обольщения, в то время как в готических произведениях более заметно фигурируют династические, общественные, политические вопросы.
Говоря о добродетели: «Нина» Паизиелло, «Агнесе» Паэра и сентиментальный дух 2005
На самом деле, в романе Бронте используются два наиболее распространенных готических 9009 сценических типа.6 драма: средневековый замок и монастырская церковь, две самые долговечные модели «чистой готической» архитектуры по мнению Ричарда Пейна Найта
Дым и зеркала: интерпретация шоу «Волшебный фонарь» в _Vilette_ 2005
Когда я предложил это в качестве темы для специальной сессии, я ожидал получить в основном доклады о репрезентациях библиотеки в готических и других романах, доклады, в которых говорилось о повышенной настойчивости, с которой романтические формы художественной литературы использовали давнюю связь в европейской литературной репрезентации между грамотностью и романтикой.