Романский и готический стили в чём отличие и сходство
Несмотря на то, что многие архитектурные творения готики и романики были разрушены в результаты междоусобных войн, эти два стиля используются и популярны по сей день. Романский стиль предшествовал готическому и был его родоначальником.
Романская архитектураПервые романские произведения искусства возникли между 800 и 1120 годами благодаря движению правителей, ремесленников и крестьян. В происхождении романики имеют место римский и византийский стили. Именно благодаря связи с римскими архитектурными элементами и зародилось название стиля — это округленная римская арка, которая является основой романских сооружений. В романике есть и элементы исламской архитектуры, что связано с крестовыми походами и войнами на ближнем востоке.
Романскую эпоху представляют три основных типа строений: соборы, замки и монастыри. Это большие и внушительные сооружения, воздвигнутые для обороны и отчасти для движения монахов, в котором члены религиозных групп жили и поклонялись отдельно от населения. В то же время Европа все еще сталкивалась с внешними угрозами, поэтому монастыри имели и защитную функцию.
Романская архитектура известна своими массивными основаниями, толстыми стенами, множеством арок, крепкими колоннами, мощными сводами, большими башнями и незначительными декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы, основная черта которых — простота.
Готическая архитектура Готический архитектурный стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века. Развитие готики можно разделить на три основных этапа:
— 1200 — 1300 годы = период Ланцета (готический стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),
— 1400 — 1500 годы = перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).
Готическая архитектура первоначально использовалась для соединения романской и ренессансной стилей. Главная функция готических строений — религиозная, они были центрами паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля. Самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки — еще одна отличительная черта готической архитектуры (следует отметить, что прототипы для заостренных арок и ребристого свода были впервые обнаружены на поздних романских зданиях). Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.
Сходства
— Главное сходство двух стилей — их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
— Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
— Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— Строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).
Различия
— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».
Ниже предложена инфографика о различиях двух направлений:
Заключение
Романская и готическая стили архитектуры зародились во Франции. Романика предшествовала готике. Стили имеют разные характеристики, но готический стиль заимствовал большинство своих черт из романского стиля и ввел свои изменения. Архитектура обоих стилей подарили народу ощущение божественности и путь постижения Бога, используется главным образом в религиозных целях. Основными отличиями являются вид используемых арок, толщина стен и опорных точек. Готический стиль имеет больше украшений и скульптур.
Источник
Готический стиль в архитектуре средневековья — особенности кратко | Архитектура и строительство
Все, кто бывает в Западной Европе, непременно обращают внимание на старинные соборы с изящными шпилями, цветными плетениями витражей и переплетением тонкого орнамента украшений. Они выполнены, пожалуй, в самом узнаваемом стиле в архитектуре — готике.
Стиль оказал огромное влияние на восприятие мира людей Средневековья и продолжает восхищать до сих пор. А поскольку в готике создавались в основном католические соборы, то и ассоциации она вызывает именно религиозные. Какие же тайны хранит в себе этот стиль? И при чём тут тамплиеры?
Каркасное строительство
Готический стиль — это открытка эпохи Средневековья. Его невозможно перепутать с чем-то ещё, поскольку он меньше всего вобрал в себя античные архитектурные традиции Греции и Рима. При этом само название «готика» появилось позже, во времена итальянского Возрождения. Это было своего рода насмешкой над «варварством» Средневековья, которое за тысячу лет набило оскомину и которое хотели поскорее забыть. К племенам готов, которые делали набеги на Римскую империю, стиль готика не имеет отношения, они ничего в нём не создавали. Просто так решили называть все неантичное, «варварское» искусство.
Можно заметить, что своими острыми шпилями, заострёнными сводами и стрельчатыми арками готика как бы устремляется ввысь, к небу, выражая таким образом религиозное самосознание своей эпохи.
Развитие и распространение готического архитектурного направления историки относят к XII-XVI векам. Родиной стиля считается север Франции, откуда он постепенно распространялся по всей Западной Европе, от Англии до Италии. В Туманном Альбионе эта архитектура пришлась особенно по душе и в изменённом виде продолжает воплощаться там до сих пор. Одним из самых выдающихся произведений искусства, созданных в готическом стиле в Англии, является собор в городе Солсбери с самым высоким в стране шпилем. А в стиле «неоготика» позже был построен Вестминстерский дворец, где заседает британский парламент и отбивает время колокол Биг-Бен.
В качестве основного материала для строительства, как правило, использовался тщательно обтёсанный горный камень. А в Северной и Восточной Германии нередко строили из обожжённого кирпича. Сама конструкция готического собора — это прорыв своего времени. Благодаря технологии равномерного распределения веса на каркас сооружения храмы стали вместительней и светлей — нагрузка ушла со стен на скелет здания, что позволило делать большие окна, заодно значительно продвинув вперёд витражное искусство — разноцветные стекла потрясали людей не менее самих построек. Это разительно отличалось от романского стиля, поскольку выполненные в нём соборы имели толстенные стены и внутренние колонны — основная несущая нагрузка шла на них. Из-за этого окна приходилось делать маленькими, так что в романских соборах было меньше света.
Гаргульи в готической архитектуре
Особенно бросаются в глаза украшательные элементы готических соборов — различные орнаменты, кружева и, конечно, скульптурные композиции. Но если внутри храмов установлены понятные глазу статуи христианских святых или королей, то снаружи зачастую можно увидеть страшных монстров — горгулий и химер. Эти мифические существа с разными выражениями лиц стали своеобразной визитной карточкой стиля. Как и сама готика, горгульи появились во Франции. Впервые они упоминаются в VII веке в легенде о святом Романе из города Руана. По преданию, возле реки Сены поселилось чудовище, напоминавшее большую змею или дракона. Существо нападало на людей и корабли, плывшие по реке, доставляя всем большие неудобства. В народе его прозвали Гаргулья — в примерном переводе с французского «булькающий». Однако святой Роман силой молитвы усмирил монстра, после чего покорную Гаргулью сожгли на костре. Но в огне уцелела голова чудища, которую велено было повесить на стену Руанского собора в назидание прочей нечисти.
Ну, а, поскольку настоящих голов чудовищ не напасешься, их начали делать из камня. У готических соборов горгульи, ставшие нарицательным именем, получили и практическое предназначение — они выполняли функцию водостока, отводя дождевые струи на некоторое расстояние от стен, чтобы не подмывать фундамент. И многие скульптуры успешно справлялись с этой функцией в течение нескольких веков, пока европейцы не начали делать на зданиях металлические водостоки.
Однако зачем так нужно было помещать именно монстров на христианские храмы? Существует несколько версий. Согласно самой популярной, горгульи — элемент нашего мира, одно из его чудес, о котором можно наглядно, с помощью скульптур, рассказать неграмотным людям Средневековья. Во времена, когда даже читать умели далеко не все, убранство соборов служило яркой иллюстрацией сложных вопросов религии — такое, своего рода, христианство для чайников с картинками. По другой версии, горгульи — это усмиренная нечистая сила, подобно тому чудовищу, которого обуздал святой Роман. Они встали на сторону добра и с тех пор защищают соборы и всех находящихся в них людей от своих непокорившихся собратьев.
- Архитектура и преступность
- Самые необычные дома
- Складной балкон
- Пластмассовые дома в СССР
- Падающие сёстры Пизанской башни
- Самые известные неудачи в архитектуре
- Национальный дворец искусств Украина
- Бурдж Халифа: Эмираты тянутся к небу
Но с готическими сооружениями связано много мистики и помимо горгулий. Существует, например, легенда об изготовлении украшений для собора Парижской Богоматери. В столице в то время был известный кузнец Бискорне, которому заказали красивые замки и узоры для ворот. Узнав об ответственном задании для главного храма страны, мастер сильно испугался. Поэтому обратился за помощью… к дьяволу. Достоверно неизвестно, насколько князь тьмы помог Бискорне, но кузнец действительно создал великолепные изделия. Металлические кружева до сих пор восхищают публику своей тонкой работой. Правда, их создатель вскоре скончался, а когда замки врезали в ворота, то не смогли их открыть. Пришлось настоятелю окроплять их святой водой, после чего всё заработало.
Рыцари-крестоносцы и готическая архитектура
Существует также предположение, что готика не случайно возникла во Франции. Можно заметить, что стиль появился в одно время с началом Крестовых походов. Французский журналист и путешественник Луи Шарпантье в книге «Тайны Шартрского собора» предполагает, что авторы и строители Шартра овладели неким важным текстом о передовых познаниях в архитектуре соборов. Вполне возможно, что он был доставлен из Святой земли рыцарями, вскоре ставшими называться тамплиерами (храмовниками), чья штаб-квартира находилась как раз во Франции. По другой версии, тайна добыта орденом цистерцианцев. Так или иначе, но вскоре после возвращения крестоносцев в Европе и возникли первые образцы готики. Удивительно то, что многие храмы по всему Старому Свету строились одновременно. У исследователей возникает вопрос: как одновременно возникло столько умелых мастеров и строителей? Тамплиеры менее чем за 100 лет возвели 80 соборов и 70 церквей. Не говоря о том, что они ещё строили дороги и замки.
Одно из полных названий тамплиеров — орден бедных рыцарей Храма Соломона. Они неслучайно так назывались: монахи-воины очень интересовались древними знаниями, в том числе иудейскими, желая восстановить Храм в душе человека — создать обновлённое философско-религиозное учение и на его основе заложить некое общество всеобщей справедливости. Так что строительство было не только практической, но и теоретической составляющей их принципов. Однако желание построить идеальное государство, а также коммерческие дела отнюдь не бедных тамплиеров не вызывали одобрения у правящих элит, которые умудрились оказаться в долгах у рыцарей. В 1307 году король Франции Филипп IV объявил их вне закона и велел арестовать. Упразднение ордена продолжалось до 1312 года по всей Европе.
Позже, в Новое время, когда авторитет Церкви ослаб, об идеях тамплиеров вновь вспомнили. В это время в Европе стали появляться масонские ложи — общества вольных каменщиков, которые позаимствовали у рыцарей многие символические элементы. Они тоже стали рассуждать о построении идеального общества с опорой не только на мистику и древние труды, но и на своих современников-просветителей.
Источник: издание Загадки истории №34, август 2021 года
Рубрика: Забытое знание
Автор: Дмитрий Скрипченко
- Архитектура и преступность
- Самые необычные дома
- Складной балкон
- Пластмассовые дома в СССР
- Падающие сёстры Пизанской башни
- Самые известные неудачи в архитектуре
- Национальный дворец искусств Украина
- Бурдж Халифа: Эмираты тянутся к небу
Метки: Загадки истории, строительство, собор, храм, средневековье, тамплиеры, готика, шифр, Европа, архитектура, символ, Дмитрий Соколов
Взлет и падение готической викторианской архитектуры: краткая история
Готическая викторианская архитектура относится к архитектурному стилю, возникшему в викторианскую эпоху с 1837 по 1901 год. вдохновлен готической архитектурой средневековой Европы. Готические викторианские дома часто имеют остроконечные арки, крутые скатные крыши, замысловатую резьбу и витражи. Этот стиль был популяризирован такими архитекторами, как Август Пугин и Джордж Гилберт Скотт, и широко использовался при строительстве церквей, общественных зданий и домов в викторианскую эпоху.
Исторический контекст и архитектурные влияния
Расцвет готической викторианской архитектуры пришелся на викторианскую эпоху, которая длилась с 1837 по 1901 год. Этот период был отмечен растущим интересом к романтизму, который черпал вдохновение в средневековой Европе и ее готической архитектуре. Промышленная революция также сыграла значительную роль в формировании архитектуры того времени, поскольку новые технологии и материалы открыли новые возможности для строительства.
Такие архитекторы, как Август Пугин и Джордж Гилберт Скотт, сыграли важную роль в популяризации движения готического возрождения, которое стремилось возродить архитектурный стиль средневековой Европы. Они были вдохновлены соборами и замками Средневековья и стремились воссоздать их величие и ощущение тайны в своих зданиях.
Другие архитектурные влияния на архитектуру готических викторианских домов включали Движение искусств и ремесел, которое подчеркивало традиционное мастерство и натуральные материалы, а также влияние Британской империи, которая принесла новые стили и материалы со всего мира.
В целом готическая архитектура викторианских домов стала отражением увлечения викторианской эпохи прошлым в сочетании с новыми технологиями и материалами того времени.
Известные готические викторианские здания
По всему миру есть много примечательных готических викторианских зданий, вот несколько примеров:
- Здание парламента в Лондоне, Великобритания. Это культовое здание было спроектировано и завершено Чарльзом Барри и Августом Пугином. в 1870 году. Он отличается готической архитектурой с остроконечными арками, сложной каменной кладкой и декоративными шпилями.
- Станция Сент-Панкрас в Лондоне, Великобритания. Эта железнодорожная станция была спроектирована Уильямом Барлоу и завершена в 1868 году. Она имеет величественный арочный вход и башню с часами со сложной каменной кладкой и деталями в стиле готического возрождения.
- Королевское выставочное здание в Мельбурне, Австралия. Это здание было построено в 1880 году и спроектировано Джозефом Ридом в стиле неоготики. Он имеет большой купол, сложную каменную кладку и богато украшенные детали.
- Собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, США. Этот собор был спроектирован в стиле неоготики и отличается остроконечными арками, витражами и сложной каменной кладкой. Строительство началось в 189 г.2, но здание остается незавершенным.
- Вестминстерский дворец в Бангкоке, Таиланд. Это здание было построено в 1925 году и вдохновлено готической архитектурой здания парламента в Лондоне. Он имеет величественный фасад со стрельчатыми арками и декоративными шпилями.
Факторы, способствовавшие снижению популярности стиля
Несколько факторов способствовали снижению популярности готической викторианской архитектуры, в том числе:
- Изменение вкусов и стилей. По мере развития викторианской эпохи появлялись новые стили и вкусы, в том числе движение «Искусство и ремесла» и ар-нуво, которые подчеркивали простоту и отход от декоративных стилей.
- Экономические факторы: стоимость строительства и обслуживания готических викторианских домов была высокой, а экономический спад конца 19 века затруднил финансирование крупных строительных проектов.
- Практичность: готическая викторианская архитектура часто подвергалась критике за непрактичность и сложность в обслуживании, а также за ее богато украшенную каменную кладку и сложные детали, требующие частого ухода.
- Технологические достижения. Достижения в области технологий и материалов означали, что у архитекторов появилось больше возможностей для строительства и дизайна, а новые материалы, такие как сталь и бетон, были более экономичными и универсальными, чем традиционные материалы.
В целом изменение вкусов, экономические факторы, практичность и технологические достижения способствовали снижению популярности готической викторианской архитектуры.
Здания, ознаменовавшие конец эпохи
Было несколько зданий, которые ознаменовали конец эпохи готической викторианской архитектуры, в том числе:
- The Rand Club в Йоханнесбурге, Южная Африка. Это здание было построено в 1904 году и представляет собой архитектуру в стиле неоготики с замысловатой каменной кладкой и декоративными деталями. Это было одно из последних крупных зданий в стиле неоготики, построенных в Южной Африке.
- Манчестерская ратуша в Манчестере, Великобритания. Это здание было построено в 1877 году и отличается архитектурой в стиле готического возрождения с большой башней с часами и сложной каменной кладкой. Он считается одним из последних великих готических зданий в Великобритании.
- Катедраль Метрополитана в Буэнос-Айресе, Аргентина. Этот собор был построен в 1902 году и отличается готической архитектурой с остроконечными арками, витражами и богато украшенной каменной кладкой. Это было одно из последних зданий в стиле неоготики, построенных в Аргентине.
В целом, эти здания ознаменовали конец эры готической викторианской архитектуры домов, поскольку появились новые стили и вкусы, а традиционные материалы и методы стали менее практичными и более дорогостоящими.
Движение готического возрождения
Движение готического возрождения было архитектурным движением 19-го века, которое стремилось возродить и переосмыслить архитектурный стиль средневековой Европы. Он возник в начале 19 века как ответ на кажущуюся холодность и отсутствие украшений в неоклассической архитектуре, которые доминировали в предыдущую эпоху.
Движение в основном возглавляли два архитектора, Август Пугин и Джон Раскин, которых глубоко вдохновили соборы и замки Средневековья. Они считали, что готическая архитектура представляет собой чистоту формы и чувство тайны, которых не хватало неоклассическим зданиям.
Архитектура готического возрождения характеризуется остроконечными арками, ребристыми сводами и богато украшенными узорами. Он также отличается сильным акцентом на мастерство и внимание к деталям, с замысловатой каменной кладкой и декоративными элементами.
Движение было популяризировано в Великобритании зданием парламента, которое было спроектировано Чарльзом Барри и Августом Пугином и завершено в 1870 году. Стиль готического возрождения быстро распространился по Европе и Северной Америке, и многие архитекторы адаптировали этот стиль в соответствии со своими предпочтениями. собственный культурный и географический контекст.
В целом движение Возрождения готики было реакцией на кажущуюся стерильность неоклассической архитектуры и прославлением мастерства и тайны средневековой готической архитектуры. Он остается популярным архитектурным стилем и по сей день, многие здания эпохи готического возрождения все еще стоят по всему миру.
Здания и архитекторы, принявшие участие в возрождении
Существует множество примеров зданий и архитекторов, принявших участие в движении неоготического возрождения, в том числе:
- Август Пугин — Пугин был британским архитектором, который был одним из ведущих сторонников движения неоготики. Он спроектировал множество известных зданий, в том числе Вестминстерский дворец в Лондоне, который отличается готической архитектурой с замысловатой каменной кладкой и декоративными деталями.
- Джон Раскин — Раскин был британским искусствоведом и писателем, который был ведущим сторонником движения готического возрождения. Его труды по архитектуре и искусству оказали большое влияние на продвижение движения.
- Собор Святого Патрика в Нью-Йорке. Этот собор был спроектирован Джеймсом Ренвиком-младшим в стиле неоготики и отличается остроконечными арками, богато украшенной каменной кладкой и витражами.
- Башня Виктория в Стокгольме, Швеция. Эта башня была спроектирована Хельго Зеттерваллем и завершена в 1905 году. Она построена в стиле неоготики с остроконечным шпилем и сложной каменной кладкой.
- Здания парламента в Оттаве, Канада. Эти здания были спроектированы Томасом Фуллером и завершены в 1919 г.27. Архитектура в стиле неоготики с остроконечными арками, богато украшенной каменной кладкой и величественной башней с часами.
Эти здания и архитекторы — лишь несколько примеров многих дизайнеров и построек, которые приняли движение неоготики и помогли сформировать его влияние на архитектуру во всем мире.
Непреходящее влияние стиля
Готический стиль викторианского дома оказал значительное влияние на архитектуру и дизайн, и его влияние до сих пор можно увидеть по-разному. Вот несколько примеров:
- Движения возрождения: Движение готического возрождения вдохновило другие движения возрождения, такие как движение «Искусство и ремесла», которое было популярно в конце 19-го и начале 20-го веков. Эти движения включали в себя традиционное мастерство и использование натуральных материалов, которые были отличительными чертами стиля готического возрождения.
- Общественные здания: Многие общественные здания, такие как церкви, правительственные здания и учебные заведения, были построены в стиле неоготики. Эти здания часто отличались сложной каменной кладкой, остроконечными арками и декоративными деталями. Некоторые из этих зданий стоят до сих пор и считаются архитектурными сокровищами.
- Жилая архитектура: стиль готического возрождения также оказал влияние на жилую архитектуру: многие викторианские дома отличались готическими элементами, такими как крутые скатные крыши, декоративная отделка и стрельчатые арки.
- Популярная культура: стиль готического возрождения оказал длительное влияние на популярную культуру, вдохновив бесчисленное количество романов, фильмов и телешоу с элементами готики. Ассоциация стиля с тайной и романтикой сделала его популярным выбором для жанров ужасов и фэнтези.
В целом готический викторианский стиль оказал сильное влияние на архитектуру, дизайн и культуру. Его влияние все еще можно увидеть сегодня по-разному, что делает его одним из самых устойчивых архитектурных стилей в истории.
Готическая викторианская архитектура актуальна и сегодня
Готическая викторианская архитектура домов остается актуальной и сегодня, и ее влияние можно увидеть во многих современных зданиях и стилях дизайна. Вот несколько примеров:
- Неоготическая архитектура: Неоготическая архитектура — это возрождение стиля готического возрождения, возникшего в конце 19 века. Для него характерны стрельчатые арки, ребристые своды и богато украшенный узор, и его можно увидеть во многих современных зданиях, таких как Собор Христа Света в Окленде, Калифорния.
- Готические элементы в современном дизайне. Многие современные дизайнеры включают в свои работы готические элементы, такие как мебель и освещение в готическом стиле. Это смешение старого и нового создает уникальную и неподвластную времени эстетику, которая продолжает оставаться популярной и сегодня.
- Готическая мода: Готическая мода — это субкультура, черпающая вдохновение в движении Возрождения готики, с черной одеждой, богато украшенными аксессуарами и замысловатыми деталями. Он оставался популярным на протяжении десятилетий и продолжает влиять на моду сегодня.
- Готическая литература и средства массовой информации: готическая литература и средства массовой информации, такие как романы, фильмы и телешоу, по-прежнему популярны сегодня и часто содержат элементы готической архитектуры и дизайна. Эта ассоциация с тайной и романтикой помогла сохранить актуальность готического викторианского стиля в популярной культуре.
В целом, готический викторианский стиль остается актуальным и сегодня, и его влияние можно увидеть во многих аспектах современного дизайна и культуры. Его непреходящая привлекательность говорит о вневременном качестве его эстетики и глубоком культурном значении, которое он имеет.
Краткое изложение ключевых моментов
- Готическая викторианская архитектура возникла в середине 19 века как ответ на индустриализацию и желание воссоединиться с прошлым.
- Готическая викторианская архитектура находилась под влиянием средневековой архитектуры и отличалась остроконечными арками, богато украшенной каменной кладкой и другими замысловатыми деталями.
- Многие известные здания были построены в готическом викторианском стиле, в том числе Вестминстерский дворец в Лондоне, Собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и Башня Виктории в Стокгольме, Швеция.
- Движение готического возрождения, охватившее готический викторианский стиль, характеризовалось стремлением использовать традиционное мастерство и натуральные материалы.
- Упадок готического викторианского стиля был связан с изменением вкусов и появлением других архитектурных стилей.
- Длительное влияние готического викторианского стиля можно увидеть в движениях возрождения, которые он вдохновлял, общественных зданиях и жилой архитектуре, на которые он повлиял, и его продолжающемся влиянии на массовую культуру, такую как готическая мода и литература.
- Готический викторианский стиль остается актуальным и сегодня, и его можно увидеть в современной архитектуре и дизайне, например, в неоготической архитектуре, мебели и освещении в готическом стиле, а также в готической литературе и средствах массовой информации.
Заключительные мысли о важности готической викторианской архитектуры
В заключение следует отметить, что архитектура готических викторианских домов была важным направлением, возникшим в ответ на стремительную индустриализацию 19 века. Он черпал вдохновение в средневековой архитектуре и отличался сложной каменной кладкой, остроконечными арками и богато украшенными деталями. Этот стиль оказал значительное влияние на общественные здания, жилую архитектуру и массовую культуру.
Несмотря на то, что со временем популярность готического викторианского стиля снизилась, его влияние все еще можно увидеть сегодня во многих аспектах современного дизайна и культуры. От неоготической архитектуры до вдохновленной готикой моды и литературы, готический викторианский стиль остается актуальным и продолжает вдохновлять дизайнеров и создателей по всему миру.
В целом, готический викторианский стиль является важной частью истории архитектуры и представляет собой культурный ответ на меняющийся мир 19-го века. Его непреходящая привлекательность говорит о способности дизайна и архитектуры вызывать эмоции, рассказывать истории и вдохновлять будущие поколения.
Откройте для себя элегантность и красоту грузинского жилья по всему миру! В этом блоге мы более подробно рассмотрим отличительные особенности и элементы дизайна этого культового архитектурного стиля, от элегантных таунхаусов Лондона до величественных особняков на Восточном побережье Америки. Присоединяйтесь к нам в этом путешествии во времени и пространстве, чтобы открыть для себя непреходящую привлекательность георгианского жилья и его влияние на современный дизайн. Читать сейчас Грузинское жилье по всему миру!
Инновации в готической архитектуре, концепции, факты и рабочие листы
ОглавлениеДобавьте заголовок, чтобы начать создание оглавления
Резюме- Происхождение и развитие готической архитектуры
- Технические новинки готической архитектуры
- Концепция порядка в архитектуре
- Пример готической архитектуры
Давайте узнаем больше о готической архитектуре!
- Готическая архитектура процветала и стала популярной в Европе в позднем средневековье. Он в основном характеризуется стрельчатыми арками, ребристыми сводами, витражами, более тонкими стенами, поддерживаемыми контрфорсами, и тонкой структурой скелета. Отличным примером этого является Собор Парижской Богоматери.
Собор Парижской Богоматери
Происхождение и развитие
- Реконструкция хора аббатства Сен-Дени (Париж) началась в 1137 году и была завершена в 1144 году аббатом Сугерием. Эта дата считается датой начала готического стиля, который вскоре после этого распространился на епархии Иль-де-Франс, а затем на остальную Францию, Англию и остальную Европу, встретив значительное сопротивление только в Италия. Этот стиль значительно отличался от предшествующего романского стиля.
- В 1140 году аббат Сугерий решил перестроить хоры и фасад Сен-Дени – бенедиктинского аббатства, в котором хранились мощи покровителя Парижа Святого Дионисия. Этот святой был первым епископом галлов, и память о его фигуре вскоре слилась с памятью о сирийском монахе Дионисии Ареопагите.
- Сирийский монах Дионисий написал трактат о светлых и ангельских иерархиях, De coelesti hierarchia, вдохновленный неоплатонизмом. В этом трактате свет считался своего рода божественной эманацией, соответствующей сверхъестественным реалиям. Аббатство (основанное в раннем средневековье) стало символическим местом французской монархии. На самом деле это была усыпальница похороненных здесь королей Капетингов.
- Аббат Сугерий хотел реконструировать свое почтенное аббатство, вдохновленное теориями философа. По этой причине он решил, что проект нового хора должен включать в себя ряд радиальных и трапециевидных часовен, непосредственно связанных с амбулаторией, что позволяло верующим свободно перемещаться за оградой хора.
- Радиальные часовни были перекрыты крестовыми сводами, а на стенах были большие окна, которые придавали большую яркость внутреннему пространству. Витражи сделали внутреннюю атмосферу почти божественной, сумев воплотить в жизнь теории святого Дионисия.
Технические инновации
- В отличие от римской и романской архитектуры, готика была динамичной, перфорированной, воздушной и легкой. Для готической архитектуры были характерны подчеркнутые вертикальные пропорции, т. е. очень развитая высота. Готические церкви обычно имели три нефа, которым предшествовал портик, и имели глубокий, но короткий трансепт. Хор, как правило, очень длинный и окружен одним или несколькими амбулаториями, которые ведут к радиальным часовням и расположены радиально вокруг апсиды.
- Однако именно новые технические новшества сделали готическую архитектуру новаторской. Этими нововведениями были:
- стрельчатая арка (заменяет круглую арку)
- ребристый свод (вместо крестового свода)
- безудержная арка (заменяющая или поддерживающая контрфорсы)
- вершина (эстетический элемент, который также способствует балансу)
- больших помещений с витражами.
- Остроконечная арка характеризуется изгибом внутренних органов, состоящим из двух пересекающихся дуг окружности. Такая арка более прочная, чем закругленная, так как уменьшает боковые распоры, разгружая вес по вертикали и, следовательно, на опоры. Таким образом, строительство несущих стен не требуется, так как вес приходится на массивную балку или полистильные стойки, образованные распорками и ребрами. Благодаря этому нововведению стало возможным строить более тонкие стены.
- Вершина была еще одним новым элементом, введенным в готической архитектуре: она добавляет вес колоннам и контрфорсам, на которых она размещена, выпрямляя наклонные распоры и способствуя статике здания. Он сделан из камня и одновременно выступает в качестве декоративного элемента. Фактически, он часто увенчан одной или несколькими статуями и состоит из парящего пирамидального элемента, обогащенного детализированными скульптурами, что придает зданию ощущение восходящего движения.
- Все эти новые конструкции, поддерживающие всю конструкцию, позволяют ограничить толщину стен, так как они больше не выполняют опорную функцию. Поэтому большие части стен были украшены большими окнами, которые своим цветом создавали в интерьере наводящую атмосферу.
- Часть стены, занятая витражами, называется clerestory (от латинского «clarescere» — освещаться, сиять). Обычно он располагается в той части, где центральный неф выше боковых. Окна также находятся в стенах хора, в главах трансепта и на фасаде.
Витражи готического собора
- Что делает готическую архитектуру завораживающей, так это тесное соответствие между эстетическими идеями и технологическими инновациями. Цель сделать интерьеры сакральных зданий светлыми и просторными достигается благодаря все более совершенному и революционному использованию принципов построения крестового свода и стрельчатой арки.
- Отсутствие нагрузки от свода на стены по периметру, воспринимаемой внешними колоннами и контрфорсами, позволило ввести стеклянные окна невиданного ранее размера.
- Как правило, соборы и другие готические храмы также украшались скульптурами, изображающими разнообразных сказочных и пугающих гротескных чудовищ. Такими существами были горгулья, химера, мифическое гибридное существо с телом льва и головой козла, и Стрикс, существо, напоминающее сову или летучую мышь, которое, как говорили, питалось человеческим мясом.
- Эти мифологические существа также принадлежат литературе. Например, Стрикс появился в классической римской литературе: Овидий, широко читаемый в Средние века римский поэт, много писал об этом существе и описывал его как большеголовую птицу с пронзительными глазами, хищным клювом и серовато-белыми крыльями. . Они были символами зла и опасности, грозившей тем, кто не следовал учению церкви.
Концепция порядка в архитектуре
- Средневековая эстетика, находящая одно из величайших достижений в готической архитектуре, основана на математике и геометрии. Историк искусства Отто фон Симсон заявил, что пропорции церквей не были случайными и не определялись потребностью в зрелищных эффектах. Скорее, они вытекают из видения искусства как науки, то есть поиска геометрических соотношений, лежащих в основе космоса и считающихся божественными. Это те самые отношения, которые управляют миром музыки, чьи гармонические законы являются не просто природными фактами, но отражением небесных гармоний.
- Первые готические здания были построены по тому же принципу музыки. Таким образом, сакральное здание оказалось в тех же гармонических отношениях, что и музыка. На самом деле эта математическая точность была попыткой признать Бога великим архитектором вселенной, установившим эти божественные пропорции в начале времен. Собственный храм Соломона, согласно описанию, которое дает ему Писание, имеет идеальные числовые пропорции.
- Августин Гиппопотамский в трактате «О музыке» утверждает, что этот тип эстетики есть отражение божественного совершенства. Архитектура — это основная форма искусства, позволяющая напрямую контактировать с Богом, потому что она придерживается тех же правил, которым следовал создатель, когда формировал вселенную.
Образец готической архитектуры
- Нотр-Дам-де-Пари — одна из самых известных церквей благодаря своей красивой готической архитектуре. Это средневековый католический собор на острове Сите в Париже, Франция. Он был построен на руинах двух более ранних церквей. Около 1160 года Морис де Сюлли, епископ Парижа, поддержал проект преобразования руин двух базилик в единое, более крупное религиозное здание. Нотр-Дам остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей Франции, которую ежегодно посещают около 13 миллионов человек.
Нотр-Дам
- Известно, что собор был одним из первых зданий, в котором появились контрфорсы. Собственно говоря, архитекторы спроектировали одноарочные контрфорсы для того, чтобы стены не выдвигались наружу под нагрузкой.
- Строительство хора было завершено в 1177 году, а новый Главный алтарь был освящен в 1182 году. Более того, в правление Людовика XIV и Людовика XV Собор Парижской Богоматери претерпел значительные изменения. Эти работы в соборе были предприняты с целью модернизации соборов по всей Европе. Большая статуя у западного входа была разрушена в 1786 году вместе с гробницами склепа и витражами.
- Витражи — один из шедевров церкви.