ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА • Архитектура — идеи и история
Кёльнский соборНа пороге XIII века в Европе возникает новый стиль — готический. Свое название «готический» стиль получил в эпоху Возрождения. Итальянские мастера XV-XVII веков, опираясь на античное искусство, не только возрождали идеи и формы Древней Греции и Древнего Рима, но и создавали новые, считая искусство предыдущих X-XII веков варварским, т. е. готическим.
Название «готический» не имело ничего общего с народом — готами. Уже в эпоху Возрождения, когда появилось название «готическое искусство», готов не существовало. Это германское племя остготов было частично уничтожено, частично слилось с другими племенами во второй половине прошедшего тысячелетия.
Одним из авторов этого названия был великий художник и архитектор эпохи Возрождения Санти Рафаэль. Будучи во Франции, он был обескуражен и подавлен новой архитектурой, ее конструктивными решениями. Архитектурные памятники Древней Греции и Древнего Рима стояли перед глазами Рафаэля и не давали ему возможности понять новый стиль, новое направление в архитектуре. В своей записке папе римскому Льву X о посещении Франции, описывая эти сооружения, он назвал их «архитектурой варваров, готов».
Готический стиль, готическая архитектура были как бы продолжением романской. Эти два стиля имели много общего, в частности то, что основным строительным материалом был камень. Но имеете с тем существовала большая разница в конструкциях зданий. Романская архитектура отличалась чрезмерной массивностью стен и сводов, тогда как готическая была основана на легких каркасных конструкциях.
Начало XIII века было отмечено быстрым ростом городов, увеличением населения в них. Строятся большие общественные здания ратуши, возводятся соборы. С развитием торговли, ремесел строятся и специальные здания.
Самым выдающимся техническим достижением готической архитектуры явилась конструкция готического храма — новая каркасная система. Она позволила строить огромные соборы, намного уменьшить толщину стен, а следовательно и нагрузку па них, поэтому в дальнейшем можно было создать необходимое освещение главного нефа через оконные проемы в боковых стенах. Соответственно каркасная система привела к экономии строительных материалов.
Основными элементами готического каркаса являются нервюры, контрфорсы, аркбутаны и пучкообразные столбы-колонны. Нервюры — выступающие ребра свода — имели различные профили, очертания. Они в виде арок накрест перекрывают ячейку нефа, выкладываются из камней, а затем по ним с помощью опалубки (формы) возводится свод. Такая конструкция позволяла уменьшить толщину свода и соответственно вес свода, что в свою очередь уменьшало нагрузку на колонны. Очертание такого готического нервюрного свода всегда было стрельчатым. Свод опирался на пучкообразные колонны, а не на стену.
Главным элементом готической архитектуры является устой, который состоит из аркбутана и контрфорса. При системе нервюрных сводов стена не имела большого значения для устойчивости свода, а увеличивалось значение контрфорса. Гели здание было одно пролетным, то вся нагрузка передавалась на контрфорсы. Если здание было трёхдневным, то контрфорсы отделяли от опор среднего нефа и устанавливали у стен боковых нефов, а соединительным элементом между средним нефом и контрфорсом был аркбутан — наклонная полуарка. Но иногда аркбутаны делали двухъярусными — это зависело от высоты среднего нефа и пролета его сводов.
Контрфорсы в таких соборах книзу имели утолщение, так как они испытывали двойную нагрузку — от среднего и бокового нефов. Чтобы повысить устойчивость контрфорса, на него увеличивали нагрузку в виде башенок пинаклей или в виде остроконечного завершения — фиала.
Огромные окна стрельчатой формы заполняли плоскости между опорами. Окна имели резные переплеты из нескольких фигурных рам, которые последовательно вставлялись друг в друга. Переплеты заполнялись витражами с изображениями святых или культовых сцен. К окнам в боковых стенах дополнительно были сделаны круглые окна розы на главном фасаде и на торцах трансепта.
Главный фасад соборов, как и романской церкви, ограничивался двумя башнями, но их размеры были намного больше. Величественные башни стали неотъемлемой частью готического собора. На главном фасаде устраивали три входа, из которых средний был большим. Входы оформляли в виде стрельчатых, уменьшающихся по мере удаления арок, завершаемых треугольными резными фронтонами — вимпергами.
В готических соборах большое значение имела скульптура. Во внутренних помещениях везде можно было видеть статуи, малые фигуры и барельефы.
Каркасную систему имели не только культовые сооружения. Деревянные каркасы применялись и в жилищном строительстве. Деревянный каркас назывался фахверк. У жилого дома с таким каркасом первый этаж был каменным, а верхние этажи, начиная со второго, имели фахверк. Промежутки в деревянном каркасе заполнялись кирпичом. Окна в большинстве случаев делали большими. Крыши домов покрывались черепицей.
Развитие ремесла и торговли сопровождалось строительством городов. Каждое ремесло имело свое место в городе — улицу, переулок, кварта,’!. В городах выделялись две главные площади — соборная и торговая. На соборной площади стояла церковь, сюда приходили горожане для всяких собраний. На торговой площади или вблизи нее строилась ратуша, здесь возводились торговые ряды, набатная башня с часами и колодец или фонтан. Торговая площадь обносилась со всех сторон галереями.
Средневековое романское и готическое зодчество казалось архитекторам последующей эпохи варварским, грубым и страшным. Но романские и особенно готические зодчие внесли большой вклад в дальнейшее развитие архитектуры.
Из сохранившейся литературы можно узнать, что зодчие той эпохи знали методы вычисления размеров частей зданий и сооружений. Они интересовались проблемами механики. Сохранились трактаты, где даны размеры конструкций соборов с учетом не только обычных нагрузок, но и вибрационных нагрузок от колокольного звона.
Трудно согласиться с архитекторами эпохи Возрождения, что готика была варварской, читая строки из трактата доминиканского монаха Винцента де Бове «Великое зерцало», посвященные архитектурно-строительному делу: «Архитектура рождается из практики и теории. Практика есть непрерывное упражнение и осуществление на деле, которое выполняется руками. Теория же есть то, что показывает и объясняет расчеты и пропорция возведенных построек».
Человек из племени варваров не смог бы написать это.
Задолго до возникновения готического стиля в Европе, далеко за ее пределами, в Малой Азии, великий армянский зодчий Трдат (середина X — начало XI века) строит знаменитое культовое сооружение — трехнефную купольную базилику в Ани (989- 1001 гг.), которое по своей архитектурной значимости является произведением мирового значения. В этом сооружении Трдат впервые применил пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики.
Спустя три столетия эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции, где появились свои традиции и направления благодаря конструктивной схеме, которая позволяла создавать разнообразные формы. Во Франции, на родине готики, в зданиях чувствовалась соразмерность по горизонтали и вертикали, в Англии главную роль играла горизонталь, в Германии господствовала вертикаль.
Некоторые готические соборы возводились очень долго, и к окончанию строительства от первоначальных планов и идей оставалось немного. Так, например, Кёльнский собор в Германии начали строить в 1248 году, а закончили в 1880 году; Миланский собор в Италии, начатый в 1386 году, доделывали в 1808 году; Нотр-Дам — собор Парижской Богоматери строили с 1163 по 1345 год.
Это было связано с отсутствием строительного опыта при сооружении подобных зданий. Возможно, были и другие причины.
Анийский соборМиланский соборГотическая архитектура. Рассвет и закат готической архитектуры
Каждый собор старались сделать лучше предыдущего, поэтому ранняя и поздняя готика очень отличаются. В этой части проследим эволюцию стиля.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Поговорим о том, как готика завоевывала Европу и почему в итоге уступила другим стилям. Начнем с первых десятилетий после того, как аббат Сугерий закончил церковь Сен-Дени.
👉 Сугерий задал тренд. Когда все увидели церковь Сен-Дени, то захотели так же — и даже лучше. Сначала готические соборы начали строить вокруг Парижа, потом в центральной Франции, а к концу 12 века стройки заполнили всю страну.
⭐️ Каждый хотел выделиться. Ранняя готика стала полем для экспериментов — все соборы получались авторскими. В Сен-Дени еще не было доминирующих вертикалей, зато в Нуайонском соборе они уже есть; зато пока не выражены башенки. А вот в Бурже башенок много, даже чересчур — поняли, что погорячились, и дальше такого уже не встречалось. Так методом проб и ошибок формировался зрелый готический стиль.
Каждый новый готический собор старались сделать лучше предыдущего. Декор становился сложнее, а сами здания — выше.
До каких пределов дошла готика?
🔝 Чем выше — тем лучше. Готические здания мерялись не только декором, но и размерами.
Эпоху колоссальных строений открывает собор в Лане, Буржский и Шартрский соборы тоже будут большими, а Амьенский — гигантским.🥇 Чемпион — собор Святого Петра в Бове. 48-метровое здание получилось настолько большим, что начало рушиться под своим весом. Ситуацию пытались исправить: переделывали колонны, ставили наружные стяжки, но строительство так и не завершили. На соборе в Бове готика дошла до своего предела.
🕐 Все случилось быстро. От первых больших храмов до собора в Бове прошло меньше ста лет. К этому моменту сложилась зрелая готика.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Шартрский собор, Франция, 12 век
3, 4. Амьенский собор, Франция, 13 век
1. Собор Святого Вита, Прага, Чехия, начало строительства — 14 век
2. Собор города Туль, Франция, начало строительства — 13 век
К 13 веку Франция наполнилась готическими соборами, устремленными в небо. Красиво, торжественно — казалось бы, продолжай строить готику и радуйся.
Но вмешалась История.
⚔️ Чума и Столетняя война. 14 век для Европы был неудачным: эпидемия чумы, война между Францией и Англией — не до сложных строительных проектов.
⏯ Готика на паузе. В это время колоссальных готических зданий почти не строили. Появились долгострои: собор святого Вита в Праге, собор города Туль.
🔜 Что дальше. В 13–14 века готический стиль из Франции уже распространился по другим странам. После войн и эпидемий готика стала скромнее в размерах — зато очень декоративной, насыщенной богатыми деталями. Мы еще поговорим на этой неделе и про региональные отличия готического стиля, и про позднюю готику.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Краткая история готической архитектуры
Рослинская часовня является образцом готической архитектуры
Готический период охватывает долгий период истории, и его замысловатые здания по-прежнему очаровывают сегодня
Готический стиль в архитектуре и искусстве зародился в Средние века и был распространен в Европе между серединой 12 века и 16 веком. Он был богато украшен и концептуален, его архитектура характеризовалась высокими зданиями, замысловатой эстетикой, пещеристыми пространствами и обширными стенами. Он уходит корнями во французскую архитектуру, но его можно найти по всей Европе и даже на других континентах. Первоначально этот стиль назывался «Французская работа» (Opus Francigenum) и широко использовался религиозными организациями, особенно Римско-католической церковью.
Готический стиль был развитием романского стиля, который отличался многочисленными арками, сводчатыми потолками и меньшими витражами. Готический стиль взял эти черты и преувеличил их, увеличив масштаб арок и величину окон. Стены зданий, однако, стали тоньше и поддерживались контрфорсами, чтобы помочь архитекторам создать конструкции, которые казались ближе к небу.
В 12-м и 13-м веках достижения в области инженерии позволили архитекторам проектировать и строить все более огромные здания. Такие элементы, как контрфорс, стрельчатая арка с ребристым сводом, известная как готическая арка, использовались для поддержки очень высоких зданий и пропускания как можно большего количества естественного света. Витражи пропускали цветной свет в обширные интерьеры.
Базилика Сен-Дени считается первым настоящим готическим зданием и знаменует эволюцию романского стиля. Он создал стрельчатую арку, ребристый свод и контрфорсы, которые поддерживали большие окна фонаря.
Эти огромные готические соборы долгое время были достопримечательностью своего города или города, а до появления современных высотных зданий — почти всегда были самым высоким шпилем в городе. Готические церкви и соборы обычно имели высокие башни. Базилика Сен-Дени имела две башни одинаковой высоты на западном фасаде, план, который был скопирован в плане Нотр-Дам де Пари. В Италии башни церквей часто были отделены от основного здания. Внешние фасады были богато украшены скульптурами и украшениями, изображающими сцены из Библии.
Название «готическая» архитектура произошло от уничижительного комментария к стилю, написанного Джорджо Вазари в 1550 году, когда стиль начал приходить в упадок. Он описал архитектурные особенности, которые стали определять готическую архитектуру как «варварский немецкий стиль», и обвинил «готов» в разрушении древних зданий и замене их зданиями в этом стиле.
Наибольшее количество сохранившихся готических архитектурных сооружений составляют церкви. От небольших часовен до самых больших соборов.
Готическая архитектура, как стиль, существующий так долго в истории, имеет множество различных проявлений. Он имеет некоторые четкие характеристики. Это большие витражи, ребристые своды, контрфорсы, витиеватые украшения и стрельчатые арки.
Витражи всегда использовались в местах отправления культа, но особенно распространены в готических соборах, где они больше, чем в большинстве других церквей, и пропускают огромное количество тонированного света. Эти окна часто использовались, чтобы рассказывать истории из Библии в своих декоративных сценах. Естественный свет, проникающий через высокие окна, был важной характеристикой стиля. Это было тесно связано с верой в то, что свет важен в святых местах и связан с божественностью.
Базилика Сен-Дени Франция. Фото Нинары с Flickr
Там, где здания в романском стиле отличались широкими круглыми арками, готические церкви перешли к адаптации исламских арок: высокие и тонкие арки с остроконечными вершинами. Эти более узкие остроконечные арки подчеркивали высоту зданий.
Ребристые своды использовались в качестве структурной поддержки, чтобы обеспечить высоту зданий с их более высокими окнами.
Контрфорсы также поддерживают высоту зданий. Эти прочные конструкции поддерживали и распределяли вес тяжелых крыш, создавая более прочное основание. Контрфорсы позволили архитекторам сохранить тонкие стены и большие окна, характерные для готического стиля.
Есть много примечательных зданий, построенных в готическом стиле, в том числе Вестминстерское аббатство, Нотр-Дам в Париже, Миланский собор и собор Святого Стефана.
Поздняя готика достигла своего пика в немецких церквях со сводчатыми залами. В то время как в большей части Европы готические здания были построены из камня, итальянская готика вместо этого использовала кирпич и мрамор. Готическая архитектура начала приходить в упадок по мере роста популярности архитектуры эпохи Возрождения в Италии, Франции и Европе.
Отмечен как Париж
Роль французских архитекторов в распространении готической архитектуры
«Принцип готической архитектуры — бесконечность, которую можно вообразить». — Сэмюэл Тейлор Кольридж.
Нечто невообразимое можно воплотить в жизнь, просто сделав что-то уникальным и неповторимым. Готика — это вымерший язык, относящийся к готам, в то время как готическая архитектура — это стиль, который получил признание в Европе с конца 12 века до 16 века. После того, как он развился из романской архитектуры, он возник в северной части Франции.
Классифицирующие элементы дизайна готической архитектуры включали стрельчатые арки, контрфорсы, ребристый свод и витражи. Архитектуру в готическом стиле можно в основном увидеть в готических соборах, церквях и аббатствах. Он также использовался в архитектуре многих замков, дворцов, ратушей, университетов и т. д. несколько мест, таких как Англия и Бельгия. Середина 18 века ознаменовалась большим подъемом
Мы ценим французов за многие вещи, такие как их кухня, мода, вино, искусство, художники и многие их движения в искусстве, но мы никогда не говорим о типе архитектуры, которую они принесли в страну. Франции. Со временем архитектура во Франции породила некоторые из самых известных архитектурных стилей, в которых готическая архитектура была одним из самых новых стилей. Это сделало страну образцом для подражания для остального мира.
Если говорить о современной эпохе, то с Францией связаны несколько звездных архитекторов, а именно Жан Нувель, Доминик Перро и, не говоря уже об отце модернизма Ле Корбюзье. Итак, Франция как страна дала одних из лучших архитекторов, которые не только внесли свой вклад в создание зданий, но и дали имидж стране Франции и другим европейским странам.
Но возникает вопрос «как». Как они создали особый характер для Франции и других стран? Давайте копнем немного глубже и узнаем, какая тайна скрывается за этими стенами. Позже вы поблагодарите меня за эти маленькие секреты радости, которыми я собираюсь поделиться со всеми вами.
Парящие контрфорсыmymodernmet.comribbed vault_en.wikipedia.orgФранцузская кухня_en.wikipedia.orgФранцузская мода_manuluize. comС середины 12 века до 1500 года французская готическая архитектура была преобладающим стилем, которому следовали в Европе. Наиболее интересным фактом этого термина является то, что он использовался в эпоху Возрождения и был известен как « Opus Francigenum », что раньше означало «французское произведение».
Если мы вернемся в историю, то обнаружим, что готическая архитектура была разделена на 4 различных типа стилей, которые включали раннюю готику, высокую готику, районант и поздний или яркий стиль архитектуры. Ранний был прямым потомком романской архитектуры, приняв стрельчатую арку в качестве элемента, а также подчеркнув высоту стен и потолка.
Чтобы добиться этого, архитекторы решили, что сочетание аркад с галереей, трифорием и фонарем, а также ряд арок, расположенных над первоначальной аркадой, обеспечит свежий воздух. Чтобы построить устойчивую конструкцию, строители обнаружили контрфорсы, поддерживающие высокие стены. С успехом, найденным в вышеупомянутых идеях, эти структурные компоненты стали одной из самых отличительных эмблем готической архитектуры, часто даже рассматриваемой как объект красоты или украшения.
Следуя первоначальным канонам, стиль Высокой готики стремился достичь большей высоты зданий, но с стремлением сделать конструкцию легче. Это одна из причин, по которой 4 секции стены были уменьшены до 3, а галерея в конечном итоге исчезла. В результате фонари перешли от одного окна в каждом отделе к паре окон, соединенных окном-розеткой посередине.
Два других стиля французской архитектуры того периода, Rayonnant и Flamboyant, являются производными от архитектуры высокой готики, но строители заботились о двухмерных декоративных аспектах, а не о структурных точках зрения и фактическом использовании пространства. . Их желание отображать свет и играть с освещением получило дальнейшее развитие в этот период.
Период Rayonnant соответствовал нескольким новшествам, связанным со стеклом и оконным остеклением, которые оказали влияние на последующие изменения в проектировании окон. Они использовали большие окна и представили застекленный трифорий, а также серьезное изменение в дизайне оконного ажурного рисунка — окна больше не были закреплены пластинами, а как бы слегка касались их тонкими решетками.
Французская архитектура_en.wikipedia.org(©https://en.wikipedia.org/)20-й век был периодом больших перемен, и это произошло во Франции и в их архитектуре. После Первой мировой войны существовало два разных потока: одно из них было основанным на традициях изящным искусством, а другое — модернистами, которые были сосредоточены вокруг Ле Корбюзье и Роберта Малле-Стивенса.
На сегодняшний день оба течения создали способ сосуществования, даже с радикальными урбанистическими планами Ле Корбюзье. Хорошо это или плохо, но у него никогда не было возможности стереть с лица земли половину исторического ядра Парижа, но его архитектурные проекты олицетворяли собой остальную часть Франции — одним из самых известных является культовая вилла Савойя в Пуасси в пригороде французской столицы.
В сегодняшнюю эпоху пост-постмодернизма мы имеем честь наслаждаться очаровательной архитектурой Жана Нувеля, созданной по всему миру, а также заново интерпретировать ощущение гламура во всех его причудливых проектах. Можно сказать, что французы до сих пор играют важную роль в истории архитектуры, даже самым неожиданным образом.
Фасад Сен-Дени (ранняя готика)_en.wikipedia.org Окно-роза в Шартрском соборе (высокая готика)_en.wikipedia.org Базилика Сен-Дени Районн Розовое окно_en.wikipedia.org Амьенский соборСеверный витраж_en.wikipedia.orgВилла Савойя (современная архитектура) во Франции)_en.wikipedia.orgРоншан, Париж_en.wikipedia.org100 Одиннадцатая авеню_en.wikipedia.orgСсылки
Лучшие архитектурные бюро Франции по версии АРХИВИБЕ . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://www.archivibe.com/best-architecture-firms-in-france/ 9.0005
Французская готическая архитектура — Википедия . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/French_Gothic_architecture
Готическая архитектура — Википедия . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/Gothic_architecture
Характеристики готической архитектуры, определяющие готический стиль .