Ирина Нахова показала среди картин Пушкинского музея свое видео
«Взгляд» Ирины Наховой удивляет публику / М. Стулов / Ведомости
Внедрение современного художника в постоянную экспозицию музея старого искусства само по себе дело привычное и осуществляется по-разному. «Взгляд» Ирины Наховой – пример вполне деликатного вторжения в мир, где редко что-то меняется. Всего семь ее видеоработ размещены среди картин Пушкинского музея и могут даже остаться не замеченными спешащей музейной публикой. Как это ни странно, музей давно перестал быть местом спокойного созерцания. Отстояв долгую очередь (и очевидно застоявшись) на популярную выставку, люди стараются увидеть как можно больше, ну и вообще размяться.
Вежливые и дерзкие
Примером аккуратного внедрения современного художника в классический музей можно считать выставку Вима Дельвуа, прошедшую в Пушкинском музее в 2014 году. Активное проникновение демонстрирует сейчас Ян Фабр в Эрмитаже.
Во всяком случае, в обычный, а не вернисажный день публика не задерживается у светящихся экранов, где изображение картин то совсем размытое, то сфокусированное на деталях, то частично закрытое лицами современных детей или взрослых. «Что это? В чем смысл?» – спрашивают проходящие мимо, не в силах смотреть на экран больше двух минут. Их можно понять: музей старого искусства – редкое место, где можно избежать экранного изображения, где нет необходимости вглядываться в «плазму».
На вопросы, что и зачем, музей дает ответ в брошюре, которую может взять любой заинтересовавшийся и прочитать пояснительный текст куратора выставки философа Елены Петровской. Она говорит о непонятности современному зрителю старого искусства, о том, что он занят «превращением живописи в рассказ». «Не будет преувеличением, – пишет она, – что живопись старых мастеров мы видим глазами своих мобильных телефонов и айфонов» – бегло, поверхностно. Нахова же в своих видеоизображениях известных картин старых мастеров воспроизводит внимательный взгляд, она рассматривает их в деталях. На экране с изображением, например, «Грехопадения» Лукаса Кранаха Старшего появляются и лица зрителей этой картины – Джона 57 лет из Лос-Анджелеса, Феликса четырех лет из Берлина и 30-летней петербурженки Александры.
Надо сказать, что происходящее на экране с этими людьми никак не связано. Хотя вот мне показалось, что сначала нам показывают, как смотрит картины пожилой Джон – не сводит глаз с прелестей обнаженной Евы, а маленький Феликс видит прежде всего сказочных зверей, а Александра заглядывается на пышные Евины кудри. Но, похоже, это зрительские домыслы. К тому же современное лицо появляется в произведениях «Взгляда» по-разному, вот в видеоинсталляции по «Портрету пожилой женщины» Рембрандта оно вдруг заменяет лицо героини. В общем, сделанное Наховой и красиво, и умно, и интересно. Другое дело, насколько уместно.
Тут надо честно признаться, что мне с выставкой «Взгляд» не повезло – из семи экранов во время моего посещения выставки были включены только три, про четыре черных смотрительницы ничего сказать не могли. И это довольно распространенная беда технологичных произведений в отечественных музеях. Экранов появляется все больше, но то они не работают, то плохо показывают. К тому же Пушкинский, бесперебойно запускающий новые проекты, похоже, с взятыми темпами не всегда справляется.
∆о 29 января
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёВыставка Стена Ирина Нахова в Центре современного искусства ВИНЗАВОД
Галерея pop/off/art представляет персональную выставку Ирины Наховой – одного из ведущих художников московского концептуализма, автора одной из первых в СССР «тотальной инсталляции».
Материалом для проекта послужили актуальные события современной истории – протесты в Москва, Лондоне, снятые самой художницей, и Париже, предоставленные журналистом Anthony Deperraz. Нахова синтезирует технические приемы живописи и видео.
Художественное высказывание, артикулированное еще в проекте «Ремонт» (2012), развивается в новых работах к выставке. Нахова стремится зафиксировать фрагменты реальности и осколки событий, представляя их в качестве патинированных артефактов. Стена, одновременно, выступает в качестве ограничителя и защиты, метафоры исторического полотна и временного отрезка. «Так же, как и тинтореттовские толпы приходили в полотна с улиц и площадей Венеции, так и протестующие толпы «Стены» возникают из жизни современных городов,» – комментирует художница.
Ирина Нахова родилась в 1955 году в Москве. Окончила Московский полиграфический институт. Является представителем московского концептуализма. Ирина Нахова — один из первых русских художников, начавший заниматься искусством инсталляции в России, создав в середине 1980-х в своей квартире серию крупномасштабных проектов «Комнаты».
Ирина Нахова — Художники — Галерея Наиля Александр
Венецианская биеннале (2015)
Основные цвета (2003)
Избранные инсталляции (1990-2005)
Избранные работы (1992-2019)
Ирина Нахова (р. 1955, Москва) в 1978 году окончила факультет графического дизайна Московского полиграфического института, где училась у поколения русских художников-нонконформистов, ныне известных как Московская концептуальная школа. Получила международное признание как молодая художница за Комнаты (1983–1987), первая «тотальная инсталляция» в русском искусстве, расположенная в московской квартире, где она живет и по сей день.
Художник-инсталлятор и живописец с академическим образованием, Нахова сочетает живопись, скульптуру и новые медиа в интерактивных инсталляциях и средах, которые привлекают зрителей как сотворцов концептуальных мировоззрений. «Одна из моих самых больших целей — создать пространства для различного опыта, физического и интеллектуального, которые иначе не существуют как пространства», — сказала Нахова в интервью
Нахова была членом Союза художников СССР с 1986 по 1989 год. Ее первая монография, Ирина Нахова: Работы 1973-2004 , была совместно опубликована в 2004 году Зальцбургской международной летней академией, Австрия, и Государственный центр современного искусства, Москва. Нахова получила престижную премию Кандинского в номинации «Проект года» в 2013 году, одну из самых высоких наград в современном российском искусстве. В 2015 году она была выбрана первой художницей, представившей Россию в своем павильоне на Венецианской биеннале с инсталляцией 9.0011 Зеленый павильон
, который The Guardian назвал «преследующим… его воздействие разрушительно прямолинейно».В каталоге Зеленый павильон, куратор зелено-красной комнаты Наховой Маргарита Тупицына пишет: «Абстрактная композиция взята из более раннего полотна Наховой Основные цвета 2 (2003), проникнутого редуктивным колоритом русского авангарда. теорий… и принятие того, что Малевич назвал «новым цветовым реализмом». В этом смысле зелено-красная комната Наховой — постмодернистский (джеймсоновский) гибрид цвета-формы и цвета-текста, в котором можно обнаружить следы и искажения общества в целом».
Работы Наховой были представлены на более чем тридцати персональных выставках и многочисленных крупных групповых выставках по всему миру. Ее работы можно найти в частных коллекциях и собраниях музеев, таких как Тейт Модерн, Лондон; Коллекция советского нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, Нью-Брансуик; Государственная Третьяковская галерея, Москва; и Московский музей современного искусства. Она преподавала современное искусство в Государственном университете Уэйна, Университете Карнеги-Меллона, Принстонском университете, Международной летней академии изящных искусств в Зальцбурге и других учреждениях.
Ирина Нахова живет и работает в США и России.
Избранные персональные выставки
2019 Ирина Нахова: Музей на краю. Художественный музей Зиммерли, Университет Рутгерса
2015 г.
Зеленый павильон. Представлять Россию в павильоне России на Венецианской биеннале2011 Комнаты. Московский музей современного искусства, Москва
2006 Москва Инсталляция. Karlsruhe Kunstlerhaus, Карлсруэ, Германия
2005 Искусственный кустарник и женщина, сидящая на берегу. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2004 Осторожно: оранжевый код. Государственный центр современного искусства, Москва
2000 Депонирование. Зальцбургский музей современного искусства, Зальцбург, Австрия
Избранные групповые выставки
2019 Зал 4 в «Исполнитель и участник». Тейт Модерн, Лондон,
, 2019 В конце есть начало: тайное братство Тинторетто, церковь Сан-Фантин,
, 2016 Мыслительные картинки: московское концептуальное искусство в коллекции Dodge. Художественный музей Зиммерли, Университет Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси
2016 Российские художники: участники Венецианской биеннале, ЦВЗ «Манеж», Москва
2015 Пост-поп: Восток встречается с Западом, Галерея Саатчи, Лондон
2011 Специальный гость 4-й Московской биеннале современного искусства
20 09 История Русский видеоарт. Том. 2, Московский музей современного искусства
2007 Премия Кандинского, Выставка избранных номинантов, Центр современного искусства Винзавод, Москва; Рига, Латвия; и Палаццо Италия, Берлин
2006 Коллаж в России. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
, 1993 г. Adresse provisoire pour I’art contemporain russe. Musée de la Poste, Париж
1988 Ich lebe — Ich sehe. Художественный музей, Берн, Швейцария
1984 XV выставка молодых московских художников. ЦВЗ «Манеж», Москва
Ирина Нахова — Картины на продажу и другое
Перейти к основному содержанию
63 Подписчики
Биография
Просмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стендыРаботы
Результаты аукциона
О нас
Рекомендованная цена (по возрастанию)P рис (от низкого к высокому)Недавно обновленныеНедавно добавленныеГод работы (По убыванию)Год работы (по возрастанию)
17 Произведения:
Ирина Нахова
Без названия , 1994
Центр Бродского в PAFA
1000 долларов США
Ирина Нахова
Частичный триумф II , 1989
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Обновление» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Обновление» , 2012
pop/ оф/арт
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Путешествие , 1975
pop/off/art
Ирина Нахова
Идеальный город , 1978
pop/off/art
Ирина Нахова
Перцы и баклажаны. Триптих , 2010
pop/off/art
Ирина Нахова
Файл. Диптих , 2011
pop/off/art
Ирина Нахова
Частичный триумф I , 1989
pop/off/art 9000 3
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Обновление» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Зеленый павильон (вид инсталляции ) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
5 6-я Венецианская биеннале
Фильтр по
17 Произведения:
Рекомендованная цена (по убыванию)Цена (по убыванию)Недавно обновленныеНедавно добавленныеГод произведения (по убыванию)Год произведения (по возрастанию)
Уникальный
Ограниченная серия
9 0002 Открытая версияНеизвестная версия
Картина
Установка
Печать
$0
$50000+
Это основано на среднем размере произведения искусства.
Маленький (до 40 см)
Средний (40–100 см)
Большой (более 100 см)
Купить
Сделать предложение
Контакты Галерея
Ирина Нахова
Без названия , 1994
900 02 Центр Бродского в PAFA1000 долларов США
Ирина Нахова
Частичный триумф II , 1989
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art 9000 3
Ирина Нахова
Из серии «Ремонт» , 2012
pop/off/art
Нахова Ирина
Из серии «Ремонт» , 2 012
pop/off/art
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
J ourney , 1975
pop/off/art
Ирина Нахова
Идеальный город , 1978
pop/off/art
Ирина Нахова
Перцы и баклажаны. Триптих , 2010
pop/off/art
Ирина Нахова
Файл. Диптих , 2011
pop/off/art
Ирина Нахова
Частичный триумф I , 1989
pop/off/art 9000 3
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Обновление» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Без названия , 1994
Центр Бродского в PAFA
1000 долларов США
Ирина Нахова
Частичный триумф I , 1989
pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон (инсталляция) , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Путешествие , 1975
поп/офф/арт
Ирина Нахова
Частичный триумф II , 1989
pop/off/art
Ирина Нахова
90 002 Из серии «Реновация» , 2012pop/off/art
Ирина Нахова
Из серии «Реновация» , 2012
pop/off/art
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова
Зеленый павильон , 2015
56-я Венецианская биеннале
Ирина Нахова 9000 3
Идеальный город , 1978
pop/off/art
Ирина Нахова
Перец и баклажаны.