История дизайна мебели
Как таковой, дизайн мебели берет свое начало вместе с развитием самой мебели. Сегодня мы рассмотрим основные вехи на пути развития дизайна. Основные — значит, общемировые, которые оказали влияние не только локально.Первым значимым стилем в дизайне мебели можно считать романский (11-13 века). Времена темные и суровые. Так что говорить о каком-то стремлении к красоте в мебели не приходится. Вся мебель простая, и её очень мало. Даже в замках зажиточных людей. Основные отличия данного стиля — практичность и надежность. Сундук был основным предметом интерьера, и мог выполнять функции стола, стула, шкафа и кровати.
На смену ему пришел готический стиль (13-14 века). Берет свое начало стиль во Франции. Поэтому тут появляется резьба, орнаменты, филёнка. Саму мебель выполнял столяр, а отделкой занимались художники и позолотчики.
Сундук тут все еще играет основную роль. По его типу выполняются кресла, скамьи. Но уже художественно оформленные.
Затем пришло Возрождение. В мебели этот стиль продержался двести лет — с 15 по 16 века. Хотя особых отличий от готического стиля она не имеет, но постепенно “обрастает” элементами декора, которые характерны для эпохи Ренессанса. Кроме того, остались в прошлом и “вытянутости” мебели — на смену пришли горизонтальные разделения мебели.
После Возрождения было барокко. Как и в архитектуре, в мебели этот стиль отличался богатой и вычурной позолотой, орнаментами, резными колоннами. Мебель приобрела бархатную обивку, каркас выполнен из ореха и дуба.
Рококо сменил барокко. Основная концепция мебели этого стиля — изящество. Именно в этом стиле выполнены будуары придворных дам. Мебель лишается почти всей резьбы, вместо этого накладки и лак. Основные цвета нежные и спокойные. Этот стиль подарил нам канапе, секретеры и туалетные столики.
Пресыщенность двумя предыдущими стилями — причина того, что на смену им пришел классицизм. Возвращается мода на все античное. Изгибы мебели постепенно выравниваются, мебель становится более “приземленной”, выглядит надежной.
Конец 18 века — это начало зарождения стиля Ампир. Вся мебель была парадной предназначалась для дворцов. Удобство постепенно уходит на второй план, а на первый выходит красота и величественность. Вместо ножек у мебели мини-колонны и статуи. Материал для мебели не какой-то дуб, а красное дерево с тончайшей резьбой! Стоит отметить, что вычурности тут нет, как в барокко.
На рубеже 19 и 20 веков появился стиль бидермейер. Тут на первое место вышел уют, некий интим и комфорт. Вся мебель лишается острых углов, огромных размеров и дорогих обивок.
Конец 19 — начало 20 века — это время модерна, который пришел с Востока. Основная идея стиля — единение мебели и интерьера квартиры в единое целое. Именно с него начинается развитие эклектизма и современных стилей в мебели.
После модерна настала эра функционализма. Как следует из названия, форму этой мебели определяли её функции. Из этого стиля выросли авангардизм и кубизм в мебели.
И завершает историю дизайна мебели минимализм и хай-тек — самый современный стиль. Мебель напоминает убранство космического корабля.
В принципе, стили мебели повторяют стили в искусстве и архитектуре. И сегодня каждый может выбрать именно тот стиль, который нравится больше всего.
28.06.2017
К другим статьямМебель и интерьер. История мебели и стилей.
Мебель и интерьер. История мебели и стилей.
У вас дома много мебели? А знаете ли вы об истоках ее появления?
По расчетам историков, кровати появились еще в Бронзовом и Железном веке. Первые подобия стульев и кроватей были найдены при раскопках погребений царей в древнем Египте. Фараонов хоронили с ларцами из черного дерева, украшенными слоновой костью, бирюзой и малахитом. При раскопках также были обнаружены деревянные табуреты с ножками из слоновой кости, один из которых мог быть даже складным.
Стремясь к роскоши, римляне использовали в создании мебели новые материалы, например, бронзу. Из цветного мрамора изготавливали скамьи, а также столы со столешницами из мозаики. Римские ремесленники создавали недорогую и удобную плетеную мебель из ивовых прутьев.
Позже всех в готической Европе был придуман шкаф, до него пользовались сундуками и ларями. Шкаф стал родителем для многих других предметов интерьера. Благодаря появлению технологий изготовления стекла большой площади появились шкафы со стеклянными дверцами — буфеты и книжные стеллажи. Ремесленники же объединили стол и шкаф, и создали шкаф-бюро.
Во Франции во времена классицизма мебель начали обтягивать тканью. Чуть позже для удобства под ткань клали конский волос, лебяжий пух, а позже стали применять каучук, сейчас же используют поролон или синтепон.
В зависимости от модных тенденций и стилей архитектуры появлялась новая и видоизменилась уже существующая мебель. В эпоху Барокко появились канапе и шезлонги, Рококо преподнесло трюмо и женский столик с трехстворчатым зеркалом, Модерн видоизменил кресло, преобразовав его в двустворчатую раковину без подлокотников. Шкаф преобразился в несколько вариантов — секретер, сервант, комод. Появились такие разновидности, как пуф — стул без спинки, трансформеры — диван-софа.
Стиля мебели придавала и страна происхождения. Французская мебель декоративная и изящная, немецкая — достаточно прочная, включает скульптурные элементы, скандинавская отличается простотой, удобством и функциональностью. Кабинетный стиль в Англии или колониальный в США связаны с мастером Чиппендейлом, работавшим над созданием мебели рациональных форм из благородного дерева.
Восточные интерьеры развивались независимо и стоят обособленно среди европейских. В основном это резная деревянная мебель из черного дерева, декорированная цветной мозаикой из стекла, веревками и полосками кожи. Ширмы, пуфики, скамейки, меленькие столики – все это миниатюрно и непривычно сторонним взглядам.
В развитии мебельных стилей приняла участие и наша страна. Россия отличается большим количеством народностей и различным климатом. У простых крестьян были маленькие избы с большой русской печью, в которых проживало несколько поколений, и они не могли вместить много мебели. В основном это были многофункциональные изобретения. Широкие скамьи без спинок, на которых сидели за обедом днем, а ночью кто-то спал на них. На печи спали старики и дети. Бояре и дворяне дали начало русскому классицизму. Дерево светлых и красных тонов стало неотъемлемой частью в создании мебели. В особенности ценилась карельская береза за неповторимый рисунок древесины. Высокие книжные шкафы и столы с лампой-абажуром создавали интерьер кабинетов.
Столовые и кухни имели буфеты в виде горки со стеклянными дверцами, в которых располагался императорский фарфор. Были и диваны с высокими спинками, обитые шелком.С развитием химической промышленности появилось большое количество синтетических материалов и пластмасс. Дизайнеры создают пластмассовую мебель на тонких ножках, невероятных форм лампы и все это знаменует эпоху минимализма шестидесятых годов. Поставленное на поток производство приводит к массовости использования одной и той же мебели в интерьерах типовых квартир. Количество превзошло качество, мебель производилась из прессованных опилок.
Сегодня стили не перестали появляться, так, например, техно и эко совсем недавно пришли в наши квартиры. Появилась такая профессия, как дизайнер, и в интерьеры наших квартир вошел креатив. Появилась мебель со встроенным светом, динамиками, откидными столиками и даже массажерами. Мебель — это искусство, и оно продолжает развиваться.
История и эволюция дизайна мебели
Дизайн мебели играет важную роль в истории человечества, отражая социальные, культурные и технологические изменения, сформировавшие нашу жизнь. От самых ранних известных примеров каменных стульев в Древнем Египте до гладких и футуристических дизайнов современной мебели. Эволюция дизайна мебели отражает меняющиеся вкусы и потребности общества на протяжении всей истории.
Мы познакомимся с увлекательной историей дизайна мебели, проследив ее эволюцию от древнего мира до наших дней. Мы углубимся в стили и методы дизайна, характерные для каждого периода, от богато украшенных тронов средневековой Европы до минималистских форм модернистской мебели.
Изучая, как менялся и адаптировался дизайн мебели с течением времени, мы можем глубже понять социальные и культурные ценности, которые привели нас туда, где мы находимся сегодня. А также принципы дизайна, которые продолжают вдохновлять дизайнеров мебели и влиять на них сегодня. Присоединяйтесь к нам в путешествии по богатой истории и эволюции дизайна мебели. Когда мы узнаем об историях и инновациях, которые сформировали мебель, которую мы знаем и любим.
Истоки дизайна мебели
Мебель была неотъемлемой частью человеческой цивилизации с самых ранних дней. Самые ранние известные примеры дизайна мебели относятся к древним цивилизациям, таким как Египет и Месопотамия. Где часто создавался для функциональных и символических целей.
В Древнем Египте для изготовления мебели часто использовались такие материалы, как акация и платан. Самые ранние известные образцы мебели из древнего Египта включают каменные стулья и скамейки. Египтяне также использовали шкуры животных и тростник для изготовления простых сидений и табуретов.
В Месопотамии (современный Ирак) шумеры и вавилоняне использовали глину и кирпичи для изготовления скамеек, стульев и столов. Ассирийцы, правившие Месопотамией примерно с 900 г. до н.э. по 600 г. до н.э., были известны своей сложной и богато украшенной мебелью, часто украшенной сложной резьбой и инкрустациями из драгоценных материалов.
Другие ранние образцы дизайна мебели включают деревянные стулья и столы древнего Китая, которые восходят к династии Шан (ок. 1600-1046 до н.э.). Или мебель Древней Греции, которая часто делалась из мрамора, бронзы и дерева и украшалась такими декоративными элементами, как ноги животных и листья аканта.
Средневековая мебель
Функциональный и практичный подход характеризовал дизайн мебели в средневековый период. Большая часть мебели в то время была сделана из дерева, которое было легкодоступно и с ним было легко работать.
В период раннего средневековья мебель была в основном утилитарной и предназначалась для практических целей, таких как сидение, хранение и сон. Стулья, скамьи и табуреты были наиболее распространенными вариантами сидения, а сундуки и шкафы использовались для хранения. Эти предметы часто были простыми по дизайну, с минимальным декором и делались прочными и долговечными.
По мере развития Средневековья и возникновения феодальной системы дизайн мебели становился все более сложным и витиеватым. Мебель считалась символом власти и богатства, а более богатые члены общества заказывали более сложные и декоративные предметы.
В средневековый период мебель часто украшалась замысловатой резьбой и раскрашивалась красочными узорами. Самые сложные предметы, такие как троны и церемониальные стулья, часто украшались драгоценными металлами и камнями.
Готический стиль, возникший в период позднего средневековья, также оказал значительное влияние на дизайн мебели. Готическая мебель характеризовалась остроконечными арками, сложной резьбой и использованием природных мотивов, таких как лозы и листья. Многие готические предметы были разработаны, чтобы быть функциональными и декоративными, со стульями и столами со складными ножками для удобства хранения.
В целом дизайн мебели средневековья отражал социальные и культурные ценности того времени. Практичность и функциональность были в авангарде инноваций для предметов повседневного обихода с упором на роскошь и украшения для тех, кто находился у власти.
Мебель эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения возродился интерес к классическому дизайну, что привело к появлению богато украшенных предметов мебели с замысловатой резьбой и инкрустациями.
В эпоху Возрождения производители мебели начали использовать новые технологии, такие как токарный станок, что позволило им создавать более сложные конструкции. Мебель часто изготавливалась из дорогих материалов, таких как орех, дуб, черное дерево, слоновая кость, и украшалась декоративными мотивами, такими как классические колонны, пилястры и фронтоны.
Одним из самых популярных стилей мебели эпохи Возрождения был cassone, или брачный сундук, который обычно делали из дерева и украшали замысловатой резьбой и позолотой. Эти сундуки часто дарили в качестве свадебных подарков и использовали для хранения одежды и белья.
Стулья и столы также стали более богато украшенными в эпоху Возрождения. Стулья часто оформлялись с высокими спинками и резными деталями, а столы украшались декоративными вставками и точеными ножками.
В эпоху Возрождения также появился сервант, большой предмет мебели, обычно используемый для подачи еды. Буфеты часто украшались замысловатой резьбой и имели множество полок и отделений.
Мебель в стиле барокко и рококо
Периоды барокко и рококо характеризовались использованием роскошных материалов. Часто использовалось позолоченное дерево и сложная обивка, что привело к созданию одной из самых роскошных конструкций мебели в истории.
Дизайн мебели в стиле барокко возник в 17 веке и характеризовался упором на драматические преувеличенные формы. Его часто рассматривали как праздник изобилия и роскоши. В этот период производители мебели использовали различные методы для создания декоративных деталей, таких как витые колонны, завитки и завитки.
Одним из самых известных предметов мебели в стиле барокко был бомбэ, тип комода с изогнутыми сторонами и резьбой. Бомбе часто изготавливали из дорогих материалов, таких как красное дерево или черное дерево, и украшали оправами из позолоченной бронзы и другими декоративными элементами.
Эпоха рококо, возникшая в 18 веке, была еще более витиеватой и декоративной, чем барокко, в центре внимания которого были асимметричные формы, игривые мотивы, ощущение легкости и утонченности. Использование изогнутых линий и органических форм, а также включение натуралистических мотивов, таких как ракушки, цветы и листва, отличало дизайн мебели в стиле рококо.
Обивка также играла заметную роль в дизайне мебели в стиле рококо: стулья, диваны и другие места для сидения часто были отделаны изысканными шелковыми или бархатными тканями с цветочным или пасторальным орнаментом.
Одним из самых знаковых предметов мебели в стиле рококо является богато украшенный консольный стол, который часто имеет резную мраморную столешницу и бронзовые крепления. Другие популярные произведения рококо включали искусно вырезанные зеркала, декоративные экраны и богато украшенные люстры.
В целом, периоды барокко и рококо характеризовались акцентом на богатство и роскошь, что привело к появлению одних из самых сложных дизайнов мебели в истории. Эти стили остаются влиятельными и сегодня, вдохновляя современных дизайнеров на создание новых работ, воспевающих ту же красоту и драматизм.
Неоклассическая мебель
В конце 18 века появился новый дизайн, результатом которого стал более сдержанный стиль дизайна мебели, подчеркивающий чистоту линий и геометрические формы.
Мебель в стиле неоклассицизма возникла в середине 18 века в ответ на декоративное излишество периодов барокко и рококо. Эти дизайнеры стремились вернуться к классическим формам и мотивам Древней Греции и Рима, которые, по их мнению, представляли более чистую и утонченную эстетику.
Неоклассический дизайн мебели характеризовался акцентом на простоте, симметрии и чистых линиях с предпочтением более светлых тонов и натуральных материалов, таких как дерево, мрамор и бронза. Изделия часто имели квадратную или прямоугольную форму и украшались классическими мотивами, такими как каннелюры и розетки.
Одним из самых знаковых предметов неоклассической мебели является кресло клизмос с изогнутой спинкой, саблевидными ножками и характерными X-образными носилками. Еще одним популярным неоклассическим дизайном был консольный стол с прямыми ножками, прямоугольной столешницей и простой резьбой.
Этот стиль по-прежнему актуален и сегодня, вдохновляя современных дизайнеров на воплощение вневременной элегантности и утонченности неоклассического дизайна.
Мебель в стиле модерн
Движение в стиле модерн конца 19-го и начала 20-го веков характеризовалось органичным и плавным дизайном, вдохновленным природой. Эти конструкции мебели часто отличались изогнутыми линиями, замысловатыми цветочными мотивами, плавными линиями и асимметричными формами, часто украшенными вставками из экзотических пород дерева и металлов. Общие мотивы включали кривую хлыста, цветочные и растительные формы и павлиньи перья.
Эпоха модерна отошла от классического и историцистского стилей, господствовавших в предыдущие века. Его влияние все еще можно увидеть в современном дизайне, особенно в использовании органических форм и включении натуральных материалов. Его внимание к природным формам и мотивам рассматривалось как реакция на промышленную революцию и растущую механизацию современной жизни.
Мебель в стиле модерн
В начале 20 века возникло модернистское движение, которое подчеркивало функциональность и простоту в дизайне мебели. Движение сосредоточилось на функции и форме и отвергло традиционные орнаменты и украшения.
Дизайнеры-модернисты стремились создать простую и эффективную мебель, которую можно было бы производить серийно, часто с использованием таких материалов, как сталь, стекло и фанера. Дизайн часто отличался чистыми геометрическими формами и линиями и подчеркивал использование пространства и света.
Модернистский дизайн мебели остается популярным и сегодня, особенно в современном дизайне, где дизайнеры продолжают исследовать новые формы, материалы и функции.
Постмодернистская мебель
В 1980-х годах появился новый интерес к историческим стилям, что привело к появлению постмодернистского движения в дизайне мебели. Это была реакция на минималистский и функционалистский подходы модернизма. Он отверг идею формы, следующей за функцией, вместо этого сосредоточившись на игривом, эклектичном и часто ироничном подходе к дизайну.
Постмодернистская мебель часто отличалась смелым, красочным дизайном с преувеличенными формами, вдохновленными различными историческими стилями и отсылками к поп-культуре. Дизайнеры также использовали такие материалы, как пластик, акрил и неоновые огни, которые не нашли широкого применения в дизайне мебели.
Постмодернистский дизайн мебели славился своей смелостью, юмором и дерзостью. Это помогло открыть новую эру экспериментального и эклектичного дизайна. Сегодня постмодернистский дизайн продолжает влиять на современных дизайнеров, заинтересованных в изучении границ формы, материала и смысла в дизайне мебели.
Современная мебель
Современный дизайн мебели относится к мебели, которая создается сегодня или была произведена в последние годы. Это широкий термин, охватывающий широкий спектр стилей и подходов и характеризующийся акцентом на инновациях, экспериментах и функциональности. Современный дизайн мебели отражает различные стили и влияния, от традиционного до современного и постмодернистского.
Современная мебель часто имеет чистый минималистский дизайн с простыми линиями и формами. Он часто фокусируется на натуральных материалах, таких как дерево, кожа и металл. Конструкции часто функциональны и эффективны, подчеркивая комфорт и удобство использования. На него часто влияют последние достижения в области технологий, а также культурные и социальные сдвиги. В результате область постоянно развивается, всегда появляются новые стили и подходы.
Что ждет дизайн мебели в будущем?
Будущее дизайна мебели захватывающее и полное возможностей. Существует так много возможностей, от устойчивого и экологически чистого дизайна до умной мебели, которая адаптируется к потребностям пользователя. А также индивидуальный дизайн, интеграция природных элементов и сочетание искусства и дизайна. Ожидается, что технический прогресс, культурные изменения и меняющиеся потребительские предпочтения будут формировать мебельную промышленность.
12 периодов американской мебели
К Крис БэйлорКрис Бэйлор
Крис Бэйлор — эксперт по деревообработке и писатель с более чем десятилетним опытом практического столярного дела. Он учился у мастеров-плотников, а также проектирует деревянные инструменты и мебель, размещая учебные пособия на веб-сайтах, включая Мастерскую столяра и Самодельные инструменты.
Узнайте больше о The Spruce Crafts’ Редакционный процесс
Обновлено 21.04.19
парема / Getty Images
История говорит нам, что после того, как первые колонисты Америки ступили на землю, прошло несколько лет, прежде чем поселенцы смогли переключить свое внимание с простого выживания на такие занятия, как изготовление мебели. Со временем мебель стала превращаться из чисто утилитарной в стильную.
Американские стили деревообработки прошли через несколько периодов, и на каждый из них сильно повлияли доступные материалы региона, а также изделия, созданные английскими и французскими мастерами. Есть 12 преобладающих периодов американских стилей мебели, хотя у многих есть поджанры, которые, возможно, были популярны, но недолговечны. Многие из этих периодов перекрываются и приобретают региональное значение, но ниже приведены 12 основных.
Понимание этих периодов важно для современного столяра, потому что оно позволяет проектировать мебель, соответствующую определенному жанру, и создавать реликвии, соответствующие традиционным технологиям.
Ранняя Америка (с 1640 по 1700)
Ранний американский период был действительно первым периодом, когда в предметах мебели в колониях начал появляться особый стиль, выходящий за рамки простой практичности. Отличительными чертами этого периода были орнаментальная резьба, навершия, рельефные панели и токарная обработка по дереву. Большая часть столярных изделий была врезной и шипованной, при этом сосна, вишня, береза, клен, дуб и фруктовые деревья, такие как яблоня, составляли большинство лиственных и хвойных пород, используемых для этих изделий.
Колониальный (с 1700 по 1780)
На колониальный период сильно повлияли произведения из Англии того времени (включая Уильяма и Марию, Королеву Анну и Чиппендейл), хотя американские версии, как правило, были гораздо менее декоративными и более консервативными. Отделка часто представляла собой масляный лак, краску или воск поверх пятна. Соединение типа «ласточкин хвост» стало появляться вместе с врезным и шиповым соединением как пережиток раннего американского периода. В этот период также чаще использовались красное дерево, вяз и грецкий орех.
Пенсильванский голландский (1720–1830 гг.)
Пенсильванско-голландский период был отмечен сильным немецким влиянием. Произведения были простыми и утилитарными, с преобладающим украшением красочных сцен ручной росписи. Мебель этого периода отличается прямыми линиями, простыми поворотами и коническими ножками из ореха, дуба и сосны.
Федеральный (с 1780 по 1820)
Федеральный период представил множество декоративных стилей, таких как рифление, вставки из контрастного дерева для создания форм и рисунков, а также окантовка контрастным шпоном в качестве декоративных бордюров. Произведения этого периода отличались изящной элегантностью с сильным французским и английским влиянием. Фурнитура обычно была латунной, самой разнообразной формы, встречающейся в природе.
Шератон (с 1780 по 1820)
Шератонский период был наиболее широко воспроизводимым стилем начала 1800-х годов. Названный в честь английского дизайнера Томаса Шератона, этот период в значительной степени зависел от шпона и богатой обивки. Резьба в целом была консервативной, бросалась в глаза замысловатая латунная фурнитура. Соединения типа «ласточкин хвост» были отличительной чертой этого периода.
Американская империя (1800-1840)
Период Американской империи испытал большее влияние французов, чем англичан, с большим упором на изогнутые руки, ноги-кабриоли и богато украшенные лапы или когти. Опорные колонны по углам комодов и стекло вместо приподнятых панелей также были отличительными чертами этого периода.
Шейкер (с 1820 по 1860)
Период Шейкера был назван в честь религиозного движения того периода, и влияние мебели было простым и утилитарным. Внешний вид был в первую очередь прямыми линиями, плетеным или тростниковым материалом для сидения, основными точеными деревянными ручками и видимыми запирающими столярными изделиями.
Викторианская эпоха (1840–1910 гг.
)Викторианский период, названный в честь английской королевы Виктории, резко контрастировал с периодом Шейкера. Викторианская мебель формальная, изысканная и роскошная. Обивка этого периода соответствовала богатому стилю дерева, а вышивка и гобелен украшали многие из самых замысловатых предметов. Черный орех, дуб, клен и ясень были обычными строительными материалами того времени со вставками из розового дерева для контраста.
Искусство и ремесло/Миссия (1880-1920)
Период искусств и ремесел символизировал еще один минималистский период в дизайне мебели. Кожа была обычным обивочным покрытием того периода, вероятно, больше из практических, чем из дизайнерских соображений. Лак, шеллак и воск были обычными отделками самых разных пород дерева, использовавшихся в этот период.
Модерн (1890-1910)
Период ар-нуво, заимствованный из ряда предыдущих периодов, с искусной орнаментальной резьбой и вставками из шпона, компенсированными латунной и хромированной фурнитурой.