Символы в орнаментах древних славян
В самые древние времена люди старались украсить свои изделия примитивными рисунками, складывая из них удивительные орнаменты. Пытаясь понять окружающий мир, значение природных явлений, люди изображали силы и образы природы символическими знаками, веря, что так им удастся задобрить суровые к ним стихии и привлечь добрые природные дары и явления, получить защиту от нездоровья и гибели.
Наши древние предки не владели тонкостями живописи, свои изображения они создавали с помощью знаков, имевших определенное значение. Так, например, горизонтальной прямой линией изображали землю, волнистой – воду, вертикальной наклонной – дождь, крест означал огонь или солнце. Из этих и других знаков составляли орнамент, который нес какую-то конкретную информацию.
Не понимая сути природных явлений, древние люди считали их живыми существами, имевшими чувства и осознанно совершающими действия, поэтому и изображали их в виде животных, птиц и загадочных мистических образов.
Образные знаки накапливались и совершенствовались веками. Одним из основных в орнаментах земледельцев был знак Солнца. Этот знак присутствовал в украшениях всех предметов быта и труда славян.
Орнаменты использовались в разных видах творчества народа: гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество и, конечно, вышивка. И везде центральное место занимал символ Солнца, изображавшийся в виде розеток, а иногда ромбов или коней.
Для земледельца главной кормилицей была земля. От ее плодородия зависела его жизнь. Плодородную землю сравнивали с матерью, женщиной, которая продолжает род. Существуют разные названия этого образа – Берегиня, Макошь, Мокоша, Рожаница, Мать-Земля и другие.
Фигура женщины изображалась очень условно. Иногда она напоминала дерево с поднятыми ветками. Даже голову обозначали символически в виде ромба – древнего солнечного символа.
Этот женский образ напоминает о скифских глиняных фигурах. Руки каменных баб так же, как и у материнского знака плодородия, подняты вверх.
Каменные бабы создавались в одежде с орнаментами по подолу, на которых просматриваются знаки солнца и проросших зерен. Женская фигура с устремленными к небу руками символически объединяла землю с небом.Старинные способы вышивки
Вышивка – это вид народного творчества, который сохранил наибольшее количество древних узоров, развил их качественно и применяет с учетом их символического значения. Вышитые орнаменты славянские народы наносят на многие предметы одежды, украшают ими свой быт.
Большое внимание уделялось древними людьми защите тела человека от внешних злых воздействий. Ткань получала защиту от плохих сил в процессе ее изготовления, поэтому через нее они не проходили, а вот края одежды, открытые для посторонних глаз, надо было защищать обереговыми символами. Вышивали орнаменты на нагрудном разрезе сорочки, воротнике, на краях рукавов или манжетах, на подоле, который был виден из-под верхней одежды.
Основной цвет традиционной вышивки – красный. Он имеет важное символическое значение. Красители использовались разные, поэтому существовало большое количество оттенков.
Древние вышивки выполнялись счетными швами, при которых аккуратно высчитывали нитки ткани для получения ровных стежков. Вышивальщица начинает работу с разметки расположения и величины орнаментов большими стежками. Существует несколько видов счетных швов, среди них наиболее популярны швы «набор», «роспись» и «счетная гладь».
Материал ниток для вышивания
Нитки из хлопка – хорошая защита от сглаза и порчи, исходящих от недобрых людей.
Шелковые нитки помогают усиливать ясность мышления, поддерживают при возникновении карьерных проблем.
Шерсть восстанавливает нарушенную энергетику, поэтому она замечательно подходит для тех людей, которые подверглись нападению энергетических вампиров, имеют физические или нервные болезни. Узоры шерстяными нитками располагают на вороте, на груди – напротив сердца и солнечного сплетения, по подолу рубашки внизу живота. В этих частях тела находятся главные чакры. Шерстяными нитками вышивают узоры с изображениями животных, деревьев и плодов. Этот материал не подходит для вышивания звезд и птиц. Теплая шерсть подходит для вышивки солнца – источника тепла и света.
Узоры из льняных ниток успокаивают. Наиболее подходящими для льна являются изображения древних символов солнца, птиц, деревьев и звезд.
При составлении орнамента вышивки для какого-то одного изделия нужно избегать сочетания узоров-оберегов разного назначения. Например, успокаивающие знаки не сочетаются со знаками активности и сильной энергии. И те, и другие знаки хороши, но вышивать их надо на разных изделиях. Материал ниток тоже нужно подбирать однообразный для всего орнамента вышивки.
Если вы вышиваете оберег, то не делайте узелков из ниток ни с лицевой, ни с обратной стороны вышивки, потому что узелки нарушают плавность течения защитной энергии.
Расположение вышивки на одежде и цветовое решение орнаментов
Есть два вида расположения вышитых орнаментов на одежде: традиционное – воротники, рукава, подолы, пояса, и нетрадиционное – те места, которые вы именно хотите защитить и направить к ним положительную энергию.
Цвет орнамента подчеркивает и усиливает влияние магических знаков на человека.
Орнаменты красного цвета разных оттенков, содержащие знаки в виде крестов и окружностей, являются оберегом в любви.
Узоры красные или черные, изображающие петуха или коня, оберегают маленького ребенка. Помогут школьнику не переутомляться от учебы орнаменты из синих и фиолетовых ниток.
Голубая вышивка или золотисто-зеленая способствует успеху в любой профессии.
Изготовление оберегов
За долгие времена в искусстве изготовления оберегов сложились некоторые традиции, которых следует придерживаться, чтобы оберег имел действенную силу.
Первое правило – самое основное. Вы не должны создавать оберег сами для себя.
Второе правило. Оберег создается для близкого человека с большим желанием, с искренней любовью. Под принуждением, в результате уступки настойчивым уговорам, хороший оберег создать невозможно.
Третье правило.
Родство между супругами не является кровным, но если супруги объединены родством душ, создали счастливую дружную семью, то их обереги друг для друга будут иметь большую силу.
Со дня свадьбы супружеская пара уже имеет взаимные обереги – это обручальные кольца. По старинной традиции они должны быть серебряными. По форме обручальные кольца должны быть просто гладкими, без вставок, драгоценных камней и узоров, так как от этого их магическая сила уменьшается. Нельзя надолго снимать обручальные кольца, чтобы не нарушить взаимную духовную связь. Обручальные кольца относятся к парным магическим оберегам.
Четвертое правило. Перед изготовлением оберега изучите магические свойства материалов. Материалы, из которых вы будете делать оберег, должны хорошо подходить тому человеку, для которого вы оберег изготавливаете.
Пятое правило. Занимаясь изготовлением оберега для приятного вам родственника, вы должны все время думать о нем хорошее, чувствовать его энергетику, понимать его характер и желания.
Соблюдая эти несложные правила, вы создадите для близких людей замечательные обереги, которые привлекут к ним желаемые блага и отгонят от них неприятности.
С древних веков самым распространенным оберегом славян была вышивка. Для ее создания требовались доступные для простых людей материалы – льняные, шерстяные и хлопковые нитки. Учитывая значения орнаментов и расцветок, вышивальщицы создавали сильные обереговые вышивки на одежде близких людей, рушниках и других тканевых изделиях для дома.
Вышивка-оберег на детской одежде
В селах было принято шить одежду малышам из поношенных родительских вещей. Ткани этих одежд были уже не раз выстираны, поэтому становились достаточно мягкими для кожи малыша. Но главное, что родительские вещи вобрали в себя их энергию, способную защитить ребенка от сглаза и болезней.
Подрастая, дети приобретали собственную небольшую защитную силу. В три года им шили первую в жизни рубашечку из новой ткани. Двенадцатилетние девочки уже надевали девичьи сорочки, а мальчики – первые взрослые штаны.
Одежда детей до трех лет была не просто из мягкой ткани, она имела вышивку, которая сохранялась от одежды родителей. Эта вышивка влияла на детей, передавая им наследственность, связь поколений. Обереговые вышивки накапливали многолетний опыт старшего поколения и передавали его младшему. Чувствуя энергию отца-охотника, мальчик, став старше, проявлял интерес к охоте, дочь вышивальщицы интересовалась вышивкой. В любом случае дети через вышивку ощущали защитную силу своих родителей.
Когда приходил срок шить ребенку его собственную рубашку, мать создавала для него индивидуальную обереговую вышивку, для которой использовала красные нити. Вышивка для взрослых могла иметь разные цвета. Женские красные вышивки дополнялись черным цветом – цветом земли, защищающим от бесплодия. Мужские обереговые вышивки включали синий и зеленый цвета, защищающие от природных стихий и от ранений. Пока внешние опасности не касались детей, они были защищены своим родом, им было достаточно одного красного цвета – цвета родственной связи.
Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.
К девичьим орнаментам относились: символ ее рода, земли, Богини судьбы, символ дня рождения девочки и символы женских рукоделий.
Мальчикам вышивали символы огня и солнца, животных-тотемов, символ рода и дня рождения, колокольчики, символы ремесел для мужчин.
До двенадцати лет некоторые обереги мальчиков и девочек могли быть одинаковыми, просто детскими. После двенадцати лет подростки носили уже более определенные юношеские или девичьи обереги, которых по количеству становилось меньше, ведь подростки уже не такие беззащитные, как малыши. В одежде добавлялся пояс.
В вышитых орнаментах для подростков изображались Боги, как покровители. Девичьи вышивки содержали знаки плодородия, а юношеские – знаки воинов. Малышам такие знаки не вышивали.
Вышитые обереговые орнаменты защищали детей, оберегали их от зла и несчастий, объединяли всех людей с Природой.
Еще очень древние люди создавали свои орнаменты. Они украшали ими предметы, которые их окружали и помогали жить в суровых природных условиях. Узорами люди украшали глиняную посуду и орудия своего труда. Узоры складывались из прямых и волнистых линий, точек, ромбов и так далее. Ученые до сих пор пытаются понять значение этих знаков и высказывают свои гипотезы.
По их мнению, древний человек, будучи охотником, понимал, что бивень дикого зверя – это его сила и оружие. Ромб представлял собой срез бивня или сам бивень, он означал могущество и огромную силу. Чтобы укрепить свою силу, люди изображали ромб на окружающих предметах и даже на своем теле.
Несколько набежавших друг на друга ромбов означают удачную охоту, жизнь, плодородие. Повторение узоров изображает заклинания человека к природным силам и богам с просьбой об успехе в охоте и прочих жизненных делах.
Кроме ромбов, были и другие знаки. Горизонтальными прямыми линиями обозначали землю, волнистыми линиями – воду, ровными косыми линиями изображали дождь, преграждающий движение к солнцу.
Древние люди создали много знаков, обозначающих солнце, так называемых солярных знаков. Они довольно разнообразны. Среди прочих символов, солнце изображается разными видами крестов. Некоторые из них располагаются внутри окружности, и весь знак напоминает колесо. Возможно, древние люди, наблюдая, как солнце катится по небосводу в течение дня, представляли его в виде огненного колеса. Вместо круга часто изображались загнутые концы креста, символизирующие постоянное движение солнца. Этот знак назывался ярга или коловорот. Он символизировал благополучие.
Разгадывая символы наших предков, мы начинаем понимать их отношение к окружающему миру, к природе. Древние люди создавали свои орнаменты в качестве заклинаний к силам природы, прося у них покровительства и защиты. Следующие поколения берегли и умножали символы, означающие добро, удачу, изобилие, щедрые урожаи.
Назначение оберегов соответствует названию – оберегать нас от различных бед в тяжелые времена. Какое бы негативное воздействие ни направляли на человека злые силы, оберег защитит своего хозяина силой древних символов наших предков. Защита оберега действенна при заболеваниях, как естественных, так и навлеченных порчей или сглазом. Оберег встанет преградой на пути враждебного давления на психику, душу и эмоции человека, защитит от внушений, приворотов, депрессии.
За долгие века наши предки накопили знания о магической силе предметов и символов, их способности оберегать людей от всего плохого. Обереговой силой наделяются разные вещи – ожерелья, браслеты, кулоны, предметы быта, украшения над входом в дом, на воротах, на окнах, вышитые магические узоры на одежде, изображающие символы покровителей человека и природных богов.
Сейчас большинство навыков защиты, которыми постоянно пользовались древние славяне, уже забыто. Мы стали более открыты и беззащитны перед теневым миром, его злыми силами. Они беспрепятственно попадают в наше тело, сознание, в нашу жизнь, разрушая и подавляя нас. Нас мучают непонятные недомогания, а мы не понимаем, что это за болезни и откуда они взялись.
Оберег воздействует на определенные цвета ауры, восстанавливая поврежденные места и не допуская к ним влияние разрушительных сил. Надев одежду с вышивкой необходимого цвета и орнамента, вы защищаете себя от губительного влияния, навязывания вам чужих мыслей и усиливаете целостность и гармоничность своей ауры, что является необходимым условием здоровья.
Возникают вопросы: какими бывают обереги, как выглядят, из чего сделаны? Самыми сильными являются обереги, накопившие свою благотворную силу в течение многих поколений семьи, передаваемые по наследству. По женской линии передается большинство семейных оберегов – украшения, декоративные предметы быта, одежда. По мужской линии передаются предметы мужского обихода, изготовленные специально для мужчины вашего рода. Далеко не в каждой семье есть такие обереги, поэтому нужно самим изготовить оберег для своих родных, который потом будет передаваться следующим поколениям. Изготовить ювелирное изделие под силу только профессионалу, а для нас самым доступным является изготовление оберега из вышитого орнамента. Это очень эффективный оберег. Особенно обережная вышивка хороша для малышей, ведь на них не наденешь украшения в виде кулонов и колец. Такая вышивка должна состоять из изображений добрых магических древнеславянских существ: собаки, коня, петуха, сказочных птиц. Различные природные силы тоже имеют свои обозначения, сложившиеся с древних славянских времен.
Древнеславянские обереговые знаки
- Волнистые линии – знаки Воды. Реки и подземные течения изображались горизонтальными волнами, дождь – вертикальными.
- Громовник (круг или шестигранник с шестиконечным крестом внутри) – знак Грома и бога Перуна, которого называли громовержцем. Этот знак был оберегом воинским, а также защищал от грозы.
- Ромб или квадрат, разделенный на четыре равные части означал вспаханное поле, с точками внутри квадратов – поле засеянное. Это был знак земли, знак плодородия.
- Колокрес (крест всередине круга) – знак Солнца. Преграждает путь злу, знак защиты и закрытости.
- Крада (решетка) – знак Огня. Этот знак символизирует огонь погребальный или жертвенный.
- Крес – знак Огня. Изображался в виде прямого или косого равностороннего креста.
- Месяц – знак Месяца, Луны.
- Гребень петуха, имеющий семь выступов – знак Огня.
- Рог изобилия – знак изобилия и богатства.
- Ярга, коловорот – знак Солнца. По направлению вращения определяют знак Солнца Яви – светлого Солнца и знак Солнца Нави – темного Солнца. Солнце Яви является созидательной, благотворной силой, Солнце Нави, наоборот, разрушает и уничтожает.
- Дерево с поднятыми или опущенными ветвями – знак долгой жизни, взаимосвязи всех явлений жизни в природе.
- Спираль – знак мудрости. Здесь важна цветовая гамма: если спираль в синем или фиолетовом цвете, то это знак сокровенных знаний, если спираль красная, белая или черная, то этот знак может отогнать самые сильные теневые сущности.
- Треугольник – знак Человека. Обычно в верхней его части находятся небольшие окружности или точки. Означает доброжелательное общение между людьми.
Знаки богов
Фигура женщины с поднятыми к небу руками – богиня Макошь, с опущенными вниз руками – богиня Лада. Обычно рядом с ними изображали оленей. Им соответствуют небесные созвездия Медведиц – Большой и Малой, которые когда-то называли Лосиными созвездиями.
Знаки животных и птиц
- Бык – Велес.
- Волк – Ярило.
- Ворон – Велес, мудрость и смерть.
- Змей – Велес, Земля, мудрость. Имеет отношение к Нижнему Миру.
- Конь – Солнце, Солнечные боги.
- Лебедь – Мара, зима, смерть.
- Медведь – Велес.
- Лосиха или Олениха – Богини Плодородия (Рожаницы).
- Орел – Гром, бог Перун.
- Петух – Огонь, Агунь
- Сокол – Огонь, Агунь
- Кукушка – жизнь, Жива.
- Козел – плодовитость, плодородие.
- Свинья – достаток, плодородие.
Значение цвета орнамента
Цвет оберегового орнамента защищает какую-то определенную чакру человека.
- Красный – защита самой нижней чакры, отвечающей за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.
- Оранжевый защищает вторую чакру – почки и половую энергию.
- Желтый защитит третью чакру – солнечное сплетение, центр жизненной энергии.
- Зеленый защищает четвертую чакру – сердечную. К этой чакре относятся также легкие, позвоночник, руки. От нее зависят эмоции человека.
- Голубой оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.
- Синий – защита шестой чакры, находящейся в области «третьего глаза» и отвечающей за интеллект человека.
- Фиолетовый защищает седьмую чакру – область темечка, связывающей человека с Богом.
- Кроме того, цвет может означать стихии природы, влияющие на нашу жизнь.
- Белый означает свет, чистоту и священность. Иногда это цвет траура и Смерти.
- Красный символизирует Огонь, Солнце (небесный Огонь), кровь.
- Зеленый – символ Жизни и Растений.
- Черный символизирует Землю.
- Золотой – символ Солнца.
- Синий означает Воду и Небо.
Подобрав орнамент, цвет и состав ниток, можно приступать к вышиванию оберега для родного человека, чтобы защитить его от той беды, которая могла бы с ним случиться. Выполненный по правилам, действенный оберег будет храниться в вашей семье долгие годы.
Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку.
Узоры и орнаменты на посуде
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Узоры и орнаменты на посуде. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Искусство» Узоры и орнаменты на посуде
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ на тему: «Узоры и орнаменты на посуде » Проект выполнил Ученик 2 класса МКУО «СОШ с. Николаевское» Урусов Амир Руководитель проекта: Боташева Фатима Магометовна
Слайд 2
Описание слайда:
Что такое узор? Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Слайд 3
Описание слайда:
Что такое орнамент? Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он. .. представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней»
Слайд 4
Описание слайда:
Узор на керамике
Слайд 5
Описание слайда:
Узор на керамике
Слайд 6
Описание слайда:
Геометрический узор. «Кобальтовая сетка».
Слайд 7
Описание слайда:
Мексиканские узоры на посуде
Слайд 8
Описание слайда:
Столовый набор с геометрическим узором.
Слайд 9
Описание слайда:
Тарелка с орнаментом из растений и бабочек.
Слайд 10
Описание слайда:
Чайник с синими цветочными узорами.
Слайд 11
Описание слайда:
Геометрический рисунок на тарелке.
Слайд 12
Описание слайда:
Набор кружек с геометрическим орнаментом.
Слайд 13
Описание слайда:
Поднос с узором и орнаментом.
Слайд 14
Описание слайда:
Кружка с геометрическим узором.
Слайд 15
Описание слайда:
Для украшения изделий на сталь наносится гравировка в виде узоров и орнаментов.
Слайд 16
Описание слайда:
Столовый сервиз с геометрическим орнаментом.
Слайд 17
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Tags Узоры и орнаменты на посуде
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Грамматика орнамента Оуэна Джонса (1856 г.
) Глобальное искусство, культура и дизайн
15 минут чтения
Изучите наши коллекции
Назад
“Истинная красота проистекает из того покоя, который чувствует ум, когда глаз, интеллект и чувства удовлетворены отсутствием какой-либо нужды.
— Оуэн Джонс, Грамматика орнамента
“Декоративное искусство возникает из архитектуры и должно должным образом сопровождать ее.
— Оуэн Джонс, Грамматика орнамента
арабский
Арабский № 4, табличка XXXIV
Византийский
Византийский № 3, табличка XXX
Селтик
Celtic № 3, плита LXV
китайский
Египетский
С подсветкой
Индийский
Индийский № 4, тарелка LII и Индийский № 6, тарелка LIV
мавританский
Мореск № 2, тарелка XL
Листья и цветы природы
Листья и цветы природы № 8, пластина XCVIII
Ниневия и Персия
Помпеи
Помпейский № 3, пластина XXV
Ренессанс
Роман № 1, табл.
XXVIТурецкий
Турецкий № 2, табличка XXXVII
Подробнее
- Полная цифровая версия онлайн-книги «Грамматика орнамента»
Больше похожего
Галереи искусства, дизайна и моды
Записи в блоге о нашей коллекции Art and Design
Создание музея
Режим
Метки
- История
- Глобальное искусство, культура и дизайн
- Мода и текстиль
- Керамика и стекло
- Мебель
- Картины и фотографии
- Книги и полиграфия
Взлом универсального кода красоты: Грамматика орнамента Оуэна Джонса
3 октября 2018 г.
Фемке Спилберг, куратор отдела исторического орнамента, дизайна и архитектуры отдела рисунков и гравюр; и Робин Флеминг, младший музейный библиотекарь по межбиблиотечному обслуживанию и цифровым инициативам, библиотека Томаса Дж. Уотсона.
Оуэн Джонс, Грамматика орнамента (Лондон: Day and Son, 1856). Слева: титульный лист. Справа: крупный план изображения на первой странице. Все последующие изображения взяты из книги Джонса, если не указано иное.
Библиотека Ватсона недавно приобрела оригинальное издание фолио основополагающей работы Оуэна Джонса (1809–1874) « Грамматика орнамента », опубликованной в 1856 году. никогда не выходил из печати, что свидетельствует о его важности), но не оригинал. Мы смогли приобрести это издание благодаря финансированию, предоставленному Библиотекой друзей Ватсона.
В следующих абзацах Фемке Спилберг, младший куратор отдела исторического орнамента, дизайна и архитектуры Департамента рисунков и гравюр, объясняет, почему это одна из величайших книг с цветными пластинами девятнадцатого века — и, безусловно, одна из них. из самых влиятельных.
Слева: Табличка VI, египетская. Справа: табл. XXV, Помпеи
Из общих свидетельств путешественников следует, что едва ли найдется народ, даже на ранней стадии цивилизации, у которого желание украшать не было бы сильным инстинктом. Самая ранняя амбиция человека — творить. . . запечатлеть на этой земле отпечаток индивидуального разума.
В первой главе своей основополагающей работы Грамматика орнамента Оуэн Джонс подчеркивает тот факт, что одним из универсальных качеств человечества является желание делать красивые вещи. Чтобы проиллюстрировать этот момент, он использует несколько жуткий пример отрубленной сохранившейся головы воина маори ( мокомокай ), который тогда считался женщиной, покрытой элегантным рисунком татуировок на лице. Он особенно восхищался тем, насколько гармонично ответственный художник сочетал татуированные линии с естественными формами человеческого лица. Вместо того чтобы заключить, что орнамент принадлежит чисто первобытному, как позже утверждали другие, Джонс, столкнувшись с этим этнологическим образцом, осознал, что маори обладали врожденным пониманием красоты, чуждым современному западному обществу.
Джонс, архитектор по образованию и видная фигура в лондонском мире искусства, решил вновь познакомить своих коллег с основополагающими принципами, которые делают искусство прекрасным. Вместо того, чтобы писать академический трактат на эту тему, он решил собрать книгу из ста иллюстраций, иллюстрирующих объекты и узоры со всего мира и во времени, из которых можно было извлечь эти принципы. В то время как Джонс путешествовал по Европе и некоторым частям Ближнего Востока, многие из его иллюстраций основаны на музеологических и частных коллекциях, которые были ему доступны в Англии, а также на предметах, которые демонстрировались во время Универсальных выставок, проходивших в Лондоне в 1851 и 1855. По этой причине немногие из его иллюстраций показали бы его современным читателям вещи, которые были им совершенно незнакомы. Но где книга была действительно новаторской, так это в ее всестороннем глобальном подходе к области орнамента и красоты.
Слева: пластина LXIII, кельтская. Справа: табличка LXXVIII, Ренессанс
Сопоставимые публикации того периода, преимущественно посвященные конкретным периодам или отдельным зданиям. Вместе с французским архитектором Жюлем Гури (1803–1834) сам Джонс опубликовал монографическое исследование орнаментов и архитектуры Альгамбры (1842–45). Такие публикации жадно искали архитекторы и декораторы интерьеров, которые использовали их в качестве источников вдохновения для оформления современных интерьеров в эклектичном наборе исторических стилей. Например, иберо-исламский стиль Альгамбры был охотно принят для мавританских курительных комнат в Англии и Соединенных Штатах. Однако слишком часто опубликованные модели и дизайны рабски копировались вместо того, чтобы вдохновить на создание новых дизайнов с аналогичной эстетикой. Джонс с ужасом наблюдал, как практика копирования медленно убивала творчество. Поэтому он позаботился подчеркнуть, что его Грамматика Орнамента была не книгой с образцами, а наглядным пособием по освоению языка красоты. Он писал: «Принципы, открываемые в мире прошлого, принадлежат нам, но не результаты».
Сопоставляя примеры из самых разных произведений искусства и архитектуры — от египетских столиц и греческой напольной плитки до ирландских картинных камней, итальянской майолики и индийских тканей — Джонс надеялся, что художники не будут ограничиваться практическим использованием отдельных примеров, и к смыслу большего целого.
Слева: Табличка XLIII, мавританский стиль. Справа: табличка LIV, Indian
Чтобы помочь своим читателям взломать этот основной код и высвободить в сознании художника «вечно бьющий фонтан творчества», Джонс позаботился о том, чтобы его цветные пластины предварялись тридцатью семью утверждениями, относящимися к пропорциям, цветам. , и правила абстракции, составляющие основу грамматики. Центральным в его тезисе является представление о том, что все, что считается прекрасным, находится в гармонии с законами природы. Этот принцип оставался неизменным независимо от того, вырезал ли художник деревянные балки индуистского храма, татуировал лицо воина маори или ткал прекрасные персидские ткани. Чтобы прояснить этот момент, последняя глава книги посвящена «листьям и цветам природы», представленным на различных уровнях абстракции, чтобы подчеркнуть их связь с узорами и мотивами, найденными на предыдущих страницах.
Слева: Табличка XCI, Листья природы. Справа: табличка XXXVI, турецкий
В то время как идеи Джонса медленно укоренялись в художественном образовании в течение следующих десятилетий, что, в свою очередь, повлияло на развитие новых художественных течений, таких как искусство и ремесла и модерн, Грамматика орнамента не принесла о прямом изменении художественной практики. Фактически, как и предвидел сам Джонс, мы часто находим узоры и мотивы из книги, скопированные и примененные к предметам и интерьерам, относящимся к третьей четверти девятнадцатого века.
Grammar прославился прежде всего своими выдающимися цветными литографиями размером с фолиант, которые представляли последние и самые сложные инновации в области гравюры. Цветная литография использовалась в течение нескольких десятилетий, но поскольку каждый цвет печатался с отдельного литографического камня, большинство коммерческих изданий печатались в ограниченной палитре из трех или четырех цветов. Поскольку цвет играл решающую роль в работе Джонса, он сам взял на себя ответственность за производство и нанял помощников для разработки узоров на литографических камнях, причем для некоторых пластин требовалось до двадцати различных камней. Высокое качество цветных пластин Джонса быстро превратило роскошное первое издание книги в предмет коллекционирования. Их привлекательность намного превзошла интеллектуальные аргументы Джонса, которые были полностью опущены в различных посмертных изданиях и факсимильных репродукциях, опубликованных в конце девятнадцатого и двадцатого века.
Издания Watson Library The Grammar of Ornament Оуэна Джонса, с первым изданием фолио 1856 года на обложке и консультировались в нашем читальном зале. Для тех, кто не может приехать сюда лично, оцифрованная версия фолио 1856 года находится в свободном доступе в Интернете благодаря партнерству между Смитсоновскими библиотеками и Интернет-архивом.