Ле Корбюзье (Le Corbusier) 1887—1965
Французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье(Le Corbusier), настоящее имя которого Шарль Эдуард Жаннере-Гри (Charles Edouard Jeanneret-Gris) – один из самых влиятельных архитекторов ХХ века. Его влияние на мировую архитектуру определили не только его архитектурные творения, но и опубликованные теоретические работы. Многочисленные статьи и книги, посвященные образу будущего, легли в основу философии модернизма.
Первоначально Ле Корбюзье учился на дизайнера-гравера в Школе искусств в Шо-де-Фон в родной Швейцарии, но, осознав, что хочет большего, принял участие в своем первом архитектурном проекте. Находясь в подмастерье опытного архитектора, Ле Корбюзье в неполные 18 лет, работает над постройкой дома для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы.
Заработанные деньги позволяют ему отправиться в длительное путешествие по Европе (с 1907 по 1912 год) для получения архитектурного образования и опыта. За это время он проходит стажировку у Йозефа Гофмана – лидера венского сецессиона (1907), у архитекторов Огюста и Густава Перре (1908-1910), которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных домов и у самого Петера Беренса (1910—1911годах). Далее Ле Корбюзье посещает Грецию, Балканы и Малую Азию, где изучает древние памятники и приёмы традиционного народного строительства.
По возвращении домой в 1912 году Ле Корбюзье работает преподавателем в родной Школе Искусств, а параллельно с этим в 1914 году открывает свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон он проектирует несколько зданий, в основном частные жилые дома, и патентует новаторский проект Дом-Ино (1914 год). Проект разрабатывался совместно с инженером М. Дюбуа, и отличался тем, что делал возможным строительство домов из крупноразмерных сборных элементов. Эта концепция потом нашла отражение во многих постройках Ле Корбюзье.
В конце 1916 Ле Корбюзье переезжает в Париж и устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа, где проектирует в основном технические сооружения, а чуть позже становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы.
В Париже Ле Корбюзье познакомился с художником Амеде Озанфаном, который открывает ему мир современной живописи и знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем и Фернаном Леже. Живопись захватывает Ле Корбюзье настолько, что он принимает участие в совместной с Озанфаном выставке, где они представляют публике свои картины, называя себя «пуристами».
В 1919 году Ле Корбюзье и Озанфан, при финансовой поддержке Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором Ле Корбюзье ведет архитектурный раздел. Он ставит перед собой задачу создать философию нового образа жизни и хочет создавать архитектуру, которая была бы столь же функциональна, как и автомобиль. Машина становится источником вдохновения, что находит отражение в его лозунге «Дом – это машина для жилья».
В 1922 году Ле Корбюзье знакомится с Ивон Гали (Yvonne Gallis), на которой официально женится через восемь лет. В этом же 1922-м году Ле Корбюзье совместно со своим кузеном Пьером Жаннере открывают собственное архитектурное бюро в Париже, а в 1924 году они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря на rue de Sevre, 35, где и было создано большинство проектов.
В 1923 году Ле Корбюзье пишет свою основополагающую работу «К архитектуре» (“Vers une Architecture”), а в 1926 году публикует в «Эспри Нуво» статью «Пять отправных точек новой архитектуры», которая заложила основы модернизма в архитектуре.
1. Столбы-опоры. Дом приподнимается над землей на железобетонных столбах-опорах, освобождая место под зданием для сада, детской площадки или стоянки автомобиля.
2. Свободная планировка. Железобетонный каркас здания, состоящий теперь из несущих опор-столбов, освобождает внутреннее пространство от несущих стен и позволяет организовывать внутреннюю планировку согласно функциональности здания.
3. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, а соответственно наружные стены могут быть из любого материала и принимать любые формы. Фасад превращается в тонкую, самостоятельную, неструктурную оболочку, в которой могут быть как двери, так и окна.
4. Ленточные окна. Каркасная конструкция позволяет делать окна практически любой величины и конфигурации, в т. ч. свободно протянуть их лентой вдоль фасада от угла до угла, что помимо увеличения освещенности внутренних помещений, придает зданиям новый, современный облик.
5. Плоские крыши-террасы. Ле Корбюзье предлагает устраивать плоские крыши-террасы, на которых можно было бы развести небольшой сад и тем самым компенсировать участок земли, занятый под строительство дома.
На Международной выставке декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже, был представлен спроектированный Ле Корбюзье Павильон Нового Стиля (Pavilion de L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя экспериментальную жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — двухуровневую квартиру. Внутреннее пространство помещений отличалось свободной планировкой, а для зонирования использовались предметы мебели и ширмы. Похожие приемы Ле Корбюзье использовал при создании своей знаменитой Жилой Единицы (Unite d’Habitation) в Марселе.
В последующие несколько лет Ле Корбюзье строит в предместьях Парижа несколько модернистских вилл, таких как Вилла Штейн (Villa Stein) в Гарше в 1927 году и Виллу Савой (Villa Savoye) в Пуасси в 1931 году. В этих проектах Ле Корбюзье воплотил в жизнь «Пять отправных точек новой архитектуры».
Виллы имели простые геометрические формы, у них были белые гладкие фасады и ленточные горизонтальные окна,использование внутреннего каркаса, позволило создать внутри домов «свободную планировку».
Ле Корбюзье считал, что обстановка дома, его внутреннее оборудование, должны соответствовать внешнему виду здания. В 1927 году начинается сотрудничество с молодой и талантливой француженкой, дизайнером мебели Шарлоттой Перриан. Вместе они создали линию мебели из гнутых стальных трубок и кожи. Мир узнал знаменитые: B301 – стул для переговоров с подвесной спинкой, LC2 Grand Confort – квадратное кресло для отдыха и элегантный шезлонг B306 Chaise Longue. Со временем эти предметы стали культовыми.
Ле Корбюзье исследует и создает не только современную архитектуру, но и активно занимается проблемами градостроительства. Так в разные годы он представляет градостроительные проекты для Парижа («План Вуазен» в 1925 году), для Буэнос-Айреса (1930 г. ), Алжира (1931 г.), Антверпена (1932 г.) и Рио-де-Жанейро (1936 г.). Ле Корбюзье предлагал посредством новых планировочных методов и решений повышать комфорт проживания в городах и создавать в них современную систему автомобильных дорог.
К началу тридцатых годов, студия Ле Корбюзье становится широко известна, и начинает получать крупные заказы. В 1928 году студия выигрывает конкурс на проектирование здания Наркомлегпрома (Дома Центросоюза) в Москве, которое строится с 1928 по 1933 год. Проект стал в Европе примером нового решения для современного делового здания. В России строительство курировал архитектор Николай Колли, но и Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву. Здесь он познакомился и по достоинству оценил творчество братьев Весниных, Моисея Гинзбурга и Константина Мельникова.
В 1930-1932 годах по проекту Ле Корбюзье строится Швейцарский павильон в Париже, который представлял собой общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка и явился своеобразным архитектурным открытием.
В 1936 году в Рио-де-Жанейро Ле Корбюзье совместно с бразильскими архитекторами Лусио Коста и Оскаром Нимейером принимает участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования. Именно Ле Корбюзье принадлежит новаторская идея применения сплошного остекления и наружных солнцезащитных жалюзей на высотном офисном блоке Министерства.
Из-за начавшейся Второй Мировой войны в 1940-м году студия Ле Корбюзье закрывается, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа. Но уже в 1942-м он возвращается и начинает теоретические разработки, изобретенной им системы гармонических пропорций «Модулор».
По окончанию войны, во Франции начинаются восстановительные работы, в которых Ле Корбюзье принимает активное участие, как проектировщик-градостроитель. Он выполняет планы реконструкции городов Сен-Дьё в 1945 году и Ла-Рошель в 1946-м. В этих проектах впервые появляется прообраз будущей «Жилой единицы» в Марселе, так называемые «жилые единицы внушительных размеров». Кроме этого, последовательно проводится идея «зеленого города» или «Лучезарного города» («La Ville radieuse») – города, благоприятного для проживания человека.
В Сен-Дьё Ле Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951), которое представляло собой четырехэтажный блок со сплошным фасадным остеклением, с производственными и офисными помещениями. В этом проекте впервые были применены «солнцерезы» — особые навесные конструкции, которые, являясь декоративными элементами, еще и защищали остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже они становятся фирменным знаком построек Ле Корбюзье.
В 1947 – 1952 году Ле Корбюзье применяет систему «Модулор» при постройке «Жилой единицы» в Марселе. Проект представлял собой многоквартирный жилой дом, состоящий из стандартных двухуровневых квартир с лоджиями по обеим сторонам дома. В центре здания располагались кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочие отделы, специализирующиеся на оказании услуг жильцам дома. Дом задумывался, как экспериментально жилище для множества людей с идеей коллективного проживания.
Стандартизация элементов удешевила строительство, и сделала жилье финансово более доступным. Подобные «Жилые Единицы» с небольшими изменениями были возведены позже в городах Франции Нант-Резe (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968), а так же в Западном Берлине в 1957 году.
В 1950 году Ле Корбюзье получил заказ во Франции в Роншане на проектирование новой католической церкви на месте предыдущей, которая была разрушена во время Второй мировой войны. Ле Корбюзье согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Так появилось одно из самых удивительных его творений Капелла в Роншане или Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut, букв. «Дева Мария на высотах»).
Весьма специфическое бетонное здание с необычной криволинейной крышей, идеально вписано в сложный окружающий ландшафт. В Южной стене храма в хаотическом порядке расположены разные по размеру и с разным углом врезки отверстия с цветными витражами, через которые в храм проходит cолнечный свет, и создает внутри абсолютно фантастическую атмосферу.
Убранство храма минималистично, пространство максимально открыто, а особый алтарь, оборудованный с внешней стороны, позволяет в праздники, при большом скоплении прихожан и туристов проводить службу на открытом воздухе.
Изначально, нестандартное архитектурное решение храма вызвало бурные протесты местных жителей и они даже пытались помешать подаче воды и электричества в Нотр-Дам-дю-О, но со временем споры утихли, а доходы от туризма смягчили роншанцев.
В этом же 1950 году Ле Корбюзье получает приглашение от индийских властей штата Пенджаб на проектирование новой столицы штата, города Чандигарх. В сотрудничестве с архитекторами супругами Макс Фрай и Джейн Дрю, Пьером Жаннере и группой индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма Ле Корбюзье проектирует город с административным центром, жилыми кварталами и со всей инфраструктурой. Основное строительство заняло почти 10 лет с 1951 года по 1960-й, но достраивался город на протяжении всех 60-х годов.
К шестидесятым годам авторитет Ле Корбюзье и мировое признание, позволяют ему реализовывать оригинальные и новаторские для своего времени проекты, такие как капелла Роншан, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт, здание Музея искусств в Токио и культурный центр Гарвардского университета в США.
Скончался Ле Корбюзье в своем летнем доме La Cabanon, расположенном на побережье Средиземного моря в 1965 году.
Статью подготовила Зоя Ти
Исаму Ногучи, Жан Пруве, Алвар Аалто, Шарлотта Перриан, Тадао Андо, Эйлин Грей
Шарль Ле Корбюзье — биография и семья
Пионер современной архитектурыФранцузский архитектор родом из Швейцарии, дизайнер, художник, градостроитель, писатель и один из пионеров современной архитектуры
Ле Корбюзье (Le Corbusier) родился 6 октября 1887-го, умер 27 августа 1965-го. Французский архитектор родом из Швейцарии, дизайнер, художник, градостроитель, писатель и один из пионеров современной архитектуры.
Ле Корбюзье – значимый реформатор архитектуры 20-го века, достигший известности своими самобытными и оригинальными постройками. Пытаясь улучшить условия жизни обитателей переполненных городов, Ле Корбюзье оказал влияние на область городского планирования. Он выступил одним из основателей Международного конгресса современной архитектуры (CIAM), где продвигались новые идеи и принципы архитектуры.
Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, больше известный как Ле Корбюзье, появился на свет в Ла-Шо-де-Фон, небольшом городе в кантоне Невшатель, северо-запад Швейцарии (La Chaux-de-Fonds, Neuchâtel, Switzerland). Он посещал детский сад, в котором практиковались методы воспитания Ф. Фрёбеля (Friedrich Fröbel), принимающие во внимание ‘уникальны
е потребности и возможности’ детей.
Юный Жаннере обучался в Школе искусств декоративно-прикладному искусству у Шарля Леплатенье (Charles L’Eplattenier) и практически с самого момента поступления самостоятельно занимался ювелирным делом. Его преподавателем архитектуре был Рене Шаплас (René Chapallaz), оказавший большое влияние на ранние работы Ле Корбюзье.
В 1908-м Жаннере изучал архитектуру в Вене (Vienna) у Йозефа Хоффманна (Josef Hoffmann), а между октябрем 1910-го и мартом 1911-го работал под Берлином на известного архитектора Петера Беренса (Peter Behrens). Больше всего в этот период его поразил визит в один из домов для престарелых. Это событие глубоко повлияло на архитектурную философию Ле Корбюзье, начавшего считать, что все люди должны иметь возможность жить так же прекрасно и мирно, как монахи, за которыми он наблюдал в монастыре при доме для престарелых.
В начале 1917-го Ле Корбюзье решил остаться жить в Париже (Paris
), где к 1922-му открыл свое архитектурное бюро. Его постоянным партнером стал его кузен Пьера Жаннере (Pierre Jeanneret). Большую часть своих проектов Жаннере создал под крылом старого монастыря, где снимал офис с 1924-го. Построенные в 1920-х шикарные виллы Ле Корбюзье, отличавшиеся несколько вызывающей эстетикой по меркам того времени, сделали их автора настоящим лидером европейского авангарда.
В 1930-е возросшая известность Ле Корбюзье принесла ему несколько крупных заказов, среди которых оказался парижский Дом Армии спасения. В этот период, ознаменовавший начало ‘интернационального’ стиля в его карьере, архитектор читал лекции в университетах Соединенных Штатов и продолжал обучать стажеров-учеников из разных стран; он также узаконил свои отношения с Ивон Гали (Yvonne Gallis), портнихой и моделью из Монако (Monaco). В 1930-м Ле Корбюзье принял французское гражданство.
На смену пуристской сдержанности и аскетизму в начале 1950-х в на
правлении Ле Корбюзье пришли богатые пластичные формы и фактурная обработка поверхностей. В различных точках мира он оставил после себя постройки, в которых пытался воплотить идею ‘Лучезарного города’, самого благоприятного места для существования человека. Признанного во всем мире Ле Корбюзье буквально засыпали заказами, и самыми знаковыми из них под конец его жизни стали французская капелла Роншан, токийское здание Музея западного искусства, комплекс монастыря Ля Туретт, Карпентер-центр визуальных искусств и др.
Супруга Ле Корбюзье умерла в 1975-м. У него также был долгий внебрачный роман со шведско-американской богатой наследницей Маргерит Тьядер Харрис. Вопреки запретам врачей, 27 августа 1965-го Ле Корбюзье решил поплавать у мыса Рокебрюн, на Средиземном море (Roquebrune, Mediterranean Sea), где проживал в своем летнем домике. Он утонул, вероятно, из-за сердечного приступа во время заплыва. Ле Корбюзье был похоронен рядом с его женой
13 малоизвестных фактов о жизни, любви и модернистских проектах Ле Корбюзье стол.» Модернист швейцарского происхождения то провозглашается гением, то пропагандистом унылых правительственных районов, женоненавистником и иконой. Однако, независимо от вашего мнения, многие из сегодняшних великих мегаполисов многим обязаны его идеям. Хотя его наследие вызывает споры, Ле Корбюзье никогда не бросался в бой. «Я предпочитаю рисовать, а не говорить», — сказал он группе студентов-архитекторов Колумбийского университета в 1919 году.61. «Рисование происходит быстрее и оставляет меньше места для лжи». Ниже 13 фактов об архитекторе-новаторе.
13. Он родился под именем Шарль-Эдуар Жаннере-Гри в 1887 году, но в 1920 году переименовал себя в Ле Корбюзье в качестве подписи к журналу по искусству. В Париже 1920-х годов было модно брать одно имя, и он выбрал вариант имени своего деда, Лекорбезье.
12. Отец Ле Корба был часовщиком в Швейцарии. В молодости он научился гравировать корпуса часов.
11. Он свободно говорил по-немецки, работая в Берлине на архитектора и промышленного дизайнера Петера Беренса. Среди других членов практики Берена были Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус.
10. Он оставил архитектуру на четыре года между 1918 и 1922 годами, предпочитая сосредоточиться на живописи. Его стиль был менее романтической формой кубизма, которую он называл «пуризмом».
9. Вилла Савойя, построенная в 1931 году, является одной из самых известных резиденций Ле Корбюзье. Однако владельцы инновационного дома на возвышенности в Пуасси, Франция, Пьер и Эжени Савойе, горько жаловались на то, что части их бетонной виллы намокли в плохую погоду. «Дождь идет в холле, идет дождь на рампе, и стена гаража совершенно промокла», — писали они в письме. Архитектор игнорировал их просьбы решить проблему, пока на него не пригрозили подать в суд.
8. В 1929 году Ле Корбюзье закрутил страстный роман с афроамериканской артисткой Жозефиной Бейкер. Они встретились на корабле, направлявшемся в Буэнос-Айрес, и к концу путешествия Ле Курбюзье набросала целую коллекцию обнаженных рисунков Бейкер, хотя она путешествовала со своим мужем. Позже он рассказал своей пожилой матери об их интрижке.
7. В 1930 году архитектор женился на манекенщице из Монако Ивонн Галлис, которая быстро запретила ему говорить об архитектуре за обеденным столом. По общему мнению, Ле Корбюзье сильно любил Ивонн, но не всегда был с ней добр и вел несколько внебрачных связей. Но она могла быть и жестокой по отношению к нему. Когда он построил для них дуплекс со стеклянными стенами над своей парижской квартирой в 19В 33 года она ответила: «Весь этот свет убивает меня, сводит с ума». (Она также накрыла биде, которое он поставил рядом с их кроватью, подставкой для чая.)
6. В 1936 году Ле Корбюзье спроектировал автомобиль вместе со своим двоюродным братом и частым соавтором Пьером Жаннере. Квадратный результат, названный Voiture Minimum, представлял собой «минималистский автомобиль с максимальной функциональностью». Хотя автомобиль так и не был запущен в производство, архитектор сделал десятки эскизов и позже ошибочно утверждал, что его автомобиль вдохновил Volkswagen Beetle.
5. В конце 1930-х годов Ле Корбюзье останавливался в новаторском модернистском доме под названием E.1027, который был первой работой, спроектированной архитектором Эйлин Грей. Он испортил стены ее знаменитого дома восемью фресками сексуального характера. Из-за его большей известности французское правительство решило сохранить его фрески.
4. Во время Второй мировой войны Ле Корбюзье получил выгоду от нового презренного покровителя: режима Виши, который работал с нацистами. Архитектор был назначен в комитет по изучению урбанизма. Он составил план реконструкции Алжира. К его большому огорчению, это было проигнорировано.
3. В 1947 году Ле Корбюзье разработал генеральный план первого запланированного города в Индии после обретения независимости под названием Чандигарх и построил там многочисленные административные здания на протяжении 1950-х годов. Дизайн был чрезвычайно влиятельным в кругах городского планирования, особенно в бывшем Советском Союзе, но подвергался критике за слишком много гигантских, мягких зданий и недружественную для пешеходов планировку.
2. После смерти Ивонн Ле Корбюзье, в 1957 лет, ее овдовевший муж держал жуткое напоминание о ней под рукой. Один из позвонков Ивонн остался целым после кремации, и следующие восемь лет архитектор носил его между задним карманом и рабочим столом.
1. В 1965 году Ле Корбюзье умер во время длительного плавания в Средиземном море вопреки назначению врача. Купальщики заметили 77-летнего архитектора, пытающегося взобраться на скалы, чтобы выбраться из воды, но он отклонил их предложения о помощи. Считается, что у него был сердечный приступ; его тело позже выбросило на берег. Он похоронен рядом с Ивонн под бетонной плитой, напоминающей архитектурный макет.
· Посещение могилы Ле Корбюзье [Нью-Йорк Таймс]
· Все репортажи о Ле Корбюзье [Curbed National]
Мысли корбюзианского комплетиста
Unité d’Habitation Marseille ©
Что вы делаете, когда понимаете, что «застряли, как игла в канавке, и не можете перестать говорить о Ле Корбюзье»? Двумя романами позже Колин Биссет понял это: « Любить Ле Корбюзье» обращает внимание на фотомодель Ивонн Галлис, откровенную жену Корбюзье, которая, в отличие от утонченной Корбю, происходила из рабочей средиземноморской семьи. Ясно, что это союз одинаково сильных персонажей. Говорят, что Ивонн запретила Дуду обсуждать архитектуру за обеденным столом.
Корбюзье 1964 Изображение Юп Ван Бильсен
Колин, который сегодня живет в Сиднее, родился в Англии и изучал историю искусств по специальности современная архитектура в Университете Восточной Англии (где находятся бруталистические зиккураты Дениса Ласдана). Поработав дизайнером интерьеров в Лондоне, он переехал в Австралию, где вы можете послушать его передачи о дизайне на национальном радио ABC и посмотреть его подкаст Blueprint for Living. Нужен совет по фэн-шуй? Он твой мужчина.
Greyscape догнал Колина, побуждая его поделиться своей одержимостью, которую, кстати, мы полностью понимаем и в равной степени одержимы ею. «У меня брали интервью по радио о том, какие здания посетить за границей. Я упомянул, что слушателям следует посетить модернистское рабочее поместье Корбюзье в Пессаке, Quartiers Modernes Frugès, и что ни одна поездка в Марсель не будет полной без посещения (или, что предпочтительнее, пребывания) его Unité d’Habitation там.
Нант Рез Бетон Лестница ©
То же самое произошло и в Резе, недалеко от Нанта. Радиоинтервьюер прервал. «Значит, ты — комплетист», — сказал он с оттенком раздражения. Я наконец замолчал. Я подпрыгнул. Корбюзианский комплетист, да. Определенно корбюзийская трагедия».
Нант-Рез Unité d’Habitation ©
Мне нравятся работы Ле Корбюзье с тех пор, как я впервые изучил их в университете в Англии, но только совсем недавно я начал посещать так много его зданий. В 2013 году я решил написать роман, основанный на жизни Ивонн Галлис, жены Ле Корбюзье. У них были иногда бурные, но всегда любящие отношения, и я хотел узнать, что такое Шарль-Эдуар — или Дуду, как она его называла, — в свободное от работы время. Был ли он таким строгим и надменным, каким его изображали многие? В рамках моего исследования мне нужно было погрузиться в его здания. Как бы хорошо вы ни думали, что знаете здание, ничто не сравнится с его посещением.
Фирма Пилотис ©
«Архитектура — это не только трехмерный опыт, но и опыт пяти чувств»
Раньше я был в одной из квартир Unité, только это была полноразмерная модель, тщательно воссозданная студентами-дизайнерами Cité de l’Architecture et du Patrimoine в Париже. Войти однажды утром в настоящую квартиру в Марселе было знакомо, но по-другому. В то время как парижский отдых идеально обставлен современной мебелью, марсельская квартира была функционирующим домом. На кухне по-прежнему сохранилось искусное расположение выдвижных шкафов Шарлотты Перриан и наклонная поверхность ручек над столешницей, на которые можно было легко зацепить кастрюли и их крышки.
Передвижная панель между двумя детскими спальнями все еще использовалась, только на этой доске были нацарапаны сообщения подростка, эквивалентные «Это мое место — не влезай!»Первые заказы Ле Корбюзье после Второй мировой войны
Трудно не злоупотреблять словом мастерски, когда вы описываете жилые помещения Unité в Марселе. Это был один из первых заказов Ле Корбюзье после Второй мировой войны, когда большая часть центра Марселя была разрушена. Существовала отчаянная потребность в жилье, и Ле Корбюзье был человеком. Он писал о жизни в квартирах с начала 1920-х годов, когда его пресловутый план снести квартал Марэ в Париже и заменить его высокими башнями потряс мир (и до сих пор используется в качестве оружия против него теми, кто не совсем понимает, что он делал). Теперь у него была возможность показать, сможет ли он это сделать. Он согласился при условии, что здание не должно соответствовать местным законам о планировании.
«Une maison est une machine-à-habiter» Дом — это машина для проживания.
Корбюзье К архитектуре 1923
Вот почему здание, такое огромное, как севший на мель океанский лайнер, наклонено в сторону от оживленной улицы и так роскошно расположено в парковой зоне с деревьями. Неудивительно, что местные жители называли его Maison de fada , сумасшедший дом или психушка. Но это было пустяком для Ле Корбюзье, который выдержал подобные оскорбления в Пессаке, который местные жители называли арабской деревней из-за его плоских крыш (и не в том смысле, чтобы быть комплиментарным).
Marseille Cité Radieuse Unité d’Habitation Магазины ©
Marseilles Unité был первым, который был построен в 1952 году. За ним последуют и другие. Каждый был бы другим. Сборные квартиры Марселя были вставлены в раму, как бутылки на винной полке, обеспечивая воздушное пространство вокруг каждой квартиры, которое обеспечивает звукоизоляцию и позволяет обогревать и вентилировать воздух во всем здании. Его следующий, в Резе, был другим.
Построен для размещения рабочих в доках неподалеку на реке Луара. Денег было мало, и эти многоквартирные дома были сложены, как коробки, а это означало, что люди могли въехать до того, как вся конструкция будет завершена.
Reze Unité d’Habitation Бетонная деталь ©
Ему не хватает чванливости марсельского здания — его пилоты тоньше, хотя с одного конца они погружены в кишащий лягушками пруд, оставшийся после того, как это место было выкопано. В то время как пешеходная дорожка на крыше Марселя и обильные вентиляционные трубы имеют скульптурное качество, крыша Резе более тихая, занятая детским садом. Бетонные стены здания также покрыты чем-то вроде гальки, придающей ему более мрачный вид и менее похожему на выгоревшее на солнце качество Марселя. Его балконы окрашены в более тусклые тона, чем смелые основные цвета в Марселе, более подходящие для более плоского северного сияния. Но это все еще чудо, наполненное деталями, которые волнуют и забавляют, как лестница в форме жирафа, которая выходит из одного конца.
Nantes Reze Unite d’Habitation ©
Совсем недавно я посетил Unité в Firminy. Это было последнее построенное здание, построенное в 1967 году, через два года после смерти архитектора (два других находятся в Брие-ан-Форе и в Берлине, где более строгие законы о планировании означали меньшую гибкость планировки).
Фирмини — рабочий городок, расположенный недалеко от промышленного Сент-Этьена, недалеко от Лиона. Мэр Эжен Клавдий-Пти был давним другом Ле Корбюзье. Он активно продвигал идеи и замыслы архитектора.
Firminy Vert Unité d’Habitation ©
Основное внимание уделяется игровому полю с большой спортивной трибуной. С видом на него находится культурный центр с такими же красочными вентиляционными дверями, как и в Couvent de la Tourette. Среди более приземленных жилых кварталов спрятано здание Unité. Он взбирается на холм, но, оказавшись там, у вас перехватывает дыхание.
Firminy Unité d’Habitation Modulor
Он просто использует только красный и синий цвета на своих балконах, а его широкий фасад приветлив и горд. На закрытой террасе на крыше нет марсельских украшений, но внутренние «улицы» знакомы и красочны, как в Резе и Марселе. В бетонные стены встроены фигуры Modulor Man и стилизованные формы растений. Демонстрационная квартира демонстрирует ту же двухуровневую жизнь, знакомую всем, кто побывал на макете в Париже. Чувство твердой руки всегда присутствует.
Жилой комплекс Нант-Резе ©
Марсель Unité — это рай для хипстеров. Житель, который жил там в течение многих лет, сказал мне, что теперь он менее общителен. Шипящая энергия комплекса все еще поражала меня. Однако меня больше поражает жизнерадостность жителей домов в Резе и Фирмини. Один показывает мне большой палец вверх, когда я делаю свои многочисленные фотографии. Смотритель в Резе говорит мне, как он горд тем, что живет там. То, что здание может добавить достоинства и удовольствия в жизнь людей, безусловно, является лучшим результатом для любого проекта жилья. И осмелюсь предположить, что это окончательное доказательство того, что эти постройки — дело рук несомненного мастера. Но, может быть, мне следует сохранить это, пока я не вычеркну последние два из своего списка».
Greyscape нужно знать, прежде чем идти
Что обязательно нужно взять с собой в путешествие?
Если у меня нет с собой блокнота, то я записываю свои мысли на свой Самсунг и записываю их позже. Здорово, если вы сможете вернуться к зданиям в разное время, чтобы увидеть их в другом свете.Фото – что вы используете, т.е. телефон, фотоаппарат и т. д. – какие-нибудь советы для других?
Я использую Samsung Galaxy 9+ для фото и видео. Качество камеры явно лучше моих старых фотоаппаратов и видеокамер. И это означает, что мне меньше нужно таскать с собой. Для меня очень важно взять блокнот. Я могу записать все, что поражает меня в здании, когда я там нахожусь — часто это крошечные детали, которые больше всего говорят вам о месте, например, дверная ручка или высота подоконника. Я всегда думаю, что хорошо передать то, что я чувствую, когда вижу здание, потому что здание, которое трогает вас, — это такая замечательная вещь.
Посещение Роншана было очень эмоциональным опытом, как и посещение Ла Туретта, но я не испытывал ничего, кроме любопытства, когда недавно посетил музей Хайди Вебер в Цюрихе
Любимые фильмы Колина:
«Крестный отец» — мрачные интерьеры, семейная динамика, ощущение места (Нью-Йорк и Сицилия), сказочная музыка Нино Рота. «Крестный отец 2» еще лучше, а «Я — любовь» — Тильда Суинтон хороша во всем. Этот фильм такой хладнокровно элегантный и так красиво сыгран. Больше семейной динамики! Сцены в Милане вызывают ужасную клаустрофобию, но в Лигурии есть контраст природы и солнечного света. Отличная музыка тоже Джона Адамса.
Избранный альбом:
«Скучно от Pet Shop Boys» — каждый раз трогает меня и заставляет думать о моем веселом лучшем друге Глине, который умер, когда мы были маленькими.
Книга:
«Гроздья гнева» Джона Стейнбека — надежда и безысходность людей, стремящихся к лучшей жизни, по-прежнему актуальны.
Читать блог Колина www.