Красно-синий стул. Простота в исполнении — project Bauhaus
Объект: Красно-синий стул (нидер.Rood-blauwe stoel)
Дизайн: Геррит Ритвельд / Gerrit Thomas Rietveld,
Страна: Нидерланды, 1918г.
Красно-синий стул, история создания.
В 1918 году голландский архитектор и дизайнер Геррит Ритвельд сконструировал знаменитый красно-синий стул, ставший в последствии одним из самых узнаваемых предметов в истории дизайна мебели. Как и в архитектуре, в основе конструкции стула Геррит Ритвельд использовал строгие простые геометрические фигуры – трубы и параллелепипеды, взаимодействие вертикальных и горизонтальных плоскостей, что полностью отражало концепцию художественной группы «De Stijl» (De Stijl – группа голландских дизайнеров и художников), членом которой был Ритвельд. Стул Ритвельда стал одним из практических воплощений идей «неопластицизма», в основе которого лежала глубокая философская мысль, что все построено на взаимоотношении вертикали и горизонтали, взаимоотношении Солнца и Земли.
Хотя стул и был разработан в 1918 году, свою характерную цветовую гамму он получил лишь через пять лет, в 1923 году. В то время Ритвельд сильно увлекся творчеством другого члена «De Stijl» — голландского художника Пита Мондриана, и под влиянием его картин покрасил стул «основными цветами»: красным, синим, черным и желтым. Эти цвета, по мнению Ритвельда, были простыми, как и вся его задумка – сделать стул максимально функциональным и скромным, без излишеств.
Основной функцией своего творения он видел совсем не физическом комфорте, наоборот, его мебель, его стулья должны держать человека всегда в тонусе. Именно поэтому он отошел от привычной для того времени мягкой мебели, позволяющей утонуть и расслабиться. На стуле Ритвельда расслабиться нельзя.
Промышленное производство.
Ритвельд надеялся, что его мебель в конечном итоге будет массового производства, поэтому старался разработать стул максимально простой конструкции, используя дерево стандартных размеров пиломатериалов, легко доступных в то время.
Однако, несмотря на то, что красно-синий стул высоко оценили, публиковали его фотографии в журнале «Стиль», выставляли в Германии в Высшей школе строительства и художественного конструирования Bauhaus, к нему относились исключительно как к произведению искусства. Мечта Ритвельда о массовом производстве не сбылась, при жизни автора проект остался нереализованным. Но его замысел реализовали наследники в 1971 году, исключительные права на изготовление купила итальянская фабрика Cassina, которая начала массовое производство. Возможно история красно-синего стула еще не закончена.
Оригинал Rood-blauwe stoel сейчас выставлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства.
Интересные статьи:
Бескомпромиссный дизайн и стул Zig Zag — project Bauhaus
Вариант модели стула без задних ног впервые был разработан Мартом Стамом. В то же время, стул «Zig-Zag» от Геррита Ритвельда остается одной из самых радикальных формулировок среди стульев без задних ножек и в дизайне мебели вообще.
Объект: стул Zig Zag
Дизайн: Геррит Ритвельд / Gerrit Rietveld
Год создания: 1934
Страна: Нидерланды
Размер: 75 x 37 x 44.5; высота сидения 42.5 см
Производитель: Cassina S.p.A..
Блестящий голландский архитектор, работавший в стиле неопластицизма, разработал дизайн стула 80 лет назад и до сих пор фирма Cassina производит стул Zig-Zag в рамках коллекции i Maesrti.
Геррит Ритвельд и De Stijl
Нидерландец Геррит Ритвельд был участником известной архитектурной группы «Стиль», оставившей яркое наследие в истории искусства и повлиявшей впоследствии на дизайнеров Баухауза. Там Ритвельд познакомился с Питом Мондрианом и тот оказал на Геррита серьезное влияние.
Самой известной работой Ритвельда стал красно-синий стул, тогда как зигзагообразный стул – самой необычной.
Стул Zig Zag. Конструкция
Стул Zig-Zag изготовлен в соответствии с позой сидящего человека, он состоит из горизонтальных четырех плоскостей. Они располагаются друг к другу под разными углами. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию.
Дизайнерская шутка, стул Zig Zag
Ритвельд абстрагируется от довольно сложной,но структурно правильной формы, чтобы создать простой зигзаг, но логика построения страдает. На самом деле, был необходим целый ряд испытаний для достижения формы, которая будет реальным практическим решением. Стул Zig zag полностью противоречит нашим представлениям о полезной мебели, так как кажется, что его свободно стоящие поверхности потерпят крах под любым весом. Однако стул стабилизируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, назвал стул «дизайнерской шуткой».
По ссылке можно посмотреть видео с производства стула Zig Zag, компания Cassina
Бескомпромиссный дизайн Zig Zag
Фактическая цель дизайна заключалась в создании функциональной формы, которая не угнетает пространство, но позволяет ему быть воспринятым как континуум. В самом деле, стул Zag Ритвельда представляет собой наиболее экономичный вариант подобной формы. Это бескомпромиссное снижение требований к стулу до такой степени, что даже винты, кажутся декоративными. В стуле заложена идея, всегда сопровождающая историю мебельного дизайна: механически производить стул из цельных частей, непрерывно. Геррит Ритвельд начал свои изыскания в 1927 году, а функциональный дизайн стула был создан только к 1934. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использовал стул Zig Zag во многих своих более поздних интерьерах. Архитектор создал несколько вариаций Zig Zag стула, в том числе некоторые с лакированными цветами и белыми участками, которые представлены в Центральном музее в Утрехте. Также стул существует в разных цветах: яркий цвет дает возможность нейтрализовать форму.
Интересные статьи:
Зигзаг дизайна
Предлагаем вашему вниманию статью о нидерландском архитекторе и дизайнере мебели Геррите Ритвельде (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964), предоставленную Ксенией Бандориной, кандидатом искусствоведения, доцентом СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
Геррит Ритвельд держит в руках макет своего стула ZigZag
У каждого дизайнера есть любимый проект, а есть проект, сделавший его имя известным. Стул 635 Red and Blue принес мировое признание Герриту Томасу Ритвельду, но сам он больше всех из своих изобретений ценил стул ZigZag.
В начале 20 века мы редко встретим случаи, когда сын шел вразрез с делом отца и удачно начинает собственное дело. Не стала исключением и судьба семьи Ритвельда. У будущего гения дизайна Геррита Томаса Ритвельда было трое братьев и две сестры, которые все вместе трудились на благо отеческой мастерской мебели. В воспомнианиях Геррита вся производимая там мебель навевала на него ужас своими тяжеловесными деталями и чудовищной стилизацией исторических стилей, граничащей с безвкусицей. Но только возможность рисовать в свободное время, и удерживала молодого человека в мастерской. И все же, проработав несколько лет в мастерской отца-плотника, Геррит Томас поступил чертежником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет.
Активная творческая и выставочная жизнь сводят Ритвельда с Тео ванн Дусбургом и Питом Мондрианом в 1918 году. Эта встреча положит начало будущему объединению De Stijl (группа «Стиль») и новому направлению в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне – неопластицизму. Более того, это стиль навсегда определит вектор творческих экспериментов Ритвельда, и он сам станет еще и теоретиком стиля, сформулировав главные принципы неопластицизма: геометрическое расположение горизонталей и вертикалей, палитры, состоящая из основных цветов красного, желтого и синего с добавлением черного и белого.
Стул 635 Red and Blue
Безусловно признанным олицетворением стиля неопластицизм стал знаменитый проект Геррита Ритвельда «Красно-синий стул» (Rood-blauwe stoel), прототип которого был создан в 1919 году. Стул всеми элементами соответствует заявленному стилю: стандартная цветовая палитра, элементарные геометрические фигуры в основе композиции, сочетание ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Надо отметить, что свою знаменитую цветовую гамму стул приобрет только в 1923 году, когда Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасит его в «неопластические» цвета: красный, жёлтый, синий и чёрный. Фотография «Красно-синего стула» сразу же публикуется в журнале группы De Stijl, и становится главным экспонатом на выставках, организованных Bauhaus. Этим изобретением Ритвельд отвергает традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, расслабляющими и комфортными. По словам искусствоведа Пола Овери, одна из функций стульев, созданных Ритвельдом, не давать человеку расслабиться, заставить его всегда быть в тонусе.
Сам Ритвельд, позиционировал свое кресло, как произведение икусства, так как назвал его «пространственное создание», сравнивал со скульптурой в пространстве, но никак не ассоциировал с традиционными предметами мебели. В 1971 году, исключительные права на его изготовление приобрела итальянская компания Cassina, которая начала массовое производство. Оригинал Rood-blauwe stoel сейчас выставлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства.
«Elling Buffet». Буфет. 1919
Модульность, простота и видимость конструкции, геометричность деталей – все эти признаки неопластизма Ритвельд реализовал в проекте «Буфета», спроектированного в 1919 году. А к 1923 году в его мебельных разработках появляется новое качество и новый характерный почерк – асимметрия. Он стремится формами и сочеатнием плоскостей создать открытые пространственные структуры. Конструкция стула «Берлин» (Berlijnse) состоит из четрыех широких досок и трех узких планок, которые перпендикулярны друг другу и как рамы образуют опорные поверхности.
Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel). 1927.
Заявив о себе как о мастере нового искусства нового быта, Ритвельд сосредоточился на архитектуре и занимался только ее почти 20 лет. Одной из программных архитектурных работ Ритвельда считается дом Трюс Шрёдер-Шрэдер. Этот проект продолжает концепцию неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Специально для интерьеров этого дома Ритвельд создает авторскую мебель, среди которой стол Schroeder. Стол состоит из пяти простых элементов: округлого основания, двух прямоугольных частей и квадратной столешницы. Цветовое решение построено на концепции минимальных или «основных» цветов: красного, желтого, синего, с добавлением белого и черного.
В конце двадцатых годов у Ритвельда формируется интерес к теме урбанизма, и он все больше и больше интересуется тем, как сделать мебель и бытовые товары массового производства доступными. Он проектирует быстровозводимого и недорогого социального жилья, в том числе в родном городе, но заказов на эти проекты практически не получает.
Главное же свое дизайнерское произведение он создаст в 1934 году – стул Zig-Zag.
Стул ZigZag. 1934. Cassina коллекция I Maestri
За основу его конструкции Ритвельд берет позу сидящего человека. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию. Сам стул состоит из четырех горизонтальных четырех плоскостей, которые располагаются друг к другу под разными углами. Проектируя этот стул, Ритвельд ставит перед собой задачу создать самую простую, структурно правильную форму, что становится архисложной задачей. Дизайнеру требуются много месяцев испытаний, чтобы добиться физики и логики построения конструкции. И он ее находит: стул ZigZag фиксируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Сам же Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, называет стул не иначе как «дизайнерской шуткой».
Но главной целью как нового объекта, так и всех экспериментов дизайна того времени, было создание функциональной формы, которая при этом является продолжением пространства или частью его. Оценивая ZigZag с этой позиции, можно точно сказать, что Ритвельд создал наиболее экономичный вариант производства подобной формы из фанеры.
Как дизайнер, начавший свою карьеру в мебельной мастерской, Ритвельд заложил в проект ZigZag идею промышленного массового производства. За семь лет экспериментов (начав с идеи в 1927 году и запустив в производство в 1934 году) Геррит Ритвельд создал уникальный для своего времени объект – простой, функциональный, образный и рациоанльный. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использует ZigZag во многих интерьерах. Он создает несколько цветовых вариаций ZigZag стула, некоторые из которых находятся сейчас в экспозиции Центрального музея в Утрехте.
Кресло Steltmanstoel. 1964
Почти как предмет искусства, скульптура, манифест выглядит кресло Steltmanstoel, спроектированное Ритвельдом в 1964 году для интерьеров ювелира Hague Steltman. В этот же год Геррит Томас Ритвельд получает звание Почетного доктора Технического университета в Дельфте, и начинает свою последнюю архитектурную разработку – музей Ван Гога, который будет построен через девять лет после его смерти. А в 1968 году имя Ритвельда будет присвоено Нидерландской академии искусств и дизайна.
Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица
Красно-синий стул — Red and Blue Chair
Красно-синий стул — это стул, разработанный в 1917 году Герритом Ритвельдом . Он представляет собой одно из первыхтрёхмерныхисследованийхудожественного движения De Stijl .
История
Оригинальный стул был изготовлен из неокрашенного бука и красился только в начале 1920-х годов. Сотрудник De Stijl и архитектор Барт ван дер Лек увидел его оригинальную модель и предложил добавить яркие цвета. Он построил новую модель из более тонкой древесины и покрасил ее полностью в черный цвет с участками основных цветов, приписываемых движению De Stijl. Эффект от этой цветовой схемы заставил кресло почти исчезнуть на фоне черных стен и пола дома Ритвельда Шредера , где его позже разместили. Цветные области плавно перемещались, создавая почти прозрачную структуру. Оригинальный образец выставлен в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
В инструкции Ритвельдом о том , как построить кресло, он информирует ремесленник напечатать следующий стих из Der Aesthet по христианскому Моргенштерн под сиденьем:
- Wenn Ich sitze, möchte Ich nicht
- sitzen, wie Mein Sitzfleisch möchte
- sondern wie Mein Sitzgeist sich,
- säße er, den Stuhl sich flöchte.
- «Когда я сижу, я не хочу / сидеть, как любит мое сиденье-плоть /, а скорее как мое сиденье-ум, / если бы он сидел, ткал бы стул для себя».
Музей современного искусства , в котором находится стул в своей постоянной коллекции, подарок от Philip Johnson , говорится , что красные, синие и желтые цвета были добавлены около 1923. Варианта кресла также находится в Высоком художественном музее , Атланта. Здесь есть несколько стыков Ритвельда .
Стул Red and Blue был предоставлен во временное пользование архитектурному факультету Делфтского технологического университета в рамках выставки. 13 мая 2008 года пожар уничтожил все здание, но «Красно-синий стул» спасли пожарные. Версия кресла была продана Christies в 2011 году за 10 625 евро.
Смотрите также
Ссылки
внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы по теме Red Blue Chair . |
группа De Stijl — Look At Me
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о голландской авангардной группе De Stijl, в которую входил художник Пит Мондриан, создатель знаменитого «красно-синего стула» Геррит Ритвельд и художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург. Look At Me разобрался, что объединяло этих авторов и как их идеи повлияли на архитектуру модернизма, абстрактную живопись, моду и даже музыку.
De Stijl
Стиль
1917, Амстердам
группа художников, архитекторов и дизайнеров
Участники
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Геррит Ритвельд,
Вилмош Хусар, Якобс Йоханнес Ауд, Барт ван дер Лек,
Роберт ван Хофф и другие
Появление группы
и неопластицизм
Во время Первой мировой войны границы Нидерландов были закрыты, и многие художники, которые собирались переехать в Париж, остались в Амстердаме. Среди них был Пит Мондриан, который вернулся из Парижа в родную страну в 1914 году из-за болезни отца и хотел затем уехать обратно во Францию, где в то время работали Жорж Брак и Пабло Пикассо. Мондриан остался в Амстердаме, где в 1915 году познакомился с художником Тео ван Дусбургом, а также с ещё несколькими художниками, архитекторами и писателями. Все они искали новый язык в живописи и архитектуре и симпатизировали идеям Пикассо и Брака, которые создали новое направление в абстрактной живописи — кубизм.
Тео ван Дусбург Composition I, 1916 г.
Пит Мондриан
Composition with Gray and Light Brown, 1918 г.
В 1917 году ван Дусбург предложил своим товарищам пожертвовать индивидуальными амбициями и создать сообщество художников. Он считал, что всех художников из его окружения объединяет то, что они занимаются «пластическими искусствами». Работая вместе, эти авторы, по задумке ван Дусбурга, должны сформулировать общие принципы, объединяющие все искусства, или, другими словами, универсальный «стиль». Так появилась группа De Stijl, что означает «стиль» в переводе с голландского.
Одновременно с появлением группы начал выпускаться и одноимённый журнал, в котором публиковались теоретические работы участников De Stijl. Название для нового взгляда на искусство, которое пропагандировала группа, придумал Пит Мондриан — он назвал новое направление нефигуративного искусства неопластицизмом. Ван Дусбург и Мондриан призывали к созданию универсального изобразительного языка, «словарь» которого состоял из нескольких элементов: прямоугольников, квадратов и линий. Всем цветам последователи неопластицизма предпочитали основные цвета спектра (красный, синий и желтый), а также чёрный и белый.
Журнал De Stijl, 1917 г.
Дизайн и архитектура
Ван Дусбург хотел преобразовать не только живопись, но и архитектуру, и дизайн. В 1916 году он познакомился с архитектором Якобсом Йоханнесом Аудом и сразу начал сотрудничество: ван Дусбург придумал витраж для дома, который строил Ауд. Несколько лет спустя ван Дусбург создал витражи и для целого роттердамского жилого района, который был построен по проекту Ауда.
«Красно-синий» Геррита Ритвельда, 1917 г.
Хотя формально дизайнер и архитектор Геррит Ритвельд присоединился к группе лишь в 1918 году, за год до этого он создал свой знаменитый «красно-синий стул», соблюдая все принципы De Stijl. Его дизайн-объект состоял из прямоугольных деревянных деталей, покрашенных в «открытые» цвета: красный, синий и жёлтый. Как и на картинах Мондриана, цветные прямоугольники Ритвельд чередовал с чёрными «линиями» — перилами и ножками. Хотя Ритвельд смастерил свой стул самостоятельно, он рассчитывал, что его мебель будет выпускаться на фабриках — ван Дусбург выступал именно за индустриальное производство.
Rietveld Schröderhuis Геррита Ритвельда, 1924 г.
Ауд и ван Дусбург поссорились в 1921 году. Когда последний создал витражи для новой очереди застройки в Роттердаме, Ауд отказался использовать их, сказав, что они противоречат его задумке. Однако Ритвельд продолжал следовать принципам De Stijl: в 1924 году в Утрехте был построен Rietveld Schröderhuis — простой и функциональный дом, который считается образцовым воплощением неопластицизма в архитектуре. Ван Дусбург тоже продолжал заниматься дизайном. В 1926-1928 гг. вместе с художником Хансом Арпом и его женой Софией Тобер он придумал интерьер Café Aubette в Страсбурге. Стены кафе украшали абстрактные работы ван Дусбурга, и в помещение можно было танцевать и смотреть кино — кафе было прототипом современных ночных клубов.
De Stijl и «Баухаус»
В 1921 году ван Дусбург поселился в Веймаре, где за два года до этого открылась экспериментальная школа «Баухаус», в которой преподавал Василий Кандинский и Поль Клее. Ван Дусбург тоже хотел преподавать в прогрессивном учебном заведении, чтобы распространить идеи De Stijl. Он устраивал ужины для преподавателей «Баухаус», но так и не получил желаемой должности. Тогда ван Дусбург организовал независимые курсы для студентов школы. На занятиях он критиковал принципы «Баухауса» и выступал за объективность, использование новых технологий и создание дизайн-объектов для массового производства.
Несмотря на то что курсы ван Дусбурга осуждались преподавателями «Баухауса» и скоро прекратили своё существование, они оказали большое влияние на некоторых студентов веймарской школы. Несколько молодых людей, среди которых был Марсель Брейер, знаменитый изобретатель стула из гнутых трубок, основали группу KURI. Главные принципы группа позаимствовала у De Stijl: они также использовали открытые цвета и ограничили свой «визуальный словарь» прямоугольниками и линиями.
Стул Марселя Бройера, 1927-1928 гг.
В 1923 году ван Дусбург поселился в Париже, где много общался с все-таки покинувшим Нидерланды Мондрианом. Они решили отказаться от неопластицизма и ввели новое понятие «элементаризм», которое тоже было основано на необходимости создания «универсального языка» и являлось лишь развитием неопластицизма. Однако Мондриану и ван Дусбургу было трудно найти общий язык из-за эксцентричности последнего. В Европе набирал популярность сюрреализм, а ван Дусбург создавал всё новые теории, тогда как многие участники группы не хотели ассоциировать своё творчество с этими новыми идеями. После смерти ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила своё существование.
Таймлайн: De Stijl
1915
Тео ван Дусбург знакомится с Питом Мондрианом в амстердамском Stedelijk Museum — всего за 6 лет до этого музей начал собирать коллекцию современного искусства, в которую вошли работы Брака, Кандинского и Шагала. Также в это время ван Дусбург знакомится с некоторыми другими художниками.
1917
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек и другие художники и архитекторы основывают группу De Stijl и начинают издавать одноимённый журнал
1917
Геррит Ритвельд создает красно-синий стул
1917-18
В 12 частях выходит работа Мондриана The New Plastic in Painting
1918
К группе присоединяется молодой архитектор Геррит Ритвельд
1918
Ван дер Лек покидает группу из-за противоречий
1919
Ван Дусбург придумывает гарнитуру Architype Van Doesburg
1920
Выходит книга Пита Мондриана «Le Neo-Plasticism»
1924
Пит Мондриан покидает De Stijl из-за разногласий с Тео ван Дусбургом
1924
В Утрехте заканчивается строительство дома Rietveld Schröderhuis, проект которого соответствует принципам De Stijl.
1925
Тео ван Дусбург разрабатывает теорию элементаризма
1928
Ван Дусбург создаёт проект кафе Café Aubette в Страсбурге, первое многофункциональное кафе — в нём можно было танцевать и смотреть кино.
1931
Умирает Тео ван Дусбург, группа прекращает свое существование
Влияние De Stijl
Мис ван дер Роэ
Работы Тео ван Дусбурга очень повлияли на Миса ван дер Роэ. Например, планы спроектированного им в 1923 году загородного дома напоминают абстрактные картины ван Дусбурга. Ван дер Роэ оставался верен принципам, выдвинутым De Stijl, на протяжении всей своей карьеры: он называл De Stijl и конструктивизм наиболее вдохновляющими для него течениями.
Американский абстракционизм
Мондриан всегда мечтал жить в США. Переехав в Нью-Йорк в 1940 году, он начал общаться с членами объединения American Abstract Artists. Один из основателей AAA, Гарри Хольцман, стал преданным последователем Мондриана. Также Мондриан повлиял на Барнетта Ньюмэна, Марка Ротко и Эда Рейнхардта.
Барнетт Ньюмэн
Мода
Для осенней коллекции 1965 года Ив Сен-Лоран создал несколько мини-платьев из разноцветного шерстяного джерси, рисунок на которых был сделан по мотивам картин Мондриана. Это сделало последнего самым популярным участником De Stijl, несмотря на то, что лидером группы был Тео ван Дусбург. С тех пор Мондриан остаётся одним из самых «цитируемых» модными дизайнерами. Яркая «сетка» с его картин использовалась не только как принт на одежде — в 2008 году компания Nike выпустила кроссовки с красно-жёлто-синим узором и чёрными полосами.
Альбом The White Stripes «De Stijl»
Во время гастролей по Нидерландам солист The White Stripes Джек Уайт посетил Rietveld Schröderhuis. Вдохновившись деятельностью De Stijl и творчеством Ритвельда, Уайт решил посвятить голландским модернистам альбом 2000-го года — De Stijl. На его обложке Джек и Мэг Уайт стоят на фоне композиции из красных и белых прямоугольников и чёрных линий — это напоминает картины Мондриана и мебель Ритвельда.
Что можно найти в продаже
« Назад 08.09.2016 05:57 С появлением модернизма, техники для создания блестяще простой, составной, удобной мебели сделали ее доступной для широких масс. Стали использоваться новые материалы и технологии – трубчатая сталь, деревянный шпон и фанера. Дизайнеры и архитекторы сотрудничали в творческой теплицах, таких, как «Баухаус», например, а потом реализовывали свои творения через огромные дома мебели, такие как знаменитый Нолл. 30-е годы 20-го века — десятилетие экономической депрессии и начала Второй Мировой Войны. Это также был период, который ознаменовал дальнейший прогресс инновационных разработок. Стул — это стальные конструкции, которые преобладали на протяжении 1920-х годов. Красивые дизайны стула в этом десятилетии были представлены именами таких известных дизайнеров как Марсель Брейер, Алвар Аалто и Геррит Томас Ритвельд. Культовая дизайнерская мебель 1930-х годов: . Кресло 400. Спроектированное Алваром Аалто в 1936 году на Миланской Триеннале. Стул ласково назвали “танк-кресло”, где оружие танка — трек-подобный профиль. Его гнутая фанера и согнутые контрольные рамки позволили обеспечить сидение с оптимальным уровнем комфорта. . Кресло 400, получившее название Танк, дизайнер Алвар Аалто, 1936 год . Кресло 406. Спроектированное Алваром Аалто в 1939 году, это кресло порой называют “пенсионное кресло”, в силу того, что пользователь может сидеть в “штате пенсионеров”. (Источник: Aalto.com). карскас его висячей формы изготовлен из березы с сидением, сплетеным из текстиля. . Кресло 406, спроектированное Алваром Аалто в 1939г. . Кресло Артек от Алвара Аалто. Артек создали в 1935 году “четверо молодых идеалистов”: Алвар и Айно Аалто, Maire Gullichsen и Нильс-Густав. Бизнес-стратегия компании — “Продавать мебель, оказывать содействие развитию современной культуры на выставках и других образовательных средств”. (Источник: «Артек»). Конструкция Артек отражает понятие “стандарты и системы”, по замыслу Алвара Аалто путем введения Л-нога системы. Л-нога из твердой древесины с ламинированной системой загиба на 90°. Запатентованная в 1933 году, она стал стандартным элементом конструкции мебели Аалто. . Кресло Артек, дизайнер Алвар Аалто. Артек был основан в 1935 году . Табурет 60 или табурет Артек. Это не может быть стул как таковой, однако табурет 60 — это классика Алвара Аалто. Разработан в 1933 году, этот табурет воплощает дизайн функциональной мебели. Табурет 60 использует Л-нога систему от Аалто и состоит из трех изогнутых ножек с круглым сиденьем (четырехногая версия Е60, был разработан в 1934 году). Табурет 60 изначально был предназначен для Выборгской библиотеки в Финляндии (Выборг изначально портовый город в Финляндии, который отошел к СССР в 1939-40 годах). Табурет 60 был представлен публике впервые на выставке в престижном лондонском универмаге Фортнум & Мейсон, где он получил большое признание. . Табурет Артек, часто называется просто Стул Артек, дизайнер Алвар Аалто . Isokon Long Chair — Исокон Шезлонг (Длинное кресло). Isokon основал в 1935 году британский предприниматель Джек Притчард как бренд для современной жизни. Притчард восхищался работой немецкой школы искусств Баухаус. Приехав в Лондон в 1935 году Вальтер Гропиус, который был первым директором Баухауза, стал консультантом Isokon дизайна. Марсель Брейер, бывший глава столярной мастерской Баухауза, дизайнер, сегодня знаменитый как мастер модерна, в то время экспериментировал с фанерой вместо стального трубчатого строения (последние использовались в кресле Василий и в стуле Ческа, культовых моделей стульев 1920-х годов). Разработанный Марселем Брейером, Isokon стул впервые был выпущен в 1936 году. “Те, кто знаком с работой Isokon узнает особенности современного дизайна, которые всегда отличали его работу”. . Isokon Long Chair, Длинный стул, дизайнер Марсель Брейер . Кресло 403 “Коридор”. Спроектированное Алваром Аалто в 1932 году для санатория в Паймио, Финляндия. Его березовый каркас и сиденье изготовлены из формованной березовой фанеры. . Кресло 403 “Коридор”. Спроектированное Алваром Аалто в 1932 году для санатория в Паймио . Кресло Паймио. Алвар Аалто выиграл тендер для разработки санатория Паймио в Финляндии в 1929 году. Паймио, здание туберкулезного санатория в городе Паймио на юго-западе Финляндии, было завершено в 1933 году. Аалто подошел к проекту с точки зрения пациента, стремясь обеспечить окружающую среду, чтобы обеспечить чувство благополучия. Кроме того, он разработал все предметы интерьера на объекте. Кресло Паймио Аалто, разработанный в 1932 году, был задуман с целью облегчения дыхания больных туберкулезом: это был первый податливый стул, который должен быть построен без жестких рамок. (Источник: Музей Дизайна). При этом Паймио имеет красивый органический струящийся силуэт. . Кресло Паймио, дизайнер Алвар Аалто . Стул Зиг-Заг. Зиг-заг был разработан в 1932-34 годах архитектором Геррит Томас Ритвельдом. Экспериментальная модель в свое время, Зиг-заг воплощает в себе геометрические композиции из горизонтальных и вертикальных линий, как это предлагалось движением «Авангарда де неопластицизма», частью которого был Ритвельд. Зрительный образ стула Зиг-заг чем-то похожь на Красно-синий стул Ритвельда (см. Культовые кресла 1920-х годов). Зиг-заг производит сегодня Кассина. . Кресло Зиг-заг, разработан в 1932-34гг., архитектор Геррит Томас Ритвельд . Кресло Ящик. Ящик был разработан дизайнером Геррит Томас Ритвельдом (Gerrit Thomas Rietveld) в 1934 году и является отражением склонности Ритвельда в поиске более элементарных методов строительства в 1930-х годах. Решительная простота стула была ярким отражением суровых экономических условиях этого десятилетия. (Источник: Музей Дизайна). Ритвельд изначально выпускал стул Ящик сам, продавая его в полной форме и в пакете для сбора. Кресло Ящик, дизайнер Геррит Томас Ритвельд, разработан в 1934г. . Узнать еще больше о культовой и знаменитой дизайнерской мебели 20 века Вы може на портале ИнтерьерКлуб в статьях:
. . Вернуться в начало рубрики «Уникальная дизайнерская мебель, мебель лучших дизайнеров Мира»: . Ручная работа для интерьера! Авторская мебель, декор, услуги: |
Красно-синее кресло Геррита Ритвельда и что я узнал об отдыхе и движении в себе
Энтони Ромео, AIA
В 1918 году архитектор Геррит Томас Ритвельд спроектировал стул , который повлиял не только на дизайн мебели, но и на историю архитектуры. Красно-синее кресло Ритвельда сейчас находится в коллекции Музея современного искусства, и мне это очень нравится.
Красно-синий стулКак искусство, он отвечает на важный вопрос в жизни каждого человека: как мы можем одновременно иметь энергию и отдых? Эли Сигел, великий американский поэт, критик и основатель образования, эстетического реализма, в своих «Пятнадцати вопросах 1955 года» задает вопрос: «Является ли красота созданием противоположностей?» И в своем «Комментарии о связи жизни с другими». Пятнадцать противоположностей »1964 года он писал:
Противоположности, которые нас как живых существ интересуют больше всего, это, возможно, спокойствие и возбуждение или отдых и движение.Спокойствие или отдых сами по себе — это скука, бесполезность. Волнение или волнение само по себе — это неуверенность, неряшливость, суетливость, нерешительность, бич нежелания двигаться. Спокойствие и азарт едины во всем искусстве. Когда они существуют вместе в человеке, этот человек счастлив.
Я особенно благодарен за то, что благодаря прекрасному дизайну этого стула я могу узнать о себе самом, потому что когда-то мне было очень трудно сидеть спокойно в кресле и чувствовать себя непринужденно.Для архитектора это представляло серьезную проблему. Я не мог просидеть за чертежным столом более 15 минут, не вставая и не прогуливаясь.
На уроке эстетического реализма, который преподавала председатель отдела образования Эллен Рейсс, я описала эту трудность. Она спросила меня, были ли ситуации, в которых у меня не было бы этой проблемы, и я понял, что никогда не был беспокойным, работая дома за чертежным столом, пока моя жена, Карен Ван Аутрив, играла на пианино. Г-жа Рейсс прокомментировала:
Вопрос движения и покоя — очень важная вещь.Ваша проблема связана с тем, о чем идет речь. Я думаю, тебе следует изучить покой и движение. Ежедневно пишите по одному предложению о том, где отдых и движение едины … Как вы думаете, вы приобрели важность, разделяя противоположности?
В последующие дни я писал о том, что видел покой и движение как одно в капле росы, арку, водяную музыку Генделя . Я учился, что могу думать о чем-то энергетически, сидя спокойно, и что на что-то действует тоже активно.
Человек, который много думал о том, что значит сидеть, был Геррит Томас Ритвельд, родившийся в Утрехте, Голландия, в 1888 году. Один из членов ныне известного движения Де Стидж, наряду с Мондрианом и другими, Ритвельд почувствовал себя стулом. не следует использовать для того, чтобы уйти от мира или уйти от мыслей. «Мы должны помнить, — сказал он, — что сидеть тоже глагол».
Ритвельд (в центре) и персонал перед его ателье, 1919 год. Фото: www.ed.nlЧто мы чувствуем, сидя в своем любимом кресле? Нам это нравится, потому что он поддерживает нас, или потому, что он нас утешает? Чувствуем ли мы бодрость или сонливость? Стулья Ритвельда олицетворяют то, чему меня научил эстетический реализм: мы не можем достичь истинного покоя, отложив мир в сторону.В своей книге De Stijl, Пол Овери пишет:
Одна из функций кресел Ритвельда с их жесткими сиденьями и спинками — сосредоточить наши чувства, сделать нас бдительными и внимательными. Ритвельда не интересовали обычные представления о комфорте (кресло 19 века, которое расслабляет так, что вы проливаете кофе или засыпаете над книгой). Он хотел, чтобы сиделка была в «тонусе» физически и морально.
«Меня постоянно беспокоит, — сказал Ритвельд, — эта необычная идея пробуждения сознания.«Вот почему он пришел к созданию самого влиятельного кресла 20-го века — и даже он был удивлен большим эффектом, который произвел его Красно-синий стул .
В этом кресле есть критика того, как люди видят комфорт. Большинство людей думают об удобном стуле как о таком, в котором можно утонуть, о таком, который обнимет вас успокаивающими руками. В красно-синем кресле вы откидываетесь не на подушку, а на ярко-красный прямоугольник, и вы садитесь на синий прямоугольник. Черные руки и ноги визуально исчезают на темном фоне, а красный и синий прямоугольники кажутся парящими в космосе.
Эстетический реализм научил меня, что единственный способ чувствовать себя комфортно — это думать о нашем отношении к миру и любить его. Этот стул заставляет нас задуматься о нашем отношении к пространству, цвету и форме. Хотел ли Ритвельд, чтобы люди чувствовали абстрактное — то, к чему мы не можем прикоснуться — так же реально, как стул, на котором мы сидим? Думаю, ответ — да. Его Красно-синий стул добр и красив — он помогает нам одновременно чувствовать себя непринужденно и бдительно. Несмотря на самоуспокоенность, Red and Blue создан для истинного хладнокровия.
Красно-синий стулТрезвая стабильность черных вертикалей и горизонтали придается неожиданным джазовым движением ярких желтых квадратов и прямоугольников, даже если они заставляют вас лучше понимать эту устойчивую структуру. А глянцевый блеск черной отделки добавляет живости и глубины. Мондриан и художники движения Де Стиджл работали по принципу, согласно которому любое искусство должно иметь «динамическое равновесие».
«Счастье, — сказал г-н Сигель, — это динамическое спокойствие». И динамическое спокойствие — это то, что я чувствую, глядя на кресло Red and Blue Chair ! Эли Сигель понял и выразил словами то, что Геррит Томас Ритвельд и художники на протяжении веков искали и к чему стремились.Я люблю его за то, что он видит и учит: Всякая красота — это создание одного из противоположностей, а создание одного из противоположностей — это то, к чему мы стремимся в самих себе.
Красно-синий стул — 1918 — iDesignWiki
Стул Red and Blue — это стул, разработанный в 1918 by Gerrit Rietveld. Он представляет собой одно из первых исследований движения искусства De Stijl в трехмерном пространстве.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ВИД (щелкните и перетащите)
Скачать 3D модель красного и синего стула
В кресле Red Blue Chair , Rietveld манипулировал прямолинейными объемами и исследовал взаимодействие вертикальной и горизонтальной плоскостей, так же, как он это делал в своей архитектуре. Хотя стул был первоначально разработан в 1918 году, его цветовая схема из основных цветов (красный, желтый, синий) плюс черный, так тесно связанная с группой De Stijl и ее самым известным теоретиком и практиком Piet Mondrian , была применена к это примерно в 1923 году.Надеясь, что большая часть его мебели в конечном итоге будет производиться серийно, а не вручную, Rietveld стремился к простоте конструкции. Кусочки дерева, из которых состоит стул Red и Blue Chair , представлены в стандартных размерах пиломатериалов, доступных в то время.
Источник информации: www.moma.org
Красно-синее кресло, Г. Ритвельд, 1917 г.Источник изображения: www.moma.org
Музей современного искусства, в постоянной коллекции которого находится стул, подаренный Филипом Джонсоном, утверждает, что красный, синий и желтый цвета были добавлены примерно в 1923 году.Стул также находится в Высоком музее искусств в Атланте. Он имеет несколько стыков Rietveld .
Источник информации: en.wikipedia.org
Какова философия Ритвельда?
Ритвельд и его коллеги из движения искусства и архитектуры De Stijl стремились создать утопию, основанную на гармоничном рукотворном порядке, который, по их мнению, может обновить Европу после опустошительных потрясений Первой мировой войны. Новые формы в по их мнению, были необходимы для этого восстановления.
Источник информации: www.moma.org
Дом Шредера, Г. Ритвельд, 1924 г.Источник изображения: architecturemoleskine.blogspot.it
Как делается красно-синий стул?
Стул , красный и синий. состоит из прямых досок и реек, сиденье покрыто синим лаком, а спинка — красной. Срезы планок каркаса желтые, сами рейки черные. Эффект этой цветовой схемы заставил стул казаться почти исчезающим на фоне черных стен и пола Schröder House (1924), где он был позже установлен.Цветные области плавно перемещались, создавая почти прозрачную структуру.
Сам Геррит Ритвельд , кажется, рассматривал свой стул как произведение искусства, поскольку он назвал его «пространственным творением», обозначая скульптуру в пространстве, а не предмет мебели. Красно-синий стул был показан в журнале De Stijl , а также выставлен на выставке Bauhaus , где произвел большое впечатление.
Источник информации: www.gerrit-thomas-rietveld.com, en.wikipedia.org
Дополнительные ссылки также можно найти на сайте: www.jbdesign.it/idesignpro