Либескинд, Даниэль | это… Что такое Либескинд, Даниэль?
Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind; р. 12 мая 1946, Лодзь, Польша) — американский архитектор-деконструктивист. Американское гражданство получил в 1965 г.
Содержание
|
Биография
Даниэль Либескинд родился в Польше, в еврейской семье[1][2][3][4]. Изучал музыку в Израиле (по стипендии Американо-Израильского культурного фонда) и в Нью-Йорке, где проявил себя как виртуозного исполнителя. В дальнейшем музыка играла существенную роль в его архитектурном проектировании на стадии разработки концепции. Д. Либескинд получил архитектурное образование в Купер Юнион (Cooper Union) в Нью-Йорке (-1970), а также второе высшее архитектурное образование по специальности «история и теория архитектуры» в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия в 1972 г.
В 1989 г. Д.Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind[5] в Берлине. После победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре. Для него характерен междисциплинарный подход, стремление критически переосмыслить архитектурную деятельность
На данный момент Даниэль Либескинд помимо проектной деятельности преподает и читает лекции во многих университетах по всему миру: университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, а также университете Дизайна в Карлсруэ (Германия) и имеет почетную докторскую степень в берлинском университете Гумбольдта (1997), колледже искусств и гуманитарных наук Эссекского университета (1999), университете Эдинбурга, чикагском университете DePaul (2002) и университете Торонто (2004). Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85).
В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1999). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).
Тексты Либескинда, даже по сравнению с текстами П. Айзенмана или Б.Чуми, очень сложны, полны смутных метафор (часто музыкальных и мифологических). В своих текстах он использует метод зачеркивания (у Деррида: употребления термина традиционной метафизики, например, опыт, может быть более менее корректно только при одновременном перечеркивании его, удаляющим из него традиционное значение). Либескинд деконструирует понятие поверхности, стены («Поверхность должна умереть. Доказательство»[6] — в этой статье Либескинд словно теорему доказывает псевдоматематически свое утверждение, используя абстрактные символы). «Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними /…/» [6] — примерно в таком же духе написана вся статья. Кроме того, в своих текстах Либескинд одновременно говорит на множестве языков (и древних, и современных, и несуществующих в природе), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры,[7] превращая сам текст в некий шифр. И если его читать прямо, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Дело в том, что Либескинд, как в текстах, так и в своих архитектурных проектах, использует метод чтения между линиями (как и Айзенман, который все же основные поиски направляет именно на архитектуру, а не на текст).
Очень важно для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца. Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно, изменился и образ мышления. Либескинд полагает, что модернизм продолжался не десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается.
Самые известные постройки Д.Либескинда
Фасад Королевского музея Онтарио в Торонто.- Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, 1998
- Еврейский музей в Берлине, 1999
- Имперский военный музей в Манчестере, 2001
- Еврейские музей в Копенгагене, 2003
- Расширение Денверского музея. 2006
- Королевский музей Онтарио в Торонто, 2007
- Еврейские музей в Сан-Франциско, 2008
Источники
- Комарова И. И. Архитекторы., 2002. ISBN 5-7905-0596-1
Примечания
- ↑ Daniel Libeskind, Polish-Jewish- American architect, set designer
- ↑ Daniel Libeskind — JEWISH MUSEUM BERLIN
- ↑ Daniel Libeskind
- ↑ Daniel Libeskind
- ↑ [1] официальный сайт
- ↑ 1 2 Libeskind D. The Surface Must Die. A Proof. // Architectural Design. № 1/2. London, 1989. P. 21.
- ↑ Libeskind D. The Four Texts. The Surd of Architecture. The AB of Writing // Architectural Design. № 1/2. London, 1989.
Ссылки
- Д.Либескинд на archi.ru
- Architecture profile: Daniel Libeskind with Michael Cathcart
- Gabion: Daniel Libeskind interview
- Д.Либескинд. Между линиями. перевод с англ. И. Заурова // Пинакотека № 12
- А. Раппапорт. Дитя любви // СА «АРХИТЕКТОР»
- Н. Опополь — Либескинд становление архитектора // Архитудей
- Libeskind Residences
- Libeskind Tower
Даниель Либескинд: «Архитектуре нужен духовный контент, чтобы реализовать свое предназначение»
Интервью
Всемирно известный архитектор, лауреат Прицкеровской премии Даниель Либескинд рассказал об архитектурной моде и связях с Россией, а также о том, почему оформил выставку о романтизме в Третьяковке в авангардном ключе
Людмила Лунина
02.06.2021
Архитектор Даниель Либескинд. 2019.
Фото: Waechter/Legion Media
Ваши родители познакомились в России, они были узниками ГУЛАГа. Остались ли в вашей семье какие-то предания? Как вы вообще относитесь к России?
Да, мои родители встретились в ГУЛАГе, в Киргизии. Это было беднейшее место на земле, там был реальный голод, ужасное положение женщин. Но, по их словам (и это меня всегда изумляло), не было на свете душевнее и отзывчивее людей, чем те, кого они там встретили. Местные жители готовы были разделить с ними — не просто заключенными, но иностранцами, чужаками — и кров, и скудную еду.
Когда я думаю о России, то в первую очередь держу в уме, что советские люди пожертвовали своими жизнями в борьбе с Гитлером. Это удивительное явление гуманизма, очень русское, поверх официальной идеологии. Просто поднялась коллективная воля и покончила с самыми дьявольскими силами на планете. С этих позиций Россия (или Советский Союз) очень мне близка.
Ну и наконец, великое русское искусство, литература — это то, что постоянным фоном присутствует в западной, в моей по крайней мере, жизни. Меня с Россией многое связывает.
В детстве вы были музыкантом-вундеркиндом, играли на аккордеоне, но потом решили изменить занятие. Почему вы выбрали архитектуру?
По совету мамы, которая была мудрым человеком. Вообще-то я подумывал о профессии художника, но она сказала, что быть просто художником рискованно, можно умереть в нищете, архитектор же занимается практическими вещами, а на досуге может рисовать — для себя. Архитектор при желании может стать художником, а вот наоборот — чтобы художник вдруг занялся архитектурой, — такое случается редко. Я рад, что последовал ее совету. Архитектура соединила много моих увлечений: рисование, музыку, математику.
Военно-исторический музей в Дрездене после реконструкции по проекту Даниеля Либескинда.
Фото: Hufton&Crow
Что вас заставило получить два высших образования — в начале по архитектуре, а потом по истории архитектуры?
Мне не хватало системных знаний. Вначале я учился в прекрасном университете (Купер-Юнион, The Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке. — TANR) у замечательных профессоров, но мы занимались именно проектированием. Конечно, я много читал, как-то самообразовывался, но этого было мало. В результате я на пару лет уехал в Англию (в Школу сравнительных исследований в Эссекском университете. — TANR) и погрузился в философию, литературу, историю в широком понимании этого предмета — историю науки, искусства и архитектуры. Я вообще не думал о проектировании.
В вашей биографии есть 15-летний период после учебы и до того момента, как вы выиграли конкурс на проект Музея холокоста в Берлине и проснулись знаменитым. Чем были заняты в эти годы?
Хотя я и не строил реальных зданий, не участвовал в конкурсах и даже не работал ни в одном бюро, я активно практиковался в архитектуре. Моя страсть к зодчеству реализовывалась через рисунки. Это не были варианты каких-то зданий или фигуратив, это была чистая абстракция, мои идеи архитектурных возможностей, структуры пространств.
Конечно, меня долго воспринимали как «бумажного архитектора», академика-профессора (я много преподавал), но не как практика. А я про себя думал: «Надо подождать. Может, и мне улыбнется удача». Так в конце концов и вышло. Конкурс на проект Музея холокоста в Берлине в 1999 году был первым, в котором я принял участие. И я его выиграл. Моя жизнь изменилась, и я смог реализовать все предыдущие… не то что исследования, но всю мою любовь к рисованию.
Еврейский музей в Берлине, построенный по проекту архитектора.
Фото: Hufton&Crow
Вам не кажется, что архитектурная мода резко изменилась? Лет 20 назад мы восторгались нелинейной архитектурой, а сейчас главное — чтобы здание не загораживало природу, вписывалось в ландшафт.
Вот лично для меня ничего не изменилось. У Шекспира есть сонет:
«Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они — перелицовка старины».
Изменчивость времени мало влияет на тех, кто идет своим путем. «Не изменюсь тебе наперекор!» — так говорится в финале шекспировского сонета. Ну да, за последние 30 лет много сказано о sustainability (баланс между природой и цивилизацией. — TANR), все вдруг поняли, что архитектура — не какая-то там абстракция, а часть чего-то большего.
Cтили могут меняться — мировоззрение же архитектора остается неизменным. С одной стороны, я постоянно учусь: появляются новые технологии, материалы, инструменты, и этим надо пользоваться. С другой — ничто не заставит меня изменить точку зрения, что архитектура не сервис, не услуга, а искусство, причем с мощным духовным подтекстом.
У архитектуры особая сущность. Когда живописец заканчивает картину, она готова; когда композитор заканчивает сочинять музыку — вот вам готовая музыка; а результат усилий поэта — завершенный стих. Но с архитектурой все по-другому. Это мистика: когда она завершена, она только начинается. Она ждет, когда воображаемый «захватчик» вдохнет жизнь в место, созданное архитектором. Знаете, мозгу, чтобы работать, нужен череп, а архитектуре нужен духовный контент, чтобы реализовать свое предназначение. Архитектура создает фантастические, мистические, эмблематические, символические смыслы. Я очень рад, что занимаюсь архитектурой, у нее открытый финал.
Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» открыта в Новой Третьяковке до 8 августа.
Фото: Государственная Третьяковская галерея/Юлия Захарова
Расскажите о работе над сценографией выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которая проходит в Третьяковской галерее. В эпоху романтизма, в первой половине XIX века, в архитектуре торжествовал ампир — вы же оформили выставку в авангардном ключе. Почему?
Прежде всего я вдохновлялся самими работами, с удовольствием погрузился в искусство XIX века, многое было для меня открытием. Я размышлял над категорией свободы и в результате решил, что надо предоставить эту свободу зрителю, чтобы он сам думал, как выставку воспринимать, как в ней двигаться, выбрал свой путь. Свобода — многомерная категория, она включает не только политический или социальный аспекты, но и личный — право выбора.
Что вас заставляет браться за такие незначительные по объему проекты, как дизайн выставок?
Во-первых, мне доставляет удовольствие работа с творческими людьми. Кураторы этой выставки — потрясающие профессионалы, искусствоведы Третьяковской галереи — просто невероятные специалисты, лучшие в мире. И во-вторых, проектирование и строительство зданий — длительный процесс, он может растягиваться на десятилетия. Выставочный же дизайн создается быстро, за пару лет. Ты видишь результат, и все вокруг счастливы.
Подписаться на новостиГлавные выставки летаИнсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Как землетрясение в Ташкенте привело к появлению «сейсмического модернизма»В центре внимания мультимедийного выставочного проекта «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма» — архитектурный пласт, возникший в 1960–1980-е. «Исторический оптимизм» в названии вырастает из большой исторической трагедии
19.06.2023
Почему «Троица» Андрея Рублева так важна для российской интеллигенцииВ атеистическом государстве, каким был СССР, произошла своеобразная сублимация, конверсия религиозных чувств: искусство и культура стали предметом поклонения, особым культом
05.06.2023
Искатель приключений стал заложником арт-объектаМолодой канадец попал в историю искусства необычным способом: он провалился внутрь паблик-арт-инсталляции. В итоге отделался легким испугом и крупным штрафом
01.06.2023
На аукционе нашлись потерянные работы Ильи РепинаНа онлайн-торгах MacDougall’s представлены два полотна Ильи Репина, как минимум одно из которых называют сенсацией. Почти век работы были известны только по черно-белым фотографиям
09.06.2023
Сага о ювелирах, основанная на документах из чемоданаИстория нескольких поколений семьи Картье изложена в этой книге человеком отнюдь не посторонним — Франческой Картье Брикелл, членом династии. Отсюда ее интерес к биографическим обстоятельствам и психологическим характеристикам
02.06.2023
От Розы к Лучу: как в недрах русского символизма зарождался авангардВыставка в Доме русского зарубежья отдает дань меценату Николаю Рябушинскому, который воспитывал вкусы публики начала ХХ века на лучших работах русских художников — от Павла Кузнецова до Роберта Фалька
30.05.2023
Даниэль Либескинд (архитектор) | Еврейский музей Берлина
Архитектор, который сделал наш музей таким, какой он есть
Еврейский музей Берлина и Даниэль Либескинд поддерживают очень тесные отношения. Музей был первым строительным проектом американского архитектора и градостроителя, который был фактически построен между 1993 и 1999 годами. С другой стороны, наш музей отчасти обязан своей известностью эффектному проекту Либескинда, который привлек бесчисленное количество посетителей из Германии и других стран. Многочисленные строительные проекты Даниэля Либескинда, такие как музеи, концертные залы и торговые центры, были построены по всему миру, в том числе два дополнительных проекта для нашего музея. Двор барочного Collegienhaus (Старое здание) был огорожен в 2007 году по его проекту под названием «Сукка» (иврит «киоск»), а бывший оптовый цветочный рынок через дорогу от музея был перестроен с 2010 по 2012 год как W Академия Михаэля Блюменталя по проекту Либескинда.
Биография Даниэля Либескинда
Даниэль Либескинд, сын переживших Холокост, родился в польском городе Лодзь в 1946 году. Семья эмигрировала в Израиль в 1957 году, а затем переехала в Соединенные Штаты в 1960 году, где Даниэль Либескинд стал американцем. гражданин. Он начал изучать музыку в Израиле, которую продолжил в Соединенных Штатах, прежде чем переключиться на архитектуру.
Даниэль Либескинд уже сделал себе имя как архитектурный теоретик и как декан архитектурного факультета Крэнбрукской академии искусств в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, когда в 1989 его проект «Между строк» выиграл конкурс на «Расширение Берлинского музея с отделом еврейского музея». Следовательно, Даниэль Либескинд переехал в Берлин со своей семьей на следующие тринадцать лет.
В 1999 году он был удостоен Немецкой архитектурной премии за свой дизайн. Либескинд вернулся в Нью-Йорк в 2003 году, где выиграл конкурс на новое строительство в Ground Zero, где раньше стоял Всемирный торговый центр.Архитектор Даниэль Либескинд; Еврейский музей в Берлине, фото: Sönke Tollkühn
Архитектор Даниэль Либескинд; Еврейский музей Берлин, Фото: Sönke Tollkühn
Наши здания: Даниэль Либескинд и барочная эра (6)
Покажите все
Даниэль Либескинд и барочная эра
Даниэль Либескинд. Американский архитектор спроектировал главное здание музея, а также Академию В. Майкла Блюменталя и Стеклянный двор. Комплекс зданий также включает дворец в стиле барокко и сад 19 века.80-х годов, что является охраняемой достопримечательностью.
Здание Либескинда
Своим проектом «Между строк» американский архитектор Даниэль Либескинд хотел не просто спроектировать здание музея, а рассказать о немецко-еврейской истории.
Старое здание
Бывший Коллегиенхаус — последний сохранившийся дворец в стиле барокко в историческом районе Фридрихштадт. Бывшая резиденция Королевского суда теперь является входом в музей с выставочными площадями на верхнем уровне.
Академия В. Майкла Блюменталя
Бывший оптовый цветочный рынок был отремонтирован на основе дизайна Либескинда In-Between Spaces . С тремя кубами визуальный язык перекликается с архитектурой остальной части музея.
Стеклянный двор
Стеклянный двор был спроектирован Даниэлем Либескиндом, который черпал вдохновение в сукке (хижина с соломенной крышей на иврите). Со структурой из стекла и стали он покрывает внутренний двор Старого здания в стиле барокко.
Сад Диаспоры
Сад Диаспоры расположен во внутреннем дворе Академии В. Майкла Блюменталя. Четыре «плато», которые кажутся парящими в воздухе, засажены видами, связанными с еврейской жизнью или с их собственной историей расселения.
Сады нашего музея
За старым зданием и вокруг здания Либескинда два сада завершают нашу территорию и позволяют нашим посетителям передохнуть перед посещением музея и после него.
Даниэль Либескинд
Подробнее в Википедии
Подробнее на libeskind.com
Поделиться, Информационный бюллетень, Обратная связь
В честь 75-летия Даниэля Либескинда
Жизнь Либескинда, его работа и его глубокая связь с музыкой
Видеозапись
4 мая 2021
Контрапункт
Архитектура Даниэля Либескинда
Выставка
10 сентября 2003 г. до 4 января 2004 г.
Breaking Ground
Презентация книги Даниэля Либескинда
Аудиозапись
25 января 2005 г. 9000 3
Подробнее по этой теме …
Архитектура
Подробнее об Эта тема …
Музыка
История Еврейского музея в Берлине
Все о . ..
Польско-американский архитектор Даниэль Либескинд получит звание почетного доктора на открытии Бостонского архитектурного колледжа в 2023 году
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Даниэль Либескинд. Авторское право Стефан Руис.
Дата публикации
01 мая 2023 г.
Для получения дополнительной информации
Категории
НовостиОбъявление
Источник
Коммуникационная группа
Бостонский архитектурный колледж (BAC) рад сообщить, что знаменитый польско-американский архитектор Даниэль Либескинд, международный деятель в области архитектуры и городского дизайна, получит звание почетного доктора и выступит с приветственной речью в пятницу , 26 мая. Даниэль Либескинд присоединяется к прославленному списку недавних докладчиков на церемонии вручения дипломов BAC, в который входят архитектор Билли Циен; Лауреат Притцкеровской премии Балкришна Доши; архитектор Уильям Дж. Бейтс; ландшафтный архитектор и художник Марта Шварц; и выпускник BAC Роберт (Боб) Дж. Вила.
«Для меня большая честь приветствовать всемирно известного американского архитектора польского происхождения Даниэля Либескинда, который посетит наш кампус в Бостоне и получит степень почетного доктора на церемонии вручения дипломов в этом году», — сказал президент Махеш Даас. «Слушая, изучая и принимая вдохновляющее видение г-на Либескинда и сильное чувство человеческого духа, которое он привносит в свои проекты, мы также отмечаем непоколебимую приверженность нашего сообщества развитию творчества, разнообразия и инноваций. Я знаю, что мы с нетерпением ждем делиться мыслями, идеями и новым опытом, когда мы собираемся, чтобы отметить наших выпускников, которые будут формировать будущее архитектуры и нашего глобального общества».
Всемирный торговый центр. Авторское право Хафтон+Кроу.В качестве основателя и главного дизайнера Studio Libeskind г-н Либескинд спроектировал и реализовал множество разнообразных проектов по всему миру, включая музеи, культурные центры, башни, жилые дома, генеральные планы и общественные места. Известный своей способностью пробуждать культурную память в своих зданиях в сочетании с подходом, основанным на глубокой приверженности музыке, философии и литературе, он стремится создавать резонансную, оригинальную и устойчивую архитектуру.
Г-н Либескинд основал свою архитектурную студию в Берлине, Германия, в 1989 году после победы в конкурсе на строительство Еврейского музея в Берлине. В феврале 2003 года Studio Libeskind перенесла свою штаб-квартиру в Нью-Йорк, когда г-н Либескинд был выбран в качестве генерального планировщика реконструкции Всемирного торгового центра. Его обширная глубина работы также включает Северный Имперский военный музей в Манчестере, Художественный музей Денвера и Королевский музей Онтарио в Торонто. Г-н Либескинд в настоящее время работает над рядом проектов по всему миру, включая переосмысленную синагогу «Древо жизни» в Питтсбурге, месте крупнейшего антисемитского нападения в Соединенных Штатах.
Художественный музей Денвера. Авторские права Алексей Фрадкин.«Для меня большая честь быть приглашенным в качестве докладчика на церемонии вручения дипломов Бостонского архитектурного колледжа и получить почетную степень, — сказал г-н Либескинд. «На данный момент начало карьеры в архитектуре предлагает как большие проблемы, так и возможности для решения экологических проблем, изменения климата, неравенства доходов и множества социальных проблем, которые не могут быть решены исключительно с помощью технологий. Это будет вдохновленное поколение архитекторов, которые может решить эти проблемы с целью сделать мир лучше для жизни».
В качестве главного дизайнера Studio Libeskind г-н Либескинд широко рассказывает об архитектурном искусстве в университетах и на профессиональных саммитах. Наряду с получением многочисленных наград и выставкой его работ в крупнейших музеях мира, его архитектура и идеи были предметом многих статей и выставок, влияющих на область архитектуры и развитие городов и культуры. Книга г-на Либескинда Edge of Order, в которой подробно описывается его творческий процесс, была опубликована в 2018 году.