Мировая архитектура история стили направления: История. Стили. Направления (Шуази, О.)

История мировой архитектуры | Архитектура и Проектирование

Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.

Архитектура Древнего Египта

История мировой архитектуры

Архитектурные и художественные стили и направления

Большой стиль – (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) – художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти (Людовик XIV.), национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный… Эстетические идеалы Большого стиля. Основные принципы стиля. Проявление «Большого стиля» в декоре.

Архитектура Франции XVII — XVIII вв.

История мировой архитектуры

Архитектурные и художественные стили и направления

Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико. В истории искусства Индии мы имеем три основных периода. Во-первых, период империи Маурья, большой централизованной восточной деспотии. Затем — эпоху Гупта, время большой феодальной монархии, и, наконец, период небольших национальных государств. Все три периода не переходят непосредственно один в другой, а временные промежутки между ними следует рассматривать как подготовительные. 

Архитектура Древней Индии

История мировой архитектуры

Несколько крепостей сохранилось до сих пор: Семнех, двойная крепостная стена в Абидосе; памятник в Мединет-Абу воспроизводит формы крепостных ворот. Вообще египетские крепости строились из глины, причем для рассеяния силы ударов вражеских таранов в массив стены закладывали бревна. Куртины стен укреплялись квадратными башнями; как видно из плана, вход представляет собой проход со многими коленами, устроенными с той целью, чтобы затруднить врагу доступ внутрь крепости……Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Долго считалось, что развитие египетского искусства шло из Нубии в Нижний Египет. Точкой отправления считали пещерные храмы Эфиопии. Эта теория происходила из неправильной датировки памятников, вполне простительной в то время, когда еще не были дешифрированы иероглифы, познакомившие нас с хронологией. В действительности египетское искусство, по-видимому, зародилось в дельте Нила. Первые известные нам памятники группируются близ Мемфиса, и первый период расцвета относится к IV и V династиям. Этим временем датируются пирамиды в Гизехе и Саккара и храм Сфинкса. К XII династии относятся пещерные гробницы, высеченные в скалах Бени-Гассана, основание религиозных памятников в Фивах и, наконец, та благородная скульптура, характерные черты которой воплощены в Луврском сфинксе…..Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Главные конструктивные приёмы в архитектуре Месопотамиии и Ассирии. Конструкция из глины: Способы применения глины без обжига. Применение обожженного кирпича и растворов. Основные виды конструкций из глины: Фундаменты. Стены. Своды. Применение дерева и камня. Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. Галереи в Хорсабаде. Статуи из Телло. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Архитектура Месопотамии и Ассирии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Глина, материал лепщиков, позволяет создавать любые формы, но если она не подвергнута обжигу, созданное быстро разрушается. Обжиг стоил дорого по причине нехватки топлива. Пластика принуждена была пользоваться эффектами масс, не прибегая к детализированному рельефу. В Ассирии стена не несла украшений, которые можно было бы назвать выкружкой; распушка, столь распространенная в Египте, здесь тоже отсутствует. В ассирийской архитектуре почти бесцельно проверять законы пропорций и модульных отношений: мы уже видели, что они вытекают, как неизбежный результат, из факта употребления в качестве строительного материала кирпичей. Длина зал и толщина стен зависят от размеров кирпича, который является для них мерой или модулем…

Формы и пропорции в архитектуре Месопотамиии и Ассирии: Стены. Своды и опора. Колонна. Декоративная облицовка, штукатурка, роспись. Пластика. Пропорции. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Месопотамии и Ассирии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии: Гигантские башни — зиккураты, которые были главными архитектурными памятниками Вавилона, были одновременно и храмами и обсерваториями: обе идеи — научная и религиозная — сливались в стране, где религия была культом небесных светил.

Рельефы сохранили изображения этих башен. Геродот и Страбон дают нам описания, а обсерватория в Хорсабаде позволяет судить о деталях…. Храмы. Гробницы. Зиккураты. Жилой дом. Дворец. Общее расположение. Подробности распределения помещения и их внутреннее устройство. Внешний вид. Павильоны. Город. Укрепления. Хорсабадский дворец. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Месопотамии и Ассирии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Искусство Месопотамии так же старо, как и египетское. Оно создано народностями Шумера, пытливый ум которых изобрел астрономию. Насколько позволяют установить развалины Телло, уже за тридцать веков до н. э. была установлена система кирпичных конструкций, и декоративная пластика достигла высокого качества. Архитектура была делом столь почетным, что самое древнее из известных нам месопотамских пластических изображений царя показывает монарха в виде архитектора, на коленях которого лежит план крепости и измерительный инструмент, служивший для начертания плана.

К несчастию, малое количество развалин датируется этим ранним периодом. Телло, остатки строений в Мохейре и в Варке — вот все, что дошло до нас от шумерийского периода. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Месопотамии и Ассирии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

В архитектуре Передней Азии мы различаем три периода. Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего.

На юге и в центре страны с древнейших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона). 

Архитектура Месопотамии и Ассирии

История мировой архитектуры

В Египте и Месопотамии начинаются те два русла, по которым в двух противоположных направлениях идет движение идей и влияний, — на Дальний Восток и на запад, в Европу. Историк искусства должен сперва спуститься по одному руслу, затем — по другому. Мы прежде направимся восточным руслом, которое идет из Египта и Ассирии в Персию, а оттуда, через страны древнейших культур — Индию и Китай, достигает Дальнего Востока. Персия — первая из стран Востока, испытывающая воздействие культур Египта и Ассирии. Персия представляет собою ряд глинистых плоскогорий, расположенных уступами и опирающихся на цепи голых гор. Полное отсутствие лесной растительности, наличие лишь камня и глины делает последнюю, как и в Месопотамии, основным строительным материалом. Здесь, как и в Месопотамии, защита от зноя являлась основной задачей строителя. Что касается требований, которые предъявлялись к архитектуре, то они те же, что и во всех других восточных деспотиях: грандиозность зданий должна была отражать блеск царского величия.

Архитектура Персии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

По сути говоря, персидская архитектура заимствует свои конструктивные методы из Египта и Ассирии. То же примерно можно сказать и о декоративных мотивах, усвоенных либо прямо из Египта, либо через посредство Ассирии. Сравнение массивных египетских конструкций со стройными персидскими колоннадами наглядно показывает то различие, которое создается при одних и тех же данных в зависимости от идеи, положенной в основу замысла. Сперва мы опишем убранство зданий в ахеменидский период, чтобы затем указать на те изменения, которые произошли в парфянскую и сасанидскую эпохи.

Архитектура Персии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Дворцы и крепости являются у персов, так же как и в Ассирии, основными памятниками архитектуры; культовое искусство в военной азиатской монархии далеко не занимает того положения, которое ему было отведено в египетской теократии. Из культовых памятников времени ахеменидов до нас дошли алтари, высеченные из скалы в Персеполе, и святилища огня, существование которых, считавшееся долго сомнительным, окончательно доказано Дьелафуа. На рисунке 93 дается план одного из этих храмов. Различима целла, в которой находится алтарь F, окруженная двойными стенами, защищающими святилище от возможной профанации.

Архитектура Персии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Характер архитектуры находится в теснейшей зависимости от условий, в которые поставлены рабочие, от их социального положения и от способа их вознаграждения. Высокое проявление мастерства предполагает известное личное достоинство, не­свойственное рабу и чернорабочему. Разумное и систематическое применение методов, просто и точно выполненная работа свидетельствуют о вознаграждаемости, заинтересовывающей рабочего в его труде.

Архитектура Персии

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

При рассмотрении архитектуры Персии обычно в обзор персидского зодчества включается и мусульманский период, иными словами, время после арабского завоевания, принесшего ислам. Здесь же мы рассматриваем архитектуру Персии лишь до падения империи сасанидов, т. е. до 636 г. н. э. Данный раздел правильнее поэтому назвать Древней Персией. Рассматриваемое время делится на три периода: первый — время ахеменидов, эпоха огромной мировой империи (550 —331 гг. до н. э.), второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н.э.).  

Архитектура Персии

История мировой архитектуры

План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это — замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора; на крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время. В древних египетских городах дома строились на старых фундаментах, и уровень земли неуклонно повышался; благодаря этому городские постройки были расположены как бы на площадках, возвышавшихся над затопляемой Нилом местностью…..Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Пирамиды и гробницы Древнего Египта: Гробница в форме жилища. Мастабы. Пирамида (Гиза). Пирамида с ломаным профилем (Дашур). Ступенчатая пирамида (Саккара). Методы стройки пирамид. Последовательная кладка. Различное назначение пирамид. Подземные гробницы. Постепенное расширение подземных гробниц. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Сводчатые сооружения. Своды  на нервюрах. Крестовые  своды. Иран — край, совершенно лишенный лесной растительности — является классической страной сводов, возводившихся без  кружал.   Мы  уже описывали  цилиндрические своды из кирпича или из каменных плит, возведенные последовательными вертикальными слоями, что позволяло обходиться без вспомогательных кружал. Таковы цилиндрические своды средневекового Ирана и, можно сказать, всего мусульманского Востока. Кладка радиальными рядами, требующая кружал, применялась лишь для отдельных арок или для верхних частей цилиндрических сводов….Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Купола. Главные типы куполов, обычно применявшихся в мусульманской архитектуре. Различные  формы  скуфьи: Нормальный тип. Конический купол. Ячеистый купол. Луковичный купол. Детали парусов: Купола на конических парусах. Своды на ячеистых парусах. Сталактитовые своды. Хронология куполов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Системы уравновешивания. Выносные пяты. Скрепления. Система распределения опор. За исключением готики, ни одна архитектура не дает тако­го глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов для борьбы с ним. Это уже совсем не то, что мы видели в римских постройках на растворе: там — инертная масса, оказывающая противодействие, здесь — живой и работающий организм….Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре: Главные части зданий с декоративной точки зрения: Колонна и арка. Проемы для окон и дверей. Плотничьи и столярные работы. Декоративные рельефы и окраска: Арабески. Цветная декорация. Первые фаянсовые панно. Рисунок и пропорции: Рисунок арабесок. Контуры элементов декоративных панно. Рисунок сталактитов. Профилирование и пропорции арок. Геометрическая закономерность планировки здании. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры: Мечети. Планы и разрезы мусульманских базилик. Сводчатая мечеть. Тюрбе. Принадлежности культа и подсобные здания при  мечетях. Минареты. Мусульманские жилые дома. Странноприимные учреждения. Бани. Базары. Мосты. Фортификационные сооружения. Архитектурные объекты: Мечеть Амру в Каире. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире. Мечеть Мекки. Мечеть в Дамасске. Мечеть  Эль-Акса в Иерусалиме. Мечеть в Амру. Кордовская мечеть. Мечеть Хассана в Каире. Мечеть Шах-Аббаса в Исфахане. Голубая мечеть в Тавризе. Мечеть Султаниэ. Мечеть Каитбея. Дворец Аммана в Сирии. Альгамбра в Севилье. Мост около Тавриза. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Основы иранской архитектуры, воспринятые строителями древнейших мечетей, были заложены в Сирии в период сасанидов: с VIII по XIII в. мечети строятся по принципу сирийских сооружений и представляют собой здания, крытые террасами на арках, по своему типу восходящие к римской эпохе; традиция эта сохранилась вплоть до нашего времени в домах Бейрута, Мерсины и окрестностей Иерусалима. Сирийская провинция, которая являлась одним из первых политических центров ислама, была одновременно и первым центром создания мусульманской архитектуры. Тип мечети на арках перешел из Сирии в Египет, а из Египта в Испанию. Только в XIV в. мечеть с террасами начинает вытесняться сводчатой мечетью. И это изменение, введенное в Египте халифом Хассаном, появилось в результате заимствований из Ирана: мечеть Хассана, гробницы Каитбея — выражение в камне того иранского типа, от которого произошла мечеть Султаниэ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Мусульманская архитектура

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта: С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Строительные материалы. Стены. Своды без кружал: Купола. Коробовые своды. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

В Египте мало строевого леса, и он плохого качества, но все же дерево играет известную роль в архитектуре. Оно применяется в глиняных стенах крепостных сооружений, как например в Семнехе, где в массивы стен, состоящих из глины, заложены для прочности деревянные связи, которые служат также для распределения силы ударов тарана на большую поверхность. В обыкновенных жилищах кровля делалась, как и теперь, в виде настила, лежащего на пальмовых стволах. Вследствие малой упругости этого дерева пролеты между стенами были не более 2—3 м, причем настил делался из стволов, положенных вплотную. Иногда для предупреждения прогиба настилу давали сводчатую форму, при которой круглые брусья, опираясь один на другой, служили для взаимной поддержки… Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Общие приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта: Материалы. Обтеска и укладка камней. Способы скрепления камней. Детали кладки стен и массивов зданий. Кладка правильными рядами. Кладка без перевязи постели. Кладка с последовательным рядом облицовок. Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода. Детали конструкций: Обработка камней твердых пород. Передвижение и подъем камней. Устройство и установка обелисков. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храм Сфинкса. Карнакский храм. Мединет-Абу. Абидос. Дейр-эль-Бахри. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Архитектурные формы Древнего Египта: Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня. Египетские колоннады: Столбы  и  колонны,  подражающие  формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн:  База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент. Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Крепость Семнех. Храм Сфинкса. Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Гробница Ти. Храмовый комплекс в Карнаке. Статуя Хефрена. Большой сфинкс в Гизехе (Гизе). Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Древнего Египта: Арифметические отношения. Применение простых отношений в египетских памятниках (пример — чертёж Элефантинского храма). Соотношения   отдельных   частей здания. Геометрические отношения. Согласование арифметического и графического методов. Практическое значение метода. Симметрия. Ритмическое повторение. Оптические иллюзии. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура Древнего Египта

Огюст Шуази

История мировой архитектуры

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • следующая ›
  • последняя »

Вся мировая архитектура за 24 часа — Правое полушарие интроверта

  • Сможете понимать архитектуру разных стилей и эпох в любой точке мира
  • Станете личным экскурсоводом для своих друзей
  • Будете легко отличать модерн от модернизма, а барокко от классицизма

Длительность 24 часа

Диплом о прохождении

Доступ навсегда

Старт в любой момент

Смотреть курсы

Программа

Пакет курсов

Смотреть курсы

Кому подойдет этот пакет?

Всем, кто любит путешествовать

Начнете считывать язык архитектуры в любой стране. Сможете рассказывать друзьям о стиле и особенностях здания без помощи экскурсовода. Сразу поймете, на что стоит обращать внимание в новом городе.

Всем, кто интересуется историей и архитектурой

Покажем, как исторический и культурный контекст влиял на архитектуру. Объясним, почему барокко — не просто стиль, а срез эпохи. Расскажем, по каким законам развивается город и его улицы.

Представителям творческих профессий

Поможем натренировать насмотренность и найти вдохновение. Познакомим с базовыми элементами архитектуры и расскажем про основы композиции. Эти навыки полезны архитекторам, художникам, фотографам, операторам.

Чему вы научитесь?

Легко ориентироваться в стилях и эпохах. Знать, чем отличается модерн от модернизма — и почему это важно;

Понимать, как человек пришел к идее античных храмов, изысканных мечетей и небоскребов;

Быть экскурсоводом для друзей и себя самого во время путешествий — чтобы видеть красоту там, где ее не замечают другие;

Не просто восхищаться изысканной архитектурой, а аргументировать свои предпочтения и понимать их причины;

Знать, по каким законам формируется архитектура и как ее развитие влияет на жителей города.

Программа пакета

История архитектуры

Изучим ключевые эпохи в развитии архитектуры.

Блок 1

Поговорим об истории развития архитектуры от античности до наших дней. Выясним, когда зародился и как развивался архитектурный язык, что влияло на формирование архитектурных стилей. Посмотрим на главные шедевры Европы и составим маршруты для самостоятельных прогулок по европейским городам.

12 часов

Блок 1. История архитектуры (12 часов)

  • Античная архитектура: Древняя Греция и Древний Рим (2 часа)

  • Средневековая архитектура: романика и готика (2 часа)

  • Архитектура Возрождения, барокко и классицизм (2 часа)

  • Эклектика и модерн (2 часа)

  • Модернизм (2 часа)

  • После модернизма: тенденции развития современной архитектуры (2 часа)

Посмотрим на архитектурные шедевры основных европейских столиц: Москвы, Санкт-Петербурга, Рима, Парижа, Берлина и Лондона.

Блок 2

Архитектура главных европейских столиц

12 часов

Блок 2. Архитектура главных европейских столиц (2 часа)

  • Архитектура Москвы (2 часа)

  • Архитектура Санкт-Петербурга (2 часа)

  • Архитектура Берлина (2 часа)

  • Архитектура Лондона (2 часа)

  • Архитектура Парижа (2 часа)

  • Архитектура Рима (2 часа)

Почему стоит учиться у нас?

Знания, понятные каждому: никаких скучных университетских лекций — только польза.

Новые смыслы и инсайты в любом курсе: делайте внутренние открытия вместе с нами!

Харизматичные лекторы, которые преподносят информацию так, что ее легко воспринимать даже после трудного рабочего дня.

Конспекты для тех, кто хочет освежить информацию. Не нужно пересматривать курс, если вы что-то забыли!

Удобное приложение: скачивайте курс и слушайте офлайн по пути на работу или учебу.

Курсы ведут

Нэлли Кундрюкова

Искусствовед, историк искусства и архитектуры (СПбГУ, аспирантура РИИИ РАН). Приглашенный преподаватель истории искусств (СПбГУ).

Пакет курсов выбрали уже более 2508 человек

Искусство – главная страсть в жизни Нэлли, и его изучению она посвятила уже более 8 лет. Она обучалась в США, где исследовала современную арт-сцену Нью-Йорка и участвовала в организации выставок арт-центра Бард Колледжа. Нэлли была приглашенным медиатором специальных выставок Эрмитажа, а еще — одним из организаторов фестиваля «Открой свою Европу в Эрмитаже» (2015).

Александр Дединкин

Искусствовед (Институт им. И.Е.Репина, Академия художеств), психолог (СПбГУ), Заместитель начальника Управления по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнёрами СПбГУ

Для Александра история архитектуры — и профессия, и хобби, и образ жизни. Он посвятил ей больше 10 лет: сначала получил образование в Санкт-Петербургской академии художеств, затем стал проводить лекции и экскурсии. Александр постоянно изучает новое и ведет свой телеграм-канал об архитектуре Петербурга.

Стоимость пакета

Курс в вашем личном кабинете

ДОСТУП НАВСЕГДА

Купить курс

Этот курс и еще 250 других по подписке

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Оформить подписку

После прохождения курсов мы выдаем вам диплом

Диплом является официальным подтверждением того, что вы полностью освоили учебную программу

О проекте

«Правое полушарие Интроверта» — один из крупнейших образовательных проектов России. Наша миссия — сделать знания доступными каждому.

Мы работаем для вас с 2018 года

Мы тщательно отбираем лекторов и работаем над материалом, чтобы вы легко и нескучно научились разбираться даже в самых сложных темах.

курсов

Средний преподавательский стаж лекторов

Подписчиков на YouTube*

*Также мы рассказываем об искусстве, психологии и науке на других платформах: Telegram, VK, TikTok и Яндекс.Дзен.

По 30 направлениям в нашем каталоге

Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию

Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Часто задаваемые вопросы

Click to order

Зачем платить больше? Оформите подписку и смотрите курс всего за 199 ₽ в месяц.

Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Международный стиль | Определение, история и факты

Людвиг Мис ван дер Роэ: апартаменты Esplanade и апартаменты Lake Shore Drive

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1920 — г. 1970
Похожие исполнители:
Ле Корбюзье Фрэнк Ллойд Райт Людвиг Мис ван дер Роэ Вальтер Гропиус Ричард Мейер

Просмотреть весь связанный контент →

Международный стиль , архитектурный стиль, который развивался в Европе и США в 1920-х и 30-х годах и стал доминирующей тенденцией в западной архитектуре в середине 20-го века. Наиболее распространенными характеристиками зданий в международном стиле являются прямолинейные формы; легкие, натянутые плоские поверхности, полностью лишенные накладного орнамента и декора; открытые внутренние пространства; и визуально невесомое качество, порожденное использованием консольной конструкции. Стекло и сталь в сочетании с обычно менее заметным железобетоном являются характерными конструкционными материалами. Термин «международный стиль» впервые был использован в 1932 Генри-Рассела Хичкока и Филипа Джонсона в их эссе под названием Международный стиль: архитектура с 1922 года , которое послужило каталогом архитектурной выставки, проводившейся в Музее современного искусства.

Международный стиль вырос из трех явлений, с которыми столкнулись архитекторы в конце 19 века: (1) растущее недовольство архитекторов продолжающимся использованием в стилистически эклектичных зданиях смеси декоративных элементов из разных архитектурных периодов и стилей, которые мало или никакого отношения к функциям здания, (2) экономичное строительство большого количества офисных зданий и других коммерческих, жилых и общественных сооружений, которые служили быстро индустриализирующемуся обществу, и (3) разработка новых строительных технологий, основанных на использовании железо и сталь, железобетон и стекло. Эти три явления диктовали поиск честной, экономичной и утилитарной архитектуры, которая одновременно использовала бы новые материалы и удовлетворяла потребности общества в новых зданиях, но при этом соответствовала бы эстетическому вкусу. Технология была решающим фактором; новая доступность дешевого железа и стали массового производства и открытие в 189Низкая эффективность этих материалов в качестве основных структурных элементов фактически сделала старые традиции каменной кладки (кирпич и камень) устаревшими. Новое использование железобетона в качестве второстепенных опорных элементов (полов и т. д.) и стекла в качестве обшивки для экстерьера зданий дополнило технологию, необходимую для современного строительства, и архитекторы приступили к включению этой технологии в архитектуру, которая открыто признала ее. новая техническая база. Таким образом, международный стиль был сформирован в соответствии с требованием, чтобы форма и внешний вид современных зданий естественным образом вырастали из потенциальных возможностей их материалов и конструктивной инженерии и выражали их. Таким образом, в строгой и дисциплинированной новой архитектуре будет установлена ​​гармония между художественным выражением, функцией и технологией.

Международный стиль вырос из работы небольшой группы блестящих и оригинальных архитекторов в 1920-х годах, которые впоследствии добились большого влияния в своей области. Среди этих крупных фигур были Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ в Германии и США, J.J.P. Уд в Нидерландах, Ле Корбюзье во Франции, Ричард Нойтра и Филип Джонсон в США.

Гропиус и Мис были наиболее известны своими конструкциями из стеклянных навесных стен, соединяющих стальные балки, образующие каркас здания. Важными примерами работ Гропиуса являются работы Фагуса (1911) в Альфельд-ан-дер-Лейн, Германия; Баухаус (1925–26) в Дессау, Германия; и Центр выпускников Гарвардского университета (1949–50) в Кембридже, штат Массачусетс, — все они демонстрируют его заботу о чистоте внутренних пространств. Мис ван дер Роэ и его последователи в Соединенных Штатах, которые много сделали для распространения интернационального стиля, наиболее четко отождествляются с небоскребами из стекла и стали, такими как апартаменты на Лейк-Шор-Драйв (1949–51) в Чикаго и здание Сигрэм. (1958) в Нью-Йорке, последний разработан совместно с Джонсоном. Уд помог придать механизму более округлые и плавные геометрические формы. Ле Корбюзье тоже интересовался более свободной обработкой железобетона, но он добавил концепцию модульной пропорции, чтобы сохранить человеческий масштаб в своей работе. Среди его известных работ в интернациональном стиле — Вилла Савойя (1929–31) в Пуасси, Франция.

В 1930-х и 40-х годах интернациональный стиль распространился из Германии и Франции в Северную и Южную Америку, Скандинавию, Великобританию и Японию. Чистые, эффективные, геометрические качества стиля стали основой архитектурного словаря небоскребов в Соединенных Штатах в 1950-х и 60-х годах. Международный стиль дал эстетическое обоснование урезанным небоскребам с чистой поверхностью, которые в то время стали статусными символами американской корпоративной власти и прогрессивности.

К 1970-м годам некоторые архитекторы и критики начали раздражаться ограничениями, присущими международному стилю. Голое и оголенное качество стальных и стеклянных «коробок», которые к тому времени олицетворяли стиль, казалось отупляющим и шаблонным. Результатом стала реакция на модернистскую архитектуру и новое исследование возможностей инновационного дизайна и декора. Архитекторы начали создавать более свободные, более творческие конструкции, в которых использовались современные строительные материалы и декоративные элементы для создания множества новых эффектов. Это движение стало заметным в конце 19 в.70-х и начале 80-х годов и стал известен как постмодернизм.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Краткий справочник по истории архитектурных стилей Татьяны Федуловой — Электронная книга

Электронная книга407 страниц2 часа

Рейтинг: 4 из 5 звезд

4/5

()

Об этой электронной книге

Краткое руководство по истории архитектурных стилей представляет собой полноцветное иллюстрированное издание классического исследования истории европейской архитектуры от Древнего мира до Фрэнка Ллойда Райта.
Пособие составлено Татьяной Федуловой — российским искусствоведом, лектором и популяризатором истории изящных искусств, специалистом по истории искусства и религии.
Это обязательная книга для туристов, студентов, любителей архитектуры и искусства.
В нем представлена ​​наиболее полная и в то же время краткая информация о том, как архитектурные стили развивались и перетекали через века в наше время.
Автор рассмотрел наиболее значимые сооружения, представляющие разные стили и культуры мира конца 4-го тысячелетия до н.э. Обширно иллюстрированный путеводитель включает фотографии, планы, масштабы всемирно известных сооружений, таких как римский Колизей, Вавилонская башня, Пантеон и многих других.

— Древний Египет
— Древняя Месопотамия
— Крито-Микенская
— Древняя Греция
— Древний Рим
— Византийская архитектура
— Романский
— Готическая архитектура
— Ренессанс
— Барокко
— Рококо 90 059 — Классицизм
— Эклектика
— Modern
— Functionalism

Skip carousel

LanguageEnglish

PublisherProgress Builders

Дата выпуска 4 октября 2016 г.

ISBN9781370906154

Автор

Татьяна Федулова

Татьяна Федулова родилась в 1952 году в Мурманске, Россия. Окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. и Euro Academia (Таллинн, Эстония) в области истории искусств 1976 — 2003 Постоянный лектор/популяризатор с циклом лекций по истории искусств в Таллиннской городской библиотеке 2003 — 2012 Самоиздатель с 2013 года

Близкие категории

Пропустить карусель

Отзывов на Краткий справочник по истории архитектурных стилей

Рейтинг: 4 из 5 звезд

4/5

1 оценка0 отзывов

9010 8

Предварительный просмотр книги

Краткое руководство по История архитектурных стилей — Татьяна Федулова

Краткий справочник по истории архитектурных стилей

Татьяна Федулова

Copyright 2016 Татьяна Федулова

Smashwords Edition

Содержание

Copyright

Посвящение

Глава 1 — Пролог. Краткий справочник по истории архитектурных стилей

Глава 2. Архитектура Древнего Египта

Глава 3. Архитектура Древней Месопотамии

Глава 4. Крито-микенская архитектура 9012 5

Глава 5 — Архитектура Древней Греции

Глава 6. Архитектура Древнего Рима

Глава 7. Византийская архитектура

Глава 8. Романская

Глава 9. Готическая архитектура 90 003

Глава 10. Возрождение

Глава 11 – Барокко

Глава 12 – Рококо

Глава 13 – Классицизм

Глава 14 – Эклектика

Глава 15 — Современная архитектура

Глава 16 — Функционализм

Посвящение

Краткий справочник по истории архитектурных стилей представляет собой полноцветное иллюстрированное издание классического исследования по истории архитектуры.

Пособие составлено Татьяной Федуловой — российским искусствоведом, лектором и популяризатором истории изящных искусств, специалистом в области истории искусства и религии.

Это Must Have Книга для туристов, студентов, любителей архитектуры и искусства.

Он предоставляет вам наиболее полную и в то же время краткую информацию о том, как архитектурные стили развивались и перетекали через века в наше время.

Автор рассмотрел наиболее значимые сооружения, представляющие разные стили и культуры мира конца 4-го тысячелетия до н.э. Обширно иллюстрированный путеводитель включает фотографии, планы, масштабы всемирно известных сооружений, таких как римский Колизей, Вавилонская башня, Пантеон и многих других.

Архитектура Древнего Египта — это только первая глава серии, содержащей:

— Древний Египет

— Древняя Месопотамия

— Крито-Микенская

— Древняя Греция

— Древний Рим

— Византийская архитектура

— Романская

— Готическая архитектура

— Ренессанс

— Барокко

— Рококо

— Классицизм

— Эклектика

— Модерн

— Функционализм

Глава 1

Пролог

Архитектура — важнейшая форма человеческой деятельности. В Древней Греции слово архитектон означало главного строителя , создателя здания. В те далекие времена он был одновременно и проектировщиком, и инженером, и организатором строительства, а часто — живописцем и скульптором, как великий Фидий.

Мастер эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти в трактате Десять книг по архитектуре определили архитектуру как искусство, без которого вы ничего не можете сделать, и которое приносит пользу, с удовольствием и достоинством . Выводы Альберти четко следовали римскому теоретику Витрувию, который называл три главных качества архитектуры: полезность, основательность и красоту. Все более поздние попытки дать исчерпывающую характеристику архитектуры были более многословны, но всегда включали триаду Витрувия.

Польза каждого здания – это его практическое применение в жизни человека, иначе говоря, выполнение определенной функции. По своему назначению здание может быть жилым домом или крепостью, храмом или банком, но цель всегда одна – служить людям.

В каждую историческую эпоху возводились здания, отвечающие требованиям времени. Например, древней Греции нужны были храмы и общественные здания — театры, гимназии, стадионы. А в Средние века главным требованием было защитное и оборонительное, поэтому помимо храмов широко строились замки и крепости.

Долговечность – это обязательное условие длительного и безопасного существования любого здания. Он должен быть устойчивым и надежно защищать людей от внешних воздействий. Эта проблема решается с помощью строительных материалов и инженерных конструкций.

Все исторические постройки можно разделить на две группы (рис.1): 1) несущие и несущие перекрытия – это стены и колонны. 2) Перекрытия и несущие – это балки и своды.

Рисунок 1

Перекрытия всегда особенно сложны, потому что они в значительной степени зависят от строительного материала, имеющегося в этом районе. Например, в древнем Египте храмы строили из камня, вырубая из него большие блоки для столбов и балок перекрытия. Там появилась стоечно-балочная конструкция.

Из-за нехватки камня в Древней Месопотамии использовали глиняный кирпич и для перекрытий и были вынуждены изобретать своды.(Рис.2)

Рисунок 2

использование, это полностью изменило методы строительства. Стена — основа фундаментов архитектуры прошлого — начала терять свои несущие функции, превращаясь в тонкую защитную плиту, висящую на металлическом каркасе (рис. 3)

Архитекторы всегда использовали последние технические достижения для решения сложных инженерных задач. Но архитектурная форма принципиально отличается от технических форм. В технике каждое новое изобретение обесценивает и заменяет предыдущее, но в архитектуре технический прогресс не отменяет уже построенных сооружений, со временем их ценность только возрастает: таковы Парфенон, Колизей, собор Василия Блаженного и многие другие исторические сооружения. .

Рисунок 3

Язык архитектурных форм влияет на всех людей. Гармонию пропорций и выразительность декоративных элементов прекрасно воспринимает даже любитель.

Красота — третье непременное условие, при котором строительство можно назвать архитектурой. Витрувий подчеркивал, что архитектор должен сделать так, чтобы здание имело красивую, нарядную, красивую и совершенную форму. Архитектура – ​​это вид Изобразительного Искусства, наряду с живописью и рисунком Архитектор создает художественный образ, используя язык больших объемных форм, расположенных в пространстве. Хотя здание не может изображать событие, оно может выражать великие социальные идеи. Например, римская триумфальная арка (рис.4) – зримое воплощение имперского духа нации-победителя, а устремленный ввысь своими башнями готический собор – символ религиозного пафоса в средневековом обществе. (Рис.5)

Рисунок 4 – Константиновская арка в Риме

Рисунок 5 – Шартрский собор

Для создания того или иного художественного впечатления архитектор использует целый арсенал средств – это различные композиционные приемы, пропорциональное распределение основной массы и декоративные детали. Основная роль отводится пропорциям. По словам французского архитектора XVIII века Жака-Франсуа  Блонделя-младшего , Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько точно соблюдается соотношение. Чувство наслаждения определяется только пропорциями, и если они нарушены, то никакие внешние украшения не заменят привлекательности, которой в них нет по существу .

Таким образом, архитектор должен работать одновременно в трех направлениях: сделать все возможное, чтобы обеспечить практическое применение здания (полезность), устойчивость конструкции (надежность) и эстетическую выразительность (красоту). Эти концепции также определяют стиль в архитектуре.

Стиль – это единство функциональных, конструктивных и художественных особенностей архитектуры данного народа в определенное время. На протяжении столетий архитектурные стили создавали среду для синтеза с другими видами изобразительного искусства и оказывали на них значительное влияние.

В процессе искусствоведения видно, что ни один стиль не возникает внезапно, а постепенно развивается из предыдущего. В начале 20 в. немецкий ученый Э. Кон-Винер описал некоторые общие закономерности движения от одного стиля к другому ( История стилей изящных искусств. М., 1936, 2000). Он предложил взять за основу систему, в которой каждый стиль определяется тремя основными качествами – структурным, декоративным и орнаментальным. По Кон-Винеру, важным понятием для понимания сущности стилеобразования является архитектоника .

Архитектоника (греч. — основа строения ) — это художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания. Архитектоника выявляет соотношение его больших и второстепенных частей, особенно несущей и несущей частей. Другими словами – это художественная интерпретация конструкции здания.

Наглядный пример архитектоники можно найти в архитектурном Ордене.

Заказ — заказ на размещение несущих и несущих частей в стоечно-ригельной конструкции.

В греческом ордере несущую часть конструкции составляют стилобат (цоколь) и колонны. Несущая часть – антаблемент (покрытие) и двускатная крыша. Ствол греческой колонны воспринимается как упругий стержень, находящийся под нагрузкой. Плавная линия расширяющейся вниз колонны-опоры соответствует действительно эффективному усилию (т.е. колонна действительно несет вес перекрытия) и вызывает ощущение устойчивости. Несущая часть ордена — антаблемент — представляет собой увесистое и надежное покрытие, а также основа для двускатной крыши. Обоснованная взаимосвязь проявляется в соотношении всех деталей Заказа. (Рис.6) Колонна завершается капителью, выступающей в роли валика, поддерживающего антаблемент. Капитель состоит из круглой пластины, уходящей вверх — эхина и квадратной в плане пластины — абаки. Форма эхина, похожая на подушку, хорошо отражает работу несущего элемента – упругий абрис его профиля связан с напряжением, возникающим в вершине колонны под тяжестью лежащей на ней балки. .

Рисунок 6 — Греческие ордена

Столь же логичным является решение антаблемента — верхней, несущей части Ордена. Он состоит из архитрава (нижняя планка), фриза (полоса, украшенная рельефами) и карниза (нависающая горизонтальная полоса). Архитрав представляет собой крепчайшую балку, которую не искажает никакая визуальная орнаментация. Вышележащий фриз состоит из чередующихся пластин-триглифов и метоп. Метопы наполнены декоративными рельефами и придают фризу динамики и легкости. Рельефные колонны триглифов как бы упираются в архитрав и зрительно поддерживают вышележащий пластинчатый карниз, выступ которого образует навес для отвода воды.

Логическим завершением всех перекрытий является треугольный фронтон, закрывающий торец двускатной крыши. Художественные формы всех архитектурных деталей Ордена соответствуют его дизайну и функциональности. Пропорциональное соотношение высоты всех частей колонны и антаблемента призвано пробуждать в людях чувство гармонии и эстетическое наслаждение. Это проявление тектоники – визуальное выражение конструкции в соотношении ее больших и второстепенных частей. В то время как понятие архитектоники в основном связано с архитектурой, термин тектоника применяется для других видов изобразительного искусства. Если понятие архитектоники образом связано преимущественно с архитектурой, то понятие тектоники — применимо по отношению к другим видам изобразительного искусства. Например, в строении древнегреческой амфоры (рис. 7) мы находим, что форма сосуда четко делится на ножку, тулово и горлышко. Стопа широкая и сильная, убедительная в своей устойчивости. Округлый корпус уравновешивается боковыми ручками, которые своими изгибами продолжают нижнюю часть корпуса и завершают ее. Шея не слишком широкая и не слишком узкая. Переходы между разными частями очень органичны и подчеркнуты картинами. А общий дизайн вазы полностью соответствует ее функции – служить удобной и надежной банкой.

Рисунок 7 — Греческая амфора

Тектоническое чутье эллинов также проявлялось в создании четких и пропорционально согласованных форм, соответствующих их назначению.

Согласно теории Кона Винера, греческий классический стиль вообще можно назвать конструктивным или тектоническим. Легко определить стили, в которых назначение (т.е. функция) творения лежит в основе его формы – это романский стиль, раннее Возрождение, классицизм. В исторической последовательности очевидно, что декоративный стиль всегда сменяет структурный, когда тектоническое чувство ослабевает и на первый план выходят орнаментальные качества.

Таким образом, греческая классика завершается эллинизмом, готика следует романскому стилю, а ренессанс сменяется барокко. Возникает своего рода закон усложнения , когда четкая чистота дизайна начинает все больше и больше перекрываться декоративными элементами, пока не растворится зрительно в обилии декора. Эту третью фазу движения стиля Кон-Винер назвал орнаментальным . Это позднеримский стиль, поздняя готика, рококо.

Таким образом, в истории западной архитектуры можно выделить три постепенно сменяющих друг друга этапа:

Правило конструктивного начала

Усиление декоративности

Разрушение тектоники стен орнаментом

На третьем этапе всегда появляются зачатки первого, чтобы начать борьбу и возродить целесообразность. Например, с возникновением сложнейшего орнаментального искусства рококо начинается движение к строгому классицизму, а в начале 20 в. появляется конструктивизм как реакция на излишнюю декоративность модерна.

Глава 2

Архитектура Древнего Египта

Дар Нила – Так назвал Египет греческий историк Геродот. В пяти словах он точно выразил главную особенность древнейшей страны: жизнь была сосредоточена здесь, на берегах Нила, воды которого давали людям пищу и строительный материал и служили удобным транспортным путем. Необходимо было построить ирригационные сооружения, дамбы и тысячи каналов для борьбы с наводнениями. Такие работы требовали организованного участия большого количества людей. Это стало одной из причин возникновения здесь в конце 4-го тысячелетия до н.э. рабовладельческого государства под властью деспотического правителя. В обществе установилась строгая социальная иерархия. Культ обожествленного фараона и вера в загробную жизнь стали основой религии древних египтян на длительный период существования государства (периодизация: 30-24 вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *