Моррис уильям: МОРРИС Уильям | это… Что такое МОРРИС Уильям?

Художник и основатель собственной компании: Уильям Моррис

Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «искусства и ремёсла» и основатель собственной компании.

Дата публикации: 04.03.2021

Материал подготовила: Юлия Сахарова

Фото: пресс-служба Manders

Журнал: Salon de Luxe Классика 01/2021

Звезда родилась

Уильям Моррис (1834-1870) родился в пригороде Лондона, городке Уолтемстоу (с 1965 года он стал частью Лондона).

Семья была обеспеченной, и в числе владений его отца имелся лес, в котором сохранились загадочные древние артефакты каменного века. Это произвело впечатление на тонкую натуру ребёнка, и отныне всегда в своём творчестве Моррис будет обращаться к древним временам, пытаться переосмыслить прошлое и связать его с настоящим.

В Оксфорде, где он изучал литературу и богословие, он увлёкся рыцарскими романами, Средневековьем и… социалистическими идеями. Молодой Моррис работал в архитектурном бюро, потом занялся живописью. Писал, конечно, в духе прерафаэлитов. Его картина «Изольда» — портрет его будущей жены, Джейн Бёрден. Ослепительная красавица родом «из низов», по некоторым сведениям, послужила прототипом Элизы Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу.

В красном доме

1860-й год. Red House («Красный дом») — веха в жизни Морриса. В английском языке нет смыслового пересечения между понятиями «красный» и «красивый», как в русском, и лондонский дом Морриса назвали так, просто потому что он был сложен из красного кирпича.

Но при этом для самого хозяина он стал воплощением всего самого красивого, правильного, нравственного.

«Красный дом» (Red House) спроектирован архитектором Филиппом Уэббом и художником Уильямом Моррисом в 1859 году. Фото: commons.wikimedia.org

Это был дом-проект, дом-философия. Его интерьер он создавал вместе с единомышленниками — художниками Россетти и Бёрн-Джонсом. Для дома понадобились мебель, ткани, обои — и через год, в 1861-м, возникает компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», которая занимается производством предметов интерьера: гобеленов, витражей, мебели, обоев, ковров, посуды, а кроме того, создаёт ювелирные изделия и делает росписи.

Моррис советовал: «Не держите дома ничего, о чём вы не можете сказать, что оно полезно или красиво». Совет актуален как никогда.

Дизайнеры из Morris & Co работают с образцами из архивов Уильяма Морриса.

Мастерскими управляли рабочие кооперативы, труд был ручным (поскольку Моррис был против массового машинного производства, против обезличивания вещей). Гобелены Морриса — отдельная строка в истории искусства и в истории современного ткачества. Обои печатали вручную с досок, на которых были вырезаны орнаменты по эскизам Морриса. Он считал, что сюжеты надо брать простые, не «экзотические»: изображать цветы шиповника, тюльпаны, землянику, птиц, которых можно каждый день встретить в саду, обычные деревья вроде ивы или липы, мирно пасущихся оленей…

Любовь к средневековым манускриптам помогла Моррису выработать свой авторский стиль — изящный, с тонкой проработкой деталей. Травы и цветы затейливо переплетаются на обоях и тканях по дизайну Морриса, образцы которых бережно хранятся в архивах фабрики Morris & Co (с 1875 года компания «укоротила» своё название).

На пике моды

Никто не знает, почему обои и ткани по дизайну Морриса имеют столь оглушительный успех спустя 160 лет со «дня рождения». Но это факт: ведущие архитекторы и дизайнеры оформляют ими дома самых взыскательных клиентов, причём часто используют их в качестве акцентных элементов пространства (например, обоями декорирована зона камина в гостиной по проекту дизайнера Алексея Бочкова или пространство у изголовья кровати в спальне по проекту Ольги Тищенко).

Гостиная, автор проекта Алексей Бочков. Обои по дизайну Уильяма Морриса.

Спальня по проекту Ольги Тищенко.

Но факт остаётся фактом: орнаменты Морриса желанны в декоре и загородного дома, и городской квартиры. Их хочется буквально надеть на себя, о чём говорит капсульная коллекция одежды, выпущенная какое-то время назад в коллаборации H&M x Morris & Co. Знаменитые тюльпаны здорово смотрятся на платьях и блейзерах. В настоящее время (с 1985 года) компания Morris & Co входит в Sanderson Design Group. Здесь бережно хранят традиции, выпуская культовые обои и ткани по дизайну Уильяма Морриса. И хотя великий художник не обрадовался бы, узнав, что их создают методом машинного производства, с которым он боролся, мы, потомки, рады, что получили возможность приобщиться к прекрасному, ведь цена этого чуда относительно демократичная (если сравнить с изделиями ручной работы).

Подушка из бархата The Brook, коллекция Archive III.

Реклама на SALON.ru

Эти статьи могут вам понравиться:

Природный минимализм для молодой семьи: квартира 180 кв. м

Команда дизайнеров из студии «Артек» во главе с Оксаной Агапоновой оформила квартиру для молодой семьи с двумя дочками, расположенной в клубном доме на берегу Волги с собственной террасой и видом на сосновый бор и водную гладь.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Тверь

Кофейный столик как связь между тремя категориями времени

Модель по дизайну трио Storagemilano имеет философский подтекст.

#Новости

Современный интерьер квартиры, наполненной искусством

Ирина Мавродиева и Артур Гога создали эффектный и лаконичный интерьер, в основе которого лежит увлечение хозяина квартиры современным искусством.

#Интерьер #Квартиры #Современная #Москва

Как создать умный интерьер? 5 правил и 15 модных гаджетов

Цифровая ментальность: новый образ мыслей диктует новый образ жизни. И интерьера. Это и «умный» дом, контролирующий все системы жизнеобеспечения жилья, и техника, и различные аксессуары, а теперь и «умная» мебель и светильники.

#Интерьер

Получайте самые популярные статьи на почту.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.

Email:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.

Моррис, Уильям | это… Что такое Моррис, Уильям?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моррис.

Уильям Моррис (англ. 

William Morris; 24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский поэт, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Красный дом
  • 3 «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко»
  • 4 Политическая деятельность
  • 5 Издатель
  • 6 «Вести ниоткуда»
  • 7 Цитаты о искусстве
  • 8 Произведения
  • 9 Живопись
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Биография

Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.

В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

Красный дом

Красный дом — лондонский особняк Морриса — стал вехой в истории дизайна.

В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году.

Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.

«Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко»

Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Филипп Вебб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года. Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.

Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

Политическая деятельность

Ещё будучи студентом-богословом, Моррис интересовался общественными движениями. Позднее он увлёкся критическим социализмом Карлейля, но более всего на него повлияли взгляды Рёскина. Его всегда привлекали идеи социального преобразования общества, активным же политиком Моррис стал в середине 70-х годов. В 1878 и 1881 годах в Лондоне и Бирмингеме он прочёл курс лекций «Надежды и страхи искусства» — в нём содержалась критика капиталистического общества, все устремления которого направлены лишь на извлечение возможно большей прибыли. Моррис был знаком с «Капиталом» — однако, сойдясь во взглядах с автором по поводу исторической части труда, он не принял её политэкономическую составляющую. В 1879 году он вошёл в Национальную Либеральную лигу (National Liberal League), её ряды покинул в 1881 году из-за позиции лиги по ирландскому вопросу. В январе 1883 года был зарегистрирован членом первой социалистической партии Великобритании — Социалистической Демократической федерации (Social Democratic Federation). Со свойственной ему энергией он взялся за пропаганду нового учения: читал лекции, писал, издавал и распространял брошюры, участвовал в собраниях, финансировал партийный журнал «Джастис». В конце 1884 года из-за разногласий с руководителем СДФ Г. Гудманом Моррис покидает федерацию. В январе 1885 года Моррис, Э. Эвелинг и Э. Маркс создают Социалистическую лигу, в которую вошли представители левого крыла СДФ и анархисты. Моррис стал редактором печатного органа лиги — журнала «Коммуноил» и публиковал в нём свои произведения. В 1891 году, когда в лиге влияние окончательно перешло к анархистам, Моррис отходит от активного участия в её делах.

Издатель

Основная статья: Келмскотт-пресс

В конце 1880-х годов Моррис основал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott press). Целью его было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. «Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги», — так он определял задачу издателя. С Kelmscott Press сотрудничали Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).

«Вести ниоткуда»

«Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия» — одно из самых значительных произведений Морриса, наиболее полно отражающее его политические взгляды. Моррис написал книгу в ответ на утопию американца Беллами «Оглядываясь назад или 2000 год», имевшую невероятную популярность у читателей и раскритикованную Моррисом в печатном органе Социалистической лиги «Коммуноил». Беллами нарисовал будущее общество как торжество урбанизации, механизации, централизованного управления. По Беллами высокая концентрация капитала приводит к мирному объединению всех граждан в один трест в качестве акционеров под руководством единого правительства. Всем обеспечено комфортное существование, однако потребление контролируется властью, всё механизировано до предела, но в то же время существует трудовая повинность: солдаты «промышленной армии» выполняют тяжёлую и грязную работу. Страх голода исчез и, чтобы заставить человека работать, необходимо принуждение.
По мнению Морриса, книга Беллами могла лишь оттолкнуть одних людей от идей социализма, а другим указать ложный путь. Моррис считал, что социализм должен представить бо́льшую степень свободы, чем капиталистическое общество. Стимулом полезного труда по Моррису должна быть радость, исходящая из самого труда. Он изложил собственное видение будущего — это был взгляд поэта и художника. В «Вестях ниоткуда» царит гармония человека и окружающей его среды. Это сон современника, весьма похожего на самого Морриса, о будущем, поэма в прозе. Автор описал идеал, к которому сам стремился всю жизнь — это человек, преобразивший мир своим трудом. Нет более голода и принуждения, стимулом к работе является жажда творчества и каждое произведение человеческих рук — произведение искусства. Города превратились в огромные сады, нет более частной собственности, классов, в любви следуют своему чувству, исчез институт брака, порождённый корыстью. Отмирает государство, так как нет необходимости в насилии, общество состоит из небольших самоуправляемых общин. А. Л. Мортон сказал о «Вестях», что «многие писали утопии, в которые можно было поверить. Но Моррису удалось изобразить такое утопическое государство, в котором хочется жить». Моррис не сбрасывал со счетов научный прогресс — новые достижения приводят к повышению производительности труда, однако, как только заканчивается «переходная эпоха» — ручной труд вытесняет механизированный. Моррис отдаёт дань своему идеалу — медиевизму. По собственному опыту Моррис знал, как непроизводителен и дорог ручной труд, но в обществе, где наступил расцвет личности, потребности человека в материальных благах будут невелики. Однако и здесь не всё гладко. Гость из прошлого застаёт «эпоху спокойствия», передышку, наступившую после «переходного периода». Моррис предсказывает грядущий конфликт между патриархальной общиной и «людьми науки», приверженцами научного прогресса.

Цитаты о искусстве

Any decoration is futile when it does not remind you of something beyond itself. — «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя».

Произведения

Сборники стихотворений:

  • «The Defence of Guinevere» — художественное воспроизведение средневековой жизни;
  • «Life and death of Jason», «Earthly paradise» — искание новой красоты в классических и христианских преданиях;

Проза:

  • «Вести ниоткуда» (1890) — социалистический роман-утопия.
  • «The Wood Beyond the World» (1894) — роман-фэнтези.

Живопись

Литература

  • Моррис Вильям // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. Перевод Н. И. Соколовой. Вступительная статья Ю. Кагарлицкого — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
  • де Кар Л. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски. — М.: АСТ, 2002. — ISBN 5-17-008099-9
  • Савицкая В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995. — ISBN 5-269-00294-9
  • Уильям Моррис // газета «Искусство», № 18, 15-30 сентября 2010.

Ссылки

  • Уильям Моррис как дизайнер
  • Витражи  (англ.)
  • Земной рай Уильяма Морриса (биографические заметки, переводы стихов)
  • Красный дом. Дом-музей Уильяма Морриса
  • Галерея Уильяма Морриса в Лондоне

Движение искусств и ремесел | Определение, характеристики, примеры, художники, мебель и факты

комната, оформленная в стиле «Искусства и ремесла»

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1860 — г. 1900
Похожие исполнители:
Уильям Моррис Артур Уэсли Доу Уолтер Крейн Эдвард Бёрн-Джонс Форд Мэдокс Браун

Просмотреть весь связанный контент →

Движение искусств и ремесел , английское эстетическое движение второй половины 19 века, положившее начало новому признанию декоративно-прикладного искусства в Европе.

К 1860 году красноречивое меньшинство было глубоко встревожено тем уровнем, до которого опустились стиль, мастерство и общественный вкус в результате промышленной революции и ее массового и банального декоративно-прикладного искусства. Среди них был английский реформатор, поэт и дизайнер Уильям Моррис, который в 1861 году основал фирму декораторов и производителей интерьеров — «Моррис, Маршалл, Фолкнер и компания» (после 1875 года — «Моррис и компания»), посвятившую себя возрождению духа и качество средневекового мастерства. Моррис и его соратники (среди них архитектор Филип Уэбб и художники Форд Мэдокс Браун и Эдвард Бёрн-Джонс) производили изделия из металла, ювелирные изделия, обои, текстиль, мебель и книги ручной работы. «Фирма» управлялась как совместная работа художников, а художники предоставляли эскизы для производства квалифицированным мастерам. На сегодняшний день многие из их проектов копируются дизайнерами и производителями мебели.

Викторина «Британника»

Викторианская викторина «Англия: искусство, литература и жизнь»

К 1880-м годам усилия Морриса расширили привлекательность движения «Искусства и ремесла» для нового поколения. В 1882 году английский архитектор и дизайнер Артур Х. Макмердо помог организовать Гильдию ремесленников века, одну из нескольких таких групп, созданных примерно в это время. Эти люди возродили искусство ручной печати и отстаивали идею о том, что между изобразительным и декоративным искусством нет существенной разницы. Многие новообращенные, как из рядов профессиональных художников, так и из интеллигенции в целом, способствовали распространению идей движения.

Основным спором, поднятым движением, была его практичность в современном мире. Прогрессисты утверждали, что движение пытается повернуть время вспять и что это невозможно сделать, что движение искусств и ремесел нельзя воспринимать как практическое в массовом городском и промышленно развитом обществе. С другой стороны, рецензент, который критиковал выставку 1893 года как «работу немногих для немногих», также понял, что она представляла собой наглядный протест против дизайна как «рыночного дела, контролируемого продавцами и рекламщиками, а также милосердие ко всякой преходящей моде».

В 1890-х годах одобрение движения «Искусства и ремесла» расширилось, и движение стало рассредоточенным и менее конкретно отождествляемым с небольшой группой людей. Его идеи распространились в другие страны и стали отождествляться с растущим международным интересом к дизайну, особенно к ар-нуво.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Моррис и Ко. | Официальный дом

КОЛЛЕКЦИЯ EMERY WALKER’S HOUSE

Вдохновленная ЛЮБОВЬЮ МЕЖДУ ДРУЗЬЯМИ И НАСЛЕДИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ДОМА, Morris & Co. ВЫПУСКАЕТ ЧЕТЫРЕ СОВЕРШЕННО НОВЫХ МОДЕЛИ И ШЕСТЬ ПОВТОРНО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДИЗАЙНЕРОВ William Morris В КОЛЛЕКЦИИ СОВМЕСТНО С Emery Walker’s House.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Ива Эмери

Розовая хризантема

MEWW217186 | Обои от Morris & Co

favourite_border

Трент

Красный дом

MEWF227025 | Ткань Morris & Co

favourite_border

Ива Эмериса

Зеленый лист

MEWF227020 | Ткань Morris & Co

favourite_border

Покрывало мая

Вьющаяся лоза

MEWF237309 | Ткань Morris & Co

favourite_border

Птица

Зеленая сука

MEWW217192 | Обои от Morris & Co

favourite_border

Wallflower

Розовая хризантема

MEWW217188 | Обои от Morris & Co

favourite_border

СОЗДАНО С ЛЮБОВЬЮ С 1861 ГОДА

СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ КРАСИВОЙ: ИНТЕРВЬЮ С ШИ МКГИ

Ведущий популярного шоу Netflix, Преображение дома мечты последние годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *