Музей Модерна
«Современный» – именно так можно перевести с французского слово «модерн». В конце 19 века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву. В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет возник единственный в России Музей Модерна. Он расположен в бывшей городской усадьбе купца Александра Курлина и его жены Александры.Усадьба по праву считается лучшим зданием в стиле «модерн» в Самаре, в ней воплотился весь талант и опыт архитектора Александра Зеленко. Построенный в 1903 году особняк Курлиных стал неповторимым воплощением русского модерна, наравне с особняком Рябушинских в Москве. Музей Модерна открылся в декабре 2012 года. Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссозданы интерьеры в стиле модерн.
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходит большое количество событий для различных целевых аудиторий. Музей организует лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по Самаре, выставки актуальных художников, фестивали.
В сотрудничестве с профессионалами из различных областей культуры и искусства, а также ведущими музеями страны и мира Музей Модерна стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. Летом местом особого притяжения посетителей становятся разнообразные творческие акции под открытым небом во дворе и в саду музея.
Самара: музей модерна в доме Курлиной
Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В этом, 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит он по прежнему весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914) — представитель одного из самых крупных купеческих кланов Самары, для своей красавицы-жены Александры Павловны Курлиной (Журавлевой). В историю Самары особняк также вошел под названием «дом Курлиной». После революции в здании размещались различные организации: в 1920-х здесь были губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, после Облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Совсем недавно здание было отреставрировано и сегодня оно представляет из себя музей Модерна и используется для выставок.
01. Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)
02. С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных — самая талантливая из всех его построек.
03. До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.
04. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.
05. Алексей Толстой в своем романе «Хождение по мукам» назвал здание «нелепо роскошным».
06. Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.
07. Внутренний двор.
08. Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.
09. В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.
10. Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.
11. Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.
12. Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.
13. Камин в столовой.
14. Дверь из столовой в подсобное помещение открывается в обе стороны и имеет фиксаторы в крайних положениях.
15. Потолок столовой.
16. Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.
17. Фрагмент двери в кабинет.
18. Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.
19. Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.
20. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.
21. Фрагмент двери в будуаре хозяйки.
22. Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.
23. Деловая комната для мужчин.
24. Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.
25. Фрагмент лестницы.
26. Над лестницей, на потолке расположено окно.
27. Вид лестницы со 2-го этажа.
28. Сейчас в музее проходит фотовыставка «Автохромы Петра Веденисова» (1909-1914) из цикла «История России в фотографиях». Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.
29. Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.
30. Ялта, 1910 год.
31.
32. Камера Петра Веденисова.
33. Комната 2-го этажа.
34. Орнаменты в углах комнаты.
35.
36. Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.
37. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.
38. Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.
39. Вот например, инсталляция «Чума»
40. Инсталляция «Пытка». Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.
41. В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.
42. Когда-то здесь стоял отопительный котел.
43. И в заключении, немного исторических фотографий и истории:
Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.
44.
Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.
45.
Курлина Александра Павловна (род. в 1876 — умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана «Прага». В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.
46.
В записи использован текст с оф. сайта музея http://kurlina.ru/ Подробнее об истории музея http://alabin.ru/kurlina/staff/
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
Наследие Самары. Музей Модерна
Особняк Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города. В настоящее время в особняке расположен Музей модерна.
ИсторияДом был построен в 1903 году купцом I гильдии А. Г. Курлиным для своей супруги А. П. Курлиной, в честь которой носит своё сегодняшнее неформальное название. Дом стал одним из первых в Самаре зданий в стиле модерн[1]. Архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159.
В 1918 году, в период гражданской войны Самару занял восставший против большевиков Чехословацкий корпус, и дом Курлиной был заселён контрразведкой чехословацкой армии.
С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало посольство Швеции.
В 1966 году решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся № 617 «Об охране памятников истории и культуры» особняк Курлиных был внесён в список охраняемых зданий как «дом, в подвале которого бело-эсеровской контрразведкой в 1918 г. расстреляно много красноармейцев»[3]. На здании была установлена мемориальная доска с надписью «Рабочий класс чтит светлую память беззаветных героев рабочего класса, зверски замученных в подвалах этого дома чехоучредиловской контрразведкой в 1918 году». В 1990-е годы доска была демонтирована.
В 1970-е годы здание было передано областному краеведческому музею. В 1995 году по указу Президента РФ Б. Ельцина «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Реконструкция 2008—2012 годов
1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция. Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было всё — от интерьеров до крыши, также был укреплён фундамент.
На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию «Перекрёстки самарской истории». Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей модерна.
По результатам реставрации стало ясно, что восстановленный облик особняка отличается от первоначального: «не был возвращён первоначальный цвет, столетие назад особняк был смелее окрашен, например, горизонтальные поля из плитки имели другой, более яркий оттенок. Также растительный узор, обрамляющий окно на скошенном углу здания, сегодня имеет такой же цвет, как и поверхность стены, что создаёт впечатление лепного декора, хотя выполнен он из металла»
Музей модерна
Один из наиболее популярных музеев г. Самары. Музей занимается изучением и популяризацией стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов этой эпохи. В 2013 году открылась постоянная экспозиция в трёх залах парадного первого этажа: «кабинет», «будуар», и «столовая». В экспозиции представлены мебель, одежда, живопись, аксессуары европейских и русских мастеров начала 20 века.
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходят события, ориентированные на молодёжную аудиторию, детей, местное сообщество. Музей организовывает лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по г. Самаре, выставки актуальных художников, фестивали. Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. В летний период основным местом проведения событий становится двор и сад музея.
АрхитектураВ доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведёт узорная кованая металлическая лестница. В качестве отделки применена цветная изразцовая плитка.
Фасад отделан голубой блестящей плиткой, гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелёными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова (хозяйки дома) на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном.
Музей модерна в сентябре: выставка Анны Голубкиной и пешеходные экскурсии
САМАРА. 3 СЕНТЯБРЯ. ВОЛГА НЬЮС.
Читали: 1442
Версия для печатиЕсли вы нашли ошибку в тексте — выделите ее и нажмите CTR+Enter
В Самаре 25 сентября филиал Государственной Третьяковской представит на площадке Музея модерна выставку Анны Голубкиной, одного из крупнейших мастеров русской скульптуры первой четверти XX века.
Фото: Музей Модерна
Ученица великого Огюста Родена, ценившего ее талант, первая женщина-скульптор в России, получившая европейское образование, а затем и признание, Анна Голубкина принадлежала к плеяде русских мастеров эпохи Серебряного века, которые изменили художественный язык скульптуры.
Кроме того, музей откроет в сентябре новый цикл пешеходных экскурсий:
5 сентября (сб) 14:00 — «В окрестностях особняка» ведет Е.Макарова;
12 сентября (сб) 14:00 — «Модерн на самарских улицах» ведет Е.Жидкова. Маршрут до Хлебной площади;
19 сентября (сб) 14:00 — «Кинотеатры Самары рубежа XIX–XX вв.» ведет Г.Забынова;
26 сентября (сб) 14:00 — «Модерн на самарских улицах» ведет Е.Жидкова. Маршрут до Ильинской площади.
Последние новости
Самара. Музей модерна — Блог Дениса Жабкина — LiveJournal
Одно из ярчайших и неизгладимых впечатлений в Самаре на меня произвело посещение музея, который находится в особняке Курлиной.Памятник федерального значения. Построен в 1903 году по проекту архитектора А.У.Зеленко на деньги купца I гильдии А.Г. Курлиным для его супруги, став одной из первых построек Самары в стиле модерн.
25 декабря 2012 года в нём открылся первый в России Музей Модерна.
Тут всё просто пышет модерном! Эркер.
Только посмотрите на ограждения!
Вход с великолепными воротами.
Ворота с обратной стороны.
Внутренний двор.
Перед открытием музея тут всё было отреставрировано.
Ну что ж, пора зайти внутрь!
Тут даже коврик в стиле модерн!
В раздевалке надо повесть верхнюю одежду на крючки в стиле модерн!
А потом одеть самые настоящие бахилы (а не то полиэтиленовое недоразумение, что сейчас продают под этим названием).
Внутри дома чугунная лестница.
С естественным освещением с помощью призмы на крыше дома.
Заходим в дом. Слева — большая экспозиция о направлении «модерн» и его аналогах в других странах (модернизм и т.п.).
Интерьер, двери, рамы, решётки, предметы быта, мебель, лампы, зеркала, всё-всё что только бросается в глаза в стиле модерн!!! О, Боже! Не могу комментировать! Это всё просто божественно!
Мебель, подсвечники!
Зеркало, лампы!
Потолок!
Обложки книг!
Стол и ковёр!
Даже рама у картины модерновая!
Эркер изнутри.
Заметили решётки внизу стен? Это не просто решётки в стиле модерн. Это решётки системы парового отопления.
Столовые приборы в стиле модерн.
И даже бутылки. Пивные, водочные.
И для воды.
Вместе с билетом купил ещё и набор открыток с картой самарского модерна! Это пожалуй лучший российский дом-музей, что я видел!
Самара-Сызрань 13-14. 11.2015
Поездка в Самару тремя поездами
Самара. Железнодорожный вокзал
Самара. Отель Ренессанс 4*
Самара. Черты
Самара из окна. Архитектура
Самара. Общественный транспорт
У слона
ЦОД Мегафона. Что скрывает чёрный дом?
Бункер Сталина в Самаре
Площадь Чапаева
Улица Саратовская — Фрунзе часть 1, часть 2
Набережная
Самара космическая
Проспект Ленина и площадь Куйбышева
Улица Красноармейская
Музей модерна
Улица Куйбышева
Улица Ленинградская. часть 1, часть 2
Улицы старого центра
От сквера Высоцкого к вокзалу
Сызрань
Сызрань. Улица Советская
Сызрань. Железнодорожный вокзал Сызрань-I
Сызрань. Железнодорожный вокзал Сызрань-City
Музей Модерна
Современный» – именно так можно перевести с французского слово «модерн». В конце 19 века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву. В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет возник единственный в России Музей Модерна. Он расположен в бывшей городской усадьбе купца Александра Курлина и его жены Александры.
Усадьба по праву считается лучшим зданием в стиле «модерн» в Самаре, в ней воплотился весь талант и опыт архитектора Александра Зеленко. Построенный в 1903 году особняк Курлиных стал неповторимым воплощением русского модерна, наравне с особняком Рябушинских в Москве. Музей Модерна открылся в декабре 2012 года. Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссозданы интерьеры в стиле модерн.
В трех комнатах первого этажа (будуар, кабинет, столовая) находятся уникальные вещи, в том числе созданные мастерами знаменитой «Школы Нанси» – художественного творческого объединения, существовавшего во Франции в начале 20 века. На втором этаже и в подвале особняка проходят временные привозные выставки, выставки из фондов музея Алабина. Один-два раза в год музей показывает работы современных самарских художников.
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходит большое количество событий для различных целевых аудиторий. Музей организует лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по Самаре, выставки актуальных художников, фестивали.
В сотрудничестве с профессионалами из различных областей культуры и искусства, а также ведущими музеями страны и мира Музей Модерна стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. Летом местом особого притяжения посетителей становятся разнообразные творческие акции под открытым небом во дворе и в саду музея.
Музей Модерна на карте
Статьи
Особняк Курлиной (Музей Модерна) — SAMARATODAY.RU (Самара Сегодня)
Одна из первых построек в городе Самара – дом Александры Курлиной. Это была наиболее известная самарская купчиха. Проектом особняка занимался А. У. Зеленко. И в 1903 году на месте, где когда-то была Саратовская улица, а теперь Фрунзе, появилось новая постройка в модерном стиле. Этот двухэтажный частный дом отличается своей неповторимостью. Он состоит из двадцати двух комнат. Кованая лестница, которую украшают узоры, служит соединением этажей. Для проведения работ в самом коттедже мастера пользовались разноцветной керамической плиткой, а для внешней части постройки брали глянцевую голубую плитку. Сочетание этой плитки с матовой беленой нижней частью стены дома и декоративными вставками из зеленой керамической плитки просто великолепное.
Пн: —
Вт: 13:00-21:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 13:00-21:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00
Фасад здания украшает удивительная лепка. Завершение фасада здания декорирует фигура утонченной головы женщины. Манекенщицей для этого украшения была сама Александра Курлина. Вход на участок охраняется искусными воротами. Решетки из металла напоминают крылья бабочек, наверху виднеется стрекоза, что привлекает внимание проходящих мимо.
Александр Курлин, который был городским купцом, в 1893 году женился на молодой дочке купца, Журавлевой. Для супруги и было сведено это прекрасное здание. А.Н. Толстой упоминает эту постройку в одном из своих романов. Там Толстой говорит, что он «нелепо роскошный». В период гражданской войны Самара была оккупирована белочехами, и контрразведка занялась особняком. На подвальной стене здания есть следы от пуль и разного рода надписи. Их принято считать письмами узников и отпечатками, что остались после расстрела людей. Другое объяснение гласит, что следы были оставлены анархистами, занимавшимися в постройке организацией штаба и подвального тира.
В семидесятые годы двадцатого века коттедж считался составляющей краеведческого музея. В 1995 году он был признан памятником истории и культуры. В 2008 году музей начали реконструировать. Проводилось восстановление дворовых построек, укрепление основания, ремонт крыши и обновление внутреннего интерьера.
Уже через четыре года коттедж снова открыл свои двери посетителям. На территории здания организовали Музей Модерна. В этом музее можно ознакомиться с жизнью бедных и богатых людей, живущих в прошлом веке, посмотреть и узнать, какой была жизнь сто лет назад. Посетитель найдет тут абсолютно все: от старинной мебели до одежды дворян и простых людей.
Музей может похвастаться и личной печатью «А. Г. Курлина». Для создания печати был использован горный хрусталь. Такая печать могла стоять на документах или на сургуче писем, в которых скрывались секреты. Также в музее представлены книги и газеты, существовавшие и выдававшиеся местными печатными изданиями сто лет назад. История тех дней таится в «Волжском слове» и «Биржевых новостях».
Особняк Курлиной (Музей Модерна) на карте
*Посещение Бельгийского музея чудесного модерна
Внешний вид музея Орта (все фото — Пол Луи)
БРЮССЕЛЬ — В этом году исполняется 50 лет со дня открытия фантастического музея Орта в Брюсселе. Этот шеф-повар в стиле ар-нуво был спроектирован в 1898 году и завершен в 1901 году. Первоначально он назывался Домом и ателье Виктора Орты, бельгийского художника-архитектора и учителя конца века, соучредителя движения ар-нуво. Орта построил первое здание в стиле модерн в 1893 году — отель Tassel в Брюсселе, который в настоящее время внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Бравурный мозговой штурм Орты для своего дома и студии заключался в создании лирически очаровательных пространств, изобилующих причудливыми арабесками, мотивами, которые часто используются в изысканной архитектуре и искусстве в стиле модерн. Чувственность извилистого дизайна Орты, который можно считать gesamtkunstwerks (все произведения искусства), распространяется на все, от дверных звонков и дверных ручек до предметов интерьера и фасадов. Таким образом, музей Орта погружает посетителей в иллюзию гибкого пространства, созданного с помощью тонких волнистых линий и плоскостей.В самом деле, линии хлыста, напоминающие угря, заставили меня почувствовать, что я плыву с колоссальным римским водным божеством, и длинные волосы свободно плавают вокруг.
Интерьер музея Орта
Музейный светильник Орта
В конце 19 века стиль модерн был с энтузиазмом воспринят большинством брюссельской высокой буржуазии. Интенсивное промышленное развитие Бельгии в тот период — горнодобывающая, металлургическая и сталелитейная промышленность — создало новый высший класс, стремящийся продемонстрировать свое недавно приобретенное богатство и социальный статус, введя в эксплуатацию оригинальные архитектурные решения в причудливом стиле того времени.Тем не менее, местное высшее общество католической веры отвергло модерн Орты, считая его опасно декадентским из-за решительного использования линий химерики и искривленных кривых. Следовательно, Орта был связан со светским движением того периода.
Окно музея Орта
Орта, как и многие архитекторы на рубеже веков, стремился устранить различие между основным и второстепенным искусством, создав иммерсивную среду, в которой каждая деталь наполнялась ощущением потрясающей плавности. В противовес стилистическому беспорядку архитектурных стилей, которые ему предшествовали, ритмическое народное чутье музея Орта культивировалось как синтетическая концепция артикуляции пространства, основанная на единстве экстатического экспрессивного стиля.
Первое, что замечаешь в ярком музее Орта, — это то, что элементы здания, от фасада до большей части интерьера (включая некоторую изящно скрюченную мебель), имеют такое же ощущение неострости и резкости. Пространство в целом характеризуется органичным, почти океаническим или порываемым ветром потоком, его формы меняются и переливаются в коричневых и золотистых тонах.Иногда может казаться, что конструкция колеблется между силами расширения и сжатия.
Лестницы уносят вас вверх и вниз, их стены теплые и гостеприимные. Поворотные и закручивающиеся перила дополнены мягко поднимающимися лампами; биоморфные резные двери и витражи добавляют к эффекту ряби. В некоторых местах почти не видно прямоугольных углов или прямых линий, что создает впечатление захваченного волной золотой чувственности. Чтобы оказаться в поистине всеобъемлющей архитектурной среде, музей Орта является обязательным и, безусловно, уникальным мероприятием.
Лестница музея Орта
Музей Орта (25, rue Américaine, Брюссель, Бельгия) открыт со вторника по воскресенье.
СвязанныеМодерн из Европы и Америки, Музей Морзе, Винтер-Парк, Флорида
Модерн из Европы и Америки
Выполняется
Модерн — по-французски «новое искусство» — почти одновременно возник в Париже, Лондоне, Вене, Мюнхене, Милане и Барселоне.В ужасе от дешевых товаров массового производства, типичных для промышленного производства девятнадцатого века, художники решили не только улучшить дизайн, но и сделать его современным.
Реформа дизайна началась с движения декоративно-прикладного искусства в 1850-х годах. Из этого мощного движения в 1890-х годах, как ракета, выросло искусство модерна. Этот стиль быстро распространился по Европе и даже в Америке, но менее чем через двадцать лет рухнул. Подобно искусству и ремеслу, модерн известен своим намерением реформировать декоративное искусство и заменить эклектичный результат возрожденцев той эпохи простыми принципами единства дизайна, согласованности и интеграции, которые вместе именуются «единством в дизайне».”
Стилистически модерн варьируется в зависимости от региона. Хотя объекты могли включать строго прямолинейную геометрию, в стиле модерн преобладали элегантные кривые и встречные кривые, асимметричная композиция и извилистые чувственные линии. Основное внимание уделялось природе в целом и женскому лицу и форме в частности. В то время как дизайнеры декоративно-прикладного искусства часто обращались к Средневековью за вдохновением, дизайнеры в стиле модерн чаще обращались к стилю рококо восемнадцатого века. Американский художник и дизайнер Луи Комфорт Тиффани (1848–1933), работы которого составляют основу коллекции Музея Морзе, часто ассоциировался с ар-нуво. Продукция Tiffany Studios представлена во многих категориях, но в нее входили замечательные предметы в стиле модерн.
Эта выставка, полностью составленная из коллекции музея, включает прекрасные образцы ар-нуво, созданные руками и сердцами художников, дизайнеров и ремесленников из Европы и Америки.
10 лучших европейских городов для модерна | Культурные туры
Модерн — это криволинейный, вдохновленный природой стиль, который доминировал во всем, от ювелирных украшений до архитектуры в начале 20 века.Распространившись по Европе и через Атлантику, он следовал двум основным направлениям: пышным, хлыстовым украшениям, которые исходили из Парижа и Брюсселя, и более линейному геометрическому стилю, который можно было увидеть в Вене и Глазго. Центры Восточной Европы, такие как Прага, Рига и Будапешт, объединили ар-нуво с их собственными местными традициями, и в этих городах находятся выдающиеся здания той эпохи. К 1915 году увлечение модерном было подавлено началом Первой мировой войны и появлением нового стиля — ар-деко.
Последние 100 лет снос строений в стиле модерн был безжалостным. Новаторский парижский концертный зал французского архитектора Эктора Гимара был снесен еще в 1905 году, и остались только три его крытых входа в парижское метро. В то время как Барселона, Вена, Мюнхен и Суботица претендуют на потрясающие, но изолированные здания в стиле модерн, другим городам удалось сохранить этот стиль как часть своего доминирующего архитектурного наследия.
Прага
Входное фойе Муниципального дома.Фото: Петр Прагер / Getty ImagesПражский стиль ар-нуво основывается на одном человеке: Альфонсе Мухе. По иронии судьбы, он едва ступил на свою чешскую родину, пока стиль не пошел на убыль. Дерзкие работы Мухи использовались для рекламы сигаретной бумаги, шампанского и пьес Сары Бернар, что вынудило его (неохотно) стать лидером движения. Пока Муха был в Париже и США, продвижение пражского ар-нуво было предоставлено архитекторам, Оману, Бендельмайеру и Дряку, и они сделали это, объединив цветочные мотивы и петли из металла с более традиционным видом необарокко. Отель Central (номера от 125 евро в сутки) был одним из первых зданий города в стиле модерн и до сих пор открыт для бизнеса. Что касается Мухи, то в Кауницком дворце есть музей, посвященный ему, его символические фрески украшают Муниципальный дом, а в замке Збирог неподалеку он написал серию гигантских работ о славянском народе.
Будапешт
Почтовое отделение Сбербанка. Фотография: AlamyСтиль модерн в Будапеште несколько отличался от стилей, преобладающих в других европейских городах.Оден Лехнер, считавшийся величайшим венгерским архитектором того времени, использовал восточные формы, включая нежные цветочные изображения и лакированную отделку своих минаретов (с использованием местной плитки), как намек на азиатское происхождение мадьярского народа. Крыша его почтового отделения сберегательного банка напоминает персидский текстиль. Институт геологии Лехнера, банк Тёрёк и школа на Доб-Утце являются типичными примерами слияния извилистого раннего ар-нуво с венгерскими национальными романтическими традициями. Он отмечается в Bedö Ház, музее Szecesszió, в котором есть кафе на первом этаже.Остановитесь в отеле Gresham Palace (номера от 330 евро за ночь) с видом на Дунай, который назван в честь основателя Лондонской Королевской биржи и с 179 спальнями является одним из крупнейших зданий в стиле модерн в мире.
Глазго
Чайные Willow, спроектированные Чарльзом Ренни Макинтошем. Фотография: AlamyГлазго предлагает иную форму ар-нуво с меньшим количеством травм, меньшим количеством декоративных украшений, менее пышной пышностью и натуралистической резьбой. Дизайны Чарльза Ренни Макинтоша славятся своей элегантностью, геометрией и угловатостью, и вместе с его женой Маргарет Макдональд, ее сестрой Фрэнсис и Гербертом Макнейром, вместе известным как «Четверка», было поручено разработать архитектуру и внутреннее убранство нескольких зданий в городе. и вокруг Глазго.В то время город был процветающим, но грязным кораблестроительным портом, так что состоятельный класс приветствовал бы умеренность чайных залов Willow на Сошихолл-стрит. Макинтош и Макдональд превратили чайные в Глазго в салоны вкуса, используя изысканный линейный стиль с элементами японизма, пурпуром, кремом и украшением из свинцового стекла. К другим зданиям в стиле модерн относятся школа Скотланд-Стрит и Школа искусств в Глазго. Пострадавшие в результате пожара в мае 2014 года, их планируется открыть в 2018 году.
Турин
Casa Fenoglio-Lafleur Пьетро Фенолио.Фотография: Alamy Представление о скорости и плавном движении было основополагающим для дизайна, созданного в стиле модерн, и его эпоха совпала с расцветом итальянской автомобильной промышленности. Fiat (1899 г.) и Lancia (1906 г.) начали производство на закоулках Турина. Оригинальный сине-цветочный логотип Fiat и крутые буквы Lancia (характерные изгибы) были типичными для динамизма этого механизма. Итальянцы назвали свой собственный вариант стиля ар-нуво Stile Liberty, и после международной выставки декоративного искусства в Турине в 1902 году город стал его бесспорной столицей. Посетите первую фабрику Fiat на Корсо Данте, а затем отправляйтесь в Борго По, чтобы увидеть несколько вилл Stile Liberty: Casa Fenoglio-Lafleur и Villa Scott архитектора Пьетро Фенолио (оба 1902 г.), Palazzina Rossi на Via Passalacqua и, что лучше всего, Casa Maffei на Корсо Монтевеккьо с яркими двухъярусными балконными перилами и полуобнаженной женщиной верхом на орле, прикрепленном к фасаду.
italialiberty.it
Брюссель
Бельгийский центр комиксов. Фотография: Людовик Майзан / CorbisУкрашение яркого Брюсселя королем Леопольдом II в конце 19 — начале 20 века совпало с впечатляющим началом эпохи модерна.Бельгийские архитекторы Виктор Орта, Генри ван де Вельде и Пол Ханкар создали здания, в которых новые технологии производства означали конец традиционному пространству помещения, где лежащая под ними структура часто открывалась, а свет мог проникать через стеклянные крыши на металлические изделия, вдохновленные ботаникой, золотую мозаику и т. Д. волнистые дверные ручки. Отель Tassel в Орте, построенный в 1894 году, считается первым в Европе зданием в стиле модерн. Это идеальное место для начала тура, за которым последуют Hôtel Solvay, La Maison Cauchie, Square Ambiorix, Hôtel Van Eetvelde и Бельгийский центр комиксов, а затем завершится в музее Орта через Музей музыкальных инструментов, все важные здания в стиле модерн. .Несгибаемые поклонники тоже должны взглянуть на Stoclet House, но шедевр Йозефа Хоффмана по-прежнему принадлежит семье Стокле и закрыт для публики.
Нанси, Франция
Мебель для спальни от Луи Мажореля. Фотография: Дэйв Бартруфф / Corbis Три крупнейших имени в стиле модерн, Галле, Даум и Мажорель, имели свои заводы по производству посуды и мебели в Нанси. Они были частью динамичной и художественной деловой культуры, которая берет свое начало в аннексии Эльзаса и Лотарингии к Германии после франко-прусской войны (1870-71), когда художники, интеллектуалы и промышленники бежали в Нанси.Сорок лет спустя их отпрыски наслаждались долгими обедами под скульптурными папоротниками и витражами пивного бара L’Excelsior. Сегодня кафе, построенное в 1911 году, является центральным элементом дизайна Нэнси в стиле ар-нуво с полным ассортиментом дразнящих изделий из железа, декоративной лепнины, медных бра и сочетания редких пород дерева и каменной кладки ручной работы, которые стали ассоциироваться с движением. Прогуляйтесь по красивым цветным фасадам улицы Феликс Фор с переплетенными растениями и украшенными надписями.Другие жемчужины ар-нуво включают виллу Мажорель, торговую палату, Graineterie, музей École de Nancy и виллы в поместье Саурупт.
nancy-tourisme.info
Дармштадт, Германия
Русская православная церковь Марии Магдалины в Матильденхёэ. Фотография: AlamyЗдания в стиле модерн обычно разбросаны вокруг городских центров, но в Дармштадте, в 30 км к югу от Франкфурта, есть целая колония. Это было детище великого герцога Эрнста Людвига фон Гессена, правителя провинции (и внука королевы Виктории), который поручил семи художникам и архитекторам спроектировать и построить частные дома и мастерские в современном стиле югенстиля в Матильденхёэ, на холме над городом. .Колония его художников открылась в 1899 году, каждое здание представляло собой законченное произведение искусства внутри и снаружи. Но после последней выставки колонии в 1914 году она начала распадаться. Художники уехали, Свадебная башня и Выставочные корпуса остались пустыми. Сегодня посетители могут прогуляться по саду Vortex и посетить некоторые из отремонтированных зданий и постоянную экспозицию в музее Mathildenhöhe. Колония также является напоминанием о том, насколько скучной стала архитектура в «современном» Дармштадте по соседству.
Рига, Латвия
Интерьер из Рижского музея модерна.Фотография: Massimo Borchi / CorbisВ Риге более 700 зданий в стиле модерн, больше, чем в любом другом европейском городе. Золотой век движения совпал с быстрым экономическим ростом города, и в течение трех лет после промышленной и ремесленной выставки 1901 года модерн стал единственным стилем строительства. На одной из главных улиц, Alberta iela, расположены ряды домов в стиле модерн. Здание «Амфора» на улице Элизабетес, спроектированное Михаилом Эйзенштейном, представляет собой витрину ар-нуво с цветочными мотивами, витражами, голубой плиткой, скульптурными молотками, павлинами и суровыми женскими лицами, выглядывающими из верхнего этажа.Другим великим архитектором того времени был Константин Пекшенс, в бывшем доме которого сейчас находится Рижский музей модерна, сотрудники которого носят старинные костюмы. Рядом находится арт-кафе Sienna (makslas kafejnica) на улице Streinieku iela с элегантной гостиной с посудой в цветочном стиле, ширмами, люстрами и большими сладкими десертами.
Хельсинки
Статуи со сферическими лампами у входа на железнодорожный вокзал Хельсинки. Фотография: AlamyКогда идеи модерна начали внедряться в северную архитектуру, Финляндия планировала свою независимость от России.Это чувство ожидаемого освобождения привело к сильному желанию включить аутентичные финские традиции и сельскую мифологию в национальный романтический стиль. Ар-нуво быстро стал архитектурным искупителем страны, и в Хельсинки до сих пор сохранилось около 600 зданий, многие из которых построены из твердого гранита. Дом Вилкмана, страховое здание Pohjola и фондовая биржа демонстрируют характерные грубые фасады в сочетании с финской флорой и фауной. Железнодорожная станция Helsingin päärautatiesema, спроектированная в 1909 году, с двумя парами мрачных статуй, освещающих улицу, является самым знаменитым зданием в городе.Посетите кафе Aschan Café Jugend, построенное как банковский зал в 1904 году, чтобы послушать живую музыку и полюбоваться фресками на деревьях над рыбным супом.
Авейру, Португалия
Фасад дома в стиле модерн в центре Авейру. Фотография: AlamyНа полпути между Порту и Коимброй Авейру — плавучий город, полный сокровищ в стиле модерн. Экономика Авейру по-прежнему основана на морских водорослях, соли и керамике, и именно доходы от них, а также богатство вернувшихся эмигрантов, разбогатевших в Бразилии в конце XIX века, привели к запросам на новые экстравагантные дома. Совершите экскурсию на одной из гондол moliceiros в район Россио; Попробуйте местные деликатесы ovos moles в одном из баров, где особый стиль Авейру arte nova включает плитку бледных оттенков, балконы, украшенные металлическими деталями, и лепнину с цветочным орнаментом. Museu de Arte Nova находится в Casa Major Pessoa на улице Rua Dr Barbosa Magalhães, а его чайная на первом этаже Casa de Chá превращается в коктейль-бар, где по вечерам подают кайпиринья — его цветочные узоры и выложенные плиткой мотивы птиц, замаскированные с помощью декоративного освещения. после наступления темноты.
Художественный музей Филадельфии — Выставки
Модерн в Мюнхене: мастера югендстиля
25 сентября 1988 — 27 ноября 1988
Кувшин , дизайн 1902Дизайн Рихарда Римершмида, Германия
[Подробнее]
Модерн в Мюнхене: мастера югендстиля
25 сентября 1988 г. — 27 ноября 1988 г.
Первая немецкая выставка декоративно-прикладного искусства в «новом» стиле прошла в мюнхенском Glaspalast в 1897 году. Критики сразу узнали важность этой выставки и похвалил «Мюнхенское достижение» как «путь в будущее». Это был пророческий приговор; в новаторский дух прикладного искусства Мюнхена на рубеже веков заложил основу для нескольких жизненно важных направлений двадцатого века. искусство, от Пауля Клее и Василия Кандинского до школы дизайна Баухаус, и установление эстетики современного промышленного дизайна. Сначала стиль описывался просто как «новый» или «современный», а иногда и как «новое искусство», прямой перевод «l’Art Nouveau», имя, данное торговцем Зигфридом Бингом своему магазину в Париже и критиками выставленным там предметам в этом стиле.Однако в Германия, распространившаяся из Мюнхена, стала известна как югендстиль (стиль молодежи) после журнала Jugend , который был основана в Мюнхене в 1896 году и включает в себя типографику и иллюстрации в этом новом стиле. Хотя известно о модерне во Франции и Бельгия и движение искусств и ремесел в Англии, мюнхенские художники по большей части были невосприимчивы к внешним влияниям, изобретая новые форм или полагаясь на простые формы и машинные техники для создания собственной художественной идентичности, что было замечательно современно.Спонсоры
Благотворительные фонды Pew, Национальный фонд искусств, Lufthansa German Airlines и Bayerische Vereinsbank AG. Дополнительную поддержку для каталога оказали компании Merck Finck & Co. и Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk AG, МюнхенКуратор
Кэтрин Блум ХизингерМаршрут
Художественный музей ФиладельфииМузей искусств округа Лос-Анджелес
Художественный музей Сент-Луиса
Городской музей, Мюнхен
Альфонс Муха: мастер стиля модерн
*** MUCHA ЗАКРЫВАЕТСЯ В ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТОВ, 15 ФЕВРАЛЯ ***Альфонс Муха: мастер стиля модерн
С 26 сентября 2020 года по 3 января 2021 года в читальном общественном музее будет представлена выставка Альфонса Мухи: мастер модерна , включающая более 70 оригинальных работ художника, которые многие считают создателем стиля модерн.С 1895 по 1910 год Альфонс Муха (1860–1939) был одним из самых значительных художников во всей Европе.
Его работы стали синонимом международного стиля модерн, который в Париже на рубеже веков в народе назывался «le style Mucha». С акцентом на произведения, созданные в 1890-х годах, эта выставка показывает творческого человека, исследующего возможности, когда акцент делался на определении нового искусства, подходящего для нового века. Дизайн Мухи для плакатов, календарей, книг и рекламных этикеток широко распространился по Европе и Америке, а его стиль ар-нуво на протяжении многих лет доминировал в визуальной культуре и графическом дизайне.Основные моменты выставки включают четыре версии монументального плаката, созданного Мухой в 1894 году по пьесе актрисы Сары Бернар «Жисмонда», и два плаката, рекламирующих сигаретную бумагу Job (1896 и 1898).
Альфонс Муха: мастер модерна включает старинные литографии, оригинальные рисунки, картины, книги, рекламные эфемеры и многое другое. Работы и предметы на этой выставке взяты из коллекции Дхаван, Лос-Анджелес, одной из крупнейших и лучших коллекций работ Альфонса Мухи в Соединенных Штатах.
Альфонс Муха: мастер модерна организован Landau Traveling Exhibitions, Лос-Анджелес, Калифорния, и был представлен в Дейтонском художественном институте, Дейтон, Огайо; Мемориальная художественная галерея, Рочестер, штат Нью-Йорк, и коллекция Гайд, Гленс-Фолс, Нью-Йорк, среди других.
Выставка стала возможной благодаря щедрой поддержке фонда Marlin and Ginger Miller Exhibition Endowment.
Музеи и модерн
Последнее обновление и проверка ссылки: 04.04.2012
Вам предлагается внести свой вклад в этот список, чтобы сделать его максимально точным и полным.Отправьте свой вклад Фрэнку Дервиллу.За музеями следует список звездочек от 0 до 3. Чем больше звездочек, тем лучше музей (разумеется, только в части модерна). Оцениваются разные качества: количество произведений в стиле модерн, качество произведений в стиле модерн и, наконец, качество выставки. Что касается последнего предмета, музеи, которые восстанавливают оригинальные и завершенные комнаты AN, получают 3 звезды, а те, которые демонстрируют только один объект, отделенный от других, не получают вообще, поскольку это бессмысленно в Искусстве, которое стремится быть полным. )
На данный момент я обнаружил 203 музея, в которых представлены предметы АН. Будьте терпеливы во время загрузки
Музеи отсортированы по странам, а затем по городам
Мар-дель-Плата
Музей | Комментарий |
---|
Вилла Ориц Басуальдо |
Грац
Музей | Комментарий |
---|
Landesmuseum Joanneum |
Neue Galerie Landesmuseum Joanneum |
Инсбрук
Музей | Комментарий |
---|
Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum |
Линц
Музей | Комментарий |
---|
Музей Франсиско Каролинум |
Neue Galerie |
Schlomuseum Linz |
Sankt
Музей | Комментарий |
---|
Городской музей Санкт-Плтен |
Вена
Museum | Комментарий |
---|
Albertina |
sterreichisches Theatermuseum — Австрийский музей театра |
Osterrischisches Museum fr Angewandte 9018 9018 9018 9018 9018 9018 9018 9018 Unteres belvederes |
Венский музей / Исторический музей der Stadt Wien |
Andenne
Музей | Комментарий |
---|
Muse communal de la Cramique |
Антверпен (Анверс)
Музей | Комментарий |
---|
Провинциальный музей Стерксхоф — Серебряный центр |
Брюгге (Брюгге)
Музей | Комментарий |
---|
Музей Брангвина |
Брюссель / Брюссель
Музей | Комментарий |
---|---|
Archive Architecture Moderne / Muse d’architecture — la Loge | |
Cauchie House | |
Maison Autrique | Muse Charlier |
Muse communal des Beaux Arts d’Ixelles | |
Muse de la Bande Dessine | |
Muse de la Photography Museie | |
Muse Horta | |
Muse Royal d’Art et d’histoire | |
Palais des Beaux-Arts |
Gent (Gand)
Музей | Комментарий |
---|
Museum voor Sierkunst / Музей дизайна |
Lige (Luik)
Museum | Комментарий |
---|
Cabinet des Estampes |
MAMAC (Muse d’Art Moderne et d’art contemporain) |
Muse du verre |
Музей | Комментарий |
---|
Maison Losseau |
Renaix
Музей | Комментарий |
---|
Villa Carpentier |
Ronse
Музей | Комментарий |
---|
Вилла Карпентье |
Турне (Дорник)
Музей | Комментарий |
---|
Muse des Beaux Arts |
Торонто
Музей | Комментарий |
---|
Королевский музей Онтарио |
Загреб
Музей | Комментарий |
---|
Музей искусств и ремесел |
Гавана
Музей | Комментарий |
---|
Музей декоративного искусства |
Гаван
Музей | Комментарий |
---|
Музей декоративного искусства |
Касперские горы
Музей | Комментарий |
---|
Muzeum Sumavy Kaspersk Hory |
Lenora
Музей | Комментарий |
---|
Sklarsk muzeum Lenora |
Новый Бор
Музей | Комментарий |
---|
Sklrsk Muzeum (Музей стекла) |
Прага
Музей | Комментарий |
---|
Музей Мухи |
Музей декоративного искусства (Umeleckoprumyslov Museum v Praze) |
Obecni Dum |