Музей модерна: Музей Модерна

Содержание

Музей Модерна

«Современный» – именно так можно перевести с французского слово «модерн». В конце 19 века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву. В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет возник единственный в России Музей Модерна. Он расположен в бывшей городской усадьбе купца Александра Курлина и его жены Александры.Усадьба по праву считается лучшим зданием в стиле «модерн» в Самаре, в ней воплотился весь талант и опыт архитектора Александра Зеленко. Построенный в 1903 году особняк Курлиных стал неповторимым воплощением русского модерна, наравне с особняком Рябушинских в Москве. Музей Модерна открылся в декабре 2012 года. Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссозданы интерьеры в стиле модерн.

В трех комнатах первого этажа (будуар, кабинет, столовая) находятся уникальные вещи, в том числе созданные мастерами знаменитой «Школы Нанси» – художественного творческого объединения, существовавшего во Франции в начале 20 века. На втором этаже и в подвале особняка проходят временные привозные выставки, выставки из фондов музея Алабина. Один-два раза в год музей показывает работы современных самарских художников.

Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходит большое количество событий для различных целевых аудиторий. Музей организует лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по Самаре, выставки актуальных художников, фестивали.

В сотрудничестве с профессионалами из различных областей культуры и искусства, а также ведущими музеями страны и мира Музей Модерна стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. Летом местом особого притяжения посетителей становятся разнообразные творческие акции под открытым небом во дворе и в саду музея.

Самара: музей модерна в доме Курлиной

Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В этом, 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит он по прежнему весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914) — представитель одного из самых крупных купеческих кланов Самары, для своей красавицы-жены Александры Павловны Курлиной (Журавлевой). В историю Самары особняк также вошел под названием «дом Курлиной». После революции в здании размещались различные организации: в 1920-х здесь были губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, после Облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Совсем недавно здание было отреставрировано и сегодня оно представляет из себя музей Модерна и используется для выставок.



01. Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)

02. С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных — самая талантливая из всех его построек.

03. До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.

04. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.

05. Алексей Толстой в своем романе «Хождение по мукам» назвал здание «нелепо роскошным».

06. Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.

07. Внутренний двор.

08. Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.

09. В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.

10. Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.

11. Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.

12. Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.

13. Камин в столовой.

14. Дверь из столовой в подсобное помещение открывается в обе стороны и имеет фиксаторы в крайних положениях.

15. Потолок столовой.

16. Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.

17. Фрагмент двери в кабинет.

18. Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.

19. Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.

20. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.

21. Фрагмент двери в будуаре хозяйки.

22. Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.

23. Деловая комната для мужчин.

24. Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.

25. Фрагмент лестницы.

26. Над лестницей, на потолке расположено окно.

27. Вид лестницы со 2-го этажа.

28. Сейчас в музее проходит фотовыставка «Автохромы Петра Веденисова» (1909-1914) из цикла «История России в фотографиях». Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.

29. Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.

30. Ялта, 1910 год.

31.

32. Камера Петра Веденисова.

33. Комната 2-го этажа.

34. Орнаменты в углах комнаты.

35.

36. Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.

37. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.

38. Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.

39. Вот например, инсталляция «Чума»

40. Инсталляция «Пытка». Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.

41. В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.

42. Когда-то здесь стоял отопительный котел.

43. И в заключении, немного исторических фотографий и истории:

Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.

44.

Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.

45.

Курлина Александра Павловна (род. в 1876 — умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана «Прага». В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.

46.

В записи использован текст с оф. сайта музея http://kurlina.ru/ Подробнее об истории музея http://alabin.ru/kurlina/staff/


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Наследие Самары. Музей Модерна

Особняк Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города. В настоящее время в особняке расположен Музей модерна.

История

Дом был построен в 1903 году купцом I гильдии А. Г. Курлиным для своей супруги А. П. Курлиной, в честь которой носит своё сегодняшнее неформальное название. Дом стал одним из первых в Самаре зданий в стиле модерн[1]. Архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159.

В 1918 году, в период гражданской войны Самару занял восставший против большевиков Чехословацкий корпус, и дом Курлиной был заселён контрразведкой чехословацкой армии.

С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало посольство Швеции.

В 1966 году решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся № 617 «Об охране памятников истории и культуры» особняк Курлиных был внесён в список охраняемых зданий как «дом, в подвале которого бело-эсеровской контрразведкой в 1918 г. расстреляно много красноармейцев»[3]. На здании была установлена мемориальная доска с надписью «Рабочий класс чтит светлую память беззаветных героев рабочего класса, зверски замученных в подвалах этого дома чехоучредиловской контрразведкой в 1918 году». В 1990-е годы доска была демонтирована.

В 1970-е годы здание было передано областному краеведческому музею. В 1995 году по указу Президента РФ Б. Ельцина «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.

Реконструкция 2008—2012 годов

1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция. Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было всё — от интерьеров до крыши, также был укреплён фундамент.

На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию «Перекрёстки самарской истории». Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей модерна.

По результатам реставрации стало ясно, что восстановленный облик особняка отличается от первоначального: «не был возвращён первоначальный цвет, столетие назад особняк был смелее окрашен, например, горизонтальные поля из плитки имели другой, более яркий оттенок. Также растительный узор, обрамляющий окно на скошенном углу здания, сегодня имеет такой же цвет, как и поверхность стены, что создаёт впечатление лепного декора, хотя выполнен он из металла»

Музей модерна

Один из наиболее популярных музеев г. Самары. Музей занимается изучением и популяризацией стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов этой эпохи. В 2013 году открылась постоянная экспозиция в трёх залах парадного первого этажа: «кабинет», «будуар», и «столовая». В экспозиции представлены мебель, одежда, живопись, аксессуары европейских и русских мастеров начала 20 века.

Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходят события, ориентированные на молодёжную аудиторию, детей, местное сообщество. Музей организовывает лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по г. Самаре, выставки актуальных художников, фестивали. Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. В летний период основным местом проведения событий становится двор и сад музея.

Архитектура

В доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведёт узорная кованая металлическая лестница. В качестве отделки применена цветная изразцовая плитка.

Фасад отделан голубой блестящей плиткой, гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелёными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова (хозяйки дома) на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном.

Металлические решётки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота придают дому неповторимость и воздушность кованых конструкций.

Музей модерна в сентябре: выставка Анны Голубкиной и пешеходные экскурсии

САМАРА. 3 СЕНТЯБРЯ. ВОЛГА НЬЮС.

Читали: 1442

Версия для печати

Если вы нашли ошибку в тексте — выделите ее и нажмите CTR+Enter

В Самаре 25 сентября филиал Государственной Третьяковской представит на площадке Музея модерна выставку Анны Голубкиной, одного из крупнейших мастеров русской скульптуры первой четверти XX века.

Фото: Музей Модерна

Ученица великого Огюста Родена, ценившего ее талант, первая женщина-скульптор в России, получившая европейское образование, а затем и признание, Анна Голубкина принадлежала к плеяде русских мастеров эпохи Серебряного века, которые изменили художественный язык скульптуры.

Кроме того, музей откроет в сентябре новый цикл пешеходных экскурсий:

5 сентября (сб) 14:00 — «В окрестностях особняка» ведет Е.Макарова;

12 сентября (сб) 14:00 — «Модерн на самарских улицах» ведет Е.Жидкова. Маршрут до Хлебной площади;

19 сентября (сб) 14:00 — «Кинотеатры Самары рубежа XIX–XX вв.» ведет Г.Забынова;

26 сентября (сб) 14:00 — «Модерн на самарских улицах» ведет Е.Жидкова. Маршрут до Ильинской площади.

Последние новости

Самара. Музей модерна — Блог Дениса Жабкина — LiveJournal

Одно из ярчайших и неизгладимых впечатлений в Самаре на меня произвело посещение музея, который находится в особняке Курлиной.

Памятник федерального значения. Построен в 1903 году по проекту архитектора А.У.Зеленко на деньги купца I гильдии А.Г. Курлиным для его супруги, став одной из первых построек Самары в стиле модерн.

25 декабря 2012 года в нём открылся первый в России Музей Модерна.

Тут всё просто пышет модерном! Эркер.

Только посмотрите на ограждения!

Вход с великолепными воротами.

Ворота с обратной стороны.

Внутренний двор.

Перед открытием музея тут всё было отреставрировано.

Ну что ж, пора зайти внутрь!

Тут даже коврик в стиле модерн!

В раздевалке надо повесть верхнюю одежду на крючки в стиле модерн!

А потом одеть самые настоящие бахилы (а не то полиэтиленовое недоразумение, что сейчас продают под этим названием).

Внутри дома чугунная лестница.

С естественным освещением с помощью призмы на крыше дома.

Заходим в дом. Слева — большая экспозиция о направлении «модерн» и его аналогах в других странах (модернизм и т.п.).

Интерьер, двери, рамы, решётки, предметы быта, мебель, лампы, зеркала, всё-всё что только бросается в глаза в стиле модерн!!! О, Боже! Не могу комментировать! Это всё просто божественно!

Мебель, подсвечники!

Зеркало, лампы!

Потолок!

Обложки книг!

Стол и ковёр!

Даже рама у картины модерновая!

Эркер изнутри.

Заметили решётки внизу стен? Это не просто решётки в стиле модерн. Это решётки системы парового отопления.

Столовые приборы в стиле модерн.

И даже бутылки. Пивные, водочные.

И для воды.

Вместе с билетом купил ещё и набор открыток с картой самарского модерна! Это пожалуй лучший российский дом-музей, что я видел!

Самара-Сызрань 13-14. 11.2015
Поездка в Самару тремя поездами
Самара. Железнодорожный вокзал
Самара. Отель Ренессанс 4*
Самара. Черты
Самара из окна. Архитектура
Самара. Общественный транспорт
У слона
ЦОД Мегафона. Что скрывает чёрный дом?
Бункер Сталина в Самаре
Площадь Чапаева
Улица Саратовская — Фрунзе часть 1, часть 2
Набережная
Самара космическая
Проспект Ленина и площадь Куйбышева
Улица Красноармейская
Музей модерна
Улица Куйбышева
Улица Ленинградская. часть 1, часть 2
Улицы старого центра
От сквера Высоцкого к вокзалу
Сызрань
Сызрань. Улица Советская
Сызрань. Железнодорожный вокзал Сызрань-I
Сызрань. Железнодорожный вокзал Сызрань-City

Музей Модерна

Современный» – именно так можно перевести с французского слово «модерн». В конце 19 века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву. В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет возник единственный в России Музей Модерна. Он расположен в бывшей городской усадьбе купца Александра Курлина и его жены Александры.

Усадьба по праву считается лучшим зданием в стиле «модерн» в Самаре, в ней воплотился весь талант и опыт архитектора Александра Зеленко. Построенный в 1903 году особняк Курлиных стал неповторимым воплощением русского модерна, наравне с особняком Рябушинских в Москве. Музей Модерна открылся в декабре 2012 года. Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссозданы интерьеры в стиле модерн.

В трех комнатах первого этажа (будуар, кабинет, столовая) находятся уникальные вещи, в том числе созданные мастерами знаменитой «Школы Нанси» – художественного творческого объединения, существовавшего во Франции в начале 20 века. На втором этаже и в подвале особняка проходят временные привозные выставки, выставки из фондов музея Алабина. Один-два раза в год музей показывает работы современных самарских художников.
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходит большое количество событий для различных целевых аудиторий. Музей организует лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по Самаре, выставки актуальных художников, фестивали.

В сотрудничестве с профессионалами из различных областей культуры и искусства, а также ведущими музеями страны и мира Музей Модерна стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. Летом местом особого притяжения посетителей становятся разнообразные творческие акции под открытым небом во дворе и в саду музея.

Музей Модерна на карте

Статьи

Особняк Курлиной (Музей Модерна) — SAMARATODAY.RU (Самара Сегодня)

Одна из первых построек в городе Самара – дом Александры Курлиной. Это была наиболее известная самарская купчиха. Проектом особняка занимался А. У. Зеленко. И в 1903 году на месте, где когда-то была Саратовская улица, а теперь Фрунзе, появилось новая постройка в модерном стиле. Этот двухэтажный частный дом отличается своей неповторимостью. Он состоит из двадцати двух комнат. Кованая лестница, которую украшают узоры, служит соединением этажей. Для проведения работ в самом коттедже мастера пользовались разноцветной керамической плиткой, а для внешней части постройки брали глянцевую голубую плитку. Сочетание этой плитки с матовой беленой нижней частью стены дома и декоративными вставками из зеленой керамической плитки просто великолепное.