Неоготика в архитектуре: Неоготика. Большая российская энциклопедия

Неоготика в архитектуре • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

В то время как классицисты, следуя строгим канонам античной архитектуры, строили монументальные симметричные композиции, украшенные ордерами, портиками и лепниной, сторонники романтизма и сентиментализма ратовали за возобновление средневековых архитектурных традиций.

По их мнению, готический стиль отвечал всем требованиям к новой архитектуре и был способен не только полемизировать с классическим архитектурным стилем, но и выражать в своих постройках национальную принадлежность. Это достигалось за счет более свободной и динамичной трактовки форм неоготики, в архитектуру которой мастера искусно вплетали специфические черты, присущие зодчеству той или иной страны.

Истоки неоготического стиля

О возрождении готики впервые заговорили английские архитекторы XVIII века, стремившиеся не просто противопоставить «варварский стиль» классическому «космизму», но и увидеть в нем национальные особенности и индивидуализм, практически отсутствующий в произведениях классицизма.

Считается, что основателем неоготики в архитектуре (Gothic Revival) был Гораций Уолпол, создавший первый в мире неоготический интерьер в собственном поместье – Строберри-Хилл. Как отмечает Борисова Е. А., Уолпол во внутренней отделке своего «маленького готического замка» принципиально попытался «уйти от классической схемы к иным композиционным решениям, основанным на использовании приемов средневекового зодчества». Но тогда, архитекторы-рационалисты еще не были готовы к серьезным переменам, а потому идея о возрождении готического стиля не получила своего должного развития.

Через несколько лет (в начале XIX века) «смелые умы европейцев, утомленные однообразием классицизма, отваживаются на полеты в новых направлениях».

Из Англии в Европу

Нельзя не заметить, что английские зодчие начали обращаться к «готицизмам» еще в начале XVIII века, украшая элементами готического декора «палладианские» постройки, без учета конструктивных особенностей готической архитектуры. Но в начале XIX века происходит своеобразный перелом, когда помимо декора, зодчие обращаются к базовым стилевым особенностям (опоры, своды).

После строительства нового Вестминстерского дворца в 1834 году, неоготика в архитектуре Англии становится «официальным» национальным стилем.

В то время, как английские архитекторы перестраивали свои города и колонии в неоготическом стиле, французские мастера и искусствоведы разделились на два оппозиционных лагеря: одни утверждали, что видят в смелости и величии готических строений единый принцип красоты, другие говорили о неприемлемости «готических уродцев, придуманных на позор создателям».

Тем не менее, в архитектуре неоготика хоть и с опозданием, но все-таки пришла во Францию в качестве «археологического стиля». Новые здания на тот период практически не строились, зато реставрация средневековых объектов шла полным ходом под эгидой идеолога неоготики — Виолле-ле-Дюка. В том же русле развивалось и итальянское искусство XIX века.

Неоготика в архитектуре Северной Америки несколько отличалась от европейских образцов, так как считалось, что «варварский стиль» не подходит «наследнице античных идеалов свободы». При этом провинциальные мастера с интересом отнеслись к «викторианской неоготике», архитектура которой господствовала в Англии, Австралии и Новой Зеландии, создав сельский вариант нового стиля – «плотницкую готику».

Наиболее близкой по духу к английским образцам была неоготика в архитектуре Германии, достигшая своего полного расцвета лишь к концу 1840-х гг. Правители — «англоманы» щедро спонсировали реставрационные работы по восстановлению старинных замков и церквей, стремясь превзойти оригиналы. Нередко можно было встретить использование элементов готической средневековой архитектуры в светских зданиях, что особенно ярко отразилось в композиции венских, мюнхенских и берлинских ратуш.

Особенности русской псевдоготики

Исторически сложилось так, что в России не существовало ни одного готического сооружения, поэтому архитекторам приходилось обучаться готическому искусству в западных странах (в чем особенно преуспел Баженов).

Архитектура неоготики в чистом виде, по мнению архитекторов эпохи романтизма, хоть и вызывала интерес наряду с «китайщиной» и другими эклектичными направлениями, но в то же время не соответствовала по функциональности условиям новейшей архитектуры. Поэтому русские зодчие не использовали готические своды и каркасы, стараясь при этом максимально точно воспроизвести отдельные детали средневековых конструкций (стрельчатые арки, окна, пинакли).

В XX веке возникла проблема терминологии стиля, так как многие искусствоведы сочли неправильным называть термином «новая готика» архитектурный стиль, абсолютно незнакомый для русских архитекторов.

Борисова Е. считает, что использование западных типов конструкций подразумевает использование западных терминов, поэтому в ее работах довольно часто встречается термин архитектуры: «неоготика» или просто «готика». Згура В. придумал для нового стиля термин «псевдоготика», в то время как Кожин Н. называл стилистические «готицизмы» XIX века «ложной готикой».

Вошедшая в арсенал русской архитектуры неоготика, со временем воплотилась в отдельное направление, отличное от европейских прототипов и стала уникальным явлением периода эклетики, подарив крупным российским городам целый ряд «романтических построек в истинно готическом вкусе».

Эклектика в архитектуре. Неоготика

Неоготика — дань средневековой архитектуре с вкраплениями других стилей. В этой части узнаем, чем она отличается от оригинальной готики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. Дом Тернера, Ливерпуль, Великобритания, 19 век
2. Королевский судный двор, Лондон, Великобритания, 19 век
3. Фридрихсвердерская церковь, Берлин, Германия, 19 век

4. Новая ратуша, Мюнхен, Германия, 19 век
5. Вотивкирхе, Вена, Австрия, 19 века

Поговорим о неоготике. Начнем с того, что это такое и как ее узнать.

🏰 Неоготика возникла на фоне интереса к Средневековью. Для Англии, Германии и Франции это обращение к национальной истории. А в других странах — чистая игра в стиль, как, например, в России и США, где никакой готики не было.

🔎 Как узнать неоготику 👇

🏛 «Лишние» детали. На первый взгляд все выдержано в готике, но есть элементы других стилей: ренессансный купол, классицистический фасад, украшения в стиле барокко.

🏘 Расположение. Если здание находится не в старом городе, а на окраине — это указывает на неоготику: в Средние века здесь вообще мог быть пустырь. Еще один признак — симметричная регулярная площадь перед зданием.

Готические соборы ставили как придется, между домиков.

🏢 Большие масштабы светских зданий. В средние века грандиозных размеров могли быть только соборы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Вестминстерский дворец, Лондон, Великобритания, 19 век

2. Сверху: фасад Вестминстерского дворца; снизу: капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, Лондон, Великобритания, 16 век

3. Биг-Бен, Лондон, Великобритания, 19 век

4. Королевская капелла в Дрё, Франция, 19 век

5. «Черный дом», Сегед, Венгрия, 19 век

Чаще всего неоготика играла в стиль, а не пыталась полностью воспроизвести готические конструкции.

Вот несколько примеров 👇

🇬🇧 Вестминстерский дворец.

Когда в 1834 году старое здание сгорело, новое решили построить в неоготическом стиле — рядом как раз находится Вестминстерское аббатство. За основу взяли британскую перпендикулярную готику с маленькими горизонтальными ярусами.

🔺 Получилось близко к оригиналу: много башенок, готическая тонкая ажурная резьба, на фасаде видны детали каркаса и контрфорсы. Но план показывает, что контрфорсы декоративные. Да и сам масштаб постройки говорит о том, что перед нами новодел.

🕒 Биг-Бэн. Знаменитая башня с часами — одна из трех в Вестминстерском дворце. На первый взгляд выглядит готично: ребристая, тонкая, вертикальная. Но ровные прямоугольные башни, да еще и не утончающиеся, а расширяющиеся кверху, в готике не делали.

👑 Королевская капелла в Дре. Здесь на классицизм нанизали готические детали: есть купол и симметричный план, а по кругу — готические башенки. В готике такого не увидишь.

🏠 «Черный дом» в Венгрии. Готика особняка в городке Сегед декоративная: стрельчатые окна дорисованы над обычными прямоугольными, сбоку башенка, наверху ступенчатый фасад. При этом сам дом совершенно обычный, прямоугольный в плане.

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк, США, 19 век

Иногда архитекторы настолько проникались готикой, что им самим хотелось сделать все «по-настоящему». В этом случае с виду по зданию не всегда скажешь, что оно построено в 19 веке.

Вот яркий пример 👇

🍀 Собор Св. Патрика в Нью-Йорке. Создатели постарались: фасад, конструкция, детали, интерьер — все выглядит по-средневековому. На неоготику указывает только тот факт, что собор находится в США.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Неоготическая архитектура в Нью-Йорке

Под влиянием средневековой архитектуры неоготическая архитектура представляет собой архитектурный стиль 18-го века, созданный в Англии. Движение соотносилось с философскими течениями, связанными с «пробуждением» христианских традиций. К 19 веку интерес к архитектуре, вдохновленной неоготикой, вырос и стал доминирующим и глубоким архитектурным стилем, быстро распространившимся по всей Европе, Австралии, Южной Африке и Америке.

Откуда вы знаете, что видите неоготическую архитектуру? Стиль очень отличается своими каменными и кирпичными конструкциями. Многие из них были созданы как религиозного характера, так и в качестве тяжелого декора. Украшения состоят из стеклянных витражей, гонок, резьбы и ребер, составленных из форм и узоров. Наиболее значимым элементом готического стиля архитектуры является стрельчатая арка. Колонны, поддерживающие арки, продолжаются до самой крыши, где она становится частью остроконечной арки, которая встречается с центром потолков. Тонкие колонны также позволяют использовать большие окна и больше света в готических сооружениях. Это дает эффект благоговения, когда свет попадает на витражи.

Когда вы думаете о неоготической архитектуре, проще говоря, подумайте о башнях, похожих на замки. Достопримечательности, как; Собор Святого Патрика, Собор Святого Иоанна Богослова, Городской колледж Нью-Йорка, Троицкая церковь и здание Вулворта — это пять зданий, которые мне нравилось видеть лично и которые источают неоготическую архитектуру.

Собор Святого Патрика


Собор Святого Патрика, считающийся мирным и красивым, является примечательной достопримечательностью, расположенной в самом центре Нью-Йорка. Он расположен на восточной стороне Пятой авеню между 50-й и 51-й улицами в центре Манхэттена. Удивительно, но он также находится перед Рокфеллер-центром. Он считается одним из самых заметных символов католической церкви в Соединенных Штатах.

Собор Святого Патрика с его невероятной популярностью может вместить до 3000 человек.

Самыми известными событиями, помимо церковных служб, являются пасхальная воскресная месса и рождественская полуночная месса.

Если смотреть сверху, собор был построен по образцу креста.

 

 

 

Собор св. Иоанна Богослова и гостеприимная атмосфера. Цвета и оттенки окна вместе с высоким потолком захватывают дух.

Собор Святого Иоанна Богослова принадлежит епископальной епархии Нью-Йорка. Он расположен на Амстердам-авеню, 1047, между 110-й Западной улицей в районе Морнингсайд-Хайтс на Манхэттене.

Местные жители и туристы, приехавшие сюда, получили возможность совершить самостоятельную экскурсию, посетить музей внутри и экскурсии по саду. Архитектура впечатляет готическими и романскими элементами, потому что она была построена в два разных периода. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что собор Святого Иоанна Богослова является крупнейшим/вторым по величине англиканским собором в Северной Америке и имеет самую большую витражную розетку.

Городской колледж Нью-Йорка


Городской колледж Нью-Йорка с видом на Гарлем на Манхэттене в Гамильтон-Хайтс является государственным колледжем, который стал первым бесплатным государственным «высшим учебным заведением» в Соединенных Штатах.

Основанный в 1847 году, это старейший из 24 учебных заведений CUNY, а также флагманский колледж. Этот коллегиальный готический институт, спроектированный известным архитектором Джорджем Б. Постом, охватывает Конвент-авеню со 130-й по 141-ю улицу.

Городской колледж Нью-Йорка известен тем, что выпустил десять лауреатов Нобелевской премии, одного лауреата Филдсовской премии, лауреата премии Тьюринга, трех лауреатов Пулитцеровской премии и, наконец, трех стипендиатов Родса. Городской колледж Нью-Йорка гордится тем, что является единственным местом, где студенты имеют различные возможности проводить исследования с профессорами, а также публиковать и представлять свои результаты.

 

Троицкая церковь


Троицкая церковь — это историческая приходская церковь, которая также находится в епископальной епархии Нью-Йорка. Он расположен на 89Бродвей на пересечении Уолл-стрит и Бродвея в финансовом районе Нижнего Манхэттена.

Здание претерпело три реконструкции и было спроектировано Ричардом Апджоном.

Первая Троицкая церковь представляла собой одноэтажное прямоугольное строение. Первоначально он был обращен к реке Гудзон, а затем был разрушен Великим пожаром в Нью-Йорке в 1776 году. Вторая церковь была построена напротив Уолл-стрит и была освящена или объявлена ​​священной в 1790 году. Третья реконструкция — это нынешнее здание, спроектированное Фредериком Кларком Уизерсом. , который также был успешным английским архитектором готических стилей.

Троицкая церковь известна своей историей, местоположением, архитектурой и пожертвованиями. Это традиционная церковь с всемирной англиканской общиной в миссионерской, просветительской деятельности и общении.

 

Вулворт-билдинг


Вулворт-билдинг — символ Нью-Йорка, который первым коснулся горизонта города. В его архитектуре, вдохновленной неоготикой, есть классический арочный вестибюль с различными скульптурами, мозаиками и архитектурными элементами, которые дополняют эстетику в целом. Здание Woolworth Building, окруженное магазинами, ресторанами, транспортом и инфраструктурой, расположено на Бродвее, 233 на Манхэттене.

Спроектированный Кассом Гилбертом, выдающимся американским архитектором, он использовал неоготику в качестве вдохновения для этого небоскреба, который напоминает соборы (главные здания, вдохновленные неоготикой), и даже был назван «Собором торговли».

Здание было спроектировано с рядом удобств, привлекающих местных жителей к обсерватории, расположенной на 57-м этаже, и частному бассейну в подвале. Многочисленные агентства, фирмы, стартапы, компании, а также технологические предприятия сегодняшнего дня впервые заняли свое место в здании.

 

(Нео) Готическая архитектура в Стамбуле

Готическая архитектура — это архитектурный стиль, который процветал в Европе в период высокого и позднего средневековья. Он произошел от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув во Франции 12-го века и сохранившись до 16-го века, готическая архитектура была известна в период как Opus Francigenum («французская работа») с термином Gothic , впервые появившимся во второй половине эпохи Возрождения. С другой стороны, неоготическая архитектура, также известная как готическое возрождение, представляет собой архитектурное движение , зародившееся в конце 1740-х годов в Англии. Его популярность быстро росла в начале 19века, когда все более серьезные и ученые поклонники неоготики стремились возродить средневековую готическую архитектуру, в отличие от преобладавших в то время неоклассических стилей. Gothic Revival черпает черты оригинального готического стиля, в том числе декоративные узоры, навершие, фестоны, стрельчатые окна, молдинги капота и упоры для этикеток.

Параллельно господству неоготики в Англии 19-го века интерес быстро распространился на европейский континент, в Австралию, Сьерра-Леоне, Южную Африку и Америку; действительно, количество строений в стиле готического возрождения и плотницкой готики, построенных в 19го и 20 веков может превысить количество аутентичных готических сооружений, построенных ранее. Хотя количество новых зданий в стиле готического возрождения резко сократилось после 1930-х годов, они продолжают строиться.

Город Стамбул, хотя и воспринимается как город, ориентированный на Восток, с культурной точки зрения, является важной частью расширенного феномена готической и неоготической архитектуры, подпадающей под ту же эгиду, что и развитые западные столицы в Европа: Лондон, Париж, Прага, Рим и Брюссель. Архитектура Стамбула описывает большое количество структур, отражающих множество влияний, которые оставили неизгладимый след во всех районах города. Основные этапы архитектурного развития, которые прошел город, следующие:

  1. Раннеосманский период (1300-1453)
  2. Бурса (1299-1437)
  3. Классический период (1437-1703)
  4. Модернизация (1703-1703) 1730)
  5. Период тюльпанов (1703-1757) )
  6. Барокко (1757-1808)
  7. Ампир (1808-1876)
  8. Поздний период или Национальный архитектурный ренессанс (1876-1922)
  9. 9012 5

    В три из упомянутых выше периодов были построены самые важные образцы готической и неоготической архитектуры в Стамбуле, в частности: ранний османский период, период модернизации и поздний период. Три памятника, которые до сих пор сохранились и открыты для посетителей в Стамбуле, расположены в хронологическом порядке:0010 Арабская мечеть (1325), Церковь Святого Антония Падуанского (первоначально построенная в 1725 году) и Мечеть Йылдыз Хамидие (между 1884 и 1886 годами). Уместным замечанием является тот факт, что стили готики и неоготики в Стамбуле проявились не в то же время, что и их европейские аналоги. Последние развивались раньше, разница между двумя регионами составляла от нескольких десятилетий до более чем четырех столетий. Эта потеря синхронизма была вызвана османским архитектурным стилем, преобладавшим на вышеупомянутых исторических этапах.

    I. Арабская мечеть (готический стиль)

    Арабская мечеть — мечеть в квартале Каракёй в Стамбуле. Первоначально здание было римско-католической церковью, возведенной в 1325 году монахами доминиканского ордена рядом или над более ранней часовней, посвященной Святому Павлу. Хотя структура была изменена в османский период, это единственный пример средневековой религиозной готической архитектуры, сохранившийся в Стамбуле.

    Церковь была преобразована в мечеть османами между 1475 и 1478 годами, во время правления султана Мехмеда II, и стала известна как Галатская мечеть. Позднее султан Баязид II передал его арабским беженцам-мусульманам из Аль-Андалуса, бежавшим от испанской инквизиции в 149 году.2 и поселилась в районе Галата в Стамбуле (отсюда ее нынешнее название, Арабская мечеть .)

    Построенная по образцу итальянских нищенствующих церквей того периода, церковь имела трехнефное прямоугольное основание с квадратными — с восточной стороны и квадратное святилище, перекрытое ребристыми крестовыми сводами. Портал в готическом стиле, стрельчатые окна и выдающаяся колокольня (которая была преобразована в минарет путем добавления конической крыши) отличали здание от византийских церквей в городе. С другой стороны, технология кирпичной кладки была местной и чередовалась небольшими рядами кирпичей и тесаного камня.

    Плоская деревянная крыша и довольно симпатичные деревянные галереи датируются реставрацией 1913-1919 гг. По этому поводу высота здания была снижена, и было найдено много генуэзских надгробий. Во время тех же реставраций рядом с михрабом были обнаружены и остатки картин, но вновь засыпанные. В проходе под колокольней до сих пор видна лепнина, а также обломки камней с гербовыми опорами, которые когда-то располагались вдоль стены. С северной стороны здания находится большой красивый двор с Шадырван.

    Сегодня Арабская мечеть является самой большой мечетью на Галатской стороне Золотого Рога. Это одна из самых интересных мечетей города благодаря архитектурному стилю ранней итальянской готики и церковной колокольне, которая практически не изменилась даже после превращения в минарет.

    II. Церковь Св. Антония Падуанского (неоготический стиль)

    Церковь Св. Антония Падуанского, также известная как Церковь Сант-Антонио-ди-Падуя , или как местное название Сент-Антуан, является базиликой и самой большой церковью Римско-католической церкви в Стамбуле. Он расположен на проспекте Истикляль № 171 в районе Бейоглу.

    Первоначальная церковь Св. Антония Падуанского была построена в 1725 году местной итальянской общиной Стамбула, но позже была снесена и заменена нынешним зданием, построенным на том же месте. Нынешний собор Святого Антония Падуанского вместе с прилегающими к нему зданиями (известными как Апартаменты Святого Антуана) на проспекте Истикляль был построен между 1906 и 1912 г. в венецианском неоготическом стиле, а также здание местной итальянской общины города, в основном генуэзского и венецианского происхождения, которая на рубеже 20-го века насчитывала 40 000 человек. Здание было спроектировано стамбульским левантийским архитектором Джулио Монгери, который также спроектировал многие другие важные здания в Стамбуле и Анкаре; такие как Maçka Palas в Нишанташи и здание банка Karaköy Palas в неовизантийском стиле в Каракёй (Галата), Стамбул; а также первая штаб-квартира Türkiye İş Bankası в Анкаре.

    Церковь считается малой базиликой и управляется итальянскими священниками. Субботняя месса проводится на итальянском языке и начинается в 19:00, воскресная месса — в 9:30 на польском языке, в 10:00 на английском и в 17:00 на турецком, а во вторник — на турецком и начинается в 11:00. Мессы по будням на английском языке в 8:00.

    Вместе с церквями Святой Марии Драперис, а также на Истикляль Каддези и Святых Святых. Петра и Павла в Галате, это был один из трех левантийских приходов в Бейоглу.

    Папа Иоанн XXIII проповедовал в этой церкви в течение 10 лет, когда он был послом Ватикана в Турции, прежде чем был избран Папой. В Турции он известен под прозвищем «Турецкий Папа» из-за свободного владения турецким языком и часто выражаемой любви к Турции и городу Стамбулу.

    III. Мечеть Йылдыз Хамидие   (неоготический стиль)

    Мечеть Йылдыз Хамидие, также называемая мечетью Йылдыз, представляет собой османскую имперскую мечеть, расположенную в районе Йылдыз города Бешикташ. район в Стамбуле, Турция, по дороге к дворцу Йылдыз. Мечеть была построена по заказу османского султана Абдул Хамида II между 1884 и 1886 годами. Мечеть имеет прямоугольную форму и имеет один минарет. Архитектура мечети представляет собой сочетание неоготического стиля и классических османских мотивов. Бронзовая колоннада, воздвигнутая Абдулом Хамидом II на площади Марджех в Дамаске, Сирия, имеет на вершине точную копию мечети Йылдыз.

    21 июля 1905 года члены Армянской революционной федерации попытались убить Абдул Хамида II, заложив бомбу в конной повозке перед мечетью, событие, известное как покушение на Йылдыз. Хотя бомба не смогла убить султана из-за непредвиденной задержки, она убила 26 человек и ранила еще 58 человек. Попытка была совершена в ответ на погромы и массовые убийства армян и других меньшинств Османской империи, совершенные правительством Абдул-Хамида II, резню Гамидиана.

    Помимо готического и неоготического стилей, в архитектуре города присутствуют здания, статуи и функциональные постройки, происходящие также из византийских, генуэзских, османских и современных турецких источников. В городе много архитектурно значимых объектов. На протяжении своей долгой истории Стамбул приобрел репутацию культурного и этнического плавильного котла. В результате в городе есть много исторических мечетей, церквей, синагог, дворцов, замков и башен, которые стоит посетить.

    Общие Источники:
    1. books.google.ro
    2. books.google.ro
    3. books.google.ro
      9 0104
    4. Х. МОРДТМАНН,
      Энциклопедия Ислама, Лейден Publishing, New York, 1986.
    5. Raymond JANIN,
      La Géographie Ecclésiastique de l’Empire Byzantin, Institut Français d’Etudes Byzantines, Paris, 1953.


    #готика #неоготика #мечеть # ренессанс #церковь



    Марин Константин Александру

    Прежде всего, я хочу отметить, что я настоящий мультизадачник, мультиперспективист и характер-хамелеон. В настоящее время я изучаю политологию и международные отношения, но в то же время у меня разные интересы в других областях науки и познания, таких как: психология, неврология, философия, социология, анархизм, постмодернистские теории и современные движения интеллектуального авангарда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *