Николай Лызлов: Простые сложности
Рассуждение из нашего архивного номера ПР51 о порожденном боязнью быть неуслышанным лишнем визуальном шуме, лаконизме и тонкой иллюзии простоты в архитектуре.
Я не люблю слово «простое». Простое – это примитивное, незамысловатое. Ясность «простого» не в прозрачности, а в отсутствии глубины. Поэтому я бы говорил о лаконичности, которая в искусстве – синоним ясности. В этом случае простота проявляется не в самом объекте, а в процессе его постижения, прочтения. Простота постижения обусловлена немногословностью, логической предопределенностью и выразительностью языка. Простое здесь – считываемое без мучительных усилий. Если принять такое определение «простой» формы, то главным в ней становится ее емкость, плотность информационной составляющей.
Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре. <…> Я еще не уверен, что последний вариант можно печатать. Кажется, его можно еще сжать. Такой отбор… и вызывает самостоятельную силу языка и стиля. Я беру пустяк – анекдот, базарный рассказ – и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться. Она играет. Она круглая, как морской голыш. Она держится сцеплением отдельных частиц. И сила этого сцепления такова, что ее не разобьет даже молния… Я проверяю фразу за фразой, и не единожды, а по нескольку раз. Прежде всего я выбрасываю из фразы все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой мусор, повторения, синонимы, просто бессмыслицы и все время как будто старается нас перехитрить.
Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать — если у меня хватит на это терпения — и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы. Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной крупинки грязи.
(Константин Паустовский. Рассказы о Бабеле)
Если говорить об архитектуре, то иллюзия простоты, по-моему, имманентно присуща любому хорошему архитектурному объекту с древних времен и до нашего времени. И это обстоятельство никак не связанно с тем, что принято называть стилем.
Всякое формотворчество, исключая собственно литературу, сводится в конечном итоге к способу консервации, фиксации и транслирования какой-либо невербализуемой информации. Но если в живописи или музыке целеполагание напрямую связано с конечной формой произведения, то архитектура как искусство, если она не чисто «символическая» в гегелевском смысле, является лишь следствием, побочным продуктом некой функциональной необходимости. Как только возникает потребность в ограничении части пространства, возникает и архитектура. Она – неизбежное осложнение формирования среды обитания, жизнедеятельности, производства.
В этом обстоятельстве вынужденности коренное отличие архитектуры от любого другого вида формотворчества. Кроме, пожалуй, того, которое носило в советском прошлом название промышленной эстетики и более известно теперь под именем дизайн. Люди, «эстетизирующие» промышленные изделия, стали называть себя художниками совсем недавно. Можно, наверное, сказать и по-другому: художники обратились к производству потребительских товаров совсем недавно. До тех пор вся формотворческая сторона производства оставалась в компетенции сначала ремесленников, затем инженеров. Тем не менее утверждать, что продукты, произведенные в отсутствие специально выделенного, ответственного за «красоту» человека, совсем уж лишены эстетической составляющей, было бы ошибкой. Я даже не стал бы вспоминать заполняющие антикварные салоны предметы мебели и быта, а обратился бы к производству машин. Например, к военной продукции. Самолеты, танки, автомобили. Изделия, выполненные исключительно с целью решения конкретных задач, без какого-либо эстетического кокетства, вдруг завоевывают симпатии широкого круга людей именно красотой и совершенством своих форм. Такова история автомобилей, разработанных в качестве военных и превратившихся в культовые произведения дизайна. Вспомним Hummer, Defender или Jeep. В отличие от модельных произведений гражданского автопрома, они десятилетиями не меняют облика.
Архитектура становится осознанным искусством с появлением субъекта, готового принять ответственность не только за функциональные, но также и за эстетические характеристики строительства. Как только этот субъект появляется и заявляет о себе как об архитекторе и авторе, он вынужден находить средства для подтверждения и легитимизации своей деятельности в этом качестве. И тут для простой формы возникает опасность, ибо одно из свойств простой формы – неочевидность ее присутствия как результата осознанной деятельности. Автор начинает бояться быть неуслышанным. Неуслышанным – неоцененным. Начинает форсировать силу звука и яркость света. Что же побуждает его к этому?
Архитектура, как уже было сказано раньше, составляющая строительства, одно из качеств потребительского товара, а именно – его репрезентативной стороны. Эстетическая выразительность и образность – одно из обязательных требований заказчика–потребителя. И заказчик измеряет и оценивает их, опираясь на собственные эстетические пристрастия и представления. Существовавшая некогда повсеместно и сохранившаяся преимущественно в области частного заказа, оппозиция Заказчик–Архитектор требует от второго, помимо решения сугубо технологических и экономических задач, решений, отвечающих эстетическим пристрастиям и представлениям первого. При отсутствии четких критериев в оценках Заказчика Архитектор отвечает на его непроявленные эстетические запросы эскалацией всяческих затей. Таким образом, ответственность за художественную составляющую архитектуры разделяется поровну между обоими «антагонистами». Как правило, наибольшей убедительностью для Заказчика обладает отсылка к образцам прошлого в самом широком смысле этого слова. Такой подход не требует от Заказчика особой эрудиции и знаний, помимо собственного опыта – суммы разрозненных впечатлений. От Архитектора же он требует творческого напряжения. Чтобы его снять, заказчику предлагаются узнаваемые и проверенные временем художественные приемы и детали. Происходит сознательное замусоривание языка архитектуры «повторениями, синонимами, просто бессмыслицей»… Простота же (лаконизм) вызывает у Заказчика подозрение в недобросовестности выполнения Архитектором взятых на себя обязательств.
Эта норма может возникнуть и утвердиться, пожалуй, в результате развития тенденции, наиболее востребованной в сегодняшнем производстве. О чем бы ни шла речь, о производстве ли товаров потребления, энергии или продуктов питания, главным требованием сейчас становится экономия ресурсов. Каждый грамм сожженной нефти, переработанного вещества должен обратиться в максимально возможное количество продукта. А в искусстве, где в качестве ресурсов выступают слова, звуки или графические знаки, самым проверенным способом энергосбережения является, конечно, лаконизм.
ПР51, Николай Лызлов
Архитектор Николай Лызлов провел мастер-класс в Нижнем Новгороде
Культура и искусство
Нижний Новгород. 22 февраля. НТА-Приволжье — В рамках открытого конкурса «Архновация 2023» в Нижнем Новгороде организована серия мастер-классов лучших архитекторов России.
В Доме архитектора 16 февраля состоялся мастер-класс архитектора, профессора Московского Архитектурного Института, вице-президента Союза Московских архитекторов Николая Лызлова. Среди участников — свыше 80 молодых специалистов, архитектурные бюро и дизайнеры.
Николай Лызлов поделился своим отношением к архитектурной практике в городе. По его мнению, ощущение прикосновения к прекрасному в исторической архитектуре города — главный ориентир для архитектора, позволяющий принимать верные решения при проектировании новых объектов. Как и у врачей актуален принцип — не навреди.
«Город стал основной единицей цивилизации, все культурные слои со временем создают неповторимый и аутентичный колорит каждого из известных нам городов. Этот процесс имеет неповторимую ценность. Я думаю, в архитектуре, как и в медицине, ключевой принцип — не навреди», — подчеркнул Николай Лызлов.
Мастер-класс стал вторым в цикле мероприятий открытого конкурса «Архновация 2023», который проходит в Нижнем Новгороде с 2010 года. Конкурс уже открыл много новых имен в архитектуре из разных регионов России и стал площадкой, формирующей новые идеи и инновационные подходы в отрасли.
Как заявил организатор конкурса Сергей Туманин, главная задача лекционного цикла — передать молодым специалистам импульс и энергию именитых архитекторов России.
«Ведущие наших мастер-классов — это творцы, формирующие современную архитектуру России. Мы хотели бы передать этот опыт молодым специалистам. Конкурс «Архновация» в первую очередь рассчитан на молодых архитекторов, но у нас нет ограничений ни по возрасту, ни географически — мы приглашаем к участию всех, кому есть, что показать», — сказал Сергей Туманин.
В 2023 году конкурс снова соберет лучшие практики современной архитектуры со всей России. Цель конкурса — показать лучшие произведения в области архитектуры и градостроительства, созданные за период 2020-2023 г. , разработанные с учетом «зеленых» стандартов и направленные на создание комфортной, экологичной и «устойчивой» городской среды. Участвовать в конкурсе могут архитекторы, градостроители, дизайнеры, реставраторы, архитектурные бюро, студии и мастерские, органы архитектуры и градостроительства, профессионалы и молодые специалисты и все, кто заинтересован в развитии архитектуры и градостроительства и расширения взаимодействия городов в этой сфере.
Оставить заявку на участие можно на сайте конкурса https://archnovation.ru/. Генеральный партнер проекта – D STUDIO.
(0+)
Регион: Нижний НовгородВсе новости раздела «Культура и искусство»
Граффити-художник Дмитрий Сумбаев с работой «АЗБУКА» представит Оренбуржье на фестивале «ФормART» Регион: Оренбург Лучшие стрит-арт-эскизы определены в регионах ПФО Регион: Нижний Новгород Победителями нижегородского марафона «Культурный район» стали 27 проектов Регион: Нижний Новгород Ульяновская область и Чувашия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере культуры Регион: Ульяновск Фестиваль сирийской культуры проходит в центре культуры «Рекорд» в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород «Фабрика Звёзд» состоялась в ЦУМе Регион: Нижний Новгород Приуроченные к Дню славянской письменности и культуры мероприятия пройдут в Нижнем Новгороде 24 мая Регион: Нижний Новгород Проект «Всем двором» снова стартует в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород Открытие Гарнизонного Дома культуры в ЗАТО Светлый в Саратовской области планируется летом 2023 года Регион: Саратов ИА «НТА Приволжье»Аналитика
Евгений Семенов: «Серьезный конкурент для губернатора Глеба Никитина»Интервью
«Сейчас перехватить информацию в цифровом потоке уже не представляет особо труда» «Я умею жить» «Нижегородский водоканал» запустил масштабные проекты по модернизации и строительству сетей»
Станции метро Нижние Мневники и Терехово :: Конкурсы
Конкурсы metrocompetition.ruАрхитектурно-проектный конкурс станций Московского метрополитена Нижние Мневники и Терехово
Даты проведения: 07.10.2015 – 01.02.2016
Конкурс завершен
ОрганизаторУправление градостроительства и строительства
Консультант КБ Стрелка
Вид конкурсаОткрытый, двухэтапный
Жюри:14 человек
Кузнецов Сергей Главный архитектор Москвы, председатель Архитектурного совета Москвы
Рябский Александр Архитектор, партнер архитектурного бюро ФАС(т)
Сеславинский Александр Заместитель руководителя — начальника Отдел строительства метро Московский метрополитен
Александр ВигдоровАрхитектор, Моспромпроект
Андрей БочкаревРуководитель Департамента строительства города Москвы
Анна МеркуловаПервый заместитель генерального директора, руководитель проекта, Мосинжпроект
Дмитрий ОвчаровОснователь архитектурного бюро Nefa Architects
Григорий РевзинАрхитектурный обозреватель и публицист
90 024Марсело Санц Координатор проектов Bustren PM
Михаил СолнцевДиректор МосгортрансНИИпроект
Николай ШумаковПрезидент Союза Московских Архитекторов
Николай ЛызловВице-президент Союза московских архитекторов
Василий ЦеретелиИсполнительный директор Московского музея современного искусства
Юлий БорисовГенеральный директор архитектурного бюро UNK project
900 24
ОБЪЕКТ КОНКУРС
Предметом конкурса является разработка Архитектурно-дизайнерской концепции пассажирских зон станций Московского метрополитена Нижние Мневники и Терехово в соответствии с требованиями, которые будут указаны в Техническом задании.
ЦЕЛЬ КОНКУРСА
Цель Конкурса — создание неповторимого образа станций Нижние Мневники и Терехово. Создатели лучших архитектурно-дизайнерских концепций будут привлечены к процессу разработки архитектурной части проектной документации при дальнейшей реализации проекта.
УЧАСТИЕ
К участию приглашаются архитекторы и дизайнеры, имеющие опыт разработки проектной документации интерьеров многофункциональных общественных пространств.
ВИД КОНКУРСА
Конкурс проводится в два этапа. В ходе Первого этапа Конкурсанты подают Заявки, из которых Жюри выбирает десять Участников для Второго этапа Конкурса. Конкурсанты, допущенные ко второму этапу, завершат подготовку своих архитектурных и художественных концепций, на основе которых затем будут выбраны победители.
НАГРАДЫ
Каждому из десяти участников, выбранных по результатам Заседания Жюри Первого этапа, возвращается 318 750 рублей (с учетом НДС).
ПРАВО НА АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ
Исключительные права на Архитектурно-Художественную концепцию принадлежат Участникам и не приобретаются Заказчиком автоматически в рамках Конкурсной процедуры. Заказчик получает права публикации Архитектурной и Художественной концепций.
ЯЗЫК КОНКУРСА
Все заявители, зарегистрированные на сайте, получают доступ к документации Конкурса на русском и английском языках. На первом этапе Конкурса эскизы могут быть представлены на английском или русском языках. На Второй этап Конкурса предложения должны быть представлены Участниками только на русском языке.
metrocompetition.ru
Первый этап
18 ноября были определены финалисты.
В ходе первичного отбора поступила 121 заявка от российских и иностранных компаний из 16 стран. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, когда прошел первый конкурс проектов станций «Солнцево» и «Новопеределкино».
Финалисты:
От станции «Нижние Мневники»:
- Архитектурное бюро Т. Башкаева (Россия),
- Снежкин Георгий Сергеевич (Россия),
- Архитектурное бюро Практика (Россия),
- БюроМосква (Россия),
- Незнамов Александр Викторович (Россия),
- Траян Бомпа (Франция).
От станции «Терехово»:
- Архитектурное бюро Gerber Architekten International (Германия),
- Волков Евгений Александрович (Россия),
- Архитектурное бюро Variant Studio (Латвия),
- Александр Мергольд (США).
На следующем этапе участники должны закончить свои проекты и представить их жюри, которое выберет лучший концептуальный дизайн для каждой станции. Каждый из двух победителей, имена которых будут объявлены в феврале следующего года, получит право подписать договор с проектировщиком об использовании своих архитектурных решений при проектировании станций метрополитена.
Победители
28 января на заседании Жюри были подведены итоги архитектурно-проектного конкурса станций Московского метрополитена Нижние Мневники и Терехово.
Победителями были выбраны следующие исполнители:
НИЖНИЕ МНЕВНИКИ — Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Концепция «Нижних Мневников», разработанная Бюро Тимура Баша каев предложил обыграть современную конструктивную схему новыми пространственное решение, которое до сих пор не применялось ни на одной из столичных станций.
Эскалаторы расположены внутри космической станции, как бы в едином атриуме, соединяющем кассовые залы с платформой. Они подчеркивают два ярко-красных «тыловых объекта», соединяющих элементы конструкции. Увеличивается количество эскалаторов на устройстве береговой станции.
Инновационные объемные решения «Нижних мневников» подчеркнуты необычным внешним видом вокзала, от отделки которого отказываются архитекторы, оставляя фактуру бетона.
ТЕРЕХОВО — Buromoscow
Тема для станции «Терехово» изначально родилась как решение для «Нижних Мневников», отсылая к соседнему Парламентскому комплексу. «Люди как столпы демократии» появились на колоннах в виде силуэтов, нарисованных светоотражающими красками. Впоследствии решение было спроецировано на станцию «Терехово». Наземные вестибюли представляют собой огромные порталы, парящие внутри буквы «М», которая хорошо читается издалека. Подземное пространство за счет использования белого бетона и встроенного освещения становится светлым и наполняется воздухом, как легкий туман. Образ, по мнению архитекторов, отсылает к форме «Электрозаводской» и «Бабушкинской» с большими светлыми пространствами, где пассажир является ключевым элементом. В советском дизайне метро «Терехово» использованы такие элементы, как поручни и скамейки, отделанные знакомым светлым дубом.
Публикации по теме
Станцию метро «Физтех» украсят конусообразными колоннами
19.01.2023
Станция Тютчевская будет построена в эстетике экспрессионизма
20.06.2022
Утвержденный МСА проект делового комплекса у метро «Савеловская»
21. 03.2022
Станцию «Крымская» украсят светильниками «Чайки и паруса» и художественными композициями
27.09.2021
Сергей Кузнецов представляет новые проекты в масштабах огромного мегаполиса
22.09.2021
Большой арт-кластер появится у метро «Римская»
11.06.2021
ПОДРОБНЕЕ …
Любич юрий юП агенты | ПатентГуру
Назад
- Фильтр
- История поиска
Дата подачи
—
Дата публикации
—
Изобретатель
МПК (секция)
МПК (класс)
МПК (подкласс)
МПК (группа)
МПК (подгруппа)
Агентство
Номер претензии
Номер фигурки
Количество цитирований
Мои документы
- Все
- Архив
- Узнать больше См. меньше
- Новый тег
Мой взгляд
- Отмеченный
Моя группа ключевых слов
- Группа ключевых слов
Настройка
Настройки партнера
- Фильтр
- Расширенный
- Сохранить
- Команда
- Подсветка
- Анализ
- Сплит
- Сравнить
- Экспорт
- Скачать
- Оповещения
- Слияние
- Поделиться
- Электронная почта
- Настройки дисплея
- Сохранить поиск
- Правила слияния семей
- Порядок времени Самое раннее приложение Последнее приложение Самая ранняя публикация Последняя публикация
- Приказ учреждения CNUSEP
- Номер заявки Правила слияния
- Предыдущие патенты Заявка Патент
Пожалуйста, не нажимайте назад и не закрывайте это окно, пока мы обрабатываем ваш заказ.
- Полный текст
- МПК
- Полный текст
- МПК
1. Диапазон экспорта
- Выбранные документы (общий )
- От к (общий 2 )
2. Поля Библио
Выбрать все Перезагрузить
Номер документа Заголовок Ссылка
Дата подачи Дата приоритета Дата публикации Реферат Правопреемник(и) МПК Заявление(я) Изобретатель(и) Простая семья Расширенная семья3. Текущая квота
3000 записей Истекает через 1 месяц
Максимум 1000 записей на загрузку.
$ 9,90
15000 записей Истекает через 1 месяц
Максимум 1000 записей на загрузку.
$ 39,90
30000 записей Истекает через 12 месяцев
Максимум 1000 записей на загрузку.
69,90 $
1. Диапазон экспорта
- Выбранные документы (всего 0)
- От к (всего 2 )
2. Формат экспорта
3.Скачать структуру папок с файлами
В одной папке (под корнем) Папка отсортирована по годам
4.Текущая квота
1000 записей Истекает через 1 месяц
Максимум 1000 записей на загрузку.
$ 9,90
5000 записей Истекает через 1 месяц
Максимум 1000 записей на загрузку.
$ 39,90
10000 записей Истекает через 12 месяцев
Максимум 1000 записей на загрузку.