Нимейер архитектор: Оскар Нимейер — мастер железобетонных кривых

«Гни свою линию»: 114 лет со дня рождения Оскара Нимейера

Архитекторы

Архитектор Оскар Нимейер на фон созданного им кресла. Декабрь, 1977.

Фото
Getty Images

Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer) родился 15 декабря 1907 года в Рио де Жанейро. Классик модернизма XX века, Нимейер был настоящим «поэтом архитектуры», только вместо слов он использовал бетон, стекло и металл. Ученик и соратник Ле Корбюзье (Le Corbusier), создатель собственного стиля, во многом определившего облик современной архитектуры, Нимейер утверждал, что изогнутые линии его сооружений навеяны чувственными изгибами форм бразильских женщин.

Здание музея современного искусства в Нитерое — одна из самых невероятных построек Нимейера. В глаза бросается сходство сооружения с НЛО. Бетонная «летающая тарелка» диаметром 50 метров зависла над землей, как в фантастическом фильме. «Инопланетный» характер постройки подчеркивает величественный ландшафт. Здание стоит на каменистом обрыве, возвышаясь над водной гладью залива Гунабара. Строительство музея длилось с 1991 по 1996 годы, когда он открылся Нимейеру было 89 лет и многие думали, что это последний большой проект архитектора. Но мастер продолжал творить даже перешагнув столетний рубеж.

Фото
Getty Images

Инопланетные мотивы в архитектуре Нимейера породили легенды о его «неземном происхождении», которые он охотно поддерживал. Фантастические теории подкреплялись невероятной по земным меркам работоспособностью и плодовитостью архитектора. Масла в огонь подлила беспрецедентно долгая жизнь мастера. Нимейер немного не дожил до 105 лет, оставаясь творчески и социально активным.

Здание музея Оскара Нимейера в бразильском городе Куритиба (1967-2003) получило прозвище «Глаз». Музей «Всевидящее око», как его еще называют, стал эмблемой Куритиба — самого молодого города страны, признанного ее экологической столицей. Экспозиции посвящены современному искусству, видеоарту, архитектуре и дизайну. Несмотря на ассоциацию с глазом, сам автор считал, что в изгибах здания зашифрованы округлости женских бедер и груди.

Фото
Getty Images

Оскара Нимейера называют последним классиком модернизма, а он считал себя «последним коммунистом на Земле». Нимейер построил город будущего Бразилиа, новую столицу своей страны практически с нуля. Архитектурный комплекс внесен в лист Всемирного наследия ЮНЕСКО, где стал самым молодым в списке.

В 1956 году новый президент Бразилии Жуселину Кубичек решил перенести столицу из Рио-де-Жанейро в Бразилиа. Новый город строился фактически на голом месте. Разработать и воплотить амбициозный проект было поручено Лусио Коста и Оскару Нимейеру. Коста создал генплан, а Нимейер основные общественные здания. В их числе — Дворец правосудия, Министерство иностранных дел, президентскую резиденцию и визитную карточку Бразилиа — Дворец национального конгресса. Форма здания символизирует две палаты бразильского парламента. Нижняя и верхняя палаты заседают внутри белых полусфер, их разделяют административные башни.

Фото
Getty Images

Почетный член Академии художеств и лауреат Притцкеровской премии Оскар Нимейер не спешил осваивать новые технологии: «Мне не нужен компьютер, я все делаю от руки: пишу книги, черчу, рисую. Мои кривые ручной работы», — с гордостью говорил он.

Самба и футбол — важные ценности в жизни бразильцев. В детстве Нимейер проводил много времени на пляже, играя в футбол. Как и все бразильцы он обожал наблюдать за красочными карнавальными шествиями и танцами. Проспект с трибунами «Самбадром» был построен Нимейером в 1984 году. Сейчас здесь проходят соревнования школ самбы, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира. Перед Олимпиадой в Рио 2016 года «Самбадром» был реконструирован, став одной из площадок спортивных состязаний Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

Фото
Getty Images

Оскар Нимейер на фоне строящегося Кафедрального собора в Бразилии.

Источником вдохновения для Кафедрального собора в Бразилии (1960-1970) Нимейеру послужило здание Ливерпульского собора. Купол собран из шестнадцати «парящих» колонн, символизирующих руки, воздетые к небу. Промежутки между колоннами отделаны витражами. Внутреннее пространство заполнено светом, для большего эффекта архитектор создал длинный, темный коридор перед входом в помещение. Из-за того, что Нимейер атеист, католическая церковь долго отказывалась освящать собор. Именно за этот проект в 1988 году Нимейер получил главный «архитектурный Оскар» — Притцкеровскую премию.

Фото
Getty Images

Нимейер держался на равных с президентами и министрами, никогда не заискивая перед власть имущими. На закате дней, он считался чрезвычайно важной персоной в Бразилии, его мнения спрашивали по любому вопросу и он охотно комментировал различные сферы жизни. Он скончался 5 декабря 2012 года, не дожив всего десять дней до своего 105-летия. Незадолго до этого он удивил всех необычной коллаборацией с молодежной маркой Converse, для которой архитектор разработал авторский дизайн кед.

Кеды, дизайн Оскара Нимейера для Converse.

Обувь украшал рукописный стихотворный текст его собственного сочинения: «Не прямой угол привлекает меня и не прямая линия, жесткие и негибкие, созданные человеком, но свободные и чувственные кривые, что нахожу я в гористом пейзаже моей страны, в излучинах ее рек, в изгибах тела любимой женщины»

До 1992 года белоснежный павильон с красным «языком» в Сан-Паулу служил зданием мэрии города. Постройка Маноэль да Нобреа (Pavilion de Manoel da Nóbrega) входит в архитектурный комплекс, построенный Нимейером в 1954 году на территории парка Ибирапуэра. Проект был посвящен празднованию 400-летнего юбилея Сан-Паулу. В 2002 году Нимейер с партнерами произвели реконструкцию здания, теперь здесь располагается музей.

Фото
Getty Images
«Мне не нужен компьютер, я все делаю от руки»

Изогнутый волной жилой дом «Копан» в Сан-Паулу был построен Нимейером в 1951-1965 годах. 32-х этажное здание вмещает отель, гараж с садом на крыше, в нижнем ярусе находится торговый пассаж и рестораны. Фотографии «Копана», разошедшиеся по миру, повлияли на начинающих архитекторов, предложив альтернативу прямоугольным многоэтажным домам.

Фото
Getty Images

Мирошник Лариса

Архитектор Оскар Нимейер: его здания похожи на корабли пришельцев

26.08.2022

286 Просмотров , 0 Комментариев

Оскар Нимейер родился в Рио де Жанейро в 1907 году, и в 1934 году окончил архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств. Он был настоящим «поэтом архитектуры». Классик модернизма XX века вместо слов использовал бетон, стекло и металл. Его проекты называли кораблями пришельцев. Нимейер – создатель собственного

стиля

, во многом определившего облик современной архитектуры.

Нимейера называют последним классиком модернизма. Он построил город будущего Бразилиа. Архитектурный комплекс внесен в лист Всемирного наследия ЮНЕСКО. Оскар не спешил осваивать современные технологии, он предпочитал создавать все свои работы от руки.

Первым проектом Оскара Нимейера стало Министерство просвещения и здравоохранения. Как позднее отмечал архитектор, с этого проекта началась бразильская национальная школа современной архитектуры.

Нимейер, как и все бразильцы, любил футбол и карнавалы. В 1984 году он построил Проспект с трибунами «Самбадром». В 2016 году перед олимпийским играми Проспект реконструировали – он стал площадкой для проведения соревнований. В настоящее время на «Самбадроме» проводят соревнования школ самбы, на которые съезжаются посмотреть многочисленные туристы.

Оскар также стал автором бразильского Кафедрального собора, купол которого собран из шестнадцати «парящих» колонн, символизирующих руки, воздетые к небу. Пространство между ними оформлено витражами. Именно за этот проект Нимейер получил Притцкеровскую премию.

В 50-60 годах прошлого столетия Нимейер построил 32-х этажное здание, изогнутое волной. В нем разместились отель, торговый пассаж, рестораны, гараж и сад на крыше.

В 1956 году новый президент Бразилии Жуселину Кубичек решил перенести столицу из Рио-де-Жанейро в Бразилиа. Город строился практически на голом месте. Создание проекта было поручено Лусио Коста и Оскару Нимейеру. Нимейер занимался проектированием основных общественных зданий.

Главной заслугой Оскара стала его приверженность к свободе творческого самовыражения. Его стиль неповторимый, криволинейный, напоминающий нам что-то далекое, космическое.

Оскар Нимейер обладал невероятной работоспособностью. Он оставался социально и творчески активным практически до конца своей жизни, а прожил он почти 105 лет.

Популярное Обсуждаемое

Мебель из МДФ или ДСП. Что лучше?

128760 Просмотров
0 Комментариев

«Теплый пол» без горячей воды и электричества в частном доме: секреты наших предков

128069 Просмотров
0 Комментариев

Механизмы трансформации диванов. Какие они бывают и чем отличаются?

87334 Просмотра
0 Комментариев

Ламинат на стене в интерьере

61202 Просмотра
0 Комментариев

Дизайн в современном стиле в узкой прихожей

59833 Просмотра
0 Комментариев

Притцкеровской премии | Международная архитектурная премия

Похожие темы:
архитектура
Выдающиеся лауреаты:
Фрэнк Гери Заха Хадид Фрай Отто Рем Колхас
Связанные факты и данные:
Сиднейский оперный театр — факты

Просмотреть весь связанный контент →

7 марта 2023 г. , 18:50 по восточному времени (AP)

Притцкеровская премия присуждена британскому архитектору Чипперфилду

Притцкеровская премия в области архитектуры была присуждена британскому архитектору и градостроителю Дэвиду Алану Чипперфилду, которого во вторник наградили за «приверженность архитектуре сдержанной, но преобразующей гражданской активности».

Притцкеровская премия , полностью Притцкеровская премия за архитектуру , международная награда, присуждаемая ежегодно за вклад живого архитектора. Ее часто называют Нобелевской премией по архитектуре.

Притцкеровская премия была учреждена в 1979 году Джеем и Синди Притцкер из Чикаго, которые финансировали ее как фонд через свой семейный бизнес Hyatt Corporation. Первоначальная заявленная цель премии заключалась в том, чтобы привлечь внимание общественности к архитектуре и архитекторам и поддержать представление о том, что здания имеют реальное влияние на жизнь людей.

Премия была предназначена для награждения архитекторов за выполненную ими работу в полном объеме.

С 1979 года ежегодно независимое жюри, состоящее из восьми человек, состоящее из критиков, практикующих архитекторов и меценатов, выбирает победителя. Для присяжных не установлены сроки, которые входят в состав жюри по приглашению и уходят в отставку, когда захотят. Среди известных присяжных были Дж. Картер Браун, бывший директор Национальной художественной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия; итальянский бизнесмен Джованни Аньелли; архитектурный критик Ада Луиза Хакстейбл; искусствовед Кеннет Кларк; и крупные архитекторы, такие как Филип Джонсон (первый лауреат премии), Маки Фумихико, Фрэнк О. Гери и Сезар Пелли.

Любой лицензированный архитектор может выдвинуть кандидата, связавшись с исполнительным директором жюри. Режиссер также активно ищет кандидатуры от критиков, ученых, специалистов в смежных областях и членов жюри. В рамках процесса обсуждения, которое проходит в начале года, члены жюри посещают многие здания архитекторов, выдвигаемых на соискание премии.

Эта полевая работа является особенно положительным аспектом премии и отличает ее от других наград, которые основаны исключительно на фотографиях.

Притцкеровская премия включает в себя кошелек в размере 100 000 долларов и, до 1987 года, скульптуру Генри Мура, выпущенную ограниченным тиражом; в последующие годы она была заменена бронзовой памятной медалью. Премия вручается на церемонии, обычно в мае каждого года, на архитектурно значимом месте. Только три раза было выбрано два победителя: 1988 г. (в честь 10-летия премии), 2001 и 2010 гг. (в знак признания обоих партнеров архитектурной фирмы). Прошлые победители являются одними из самых важных фигур в архитектуре конца 20-го и начала 21-го века. Для лауреатов Притцкеровской премии,

см. таблицу .

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Оскар Нимейер | Architectuul

1 из 13Niemeyer CentreIbirapuera AuditoriumМузей современного искусства NiteroiМемориал Латинской АмерикиПросмотреть все работы

«Я считаю, что архитектура — это изобретение. И именно под этой призмой я делаю свои проекты, всегда ищу красивые, выразительные, разные и неожиданные решения. Архитектор — такой же гражданин, как и любой другой, всегда готовый служить любой представленной ему программе, постоянно осознавать потребность общества в изменении, в построении справедливого и солидарного мира».

Оскар Рибейро де Алмейда Нимейер Соарес Филью (15 декабря 1907 г. — 5 декабря 2012 г.) — бразильский архитектор, считающийся одним из самых важных имен в международной современной архитектуре и первым, кто исследовал формальные возможности железобетона исключительно из-за его эстетики. влияние. Он также был большим сторонником идей Ле Корбюзье об архитектуре как таковой.

Его здания часто характеризуются просторностью и открытостью, смешением объемов и пустого пространства для создания нетрадиционных узоров.

Молодость

Оскар Нимейер взял свою немецкую фамилию от немецкой бразильской бабушки с корнями в Ганновере, Германия. Он родился в городе Рио-де-Жанейро в 1907 году в районе Ларанхейрас, на улице, которая позже получит имя его деда. Свою юность он провел как типичный молодой кариока того времени: богемный и относительно безразличный к своему будущему.

Он начал работать в типографском доме своего отца и поступил в Школу изящных искусств (Бразилия), которую окончил в 19 г. по специальности инженер-архитектор.34. В то время у него были финансовые трудности, но он решил бесплатно работать в архитектурной студии Лусио Коста и Карлоса Леао. Он был недоволен архитектурой, которую видел на улицах, и считал, что сможет найти там карьеру.

В 1945 году он вступил в Коммунистическую партию Бразилии, а в 1992 году стал ее председателем. Нимейер был мальчиком во время русской революции 1917 года, а ко Второй мировой войне он стал молодым идеалистом. Во время военной диктатуры в Бразилии его офис подвергся обыску, и он был вынужден эмигрировать в Европу. Сообщается, что тогдашний министр воздухоплавания сказал, что «место для коммунистического архитектора — Москва». Он посетил СССР, встретился с различными социалистическими лидерами и стал личным другом некоторых из них. Фидель Кастро однажды сказал: «Нимейер и я — последние коммунисты на этой планете».

Первые работы

В 1936 году, в возрасте 29 лет, Лусио Коста был назначен министром образования Густаво Капанемой архитектором новой штаб-квартиры Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В 1939 году Нимейер возглавил группу архитекторов (Лусио Коста, Карлос Леао, Афонсо Эдуардо Рейди, Хорхе Морейра, Эрнани Васконселлос и Нимейер, а Ле Корбюзье выступил в качестве консультанта), ответственных за министерство, взявшее на себя задачу формирования «novo homem, Brasileiro e moderno» (новый человек, бразильский и современный). По просьбе Нимейера штаб-квартира была переименована в Паласио Густаво Капанема в 1985. Это был первый в мире модернистский небоскреб, спонсируемый государством, и гораздо большего масштаба, чем все, что Ле Корбюзье построил до того времени.

Построенное в 1943 году, когда ему было 36 лет, здание, в котором размещался регулирующий и управляющий бразильской культурой и культурным наследием, развивало элементы того, что должно было стать признанным бразильским модернизмом. В нем использовались местные материалы и методы, такие как азулежу, связанные с португальской традицией; корбюзийский brises-soleil, революционизированный, сделанный регулируемым и связанным с мавританскими затеняющими устройствами колониальной архитектуры; смелые цвета; тропические сады Роберто Бурле Маркса; императорская пальма (Roystonea oleracea), известная как бразильский орден; дальнейшие намеки на иконы бразильского пейзажа; и специально заказанные работы бразильских художников.

В 1939 году, в возрасте 32 лет, Нимейер вместе с Лучио Костой спроектировал бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке (выполнен в сотрудничестве с Полом Лестером Винером). Впечатленный казненным павильоном, мэр Фиорелло Ла Гуардиа вручил Нимейеру ключи от города Нью-Йорка. Коста объяснил, что бразильский павильон принял язык «изящества и элегантности», легкости и пространственной текучести, открытого плана, изгибов и свободных стен, которые он назвал «ионическими», противопоставляя их современной строгой модернистской архитектуре, которую он назвал «дорической». ‘. К середине двадцатого века бразильский архитектурный модернизм был признан Рейнером Банхамом первым национальным стилем в современной архитектуре. Международные архитектурные издания XIX в.40-е и 1950-е годы посвятили сотни дифирамбических страниц «избранной земле самой оригинальной и самой смелой современной архитектуры», за которыми последовали монографии об отдельных архитекторах, таких как Нимейер и Аффонсо Эдуардо Рейди.

1940-е и 1950-е

В 1947 году, в возрасте 40 лет, его всемирное признание было подтверждено, когда Нимейер отправился в Соединенные Штаты, чтобы стать частью международной группы, работающей над дизайном штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. «Схема 32» Нимейера была одобрена Советом по проектированию, но в конце концов он уступил давлению Ле Корбюзье, и вместе они представили проект 23/32 (разработанный с Бодянским и Вайсманном), в котором сочетались элементы схем Нимейера и Ле Корбюзье. но в первую очередь был основан на схеме Нимейера. Несмотря на настойчивые требования Ле Корбюзье продолжать участие, концептуальный проект штаб-квартиры Организации Объединенных Наций (схема 23/32), одобренный Советом, был реализован директором по планированию Уоллесом Харрисоном и Максом Абрамовицем, тогда еще партнерством.

В прошлом году Нимейер получил приглашение преподавать в Йельском университете; однако ему было отказано в визе. В 1950 году в США вышла первая книга о его творчестве Стамо Пападаки. В 1953 году в возрасте 46 лет Нимейер был выбран на должность декана Гарвардской высшей школы дизайна. Его членство в коммунистической партии означало, что ему во второй раз отказали во въезде в Соединенные Штаты.

Ссылка и проекты за границей

Левая позиция Нимейера (он был убежденным сталинистом) дорого стоила ему во время военной диктатуры. Его офис был разграблен, штаб-квартира журнала, который он координировал, была уничтожена, его проекты таинственным образом стали отклоняться, а клиенты исчезли. В 1965, двести профессоров, в том числе Нимейер, потребовали увольнения из Университета Бразилиа в знак протеста против отношения правительства к университетам. В том же году он поехал во Францию ​​на выставку в музей Лувр. В следующем году Нимейер переехал в Париж. Также в 1966 году, в возрасте 59 лет, он отправился в город Триполи, Ливан, чтобы спроектировать Международный постоянный выставочный центр. Несмотря на завершение строительства, начало гражданской войны в Ливане помешало ему полностью реализоваться. Он открыл офис на Елисейских полях и имел клиентов в разных странах, особенно в Алжире, где он спроектировал Университет науки и технологий. Хуари Бумедьен. В Париже он создал штаб-квартиру Коммунистической партии Франции на площади полковника Фабьена, а в Италии — издательскую компанию «Мондадори». В Фуншале на Мадейре, 19Гостиница 19-го века была снята Нимейером для постройки казино. Еще одним выдающимся его проектом была Государственная мечеть Пенанга в Джорджтауне, столице штата Пенанг, Малайзия, в 1970-х годах.

Находясь в Париже, Нимейер начал проектировать мебель, которую производила Mobilier International. Он создал кресло и пуфик из гнутой стали и кожи в ограниченном количестве для частных клиентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *