неугомонный покоритель высот – Солонеба
Создание, завоевание, поиск красоты – вот что составляет смысл моей работы.
Норман Фостер
Норман Фостер – урбанизированный эстет до мозга костей. Он обожает мегаполисы, испытывая в городской среде необъяснимый прилив вдохновения. В своих проектах он использует открытые пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободных пространств и изысканную деталировку. Многие из его построек стали символами Лондона, Парижа, Москвы, Гонконга. Несмотря на то, что именитый британец является одним из основоположников стиля хай-тек, он несколько отстранённо отзывается о своих отношениях с этим направлением: «Всё зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощрённой технологией ради неё самой, тогда я буду категорически отрицать, что я архитектор хай-тека».
Норман Фостер / photo by Will Bremridge / willbphoto. comИз грязи в князиАрхитектура – это слияние конструктивного и духовного. Если пространства, которые мы создаем, не трогают душу и сердце, то они обращаются лишь к одной функциональной части. Высокотехнологичные здания могут быть созданы с той же нежной любовью, как и те, что сделаны из кирпича и древесины.
Норман Фостер
Не особо углубляясь в хронологические детали, стоит всё же отметить некоторые факты биографии Нормана Роберта Фостера, повлиявшие на формирование взглядов одного из наиболее экстраординарных зодчих планеты. Сколь бы странным это не казалось, но Фостер, ныне лауреат Императорской и Притцкеровской премий, возведённый королевой в рыцарское звание и имеющий титул лорда берега Темзы, – выходец из обыкновенной рабочей семьи. Его отец был маляром, а мать – англичанка с цыганскими корнями – работала на заводе. По воспоминаниям Нормана, в предместье Манчесстера, где он родился и провел юность, физический труд ценился куда выше интеллектуального: «Здесь было принято работать руками. Если ты хотел учиться – ты был не таким, как все. У выходцев из района, где я рос, было столько же шансов попасть в университет, сколько стать папой римским».
Самому себе Норман запомнился как ребенок немного замкнутый, обидчивый и нередко подвергающийся нападкам со стороны сверстников. С детства он увлекался техникой – паровозами и самолетами (любовь к летательным аппаратам уже в зрелом возрасте станет его главным хобби). За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об известном архитекторе и ландшафтном дизайнере Фредерике Гибберде. Благодаря этой книге юноша получил возможность ознакомиться с творениями ведущих градостроителей того времени – Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. Как следствие, мальчишеская заинтересованность архитектурой сначала переросла в увлеченность, а позже стала, без преувеличения, делом всей его жизни.
По окончании школы Норман на некоторое время устроился клерком в Манчестерское городское казначейство. И хоть работа там была монотонной, однако запомнилась она ему надолго, в первую очередь благодаря самому зданию муниципалитета, построенному в стиле викторианской псевдоготики. Позже Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС, не оставляя при этом мысли связать свою судьбу с архитектурой. Реализовывать свои творческие амбиции он начал практически сразу после армии.
Самым ярким послеармейским периодом стало обучение на платном отделении Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. На первых порах, чтобы оплатить учебу, Фостеру довелось подрабатывать продавцом мороженого и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря незаурядным способностям, проявленным в учёбе, и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом. После окончания университета выпал шанс продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета, где он получил степень магистра, а также познакомился со своим будущим партнером Ричардом Роджерсом. Практически с этого момента Норман Фостер стал активно закладывать камни в основание собственного проектного бизнеса, которому суждено было стать настоящей архитектурной империей.
Заглядывая в будущееОдной из главных удач Фостера было знакомство и сотрудничество со строительным инженером, философом-футуристом и просто чудаковатым американским ученым Ричардом Бакминстером Фуллером. В то время большинство архитектурных находок Фуллера подвергались сильной критике, а сам изобретатель, посвятивший свою жизнь изучению шансов человечества на долгосрочное и успешное выживание на планете Земля, считался безнадежным утопистом. Хотя на самом деле фуллеровские идеи были провидческими: он верил, что человеческие сообщества вскоре будут полагаться в основном на возобновляемые источники энергии, такие как электричество из солнечного света и энергии ветра. Кроме того, он лелеял надежду на наступление эры «всеуспешного образования и обеспеченности человечества». Норман Фостер, вопреки бытующим нравам, узрел в экологических идеях своего безумного учителя единственно возможный путь становления современных городских джунглей.
Читайте также: 25 поразительных цитат Баки Фуллера
Перекрытие-оболочка двора Британского музея (реконструкция), 2000 / photo by Andrew Dunn / wikimedia. org
В конце 1960‑х Фостер совместно со своей супругой Венди основал фирму Foster Associates. Внимая советам Фуллера, начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки – системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих мембрану, при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30‑40 метров с минимальными затратами материалов. И хотя сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским инженером Владимиром Шуховым, активно использовать их в своем творчестве Фостер начал именно с подачи Фуллера. Как учитель и ученик, а позже как равноправные партнеры, архитекторы работали вместе вплоть до смерти Фуллера в 1983 году.
Прозрачность мыслиОдним из первых по значимости проектов Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира британской страховой компании Willis Faber & Dumas. Стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша покрыта зеленой лужайкой. Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который выполнял функцию теплоотвода, демонстрировали постоянное внимание к энергетическим аспектам и социальной составляющей архитектуры. Уже тогда почерк Фостера был узнаваем: он отдавал предпочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются практически к любым формам.
- Абердинская Бизнес-школа Университета Роберта Гордона, 1994-1998, Foster + Partners
- Часовня Ватикана / Павильон Святого Престола, Венецианская архитектурная биеннале 2018, Foster + Partners
Авторитет компании Фостера, переименованной в 1990 году в Foster + Partners, постоянно рос, что позволило предлагать клиентам всё более сложные и неординарные проекты офисных, промышленных, жилых, культурных и инфраструктурных объектов. В ряду наиболее смелых решений – первый небоскреб вне территории Северной Америки, главный офис Шанхайского банка в Гонконге. Здесь Фостером была разработана новая особенность возведения небоскребов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура давала возможность создавать еще более высокие башни, чем прежде. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, сегодня стало символом Гонконга как крупного мирового финансового центра.
Рейхстаг, новый немецкий парламент (реконструкция), 1999, Foster + PartnersВ числе знаковых работ Фостера – реконструкция Рейхстага в Берлине. Зодчий постарался восстановить все пласты истории и даже сохранил надписи на стенах, оставленные советскими солдатами. Реконструкция оставила многие фрагменты старого Рейхстага (например, были восстановлены внутренние дворы). В других частях строения было предложено создать современный прозрачный интерьер, повышающий освещенность внутренних пространств. Кроме того, в здании была применена радикально новая энергоэффективная система. Для производства электроэнергии здесь используется растительное масло вторичного употребления. Горячая вода хранится в подвалах и может подаваться в помещения по мере необходимости.
Таким образом, здание находится на самообеспечении круглогодично. Главной же достопримечательностью и, по сути, огромным аттракционом стал купол Рейхстага, внутри которого проходит широкая лестница с перилами. Винтовые пандусы ведут к смотровой платформе, с которой открывается панорама столицы Германии. Сотни зеркал улавливают дневной свет и направляют его в зал заседаний парламента, который расположен внизу, под стеклянными перегородками. А люди, находящиеся под куполом, могут наблюдать заседание конгресса, что само по себе является метафорой прозрачности современной германской политики.
Старт третьего тысячелетия вдохновил архитектора на новые открытия. Он спроектировал символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы собственный стиль. Любимое словцо в архитектурном словаре Нормана Фостера – sustainability. Оно обозначает устойчивость и независимость одновременно. Архитектура, по его мнению, должна черпать силы в себе самой, в солнце, ветре, дожде и окружающей её действительности.
В полной мере эти воззрения воплотились в 40‑этажной башне Мэри-Экс, расположенной в финансовом центре Лондона и устремленной в высоту на 180 м. За необычную форму она прозвана в народе «корнишон» или просто «огурец». Одна из самых оригинальных современных построек в мире возводилась для штаб-квартиры швейцарской страховой фирмы Swiss Reinsurance Company и известна также как башня Swiss Re. Башня построена с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме огурца устойчива к воздействию ветра и, следовательно, снижает нагрузку на стены и освобождает большие пространства внутри здания. В основу проекта легли столь лелеемые Фостером идеи экологичности и рациональности как при строительстве, так и при эксплуатации здания.
Полеты наявуГоворя о своих принципах работы, Фостер часто обращается к принципам холизма, и это сразу расставляет все по своим местам. Холический значит «цельный», «целостный». Здание как единый организм – мир как единый организм. Исходя из подобной теории, все проекты Нормана Фостера – будь то стадион Уэмбли или центральный вокзал в Дрездене, малайзийский жилой комплекс «Тройка» в Куала-Лумпуре или казахский развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане, вантовый виадук Мийо во Франции или пешеходный мост Тысячелетия в Лондоне, аэропорты в Гонконге или Пекине, город будущего Масдар-Сити в Абу-Даби или же проект строительства лунных жилищ (заказанный Европейским космическим агентством) – являют собой части единого целого. Ведь с точки зрения холизма отдельные предметы и явления имеют смысл только как часть общности, своего рода микрокосм в макрокосме.
Проект строительства лунных жилищ, 2012, Foster + PartnersВероятнее всего, столь глобальный подход стал возможен благодаря еще одной страсти Фостера – авиации: «Полет открывает вам перспективу, взгляд на природу, город. И, помня о том, что вы увидели сверху, вы начинаете больше ценить и чувствовать природу, мыслить универсальными категориями». Каждый раз неугомонный зодчий берет новые высоты не только метафорически (в плане характеристики его архитектуры), но и буквально. В свои 80 с хвостиком Норман Фостер никак не может отказаться от полетов на планерах, вертолетах и даже реактивных истребителях, на которых он, несмотря на возраст, способен выписывать фигуры высшего пилотажа. На этой взаимосвязи – романтичного хобби и не менее романтичного призвания – и зиждется многоуровневая философия неугомонного покорителя высот.
- Официальный сайт архитектурного бюро Foster + Partners: fosterandpartners.com
- На титульной фотографии: Норман Фостер / photo by Yukio Futagawa / from normanfosterfoundation.org
Норман Фостер и его зеленая повестка дня (выступление на конференции DLD 2007 в Мюнхене, Германия)
architect architecture Baron Foster of Thames Bank England Frank Lloyd Wright Frederick Gibberd high-tech Le Corbusier Norman Robert Foster Praemium Imperiale Pritzker Architecture Prize Richard Buckminster Fuller Richard Rogers TED Vladimir Shukhov архитектор архитектура Бакминстер Фуллер Великобритания Владимир Григорьевич Шухов Императорская премия Ле Корбюзье Норман Фостер Прицкеровская премия Ричард Бакминстер Фуллер Ричард Роджерс Фредерик Гибберд Фрэнк Ллойд Райт хай-тек
Экологичный хай—тек | Архитектор Норман Фостер.
Архитектура и строительство. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМАрхитектура и градостроительство придуманы не только для того, чтобы творить обитаемую среду для населения, но и как средство эстетического удивления оного. Издавна зодчие принялись украшать здания колоннами, пилястрами и лепниной, но рациональная эпоха порождает рациональную архитектуру.
Современная архитектура должна выглядеть сочетанием трёх ЭК: быть эксклюзивной, экономичной и экологичной. Примерно такой, как её представляет и предлагает британский мэтр Норман Фостер, понастройвший своих экологичных див не только в родном Лондоне, но и по всему миру.
Сэр бесшабашный башнестроитель
Нормана Фостера не назовёшь безбашенным — на его счету не только стадион «Уэмбли», крупнейший аэропорт мира в Пекине и реконструированный берлинский рейхстаг, но и множество башен, выдающихся буквально — в небо. Его фирма «Foster&Рагtners» — одна из крупнейших архитектурных компаний мира, имеющая реализованные объекты в 48 странах мира.
Одним из первых впечатляющих небоскрёбов Фостера считается 43 этажное здание Шанхайского банка, возведённое в Гонконге в 1985 году. И ныне 179 метровая башня украшает урбанистический пейзаж Сянгана, воссоединённого с материковым Китаем и переименованного Гонконга.
В середине 90 х по проекту сэра Фостера построено 259 метровое здание «Коммерцбанка» во Франкфурте на Майне. Пока это самая высокая в Европе башня из стекла и бетона с роскошными зимними садами внутри. Стеклянный фасад пропускает до 85% солнечного света — его хватает не только для требовательных растительных экзотов, но и для яркого естественного освещения самых углубленных офисов здания.
Норман Фостер архитектор, лауреат Императорской и Прицкеровской премии.
Талант английского архитектора породил уникальную многогранную башню «Hearst Headquaters» в Нью Йорке — офисное здание с внутренними садами и водопадами, возведенное над зданием 1920 х годов, памятником в стиле ар деко. Так, по принципу матрёшки, современность покрыла и укрыла архитектурное наследие классика внутри хай тека.
Сэр экологический урбанист
Экологическая урбанистика — изобретение не сегодняшнего дня, но по прежнему нова для слуха большинства горожан. Примером успешного её применения может служить британская столица — век назад Лондон задыхался от смога, но с заменой угольного отопления стал чист и прозрачен. Адептом и последовательным разработчиком экологического подхода к градостроительству в целом и архитектуре в частности выступает лорд Фостер, стараниями проектного бюро которого видоизменяется облик многих столиц и и мегаполисов мира. Британец Фостер в первых рядах созидателей новой экологической среды внутри городов.
Во главу угла сэр архитектор ставит энергосбережение — использование альтернативных источников тепла, света и электроэнергии. Его здания оборудованы хитроумными системами кондиционирования за счёт использования автоматической саморегуляции температурно влажностного режима. Створки фасадов, управляемые реагирующими на его изменения датчиками, открываются, а воздушные потоки, циркулирующие через обсаженные зеленью уголки интерьера, расположенные в разных уровнях, создают естественную конвекцию. Такой приём позволяет экономить до 20% электроэнергии, потребляемой зданием, примером служит зеркальный «корнишон» страховой компании «Swiss RE» в самом центре Лондона.
Другим примером экологического подхода англичанина стоит упомянуть реконструкцию здания немецкого парламента в Берлине. Те же предлагаемые фостеровским бюро башни совмещают в себе офисы, апартаменты и торгово развлекательную инфраструктуру, то есть «три в одном» — работу, проживание и досуг. При этом не надо куда то тащиться через напряжённый столичный трафик, сжигая бензин и дыша продуктами его горения. Внутри небоскрёбов — работа и отдых, стол и кров, сады и детские сады. Это замкнутый микромир на высотном макроуровне, обустройство которого подсмотрено в природе — термитниках и муравейниках. Практично и логично, бионично и технично, экономично и экологично.Стеклянный «корнишон»
В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания с уникальным дизайном сэра Нормана Фостера. Это здание страховой компании «Swiss RE» является первым небоскребом Лондона с естественной системой кондиционирования и вентилирования. Стеклянные фасады этого чуда бионики открываются подобно сосновой шишке, реагируя на изменение температуры и влажности. Кроме того, оно стало главной достопримечательностью финансового центра британской столицы, ярко демонстрируя идею прогрессивного экологического дизайна и технологий.
Его современная конструкция гармонирует с естественным окружением, нарушая при этом традиционное представление об офисных зданиях, а открывающиеся не только с лучшей в Лондоне смотровой площадки, но и с рабочего места каждого сотрудника виды впечатляют. Радикальный дизайн здания от «Foster&Partners» дал Лондону новый символ, которым он вправе гордиться, и хорошую практику в сфере нового экологического строительства. В народе башню прозвали «огурцом» за гранёные формы и зелёную тонировку зеркальных фасадов. Большинство считает, что этот сорокаэтажный мегакорнишон не портит исторического пейзажа, даже соседствуя с Тауэром и собором Святого Павла. До этого британскую столицу украсило здание «City Hall», тоже с ажуром стеклянно металлических фасадов и башенными формами — его же, Фостера авторства.
На что это похоже?
Новое здание лондонской мэрии весьма необычно и напоминает кому что. Одни усматривают сходство с осиным гнездом, другие считают его похожим на огромный арбуз или яйцо, третьим в его очертаниях чудится бомба или голова. Последнее сравнение геометрически перекликается с предназначением здания: в нём располагается ведомство городского головы британской столицы.
Десятиэтажное «яйцо», облицованное зеркальными фасадами, посажено несимметрично и имеет 17 градусный наклон. При этом основание фундамента вдвое уже центральной части здания. Общая площадь внутренних помещений составляет около семнадцати тысяч квадратных метров, а пространство подразумевает свободную планировку его блоков.
Экономичные, эргономичные, а значит и экологичные задачи решаются в полном объёме «стеклянного яйца» с применением энергосберегающих технологий и материалов. Двойное остекление навесных фасадов пропускает свет и отражает ультрафиолет, сохраняя при этом тепло в зимний период и экранируя его от жары летом. Этому же способствует форма здания, ведь шар имеет минимальную поверхность, а потому теплообмен здания с окружающей средой также минимизирован.
Кондиционирование осуществляется за счёт естественной конвекции с возвратом тепла воздуха на выходе через систему противотока. Часть кондиционеров с успехом заменило использование грунтовых вод, и конечно же — теплоотражающий потолок. Ожидаемое снижение затрат энергии на климатизацию этого здания составляет 75% по сравнению с общественным зданием таких же размеров «традиционной» конструкции. Инновационные решения по энергосбережению разрабатывались известной консалтинговой компанией «Arup» (эта компания участвовала, например, в создании здания «Commerzbank» во Франкфурте на Майне) — работы того же Фостера.Морально этическая идея здания из светопрозрачных материалов состоит в том, чтобы сделать политку городских властей открытой и понятной для граждан. В здании располагается зал заседаний, офисы членов лондонского муниципалитета и чиновников агломерации Большого Лондона. Кроме того, в здании размещается выставочный зал с огромным фотопанно на полу, составленным из напечатанных на плитках аэрофотоснимков города, на которых можно увидеть отдельные здания территории лондонской агломерации — более чем 2300 квадратных километров. Спиральная рампа, ведущая на смотровую площадку на крыше здания, опоясывает все десять его этажей и позволяет наблюдать за работой народных избранников и одновременно любоваться городскими ландшафтами. Чиновник в пейзаже — что может быть более открытым и символично демократичным?!
Эстетическая идея экстраординарна и выступает попыткой соединить времена в пространстве Лондона. Зеркальный овод присел на южном берегу Темзы невдалеке от реки между знаменитыми мостами London Bridge и Tower Bridge. Скошенный силуэт с квадратно ячеистым фасадным остеклением чем то напоминает Пизанскую башню, только очень гипертрофированную в стиле хай тек. Чем то он походит на гигантский, слегка подгулявший глобус — кстати, одноименный шекспировский театр расположен по соседству, равно как и многие другие исторические здания. «O tempora! O mores!» — мог бы воскликнуть великий драматург, однако особого драматизма в сочетании старого и нового в лондонском ландшафте никто и не замечает. Разработка проекта здания и его строительство заняли два с половиной года. Здание мэрии начало работу 15 июля 2002 года, а официальная церемония открытия состоялась 23 июля 2002 года. Здание официально открывала королева Великобритании — значит, её величество не усмотрело никакой крамолы в хай текничной архитектуре и одобрила появление экологичного дива поблизости от своего дворца.
Солнечный рейхстаг
Здание немецкого парламента, построенное в стиле неоклассицизма и руинированое в ходе последних боёв Второй мировой, обрело новую крышу, не потеряв при этом поучительных и назидательных отметин времени — часть его стен сохранила следы от авиационных и артиллерийских ранений. Тёмное прошлое здания дополнено светлым солнечным настоящим.
Обновлённый рейхстаг освещается внутри через прозрачный купол посредством системы из трёхсот шестидесяти зеркал, поворачиваемых компьютером вслед за солнцем. Это позволяет организовать освещение законодательных интерьеров в течение рабочего дня естественным образом. Применяемое в тёмное время суток электрическое освещение озаряет окрестности подобно огромному фонарю. Экологичность нового конструкта дополняется и автономной системой отопления здания, с использованием биотоплива на основе использованных растительных масел. Так что эта «волшебная лампа Allemagne» не только светит, но и греет?
Проект реконструкции Фостеровского бюро победил в конкурсе 1992 года, в котором кроме него участвовало 14 немецких архитекторов — Британия снова одержала верх, причём в прямом смысле — стеклянной кровли. Построенный в 1999 году купол стал одним из самых успешных сплавов традиционного и высокотехнологичного стилей в архитектуре, а кроме того — символом современной Германии с миролюбивой и прозрачной политикой.
Ввиду историко эмоциональной значимости здания было решено открыть рейхстаг взорам немецких граждан и гостей Берлина. Посетители рейхстага могут видеть не только панораму немецкой столицы, но и парламентские комнаты, которые отражаются в зеркальном конусе в центре здания. Здание позволило соединить город и правительство. Благодаря своему эффектному и внушительному внешнему виду рейхстаг имеет большой успех у туристов и стал одной из главных достопримечательностей Берлина.
Ребята, не Москва ль под нами!
От отдельных зданий в родном Лондоне лорд архитектор перешёл к строительству целых урбанистических ансамблей в столицах других стран. Грандиозный проект развивается в новой столице нового Казахстана — Астане. В развёрнутых уже планах архитектора — освоение Москвы, в частности, возведение самого высокого в мире здания — 650 метровой башни «Россия». Хотел вообще километровый небоскрёб, да скромность московского мэра осадила полёт фантазии. Принятый проект здания тянет на полтора миллиарда долларов.
Архитектурно градостроительный проект, получивший название «Москва Сити», включает не только башню «Россия», потенциально самое высокое сооружение в мире, но и кучу небоскрёбов почти в «едином пучке». Общая территория «Большого Сити» составит почти тысячу гектаров, общая площадь застройки, включая деловой центр, — 17,55 миллиона, в том числе 8,64 миллионов квадратных метров жилой площади, восемь миллиона квадратных метров площадей под общественные нужды и миллион — коммунально производственной застройки. На территории смогут проживать до 134 тысяч человек. Столичная гигантомания и бешеные деньги, Москвой концентрируемые, постепенно превращают город в чудовище. Но, как высказался Гаррис из джеромовских «Троих в лодке?», Сити и не такое сожрёт! Правда, он имел в виду лондонский Сити?
Башня спроектирована лордом архитектором. Если одноименная гостиница «Россия» считалась самой вместительной в мире, то после её демонтажа славное имя будет носить одна из высочайших в мире башен. Вернее даже, троебашенное здание — оно будет представлять собой три конусообразные башни, объединенные в одну. Тут впору вспомнить, что божий русский народ любит троицу и трёхглавых Горынычей не страшится. По периметру стеклянные корпуса украшены сечением, а на стыках — переплетающимся металлическим узором. Общая площадь строения составит 500 тысяч квадратных метров, из которых 200 тысяч будет находиться под землей. Большую часть 10 подземных этажей займет паркинг. В башне расположатся гостиницы, офисы и апартаменты для постоянного проживания.
Планируется, что строительство завершится к началу 2011 года. Как сказано выше, для строительства башни «Россия» потребуется около полутора миллиардов долларов. Если поделить эту сумму на проектную площадь, то получится около трёх тысяч долларов за квадратный метр —это гораздо меньше нынешних цен на недвижимость в Первопрестольной!
Долго ли будущая башня прослывёт самой высокой — вопрос времени и темпов строительства. Тем же Фостером спроектирована «башня тысячелетия» в Токио — 170 этажей и высотой 840 метров. Её планируют возводить практически одновременно с московской. Рвутся в небо и арабы с достраиваемой башней «Бурж Дубай» — её проектная высота составляла 640 метров, но корректируется перманентно в сторону увеличения — то до 750 метров, а то и того больше. Кто быстрее, выше, стильнее? Вопрос престижа, однако?
Школа высшего фостерства
Кстати, свято место после сноса гостиницы «Россия» тоже пусто не будет — стараниями того же Фостера там вырастет нечто особенное. Лорд вообще предпринял атаку на центр Москвы: его бюро разработан проект реконструкции музейного комплекса зданий на Волхонке. Будет оптимизировано пространство, включающее старинные и современные здания и подземные сооружения, а сама территория музейного городка станет исключительно пешеходной — с аллеями и клумбами. Так что музей имени Пушкина скоро втрое увеличит выставочные площади. Получится, что и Пушкин — наше всё, и Фостер — к нему дополнение. Ай да Фостер, ай да сукин сэр!
Таков современный подход к архитектуре в отдельности и градостроительству в целом. Город выстраивается подобно экологической системе или, по крайней мере, её фрагменту — по примеру огромного термитника, термоизолированного от внешней среды, логически взаимосвязанного внутри, с прочным конструкционным решением и пропорционально гигантскими размерами. Или наоборот — в компактной форме яйца, гриба дождевика или осиного гнезда, позволяющей оптимизировать энергозатраты и создать внутри максимально комфортную среду минимальными средствами. В том числе визуально изобразительными — не так уж и неказистым выглядит всякое эко диво работы сэра Нормана Фостера.
Геннадий Рыбаченко
Фотографии Руслана Латыпова
и Ольги Смирновой
© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru
Известные здания Нормана Фостера, изменившие архитектуру
22 мая 2023 г.
Эли Анапур
В 1960-е годы движение в защиту нашей планеты только набирало обороты. Хотя тогдашняя ситуация не идет ни в какое сравнение с сегодняшней — ведь ускоренная деградация окружающей среды за последние несколько десятилетий существенно изменила нашу планету, — художники и архитекторы, тем не менее, направили свое воображение и творческие силы на поиск альтернатив практикам, которые были вред нашей окружающей среде и повышать осведомленность о неблагоприятном воздействии человека на природу.
Их современники считали их революционерами, сегодня они прославляются как провидцы, которые продвигали экологически безопасные решения и устойчивые подходы, которые сегодня являются нормой.
Среди них был Норман Фостер , британский архитектор, более полувека формировавший городскую среду по всему миру. Отмечая его достижения и исследуя его влиятельное творчество, Центр Помпиду в Париже организовал обширную ретроспективу, посвященную различным периодам творчества Фостера.
На просмотре до 7 августа 2023 Выставка разделена на семь тем — Природа и Город; Кожа да кости; Вертикальный город; история и традиции; Планировка и место; Сети, мобильность и будущее, а также рисунки, эскизы, оригинальные модели, диорамы, видео и другие архивные материалы, охватывающие 130 крупных проектов архитектора. Выставку сопровождает 264-страничный каталог, в котором представлены 80 проектов, включая рисунки и эскизы.
Считается лидером Архитектура высоких технологий , Норман Фостер основал свое первое агентство Team 4 в Лондоне в 1963 году вместе с Венди Чизман и Ричардом Роджерсом, а в 1967 году основал свою фирму Foster Associates, которая в 1992 году стала называться Foster and Partners.
Всегда открыты для исследований и инноваций, Фостер объединяет технические, экономические, экологические и социальные аспекты в своих проектах. Внимание к природе занимает центральное место в его практике, поскольку он сочетает высокие технологии с заботой об окружающей среде, особенно в своих более современных работах.
«Рождение практики в 1960-х годах совпало с первыми признаками осознания хрупкости планеты. Это были зеленые ростки того, что позже будет названо Зеленым движением. Эти принципы теперь могут быть господствующими, но более чем полвека назад они были революционными и предвосхищали реальность сегодняшнего дня», — объясняет Фостер.
На протяжении десятилетий мы стремились бросить вызов условностям, заново изобретать типы зданий и демонстрировать архитектуру света и легкости, вдохновленную природой, которая может быть как радостной, так и экологичной.
Вот список зданий Нормана Фостера , которые изменили архитектуру.
Избранное изображение: Архитектор Норман Фостер, Foster + Partners Architecture, Виадук-де-Мийо, Мийо (Франция), 1993–2004 гг. Фото © Бен Джонсон
Норман Фостер инвестирует в будущее больше, чем когда-либо
«Как архитектор, вы проектируете для настоящего, с осознанием прошлого, для будущего, которое по сути неизвестно», — говорит Норман Фостер. 87-летний лауреат Притцкеровской премии директор лондонской архитектурной фирмы Foster + Partners. Это мантра, которая руководила им на протяжении последних шести десятилетий его практики — предмет ретроспективной выставки, открывшейся вчера в Центре Помпиду в Париже, — и привела к созданию некоторых из самых характерных сооружений в мире, от 30 От башни Сент-Мэри-Экс в Лондоне до стеклянного кампуса Apple, похожего на пончик, в Менло-Парке, Калифорния. Пионер высокотехнологичного архитектурного движения, работа Фостера, как правило, известна своим подходом «изнутри наружу», фасадами, открывающими структуры зданий, и системами, позволяющими создавать интерьеры без колонн или в основном без ограничений. Новое шоу ясно показывает, что они также отстаивают симбиоз между передовыми технологиями строительства, перспективным дизайном и окружающей средой.
Штаб-квартира Hearst (2006 г.)
Фото: Чак Чой30 St Mary Axe (1999)
Фото: Найджел Янг / Foster + PartnersВыставка, созданная критиком Фредериком Мигайру и разработанная самим Фостером, исследует эти концепции в 130 проектах Foster + Partners, представленных в рисунках, эскизах, физических моделях и диорамах, фотографиях и видео. Взяв за основу архитектурное творчество, охватывающее почти все типологии, от транзита до башен, Мигайру организовал ретроспективу по семи темам: Природа и город, Кожа и кости, Вертикальный город, История и традиции, Планирование и место, Сети и мобильность и Будущее. Фостер признает, что, увидев собрание его работ с тех пор, как он основал свою фирму в 1967 вызвало новое осознание визуальных связей между проектами. Однако его упор на устойчивость и использование гибкого дизайна для ее достижения всегда были принципами.
Портрет сэра Нормана Фостера
Фото: Юкио ФутагаваШтаб-квартира Commerzbank (1997)
Фото: Найджел Янг / Foster + PartnersНапример, «Национальный ботанический сад Уэльса (2003 г.) и Дом слонов в Копенгагене (2008 г.) уходят в ландшафт, подчиняясь природе», — говорит архитектор. Однако это было его 1997 Башня Commerzbank во Франкфурте-на-Майне, Германия, с ее многочисленными садами на небе, акцентом на рабочее пространство с естественным освещением и потоком воздуха, а также с использованием новых строительных технологий и методов для снижения потребностей в отоплении и охлаждении — убедила жюри Притцкеровской архитектурной премии похвалить его в 1999 году за «самый высокий в Европе и, возможно, первый небоскреб с экологическим сознанием». С 2008 года это здание полностью работает на экологически чистой энергии, и его инновационный дизайн продолжает способствовать снижению общих требований.
Яблочный парк (2018)
Фото: Steve ProehlGreat Court, British Museum (2000)
Фото: Найджел Янг / Foster + PartnersХотя его историческая работа уже многого добилась в продвижении «экологически безопасного дизайна», в настоящее время Фостер в архитектуре сосредоточен на следующем поколении. По его словам, «ожидание будущего» — главная движущая сила его работы сегодня. В сотрудничестве с Центром перспективных ядерных систем Массачусетского технологического института он изучает городское применение автономной чистой энергии из микрореакторов. В этом году на Венецианской архитектурной биеннале он представляет эксперименты со швейцарской строительной компанией Holcim и его некоммерческим исследовательским институтом, Фондом Нормана Фостера, демонстрируя новый низкоуглеродистый бетон для практически мгновенного создания жилья для беженцев. Добавление воды к материалу, накинутому на многоразовый каркас, делает его структурно прочным всего за один день.
Международный аэропорт Королевы Алии (2012)
Фото: Найджел Янг / Foster + PartnersКарре д`Арт, Ним (1984)
Фото: Джеймс Моррис«До этой выставки [в Центре Помпиду] я был менее чувствителен к корням своей философии дизайна и ее основам в системном мышлении», — резюмирует архитектор. «Когда я говорю это, это предполагает механистический процесс.