Оловянная посуда вред: польза и вред, особенности и правила ухода

История оловянной посуды — ДПИ журнал

О традиционной оловянной утвари, которая применялась в XVI, XVII веках написано немного, хотя мы с детства читаем о ней в художественной литературе. Например: «Д’Артаньян наполнил свой оловянный кубок и поднялся. — Господа, обратился он к своим товарищам, предлагаю выпить за здоровье того, кому принадлежит первое место за этим обедом: за нашего полковника. Да будет ему известно, что мы к его услугам до самого Лондона и далее»!

Антикварные и псевдо — антикварные оловянные кубки сегодня на просторах интернета продаются в обилии, и если их и приобретают, то торжественно ставят на полку, так как, по мнению большинства граждан, пить из олова вредно. Итак, поговорим сегодня о вредности посуды из олова и также об её истории, в которой есть интересные нюансы и даже пикантные подробности.

 Оловянная посуда: вредно или нет?

Оловянный кувшин с крышкой, муниципальный музеи Тангермюнде, Германия. В пятнадцатом веке в Европейских городах уже существовали цеховые организации оловянных мастеров, были чётко прописаны законы, по которым мастера должны были делать посуду. Жёстко контролировался состав сплава, а также порядок маркировки готовой посуды.

Дело в том, что для того чтобы олово хорошо заполняло форму, в готовом изделии не было пустот и раковин, его надо было сделать более текучим. Для этого в сплав добавляли свинец, он был намного дешевле олова, поэтому ремесленники пытались положить его побольше, и таким образом снизить себестоимость качество изделия.Для всех была строго установлена оптимальная пропорция — десять частей олова к одной части свинца, это получило название «нюренбергской пробы». У отливок высшего сорта было соотношение 15:1, а все сосуды, не предназначенные для контакта с едой, выплавлялись даже из шести частей олова и одной части свинца.

Исторически состав сплава обозначали особой маркировкой, например, в немецких землях это были клейма с короной, розой, ангелом либо просто крылатой фигурой правосудия с весами в руках. В конце XVII века, а также в XVIII веке, первый сорт посуды маркировали буквой«X», а высший — «CL» (CLir uinl l. autcr), что значило «светлое и чистое» олово. Кроме этого личное клеймо ставили и мастера. Именно тот факт, что в оловянную посуду добавляли свинец, и породил широко распространенный миф, что оловянная посуда вредна. На самом деле посуда из этого металла считается четвертой по ценности после платиновой, золотой и серебряной. Как известно, олово не ржавеет. С течением времени такие предметы утвари становится только лучше и ценнее, так как покрываются красивой патиной.

В Европе оловянную посуду делали ремесленники из сырья, которое успешно добывали на саксонских Рудных горах, в то время оно являлось вторым по своей величине месторождением оловянной руды. Если серебряную посуду изготовляли методом чеканки, а железную ковали, то оловянную просто отливали. Вначале для этого использовали глиняные формы и добавляли в ним телячью шерсть, потом формы стали медными, латунными а ещё позже — железными.

Олово имеет очень низкую температуру плавления ( 231,9 °С ), поэтому легко заливается. По этой причине многие оловянные литейные заводы когда-то предлагали бесконечный ассортимент предметов оловянной посуды. Кстати, для детей, особенно для мальчиков, было обычным хобби выливать оловянные фигуры, например, солдатиков.Сначала в ассортименте были обычные тарелки, кувшины и кружки, солонки, четвертины. Но постепенно мастера стали отливать в олове пластичные, красивые и выразительные вещи, которые теперь по праву считаются предметами декоративно – прикладного искусства. Хотя в XVII столетии, и тем более, позже, производство оловянной посуды не считалось чем-то особенным, это было просто необходимое для быта производство.

 Оловянный кубок с крышкой, 1780 год.

Плоское посудное литье сначала повторяло деревянные подносы прямоугольной формы, они предназначались в качестве раздаточных блюд при трапезе. Например, в XVII веке в Германии делали огромные плоские блюда диаметром более 70 см, с широким полем и совсем небольшим заглубленным дном, из-за сходства формы названные «шляпа кардинала». Блюда, выполненные позднее, отличаются большей глубиной и диаметром емкости и, соответственно, меньшей шириной поля.

Чуть позже общих блюд появилась индивидуальная посуда — тарелки, которые отличались меньшими размерами (не более 25—30 см в поперечнике) и прошли тот же путь видоизменений. Почти плоскими дисками кажутся тарелки известного остзейского оловянишника Цириака Клинтма, работавшего в Риге в 1540 —1592 годах: рельефный валик закраины вокруг широкого ноля, едва намеченный изящный изгиб донца, выступающий с оборота чуть выпуклым кольцевидным поддоном.

С 1730-х годов стиль рококо радикально изменил очертания посуды: тарелка представляла собой теперь собой пяти- или шестилепестковый цветок, с эффектно вырезанным нолем и изящным рельефным контуром по Краю.

Такие фигурные тарелки, названные барочными (Barockteller), бытовали вплоть до середины XIX века. Цветочный или геометрический орнамент поля обрамлял сюжетную композицию зеркала — галантную сцену, герб.

В XVIII веке бытовой уклад людей изменился, изготовители серебра и фарфора начали делать супницы, за ними последовали и оловянщики. Правда, миски простого обиходного типа известны еще с конца XVI века это традиционная для Европы полукруглая плоская чаша. Их делали чаще всего с напаянными на края одной-двумя пластинчатыми ручками, напоминающими ухо, отчего и были названы, например, в Германии Ohrenscbussel.

В центральных землях Германии производили оловянные миски строгой цилиндрической формы, структурно разделенные на поддон и корпус с прямыми вертикальными стенками; припаянные на середине высоты ручки — уже не пластинчатые, а отлитые фигурными скобками.

Со временем в оловянном деле вместо правильной геометрической появились фигурная форма. Около 1700 года в обиход вошли серебряные грушевидные натруски для перца, соли или сахарной пудры; эта форма широко распространилась не только в металлическом исполнении (серебро, олово, латунь), но и в фарфоре.  

В комплексе с оловянным кофейником или чайником иногда использовали и оловянные чашки. В самом начале XIX столетия из олова производили чашечки с чуть расширяющейся кверху конической формой, с прямым или отогнутым краем и С-образной ручкой с маленьким черенком-упором сверху. Оловянные, как и серебряные чашки с блюдцами, в то время просто повторяли формы фарфоровой посуды.

Стаканы делали с прямыми стенками и отогнутым, мягко закругленным бортом. Со временем поверхность их начали украшать нарезными поясками или пунктирными насечками, а иногда снабжать литыми рельефными валиками, изображающими полосчатый обод, цепочку жемчужника или лавровую гирлянду.

Ещё хочу упомянуть об оловянных кружках. Это был не просто еще один тип оловянной посуды, а основа оловянного производства европейских мастерских от Балтийского моря до Альп.

 Кружки из олова отливали издавна и повсюду, и именно оловянная кружка наглядно демонстрировала особенности местных форм и широкий диапазон декоративных приемов оловянщиков.

Кстати, про пикантные подробности, связанные с оловом, которые я обещала в начале статьи. Олово по своим свойствам боится сильных морозов, изделия из него под влиянием низких температур рассыпается. Под воздействием низких температур белое олово переходит в α-модификацию (серое олово), которое превращается в порошок. В связи с этим некоторые историки выдвинули теорию, что одним из реальных обстоятельств поражения армии Наполеона в России в 1812 г. была то, что трескучие морозы привели к тому, что оловянные пуговицы на их мундирах рассыпались. Несчастные солдаты наполеоновской армии не только замёрзали, но и боялись потерять свои брюки. Между прочим, ложки тоже рассыпались в прах. Это явление в истории называется «оловянная чума».

В наше время британская гильдия производителей создала сплав олова, в состав которого входит 5 процентов сурьмы и 2 процента меди, он и применяется в производстве современной посуды. Называется такой сплав «пьютер». Знаменитый «Кубок Америки», присуждаемый в Парусном спорте, который вы видите на фото ниже (первоначальный вариант), а также Оскаровские статуэтки, изготавливаются именно из него, и только потом покрываются золотом и серебром.

В заключение хочется сказать, что сегодня можно увидеть в продаже великолепные произведения декоративно – прикладного искусства из олова, как старинные, так и современного производства, любители ДПИ могут значительно обогатить свои коллекции. Например, вот эту восхитительную оловянную утку я обнаружила на эстонском продажном сайте osta.ee:

Использованы материалы:

 Елена Елькова «оловянная посуда 17-18 веков»»

Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования»

Сайты:

www.museum-digital.de

www.scheideanstalt.de

https://osta-ee

https://vedaveta.livejournal.com

Вредна ли оловянная и медная посуда?

Главная — Домашний уют — Вредна ли оловянная и медная посуда?

Твитнуть

Нравится

Сегодня наблюдается повышенный интерес к посуде из меди и оловянной посуде. Некогда забытые предметы кухонной утвари сегодня красуются на кухнях и используются в элитных ресторанах. Но многие хозяйки относятся к ним с опаской, задаваясь вопросом: «Вредна ли оловянная посуда?» «А медную, для всех продуктов и блюд можно использовать?» Вопросы действительно важные и правильные. И в этой статье постараемся на них ответить.

 

О медной посуде

 

Медная посуда ценится за отличные теплопроводные свойства. В ней можно готовить на слабом или умеренном огне с таким же эффектом, как и на огне среднем или сильном. А потому с ней под силу сложные рецепты, замысловатые десерты, равно как и простые, но очень полезные блюда. Овощи, приготовленные на вок-сковороде, сохранят намного больше витаминов, а варенье, сваренное в медном тазу и цвета, и вкуса будет изумительного. Медь так же известна своими отличными бактерицидными свойствами.

Казалось бы, сплошные плюсы. Чего же бояться медной посуды? Дело в том, что окислы меди действительно вредны и даже опасны для организма. А потому, если посуда из меди без внутреннего покрытия, то в такой можно готовить все, что не содержит кислоту. Готовить, подавать и тем более оставлять в такой посуде кислые или с кислинкой кушанья — это определенный риск. Хорошо, что современная посуда из меди практически вся содержит внутреннее покрытие из пищевого олова. И в такой готовить можно все что угодно без опаски.

 

Об оловянной посуде

 

Еще один разряд посуды, который оброс недомолвками, мифами и страшилками об «оловянной чуме». Олово — очень чистый и экологичный материал. Другое дело, что недобросовестный производитель может добавить в его состав еще что-то, чтобы снизить себестоимость. И так повелось еще издревле. Чаще всего добавляли и добавляют свинец. А его влияние на организм человека очень пагубно. А потому выбрать оловянную посуду можно и нужно только от известных и уважаемых брендов, каждое изделие которых проходит многоступенчатый контроль, содержит сертификат качества и специальное клеймо, подтверждающее подлинность.

 

Домашний уют >>

Читайте так же в разделе Домашний уют

Ранняя оловянная посуда была красивой, но опасной

Staten Island Advance Photos/Irving Silverstein Оловянный кувшин слева французский и датируется началом 19-го века. В отличие от большинства предметов этого типа, его ручка имеет квадратную форму. Наконечник имеет форму корпуса, подробно показанную ниже. Кувшин 18-го века в форме балясин справа английский.

Когда я только начал заниматься коллекционированием, почти все, кого я знал, искали ранние изделия из олова; все, от зарядных тарелок до кружек и ложек. Цены на этот антиквариат были высокими, но это не помешало проницательному коллекционеру накопить несколько редких и интересных предметов.

Сегодня интерес не так высок, как 40 или около того лет назад, а оловянные изделия найти труднее, а самые уникальные экземпляры оказались в музеях и знаменитых коллекциях.

Как и серебро, олово — это специализированная область коллекционирования, требующая многолетнего обучения тому, как распознать подлинный предмет и идентифицировать многих производителей олова из других стран, кроме Америки.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ

Я многое узнал об оловянных изделиях от торговца, который много лет владел магазином оловянных изделий на Манхэттене. Первый магазин мисс Пистон много лет располагался в 70-х годах на Второй авеню, прежде чем она переехала в Манхэттенский центр искусств и антиквариата. Она была замечательным учителем и научила меня отличать одну форму олова от другой.

В ее магазине можно было найти все, что только можно вообразить. Были кастрюли, очень большие тарелки, кружки, ложки, миски и единственные в своем роде предметы, которые редко можно увидеть в продаже.

У меня до сих пор хранится одна из первых оловянных ложек, которые я купил у нее. Он датируется концом 17 или началом 18 века, с изображением крысиного хвоста на задней части чаши. Эту особенность можно обнаружить на торцевых ручках кувшинов того же периода.

Ложка довольно тяжелая, что указывает на то, что в ней больше свинца, чем олова. Поверхность имеет прекрасную патину, которая появляется только после многих лет использования и полировки.

ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СВИНЦА

Важно отметить, что ранний олово имел очень высокое содержание свинца. Поскольку свинец является ядовитым веществом, его ежедневное или частое употребление приводило к химическому выщелачиванию из тарелки, ложки или кружки и быстрому всасыванию в организм человека. В результате многие умерли от отравления оловом, особенно моряки. Сегодня олово производится с гораздо меньшим содержанием свинца, поэтому оно не так опасно, как пару столетий назад.

Трудно найти редкие предметы, которые не повреждены и не восстановлены. Те немногие предметы, которые сегодня поступают на рынок в отличном состоянии, часто стоят гораздо дороже, чем их стоимость.

Ранний пьютер должен отображаться в правильном контексте; то есть на раннем шкафу или сундуке, как это было у его первоначальных владельцев. Столетия назад в домах богатых людей вывешивали фунты стерлингов, чтобы указать на их богатство. Люди, которые не могли позволить себе фунт стерлингов, полагались на образцы олова, вылепленные как серебряные монеты, чтобы украсить шкаф и обмануть посетителей, которые чаще всего не могли определить разницу между двумя металлами.

Интерес к коллекционированию олова уходит своими корнями в глубь веков. Именно во время Столетней выставки 1876 года в Филадельфии коллекционирование было на подъеме, и изготовление разумных репродукций стало широко распространенным явлением.

Примерно в начале 20-го века начали собираться впечатляющие коллекции и публиковаться книги и статьи, посвященные производителям олова и их маркам. Этот образовательный инструмент позволил коллекционерам научиться определять, какие предметы были произведены в Америке, а какие — в Европе.

ЗНАКИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

Когда дело доходит до маркировки, изделия с отметкой «олово» указывают на то, что изделие действительно было изготовлено в 20 веке. Знаки перфорации или прикосновения включают в себя различные символы, инициалы и имена производителей, и тысячи из них до сих пор не идентифицированы.

Детали на двойных желудях, украшающих большой палец, стерлись от интенсивного использования, оставив гладкую поверхность.

Представленные здесь два кувшина датируются 18 и 19 веками. Изделие 18 века имеет корпус в форме балясин с крышкой, на которой изображены два желудя. Узоры, которые когда-то появлялись на желудях, изнашиваются от использования, оставляя гладкую поверхность. На крышке выбиты инициалы «CGT», которые могут принадлежать производителю или первоначальному владельцу. Этот кувшин, вероятно, английского происхождения.

Кувшин 19-го века больше по размеру и имеет сужающийся корпус. На дне видна отметка касания с надписью «Иван де Гастилд», а на ручке написано «ДВОЙНОЙ ЛИТР», что означает, что он может вместить двойной литр жидкости.

Эта интересная штука, без сомнения, французская. На его крышке изображены инициалы «HG», которые, как я полагаю, принадлежат владельцу, а также дизайн раковины для большого пальца. Ручка, в отличие от большинства бутылей, квадратная.

Каждое из этих изделий имеет замечательную серебристую поверхность, что указывает на то, что они много использовались и регулярно полировались. Оба довольно тяжелые, что еще раз указывает на то, что они содержат большое количество свинца.

ЗНАКИ БЫЛИ ЗАПИСАНЫ

Большинство знаков мастеров были записаны на сенсорной панели в соответствующем зале гильдии. Многие такие записи датируются 13 и 14 веками. Во многих случаях, особенно в Англии, ученики должны были демонстрировать свои работы перед судом Оловянной компании и доказывать, что у них достаточно капитала, чтобы открыть собственное дело, чтобы иметь возможность оставить свой след на сенсорной пластине компании. компания.

Некоторые из марок этих производителей были довольно интересными. Например, если вас зовут Джон Ганн, вы можете использовать знак оружия, чтобы идентифицировать свою работу. Если бы вас звали Пол Доггиш, возможно, вы бы использовали символ собаки, а Джон Фишерман или Фишер использовали бы рыбу. На протяжении веков использовалось слишком много знаков, чтобы упоминать их.

Любой, кто хочет собирать оловянные изделия, должен приобрести хороший справочник, относящийся только к теме, чтобы помочь им на ранних этапах коллекционирования. Цены на раннюю оловянную посуду, похоже, снизились, так что сейчас самое подходящее время для поиска доступных и интересных экземпляров. Большие тарелки, кувшины и тому подобное можно использовать для украшения любой комнаты, придавая очарование и ощущение истории с помощью ремесла, которого больше не существует.

Если вы приобретете продукт или зарегистрируете учетную запись по одной из ссылок на нашем сайте, мы можем получить компенсацию. Просматривая этот сайт, мы можем передавать вашу информацию нашим партнерам в социальных сетях в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.

The Care of Pewter — The Magazine Antiques

 

Джон У. Пул

[Первоначально опубликовано в ноябре 1938 г.; опубликовано вместе с «American Pewter» Бэрримора Лоуренса Шерера, март/апрель 2013 г.]

В дополнение к желательности сохранения стоимости личного имущества, владелец древностей, имеющих историческое и культурное значение, несет весьма определенные обязательства перед потомством. В некоторых областях на наши музеи может быть возложена небольшая часть этой ответственности или ее вообще не будет. Особенно это относится к американской оловянной посуде. Сравнительно немного ранней американской оловянной посуды высшего качества было приобретено этими учреждениями. Даже лучшие музейные собрания в этой области далеко уступают по объему и качеству любой из нескольких частных коллекций.

К моему глубокому сожалению, невежество во время моего обучения коллекционеру привело к ухудшению качества некоторых моих ценных оловянных изделий. Уроки, извлеченные из этого тяжелого опыта, я теперь передаю тем, кто хочет их использовать.

  Эта исключительная 7-дюймовая кружка высотой в кварту от Генри Уилла (работала в Нью-Йорке и Олбани, штат Нью-Йорк, 1761–1793) стоит 22 500 долларов. Уилл работал в основном в Нью-Йорке, но уехал из города в Олбани во время британской оккупации 1775–1783 годов.

 

 

ПЕРВЫЙ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УХОДА

Одним из наиболее важных элементов ухода за оловянными изделиями является обеспечение надлежащих атмосферных условий для хранения. Тенденция «холода» вызывать распад олова и покрываться окалиной, похожей на коррозию, адекватно обсуждалась другими авторами. Здесь достаточно заметить, что ниже температуры около 60 градусов по Фаренгейту основной компонент олова имеет тенденцию терять свою «металлическую форму» и превращаться в серый порошок. Следовательно, необходимо приложить все усилия, чтобы тонкие детали оставались достаточно теплыми.

В то же время одни только низкие температуры кажутся не разрушительными. В прохладной атмосфере, которая была очень сухой , я обнаружил мало признаков образования накипи или «оловянной болезни». В ясные зимы в Нью-Гэмпшире оловянные изделия в неотапливаемой части фермерского дома, где температура в течение длительного времени опускалась значительно ниже нуля, сохраняли блеск в течение пяти лет. С другой стороны, оловянный таз, частично наполненный водой, в течение недели сильно изрызгался в помещении, дневная температура которого колебалась в пределах 55-75 градусов. Большинство из нас обнаруживали, что кружки, кружки, мензурки и тому подобное сильно проржавели и покрылись коррозией на внутренней стороне дна, где обычно остается небольшое количество влаги.

 По-видимому, оловянная болезнь (иногда ее называют оловянной чумой) рождается от нечестивого брака холода и влаги, каждая из которых сама по себе феерически безвредна. Таким образом, первый принцип консервации таков: олово и должны оставаться теплыми и сухими; но, во всяком случае, не позволяйте ему становиться одновременно холодным и влажным.

Атмосферные условия могут потребовать других мер предосторожности. В таких городах, как Нью-Йорк, воздух в которых загрязнен по-разному, оловянная посуда быстро обесцвечивается. Любитель олова предпочитает, чтобы его вещи были яркими и полированными, какими они были во времена их использования. С другой стороны, частая жесткая протирка современными чистящими средствами медленно, но верно разъедает мягкий металл. Хотя его воздействие на тяжелые гладкие поверхности может быть незаметным в течение многих лет, повреждение тонких и деликатных деталей полой посуды вскоре становится очевидным.

Что же касается важнейших клейм изготовителя, то даже неосторожное протирание грубой тканью может нанести непоправимый ущерб. Даже самые мягкие чистящие средства для металла не должны приближаться к этим драгоценным знакам отличия. Их не следует подвергать ничему более решительному, чем осторожное мытье в густой пене мягкой воды с мягким мылом с последующей полной сушкой. А 9Используйте мягкую щетку 0075 , чтобы удалить все следы мыла из мелких углублений.

Если бы нашей единственной заботой было сохранение олова для потомков, мы все согласились бы, что посуду следует хранить вдали от крупных промышленных центров. Однако, поскольку о такой мере не может быть и речи, мы должны найти какой-нибудь подходящий компромисс. Герметичные чехлы обеспечат достаточную защиту; но они не по карману большинству коллекционеров. Возможно, лучшая процедура — содержать оловянную посуду в чистоте, но делать это осторожно.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА

Другим элементом ухода, почти столь же важным, если не столь же важным, как и создание надлежащих атмосферных условий, является реставрация и предварительная чистка экземпляров.

Очистка «чистого» изделия . С предметами, которые после полировки потеряли свой блеск, а также с приобретениями в хорошей сохранности, свободными от оловянной болезни, следует обращаться иначе, чем с предметами, требующими обширной реставрации. Им редко требуется — а лучше не следует — замачивание в щелочи, хотя часто это ценный и необходимый шаг к восстановлению. По крайней мере, первоначальная попытка должна быть предпринята для достижения желаемой степени чистоты с помощью не особенно абразивной полировки металла и последующей обработки, которая будет описана ниже. Однако, если полировка окажется чрезмерно трудоемкой, безопасно и правильно замочить изделие в растворе щелочи. Щелок может причинить не больше вреда, чем от продолжительной полировки.

 На самом деле нет никаких оснований полагать, что раствор щелочи оказывает какое-либо влияние на различные металлы, из которых состоит олово. Единственным аргументом в пользу его избегания является некая обратная сторона причины натирания маслом пятки младенца: не навредит, а может и поможет. Я считаю, что прекрасно сохранившийся образец, отполированный без предварительной обработки щелочью, сохраняет более стойкую полировку, чем такой же прекрасный образец, пропитанный щелочью. Но, может быть, я только воображаю.

Однако, если мы должны добавить щелочь в нашу оловянную посуду, попробуйте следующий метод: «до достаточного количества воды, чтобы полностью покрыть часть или части, подлежащие очистке, добавьте обычные кристаллы щелочи в приблизительном соотношении одна банка щелочи к двум или трем галлонам. воды. Периодически перемешивайте в течение десяти-пятнадцати минут, чтобы помочь раствору. Важно, чтобы вся щелочь растворилась. Не робейте в дозировке: даже гораздо более сильный раствор щелочи не повредит олову — по крайней мере, если выдержка не будет фантастически долгой. Тем не менее верно, что твердые кристаллы щелочи, если они прилипают к олову, могут сжечь и обесцветить его почти безвозвратно. Аналогичным образом ожоги будут иметь место, если часть куска будет выступать над поверхностью раствора 9.

0075 . Полное погружение необходимо, и ни один предмет нельзя помещать в ванну, пока раствор не будет завершен. Если принято правило никогда не помещать кусок в ванну раньше, чем через пятнадцать минут после смешивания, а раствор в это время хорошо перемешивается, то нет причин для беспокойства.

Несмотря на это, не рекомендуется допускать, чтобы какое-либо большое пространство из олова, например тарелка, располагалось прямо на дне контейнера. Наклоните его, чтобы обеспечить циркуляцию и избежать давления на какой-либо причинный маленький кристалл. Обеспечение такой свободной циркуляции особенно важно, если ванну необходимо нагревать после погружения в нее изделий.

Горячая ванна действует быстрее, чем холодная, в остальном нет никакой разницы – в то время как два или три часа холодной выдержки могут быть необходимы, двадцати минут обычно достаточно в ванне, нагретой до температуры легкого пара.

После ванны используйте палку или другой предмет, который не поцарапает мягкий металл, чтобы переместить предмет так, чтобы его можно было взять, не погружая руки в щелочь.

Тщательно промойте деталь в проточной воде, используя грубую ткань или среднюю щетку. Если обесцвечивание легко проходит, оставляя чистую поверхность, цвет которой варьируется от яркого металлического до тускло-светло-серого, щелок сделал все, что мог. Если внешний вид не такой, как только что описан, может потребоваться повторное замачивание, вероятно, с больше щелочи добавлено в ванну; при очень жесткой воде из-за «жесткости» может потребляться значительное количество щелочи.

(Примечание . В случае несчастных случаев с щелочью хорошо знать, что уксус является очень эффективным противоядием). Не все полироли для металлов подходят. Я не доверяю быстродействующим смесям. «Ноксон» я считаю вполне подходящим. Используя большое количество полироли и немного хлопчатобумажной ткани, энергично протрите изделие. Нанесение вскоре станет черным и грязным, но пока оно остается полужидким, очистка будет оставаться эффективной. Когда поверхность (не включая маркировку) предположительно хорошо отполирована под «грязью» Noxon, очистите ее в течение первых тщательно смешивая в нем чрезвычайно тяжелую пену хорошего мыла — Хлопья Слоновой кости, например. Убедитесь, что работа выполнена тщательно, и убедитесь, что ни одна щель не упущена из виду. Использование кисти практически обязательно. После этого используйте ту же щетку и мягкую воду , чтобы удалить мыло. Категорически нельзя использовать жесткую воду; в сочетании с мылом он неизменно оставляет отложения на металле. Дождевая вода лучше всего; многие искусственно умягченные воды далеки от хороших. Окончательную полировку следует произвести не слишком жесткой шерстяной тканью или замшей. Если окончательная полировка неудовлетворительна, следует повторить всю операцию, включая натирание металлической полиролью, намыливание, очистку и сушку. Независимо от того, используется ли щелочная ванна, процедуры полировки, намыливания и очистки всегда будут одинаковыми.

Причина процедуры. Причин для всех этих фокусов-покусов предостаточно. Следы щелочи или полироли для металла, оставленные на оловянной посуде и оставленные для высыхания, могут сеять хаос. Они должны оторваться! Помимо соображений хорошей обработки, описанный выше метод менее трудоемок, чем более обычное использование металлических полиролей. Без пенообразования для достаточно полного удаления грязной полироли может потребоваться большое количество чистых тряпок, и даже в этом случае, скорее всего, будет завершено только внешне.

ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ С РУЧКАМИ

Неметаллические элементы, такие как деревянные ручки чайников, никогда не следует замачивать в растворе щелочи.

Обработка щелочью кружек, кружек и т.п. с полыми ручками требует особых мер предосторожности. Большинство ручек полые, и очень часто их внутренние камеры доступны через отверстия или трещины, иногда настолько незначительные, что их едва видно. Щелочь, однажды поступившая через такие отверстия, практически невозможно удалить. В лучшем случае щелок, захваченный таким образом, не приносит пользы и часто из-за медленного вытекания оставляет на сосуде обезображивающую и, вероятно, необратимую полосу. Если отверстия не очень большие, некоторые простые меры предосторожности предотвратят попадание щелочи. Если отверстия большие, перед замачиванием их следует заткнуть деревяшкой (подойдут зубочистки).

Кроме того, вначале ванна должна быть несколько теплее окружающего воздуха, и ее температура должна медленно повышаться на медленном огне до тех пор, пока изделие остается в ней. Таким образом, воздух, попавший в полую камеру, будет непрерывно расширяться на протяжении всей операции, создавая и поддерживая достаточное давление для исключения жидкости.

Деталь должна быть удалена из ванны до того, как температура в ней перестанет повышаться. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ванна даже немного остыла, прежде чем деталь будет удалена.

ОБРАЩЕНИЕ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ДЕТАЛЯМИ

Вопрос ремонта трещин, отверстий и т.п. в оловянной посуде выходит за рамки настоящей статьи. Повреждения, которые нас сейчас интересуют, относятся к поверхностным повреждениям: вмятинам, царапинам и особенно тому типу коррозии, который известен как «оловянная болезнь».

Если возможно, вмятины и другие деформации следует исправить, приложив одну сторону детали к поверхности, предпочтительно деревянной, приблизительно соответствующей форме, которой должна обладать восстановленная часть. Восстановление очертания следует производить путем постепенного надавливания, по возможности только голыми руками. Когда рук недостаточно, следует надавить куском мягкого дерева, используя острые углы только на острых углах куска олова. Ни в коем случае нельзя придавать изделию форму чем-то твердым. Ковка неизбежно производит вмятины, практически невосприимчивые ко всем методам исправления. При большой осторожности допустимо стучать по мягкой сосне. Хотя об устранении вмятин и других деформаций можно было бы написать почти бесконечное количество, единственным хорошим учителем является опыт. При тщательном соблюдении приведенных мер предосторожности поранить кусок практически невозможно. Соблюдая осторожность и опыт, человек может стать на удивление искусным в ремонте и будет в восторге от преобразования, которое он может произвести в том, что кажется безнадежно изуродованным.

ЛЕЧЕНИЕ ОЛОВЯНОЙ БОЛЕЗНИ

Хотя многое можно сделать для улучшения внешнего вида плохо отмасштабированного изделия, действительно удовлетворительное лечение в худших случаях практически невозможно. Если это не исключительная редкость и важность, то сильно корродированный предмет лучше не приобретать. С другой стороны, там, где проникновение окалины сравнительно невелико — около 1/64 дюйма, — можно применить средства защиты.

Первый шаг – уже описанная ванна с щелочью. Время замачивания обычно будет больше, чем у кусков в хорошем состоянии, а прочность раствора примерно вдвое меньше. Реакция потребляет значительное количество щелочи.

Если на отметинах образовалась окалина, следует избегать горячего замачивания, а для защиты отметок следует поливать расплавленным парафином, пока деталь замачивается на ночь в теплой комнате. Позже парафин можно удалить кипяченой водой.

Частицы с большой чешуей часто выходят из ванны с ужасными ямками, что объясняет, почему раствору щелочи иногда приписывают дурную славу. Тем не менее, никакого осуждения нет. Щелок очистит оловянную посуду , открывая отверстия, ранее заполненные грязью и коррозией, но никогда не создавая новых. Эти отверстия могут полностью проникать в металл, но они были там до обработка щелочью, хотя заглушена и невидима. Разочарования такого типа слишком распространены, и иногда предмет, на который возлагались большие надежды, оказывается малоценным, если не считать того, что он продан ремонтнику.

Если произведение окажется большой редкостью, например, тарелка Джона Бассетта, оно может потребовать заполнения тысяч ямок. Это можно сделать, хотя необходимо постараться, чтобы цвет олова, использованного для заполнения, соответствовал цвету . Олово демонстрирует удивительное количество оттенков, которые не обнаруживаются в отдельных предметах, но легко проявляются, когда два металла объединяются в одном изделии. К тому же такая засыпка ям стоит дорого; на первоклассную работу уходит огромное количество времени; и когда это сделано, произведение, конечно, не «полностью оригинальное». Я хочу повторить, что только величайшие редкости заслуживают тридцатидолларового ремонта.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОРРОЗИРОВАННЫХ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДМЕТОВ

Хотя обоснование дорогостоящей реставрации недорогих предметов может быть не установлено, предмет, «слишком хороший, чтобы его выбрасывать», часто можно привести в презентабельный вид, если коллекционер захочет поиграть. Моя собственная позиция состоит в том, что восстановительные шаги, сопоставимые с ущербом, и столь же радикальные, как и ущерб, всегда оправданы. Так как я убежден, что шлифовка ямок на самом деле не имеет смысла, я считаю, что устранение ямок путем шлифовки поверхности вполне допустимо. Кусок с ямками, даже после очистки, выглядит некрасиво и будет постоянно собирать грязь. Его поверхность является гораздо худшим приближением к оригиналу, чем поверхность «полированного» куска. Я полагаю, что для выполнения этой полировки следующая процедура будет более удовлетворительной, чем использование полировального круга. Он дает столь же эффективные результаты, не придавая «полированности» внешнего вида.

С помощью наждачной бумаги, достаточно крупной, чтобы ускорить действие, но достаточно мелкой, чтобы избежать более глубоких царапин, чем существующие ямки, очищайте деталь до тех пор, пока самые глубокие царапины не достигнут уровня, до которого поверхность должна быть уменьшена. Если исходная бумага не была № 000, последовательно используйте более тонкую бумагу, пока не будет использована № 000, всегда считая «самую глубокую царапину» стандартом для оценки времени перехода на более тонкую бумагу. Затем используйте Dutch Cleanser или Bon Ami на той же основе и, наконец, стальную вату Quadruple-O, растирая кругами вокруг тарелки или вокруг кружки, а не радикально или вверх и вниз. Мелкие царапины, которые останутся, будут гораздо менее заметны.

Точка начала операций в описанной выше процедуре не всегда будет одной и той же, а будет полностью определяться характером точечной коррозии. Многие изделия требуют только Dutch Cleanser, Bon Ami, стальную вату, а иногда и только последнее. Если не требуется более сильного абразива, чем стальная вата, результаты часто можно улучшить, закончив обработку металлической полировкой и уже описанной обработкой мылом. Если точечная коррозия настолько глубокая, что требуется наждачная бумага, использование полироли для металла редко улучшает результаты. Это равносильно утверждению, что куски с плохой ямкой не будут заканчиваться так же хорошо, как те, у которых ямка неглубокая.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Следует предположить, что я рекомендую использовать такие абразивы, как Dutch Cleaner, Bon Ami и стальную вату. Повторяю: восстановительные меры столь же радикальные, как и ущерб, оправданы; но более решительные меры следует осудить. Помните также, что любая полировка удаляет некоторое количество металла, и крайне желательно, чтобы такие потери были как можно меньше. Если периодическую чистку полиролью для металла можно заменить только чисткой пеной, владелец оловянной посуды должен быть очень доволен.

УПАКОВКА, ХРАНЕНИЕ И Т.Д.

В нескольких случаях я был очень огорчен, наблюдая бойню олова на складе. За исключением случаев, когда трение невозможно — в лучшем случае это сомнительное предположение, — прямой контакт кусочков олова с твердыми поверхностями или друг с другом вызывает сожаление. Стопка тарелок, особенно если некоторые из них шероховатые, представляет угрозу для ценных знаков. Неосторожное извлечение тарелки из стопки может привести к серьезному мытью посуды: такое случалось не раз.

Я имею в виду особенно душераздирающий случай. Некая тарелка с одним из самых редких и изысканных американских штрихов лежала на дне тридцатифунтовой стопки. По моим оценкам, неоднократное вытаскивание и замена этой таблички снижало читаемость ее отметок на тридцать процентов. Если тарелки должны быть уложены друг на друга, поместите между ними бумагу и поднимите верхние тарелки, а не толкайте и не тяните. Полая посуда, которую нельзя штабелировать, должна стоять отдельно на полках или обильно обернута бумагой перед складированием в ящики или бочки.

РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ МЫСЛИ

Представляя свои методы и идеи по уходу за оловом, я не претендую на монополию мудрости. Многие из выдвинутых идей вызывают споры. Некоторые из моих очень хороших друзей придерживаются взглядов, диаметрально противоположных моим, но, на мой взгляд, дьявольски противоположных. Я признаю, что в высококвалифицированных руках немногих избранных среди моих противников определенные методы, которые я не одобряю, сэкономят труд и принесут мало вреда, если вообще принесут. С другой стороны, всякое преимущество, относящееся к «быстрым методам», основано на пагубных силах; Можно привести примеры, когда чистка и полировка кислотой, особенно следов, наносила непоправимый ущерб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *