Десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии
За свою долгую жизнь Оскар Нимейер не только наблюдал, как архитектурные стили сменяют друг друга, но и напрямую влиял на процесс. Его знает весь мир, по его проектам построены сотни зданий от Белу-Оризонти до Парижа. Ему удалось то, что не удавалось больше почти никому – стать автором архитектуры целого города. Самое большое количество творческих сил он вложил, конечно, в работу для своей страны.
Самые удивительные, значимые и знаменитые из его работ.
Комплекс в Пампулье. Церковь Франциска Ассизского, Белу-Оризонти, 1945
Церковь Франциска Ассизского в Пампулье © blog.turismodeminas.com.brКомплекс в Пампулье – церковь, яхт-клуб, казино, зал для танцев – был заказан Нимейеру будущим президентом Бразилии Жуселину Кубичеком. Для церкви архитектор применил необычное для ритуального строения решение. Четыре незаконченные арки разной высоты формируют сложный объем с особой пластикой, чувственной и изящной, созвучной бразильской природе.
Здесь начал ярко проявляться синтез искусств, присущий творениям Нимейера. Панно из азулежу с росписью на религиозную тему выполнено в модернистской стилистике художником Портинари. Ландшафтный дизайн сливается с архитектурой: мощение из белого и черного мрамора перед фасадом, обращенным к озеру, проходит через панорамное остекление и продолжается внутри церкви.
Дворец Национального конгресса, Бразилиа, 1960
Национальный конгресс © archdaily.com.brКогда началось проектирование новой столицы, президент Бразилии Кубичек назначил Нимейера главным архитектором. Главное здание города, Национальный конгресс, спроектировано как лаконичное сочетание простых форм, простое, но выразительное. Огромные чаша и купол из железобетона построены на грани строительных возможностей того времени.
Здание «Копан», Сан-Паулу, 1951
Здание «Копан» в Сан-Паулу © veja.abril.com.brПлавная S-образная форма здания оживляет геометричную ткань города.
Северный фасад отделан бетонными плитами, играющими роль гигантских бриз-солей и защищающими внутренние помещения от солнца. Южный фасад – остекление, украшенное отстоящими объемами лифтовой шахты и лестницы.
Архитектурный объем поднят высоко над улицей на гигантских опорах. Такое решение не дает зданию стать преградой для циркуляции людских потоков, а расположенные там торговые площади обеспечивает зданию окупаемость.
Дворец «Алворада». Резиденция президента Бразилии, Бразилиа, 1958
Дворец «Алворада» © design-milk.comОдним из первых зданий, спроектированных Нимейером для новой столицы, стала резиденция президента. В плане здание представляет собой вариацию на основе греческого периптера. Изящная форма колонн стала одним из символов Бразилиа.
Дворец «Итамарати». Здание Министерства иностранных дел, Бразилиа, 1966
Здание Министерства иностранных дел – еще один шедевр, созданный для Бразилиа.
Арки несут дополнительную кровлю, которая приподнята над внутренним объемом здания. За счет такого нетривиального для того времени решения появляется комфортная зона на крыше основного объема, на которой, в тени основной кровли, организован тропический сад.
Кафедральный собор, Бразилиа, 1960–1970
Интерьер Кафедрального собора Бразилиа © trover.comВосемь изогнутых ребер формируют купол, сделанный полностью из витражей. Витражи создают внутри волшебные световые эффекты, но они же являются главной проблемой собора – воздух внутри помещения слишком сильно нагревается.
Оригинально и символично организован вход в собор. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти по подземному переходу, отделанному черным камнем. Тем сильнее впечатление от залитого светом пространства, которое усиливает белоснежная лестница, ведущая наверх в собор из подземного коридора.
Самбодром, Рио-де-Жанейро, 1984
Комплекс для карнавального шествия © blogdaarquitetura.comПодиум для главного народного ежегодного события, карнавала, подарил городу еще один символ – арку на площади Апофеоза. Самбодром вмещает 130 тысяч зрителей и имеет помещения для занятий самбой, расположенные под трибунами и рассчитанные на 15 тысяч учеников.
Комплекс со сложной инженерной конструкцией был возведен всего за три с половиной месяца.
Музей современного искусства, Нитерой, 1991
Музей современного искусства © cacholamagica.blogspot.comФорма здания, прозванная в народе «летающей тарелкой», отчасти повторяет проект архитектора для музея в Каракасе.
Эффектность проекту добавляет месторасположение: стоящий на высоком берегу футуристический объем сразу привлекает внимание.
Музей был построен, чтобы разместить вторую по величине в Бразилии частную коллекцию современного искусства бизнесмена Жоау Сатамини.
Музей Оскара Нимейера, Куритиба, 2002
Музей Оскара Нимейера © Carlos Renato FernandesИзвестный на весь мир «глаз», на самом деле, отдельный павильон, пристроенный намного позже к основному ансамблю музея. «К моему удивлению, трансформация здания, построенного мной много лет назад, не доставила трудностей», – вспоминал архитектор.
На первый взгляд, павильон решает задачи визуального обновления. На самом деле, за реформой скрывается глобальная перепланировка и логистическая оптимизация, после которой музей функционирует более эффективно и экономично.
Концертный павильон Аудиториу Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2004
Павильон в парке Ибирапуэра © blogdaarquitetura.comПарк Ибирапуэра в Сан-Паулу считается важнейшим местом отдыха горожан и одним из лучших парков мира. Нимейер работал над ансамблем парка в разные годы, начиная с середины прошлого века. Здесь расположены многочисленные музеи и проходит знаменитая Биеннале. Простая треугольная форма была выбрана архитектором в пару к уже существующему на той же площади зданию в виде белого купола. Архитектурную свежесть павильону придает причудливая маркиза ярко красного цвета. Частью интерьера стала грандиозная инсталляция художницы Томи Отаке, такая же динамичная по форме и цвету, как и навес над входом.
Автор статьи: Наталья Вихрева
0 поделились
биография и его работы :: SYL.
ruОскар Нимейер — известный архитектор из Латинской Америки. Считается одним из основоположников современной школы бразильской архитектуры. Много экспериментировал в области железобетонной архитектуры. Был ярым приверженцем коммунистической партии, состоял в ней около 70 лет.
Биография архитектора
Оскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году. Его родители были вполне обеспеченными. В юности будущий архитектор вел беспечный образ жизни, который можно назвать богемным. Главными его увлечениями были футбол и книги. Причем читал он много, но чаще всего бессистемно.
В 21 год Оскар Нимейер женился на Анните Бальдо. Она была дочерью итальянских иммигрантов, которые приехали из Венеции. Ради свадьбы он даже бросил учебу. Этот брак принес ему единственную дочь, которую звали Анна Мария Нимейер.
Интерес к архитектуре Оскар Нимейер проявил еще в привилегированном колледже, в котором учился. Впоследствии он часто рассказывал, что выбрал эту профессию случайно. Оскар вспоминал шутку, кто-то увидел, как он рисовал пальцем в воздухе, после этого на семейном совете решили дать ему художественное образование.
В начале карьеры
Становление карьеры Нимейера пришлось на 30-е годы ХХ века. Он начинал работать под руководством основоположника современной латиноамериканской архитектуры Лусио Косты.
Окончить государственную школу архитектуры Оскару удалось в 1934 году. Его первым осуществленным проектом стали ясли для детей в Рио-де-Жанейро. Их открытие состоялось в 1937 году.
Нимейер как раз застал формирование школы современной архитектуры в Бразилии. Первым результатом ее работы стало строительство здания для Министерства просвещения и здравоохранения, которое достроили к 1943 году. Непосредственно руководил проектом Лусио Коста, в качестве советника ему помогал француз Ле Корбюзье — пионер архитектурного модернизма. Когда именитый мастер уехал, последние изменения в проект внес архитектор Оскар Нимейер. Они так впечатлили Косту, что после 1939 года дальнейшую разработку проекта посвятили только ему.
Признание на международной арене
Взял за основу современный стиль Ле Корбюзье и пропустил его сквозь призму жарких тропиков Рио-де-Жанейро Оскар Нимейер. Его работы получили признание во всем мире в 40-50-е годы ХХ века. В 40-х он творил практически без остановки. По его проектам создавались гостиницы, яхт-клубы, церкви и казино. В 1946 году был построен банк в Рио-де-Жанейро, а на рубеже 40-50-х годов — технический центр.
В 1947 году Оскар Нимейер, биография которого к тому времени была уже хорошо знакома многим, участвовал в проектировании штаб-квартиры ООН, которая располагается в Нью-Йорке.
Политические взгляды
В годы Второй мировой войны архитектор открыто симпатизировал СССР. После победы Советского Союза он стал членом бразильской коммунистической партии. Для коммунистов в Латинской Америке тогда были непростые времена. Генеральный секретарь партии Престес вместе с 15 соратниками содержался в тюрьме. Когда они вышли, всех приютил у себя дома Нимейер.
С середины 50-х годов Нимейер издавал архитектурный журнал, который придерживался взглядов левой интеллигенции. Периодически издание закрывалось, а затем работа над ним возобновлялась вновь.
Для Нимейера политические взгляды и архитектурные решения были тесно связаны между собой. Например, он пытался решить социальные проблемы в Бразилии. Одна из самых серьезных — жилищные кризис, из-за которого многие вынуждены были жить в фавелах в полной антисанитарии.
Из-за приверженности коммунизму въезд в США для него был закрыт. Например, в 1946 году ему отказали выдавать визу, несмотря на то что бразилец получал официальные предложения о работе сначала в Йельском университете, потом в школе дизайна в Гарварде.
К работам архитектора 50-х годов относятся собственный дом Оскара Нимейера, который находится неподалеку от Рио-де-Жанейро, больница, жилой комплекс имени Кубичека, здание кондитерской фабрики, комплекс международной выставки в Сан-Паулу.
Благоустройство столицы
С 1957 года Нимейер начал обустраивать новую столицу — город Бразилиа. Его строили по инициативе президента страны Кубичека. Сам глава государства вскоре после инаугурации встретился с Нимейером, чтобы обсудить планы будущей столицы. В итоге ее перенос из Рио-де-Жанейро в Бразилиа состоялся в 1960 году.
Многие здания отличаются контрастными и необычными формами: имеются сооружения виде чаши, стреловидной колонны, пирамиды, купола. Именно так выглядят, например, правительственные центры.
Сам Нимейер проектировал президентский дворец, здание Верховного суда, Дворец национального конгресса, кафедральный собор, театр, больницу и Дворец правосудия. Все это здания, к которым приложил руку Оскар Нимейер. Достопримечательности Бразилии — именно так сегодня можно назвать многие из них.
Отличительными чертами архитектуры Нимейера становятся выразительность, пластичность и теплота. Ему одному из первых удались монолитные строения из железобетона. Несмотря на свою необычность и даже вычурность, проекты зданий детально разработаны. Архитектор всегда стремился к появлению новых архитектурных форм.
Эмиграция
В 1964 году Нимейер возвратился из продолжительной командировки в Израиль и не узнал своей страны. В Бразилии случился государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные.
Из-за установившейся в стране диктатуры архитектор был вынужден переехать во Францию, где жил с середины 60-х годов до 1985 года. Все это время в своей любимой Бразилии он бывал изредка и недолго. В то же время строительство общественных зданий в столице по его проектам продолжалось. Временами Нимейер жил на Кубе и в СССР.
Последние годы жизни
Нимейер дожил до завершения в Бразилии военной диктатуры. Она пала в 1985 году. Сразу после этого архитектор вернулся на родину.
В середине 90-х годов он руководил Бразильской коммунистической партией, причем ее ортодоксальным крылом, которое не согласилось с преобразованием компартии, произошедшим после распада СССР. Известный руководитель Кубы Фидель Кастро часто называл себя и Нимейера последними коммунистами на планете.
Даже в весьма преклонном возрасте продолжал работать Оскар Нимейер. Музей современного искусства по его проекту был построен в 1996 году, когда архитектору было уже 89 лет. В 2000-е годы он руководил возведением собственного музея в Куритибе, национальной библиотеки в Бразилиа, культурного центра в Гоянии.
Нимейер был тесно связан с Советским Союзом. В 1983 году его приняли в почетные члены Академии художеств. А в 2007 году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал постановление о награждении архитектора орденом Дружбы с формулировкой за вклад в развитие отношений между двумя государствами.
Оскар Нимейер умер в Рио-де-Жанейро в 2012 году. До своего 105-летнего юбилея он не дожил всего 10 дней. Незадолго до этого архитектор попал в больницу с диагнозом «почечная недостаточность». Она стала осложнением после перенесенного Оскаром вируса гриппа.
Оскар Нимейер: его величайшая работа в Бразилии и во всем мире
Уна Шил
4 минуты чтения
Оскар Нимейер.
Оскар Нимейер, чрезвычайно влиятельный бразильский архитектор, чье влияние на современную архитектуру можно увидеть во всем мире, умер в возрасте 104 лет. Нимейер боролся с желудочными и почечными инфекциями с ноября, и вчера в больнице в Рио-де-Жанейро подтвердили, что он умер в результате легочной инфекции.
За девять десятилетий своей карьеры изобретательные и дальновидные проекты Нимейера стали определяющими частями Brazil и определили путь развития современной архитектуры.
Наиболее известный своей работой в современном городе Бразилиа, влияние Нимейера можно увидеть в городах по всему миру.
Президент Бразилии Дилма Русефф похвалила Нимейера, назвав его «революционером, наставником новой архитектуры, красивой, логичной и, как он сам определил, изобретательной».
Нимейер избегал коробочного стиля многих архитекторов 20 -го -го века, предпочитая вместо этого использовать кривые, полумесяцы и спирали для создания уникальных зданий, многие из которых до сих пор выглядят футуристическими.
В то время как мир вспоминает непреходящий талант Оскара Нимейера, мы вспоминаем некоторые из его самых запоминающихся и вдохновляющих работ.
Национальный конгресс Бразилии. Изображение Leandro’s World Tour
Национальный конгресс Бразилии
Как и почти все правительственные здания в современной бразильской столице Бразилиа, новый Национальный конгресс Бразилии был спроектирован Нимейером в 1950-х годах.
Включая две полусферы, одну сидящую лицом вверх и одну сидящую лицом вниз, а также два вертикальных офисных блока, Национальный конгресс является домом для Сената и Палаты депутатов.
Собор Бразилиа. Изображение Xdonat
Кафедральный собор Бразилиа
Собор Бразилиа, типичный образец Нимейера, имеет все атрибуты, которые можно ожидать от одного из его проектов.
Используя 16 изогнутых бетонных колонн, разделенных ослепительными витражами, Собор, кажется, открывается небесам, что придает ему совершенно особое ощущение.
Музей современного искусства Нитерой. Изображение Y.Fujii
Музей современного искусства Нитерой
Музей современного искусства Нитерой — это потрясающее архитектурное сооружение в городе Нитерой, недалеко от Рио-де-Жанейро, . Здание, которое выглядело бы неуместно в современном научно-фантастическом фильме.
Спроектированный Нимейером при содействии инженера-строителя Бруно Контарини в 1990-х годах музей расположен на вершине утеса с видом на залив Гуанабара.
Международный культурный центр Оскара Нимейера. Изображение xornalcerto
Международный культурный центр Оскара Нимейера
Первая работа Нимейера в Испания , культурный центр был назван архитектором самым важным в Европе.
Культурный центр, также известный как Centro Niemeyer, расположен в устье реки Авилес и является результатом давних отношений между Нимейером и княжеством Астурия.
Архитектор был удостоен Премии принца Астурийского в области искусства в 1989, и подарил этот проект княжеству в честь 25 годовщины награждения.
Аудитория Оскара Нимейера Равелло. Изображение Гастева
Этот зал, спроектированный Нимейером в 2000 году, в Равелло, Италия , не открывался до 2010 года из-за споров о его дизайне и расположении.
Один из последних открытых им зданий, зрительный зал показал, что вплоть до своих закатных лет Нимейер был уникальным и блестящим архитектором и, несомненно, одним из лучших архитекторов 20 -й В.
Оскар Нимейер — Школа Жизни
Одним из самых удручающих аспектов путешествий является то, что мир часто выглядит одинаково в разных местах. Башни в центре Токио неотличимы от башен Франкфурта или Сиэтла. Это не случайно. Современная архитектура была основана на идее, что здания должны логически везде выглядеть одинаково. Ранние деятели модернизма были едины в своей ожесточенной оппозиции любому виду «регионализма», который они считали реакционным, фольклорным и просто посредственным. Если велосипеды, телефоны и самолеты (все предвестники новой эпохи) не собирались делать в местном стиле, то зачем делать здания? Долой шале, вигвамы и горгульи.
Бразильский архитектор Оскар Нимейер начал свою карьеру как ортодоксальный современный архитектор, полностью разделив это универсалистское кредо. Он родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году и в раннем подростковом возрасте увлекся архитектурой. Когда он пошел учиться в Национальную школу изящных искусств, он попал в группу, которая почитала великих европейских архитекторов-модернистов, особенно Ле Корбюзье, которые с особым рвением настаивали на том, чтобы здания не делали никаких уступок культуре, в которой они были расположены.
Профессиональные амбиции Нимейера осуществились, когда в 1936 году Ле Корбюзье было поручено приехать в Рио для разработки проекта нового министерства образования и здравоохранения. Нимейера пригласили присоединиться к команде бразильских архитекторов, которым было поручено помочь европейцу реализовать его замысел в этом большом и престижном здании.
Работая с ним, Нимейер сохранял огромное уважение к Ле Корбюзье, но в то же время не мог не заметить, насколько его гость был слеп к особенностям бразильской культуры и климата. С тем, что впоследствии стало его легендарным обаянием, Нимейеру удалось убедить Ле Корбюзье отказаться от некоторых из его более бескомпромиссных «универсалистских» намерений относительно здания и пойти на некоторые уступки местным условиям. Под его влиянием в окнах здания появились «жалюзи» для защиты от солнца, и, что наиболее эффектно, Нимейер убедил Ле Корбюзье заказать огромную традиционную португальскую плитку с абстрактными мотивами для общественных зон на первом этаже. .
Воодушевленный своим успехом со зданием, Нимейер почувствовал себя готовым вырваться из европейского модернизма. Он должен прославиться тем, что был, возможно, первым архитектором в мире, который практиковал региональный вид модернизма: в его случае модернизм с бразильским привкусом.
Его первая полностью оригинальная работа была завершена в 1943 году (когда ему было 36 лет) по заказу местного мэра Белу-Оризонти, будущего президента Бразилии Жуселино Кубичека. Это был комплекс зданий, в который входили казино, ресторан, танцевальный зал, яхт-клуб и, самое известное, место поклонения, ныне известное как церковь Святого Франциска Ассизского в Белу-Оризонти.
Хотя местное духовенство ненавидело его (архиепископ Антонио душ Сантуш Кабрал назвал его «дьявольским бомбоубежищем, непригодным для религиозных целей»), его быстро признали шедевром.
В комплексе не было прямых линий ни на одной плоскости, поскольку Нимейер теперь считал их европейскими и (это был расцвет фашизма) ужасно авторитарными. Теоретически архитектура была освобождена от гнетущих структурных условностей с изобретением железобетона, и Нимейер предложил использовать новую свободу более творчески.
Нимейер должен был отныне включать кривые во все свои здания и рассматривать их в националистическом свете как особенно бразильскую природу. «Меня привлекает не прямой угол и не прямая линия, жесткая и негибкая, созданная человеком», — говорил он. «Что меня привлекает, так это свободный и чувственный изгиб — изгиб, который я нахожу в горах моей страны, в извилистом течении ее рек и в телах ее красивых женщин». Последний пункт показательный. Нимейер на протяжении всей своей жизни глубоко чутко относился к женской красоте. Он был известен в Рио своими связями, многие из которых были с людьми значительно моложе его. В 92 у него появилась девушка, которой только что исполнилось 25 лет.
Как и в Министерстве здравоохранения, церковь Пампульи была покрыта плиткой. Они напомнили зрителям, что Бразилия может быть одновременно и современной, и напоминать о своем наследии — что церковь может кивнуть в сторону форм футуристического ангарного самолета, но в то же время может вместить изображение Святого Франциска и некоторых (явно очаровательных) цыплят.
Чувственность, которой Нимейер наслаждался в своей жизни, также наполняла многие его здания. Его Casa das Canoas (1951) позиционирует чувственность как часть утонченной, зрелой жизни. Вместо того, чтобы предположить, что это может быть удел молодых, беззаботных, неряшливых или симпатичных, он создает дом, где можно представить, что ты можешь быть бухгалтером или работать в Министерстве инфраструктуры (быть ответственным, трудолюбивым человеком). сильно озабочен техническими и административными проблемами) и наслаждаться своим телом. Вы можете вести разговор, который напрягает ваш разум, а также нежно исследовать заднюю часть колена вашего любовника; или вы можете поцеловаться в теплых тенях, прежде чем принять телефонную конференцию по поводу тревожных прогнозов региональных продаж.
Дом чем-то напоминает уверенного в себе и ободряющего друга, который в нужный момент успокаивающе бормочет. Можно представить себе пару, чувствующую себя в этом доме в достаточной безопасности, чтобы предаться сексуальным приключениям, что годами казалось невозможным в их обычном доме.
Самая смелая попытка Нимейера использовать архитектуру для определения бразильской идентичности пришлась на его проекты новой столицы Бразилиа. В 1956 году Кубичек попросил Нимейера помочь создать полностью спланированный город в центре страны, свободный от коррупции старой столицы Рио. Нимейер построил Национальный конгресс, собор, культурный комплекс, множество министерств, коммерческих и жилых зданий. Атмосфера была достойной, обнадеживающей и соприкасающейся с родной средой. Многоквартирные дома были подняты на сваях, чтобы под ними могла расти растительность, сохраняя связь с местной экологией и тропическим климатом.
Конечно, работы Нимейера изображали Бразилию не такой, какой она была, а такой, какой он верил и надеялся, что однажды она может стать. Он знал, что архитектура может с надеждой и ободрением указать правильное направление. Бразилия — страна бурной экономической деятельности, тропических лесов и амазонских деревень, фавел, футбола, пляжей и интенсивных разногласий по поводу политических приоритетов… ничего из этого не видно при созерцании Национального конгресса в Бразилиа. Вместо этого здание представляет Бразилию будущего; это стекло и железобетон, идеально подходящий для развития страны. В будущем, утверждает здание, Бразилия станет местом силы рациональности; где царят порядок и гармония; где элегантность и спокойствие являются нормой. Спокойные, вдумчивые люди будут тщательно трудиться и точно думать о законодательстве; в офисах в башнях расторопные секретари будут печатать содержательные информационные заметки; файловые системы будут идеальными – ничто не будет утеряно, упущено, забыто или потеряно; переговоры будут проходить в атмосфере безличной мудрости. Страна будет прекрасно управляться. Таким образом, здание можно рассматривать как образец лести. Это намекает на то, что этими желательными качествами уже в какой-то степени обладает страна и ее правящий класс. Идеалы нам льстят, потому что мы воспринимаем их не только как намеки на далекое будущее, но и как описания того, на что мы похожи. Мы привыкли считать лесть чем-то плохим, но на самом деле она скорее полезна, поскольку лесть побуждает нас жить в соответствии с тем привлекательным образом, который она представляет. Ребенка, которого хвалят за его или ее первые скромные попытки пошутить и в результате называют остроумным, направляют и помогают ему развиваться дальше, чем он или она на самом деле являются прямо сейчас. Они вырастают в человека, которым уже были лестно названы. Это важно, потому что препятствием для нашего хорошего развития обычно является не высокомерие, а недостаток уверенности.
Нимейер мечтает о бразильском карнавале в 2012 году, в год своей смерти. Его тогдашней девушке было 42 года.
Нимейер был плодовитым до самых последних лет, преподавая по всему миру, сочиняя и проектируя скульптуры и мебель. Он умер в 2012 году, когда ему было 104 года. Его похоронили как героя, и тысячи людей присоединились к кортежу. Чего его нация чтила, так это архитектора, который дал ей работающий, но идеальный портрет самой себя. Он позволил Бразилии вырваться из бесплодного европейского модернизма и построить здания, которые лучше отражали уникальность нации. Нимейер остается примером для всех архитекторов, стремящихся строить здания, которые помнят самобытность своих местностей, — архитекторов, которые хотят, чтобы их телефоны были универсальными по дизайну, но в равной степени стремятся к тому, чтобы их здания были культурно специфичными.