Характерные черты архитектуры модерна
Франция, Бельгия Аrt nouveau («Ар-нуво»), fin de siècle («конец века»)
Великобритания, Россия Modern style («модерн стайл», «современный стиль»)
Австрия Secessionsstil («стиль Сецессион»)
Германия, Латвия Jugendstil («югендстиль»)
Испания Modernismo («модернизм»)
США Tiffany Style («Тиффани»)
Италия Style Liberty («стиль либерти»)
Нидерланды «Nieuwe Kunst» («новое искусство»)
Швейцария Style sapin («еловый стиль»)
***
Модерн
Период: с конца 1880-х гг. до 1914 г. (начала первой мировой войны)
Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Визитная карточка модерна – «Удар бича» Германа Обриста.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.
Период становления модерна (рубеж XIX-ХХ веков) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству.
На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А.Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX века. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу». При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов.
Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения:
В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.
Модерн хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика.
Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
В живописи и скульптуре модерн неразрывно связан с символизмом. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами.
Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.
Архитектура модерна разнообразна. Этот стиль вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей, но в отличие от эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло),
а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Главный принцип модерна — интерьер и архитектура должны по возможности максимально повторять и продолжать друг друга. Иначе говоря, нельзя строить особняк в стиле модерн, а комнаты обставлять по канонам барокко. В ту эпоху немало дизайнеров наряду с проектом здания и внутреннего убранства даже разрабатывали эскизы костюмов для обитателей дома.
Художники и архитекторы нового времени черпали вдохновение в природе, прежде всего в растительном мире. В декоре постоянно использовали и обыгрывали
флористические мотивы. Флористические мотивы повторяются не только на ограде, но и на лестнице, балконах, дверных ручках, декоративных засовах и фонарях. Для стиля модерн характерны тонкие линии с плавными изгибами, имитирующие отдельные травинки, стебли, лианы и узкие листья. Их переплетения напоминают одновременно и арабески, и народные кельтские узоры. При этом в почете непышные розы или пионы, а цветы, отличающиеся вытянутостью очертаний: ирисы, орхидеи, лилии, колокольчики.
В декоре часто используют изображения птиц, например лебедей и павлинов. Не обошли вниманием и морские волны. Более сложные композиции эксплуатируют образы речных и лесных нимф, одетых в длинные ниспадающие туники, в венках из цветов, с длинными, струящимися до земли волосами, девы с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд томными и бледными лицами. Присутствуют и восточные мотивы — ветки цветущих сакуры и сливы, бабочки.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло
Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.
В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. Стены здания в стиле арнуво часто имеют изогнутую поверхность.
Большой популярностью пользуются кованые решетки нечастого плетения, в узоре которых легко угадать уже известный нам удар бича. В архитектуре арнуво нашли применение и колонны, но они не так заметны, как в античных постройках. Портик (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) отсутствует, однако узкие столбы поддерживают широкий балкон или навес над крыльцом. Эти элементы можно увидеть и в интерьере — главным образом на лестницах. Еще один типичный для модерна элемент — асимметричные арки (они бывают и внутри, и снаружи здания).
В интерьере в стиле модерн преобладают естественные пастельные тона:
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство.
В работах художников все более стала прослеживается увлеченность не только искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также и стремление к рациональности и конструктивности, геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Некоторые архитекторы начала ХХ века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания.
Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». Классическая колоннада дорического ордера сочетается с растительным орнаментом в стиле Ар Нуво и открытыми железными конструкциями. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге.
Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику».
Основным средством выражения в стиле модерна является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов, стремлением передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Огюст Роден (Вечная весна), Камилла Клодель (Бронзовый вальс), Аристид Майоль (Ночью), все — Франция; Франтишек Билек (скульптура Моисей) — Чехия; Герман Обрист (фонтан) — Германия; Жан Минне (Горюющая мать с двумя детьми) — Бельгия.
«Стиль модерн» в живописи заключал в себе отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований: идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Только в мире искусства создается истинная красота. Искусство рассматривалось в этот период как средство возможного социального и нравственного совершенствования и даже преобразования общества – идея утопическая. Стиль модерн возник как отклик на изломы и противоречия самой жизни, чреватой революциями и войнами. Эстетическим увлечением модернистов была также античность. «Мир Искусства». Самые типичные представители Мира искусства – Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере, Дягилев, Васнецов, Врубель, Билибин. Для творческой манеры художников Мира искусства характерно стремление использовать особенности предшествующих исторических стилей. Сомова вдохновляли рокко и русский ампир, Серова и Бакста – греческая архаика, Билибина, Васнецова Рериха – древнерусское искусство. Но все это переплавляется в новый стиль, что и определяет общность русского модерна как стилевого направления в живописи и графике. Пристрастие к лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам цвета панно, => загадочность, таинственность, что вполне отвечало духу модерна, европейского и русского, склонного к мифиологизации пространства. Некоторым членам объединения Мир искусства была свойственна национальная романтика. В их произведениях оживали народное устно-поэтическое творчество и отечественная история. К таким художникам можно отнести Виктора Михайловича Васнецова (Царь Грозный) и Николай Константинович Рерих (Заморские гости).
Европейская живопись. Крупнейший представитель стиля модерн Густав Климт стал лидером венского направления Сецессион. Для его живописи характерно плоскостное изображение, подчиненное орнаментальному ритму, дробному узору («Поцелуй», «Юдифь»). Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов.
Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Д. Уистлером в Лондоне. Фигуры гигантских птиц — павлинов, написанные на стене, несколько раз повторяются в общей композиции комнаты. Сами фигуры павлинов, ставших в модерне своеобразным знаком стиля, трактованы плоскостно. Графическое начало сочетается в этой росписи с декоративностью; гнутые линии контуров укладываются в строгие прямоугольные рамы: обилие деталей, сконцентрированных в некоторых местах, соседствует с пустотами. Интерьер стал играть более важную роль.
Декоративно-прикладное искусство. Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла:витражи,абажуры,бижутерия. Франция оказалась в положении распространителя, реализатора стиля модерн. Нельзя не отметить таких мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле) в своих произведениях прикладного искусства. Не зря современники называли предметы, выполненные им из стекла «говорящим стеклом».
Ювелирные украшения. Рене́ Лали́к — французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Фаберже «Кле́вер» и «Ландыши» — Яйца в стиле модерн.
Костюм. 1890 — образ цветка-хризантемы. Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом и вытянутой фигурой. Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой – бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафты, муслины и крепдешина блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт, корсет. В моде маленькие пышногрудые женщины. Кружево, муфты, огромные шляпы с перьями. Веера. В костюмах 1910-х гг. все чаще заметны отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье этого времени приобретает стройный и строгий силуэт. ХХ век — новая форма мягкого лифа, который мог носиться без корсета, значительно уменьшение количества нижних юбок, более простые, лишённые тяжёлой многослойности платья значительно облегчили наряд. Мужчины: Идеальные типы лица мужчины эпохи модерна – мужчина мужественный с ярко выраженными признаками: аккуратные борода, усы, короткая стрижка. На рубеже веков идеалом считается закрытый с ног до головы джентльмен, денди, поражающий своей строгостью и неприступностью. Изменился фасон воротника: теперь в моде стоячий воротник с отворотами. Манжеты рубашки туго крахмалились. В эти годы исчезли цветные фраки, остались лишь черные. Костюм отличался от прежнего только более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят мешковатые, широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу брюки «французского покроя».
Прически – стали чаще мыть голову. Изобретен новый метод горячей завивки. Шиньоны. В 1890-е вместе с закрытыми платьями пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. Готовую, довольно объемную, прическу оформляли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). Бандо. Мужчины. К концу столетия все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. Только нищие, люди из простонародья и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценился идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами. Бороды исчезали.
Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резко контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.
В конце 19 века сформировался тот вид графики, который мы привыкли называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. тираж мог составлять несколько тысяч оттисков. Франция – страна плаката. Первым мастером был Жюль Шере («Жирары»). Эжен Грассе создает афиши с плавным рисунком в легких полупрозрачных тонах. Альфонс Муха создавал незабываемые афиши театральных спектаклей. Итальянские художники: Марчелло Дудович и Леопольдо Метликовиц. Уильям Бредли делал плакаты в флореальном стиле (Велосипеды Виктор), бельгиец ван де Вельде выступил в качестве автора рекламы «Тропон». К числу венских мастеров принадлежал Коломан Мозер (афиша). Обри Бердсли представитель стиля модерн в Англии. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
В России большую роль в становлении плаката сыграли мирискуссники. Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством. Одно из важнейших достижений русского дореволюционного плаката – плакат Серова с изображением Анны Павловой. Прекрасно ощущая воздушность и грациозность балетного танца, художник передает это ощущение зрителю и делает акцент на индивидуальности артиста.
Интерес к национальной культуре является характерной чертой мастеров модерна, не только русского, но и европейского. Например, знаменитую французскую художницу Элизабет Сонрель вдохновляли романтические легенды о короле Артуре, библейские сюжеты, древние и средневековые легенды о любви. Неповторимый стиль в русской графике создал Иван Яковлевич Билибин – стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства – лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой.
Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъема. Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь, орел), цветы (розы, вишни, гвоздики, плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья — излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти «объекты» переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.
Важное и особое место в орнаменте югендстиля занимал образ Женщины. Такие художники модернисты как Михаил Врубель, Анри Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан создавали образ женщины-героини, женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы, насыщая и дополняя орнаментальную композицию.
Модерн породил огромное количество новых шрифтов.
Достижения русского книжного дизайна начала ХХ века во многом определяют сегодняшний полиграфический язык. Книжный модерн поэтично называют «эпохой красивой книги». Знаменитые художники начала XX века: Гончарова, Ларионов, Розанова, Родченко, Степанова, Чекрыгин, Филонов и Эль Лисицкий создавали шрифты, обложки, титульные листы, рисунки, находя предельное графическое выражение экзальтированного, чувственного или мистического содержания книг; составляя законченное единство иллюстрации и печатного слова, воздействовавших на читающую публику подобно безукоризненным произведениям искусства. Это были книги, рожденные фантазией художника и поэтами, бесконечно далекими от обыденности.
Стиль модерн в интерьере: особенности, описание и фото
Плавные линии, асимметрия, цветное стекло, приглушенные оттенки, растительные мотивы – это модерн, который процветал на стыке эпох – приблизительно с начала 90-х XIX века и до середины второго десятилетия XX века. У него извилистый путь развития и много имен, каждое из них правильное. Кстати, модерн не канул в Лету: здания и интерьеры в этом стиле практически в нетронутом виде сохранились в городах Европы и России (и немного в США), а элементы модерна по-прежнему популярны в дизайне и скульптуре, используются в ювелирных изделиях, живописи, высокой моде, в плакатном искусстве.
Историческая справка и интерпретация термина
В XIX веке доминировал имитационный историзм – стиль элитарный, манипулирующий намеками, пестрящий цитатами. Чтобы вычленить все эклектичные элементы композиции, требовалось смотреть вглубь, искать ретроспективу. Человеку без классического образования историзм казался вычурным, непонятным, сложным для восприятия. Интерьеры в таком стиле мало того что выглядели формально и безлико, еще были доступны только обеспеченным людям.
А снизу, от народных масс, занятых на заводах и фабриках, поднималась идея утилитарности: с изяществом паровоза на культуру наступал индустриальный век машин.
Но дизайн – это живое, трепетно реагирующее на окружающую среду искусство. Так и получилось: в конце XIX века значительные европейские и североамериканские деятели попытались противостоять складывающейся ситуации – вернуть искусству душу, то есть, как тогда верили, природную красоту.
Так появился модерн, новое направление, сочетающее прикладные техники и высокий «штиль». Он продержался на пике популярности до Первой мировой войны, но эпидемию тифа, отравляющие газы, миллионы дезертиров, пролетарскую революцию не вынес – утих, чтобы накопить силы.
Ближе к 60-м годам XX века родился модерн середины века или mid-century modern – немного уставший, а оттого ироничный, придерживающийся чистых линий и естественных форм, большой фанат функциональности и ценитель тонких минималистичных орнаментов. Mid-century modern – это повзрослевший классический модерн, отринувший юношеский максимализм и принимающий достижения цивилизации. В отличие от своего предка он не любит декор, лоялен к фабричному производству и не видит ничего дурного в прямоугольном шкафе.
И все же модерн не стоит называть современным стилем в искусстве. Он зародился в XIX веке, но рос, развивался и навсегда остался в ламповом XX. Использование элементов модерна сейчас – это движение в рамках глобального направления постмодернизма, то есть полного стилевого нигилизма, отличительной черты современности.
Модерн в искусстве
На сломе эпох модерн глубоко проник во все слои культуры, зацепив и видоизменив практически все виды искусства. Мало того, модерн превратил в искусство утилитарные вещи, что особенно заметно по творчеству американского стеклодува Луи Комфорта Тиффани, французского рисовальщика Луи Мажореля и дизайнера Рене Лалика.
Модерн нашел отображение также в литературе, балете (например, Айседора Дункан – яркая представительница школы модерна в балете) и даже театре. Размышления, следование внутренним (естественным) порывам, неожиданные повороты – и все это на фоне дополнительной визуализации и скрытого подтекста.
Музыка эпохи подтекста отошла от романтизма и увлеклась импровизациями, глубиной чувств и новшеством видения. Рихард Штраус, Клод Дебюсси, Эйтор Вилла-Лобос, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович – ярчайшие звезды композиторов модерна.
Модерн в архитектуре
Слом эпох, граница между XIX и XX веком, ознаменовался не только социальными изменениями, но множеством новых технологий. Строить начали исключительно на основе бетона, стекла, чугуна, стали – и дизайнеры попытались очеловечить инновационные техники и грубые материалы.
Главные признаки модерна в архитектуре – текучесть линий, естественные изгибы, арки и использование современных материалов. Внутреннее убранство помещений прорабатывалось до мельчайших деталей.
Один из самых эффектных представителей модерна в архитектуре – знаменитый Антонио Гауди с его зданиями, словно самопроизвольно выросшими из ландшафта.
Модерн в живописи
Модерн, как явление, проросшее сквозь символизм, удивительно сильно повлиял на европейских художников. Мировая скорбь, фольклор, тайны сознания и сновидений стали источником вдохновения для Климта и Мунка, Гогена и Кнопфа, чешского графика Альфонса Мухи, прикладного художника Аполлинария Васнецова и других.
Кроме того, полотна эпохи модерна перестали рассматриваться только как предметы искусства. С начала XX века появилась мода украшать ими стены.
Русский модерн
Русский вариант модерна очень отличается от зарубежных собратьев. Он более красочный, приближенный к лубочной интерпретации деревенской жизни, избирательно описывающий природу и быт России. Меньше цветочков и больше сказок – от Леона Бакста до Михаила Врубеля, Исаака Левитана и Ивана Билибина, русский модерн гораздо символичнее и народнее, чем какой-либо другой в Европе.
Один из главных представителей отечественного модерна – балетмейстер Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» в Париже. Архитектурно русский модерн воплощает московский особняк, построенный архитектором Федором Шехтелем для богатого промышленника Рябушинского. После революции в нем долгие годы жил Максим Горький.
Кому подойдет дизайн помещения в стиле модерн
Модерн – это дорого, вызывающе эффектно и претенциозно. Подобный дизайн выбирают люди творческих профессий, эксцентричные и состоятельные интеллектуалы, романтики и ценители эксклюзивных вещей.
Модерну нужен простор, и в помещении меньше сотни квадратных метров ему будет негде развернуться. А главная идея стиля – изнутри наружу – предполагает, что вместе с внутренним убранством будет меняться фасад и околодомовая территория.
С mid-century проще, его можно использовать даже для ремонта в стиле модерн в обычной городской квартире. Элементы этого направления прекрасно сочетаются с другими популярными стилями.
Основные характеристики стиля модерн
Основным определяющим признаком модерна является декоративность, а постоянно повторяющимся доминирующим мотивом – лоза или вьющееся растение. В различных интерпретациях эти условия повторялись во всех сферах применения стиля.
Главные характеристики модерна в интерьере:
асимметричная форма и дислокация;
устремленные вверх доминанты и перетекание форм;
арки и сочетания плоскостей;
растительные (часто цветочные) узоры;
мозаика и витраж;
кованые элементы, гнутое стекло;
приглушенная природная цветовая палитра.
Постепенно модерн захватил некоторые элементы из близких стилей и развил множество родственных течений, стал базой для модернизма.
В Европе, Америке и России в зависимости от пути, который ему пришлось пройти, стиль модерн назывался по-разному. Общим оставалось ощущение чего-то нового, молодого, интересного:
Англия: modern style – современный стиль.
Франция: art nouveau – арт-нуво или ар-нуво, произношение допустимо варьировать, то есть новое искусство.
Германия: Jugendstil – югендштиль, то есть молодежный стиль (по названию молодежного журнала).
Австрия, Польша и Чехия: Secession – Сецессион, то есть обособление (по самоназванию группы художников).
Шотландия: Glasgow style в честь группы столичных художников.
Италия: Stile Liberty или просто либерти, свободный стиль.
Испания: Modernismo или модернизмо.
США: Tiffany’s Style или тиффани в честь гениального Луи Тиффани.
Россия: модерн.
Кстати, термин впервые был использован в бельгийском журнале L’Art Moderne для описания творчества нескольких художников, входящих в Общество XX.
Интерьер в стиле модерн
Плавные линии арочных дверей, отсутствие острых углов и отражающих поверхностей, не вычурная, но округлая и удобная мебель, аксессуары и разнообразные фактуры: стиль модерн в интерьере квартиры предполагает отказ от геометрических линий и изысканную, вдохновленную природными линиями асимметрию. У дизайнера карт-бланш, но с оговоркой: движение только в заданном направлении. Впрочем, интерьер в стиле модерн – это почти произведение искусства.
Отделочные материалы
Несмотря на то, что классический модерн довлел исключительно к натуральности, эстетика mid-century предполагает использование современных технологий и материалов. Конечно, дерево, керамика, камень и металл по-прежнему в приоритете, но их визуальные заменители тоже подходят.
Стены можно оставить светлыми – на них потрясающе эффектно выглядят панно с водяными растениями, один из доминирующих признаков модерна. Для личных комнат подойдут обои, можно с цветочным принтом. Если решено использовать панели или плитку, швы между частями необходимо скрыть.
Пол не должен быть акцентом в комнате, наоборот, ему полагается гармонировать со светлыми стенами или контрастировать с яркими акцентами в интерьере. Желательно использовать паркет или покрытие под цвет дерева. Плитка из-за четких геометрических стыков не подойдет.
Идеальный потолок – ровный и белый, но допустимы гипсовые элементы – молдинги, барельефы, лепнина. Важно, чтобы потолок, как и пол, не был слишком привлекающим внимание.
Подходящая мебель функциональна, удобна, без острых углов и неуместных деталей. Каркас деревянный, причем цвет породы соответствует тематике и сочетается с другими предметами интерьера. Внешний вид важен, поэтому мебель в гостиную в стиле модерн нужно выбирать, исходя не только из функциональности, но и внешнего вида. Гнутые ножки, округлая спинка – это создает неуловимый флер легкости, и самая тяжелая мебель из массива визуально становится немного легче.
Цветовая гамма
Палитра оттенков, которую можно использовать и не разрушить стилевую композицию, разнообразна и позволяет обыгрывать любые идеи. Однако важно, чтобы цвета были максимально естественными – теми, которые встречаются в природе:
серый, бледный антрацит;
кремовый, какао, топленое молоко;
светло-горчичный, оливковый, бледный хаки;
коричневый, песочный, тауп, беж;
сиреневый, бледно-голубой.
Фактически в рамках mid-century допустимы все цвета, но в приглушенной пастельной интерпретации. Их можно сочетать друг с другом, дополнять и комбинировать.
Недопустимы неоновые, металлизированные и просто глянцевые цвета и поверхности.
Использование нефункционального декора в стиле модерн не приветствуется, особенно это касается домашнего текстиля. Шторы, покрывала, занавески нужно свести к минимуму, оставив только однотонные элементы, без которых не обойтись.
Большинство экспертов считают, что модерн категорически не приемлет ковры, дорожки и коврики в гостиной, коридорах, столовой. Допустим скромный и функциональный коврик в спальне, не выпадающий из общей цветовой гаммы.
Система освещения
Модерн-стиль не сочетается с высокофункциональным освещением – галогенами, светодиодами, ему требуется интимный рассеянный свет. В дневное время нужно по максимуму использовать естественное освещение, а вечером концентрироваться на искусственном, спокойном и умиротворяющем. Помогут матовые лампы с теплым светом, прикрытые плафонами. Аутентично выглядят кованые потолочные светильники, декоративные напольные торшеры, бра с резными или витражными абажурами.
Особенности оформления разных комнат
Каждая комната в доме имеет право быть красивой. Однако от функционального назначения зависят нюансы оформления.
Гостиная
Гостиная в стиле модерн должна быть парадной и представительной. План гостиной предусматривает арочные проемы, высокие задрапированные окна, светлый потолок. Одну стену желательно выделить в качестве доминанты – если нет камина, ее можно украсить чем-то акцентным (например, цветочным рисунком). В гостиной уместен журнальный столик, аксессуары, украшения на стенах.
Кухня
При правильном подходе стиль модерн в интерьере кухни выглядит гармонично. Дизайнеры рекомендуют выбрать основную линию – например, цветочный принт или орнамент, и следовать ей при оформлении помещения. Стол для кухни подбирают овальный, а мебель – на резных ножках. Для пола подойдет плитка с размытым паттерном и тщательно затертыми стыками. Горшки на подоконниках и декоративная посуда отлично вписываются в стиль модерн.
Спальня
Комната, в которой спят, всегда более личная, чем другие помещения. Она должна быть изящной, эффектно обставленной, отражающей личность. Главный элемент дизайна – изголовье кровати, резное деревянное или кованое, но не кожаное или сафьяновое. Возле кровати нужно поставить тумбу с фасадом, подходящим к изголовью. Лицевая стенка шкафа (вероятно, даже шкафа-купе) может повторять основной мотив принтов. За свет отвечают ночники с абажурами.
Детская
Детская-модерн выглядит гораздо интереснее, чем в других привычных образах. Деревянная тахта, кровать с высоким изголовьем, альков и паркет на полу приучат ребенка к эстетическому восприятию жилого помещения с ранних лет. Учебный уголок можно оформить как классический секретер, а затем обыграть резной узор на остальных предметах мебели.
Ванная
В ванной комнате уместны витражи, роспись цветочными мотивами, кованые элементы. Добавляют настроения аксессуары с морскими мотивами. Если позволяет место, подвесной светильник будет выглядеть грандиозно. Обязательно нужно зеркало в золоченой или темного дерева раме.
Прихожая
По задумке, в прихожей должно остаться много пространства – это удобно и прямо соответствует принципам модерна. Потребуется шкаф-купе, стилизованные вешалки, много света (хорошо впишутся матовые плафоны). Зеркало должно быть круглым или овальным, зависит от формы других предметов интерьера, мотивов декора, размеров прихожей.
Как оформить квартиру в стиле модерн
Несмотря на кажущуюся очевидность, гармоничный дизайн квартиры в стиле модерн – задача сложная, требующая глубокого понимания особенностей, тонкого вкуса, чувства меры. Лучшие результаты дает использование элементов, а не целостный концепт. Именно детали придают интерьеру символичный, почти сказочный вид, радуют глаз, создают ощущение завершенности.
Не нужно смешивать модерн и mid-century modern, они не сочетаются. Если решено использовать только элементы, их рекомендуют дополнить скандинавской стилистикой, бохо или минималистичными комплексными решениями. Не нужно усложнять, утяжелять интерьер, тогда нежность модерна безвозвратно потеряется.
Модернизм | Определение, характеристики, история, искусство, литература, период времени, постмодернизм и примеры
Джакомо Балла: динамика собаки на поводке
Смотреть все медиа
- Дата:
- в. 1890 — г. 1950
- Значительные работы:
- Пустошь Поминки по Финнегану Четыре квартета Авессалом, Авессалом! Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока
- Похожие исполнители:
- Вирджиния Вульф Т.С. Элиот Уильям Фолкнер Джозеф Конрад Джеймс Джойс
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Что такое модернизм?
В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, танце и музыке модернизм был разрывом с прошлым и одновременным поиском новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 века.до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.
Что сделал модернизм?
Все виды искусства искали аутентичный ответ индустриализации и урбанизации конца 19 века. В литературе модернистские писатели, такие как Генри Джеймс и Вирджиния Вулф, отказались от традиционной преемственности, вместо этого используя повествование в виде потока сознания. Такие художники, как Эдуард Мане, отказались от унаследованных представлений о перспективе и моделировании. Архитекторы искали уникальные формы для новых технологий. Хореографы восстали как против балетных, так и против интерпретационных традиций, а композиторы использовали непроверенные подходы к тональности.
Где сегодня модернизм?
Ученые предполагают, что модернизм закончился где-то после Второй мировой войны, между 1950-ми и 1960-ми годами. Во всех искусствах произошли заметные сдвиги: писатели обратились к иронии и самосознанию; визуальные художники сосредоточились на процессе, а не на готовом продукте; постмодернистские архитекторы использовали украшение ради украшения; хореографы заменили обычные танцевальные шаги простыми движениями, включая перекатывание, ходьбу и прыжки; а композиторы отказались от таких традиционных формальных качеств, как гармония, темп и мелодия.
Модернизм , в изобразительном искусстве разрыв с прошлым и одновременный поиск новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19-го до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны. достижения в науке и социальных науках (например, теория Фрейда), модернисты чувствовали растущее отчуждение, несовместимое с викторианской моралью, оптимизмом и условностями. Новые идеи в психологии, философии и политической теории вызвали поиск новых способов выражения.
Модернистский импульс подпитывается в различных литературах индустриализацией и урбанизацией, а также поиском подлинного ответа на сильно изменившийся мир. Хотя довоенные произведения Генри Джеймса, Джозефа Конрада и других писателей считаются модернистскими, модернизм как литературное движение обычно ассоциируется с периодом после Первой мировой войны. Чудовищность войны подорвала веру человечества в основы западного общества и культуры. , а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и фрагментации. Основная тема Т.С. Длинное стихотворение Элиота «Бесплодная земля » (1922 г.), оригинальное модернистское произведение, представляет собой поиск искупления и обновления в стерильном и духовно пустом ландшафте. Поэма с фрагментарными образами и неясными аллюзиями типична для модернизма тем, что требует от читателя активной роли в интерпретации текста.
Элиот не был доминирующим голосом среди модернистских поэтов. В Соединенных Штатах Роберт Фрост и Карл Сэндберг выразительно описали регионы — Новую Англию и Средний Запад соответственно, — в которых они жили. Гарлемский ренессанс породил богатый кружок поэтов, среди которых были Каунти Каллен, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей и Элис Данбар Нельсон. Гарриет Монро основала Poetry в Чикаго в 1912 году и сделал его самым важным органом поэзии не только в Соединенных Штатах, но и во всем англоязычном мире. В 1920-е годы Эдна Сент-Винсент Миллей, Марианна Мур и Э. Э. Каммингс выразили в своей поэзии дух революции и экспериментирования.
Викторина «Британника»
Современное искусство: кто его создал?
Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской литературы. Это чувство может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Оно может порождать нигилистический, деструктивный импульс или выражать надежду на перспективу перемен. Ф. Скотт Фицджеральд разрушил американскую мечту в Великий Гэтсби (1925), Ричард Райт разоблачал и критиковал американский расизм в Родной сын (1940), Зора Нил Херстон рассказала историю трех браков чернокожей женщины в Их глаза смотрели на Бога (1937), а ранние романы Эрнеста Хемингуэя « И восходит солнце» (1926) и Прощай, оружие (1929) сформулировали разочарование потерянного поколения. Тем временем Уилла Катер рассказывала обнадеживающие истории об американской границе, расположенной в основном на Великих равнинах, в О пионеры! (1913) и Моя Антония (1918), Джон Стейнбек изобразил трудную жизнь рабочих-мигрантов в О мышах и людях (1937) и Гроздья гнева (1939), а Уильям Фолкнер использовал поток монологи сознания и другие формальные приемы, позволяющие порвать с прошлой литературной практикой в «Шум и ярость » (1929).
По ту сторону Атлантики издание романа Улисса ирландского писателя Джеймса Джойса в 1922 года стало знаковым событием в развитии модернистской литературы. Плотный, длинный и противоречивый роман подробно описывает события одного дня из жизни трех дублинцев с помощью техники, известной как поток сознания, которая обычно игнорирует упорядоченную структуру предложений и включает фрагменты мыслей в попытке уловить поток персонажей. ‘ мыслительный процесс. Некоторые части книги считались непристойными, и Улисс был запрещен в течение многих лет в англоязычных странах. Другие европейские модернистские авторы, чьи работы отвергли хронологическую и повествовательную преемственность, включали Вирджинию Вульф, Марселя Пруста и американскую эмигрантку Гертруду Стайн.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Термин «модернизм» также используется для обозначения литературных движений, отличных от европейских и американских движений начала и середины 20-го века. В латиноамериканской литературе Модернизм возник в конце 19 века в произведениях Мануэля Гутьерреса Нахеры и Хосе Марти. Движение, продолжавшееся до начала 20 века, достигло своего пика в поэзии Рубена Дарио. ( См. также американская литература; Латиноамериканская литература.)
характеристика современной архитектуры – a2 modern
9 апреля 2011 г.
Чем отличается современная архитектура? Современный член a2, Грег Джонс, AIA, резюмирует некоторые общие характеристики этого периода архитектуры.
Характеристики Mid-Century Modern:
- Отсутствие орнамента: Декоративные молдинги и изысканная отделка исключены или значительно упрощены, уступая место чистой эстетике, где материалы соединяются в простые, хорошо выполненные соединения.
- Акцент на прямоугольных формах и горизонтальных и вертикальных линиях : Формы домов основаны на коробках или связанных коробках. Материалы часто используются в четко определенных плоскостях и вертикальных формах, наложенных на горизонтальные элементы для драматического эффекта.
- Низкие, горизонтальные массивы, плоские крыши, упор на горизонтальные плоскости и широкие свесы крыш: Современные дома, как правило, располагаются на просторных участках, поэтому многие, но не все, должны иметь извилистые одноэтажные планы. Многие примеры обнимают землю и появляются на сайте, а не контрастируют с ним.
- Использование современных материалов и систем: Стальные колонны используются в открытых помещениях, бетонные блоки используются в качестве готового материала, бетонные полы окрашены и открыты, стальные фермы с большими пролетами обеспечивают открытое пространство без колонн и лучистое отопление. системы повышают комфорт человека.
- Использование традиционных материалов по-новому: Такие материалы, как дерево, кирпич и камень, используются упрощенно, отражая современную эстетику. Традиционный сайдинг из вагонки заменяется простой вертикальной обшивкой из досок, используемой в больших гладких плоскостях. Кирпич и каменная кладка простые, без орнамента, используются в прямолинейных массивах и плоскостях.
- Акцент на честность материалов: Древесина часто окрашивается, а не окрашивается, чтобы выразить ее естественный характер. Во многих случаях наружная древесина также окрашивается, чтобы можно было выразить текстуру и характер древесины.
- Взаимосвязь между внутренними пространствами и участками: Использование больших стеклянных пространств фактически переносит территорию здания в здание, используя впечатляющие виды и естественный ландшафт.
- Акцент на открытых, плавных внутренних пространствах: Жилые помещения больше не определяются стенами, дверями и коридорами. Гостиная, столовая и кухня, как правило, сливаются в одно непрерывное внутреннее пространство, отражая более непринужденный и расслабленный образ жизни.
- Широкое использование стекла и естественного света: Окна больше не иллюминаторы наружу, а большие пространства от пола до потолка из стекла, обеспечивающие впечатляющие виды и обеспечивающие естественное освещение глубоко внутри дома.