Особенности готической скульптуры и рельефа
Готический стиль – художественное направление в искусстве, характеризующееся легкостью, остроконечностью, возвышенностью архитектурных и декоративных элементов. Начало развития готического направления приходиться на период расцвета средневекового искусства. Готика как субкультура зародилась в ХII веке во Франции, где и были созданы величайшие шедевры этого направления.
В западной Европе и других странах готическое искусство господствовало до конца ХVI века, а некоторые соборы и храмы того периода сохранились до наших дней. Сегодня стиль «готика» — это тончайшее, загадочное направление в искусстве, которое впечатляет изящностью линий, разнообразностью декоративных элементов и вместе с тем сдержанностью архитектурного ансамбля.
Современные архитекторы, скульпторы, дизайнеры применяют готические элементы не только для украшения фасада помещений, но и для разнообразия убранства интерьера.
Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»
Декоративная специфика готического стиля в основном относится к скульптуре и архитектурному рельефу. В других культурных направлениях этот стиль практически не получил развития. Гротескные статуэтки, скульптуры, монументы, рельефы использовались для украшения церквей, соборов, храмов, культурных и административных учреждений. Готическое направление пришло на смену романскому стилю в искусстве. В романский период сооружения возводились массивными, устрашающими, монументальными, поскольку нередко служили защитой от нападений врагов и завоевателей.
Готические здания, напротив, возводились легкими, изящными с массой остроконечных башен и элегантным декором в виде скульптурных композиций, барельефов, лепнины, витражей. Статуи и рельефы, украшенные затейливой резьбой, ребристой текстурой и оригинальными узорами, в основном использовались для украшения возводящихся зданий. Их размещали в галереях, оконных проемах, на остроконечных арках, фасадах, контрфорсах. Элементы в стиле готика помогали сформировать общую декоративную композицию сооружения, придать четкость архитектурным очертаниям.
Распространение готического стиля стало настоящим прорывом в сторону индивидуальности и выразительности скульптурных композиций. Согласно готическим канонам рельефы становились более выпуклыми, объёмными, а фигуры, монументы, скульптуры – округлыми. Скульптурные фигуры изображались достаточно высокими, худыми, пластичными с плавно изогнутыми линиями и контурами. Убранство монументов характеризуется длинными одеждами с аккуратно уложенными складками и плавными контурами. Практически всегда элементы убранства наделяли остроконечной формой – обувь с острым носком, шапки, верхняя одежда и т.д. Фигуры изображались в естественных позах, с одухотворенными лицами. Облик статуи всегда имел индивидуальные черты и эмоциональный окрас.
Рельеф во времена господства готики стал самодостаточным направлением в искусстве. Рельефный декор теперь не ограничивается растительными мотивами, а включает разнообразные геометрические орнаменты и узоры. Переломным каноном в готическом рельефе стало изображение не излюбленных плющей, винограда, а местной флоры (дуб, клен, ясень). Орнаментальные узоры изображают практически на всех колоннах и капителях, нередко специфические узоры можно увидеть в качестве декора дверных, оконных проемов, потолка. Готические узоры практически лишены внутренней связи с общей архитектурной композицией, однако поражают красотой, разнообразием и оригинальностью даже в качестве просто декоративного элемента.
Фото: источник
Мотивы готической скульптуры
Возвышенные готические образы практически всегда имели библейские и мифологические мотивы. Это связано с тем, что готические скульптуры использовались в основном для украшения соборов, часовен, церквей. Авторы изображают религиозных персонажей, мифических героев и чудовищ. Так, в гротескный период произошло переосмысление образа Бога – он приобретает более реальные черты и утрачивает свою сверх одухотворенность. Статуи Христа приобретают земные черты, нравственный облик, твердый, мужественный характер и добрую натуру.
Все чаще скульпторы изображают сцены из «людской» жизни Сына Божьего, в которых прослеживается его близость к человеку. Ключевым религиозным персонажем этого периода также становится Мадонна. В статуях готики – это высокая, стройная женщина с аккуратными линиями лица. Часто Мадонна изображается с малышом на руках, ее нежный взор всегда устремлен на ребенка, а руки нежно прижимают его к груди. Готическая Мадонна наполнена женским очарованием и душевной мягкостью, изящностью изгибов тела и красотой одежд.
Также в готической скульптуре можно встретить образы, имеющие бытовой характер. Нередко фасадное и интерьерное убранство дополнялось готическими фигурами священнослужителей, ремесленников, сборщиков фруктов, мясников, торговцев, рыцарей. Так, новые нотки приобретает картина «страшного суда», где среди грешных теперь можно увидеть монахов, рыцарей, феодалов, богачей.
Скульптурная группа «Каменный календарь» рассказывает о крестьянах, укладе их жизни, специфике работ в определенное время года. Рельеф готики наполнен символическими узорами и аллегориями, изображающими особенности труда, свободных наук (арифметика, астрономия, грамматика), ремесла. Готическое направление стало своеобразным переходом от возвышения священников, царей, судей, богачей к реалистическому изображению иерархии в обществе.
Фото: источник
Готические шедевры
В готический период в искусстве выдающиеся архитекторы, скульпторы оставили в наследство современникам шедевральные произведения. Наиболее известными памятниками культуры, которые выполнены по канонам готического направления, считаются:
- Собор Парижской Богоматери – его возведение было начато в период романской архитектурной техники, однако с популяризацией готики строительная композиция дополнилась специфическими элементами. Сегодня визитной карточкой готического собора являются десятки остроконечных шпилей, которые завершают высотный архитектурный ансамбль здания. Каждая стена украшена массивными витражами со специфическим окрасом. Именно сочетание гротескных цветов делает проникающий дневной свет таинственным, а интерьер загадочным, неземным. Остроконечные формы наблюдаются и в других архитектурных элементах – окна, арки, дверные проемы, монументальный декор. Фасад сооружения украшен десятками скульптур библейских персонажей и мифических чудовищ. Так, над главной аркой расположен скульптурный комплекс «Галерея царей», выполненный в стиле ранней готики. Скульптуры характеризуются ребристой текстурой, легкостью линий, разнообразием рельефного декора. Венцы здания украшают горгульи, другие мифические персонажи. Интерьер собора декорирован множеством мелких статуэток, фигур, которые располагаются даже в самых тайных уголках здания. Более крупные скульптурные элементы по готическим канонам расположены в районе арок, окон, капителей, башенок, других ключевых интерьерных элементов. Стены и потолки сооружения декорированы гротескным замысловатым рельефов с затейливой текстурой и оригинальным окрасом. Весь скульптурный декор готического собора характеризуется пластичностью, индивидуальностью изображаемого образа, мягкостью линий;
- Шартрский собор, Франция – с момента возведения внешний облик строения практически не изменился. Это уникальный пример особенностей средневековой готики. Фасад культурного памятника украшен десятками башен остроконечной формы, хотя основание архитектурных элементов еще выполнено в массивном романском стиле. Стены, арки, порталы, двор церкви украшают скульптурные композиции, оригинальные рельефы. Скульптур, как и принято в гротескном декоре, наделены оригинальными чертами, от них веет характером и индивидуальностью. Своды, колонны, арки имеют стрельчатую форму, которая характерна для готической архитектуры и украшены объемными горельефами;
- Кафедральный собор Кельна, Германия – поражает размерами готических башен, которые будто бы касаются облаков. Это грандиозное сооружение – самый яркий пример готической специфики в скульптуре и архитектуре. Интерьерная и фасадная отделка подчинена единому замыслу – все статуи, фигуры, горельефы, другие декоративные элементы устремлены вверх, как молитва к Богу. Ажурные горельефы, разноцветные витражи, резные лавки, объемные монументы создают ошеломляющее впечатление от изысканности и, одновременно, скромности готического стиля. Грандиозность гротескного убранства одухотворяет внутреннее пространство собора, дает человеку ощущение возвышенности;
- Сент-Шапель, Париж – небольшая часовня, впечатляющая скульптурным убранством в готическом стиле. Фасад и интерьер религиозного сооружения украшают сотни мелких фигур, статуй, десятки монументальных композиций. Каждая скульптура характеризуется изяществом, элегантностью, самодостаточностью. Большинство произведений готики в этом храме безымянны, однако это не мешает скульптурам и рельефам восхищать аккуратностью линий, богатством текстуры, оригинальностью узорных элементов.
Готика подарила мировой архитектуре сотни великолепных памятников, которые до сих пор радуют ценителей искусства по всему миру.
источник обложки
Готические витражи: значение витражей в готичекую эпоху | Особенности готических витражей | Лучшие готические соборы Европы и их витражи
26/12/2021
Содержание- Исторические предпосылки
- Символическое значение витражей в готике
- Как создавался витраж в готическую эпоху?
- Ценность витражей для культовых сооружений
- Тематика и стилистические особенности готических витражей
- Современные готические витражи
- 15 лучших готических соборов Европы и их витражи
- Заключение
Именно с расцветом этого стиля в архитектуре связано популяризация витражного остекления, о котором было известно еще в древнем Вавилоне. В те времена такое украшение могли позволить себе исключительно правители, знатные вельможи и Церковь. Сегодня же с помощью студии витража Светланы Михайловой эксклюзивный элемент дизайнерского искусства может быть доступен и вам. Но давайте обо всем по порядку.
Исторические предпосылки
Уже в 1100 году изготовление витражей было отнесено к изящным искусствам. В те времена окна все еще оставались узкими, поэтому в соборах (а это были основные заказчики витражей) применялись одиночные изображения святых. Появление в этот период в архитектуре каркасной технологии строений подразумевало большие оконные проемы. Решение заполнять их стеклами с рисунком возникло сразу же. Так как из-за конструкции стен фрески не могли полноценно размещаться на стенах, роспись стала занимать оконные проемы.
Стиль начал формироваться во времена перехода от Средневековья к Возрождению и, разумеется, носил на себе сильное влияние церкви. Это направление в архитектуре и искусстве 12-16 веков получило название «готический» стиль. Имя было дано по названию племени язычников – Готов, и в эпоху Возрождения означало не что иное, как «варварство» по отношению к римской архитектуре.
Символическое значение витражей в готике
Неудивительно, что средневековый обыватель воспринимал идущий сквозь картины Писания свет не иначе, как Божественный. Цветное стекло, лики святых и причудливая игра света создавали нужную атмосферу в католических соборах. После того как в 14 веке научились применять серебряную потраву при обработке стекла, было создано даже учение, будто бы свет, идущий сквозь церковные лучезарные окна, очищает души и делает их ближе к Богу.
Как создавался витраж в готическую эпоху?
Мастера того времени сначала рисовали эскиз на деревянной доске. Для этого использовали олово (цинк), черную или красную краску. После нанесения рисунок переводили на прозрачное стекло, а само изображение складывали из цветных фрагментов, спаивая их свинцом между собой и по краям.
- фиолетовый;
- синий;
- зеленый;
- красный.
С появлением умений работать с окислами серебра появился способ получения и «лучезарного» стекла – желтого.
В Средневековье витражами занимались мастера своего дела, и путем многослойного наложения им удавалось получать уникальные оттенки в своих произведениях. В дошедших до нас образцах искусства насчитывается до 27 (!) слоев. Мелкие детали выполнялись росписью.
Причем ее тоже часто наносили послойно, меняя контуры и интенсивность. Такая техника создавала особый эффект: созерцая экспозицию под разным углом, смотрящий видел буквально «оживающие картины».
После того как витраж был окончен, его отправляли в печь на обжиг. В результате краски оставались запечатаны в расплав стекла на века, и сохранились в неизменном состоянии до наших дней.
Ранние работы в готическом стиле – это сплошь изображения святых и сцен из Писания. Церковь считала картины из расписного стекла своеобразными книгами для необразованной черни, и вкладывала через них в умы людей представление о мироустройстве, понятия добра и зла, греха и святости. Однако общество и религия были противопоставлены друг другу, и скоро в стиле стали появляться совсем иные мотивы.
Тематика и стилистические особенности готических витражей
Кроме религиозных сюжетов работы в готическом стиле
изобилуют изображением мифических и сказочных существ, выдуманных сюжетов, сценами из жизни ремесленников и торговцев, царствующих особ и героев эпохи Средневековья – рыцарей.
Отличительные особенности стиля в разное время
Готический витраж не мог не меняться с течением времени. Сегодня можно смело говорить о пяти временных отрезках, в которых стиль «впитывал» новые черты:
Период готического стиля |
Стилистические особенности |
Ранняя |
Используются витражные техники 9-12 веков (романский период), характерны большие окна, множество сюжетных композиций, преобладают библейские мотивы. |
Лучистая (зрелая) |
Витраж чаще представлен одной сюжетной композицией, в тематике присутствуют исторические сюжеты, трактовка Ветхого Завета. Отличает более сложная прорисовка деталей. Свойственны утонченные линии и формы, характерны повторяющийся мотив, управление объемом изображения и игрой света. |
Пламенеющая (пламенная) |
Витражи отличает многосложная роспись и внимание к мелким деталям. В орнаментах преобладают крестоцветы, масверк, «рыбий пузырь» (напоминает языки пламени), окна приобретают переплетающийся «текучий» узор. Эта эпоха знаменует вырождение стиля. |
Возрождение 19 века |
При изготовлении витражей применяются новые технологии обработки стекла, композиции активно применяются в жилой и общественной архитектуре, преобладают светские сюжеты. |
Неоготика (20 век) |
Сюжеты носят современные мотивы в стилизации Средневековья, композиции соединяют разные направления и элементы, представляя, по сути, «синтетический» стиль. |
Ведущие европейские державы того времени накладывали «местный» отпечаток на бурно развивающийся художественный стиль.
Национальные особенности готических витражей
В результате можно выделить три наиболее ярких направления:
- Французская готика. Родина готического стиля, в зрелый период отличается манерой изображения человеческих фигур с большой степенью детализации, ажурностью узоров и форм, насыщенными цветами. Также имеет значение форма окон – здесь первыми появились «розы» (круглые) и «розетки» (лучевые формы деления проемов).
- Английская готика. Представляет собой неприкрытое копирование французского стиля, однако, со временем, появляются свои решения – каждая композиция обрамлена в растительный орнамент. Также к особенностям можно отнести ланцетовидные своды окон (угловые островерхие арки).
- Немецкий готический стиль. Так как Германия того времени представляла собой множество удельных княжеств, этот стиль можно смело считать международным. Отличает глубокая прорисовка и множественность оттенков. Часто германские витражи того периода сравнивают со станковой живописью (рисунок на мольберте).
Если пристально взглянуть на эпоху средневекового развития витражной техники со стороны, можно увидеть отдельные «нити» в этом направлении искусства, из которых «сплетена» основа современной готики.
Современные готические витражи
Это очень смелые решения, так как готический стиль сегодня – это широкие и высокие окна, многосложные потолочные своды, особые требования к окружающему интерьеру и меблировке, и даже напольному покрытию.
- батальные сцены с изображением рыцарей и чудовищ;
- романтические сюжеты;
- древняя мифология;
- изображения по мотивам притч (Соломона) и Ветхого Завета;
- бытовые сцены из жизни обитателей городов средневековья и другие.
При этом у современных мастеров витражного дела на порядок больше возможностей, чем у их предшественников. И это не только большой выбор цветного стекла и способов его обработки. Могут быть использованы такие технологии создания готического витража:
- Тиффани.
- Классический.
- Фьюзинг.
- Роспись.
- Пленочный и другие.
Чтобы вдохновиться лучшими работами мастеров прошлого, предлагаем вам небольшую подборку исторических объектов, где собраны уникальные шедевры.
15 лучших готических соборов Европы и их витражи
Солсберийский собор
Знаменит не только красотой шпиля – здесь находится самый древний готический витраж в Англии, датированный 13 веком.
Собор Святой Варвары
Расположен в 60 км от Праги, в г. Кутна-Гора, самый необычный кафедральный собор Чехии украшен витражами в стиле викторианской готики по эскизам Франтишека Урбана. Первые работы датированы 1898 годом.
Аббатство Сен-Дени
Знаменит витражными композициями с сюжетной линией Первого Крестового похода и посещением Святой Земли Карлом Великим.
Шартрский собор
Содержит сразу несколько выдающихся витражных работ раннего и зрелого периодов готики:
- Северная роза (Роза Франции) – 10,5 м в диаметре, создана по распоряжению Людовика 9 и его супруги, сюжетная линия посвящена Богородице, присутствуют изображения гербов Франции и Кастилии.
- Южная роза – создана по заказу Герцога Бретонского, датируется 1230 годом. В ажурном своде изображены сцены из «Апокалипсиса», в центре – Спаситель. Отсутствие радиальных линий создает ощущение невесомости и парения витражных элементов.
- Западная роза – передает образы Страшного Суда, расположенные концентрично по окружности.
- «Окно голубой Девы» или Богоматерь с младенцем – по мнению искусствоведов, это лучший витраж 12 века, отличается замысловатой сюжетной линией и необычайно сильной игрой света.
- Добрый Самаритянин – витражная композиция с самым подробным «пересказом» этой библейской истории. Развитие сюжетной линии демонстрируют 24 элемента, идущих, возвышаясь, от левого нижнего угла.
Ахенский собор
Место коронации Римских императоров украшают 13 стрельчатых окон высотой 25 метров. Оригинальные витражи не сохранились, но мастера постарались, насколько это возможно, воссоздать игру витражного света.
Церковь Св. Марии Магдалины в Труа
Витражный сюжет «Древо Иессеево» относится к яркому образчику пламенеющей готики мастеров из Сансе.
Глостерский собор
Здесь одновременно представлены витражи, датируемые 1350, 1500 и более поздними, включая 20 век.
Берстеттская протестантская церковь
5 витражей в действующем религиозном объекте г. Цюриха были выполнены рукой Марка Шагала.
Святая капелла Сент Шапель
Большая роза часовни украшена композицией по мотивам Откровений Иоанна Богослова «Апокалипсис». Стреловидные оконные своды символизируют Небесный Иерусалим.
Йоркский собор
«Окно пяти сестер» – такое название дал орнаментальному витражу Чарльз Диккенс. Витражная композиция обладает впечатляющими размерами – при ширине в полтора метра высота остроконечных проемов достигает 16 метров. Это самый крупный витраж с использованием гризайля (стекло, травленое серебром). При этом композиция не имеет сюжетной линии.
Кентерберийский собор
Знаменит витражной «Библией для бедных». Широкий проем разделен на три вертикальных ряда, в каждом из которых находится по семь религиозных сюжетов.
Большое восточное окно Капеллы королевского колледжа
Огромное витражное окно со сценами Распятия создал Дик Валле, фламандский мастер. Работа заняла 16 лет и была окончена в 1531 году.
Церковь Св. Лоренца в Нюрнберге
Окно Вольхамеров (имя дарителя работы) в 1481 году создал фламандский мастер Петер Геммель. Сюжетная линия повествует об обручении Екатерины Александрийской и Христа. Яркий образец поздней готики отличает изысканность линий и реалистичность изображения.
Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе
Витраж в стиле пламенной готики датируется 1501 годом. Сюжетная линия представлена сценами Страшного Суда. Под «розой» витражи также «рассказывают» сюжеты из деяний Апостолов с участием святого Стефана.
Большое восточное окно в Эксетерском соборе
Первые витражи Великого окна собора датированы 1380 годом, были демонтированы в 1530, но сохранены и восстановлены в переработанном виде в 1750 году. В конце 19 века Сэр Фредерик Дрейк (мореплаватель) предпринял попытку вернуть витражам прежний вид. В результате композиция содержит работы нескольких эпох и техник готического стиля.
Заключение
Великое разнообразие, заложенный глубокий смысл и тончайшая техника мастеров стекольного дела на протяжении пяти веков формировала изысканный стиль витражного искусства, доступный его ценителям и в настоящем. Студия Светланы Михайловой имеет большой опыт в создании стильных витражей для дома и бизнеса. Наши художники-дизайнеры разработают индивидуальные решения в готическом стиле, которые наилучшим образом впишутся в интерьер ваших помещений, выгодно подчеркнув роскошь и эксклюзив обстановки.
Элементы готического романа
Готический роман был изобретен почти единолично Горацием Уолполом, чей Замок Отранто (1764) содержит практически все элементы, составляющие жанр. Роману Уолпола подражали в восемнадцатом веке, но он пользовался широким влиянием в девятнадцатом веке отчасти из-за снисходительности той эпохи к мрачно-романтическим темам. Сегодня готика продолжает влиять на роман, рассказ и поэзию и является основным источником тем и элементов в кинопроизводстве. (На самом деле готические элементы так часто использовались в кино, что некоторые из них стали предсказуемыми клише. Например, когда люди входят в заброшенную комнату в предположительно заброшенном доме, дверь часто закрывается и запирается за ними.)
Готические элементы включают следующее:
1. Обстановка в замке или старинном особняке. Действие происходит внутри и вокруг старого замка или старинного особняка, или руин старинного замка или особняка. Иногда здание кажется заброшенным, иногда оно занято, а иногда неясно, есть ли в здании жильцы (люди или кто-то еще). В замке часто есть секретные проходы, люки, секретные комнаты, панели с трюками со скрытыми рычагами, темные или скрытые лестницы и, возможно, разрушенные участки.
Замок может находиться рядом с пещерами, на их вершине или в соединении с ними, которые придают свой собственный навязчивый колорит своей темнотой, неровным полом, ответвлениями, клаустрофобией, эхом необычных звуков и таинственностью. А в хоррор-готике пещеры часто являются домом для ужасающих существ, таких как монстры или девиантные формы людей: вампиры, зомби, люди-волки.
Быстрый тест. Обсудите, сколько предметов из элемента 1 выше присутствует в романе или фильме «Призрак оперы».
В переводе на современные романы или фильмы, место действия обычно представляет собой старый дом или особняк — или даже новый дом — где необычные ракурсы камеры, устойчивые крупные планы во время движения и темнота или тени создают такое же чувство клаустрофобии и ловушки. В доме может быть уже темно, возможно, потому, что он был заброшен, или он может сначала казаться светлым и просторным, но либо наступает ночь, и люди выключают свет, чтобы лечь спать, либо в какой-то драматический момент свет отключается (часто потому, что бушующей бури). (И, как хорошо известно кинозрителям, в то время как сцены и диалоги формируют рациональное (или иррациональное) движение в фильме, музыка управляет эмоциональной реакцией на увиденное и произнесенное.)
Темная и загадочная обстановка предназначена для создания чувства беспокойства и предчувствия, способствуя созданию атмосферы страха и страха. Темнота также допускает внезапные и пугающие появления людей, животных, призраков, явных призраков или монстров.
Одно превосходство. Кинематографисты особенно любят готику за ее пугающие зрителей характеристики, но они не хотят ограничиваться элементами из списка Уолпола. Какие еще способы напугать публику вы можете придумать? Например, лестницы и полы разрушенных особняков печально известны отсутствием ухода, так что старое дерево часто рушится, отправляя перепуганных и испуганных людей вниз на этаж или два. И даже на первом этаже плитка или дерево, скорее всего, рухнут, отправив какого-нибудь ненужного персонажа в глубокую яму и часто до конца своей роли в этом фильме. Другим примером могут быть зомби, выходящие из зыбучих песков, чтобы выпить чью-то кровь.
2. Атмосфера таинственности и неизвестности. Произведение пронизано чувством угрозы, страхом, усиленным неизвестностью. Эта атмосфера иногда усиливается, когда персонажи видят лишь проблеск чего-то — был ли это человек, выбегающий из окна, или только ветер, качающий занавеску? Этот скрипящий звук исходит от чьих-то шагов по скрипучему полу или это обычные ночные звуки? Часто сам сюжет строится вокруг загадки, такой как неизвестное происхождение, исчезновение или какое-то другое необъяснимое событие. Люди исчезают или появляются мертвыми по необъяснимым причинам. Элементы 3, 4 и 5 ниже вносят свой вклад в эту атмосферу.
В современных романах и фильмах необъяснимыми событиями часто становятся убийства. Иногда тела изуродованы способами, не поддающимися объяснению: «Что за чудовище могло это сделать?» или «Вот тело, а крови нет». Когда трупы начинают расти, возникает тревога относительно того, кого убьют следующим.
Еще один сеттинг, который хорошо передает чувство саспенса и особенно ловушки, — это предположительно необитаемый остров, куда персонажи прибыли в результате кораблекрушения или таинственного приглашения. Их обратный путь к цивилизации был отрезан (у самолета закончилось топливо или он совершил аварийную посадку, затонул катер и т. д.). Кто знает? Они могут даже столкнуться с живыми динозаврами. Когда ловушка находится в небольшом пространстве (например, в шкафу), к ужасу добавляется клаустрофобия.
Приведите несколько примеров из просмотренных вами фильмов, в которых рассказывается о ловушке? Подсказка: подумайте о комнате, пещере, самолете, космическом корабле, гробе и т. д.
3. Древнее пророчество связано с замком или его обитателями (бывшими или нынешними). Пророчество обычно неясно, частично или сбивает с толку. — Что бы это могло значить? В более размытых современных примерах это может означать просто легенду: «Говорят, что призрак старика Кребса все еще бродит по этим залам». Древние не поддающиеся расшифровке карты, показывающие местонахождение удивительного сокровища, представляют собой еще один вариант аспекта древнего пророчества.
4. Предзнаменования, знамения, видения. Персонажу может присниться тревожный сон, или какое-то явление может рассматриваться как предвестие грядущих событий. Например, если статуя лорда поместья падает, это может предвещать его смерть. В современной художественной литературе персонаж может что-то увидеть (призрачная фигура, пронзающая другую призрачную фигуру) и подумать, что это был сон. Это можно рассматривать как «имитация видения». Иногда предзнаменование используется для предзнаменования, в то время как другие писатели обманывают читателя, отрицая ожидание — то, что мы считали предзнаменованием, таковым не было.
5. Сверхъестественные или иным образом необъяснимые явления. Происходят драматические, удивительные события, такие как ходьба призраков или гигантов, или неодушевленные предметы (такие как доспехи или картина) оживают. В одних произведениях событиям в конечном счете дается естественное объяснение, а в других события действительно сверхъестественны. Как вы можете себе представить, Голливуд в значительной степени использует спецэффекты для создания пожаров, землетрясений, движущихся статуй и т. д., часто стирая грань между человеческими, естественными и сверхъестественными событиями.
6. Высокая, даже перенапряженная эмоция. Повествование может быть очень сентиментальным, и персонажи часто охвачены гневом, печалью, удивлением, страхом и особенно ужасом. Персонажи страдают от натянутых нервов и ощущения надвигающейся гибели. Плач и эмоциональные речи часты. Распространены одышка и паника. В снятой «Готике» крики — обычное дело.
7. Женщины в бедственном положении. В качестве апелляции к пафосу и сочувствию читателя, женские персонажи часто сталкиваются с событиями, которые заставляют их падать в обморок, в ужасе, кричать и/или рыдать. Одинокая, задумчивая и угнетенная героиня часто является центральной фигурой романа, поэтому ее страдания еще более выражены и в центре внимания. Женщины страдают тем больше, что их часто бросают, оставляют одних (намеренно или случайно) и порой не имеют защитника. (В готических фильмах ужасов, когда парень говорит девушке: «Оставайся здесь, я скоро вернусь», вы практически понимаете, что один из них скоро умрет.)
8. Женщинам угрожает сильный, импульсивный, тиранический мужчина. У одного или нескольких персонажей мужского пола есть право, как у короля, лорда поместья, отца или опекуна, потребовать, чтобы один или несколько персонажей женского пола сделали что-то невыносимое. Женщине могут приказать выйти замуж за того, кого она не любит (это может быть даже сам могущественный мужчина), или совершить преступление. В современных готических романах и фильмах часто присутствует угроза физического насилия.
9. Метонимия мрака и ужаса. Метонимия — это подтип метафоры, в которой что-то (например, дождь) используется для обозначения чего-то другого (например, печали). Например, киноиндустрия любит использовать метонимию как быстрое сокращение, поэтому мы часто замечаем, что в сценах похорон идет дождь. (Это объясняет, почему в готических романах никогда не смазывают дверные петли маслом.) Обратите внимание, что все следующие метонимии для слова «гибель и мрак» предполагают некий элемент тайны, опасности или сверхъестественного.
ветер, особенно воющий | дождь, особенно метель |
Дверная решетка на ржавых петлях | вздохи, стоны, завывания, жуткие звуки |
шаги приближаются | звенящие цепи |
свет в заброшенных комнатах | порывы ветра гасят свет |
персонажей застряли в комнате | двери внезапно захлопнулись |
руины зданий | лай далеких собак (или волков?) |
гром и молния | безумный смех |
Быстрый тест. Какие еще мрачные метономии вы можете придумать?
10. Словарь гот. Постоянное использование соответствующего набора лексики поддерживает атмосферу готики. Использование правильных слов поддерживает ощущение мрачности и стимулирования, которое определяет готику. Вот в качестве примера некоторые слова (в нескольких категориях), которые составляют словарный запас готского языка Замок Отранто :
Тайна | дьявольский, чары, призрак, гоблины, призрачный, адский, магия, маг, чудо, некромант, предзнаменования, зловещий, предзнаменование, сверхъестественное, вундеркинд, пророчество, тайна, колдун, призрак, духи, странность, талисман, видение |
Страх, ужас или печаль | огорченный, скорбь, агония, тоска, опасения, опасение, сочувствие, озабоченность, отчаяние, уныние, смятение, страх, страшный, боязнь, боязнь, неистовый, испуг, испуганный, горе, безнадежный, ужасный, ужас, плачевный, меланхолия, жалкий , скорбно, паника, грустно, испуганно, вопли, печаль, сочувствие, слезы, ужасный, испуганный, ужас, несчастный, несчастный |
Сюрприз | тревога, изумление, изумление, изумление, потрясение, пристальный взгляд, удивление, удивление, потрясение, изумление |
Спешка | тревожный, запыхавшийся, бегство, бешеный, торопливый, поспешно, нетерпеливый, нетерпеливый, нетерпеливый, порывистый, опрометчиво, бегущий, внезапный, внезапно |
Гнев | гнев, гнев, озлобленность, разъяренный, яростный, ярость, ладан, рассерженный, спровоцированный, ярость, бред, негодование, гнев, ярость, гневный, гневный |
Крупность | огромный, гигантский, гигантский, большой, громадный, громадный |
Темнота | темнота, темнота, мрачность, тень, черный цвет, ночь |
11. Гиперболические фразы. В рекламном бизнесе иногда говорят: «Ложь в прилагательном». Прилагательные контролируют то, как мы думаем о существительных, которые они изменяют: «мягкое любопытство» представляет отношение расслабленного интереса, тогда как «ненасытное любопытство» представляет отношение голодного ума. В готическом языке прилагательные используются для усиления существительных, чтобы (1) создавать фразы, которые усиливают чувство страха, ужаса, беспокойства или неизвестности, или (2) производят существенное усиление акцента или ощущение важности. Вот несколько примеров из «Франкенштейна» Мэри Шелли:
Повышенный ужас | Повышенное выделение |
глубокое горе | сильное отвращение |
гигантское существо | неоценимая выгода |
горько чувствовать | горячее любопытство |
странное зрелище | несравненное красноречие |
темный мрак | удивительная степень |
беспримерных несчастий | пылающий пыл |
пьянящий напиток | сильно возбужден |
Быстрый тест Составьте список прилагательных, описывающих эксцессы неуравновешенных людей (безумные, дикие, неуправляемые). Далее составьте список существительных, называющих черты личности (жадность, жестокость, крикливость, злобность). Объедините прилагательные с существительными в различных сочетаниях и перечислите пять лучших результатов.
12. Звукоподражания готики. Звукоподражательные слова напоминают звук, который они называют. Например, «жужжание» при произнесении якобы напоминает звук зуммера. Многие звукоподражания не очень близки по звучанию, но передают смысл читателю. Вот некоторые звукоподражания, частые в готических произведениях, позволяющие создавать соответствующие устрашающие звуковые эффекты от печатного слова.
скрип | стонать |
скрип | вздох |
стон | лязг |
крышка | измельчить |
шепотом | свист |
бац | взрыв |
визг | стук |
вой | крик |
блам | авария |
рычание | рычание |
кора | шипение |
Сам Уолпол накладывает большую часть этих элементов довольно плотно (хотя он намного светлее в отношении темноты, чем многие современные готические произведения), поэтому можно сказать, что еще одним элементом классической готики является ее интенсивность, созданная обильным использованием лексика гот. Взгляните на это из главы 1 Замка Отранто: слуга «прибежал обратно, запыхавшись, в неистовой манере, его глаза смотрели, и изо рта шла пена. Он ничего не сказал, но указал на суд. Компания была поражена ужасом и изумлением». Поднимает ваш интерес на второй странице, не так ли? Затем: «Тем временем часть общества вбежала во двор, откуда послышался беспорядочный шум криков, ужаса и удивления». Замок Отранто доступен на Amazon.com
Пример
Фильм о Шерлоке Холмсе 1943 года, Шерлок Холмс сталкивается со смертью (один из классических фильмов Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса), содержит все элементы готики. Вот краткое изложение пунктов выше:
1. Настройка. Это не совсем замок, но это огромный особняк с несколькими уровнями, включая подвал и скрытый подвал. Темно и сквозняк. Зловещий.
2. Атмосфера таинственности. Это тайна множественных убийств с загадочными записями, скрытыми проходами, ветром, молнией и всеми подозреваемыми.
3. Древнее пророчество. Есть ритуал Масгрейва. Непонятный, убедительный, древний.
4. Предзнаменования и знамения. Ворона в таверне, навязчивый удар молнии, язвительные записки дворецкого.
5. Сверхъестественные или необъяснимые события. Как погибли жертвы. Молния, кажется, ударила в самое подходящее время.
6. Перенапряжение эмоций. Главная героиня кричит и немного паникует.
7. Женщины в беде и 8. Женщины, которым угрожает мужчина. Здесь смягчено, но у убийцы были планы на героиню.
9. Дует ветер, таблички бьются о стену, молния, несколько персонажей застревают разными способами.
Элементы романтики
Помимо описанного выше стандартного готического механизма, многие готические романы также содержат элементы романтики. Элементы романтики включают в себя:
1. Сильная любовь. Работа сердца, часто внезапные эмоции создают обязательство жизни или смерти. Много раз эта любовь была первой, которую персонаж чувствовал с такой непреодолимой силой.
2. Неопределенность взаимности. О чем думает любимый? Верна ли любовь возлюбленного или нет?
3. Безответная любовь. Кто-то любит напрасно (хотя бы временно). Позже любовь может вернуться.
4. Напряжение между настоящей любовью и контролем отца , неодобрение или выбор. Чаще всего отец женщины не одобряет мужчину, которого она любит.
5. Влюбленные расстались. Возникает какое-то препятствие, разделяющее влюбленных географически или каким-то другим образом. Один из влюбленных изгнан, арестован, вынужден бежать, заперт в темнице, а иногда и исчезает без объяснения причин. Или может быть дано объяснение (со стороны человека, выступающего против того, чтобы влюбленные были вместе), которое позже окажется ложным.
6. Незаконная любовь или похоть угрожают добродетельному. Молодая женщина становится мишенью желаний и замыслов какого-то злого человека.
7. Соперничающие любовники или несколько женихов. У одного из любовников (или даже у обоих) может быть более одного человека, соперничающего за привязанность.
Для дальнейшего чтения
Энн Рэдклифф, «Тайны Удольфо» (1794 г.)
Мэри Шелли, «Франкенштейн» (1818 г.)
Готические элементы в книге «Кладбище» Нила Геймана
В этом действии
- Обзор действия
- Инструкции по шаблону и классу
- Рубрика
- Больше раскадровки с действиями
- Это задание является частью многих руководств для учителей
НАЧНИТЕ 14-ДНЕВНУЮ БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!
НАЧНИТЕ 14-ДНЕВНУЮ БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Начать бесплатную пробную версию
Начать бесплатную пробную версию
Больше вариантовКопировать активность *
Скопируйте эту раскадровку
Обзор деятельности
«Книга кладбища » Сеттинг, персонажи и тон заимствованы из условностей готической литературы. Попросите учащихся использовать раскадровки, чтобы определить готические элементы в книге. Студенты могут обратиться к приведенному ниже списку, чтобы выбрать и изобразить 3-5 готических характеристик, присутствующих в романе. Под каждым изображением учащиеся должны дать краткое описание связи элемента с романом.
Элементы готической литературы
- Сверхъестественные явления
- Мрачная, тлеющая обстановка
- Подземные ходы, скрытые комнаты или люки
- Тайна и неизвестность
- Сверхъестественные существа
- Проклятия или пророчества
- Романтика
- Герои
- Сильные эмоции
- Тени, лунный свет, мерцающие свечи
Книга кладбища Элементы готики
Мрачная, разлагающаяся обстановка
Нет ничего мрачнее кладбища! Бод растет среди надгробий, гробов и старых костей. Обитатели кладбища ходят в разлагающейся одежде, в которой они были похоронены, и используют артефакты, оставленные в их могилах. Кладбище, наполненное тенью и привидениями, — типичная готическая обстановка.
Тайна и неизвестность
На протяжении большей части книги личность убийцы дорийцев остается неизвестной. Существование таинственного Джека и его миссия по убийству Бода держат читателя в напряжении на протяжении всей книги.
Сверхъестественные существа
Книга кладбища содержит всевозможные сверхъестественные существа, включая призраков, упырей, мастеров на все руки и уникальных членов Почетного караула.
Проклятия или пророчества
Мастера на все руки намереваются убить Бода и его семью из-за пророчества. В Древнем Египте пророк предсказал ребенка, который «будет ходить по границе между живыми и мертвыми… если этот ребенок вырастет до взрослого возраста, это будет означать конец [Валетов] и всего, за что [они] стоят».
Тени, лунный свет, мерцающие свечи
Кладбище оживает ночью, и большую часть жизни Бод проводит в темноте или при лунном свете. Особые способности Бода позволяют ему без труда видеть в темноте, поэтому он может без особых усилий существовать в мире теней.
Копировать активность*
Инструкции по шаблону и классу
(Эти инструкции полностью настраиваемые. После нажатия «Копировать действие» обновите инструкции на вкладке «Правка» задания.)
Инструкции для учащихся
Создать раскадровку, иллюстрирующую готические элементы в Книга кладбища .
- Используйте шаблон, предоставленный вашим учителем.
- Определите различные готические элементы в Книге кладбищ .
- Опишите, как элементы влияют на историю.
- Проиллюстрируйте каждый пример соответствующими сценами, персонажами и предметами.
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Справочник по плану урока
Уровень 6-8
Уровень сложности 5 (Продвинутый/Мастерство)
Тип задания Индивидуальное, партнерское, или Группа
Общие базовые стандарты- [ELA-Literacy/RL/6/9] Сравните и сопоставьте тексты в разных формах или жанрах (например, рассказы и стихи, исторические романы и фантастические рассказы) с точки зрения их подходов к схожим темам и темам.