«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
АрхитектураХрамы
Анонимный вопрос
·
19,9 K
ОтветитьУточнитьАРХликбез
68
Автор книги «Забытые храмы Свердловской области». Руководитель проекта АРХликбез · 8 февр 2019 ·
archlikbez
чудесный вопрос 🙂
К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!
Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры
Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.
Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.
Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…
Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы
Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?
Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри.
Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!
Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.
Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.
Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.
Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.
При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂
14,3 K
Татьяна Борисова
7 апреля 2020
Спасибо огромное. Информация очень пригодилась для урока ИЗО.
Комментировать ответ…Комментировать…
Ирина Козлова
2,5 K
Библиотекарь, дачник, кошатник · 8 февр 2019
Если коротко, то словом «большой». Появились огромные каменные здания. Увеличение размеров привело к созданию новых конструкций сводов и опор. Характерными чертами религиозных сооружений стали цилиндрические и крестовые своды, крупные опоры, толстые стены, скульптурный орнамент. Изменения претерпела в сторону гигантизма и светская архитектура. Замки не только стали… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Поляков Андрей
183
ООО «ПСБ Перспектива», Инженер-проектировщик · 23 апр 2019
К концу 1-го тысечелетия роль церкви в Европе была чрезвычайно велика. Поэтому романская архитектура является по преимуществу церковной. Светская арх-ра романского периода стоит на более низком уровне. К этому времени сложился тип жилища феодала-замок. Строительные формы просты. Храмы же ром-кой ар-ры с необычной четкостью выражают особенности его плана и членения… Читать далее
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
«Романский стиль в современной архитектуре»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Мое открытие»
Искусство
Романский стиль в современной архитектуре
Автор: Жукова Юлия
Класс: 8
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
Пучихина Альфия Харисовна, учитель изобразительного искусства
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………… ………………………………………………………3 Глава 1. Романский стиль………………………………………………..……….4
1.1.История романского стиля……………………………………………4
1.1.1. Дороманский период……………………………………….………5
1.2. Особенности романского стиля…………………………….….…..…5
Глава 2. Особенности романского стиля в разных странах……………………………7
Глава 3. Элементы романского стиля в архитектуре последующих столетий ..9
Глава 4. Результаты социологического опроса………………………………………….13
Заключение ………………………………………………………………..………….14
Список используемых источников ..…………………………………………..……….15
Приложения………………………………………………………………………….16
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Романский стиль в современной архитектуре»
Путешествуя по Германии и Италии в 2014 году я видела много замков и храмов, как в готическом, так и в романском стилях. Мне стало интересно, есть ли в современной архитектуре отголоски романского стиля, так часто встречавшегося в моем путешествии по Европе.
Актуальность: Сегодня так много стилей встречается в архитектуре, что хотелось бы, научиться, разбираться в современной архитектуре, в элементах архитектуры прошлых столетий.
Проблема: выявить встречаются ли сегодня элементы романского стиля в современной архитектуре?
Гипотеза: встречается, т.к. пытаются подражать тому времени, берут лучшее из архитектуры средневековья, создаются фильмы об этой эпохе …
Цель: Выявление романского стиля в современной архитектуре
Задачи:
- Познакомиться с особенностями романского стиля
А. архитектура
Б. интерьер
В. элементы романского стиля
- Выявить элементы романского стиля в архитектуре последующих столетий
Объект: Архитектура раннего средневековья (романский стиль)
Предмет: архитектурные элементы романского стиля
Методы: сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование
Практическое назначение: использование на занятиях по истории, литературе, МХК, изобразительному искусству.
- Романский стиль
Романский стиль – стиль Западной Европы в XI – XII веках (в ряде мест — и в XIII веке). Он является одним из важнейших этапов в развитии искусства и архитектуры Европы. Лучше всего романский стиль выражен в архитектуре. В XIX веке этому стилю дали название «романский». В результате долгих поисков мне не удалось выяснить, как же этот архитектурный стиль назывался до XIX века. Ведь лишь в XIX веке у него появилось название. Оно происходит о латинского (romanus, что обозначает римский) – названия города Рима. Романский стиль назван так, потому что он зарождался в областях раньше входивших в состав Римской империи.
Романский стиль наделяли эпитетами «простонародный», а также «мужицкий». По сравнению с арабской архитектурой затейливой и тонко продуманной, романский стиль кажется примитивным, упрощенным. И все же именно этим стилем Европа впервые сказала свое слово в средневековом искусстве. Романский стиль зародился в Италии после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Романская архитектура — развитие предшествующей ей архитектуре, истоки которой лежат античности а, следовательно, и римской архитектуре.
Это был период формирования государств, период раздробленности, поэтому люди не стремились накапливать материальные блага, они ещё не ходили в крестовые походы и не знали, как живут на Востоке.
- История романского стиля
В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из больших камней. Фасады построек часто украшались рельефами и «фальшивыми» — глухими аркадами.
В развитие нового стиля участвовали почти все части Европы. Это развитие было сложным и имело несколько направлений. Западная и южная части Европы, находившиеся в более тесном контакте с античной культурой, опередили в этом смысле области средней Европы. Из Франции берет начало новый очаг культуры, сыгравший решающую роль в возникновении романского стиля. Здесь появляются идеи, давшие толчок к развитию технических и художественных возможностей того времени, мироощущение, идеал красоты, вдохновлявший романское художественное творчество.
- Дороманский (предроманский) период
В архитектуре Каролингского возрождения переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли немногие постройки. Среди памятников каролингской архитектуры сохранились такие, как палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800) и др. Храмы, дворцы и соборы часто украшались изнутри мозаиками и фресками.
Оттоновское искусство следует за Каролинсгским и предшествует романскому, хотя чёткой границы между ними нет. Название этого искусства происходит от династии, основанной Оттоном Великим. На архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль. В оттоновской архитектуре переплетаются две тенденции: дальнейшее развитие идей каролингской архитектуры и новые решения, предшествующие возникновению романской архитектуры.
- Особенности романского стиля
Постройки того времени всегда гармонично вписывались в окружающую природу, выглядели особенно прочным. Этому способствовали массивные стены, узкие она и ступенчато-углублённые широкие порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции замка становится башня — донжон — смотровая башня, являлась так же убежищем во время нападения врага. Вокруг неё располагались остальные строения, подобные простым геометрическим фигурам.
Но самым главным в этой крепости являлся собор.
Особенности архитектуры романского собора:
- В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
- Замена кессонного потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические
- Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн
- Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
Интерьер.
Бедность и суровый быт были уделом малоземельного дворянства, лишь носители высшей светской или церковной власти жили действительно в роскоши. Сундуки, столы, скамьи, стулья грубо сколоченные были уделом не только крестьян, но и дворянства.
В «Путешествии в Арзрум» Пушкина бедные рыцари, попавшие на Восток во время крестовых походов, были поражены, когда они «…оставя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камешками на рукояти».
Выводы по 1части:
1. Стиль оборонительный был создан во времена междоусобиц; Романский стиль это не просто здание – это комплекс зданий, находящихся на территории крепости. И самое главное, важное, красивое и лучше всего сохранившееся до наших дней в крепости – это христианский собор. В этом современники видели особую красоту, надежность, возвышенность
2. Романское искусство формировалось в центре Европы в каролинский период – во Франции, в оттоновский период – в Германии, поэтому наиболее ярко оно представлено именно в этих странах. Тем и отличается романский стиль от предшествующих (время диктовало свои условия).
3. Все было примитивно не для красоты — не было роскоши, к ней люди не стремились, надежность, устойчивость, защита.
4. Впервые в рельефах, скульптуре и фресках появляется изображение демона.
- Особенности романского стиля в разных странах
Архитектура романского стиля в европейских странах различна.
Архитектурные памятники романского стиля | ||
страны | соборы | признаки |
Англия | Уинчестерскийсобор, Лондонский Тауэр, Аббатство Малмсбери, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо | Объединение приходского и монастырского типов храмов стало отличительной чертой романского стиля Великобритании. Становление романской архитектуры в Англии связано с нормандским завоеванием (норманнский стиль) Минимализм декора. Возведение замка требовало немалых затрат, поэтому декору внимания уделяли мало. Каменная кладка – чтобы построение было прочным, аккуратно подгоняли камни, кирпичей тогда не было. Небольшие окна – большие окна были не только невыгодны из-за дорогостоящего и редкого стекла, но и могли снизить безопасность строения |
Германия | Лимбургский собор Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце Церковь святого Якоба в Регенсбурге Лаахское аббатство | Аркообразные фризы вдоль карниза. Гладкая поверхность стен. Узкие окна. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лизены. Лизены – вертикальные плоские выступы на поверхности стен. |
Франция | Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье Приорат Серрабоны | Трехнефные базилики — в среднем нефе находились своды цилиндрической формы. Красивейшие фигуры, украшающие строение. Многообразие архитектурных школ |
Испания | Кафедральный собор в Испании Романские церкви в Валь-де-Бой | Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей. Чёткость объёмов, целостность частей и безупречность форм. |
Италия | Равенский собор Пизанский собор и, частично Пизанская башня | Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, скульптурный декор, миниатюрные галереи — все это применялось в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия. |
Португалия | Кафедральный собор Порто Кафедральный собор Лиссабона Старая ратуша Брагансы Старый кафедральный собор Коимбры Собор Браги | Влияние мавританского стиля (ажурные решетки, кружевные купола и пр. ) |
Латвия | Турайдский замок Толстая Маргарита | Каменные постройки были прочными, мощными, громоздкими. |
Вывод по 3 части:
Романский стиль в разных странах различен, т.к. появление этого стиля в европейских странах происходит в разное время, накладывается территориальная особенность. На юго – западе (Испания, Португалия — мавританские кружева на вершинах куполов, решетках оград и пр.) влияние мавританского стиля, На севере (Англия — напоминает предготику) влияние норманнского стиля, В центре Европы (Германия, Франция – как бы выросшие из земли тяжеловесные соборы) – тяжеловесный романский стиль.
- Элементы романского стиля в архитектуре последующих столетий
Романский стиль заимствовал архитектурные элементы из других эпох, предшествующих романскому стилю. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая, что и объясняет название «романский».
Базилика — не достижение романского стиля, а наследие предшествующих поколений (др. Греция).
Элементы романского стиля есть в последующих стилях.
Например, в готике присутствуют такие элементы романского стиля, как:
- порталы
- непропорциональные скульптуры человека, являющиеся как украшением интерьера собора, так и располагающиеся на его фасаде
- колонны
- арки
- узкие вытянутые окна
- круглые окна (позднее, в готическом стиле — стали называться розетками),
- своды (крестовые, цилиндрические)
- кованые двери храмов (защитная функция)
Это служит доказательством того, что стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры.
Аркатурный пояс в российском храмовом зодчестве не что иное, как романская глухая аркада, а так же круглые порталы, вытянутые окна. Примерами могут служить: Храм Покрова на Нерли, Успенский Собор Московского кремля, Дмитриевский Собор во Владимире и мн. др.
Архитектура Возрождения имеет такие черты романского стиля как, длинные и узкие окна, круглые окна, арки и колонны. Примеры: собор Сант-Агостино в Риме (Джакомо Пьетрасанта), Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Церковь Санта-Мария Новелла (Альберти) и мн. др.
Металлические кованые двери создавались как в романском так и в последующих стилях. Примеры: дверь Собора в Трое (Италия) XII век, двери Исаакиевского собора XIX век, двери Храма Христа Спасителя в Москве XX век и мн. др.
Суть храмового строительства последующих столетий – храм крестово-купольный (отражение креста в закладке фундамента и возведении стен) что, по сути, является базиликой.
Скульптура в эпоху романского стиля стала неотъемлемой частью архитектуры, что неоднократно повторяется в последующих культурных эпохах: готике — например: Наумбургский собор, Нотр-Да́м де Пари́; барокко — например: Сан-Суси в Потсдаме, неоклассицизме — например: Исаакиевский собор в. Санкт- Петербурге
И даже в таком стиле, как модерн есть отголоски романского стиля в причудливой форме: круглые окна, круглые порталы, скульптура на фасаде зданий и на крыше.
В архитектуре XIX-XX веков и в современной архитектуре встречаются:
- Кованные металлические двери с рельефами.
- Круглые порталы
- Круглые окна
- Узкие вытянутые окна
- Тяжелые массивные колонны, стены
- Арочные своды
- Скульптура на фасаде здания
При анализе элементов романского стиля, у меня получилась следующая таблица.
Эпохи, стили | Элементы романского стиля | Примеры | |
Европа | Россия | ||
Средневековье. (Готика) | порталы, колонны, арки, круглые окна, узкие вытянутые окна, скульптуры на фасаде, своды, кованые двери | Наумбургский собор, Собор Парижской Богоматери | Дмитриевский Собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, |
Возрождение | Арки, колонны, круглые окна, узкие вытянутые окна | Церковь Санта-Мария Новелла, Собор Сант-Агостино в Риме | |
Барокко | скульптуры на фасаде, круглые окна, колонны | Сан-Суси в Потсдаме, | Смольный монастырь в СПБ |
Классицизм, Неоклассицизм, ампир | скульптуры на фасаде, порталы, круглые окна, колонны, | Пантеон в Париже (арх. Суффло) | Исаакиевский собор в СПБ, Арка генштаба СПБ, Казанский собор, храм Христа Спасителя |
Модерн архитектурный стиль отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, получивший распространение 1890—1910 | скульптуры на фасаде, круглые окна, колонны, круглые порталы, арки | Церковь Саграда Фамилия, | Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Дом Зингера в Петербурге, Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке |
Модернизм — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций 1900-1980 | круглые окна, колонны, арочные своды, круглые порталы, скульптура на фасаде | Красный дом в Лондоне 1860(вытянутые окна), Библиотека Сен Женевьев в Париже, 1850(глухая аркада, порталы), Чандигарх, дворец Юстиции Ле Корбюзье (арки), Эйфелева башня |
Вывод по 3 части:
Каждый новый архитектурный стиль заимствует что-либо важное для своего времени от предыдущего.
Романский стиль сыграл важную роль в развитии европейского искусства и подготовил переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры.
Романский стиль явился промежуточным в развитии мировой архитектуры (не вычурный как барокко, а жирная точка в каменном строительстве — оборона).
Как ни странно, элементы романского стиля чаще всего встречаются в культовых зданиях.
Чем ближе к современности, тем элементы романского стиля встречаются реже.
- Социологический опрос
Было проведено анкетирование среди обучающихся 7-8 классов (97человек).
Были предложены вопросы:
- Что такое романский стиль в архитектуре? В какое время он существовал?
- Чем отличается романский стиль от последующего (готического)? Почему?
- Какие элементы романского стиля вы встречаете сегодня?
85% оппонентов смогли определить, что такое романский стиль в архитектуре
54% опрашиваемых, смогли сравнить этот стиль с готическим и назвать элементы романского стиля
Никто не смог связать романский стиль с современностью и привести примеры романского стиля в современной архитектуре.
Заключение:
- Романский стиль разновременно развивался и по — разному воспринимается в различных частях Европы, России.
- Романский стиль имеет заимствования в архитектурах предшествующих эпох (греческой, римской) — колонны, базилика. И в более поздние эпохи этот стиль нашел своё отражение и развитие в архитектуре (базилика, массивные стены и колонны, круглые порталы, арочные своды, узкие окна, круглые окна, кованые двери, фасадная скульптура и др.)
- Гипотеза подтвердилась.
- Элементы романского стиля в архитектуре дошли до нашего времени, не в столь многочисленном виде как я думала, начиная исследование.
Список используемых источников:
- Базилика [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0 , свободный — (22.12.2016)
- Главная » Книги » БСЭ БСЭ » Большая Советская Энциклопедия (РО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rulit.me/books/bolshaya-sovetskaya-enciklopediya-ro-read-88930-61.html , свободный — (05.03.2017)
- Дороманское искусство [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/doroman/doroman.html , свободный — (27.12.2016)
- Искусство X-XII веков: Романский стиль. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/roman_style/roman_style.html , свободный — (27.02.2017)
- История архитектуры. Архитектурные стили [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/index.html , свободный — (25.02 2017)
- Равеннский собор [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 , свободный — (13.01.2017)
- Романский стиль мебели (XI- XIII века) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sk-frontal.ru/romanskiy-stil-mebeli-xi-xiii-vv , свободный — (25.02. 2017)
- Романский стиль [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.wood-digital.com/romanesque , свободный — (15.02.3027)
- Романский стиль в архитектуре в период средневековья V — X вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=569 , свободный — (5.03.2017)
- Романский стиль в современной архитектуре [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://stonemaster-spb.ru/node/29 , свободный — (27.01.2017)
Приложения
Библиотека Сен Женевьев в Париже, 1850 г.
Архитектор Ле Корбюзье — Чандигарх, дворец Юстиции.
Красный дом в Лондоне, 1860 г.
- Модернизм (Модерн). http://arch-house.ru/Biblioteka/Stili/Modern/index.html
- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://trendsdesign.ru/interiorstyles/ethnic/romanskij/osobennosti.html
- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/29. htm
- [Электронный ресурс] https://books.google.ru/books?id=NdT6CwAAQBAJ&pg=PA93&lpg=PA93&dq=%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F+%D0%B2+%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&source=bl&ots=kO37qcFpVp&sig=6nabTUsABmUjFfIQjqKdTAb0LG4&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwisiabF-_zRAhUpAZoKHQe6BwwQ6AEIIDAB#v=onepage&q=%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&f=false
Пражский Град | История, здания и факты
Пражский Град , Чехия Pražský hrad , также называемый Hradčany , собирательное название совокупности дворцов, церквей, офисов, укреплений, дворов и садов в Праге, площадью около 110 акров. (45 га). Замок раньше был резиденцией королей Богемии, а в настоящее время является официальной резиденцией президента Чехии. Он находится в историческом центре Праги, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пражский Град возник в конце 9 века, во время правления Борживоя, первого христианского князя Чехии. Церковь, которая стала базиликой Святого Георгия, была начата примерно в 920 году; базилика до сих пор стоит как памятник романской архитектуры. Князь-мученик Вацлав I («Добрый король Вацлав» из рождественской песни) был похоронен в 932 году в церкви св. Вита, предшественнице собора, посвященного тому же святому. Фундамент собора св. Вита был заложен на Градчанах в 1344 году по приказу Карла IV, будущего короля Богемии и императора Священной Римской империи. Архитектор Петр Парлерж придал собору стиль поздней готики, но строительство не было завершено до 19 века.29. В сводчатом соборе хранятся драгоценности чешской короны, которые обычно не выставляются на всеобщее обозрение.
Старый Королевский дворец был построен из камня в романском стиле князем Собеславом в 12 веке, чтобы заменить первоначальные деревянные дворцовые постройки. Он был расширен Карлом IV и его сыном Вацлавом IV и существенно перестроен после 1483 года Владиславом II. Владиславский зал (1493–1510 гг.) — помещение в Старом королевском дворце, спроектированное архитектором Бенедиктом Ридом. Он демонстрирует как поздние готические, так и ренессансные архитектурные черты. Зал совета был плацдармом для Пражской дефенестрации (1618 г.), насильственного проявления богемского национализма, за которым последовала Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). В Новом Королевском дворце, который постепенно формировался в конце 16 и начале 17 веков, сейчас размещаются чешские правительственные учреждения. В Тронном зале, Испанском зале и других больших залах проходят официальные церемонии.
К северу от укрепленной части замка находится Золотая улочка, улица с небольшими домами, первоначально построенными для королевских алхимиков и других слуг замка. Писатель Франц Кафка жил здесь с 1916 по 1917 год. Золотая улочка окружена двумя круглыми башнями: Далиборкой (с восточной стороны) и Новой Белой башней (с запада). Оба были построены в 15 веке и были печально известными тюрьмами. Дальше на север, за Оленьим рвом (овраг, где когда-то держали оленей), находится Королевский сад. Вдоль его южного края находится Зал для игр с мячом (1567–1569 гг.).), который был построен как спортзал, но сейчас используется для выставок и концертов. Рядом находится Летний дворец (1538—60; иногда называемый Бельведером или Летним дворцом королевы Анны), также построенный в стиле ренессанс.
Роберт Льюис
Романская и готическая архитектура: в чем разница?
Познакомьтесь с архитектурой поздней античности и средневековья и узнайте о контрасте между римскими и готическими влияниями.
Романская архитектура Определение
Эксперты спорят о дате начала появления романской архитектуры, но все согласны с тем, что 11 век является высшей точкой ее расцвета в Европе.
Что определяет романскую архитектуру?Романская архитектура сочетает в себе черты римских и византийских построек с другими местными традициями и в основном узнаваема по полукруглым аркам, толстым стенам, массивным башням и цилиндрическим сводам.
Аркады также являются обычным элементом романского стиля, служащим как структурным, так и декоративным целям.
Несмотря на то, что круглая арка была перенесена из классической архитектуры, большинству средневековых строителей не хватало умения строить широкие купола, поэтому их конструкции кажутся плотными, полагаясь на толстые стены, чтобы выдержать вес здания.
Как определили друг друга два периода романской архитектуры?Первая романская эпоха (около 800-900 гг.) использовала стены из бутового камня, окна меньшего размера и сводчатые крыши, в то время как 2-й период (1000-е годы) демонстрирует большую изысканность с более широкими сводами, большими окнами и обработанным камнем.
В некоторых церквях 2-го периода окна были на колесиках или в виде розеток, что предшествовало их популярности в готический период.
Обзор романской архитектуры
Во времена Римской империи архитектура процветала, и строители освоили технику арок и куполов с широкими сводами, создавая большие внутренние пространства.
В конце Империи такие методы строительства, как закругленная арка, сохранились в Западной Европе и продолжали появляться в церквях, монастырях и дворцах; однако другие методы, такие как смещение веса для поддержки обширных куполов, были утеряны.
Когда начал зарождаться романский стиль в архитектуре?Примерно в начале 6-го века романский стиль начал зарождаться, опираясь на римскую арку и архитектурные возможности, которые она открывала.
В течение следующих столетий крестовые походы открыли европейцам доступ к церквям Константинополя, где строительство куполов не прекращалось со времен Римской империи.
Эта эпоха потрясений привела к строительству крепостей и укреплению городов с использованием романских методов. Возможно, самым известным романским сооружением является Лондонский Тауэр, построенный Норманом Завоевателем в 11 веке.
Определение готической архитектуры
Готическая архитектура возникла в 12 веке, опираясь на лучшие черты романского стиля.
Каковы сходства и различия между романской и готической архитектурой?Если вы хотите дать определение готической архитектуре, вы должны заметить разницу между романскими и готическими зданиями. Там, где романские здания кажутся массивными, готические постройки изящны и, кажется, бросают вызов гравитации.
В то время как романская и готическая архитектура использовали в своей архитектуре арки, контрфорсы и своды, то, как эти элементы были включены в здания, поразительно отличалось.
Например, в романских церквях предпочитали круглые арки, а в готических зданиях — стрельчатые.
Каковы характеристики готической архитектуры?Наиболее характерной чертой готической архитектуры, заимствованной из исламского дизайна, является высокая, тонкая, стрельчатая арка, притягивающая взгляд вверх и подчеркивающая высоту собора.
Витражи особенно эффектны в готических церквях, обеспечивая детальное изображение библейских историй. Окно-роза, также встречающееся в романских церквях, было значительно усовершенствовано в готических постройках.
Пересекающиеся цилиндрические своды добавляют красоты готическим потолкам, но они также поддерживают более высокие и воздушные конструкции.
Ключевым структурным элементом готической архитектуры является контрфорс, выступающая каменная конструкция, которая перераспределяет вес крыши и позволяет использовать тонкие стены и большие окна. Ряд декоративных украшений, таких как горгульи, вершины и шпили, также отличают готическую архитектуру от других стилей.
Обзор готической архитектуры
Романская архитектура доминировала в Западной Европе на протяжении 11 века. Но в 1095 году начались крестовые походы, привлекшие все большее число дворян и солдат в Константинополь, где они познакомились с исламской архитектурой, которая развивалась в разных эстетических направлениях, хотя и с использованием многих романских техник. В частности, исламские постройки включали стрельчатые арки и большие купола.
Крестовые походы вызвали религиозный пыл, и уцелевшие дворяне построили церкви в память о своем благополучном возвращении. Новые элементы, увиденные в Константинополе, вдохновили нововведения в романских стилях, что постепенно привело к появлению готики.
Во Франции готическая архитектура была известна как «французская работа», а аббатство Сен-Дени, построенное в 1134–1144 годах, является первым полностью готическим сооружением с ребристыми сводами, контрфорсами и остроконечными арками.
Шартрский собор — первый образец Высокой готики. Никогда широко не использовавшаяся в Италии готическая архитектура начала приходить в упадок и потеряла господство в середине 15 века с приходом итальянского Возрождения.
Контрастные элементы: дуги
На что похожи романские арки?Романские арки обычно встречаются в аркадах, дверях и окнах, а меньшие арки, примыкающие к большой арке, характерны для романского дизайна.
Круглые арки часто поддерживаются колоннами, вырезанными из цельного куска камня. Поскольку после падения Рима технологии были утеряны, романские строители не могли решить проблему тяги наружу на несущих арках, поэтому своды были узкими, а здания — относительно короткими.
На что похожи готические арки?Готические арки возникли в доисламские времена и использовались на Ближнем Востоке на протяжении всего романского периода.
Сначала использовавшиеся для стрельчатых окон, которые были высокими и чрезвычайно узкими, стрельчатые арки вскоре стали использоваться во всем строительстве и являются наиболее заметным элементом готических сооружений, придавая соборам большую вертикальность как по высоте, так и в перспективе.
С религиозной точки зрения готические арки были популярны, потому что они привлекали внимание к небу.
Соборы отличались роскошными остроконечными деталями со стрельчатой аркой над дверным проемом, увенчанной остроконечным скульптурным элементом и остроконечными шпилями по обеим сторонам. Пересекающиеся готические арки создали ребристые своды, которые помогли решить проблему тяги наружу, сделав возможными большую высоту и ширину конструкций.
Контрастные элементы: контрфорсы
Одна из проблем средневековой архитектуры, особенно соборов, заключалась в том, как выдержать вес крыши и при этом оставить под ней достаточно широкое пространство для большого количества людей.
Одно из решений, принятых романскими архитекторами, состояло в том, чтобы построить толстые и прочные стены, но они также должны были добавить контрфорсы для дополнительной поддержки.
Контрфорсы представляют собой конструктивные элементы, выступающие из стены для ее усиления и переноса части веса свода на землю. Романские контрфорсы представляли собой сплошную массу, ярусами выступавшую из подпираемой стены.
Контрфорсы также смещают вес свода, но они состоят из арки, идущей от вершины стены к массивному пирсу.
Решая проблему смещения веса, аркбутаны были структурной необходимостью, но они также улучшали эстетику готических соборов, становясь высокодекоративными внешними элементами, которые еще больше направляют взгляды зрителей к небу.
Контрастные элементы: своды
Романский бочкообразный свод представляет собой ряд круглых арок, расположенных рядом друг с другом для создания полуцилиндрической конструкции. Поскольку арки создают внешнюю тягу к стенам, которые их поддерживают, романские архитекторы сделали свои стены толстыми и прочными с небольшим количеством маленьких окон.
Иногда они размещали несколько сводов параллельно друг другу, чтобы направленный наружу толчок от одного противодействовал удару от другого. Однако стены самого внешнего свода обычно требовали укрепления.
Готические архитекторы использовали ребристые своды, чтобы решить проблему тяги наружу, поместив готические арки в диагональный каркас, который равномерно распределял вес, позволяя зданиям быть выше и тоньше и делая ненужными толстые стены.
Стрельчатые арки можно было поднимать как в узком, так и в широком пролете, поэтому церкви могли быть выше и иметь больше окон. Арки расположены на стыках свода и несут вес потолка.
Ключевое расположение, романский стиль: Пизанский собор и башня
Пизанский собор и башня являются одними из самых впечатляющих образцов романской архитектуры в мире.
Построенный в начале 11 века, этот комплекс сочетает в себе элементы восточной и византийской архитектуры с ломбардским романским стилем — ранней итерацией романской архитектуры с толстыми стенами и декоративными глухими арками — для создания пизанского романского стиля.
Внешний вид выполнен из мрамора, имеет симметричный дизайн с арочными дверными проемами и скульптурными дверями, добавленными в эпоху Возрождения. Хотя изначально собор был задуман по образцу греческого креста с 4 равными плечами, позже он был модифицирован в виде латинского креста.
Более 40 круглых арок украшают фасад здания как прекрасный образец романского стиля.
Что отличает Пизанскую башню?Колокольня собора, известная как Пизанская башня, представляет собой выдающийся образец романского стиля с 8 этажами круглых арок.
Возведение башни началось через столетие после собора и заняло 226 лет.
Эта башня в настоящее время «наклонена» под углом 4 градуса. Здание начало смещаться во время строительства из-за слабого фундамента и мягкого грунта. Однако из-за политических волнений строительство было остановлено почти на столетие, что дало время осесть земле и ограничило количество перемещений.
Однако со временем башня продолжала медленно наклоняться, и в худшем случае она составляла угол 5,5 градуса. Реконструкция, проведенная в 1990 и 2013 годах, помогла стабилизировать здание и вернуть ему наклон в 4 градуса.
Ключевое местоположение, готика: Собор Нотр-Дам
Построенный между 1163 и 1260 годами, Нотр-Дам-де-Пари является одним из лучших готических соборов с ребристыми сводами, контрфорсами, замысловатыми и красочными окнами-розетками и скульптурным декором.
В начале 1200-х годов к хорам были добавлены трансепты, чтобы обеспечить больше света. Ребра из 4 частей сделали крышу более прочной, чтобы она могла быть выше. В конце 1240-х годов к северному трансепту был добавлен остроконечный портал, дополненный эффектным окном-розеткой.
В 1258 году такая же пристройка была сделана к южному трансепту, создав знакомый фасад собора.
В 13 веке были добавлены аркбутаны, что позволило сделать стены выше и тоньше. Собор строился, реконструировался или ремонтировался на протяжении всей своей 850-летней истории, последний раз он серьезно пострадал во время катастрофического пожара в 2019 году.
Несмотря на модификации и повреждения, Нотр-Дам остается культовым образцом французской готики.